Синтаксический разбор предложения инструкция 8 класс

Синтаксический разбор предложения — это анализ его структуры по членам предложения с описанием грамматических основ, целей высказывания, эмоциональной окраски и усложнений.

Пример: «Кошка сидела на окне.»

  • Подлежащее: Кошка
  • Сказуемое: сидела
  • Дополнение: на окне

Для кого эта статья:

  • Студенты или школьники, изучающие русский язык и синтаксис
  • Учителя и преподаватели русской грамматики
  • Люди, желающие улучшить свои навыки записи и анализа предложений

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Для того, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, необходимо сначала понять его структуру и основные элементы. Более подробное объяснение того, что такое простое предложение, можно найти в нашей статье.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

  1. Определить, какое предложение по цели высказывания:

    • повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)

    • побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

    • вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

  2. Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

  3. Определить, односоставное или двусоставное предложение.

    • Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Пойдем домой.)

    • Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

  4. Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

    • Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

    • Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

  5. Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

    • Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

    • Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

  6. Определить, полное предложение или неполное.

    • Полное — когда на месте все члены, которые нужны для понимания его смысла. (Я буду есть.)

    • Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

  7. Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

    Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые относятся сначала к подлежащему, затем — к сказуемому.

  8. Подчеркнуть все члены предложения.

  9. Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения. Также можно указать, как они связаны друг с другом: через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Слова, которые входят в его состав, при разборе считают единым членом предложения и подчеркивают соответствующе.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

  • по интонации (восклицательное или невосклицательное);

  • по количеству грамматических основ (простое);

  • по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

  • по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

  • по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

  • по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Чтобы сделать синтаксический разбор предложения:

  • Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя.
  • Задайте вопросы от подлежащего на второстепенные члены (дополнение, определение, обстоятельства).
  • Задайте вопросы от сказуемого для определения группы сказуемого.
  • Подчеркните все члены предложения.

Например, в предложении «»Собака лает на прохожих»»:

  • Подлежащее: «»Собака»» — подчёркиваем одной чертой.
  • Сказуемое: «»лает»» — подчёркиваем двумя чертами.
  • Вопросы от подлежащего к дополнению: «»На кого?»» — «»на прохожих»» — дополнение.

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

  • Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

  • Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

  • Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

  • В предложении нет подлежащего. Сказуемое выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».

  • Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».

Пример 2

  • Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

  • Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

  • Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

  • Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

  • Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

  • Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

  • Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

  • Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

  • Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Синтаксический разбор предложения. Цифра 4.

  1. По цели высказывания это предложение

повествовательное, т.к. содержит повествование, сообщение;

вопросительное, т.к. содержит вопрос;

побудительное, т.к. содержит побуждение к действию, приказ или просьбу.

     2. По эмоциональной окраске, интонации это предложение

        — восклицательное, т.к. произносится с особым чувством, с повышенной интонацией;

        — невосклицательное, т.к. произносится без особого чувства.

     3. Нахожу грамматическую основу, главные члены предложения.

     — Кто? Что?  — …это подлежащее, подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным, местоимением.

   — Что делает? — …это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами, выражено глаголом (именем существительным).

     4. По количеству грамматических основ это предложение

   — простое, т.к. одна грамматическая основа;

  — сложное, т.к. две и более грамматических основ.

     5. По составу грамматической основы это предложение

 — двусоставное, т.к. есть подлежащее и сказуемое;

односоставное, т.к. есть только подлежащее или только сказуемое.

      6. По наличию второстепенных членов это предложение

  — распространённое, т.к. есть второстепенные члены предложения;

 — нераспространённое, т.к. нет второстепенных членов предложения.

     7. Это предложение

— осложнено, т.к. есть однородные члены предложения, обращения и т.д.

не осложнено, т.к. нет однородных членов предложения, обращений.

     8. Выписываю словосочетания.

— задаю вопрос от подлежащего;

— задаю вопрос от сказуемого;

— задаю вопрос от второстепенного члена предложения.

