Руководитель является одной из ключевых фигур в управлении любой организацией. Он представляет собой исполнительный орган и обладает широким кругом полномочий, более того, может выступать от имени юридического лица без доверенности. Поэтому процедура смены руководителя (президента/председателя/директора) в организации несколько усложнена по сравнению с заменой обычного работника.
Хотели бы отметить, что в настоящей статье мы рассматриваем процедуры оформления смены руководителя учреждения (лица, действующего без доверенности). Если необходимо сменить руководителя филиала, то достаточно отозвать ранее выданную доверенность и выдать доверенность новому директору (также необходимо помнить, что директор филиала является работником организации, на которого распространяются общие правила приема и увольнения).
Содержание:
- Пошаговая инструкция “Как сменить руководителя учреждения?”
- Как поменять руководителя учреждения без его согласия?
Содержание:
- Пошаговая инструкция “Как сменить руководителя учреждения?”
- Как поменять руководителя учреждения без его согласия?
Пошаговая инструкция “Как сменить руководителя учреждения?”
Для того, чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ при смене руководителя учреждения, рекомендуем придерживаться данного алгоритма.
Шаг 1. Выберите кандидатуру нового руководителя и проверьте кандидата на должность руководителя в реестре дисквалифицированных лиц
Дисквалифицированное лицо не может занимать руководящие должности в организациях. Поэтому если новый руководитель включен в этот реестр, регистрирующий орган откажет во внесении изменений в связи со сменой руководителя.
Шаг 2. Примите решение о смене руководителя
Решение о назначении нового руководителя организации принимается собственником имущества учреждения.
Решение о смене руководителя должно обязательно содержать решение по двум вопросам:
- о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, то есть прекращении полномочий действующего руководителя
- об избрании единоличного исполнительного органа (нового руководителя)
Кроме того, в повестку на практике включают вопрос о выборе лица, которое будет подписывать трудовой договор с новым руководителем организации, а также вопрос о выборе председателя и секретаря собрания, подписывающих протокол.
Шаг 3. Подготовьте заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой руководителя по форме Р13014
Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@ ФНС утвердила новые формы заявлений для регистрации компаний, внесения изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы и иных регистрационных действий. Данные формы действуют с 25.11.2020 года. С этого момента утратили свою силу формы заявлений Р13001, Р13002, Р14001 и Р14002. Для внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы используется единая форма заявления Р13014.
В заявлении по форме Р13014 заполните титульный лист, листы И (сведения о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица) и Н (сведения о заявителе). Если вы меняете только руководителя, то другие листы заполнять не нужно. Заполнение заявления по форме Р13014 должно проходить в строгом соответствии со сведениями в документах (в частности, паспорте), в противном случае может быть отказ в регистрации смены руководителя.
Если вам необходимо внести одновременно несколько изменений в ЕГРЮЛ, то вы можете в одном заявлении указать несколько изменений. Однако некоторые изменения требуют внесения изменений в устав, в таком случае будут отдельные комплекты документов на регистрацию (например, смена руководителя на предприятии и наименования организации одновременно). Пошаговые инструкции по различным изменениям в ЕГРЮЛ и устав, а также по разным комбинациям одновременной регистрации изменений в устав и ЕГРЮЛ вы можете найти информацию в разделе “Внесение изменений в ЕГРЮЛ и устав”.
Шаг 4. Заверьте у нотариуса подпись заявителя на подготовленном заявлении о регистрации изменений в ЕГРЮЛ
Согласно ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ при госрегистрации юридического лица заявителями могут являться, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, а также иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В ходе процедуры регистрации смены руководителя часто возникает вопрос при определении заявителя, уполномоченного подписывать заявление о регистрации смены руководителя и подавать документы на регистрацию. Кто является заявителем при смене руководителя? Должен ли подавать заявление новый руководитель или этим занимается его предшественник? Ответ на этот вопрос содержится в письме ФНС от 16 марта 2016 г. № ГД-4-14/4301, где указано, что заявление о внесении изменений подается новым руководителем организации.
Для удостоверения подписи на заявлениях нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации организации, решение собственника о назначении нового руководителя. Кроме того, необходимо при подписании заявлений у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление).
