В каких жанрах реализуется учебно научная речь инструкция

Cтраница 1 из 2

Жанры научного стиля речи

 Жанр — форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.

В учебнике для вузов «Культура русской речи» (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

• собственно научный,

• научно-информативный,

• научно-справочный,

• учебно-научный,

• научно-популярный.

Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Научно-учебный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис — утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации — примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография — оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

   Монография — научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

   Научная статья — сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

  В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля — учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, — быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:

– название (заголовок),

– введение,

– основная часть,

– заключение.

Название (заголовок) научного текста — важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

— название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

— название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

— названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

– выбор темы исследования,

– описываются методы исследования,

– формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

– реферат,

– аннотация,

– конспект,

– тезисы.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

РЕФЕРАТ

Реферирование — интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат — адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов — один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

   Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

  Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

• библиографическое описание,

• собственно реферативный текст,

• справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки (продолжение на следующей странице):

<< Начало < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Жанры научной речи Жанр научной речи – исторически сложившийся устойчивый тип научной литературы, обладающий функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой. Научный стиль реализуется в крупных и малых жанрах.

Жанры научной речи

Жанр научной речи – исторически сложившийся устойчивый тип научной литературы, обладающий функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.

Научный стиль реализуется в крупных и малых жанрах.

Подстили научного стиля речи 1. Собственно научный (академический) – монографии, статьи, диссертации, тезисы, доклады, сообщения, выступления, научно-технические отчеты. 2. Информационно-реферативный – рефераты, обзоры, аннотации, резюме. 3. Справочно-энциклопедический – энциклопедии, словари, справочники. 4. Научно-оценочный – рецензии, отзывы, экспертные заключения, полемические выступления, дискуссии. 5. Научно-учебный – учебники, учебные пособия, курсы лекций.  6. Научно-методический (инструктивный) – методические пособия, программы, рекомендации, инструкции. 7. Научно-деловой – патенты, авторские свидетельства, описания изобретений, стандарты, технические условия, спецификации, рекламации.

Подстили научного стиля речи

1. Собственно научный (академический) – монографии, статьи, диссертации, тезисы, доклады, сообщения, выступления, научно-технические отчеты.

2. Информационно-реферативный – рефераты, обзоры, аннотации, резюме.

3. Справочно-энциклопедический – энциклопедии, словари, справочники.

4. Научно-оценочный – рецензии, отзывы, экспертные заключения, полемические выступления, дискуссии.

5. Научно-учебный – учебники, учебные пособия, курсы лекций.

6. Научно-методический (инструктивный) – методические пособия, программы, рекомендации, инструкции.

7. Научно-деловой – патенты, авторские свидетельства, описания изобретений, стандарты, технические условия, спецификации, рекламации.

МОНОГРАФИЯ Монография – научный труд, посвящённый многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий новизной теоретического или эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершённостью, сложной композиционной структурой.

МОНОГРАФИЯ

Монография – научный труд, посвящённый многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий новизной теоретического или эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершённостью, сложной композиционной структурой.

СТАТЬЯ Статья обладает менее разветвлённой смысловой структурой и в связи с этим более простой композицией и меньшим объемом. Жанр статьи дифференцируется следующим образом: проблемно-постановочная статья; 2) статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 3) собственно научная статья, в которой достаточно подробно излагаются основные результаты исследования;  4) историко-научная обзорная статья;  5) дискуссионная / полемическая статья; 6) научно-популярная статья.

СТАТЬЯ

Статья обладает менее разветвлённой смысловой структурой и в связи с этим более простой композицией и меньшим объемом. Жанр статьи дифференцируется следующим образом:

  • проблемно-постановочная статья;

2) статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

3) собственно научная статья, в которой достаточно подробно излагаются основные результаты исследования;

4) историко-научная обзорная статья;

5) дискуссионная / полемическая статья;

6) научно-популярная статья.