Определение отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? (подчёркиваю волнистой линией).

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: (КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? (подчёркиваю пунктирной линией).

Обстоятельство отвечает на вопросы КАК? ГДЕ? КОГДА? ОТКУДА? КУДА? КАКИМ ОБРАЗОМ? (подчёркиваю короткая линия, точка, короткая линия, точка…).

9. Черчу схему предложения.

запишем вариант устного синтаксического анализа простого двусоставного предложения

В парке гуляют люди.

1. В предложении одна грамматическая основа, поэтому оно простое.

2. По цели высказывания предложение повествовательное.

3. По интонации предложение невосклицательное, поэтому в конце предложения стоит точка.

4. Предложение двусоставное, так как грамматическая основа состоит из сказуемого и подлежащего.

5. Помимо грамматической основы, в предложении обстоятельство, поэтому предложение распространённое.

6. Необходимые члены предложения не пропущены, значит, оно полное.

7. Обстоятельство места выражено существительным с предлогом, сказуемое — глаголом, подлежащее — существительным.

8. Предложение ничем не осложнено, знаки препинания не требуются.

Письменный синтаксический анализ простого двусоставного предложения

«Казнить нельзя помиловать» – всем известный пример, который приводят, чтобы показать важность правильной расстановки знаков препинания. Чтобы не совершить серьезной ошибки и не поставить запятую не в том месте, нужно четко видеть структуру предложения, понимать связи между словами. Научиться этому невозможно без умения делать синтаксический разбор предложения. В этой статье мы подробно расскажем, что это такое, как его делать и почему синтаксический разбор важен на ЕГЭ.

Что такое синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения – это составление подробной характеристики предложения, в которой будет содержаться информация о цели высказывания, интонации, количестве и типа грамматических основ, членах предложения.

Полезная информация о синтаксическом разборе предложения

В таблице ниже дадим ответы на несколько вопросов о синтаксическом разборе предложений.

Вопрос о синтаксическом разборе предложений Ответ
Когда начинают изучать На примере простых предложения – уже в третьем классе
Что нужно знать для выполнения Различать части речи и члены предложения, давать им характеристику; различать предложения по цели высказывания и интонации, делить их на простые и сложные, распространенные и нераспространенные
Для синтаксического разбора составляются схемы предложений Для их составления используют различные виды скобок и подчеркиваний

Пошаговая инструкция по синтаксическому разбору предложения

Предложение – это слово или комбинация слов, которая выражает законченную мысль. Чтобы провести синтаксический разбор предложения, нужно выполнить определенную последовательность действий, разбирая предложение.

Определить цель высказывания

Сначала нужно внимательно прочитать предложение и задуматься, ради какой цели оно существует. По цели высказывания предложения разделяются на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Цель повествовательного предложения – передать какую-либо информацию. Они характеризуются спокойной, нейтральной интонацией, например: «Завтра утром сходим в лес за грибами».

Цель вопросительного предложения – получить ответ на поставленный вопрос. В конце таких предложения ставится «?» – вопросительный знак. Например: «Хочешь пойти в лес с нами?»

Цель побудительного предложения – передать сообщение, которое мотивирует адресата совершить какое-либо действие или вызовет у него определенную реакцию, например: «Не ешь этот гриб!»

Определить эмоциональную окраску

По эмоциональной окраске в русском языке различают восклицательные и невосклицательные предложения.

Восклицательные предложения характеризуются тем, что передают яркие эмоции и чувства. Они произносятся с особой интонацией, которая как бы идет вверх в конце предложения: «Русская зима так прекрасна!»

Стоит отметить, что предложение с эмоциональной окраской по цели высказывания может быть вопросительным, например: «Неужели ты не хочешь с нами?!»

Невосклицательные предложения не передают ярких эмоций, они просто содержат какое-либо сообщение: «Осенью в лесах идут грибные дожди».