Шаг 5. Подайте заявление по форме P13014 в регистрирующий орган в течение 7 рабочих дней с даты принятия решения о смене руководителя
При подаче заявления о регистрации смены руководителя к заявлению можно приложить решение уполномоченного органа об избрании руководителя, но это необязательно, закон этого не требует. Обратите внимание, что для того чтобы сменить руководителя в организации заявление о регистрации изменений нужно подать в регистрирующий орган, а не в свою налоговую по месту учета (например, в Москве регистрирующий орган для учреждения — Главное управление Минюста РФ по г. Москве).
Срок уведомления о смене руководителя учреждения — 7 рабочих дней с дня принятия решения о смене. При неуведомлении или нарушении срока уведомления о смене руководителя законом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Госпошлина за внесение изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой руководителя не уплачивается.
При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения документов по итогам регистрации.
Шаг 6. Получите выписку о внесении изменений в ЕГРЮЛ
Срок регистрации смены руководителя в ЕГРЮЛ в Минюсте — 30 дней.
Данной выпиской подтверждается завершение процедуры регистрации смены руководителя юридического лица.
Шаг 7. Предоставьте информацию о смене руководителя в банк и уведомите иных контрагентов
После регистрации необходимо уведомить банк о смене руководителя. В соответствии с п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 г. № 153-И при уведомлении банка необходимо представить документы, подтверждающие полномочия нового руководителя (решение о назначении, выписку из ЕГРЮЛ, удостоверяющую внесение изменений) и документ, удостоверяющий личность нового руководителя. Перечень документов, подтверждающих полномочия руководителя, законодательством не регламентирован. Как правило, это протокол или решение о смене руководителя, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт руководителя. Если организация использует интернет-банкинг, необходимо также заменить электронный ключ.
Также при смене руководителя (особенно при конфликтной смене руководителя) рекомендуем уведомить ключевых контрагентов.
Шаг 8. Подпишите трудовой договор с новым руководителем (если требуется)
Как поменять руководителя учреждения без его согласия?
На практике, к сожалению, часто встречаются конфликтные ситуации между руководителем и учредителем. В связи с этим учредители часто задаются вопросом: Что нужно для оформления смены руководителя без его согласия? Для начала необходимо отметить, что законодатель не устанавливает требование получения согласия у руководителя на внесение изменений. Решение о назначении или смене руководителя принимает исключительно орган юридического лица, на который возложены уставом соответствующие полномочия. Поэтому процедура смены руководителя без его согласия и регистрации изменений ничем не отличается от описанной процедуры.
Однако нужно учитывать, что руководитель является важной фигурой во многих организациях, на него завязано очень много процессов, он вправе подписывать документы без доверенности и обладает другими широкими полномочиями, поэтому при увольнении недовольный руководитель может “вставлять палки в колеса” организации, поэтому важно принять меры по финансовой и репутационной безопасности компании еще до уведомления руководителя об увольнении (забрать важные документы, ключи, сменить коды, пароли и т.д.).
С чего начать новому руководителю госучреждения
Прием нового директора государственного (муниципального) учреждения осуществляется на основании приказа органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.
В идеальном случае уходящий директор должен осуществить передачу дел учреждения назначенному вместо него лицу (пп. «у» п. 9 Типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства от 12.04.2013 № 329).
В реальности это происходит редко, и организация процедуры передачи дел, составление и подписание передаточного акта должны быть инициированы новым директором.
Передаточный акт не имеет унифицированной формы
Полагаем, в нем в обязательном порядке должны содержаться сведения о документах и ценностях, получаемых на хранение, за которые отвечает непосредственно руководитель учреждения. Как правило, в состав таких сведений входят:
-
учредительные документы юридического лица, правоустанавливающие документы на недвижимое имущество учреждения, лицензии и иные документы (акты проверок контрольных (надзорных) органов, отдельные документы бухгалтерского учета);
-
печати, бланки, ключи от офиса, сейфа и т.д.;
-
перечень недвижимого и движимого имущества, по которому прежний директор являлся материально ответственным лицом в бухгалтерском учете;
-
иные документы и ценности по решению руководителя.