ТЕЗИСЫ Тезисы – краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. Тезисы предполагают определённую и строго нормативную композиционно-смысловую структуру, состоящую из преамбулы (содержащей ввод в проблематику, обоснование её актуальности, представление предмета исследования), 2) основного тезисного изложения (3 – 6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство), 3) заключительного тезиса (итога изложенного). Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное нарушение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора .

ТЕЗИСЫ

Тезисы – краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений.

Тезисы предполагают определённую и строго нормативную композиционно-смысловую структуру, состоящую из

  • преамбулы (содержащей ввод в проблематику, обоснование её актуальности, представление предмета исследования),

2) основного тезисного изложения (3 – 6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство),

3) заключительного тезиса (итога изложенного).

Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное нарушение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора .

РЕЦЕНЗИЯ Научная рецензия выполняет функции репрезентации научного труда, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия – давно сложившийся жанр с высокой степенью стандартизации на всех уровнях построения текста. Её отличают особый словарь (прежде всего оценочная лексика) и типовые грамматические структуры, посредством которых актуализируется диалогическая природа этого жанра.

РЕЦЕНЗИЯ

Научная рецензия выполняет функции репрезентации научного труда, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия – давно сложившийся жанр с высокой степенью стандартизации на всех уровнях построения текста. Её отличают особый словарь (прежде всего оценочная лексика) и типовые грамматические структуры, посредством которых актуализируется диалогическая природа этого жанра.

РЕЦЕНЗИЯ Основные функции рецензии – информирующая и оценочная. Объектами оценки в научной рецензии являются: обозначение рецензируемой работы через её жанр (словарь, справочник, учебное пособие, монография и др.); аспекты, методы исследовательской деятельности учёного; поставленная научная задача; материал исследования; характер стиля и др.

РЕЦЕНЗИЯ

Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.

Объектами оценки в научной рецензии являются: обозначение рецензируемой работы через её жанр (словарь, справочник, учебное пособие, монография и др.); аспекты, методы исследовательской деятельности учёного; поставленная научная задача; материал исследования; характер стиля и др.

 Рецензия  Как правило, в рецензии представлены четыре типа оценок научного произведения в целом и его отдельных аспектов: 1) общая аксиологическая оценка ( высокий уровень, хороший образец, блестящая идея); 2) ментальная оценка, включающая в себя психоло-интеллектуальную ( важный вклад, основополагающий метод, серьезная попытка и др.) и эмоционально-интеллектуальную ( остроумная идея, рациональный подход, тонкий анализ) оценку ; 3) практическая оценка, основывающаяся на отношении к норме, стандарту, традиции, актуальности, эффективности и т. д. ( идеальная классификация, академический труд, своевременная постановка проблемы);  4) эмоциональная оценка, обозначающая различные психологические состояния и реакции ( сильное впечатление, неожиданные выводы, поразительные результаты).        

Рецензия

Как правило, в рецензии представлены четыре типа оценок научного произведения в целом и его отдельных аспектов:

1) общая аксиологическая оценка ( высокий уровень, хороший образец, блестящая идея);

2) ментальная оценка, включающая в себя психоло-интеллектуальную ( важный вклад, основополагающий метод, серьезная попытка и др.) и эмоционально-интеллектуальную ( остроумная идея, рациональный подход, тонкий анализ) оценку ;

3) практическая оценка, основывающаяся на отношении к норме, стандарту, традиции, актуальности, эффективности и т. д. ( идеальная классификация, академический труд, своевременная постановка проблемы);

4) эмоциональная оценка, обозначающая различные психологические состояния и реакции ( сильное впечатление, неожиданные выводы, поразительные результаты).

РЕФЕРАТ  Реферат – семантически адекватное, ограниченное малым объёмом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания первичного научного текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. В настоящее время в сфере научной коммуникации реферат является одним из самых распространенных жанров. Главная функция любого реферата – информативная. Из всех вторичных документов он отличается наибольшей информативностью, благодаря чему в ряде случаев реферат может заменить первоисточник. Прежде всего это касается расширенных рефератов, типа публикуемых в экспресс-информации ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), реферативных журналов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) и т.п., а также кратких рефератов статей, содержащих описание изделий, технологических процессов, результатов экспериментов.