Определить, простое предложение или сложное

Простые и сложные предложения различаются количеством грамматических основ. Грамматическая основа – это то, в чем заключен основной смысл высказывания. Как правило, она состоит из подлежащего и сказуемого, хотя возможны и другие варианты: например, только подлежащее или только сказуемое.

Пример простого предложения:

  • В лесу дул сильный и морозный ветер.

Сложное предложение – это то, которое включает в себя два или более простых предложений. Следовательно, и грамматических основ в нем две или больше. Их нужно найти и указать во время разбора.

Пример сложного предложения:

  • В лесу дул сильный ветер, но теплая одежда согревала нас.

В зависимости от того, простое оказалось предложение или сложное, синтаксический разбор выполняется по-разному.

Морфемный разбор слова

Что такое морфемный разбор слова и зачем нужно уметь его проводить

Подробнее

Синтаксический разбор простого предложения

Сначала рассмотрим алгоритм действий при разборе простого предложения.

1. Определяем, односоставное или двусоставное

Нужно обозначить из скольких частей состоит грамматическая основа: из подлежащего и сказуемого (двусоставное) или только из одного из них (односоставное).

2. Определяем, распространенное или нераспространенное

Укажем, есть ли помимо грамматической основы в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).

3. Определить, есть ли в предложении осложняющие конструкции

К осложняющим конструкциям относятся вводные слова и обращения, однородные либо обособленные члены предложения, а также прямая речь, например: «Он, волнуясь, прошептал: “Ты это тоже видел?”»

4. Охарактеризуем все члены предложения

Нужно подчеркнуть все члены предложения необходимым видом подчеркивания.

5. Составим схему предложения

Схема предложения записывается внутри квадратных скобок. Сначала нужно обозначить подлежащее и сказуемое, а затем внести в схему второстепенные члены предложения и указать, какими частями речи они выражены.

Синтаксический разбор сложного предложения

Если предложение оказалось сложным, то после составления его общей характеристики нужно определить, какой вид связи установлен между простыми предложениями в его составе. В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть союзной или бессоюзной. Связь между частями бессоюзного сложного предложения в речи выражается интонацией, а на письме – разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой. В союзных предложениях между предложениями стоит союз (служебная часть речи):

  • Я собрал много грибов, а Маша нашла только гнилую поганку (союзная).
  • Солнце уже почти село, на лес опустился густой сумрак (бессоюзная).

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП) и предложения с разными видами связи.

Сложносочиненные предложения состоят из двух или более простых предложений, имеющих равные права в их составе. Они соединяются сочинительными союзами («и», «или», «но», «а»), например:

  • Прошел только один суровый зимний месяц, а провизия была почти на исходе.

Сложносочиненные предложения состоят из двух или более простых предложений, где одно из них играет роль главного, а остальные – зависимых (придаточных). Придаточная часть подчиняется главной, и к ней можно задать вопрос. Для связи предложений используется широкий спектр союзов или слов, например:

  • Когда я добрался до дома, солнце уже полностью опустилось к земле (придаточное стоит перед главным).

Предложения с разными видами связи – это сложные, длинные предложения, где может быть и бессоюзная связь и разные виды союзов:

  • «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Далее разбор сложного предложения проводится так же, как и разбор простого, с той разницей, что характеристику получает каждое предложение в его составе.

Определенный отличия также имеют схемы разных видов сложных предложений. В сложносочиненном предложении все простые в его составе будут записываться в квадратных скобках, а в сложноподчиненном главное – в квадратных, а придаточное – в круглых.

Образец синтаксического разбора

Дадим образец синтаксического разбора со схемами для каждого вида предложений.

Простое предложение

«Поспевающая вишня, садовые цветы и травы наполняли воздух на даче особыми ароматами».

Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими.

Простое предложение

Сложное предложение

«Я понял, что ветер будет только усиливаться».

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное (союз «что» – подчинительный), сложноподчиненное.