Правила по оформлению передаточного акта при назначении нового руководителя государственного учреждения
Передаточный акт в обязательном порядке подписывается в двух экземплярах.
Если отдельные сведения, указанные выше, отсутствуют, в интересах нового руководителя упомянуть в акте об их отсутствии на момент передачи дел, иные недостатки, выявленные в ходе процедуры передачи дел, также подлежат упоминанию в передаточном акте.
Не лишним будет привлечь комиссию при передаче дел и оформлении передаточного акта, состав такой комиссии целесообразно утвердить в приказе о проведении передачи дел.
Смена руководителя не только бумажная волокита. Руководитель бюджетной организации — это еще и публичность данных
Следующими формальными мероприятиями при смене руководителя являются:
-
уведомление налогового органа о прекращении полномочий прежнего директора и назначении нового. Сделайте это в течение 7 рабочих дней после принятия решения о назначении нового директора. Уведомление осуществляется в виде подачи заявления в бумажном виде (с обязательным нотариальным заверением) или в электронном виде: нарочно или по почте в налоговый орган, через МФЦ, через Интернет (например, посредством Единого портала госуслуг);
-
уведомление Казначейства и/или кредитной организации с предоставлением карточек с образцом подписи;
-
размещение информации о новом руководителе учреждения на сайте учреждения и портале https://bus.gov.ru/ с прикреплением электронного образа решения учредителя о назначении нового директора. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней со дня утверждения решения.
Нужна ли полная инвентаризация при смене руководителя учреждения
Формально руководитель организации несет полную материальную ответственность в соответствии со ст. 277 ТК. По нашему мнению, это не является полным синонимом статусу материально ответственного лица (МОЛ) в понимании законодательства о бухгалтерском учете.
Общими требованиями к организации инвентаризации активов и обязательств установлены случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, в частности, при смене ответственного лица (уст. приложением 1 к приказу Минфина от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
Если прежний руководитель госучреждения являлся МОЛ
Издайте приказ о проведении инвентаризации. Новому ответственному лицу (не обязательно новому руководителю) передайте активы. Отразите результаты сверки фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета. Закрепите смену МОЛ в бухгалтерском учете.
Особых указаний по проведению инвентаризации при смене руководства учреждения в законодательной базе не содержится.
Полагаем, что проведение полной инвентаризации активов (основных средств, материальных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств) и обязательств (кредиторской задолженности, резервов и т.д.) будет слишком трудоемким. И это займет гораздо больше времени, чем располагают прежний и новый руководитель.
Какие последствия ждут нового руководителя, если не провести инвентаризацию активов и обязательств государственного учреждения
Одновременно существуют риски непроведения инвентаризации: в случае выявления впоследствии недостач будет довольно проблематично доказать, что факт утраты произошел в период полномочий прежнего директора. Поэтому вопрос проведения инвентаризации (быть или не быть), объемов инвентаризации и т.д. оставляем на усмотрение нового руководителя, в зависимости в том числе от условий, в которых он принимает новое хозяйство.
Как оценить финансовое положение принимаемого учреждения
В этом вопросе можно положиться на старую команду. Такое решение может обернуться довольно рискованным поступком, если руководитель — новичок в отрасли, к которой относится учреждение. Особенно если он назначен в результате экстренных мер (утрата доверия прежнего руководителя и т.д.) и иных подобных случаях.
Оценку положения дел в учреждении можно поручить новой команде, если таковая имеется. Достижение объективного понимания состояния финансовых и хозяйственных вопросов деятельности потребует немало времени.
Новым сотрудникам, помимо изучения и оценки общего уровня ведения финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), необходимо будет решать оперативные задачи, налаживать отношения с новым коллективом, вводить в обиход ваши правила и обычаи ведения дел, решения управленческих вопросов.
Наиболее оптимальным решением является привлечение независимых экспертов для проведения экспертизы ФХД принимаемого учреждения.
Независимая экспертиза ФХД
Свежий взгляд независимого эксперта позволит увидеть ФХД со стороны объективно и беспристрастно. Эксперт поможет обратить внимание на возможную нецелесообразность ведения дел в исторически сложившемся порядке и преподносится новому руководителю как единственно возможный.