РЕФЕРАТ

Реферат – семантически адекватное, ограниченное малым объёмом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания первичного научного текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. В настоящее время в сфере научной коммуникации реферат является одним из самых распространенных жанров. Главная функция любого реферата – информативная. Из всех вторичных документов он отличается наибольшей информативностью, благодаря чему в ряде случаев реферат может заменить первоисточник. Прежде всего это касается расширенных рефератов, типа публикуемых в экспресс-информации ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), реферативных журналов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) и т.п., а также кратких рефератов статей, содержащих описание изделий, технологических процессов, результатов экспериментов.

ДИССЕРТАЦИЯ Диссертация (от лат. Dissertatio – рассуждение, исследование) – научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения учёной степени.

ДИССЕРТАЦИЯ

Диссертация (от лат. Dissertatio – рассуждение, исследование) – научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения учёной степени.

ДИССЕРТАЦИЯ К основным характеристикам диссертационного исследования относятся: - актуальность; - цели и задачи диссертации; - объект и предмет исследования; - научная новизна; - научные положения, выносимые на защиту и их достоверность; - практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов.

ДИССЕРТАЦИЯ

К основным характеристикам диссертационного исследования относятся:

— актуальность;

— цели и задачи диссертации;

— объект и предмет исследования;

— научная новизна;

— научные положения, выносимые на защиту и их достоверность;

— практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ Автореферат диссертации (АРД) фиксирует основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результатах проведённого исследования и введения их в сферу научной коммуникации . АРД включает три части: заголовочную (сведения о специализированном совете, ФИО автора, название темы, шифр и название специальности, название учёной степени); собственно реферативную, в которой излагается содержание диссертации; справочную (сведения о ведущей организации, научном руководителе, оппонентах, дате защиты, а также перечень опубликованных работ).

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Автореферат диссертации (АРД) фиксирует основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результатах проведённого исследования и введения их в сферу научной коммуникации .

АРД включает три части: заголовочную (сведения о специализированном совете, ФИО автора, название темы, шифр и название специальности, название учёной степени); собственно реферативную, в которой излагается содержание диссертации; справочную (сведения о ведущей организации, научном руководителе, оппонентах, дате защиты, а также перечень опубликованных работ).

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ Особенность собственно реферативной части заключается в том, что она состоит из трех практически самостоятельных разделов. В первом разделе даётся общая поаспектная характеристика содержания диссертации, во втором излагается содержание диссертации по её структурным элементам, в третьем приводится обобщённое заключение. Поаспектная характеристика диссертации включает следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема (задача), цель исследования, объект и предмет исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, реализация результатов, пути их дальнейшей реализации, апробация работы, структура и объём диссертации.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Особенность собственно реферативной части заключается в том, что она состоит из трех практически самостоятельных разделов. В первом разделе даётся общая поаспектная характеристика содержания диссертации, во втором излагается содержание диссертации по её структурным элементам, в третьем приводится обобщённое заключение. Поаспектная характеристика диссертации включает следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема (задача), цель исследования, объект и предмет исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, реализация результатов, пути их дальнейшей реализации, апробация работы, структура и объём диссертации.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ Второй раздел АРД должен дать как можно более полное представление о содержании и внутреннем единстве диссертации. Здесь важно показать, как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоёмкости, описать условия и основные этапы эксперимента. Во всех случаях – т. е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов – в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты. Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Второй раздел АРД должен дать как можно более полное представление о содержании и внутреннем единстве диссертации. Здесь важно показать, как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоёмкости, описать условия и основные этапы эксперимента. Во всех случаях – т. е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов – в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты.

Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ В Заключении не стоит перечислять общие выводы диссертации, уже изложенные в первом и втором разделах, целесообразнее давать обобщенную итоговую оценку проделанной работы. При этом следует указывать, в чём автор видит главный смысл своего труда; какие важные побочные результаты получены при выполнении диссертации; каковы новые научные задачи / проблемы в связи с проведенным исследованием и возможные направления их решения. Заключение, составленное по такому принципу, дополнит характеристику теоретического уровня диссертации, а также продемонстрирует профессиональную зрелость автора и его научную квалификацию.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

В Заключении не стоит перечислять общие выводы диссертации, уже изложенные в первом и втором разделах, целесообразнее давать обобщенную итоговую оценку проделанной работы. При этом следует указывать, в чём автор видит главный смысл своего труда; какие важные побочные результаты получены при выполнении диссертации; каковы новые научные задачи / проблемы в связи с проведенным исследованием и возможные направления их решения. Заключение, составленное по такому принципу, дополнит характеристику теоретического уровня диссертации, а также продемонстрирует профессиональную зрелость автора и его научную квалификацию.

Рекомендуемая литература Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль ре чи. Оформление научной работы: Учеб. пособие. М., 1991. 2. Кожина М.Н., Стилистика русского языка. Изд. 4е, доп. и перераб. М., 2008. 3. Основы научной речи / Под ред. В.В.Химика, Л.Б. Волковой. М.; СПб., 2003.

Рекомендуемая литература

  • Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль ре чи. Оформление научной работы: Учеб. пособие. М., 1991.

2. Кожина М.Н., Стилистика русского языка. Изд. 4е, доп. и перераб. М., 2008.

3. Основы научной речи / Под ред. В.В.Химика, Л.Б. Волковой. М.; СПб., 2003.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

ТЕМА 8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

  1. 8.1. Разновидности научного стиля речи 
  2. 8.2. Лексика научного стиля 
  3. 8.3. Морфология научного стиля 
  4. 8.4. Синтаксис научного стиля
  5. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ 

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
     Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

  1. предварительное обдумывание высказывания,
  2. монологический характер речи,
  3. строгий отбор языковых средств,
  4. стремление к нормированной речи.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

8.1. Разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

  1. собственно научный,
  2. научно-технический (производственно-технический),
  3. научно-информативный,
  4. научно-справочный,
  5. учебно-научный,
  6. научно-популярный.

Реализуясь в письменной и в устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:

  1. учебник
  2. справочник
  3. научная статья
  4. монография
  5. диссертация
  6. лекция
  7. доклад
  1. аннотация
  2. реферат
  3. конспект
  4. тезисы
  5. резюме
  6. рецензия
  7. отзыв

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

  1. сообщение,
  2. ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),
  3. рассуждение,
  4. языковой пример,
  5. объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.
     Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими
внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

  1. Научная тематика текстов.
  2. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).
  3. Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
  4. Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью. 
  5. Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
  6. Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
  7. Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
     Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

  1. Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.
  2. Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.
  3. Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

8.2. Лексика научного стиля

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, — это условный язык науки.
     Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами: К тому времени физики уже знали, что
эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.
     Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими:
сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).
     О.Д. Митрофанова в работе «Язык научно-технической литературы» (М.:МГУ, 1973, с. 30, 31) отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода — 1431, раствор — 1355, кислота — 1182, атом — 1011, ион — 947 и пр.
     Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины:
солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

8.3. Морфология научного стиля

Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).
     Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа:
Волк — хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.
     Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных:
быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.
     Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят —
перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.
     Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений:
При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.
     Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы
несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.
     Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения
ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

8.4. Синтаксис научного стиля

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.
     Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций:
неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

Жанры научного стиля – это различные формы текстов, которые используются для передачи научной информации, описания исследований, объяснения явлений и доказательства гипотез. Понимание особенностей жанров научного стиля важно не только для общей грамотности, но и для выполнения заданий в рамках подготовки к ЕГЭ, где анализ и работа с научными текстами являются неотъемлемой частью.