  1. двусоставное, нераспространенное;
  2. двусоставное, распространенное.
Сложное предложение

Примеры синтаксического разбора предложения

Приведем еще несколько примеров для закрепления материала.

Повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, простое предложение, осложненное однородными дополнениями.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, сложноподчиненное.

  1. нераспространенное, двусоставное;
  2. нераспространенное, двусоставное;
  3. распространенное, двусоставное.

Упражнения на тему «Синтаксический разбор предложения»

Теперь выполните самостоятельно несколько упражнений.

Упражнение 1

В каком случае дана правильная характеристика предложения?

«Что-то на редкость зловещее чувствовалось буквально в каждом жесте этой дамы, несмотря на ее тихий и приветливый голос».

  1. предложение осложнено обособленными определениями
  2. предложение осложнено обособленными определениями и обособленным дополнением
  3. предложение осложнено обособленным обстоятельством
  4. предложение ничем не осложнено.

Упражнение 2

Выполните синтаксический разбор предложения:

Внезапно под темными сводами сверкнула золотая тень вернувшегося феникса.

Ответы к упражнениям

Ниже даны правильные ответы, по ним вы сможете проверить себя.

Упражнение 1

3).

Упражнение 2

Упражнение 2

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Лариса Прокофьева, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского и латинского языков Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского:

Зачем нужно уметь делать синтаксический разбор предложения?

Синтаксический разбор – это не просто прихоть учителя. Это основа понимания структуры русского языка, которая в нем довольно необычна. Для носителей других языков она может показаться слегка хаотичной. Например, в английском языке базовый порядок слов – прямой, а в русском он может быть любым. Англоговорящий всегда будет говорить: I love you (Я люблю тебя), а в русском изменением порядка слов можно придавать предложению разные оттенки смысла, например:

• Я тебя люблю. (повествовательное)
• Люблю я тебя! (восклицательное)

Также синтаксический разбор учит находить основу предложения, то есть его концентрированный смысл, и дополнять ее различными второстепенными членами, придавая предложению дополнительные оттенки. В русском языке смысл предложения может бесконечно изменяться и расширяться, усложняться. У великого русского писателя Льва Толстого предложения могли занимать целый абзац. В том же английском вы такого не встретите.

Почему синтаксический разбор предложения начинают изучать уже в 3, 4 классах?

Потому что в этом возрасте ребенок уже в состоянии разделять разнородные вещи и объединять однородные. То есть он уже в состоянии отличить слова, которые обозначают предметы, от слов, которые обозначают действия, и так далее. К тому же такие аналитический операции помогают держать мозг в активном состоянии.

В каком задании ЕГЭ пригодится умение делать синтаксический разбор предложения?

Во всех заданиях, связанных с синтаксисом или пунктуацией. Даже если кажется, что задание – на знак препинания, все равно понадобится определить структуру предложения.

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения: Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения: Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице»(И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения: Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? — Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения: Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения: Составьте схему предложения.

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

образец синтаксического разбора предложения

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения: Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения: На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) — «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения: Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения: Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения: Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос какое?; придаточная определительная. Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими. Вторая часть: двусоставная, грамматическая основа: я учился, распространенная, полная, неосложненная.
  • Письменный разбор: повеств., невоскл., СПП; 2 предикативн. части, ср-во связи подч. союз что; придаточн. определительная. 1 ч.: двусост., г/о здание и то не произвели впечатления, распр., полн., осложн. однородн. подлеж-ми. 2 ч.: двусост., г/о я учился, распр., полн., неосложн.

    синтаксический разбор предложения

    Синтаксический разбор сложносочиненных, бессоюзных и предложений с разными видами связи происходит аналогичным образом.

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Тестостерон пропионат инструкция по применению в бодибилдинге
  • Сборник технологических инструкций для производства макаронных изделий
  • Сок листьев лопуха инструкция по применению
  • Цианокобаламин уколы инструкция по применению для чего применяется
  • Максиколд порошок инструкция по применению взрослым отзывы