В ходе проведения экспертизы ФХД независимым экспертом, по вашему желанию, может быть дана оценка квалификации основных кадров: бухгалтерского, кадрового, юридического блоков, контрактной службы.
Н3 Экспертиза ФХД — это долго, дорого и трудоемко?
Среди видов независимых экспертиз выделяются такие контрольные (аналитические) мероприятия, как:
-
экспресс-диагностика;
-
тематическая экспертиза ФХД;
-
полная экспертиза ФХД.
Из названий очевидно, что скрывается за каждым видом независимой экспертизы деятельности учреждения. Рекомендуемым периодом для проведения экспертизы является период не более одного финансового года. Такой период позволяет увидеть репрезентативную выборку хозяйственных операций, присущих учреждению в его деятельности.
По выводам, сделанным в ходе анализа одного финансового периода, можно судить о проблемах, существовавших ранее и/или возможных к возникновению в будущем.
Определите рисковые зоны. Новый руководитель зарекомендует себя профессионалом, если изучит разные аспекты деятельности вверенного ему учреждения
Тематика экспертизы может предусматривать изучение и формирование выводов о наличии рисков ФХД в следующих вопросах:
-
организационно-функциональная структура (управляемость учреждением, закрепление ответственности, недостаточность/избыточность штатного состава и др.);
-
управление имуществом (наличие правоустанавливающих документов, распоряжение имуществом, в том числе несанкционированное, структура, состав, состояние имущества и др.);
-
выполнение основных показателей деятельности (выполнение объемных и качественных показателей государственного задания, достижение целей предоставления целевых субсидий, выполнение индикативных показателей государственных программ, федеральных и национальных проектов и т.д.);
-
финансовое положение (качество организации и ведения бухгалтерского учета, расчеты с бюджетом по налогам, наличие проблемных задолженностей (кредиторской и дебиторской), достоверность бухгалтерской отчетности, документальное оформление и подтверждение отражения в учете фактов хозяйственной жизни, эффективность ведения приносящей доход деятельности и прочее);
-
кадровый аудит (ведение кадрового делопроизводства, воинского учета, работа с персональными данными и др.);
-
экспертиза закупочной деятельности (соблюдение регламентных процедур закупочной деятельности, обоснованность выбора поставщиков, определения НМЦК);
-
диагностика системы оплаты труда, эффективности и обоснованности системы стимулирования работников;
-
целевое и эффективное использование средств бюджета (расходование средств субсидий на выполнение государственного задания, целевых субсидий);
-
и др.
Практическая польза проведения экспертизы ФХД для руководителей бюджетных, автономных, казенных учреждений
Результаты экспертизы ФХД могут использоваться новым руководителем как для личного (служебного) пользования в целях понимания сложившейся ситуации, применения рекомендаций, накопления оснований для смены действующей команды, представления информации вышестоящему органу (учредителю) или органам контроля при проведении последующих проверок, так и для подстраховки — отсечения периода возникновения проблемных ситуаций в ФХД учреждения и периода назначения самого нового руководителя.
МКПЦН-Консультант — одна из ведущих российских компаний в сфере государственного, управленческого, финансового, юридического и налогового консалтинга. Наш опыт работы в государственном секторе — более 30 лет.
Эксперты МКПЦН-Консультант проводят экспертизы ФХД учреждений разных отраслей, масштабов деятельности. За долгие годы работы нами проведены проверки учреждений, инициированные самыми разными субъектами, будь то учредитель в отношении подведомственного учреждения или само учреждение перед планируемыми мероприятиями, проводимыми внешними контрольными (надзорными) органами или новым руководителем в отношении ФХД вверяемого ему учреждения.
Доверьтесь профессионалам, примените рекомендации по результатам экспертизы ФХД, они помогут избежать претензий к свершившимся фактам хозяйственной деятельности и не допустить новых проблем.