Определение научного стиля

Научный стиль – это функциональный стиль речи, который используется в сфере науки, образования и профессиональной деятельности. Он направлен на логичное, объективное и точное изложение информации.


Характерные особенности научного стиля

  1. Логичность и последовательность.
    Все тексты научного стиля структурированы и подчинены строгой логике.

  2. Объективность.
    Отсутствие эмоциональных оценок и субъективных мнений.

  3. Точность терминологии.
    Использование специальной лексики и терминов.

  4. Обилие абстрактных понятий.
    Преобладают слова, выражающие обобщённые понятия.

  5. Строгость грамматических конструкций.
    Употребление сложных предложений, пассивных конструкций.


Основные жанры научного стиля

  1. Научная статья.

    Направлена на публикацию результатов исследований.

    • Пример: «Влияние экологических факторов на биоразнообразие лесных экосистем».

  2. Доклад.

    Краткое сообщение на научную тему для устного представления.

    • Пример: «Современные подходы к использованию возобновляемых источников энергии».

  3. Диссертация.

    Исследовательская работа, представляющая собой итог научной деятельности.

    • Пример: «Роль молекулярной биологии в развитии современной медицины».

  4. Учебник или учебное пособие.

    Текст, направленный на систематическое изложение знаний.

    • Пример: «Основы математики для старших классов».

  5. Монография.

    Обширный труд, посвящённый изучению одной темы.

    • Пример: «Эволюция русского языка в XX веке».

  6. Реферат.

    Краткое изложение содержания научных источников.

    • Пример: «Сущность и значение научной революции XVII века».

  7. Отчёт о научно-исследовательской работе.

    Документ, отражающий результаты исследований.

    • Пример: «Отчёт о выполнении гранта в области нейротехнологий».


Жанры научного стиля в заданиях ЕГЭ

  1. Задание №2 (анализ текста).

    Необходимо определить особенности научного стиля и его жанр.

    • Пример: «Какие признаки научного стиля представлены в тексте?»

  2. Задание №9 (средства связи).

    Анализ логических связок в научных текстах.

    • Пример: «Какую роль выполняют вводные слова в данном научном отрывке?»

  3. Задание №26 (анализ текста).

    Установление цели написания текста, его жанра и структуры.

    • Пример: «Определите жанр текста: статья, доклад или реферат.»


Подробнее ознакомиться с темой «Функциональные стили речи» можно здесь

Правила работы с жанрами научного стиля

  1. Определение цели текста.
    Каждому жанру присуща определённая цель: описание, доказательство, систематизация.

  2. Анализ структуры.
    Научные тексты имеют строгую структуру: введение, основная часть, выводы.

  3. Работа с терминологией.
    Необходимо понимать и правильно использовать научные термины.

  4. Различие между жанрами.
    Понимание отличий реферата, статьи и доклада помогает лучше анализировать текст.

  5. Логика построения текста.
    Научный текст всегда подчинён логической последовательности, что помогает его анализу.


Русский язык-схема жанров научного стиля

Практические упражнения

Упражнение 1. Определите жанр научного текста

Прочитайте текст и выберите его жанр:

  1. Доклад.

  2. Реферат.

  3. Научная статья.

«Современные исследования в области космологии свидетельствуют о значительном прогрессе в изучении чёрных дыр. Учёные из разных стран объединяются для проведения совместных проектов, результаты которых представлены в статье.»

Ответ:
Научная статья.


Упражнение 2. Найдите особенности научного стиля

Прочитайте текст и выделите его характерные черты:

«Цель исследования – разработка методов повышения точности прогнозов погодных условий. Используемая методика базируется на анализе атмосферных процессов с применением алгоритмов машинного обучения.»

Ответы:

  • Точность терминологии (прогнозы, атмосферные процессы).

  • Логичность изложения.

  • Отсутствие эмоциональной окраски.


Упражнение 3. Составьте предложения

Используйте данные слова для составления предложений в научном стиле:

  1. Исследование.

  2. Метод.

  3. Цель.

Пример ответов:

  1. Исследование направлено на изучение влияния температурных изменений на биосферу.