По результатам проведения экспертизы ФХД представляется отчет о выявленных нарушениях, недостатках, рисках, к которым способны привести негативные явления, свойственные учреждению, а также рекомендации по устранению (при возможности) нарушений, исправлению недостатков, по минимизации рисков.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал «МКПЦН для бизнеса». Мы пишем о налогах, финансах, трудовом законодательстве, описываем интересные кейсы, отвечаем на ваши вопросы, анонсируем вебинары.
Консультации по налогообложению и бухгалтерскому учету
Нужна консультация? Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и обсудим ваши вопросы:
Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KH8gh
Дата публикации: 08.05.2024 11:15
УФНС России по Кемеровской области – Кузбассу информирует, что сведения о руководителе организации содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Обращаем внимание, что при внесении изменений заявителем выступает вновь назначенный руководитель.
Одним из наиболее удобных способов подготовить и направить документы для государственной регистрации изменений является сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» на сайте ФНС России.
С помощью данного сервиса легко выбрать нужный бланк заявления, заполнить его, проверить корректность информации, исправить ошибки, распечатать заявление, при наличии усиленной электронной подписи руководителя направить документы в электронном виде (без формирования на бумажном носителе).
Документы в регистрирующий орган также могут быть направлены в электронном виде нотариусом, почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
При уклонении участников (учредителей) организации от назначения нового руководителя и внесения изменений в ЕГРЮЛ, прежний руководитель может заявить о недостоверности сведений о нем, представив в регистрирующий орган заявление по форме № Р34001. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие прекращение полномочий.
Проверить информацию о внесенных изменениях в ЕГРЮЛ можно в режиме реального времени на официальном сайте ФНС России в электронном сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде», сформировав выписку из ЕГРЮЛ.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ — смена директора предполагает эту процедуру — осуществляется с помощью подачи соответствующего заявления лично, в электронном виде или по почте. Первые два способа являются самыми надежными, и о них мы вам подробно расскажем.
Как внести изменения в ЕГРЮЛ при смене директора путем подачи заявления по форме Р13014 на бумаге
Смена руководителя должна происходить в следующем порядке, регламентированном законом «О государственной регистрации юрлиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ и приказом Минфина России «Об утверждении регламента ФНС по услуге регистрации юрлиц» от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@:
- Оформление протокола (решения) учредителей о смене директора. С даты подписания отсчитывается 7 рабочих дней, в течение которых необходимо предоставить заявление об изменениях в ФНС.
- Составление и подписание кадровых документов, в том числе и акта приема-передачи дел и материальных ценностей между руководителями.
Узнайте больше о передаче дел между директорами из статьи «Акт приема-передачи документов при смене директора».
- Заполнение заявления по форме Р13014 в двух экземплярах и заверение его у нотариуса в присутствии нового директора. Будет необходим пакет стандартных учредительных документов, протоколы и приказы, касающиеся смены руководителя.
- Подача заявления в налоговую инспекцию или МФЦ. Право на это есть только у нового гендиректора или его представителя с нотариально заверенной доверенностью. В госучреждении сверяют данные, указанные в заявлении, и могут попросить предъявить протокол (решение) участников для проверки соблюдения сроков его подачи.
- Получение листа записи ЕГРЮЛ. Его можно получить через 5 дней по расписке, выданной сотрудником налоговой или МФЦ при сдаче заявления. По факту такой выдачи внесение изменений в ЕГРЮЛ считается выполненным.
Чтобы ФНС приняла форму Р13014, важно правильно ее заполнить. Как это сделать, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в материал.
Регистрация изменений в ЕГРЮЛ при смене директора
Заполнив заявление по форме Р13014, юрлицопредставляет пакет документов в ФНС по месту регистрации.
Внимание! Срок представления заявления 7 рабочих дня с момента принятия решения об избрании единоличного исполнительного органа. В противном случае возможен административный штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. по ст. 14.25 КоАП.
Получив бумаги, специалист ФНС выдает расписку о получении со своей подписью и датой поступления документов.
В течение пяти рабочих дней налоговики проводят проверку и вносят сведения о госрегистрации изменений. Результаты проверки оформляются в форме:
- листа записи ЕГРЮЛ, если сведения успешно внесены;
- решения о приостановлении государственной регистрации, в случае возникновения вопросов;
- решения об отказе в госрегистрации.
Решение об отказе в госрегистрации может быть выдано по нескольким основаниям. Рассмотрим их более подробно в следующем разделе.
Причины для отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ
Перечень оснований для отказа в госрегистрации приводится в ст. 23 закона № 129-ФЗ:
- Непредставление полного пакета документов, необходимых для получения услуги.
- Представление бумаг в ФНС не по месту учета (регистрации).
- Представление документов в период, когда фирма находится в процессе ликвидации.
- Отсутствие нотариально заполненной формы.
- Подписание заявления по форме Р13014 неуполномоченным лицом.
- Несоответствие сведений о директоре в заявлении его паспортным данным.
- Поступление в ФНС возражений от физлица относительно внесения его данных в ЕГРЮЛ.
- Поступление в налоговую судебного акта, содержащего запрет на совершение регистрационных действий.
- Предоставление документов, содержащих недостоверные сведения и др.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ в электронном виде
Личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС позволяет выполнить действия по смене директора без личного посещения нотариуса и налоговой. Это возможно благодаря тому, что доступ в кабинет осуществляется только при наличии усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
В этом случае отсканированные и заверенные ЭЦП документы (заявление по форме Р13014 и протокол собрания участников) необходимо сформировать в единый транспортный контейнер и отправить в ФНС с помощью сервиса по подаче электронных документов на госрегистрацию юридических лиц. Если были соблюдены все технические требования при отправке, то налоговый орган обязан обработать такое заявление в течение 5 дней. Бумажный экземпляр листа записи в этом случае будет выдан лично, через представителя по нотариальной доверенности либо отправлен по почте на указанный адрес.
Сервисом электронной подачи сведений в ЕГРЮЛ можно воспользоваться не только лично, но и через нотариуса, если у последнего есть доступ к личному кабинету. Так, нотариус может сам направить заявление на обработку, избавив вас от необходимости ездить в ФНС.
Увольнение директора иногда сопровождается конфликтом с учредителями. О том, как уволиться руководителю без согласия собственника, читайте в материале «Как уволиться директору без согласия учредителей».
Итоги
Наиболее надежным на данный момент способом остается подача заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ в бумажном виде, а использование личного кабинета налогоплательщика, хоть и обязывает соблюдать массу технических требований к отправляемым документам, экономит больше времени.
01.09.2024 вступили в силу новые правила смены руководителя в обществах с ограниченной ответственностью (далее – ООО). Соответствующие изменения в Федеральный закон № 129-ФЗ[1], Федеральный закон № 14-ФЗ[2] и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[3] внесены Федеральным законом № 287-ФЗ[4].
В статье рассмотрим, в чем заключаются эти изменения и что в связи с этим изменилось для кадровиков при смене руководителя ООО с 1 сентября 2024 г.
Одним из нововведений Федерального закона № 287-ФЗ является изменение порядка избрания единоличного исполнительного органа (генерального директора, президента и др.) ООО.
Новые правила смены руководителя распространяются на ООО, за исключением:
- обществ, являющихся кредитными организациями / некредитными финансовыми организациями;
- специализированных обществ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах[5].
Большая часть положений Федерального закона № 287-ФЗ вступает в силу 01.03.2025. Однако новый порядок смены руководителя ООО вступил в силу 01.09.2024.
Что изменилось в порядке избрания единоличного исполнительного органа ООО
Порядок смены руководителя в ООО до 01.09.2024 и после мы отразили в сравнительной Таблице.
Таким образом, можно сказать, что с 01.09.2024 помимо установления требования об обязательном нотариальном удостоверении факта принятия решения об избрании (назначении) руководителя общества обязанность представлять сведения в регистрирующий орган переложена на нотариуса, который является заявителем в рассматриваемой ситуации.
[1] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 08.08.2024).
[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 08.08.2024; далее – Федеральный закон № 14-ФЗ).
[3] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1; в ред. от 08.08.2024; далее – Основы законодательства о нотариате).
[4] Здесь и далее – Федеральный закон от 08.08.2024 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[5] Подпункт «б» п. 16 ст. 4 Федерального закона № 287-ФЗ.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 10, 2024.