  2. Метод основан на сравнении экспериментальных данных.

  3. Цель работы – улучшение экологических условий.


Упражнение 4. Распределите тексты по жанрам

Определите жанры текстов:

  1. «Учебное пособие для школьников посвящено основам геометрии.»

  2. «Научная статья о применении квантовых технологий опубликована в журнале.»

  3. «Реферат содержит краткий обзор научных трудов по теме искусственного интеллекта.»

Ответы:

  1. Учебное пособие.

  2. Научная статья.

  3. Реферат.


Упражнение 5. Замените слова на научные термины

Перепишите текст, используя научный стиль:

«Учёные думают, что применение новых технологий поможет решить проблему изменения климата.»

Ответ:
«Исследователи предполагают, что использование инновационных технологий позволит решить проблему климатических изменений.»


Заключение

Жанры научного стиля представляют собой разнообразные формы текстов, каждая из которых имеет свои особенности, структуру и цель. Знание характеристик этих жанров и умение анализировать тексты помогает успешно справляться с заданиями ЕГЭ, развивать навыки грамотного письма и аналитического мышления. Регулярная практика с текстами научного стиля способствует лучшему пониманию их логики и структуры.

Жанры деловой и учебно-научной речи

Официально-деловому стилю присущи функции волеизъявления, долженствования, представленные в текстах широкой гаммой императивности от жанров приказа, постановления, распоряжения до просьбы, пожелания, предложения, выражаемых в ходатайствах и деловой переписке; функция фиксации правовых отношений (договор, контракт); функция передачи информации (информационные письма, отчеты, справки).

Одним из актуальных жанров письменной деловой речи в настоящее время стал договор. Договор — это документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц (контрагентов) или физического лица с юридическим лицом. Однородность стилистической окраски лексики деловой письменной речи достигается и за счет высокой частотности так называемой процедурной лексики (это лексика с обобщенным значением), представляющей в тексте документа конкретное действие, предмет или признак в официально-правовой интерпретации. Процедура представления связана не только с предпочтением обобщенной семантики, но и с предпочтением родовых лексем видовым. Термины и процедурная лексика составляют опорную, стилеобразующую лексику языка документов, составляющую по отдельным жанрам от 50 до 70% всех словоупотреблений.

В текстах документов не допускается употребления бранных слов и вообще сниженной лексики, разговорных выражений и жаргонизмов, тем не менее в язык деловой переписки попадают профессиональные и жаргонные слова: кадровик, платежка, накидка, незавершенка и т.п. Использование подобной лексики в деловых письмах так же неуместно, как использование канцеляризмов в бытовой беседе, поскольку использование ее закреплено только за устной сферой общения и отвечать требованию точности она не может. К грамматическим нормам делового стиля, представляющего язык документов, относят унификацию грамматической структуры словосочетания, словоформы.

В деловой письменной речи доминируют простые предложения. Особенностью их функционирования в языке деловых бумаг является то, что они в документах часто передают информацию, которая по объему равна информации, передаваемой с помощью сложного предложения.

Предложение в деловой письменной речи часто осложняется однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Таким образом, оно разрастается (особенно в приказах, постановлениях, распоряжениях) до абзаца, иногда — страницы, т.е. до нескольких сотен слов. Есть жанры, в которых текст равен предложению (служебная записка, телеграмма, приказ, постановление). Порядок слов предложения в официально-деловом стиле отличается своей строгостью и консерватизмом. Свойственный строю русского предложения так называемый прямой порядок слов заключается в предшествовании подлежащего по отношению к сказуемому (товар отпускается …); определения — по отношению к определяемому слову (кредитные отношения); управляющего слова — по отношений к управляемому дополнению и обстоятельству (фиксировать цены, выделить кредит, направить в министерство). У каждого члена предложения есть обычное, свойственное ему место, определяемое структурой и типом предложения, способом синтаксического выражения этого члена предложения, местом среди других слов, которые непосредственно с ним связаны.

Официальная корреспонденция различных типов, которая направлена от имени одной организации, учреждения другой организации, учреждению, хотя адресована она может быть одному должностному лицу и подписана одним должностным лицом, представляет собой деловую корреспонденцию.

Деловое письмо является особым типом документов, менее жестко регламентированным, чем контракт или постановление, но имеющим юридическую значимость. Деловая переписка регистрируется и хранится в обеих организациях, как исходящая и входящая документация.

Официальная корреспонденция различных типов, которая направлена от имени одной организации, учреждения другой организации, учреждению, хотя адресована она может быть одному должностному лицу и подписана одним должностным лицом, представляет собой деловую корреспонденцию.

Деловое письмо является особым типом документов, менее жестко регламентированным, чем контракт или постановление, но имеющим юридическую значимость. Деловая переписка регистрируется и хранится в обеих организациях, как исходящая и входящая документация. Деловые письма классифицируются по различным признакам.По функциональному признаку деловые письма делятся на: требующие обязательного письма-ответа и не требующие такового.  По виду деловые письма могут строиться как: инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация), письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-подтверждение, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-декларация (заявление), письмо-распоряжение, письмо-отказ, сопроводительное письмо, гарантийное письмо, информационное письмо.  По признаку адресата деловые письма делятся на: обычные, то есть письма, которые направляются в один адрес;  циркулярные — письма, которые направляются из одного источника в несколько адресов, как правило, подчиненных инстанций. По форме отправления можно выделить, наряду с традиционным почтовым отправлением: электронную почту, факсимильную связь, телетайпную и телеграфную связь.

При этом электронная и факсимильная связь используется для решения оперативных вопросов. По структурным признакам деловые письма делятся на регламентированные и нерегламентированные.

Регламентированные письма составляются по определенному образцу. Регламентированное письмо решает типичные вопросы регулярных экономико-правовых ситуаций и реализуется в виде стандартных текстов или текстов, составленных из стандартных синтаксических конструкций.

В речевой учебной практике учащиеся чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи, как сообщение и ответ. Сообщение и ответ — выступление учащихся, тематически связанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задача которой — продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степень усвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматривать как рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета. В таком рассуждении выделяются тезис и аргументы. В доказательной части ответа выделяются пример и его объяснение.  Пример — это начало доказательной части ответа, на основании которой можно судить об истинных знаниях учащегося. Объяснение примера — анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Объяснение примера показывает, насколько сознательно усвоен материал, как учащийся соотносит общее и частное, умеет доказывать выдвинутое положение, что характеризует в свою очередь степень овладения учебно-научным стилем изложения. Существует два типа объяснений примеров: объяснение-пояснение, комментирующее выдвигаемое положение; объяснение-толкование, раскрывающее существо рассматриваемого положения.

Часто в одном ответе используются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом не нарушались требования к качеству объяснения примера: соответствие теоретическому положению и приведенному примеру; подведение данного частного случая под общее положение. Выделяют различные виды ответов, свойственных учебно-научному общению. Ответ-анализ формирует умение строить рассуждение от общего к частному. В основе такого ответа лежит описательная характеристика, в нем указываются признаки, свойства, части описываемого предмета, раскрывается содержание понятия. В таком ответе обязательно используются определенные понятия, которые комментируются, поясняются примерами, дополняются нужными сведениями. Отбор материала к ответу подчинен задаче — назвать предмет, описать его признаки.

Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач. Подобные ответы используются тогда, когда требуется создание обобщающих формулировок, например, при ответах на такие вопросы: «Каковы правила постановки знаков препинания в конце предложения?», «На основании каких признаков слова распределяются по частям речи?» Ответы на подобные вопросы строятся на выделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковых категорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение.

Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Как пить конкор инструкция по применению
  • Мукосол сироп инструкция по применению для детей
  • Магний 375 из финляндии инструкция по применению
  • Hi therm fenice tech 24 инструкция
  • Зодак инструкция по применению капли для собак инструкция