Производственная инструкция для водителя погрузчика фронтального погрузчика

Должностная инструкция водителя погрузчика применяется для конкретизации разделов трудового договора. Хотя ст. 57 ТК, в которой закреплены требования к трудовому договору, и не содержит требований к дополнительным бумагам, разъясняющим его содержимое, на практике большинство работодателей использует для этого должностную инструкцию, включая её в стандартный пакет трудовой документации. Данная инструкция имеет юридическую силу, может использоваться в судебных разбирательствах и трудовых спорах, и поэтому требует внимательного отношения к её написанию и оформлению.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции водителя погрузчика .doc

Образец должностной инструкции водителя погрузчика

1. Общие положения

  1. При выполнении своих обязанностей водитель погрузчика подчиняется руководителю склада.
  2. Водитель погрузчика принимается на свою должность и увольняется с неё указанием директора фирмы, по представлению руководителя склада.
  3. Кандидат на данную должность должен соответствовать следующим требованиям:
    • средне-специальное профильное образование;
    • стаж управления транспортным средством от 1,5 лет;
    • удостоверение, дающее право на вождение самоходной машины соответствующего класса.
  4. Водитель погрузчика должен знать:
    • правила безопасности в сфере транспортировки грузов, их укладки и закрепления;
    • современные ПДД, а также правила пожарной и технологической безопасности;
    • установленные стандарты по обращению с грузами в фирме-работодателе;
    • правила заполнения соответствующей документации фирмы;
    • правила, по которым оценивается качество выполненной им работы;
    • основные категории погрузчиков, их специфические качества и различия;
    • основные марки производителей погрузчиков и их особенности;
    • особенности транспортировки основных типов грузов;
    • правила крепления, укладки и проведения погрузочно-разгрузочных работ по основным типам грузов;
    • нормативы профилактических мероприятий по предотвращению поломок используемой техники;
    • способы быстрого устранения мелких неисправностей погрузчика;
    • принципы работы в различных типах складских помещений;
    • сезонные особенности работы с грузами;
    • правила хранения погрузчиков на стоянке, а также обращения с ними в гаражах и мастерских;
    • основы технического функционирования погрузчика и его составляющих;
    • правила проверки состояния погрузчиков, в том числе после ремонта;
    • правила обращения с топливом и другими ГСМ, применяемыми в работе погрузчика;
    • правила ухода и хранения соответствующих инвентаря и инструментов.
  5. Водитель погрузчика руководствуется:
    • соответствующим законодательством;
    • актуальными нормами ПДД;
    • документацией фирмы;
    • положениями должностной инструкции.
  6. При временном отсутствии водителя (болезни, отпуск и т.д.) его функции выполняет другой водитель, назначенный руководителем склада.

2. Функции

За водителем погрузчика на работе закреплены следующие функции:

  1. Управление закрепленным за ним транспортным средством.
  2. Обеспечение выполнения комплекса предписанных работ по проведению погрузочно-разгрузочных мероприятий.
  3. Наблюдение за правильностью укладки грузов, их креплением и размещением.
  4. Уход за погрузчиком, в том числе путем своевременной замены запчастей и других составлявших.
  5. Участие в мероприятиях по сортировке товаров на складе.
  6. Участие в мероприятиях по складированию поддонов и другой складской тары.
  7. Устранение мелких неисправностей погрузчика.
  8. Донесение до руководства склада информации о потенциальных проблемных моментах в зоне своей деятельности.
  9. Постановка погрузчика на стоянку.
  10. Мониторинг качества ремонта погрузчика.
  11. Проведение необходимых профилактических мероприятий по обеспечению надлежащего состояния погрузчика.
  12. Соблюдение в своей работе ПДД, норм пожарной и технической безопасности.
  13. Хранение инвентаря, спецодежды и инструментов, предоставленных фирмой, а также уход за ними.
  14. Ведение требуемого правилами фирмы документооборота.

3. Ответственность

Водитель погрузчика может нести ответственность в следующих ситуациях:

  1. За нарушения норм и законов, совершенные на своем рабочем месте, — в соответствии с правилами соответствующих разделов законодательства.
  2. За неисполнение предписанных должностных обязанностей — в соответствии со статьями трудового законодательства и правилами фирмы.
  3. За ущерб, причиненный фирме из-за несоответствующих действий, — в границах, закрепленных в соответствующих статьях законодательства.

4. Права

Водитель погрузчика владеет следующими правами:

  1. Вносить предложения руководителю склада по совершенствованию трудовых процессов.
  2. Получать от служащих фирмы информацию, которая нужна в своей трудовой деятельности.
  3. Получать за счет работодателя фирменную спецодежду, инвентарь и инструменты, в порядке, закрепленном в правилах фирмы.
  4. Отказываться от управления погрузчиком, если он находится в неисправном техническом состоянии.
  5. Требовать от руководителя склада надлежащего снабжения погрузчика необходимыми ГСМ, запчастями и агрегатами, а также надлежащего проведения ремонтных и профилактических мероприятий.

Специфика составления должностной инструкции

В действующем отечественном законодательстве не закреплены параметры составления должностной инструкции. В результате компании-работодатели могут свободно адаптировать содержимое типовых образцов инструкций под свои нужды. Что касается формы документа, то имеются определенные стандарты, которые используются при его написании. Обычная инструкция состоит из следующих разделов:

  • Общий раздел.
  • Функции сотрудника.
  • Его трудовые права.
  • Возможные меры ответственности.

К данным стандартным разделам наниматели часто добавляют:

  • Условия работы.
  • Рабочие связи.
  • Параметры оценки качества работы.
  • Требования по квалификации.

Дополнительные части особенно востребованы в крупных компаниях, которые стремятся перевести возможно большую часть своей деятельности в стандартизированную документарную форму, что сильно облегчает для них взаимодействие сотен сотрудников со множеством пересекающихся функций.

Внимание! Инструкция может быть составлена в типовой форме, пригодной для любого сотрудника, либо носить индивидуальный характер, будучи рассчитанной на конкретного работника.

Общая часть

Здесь дается описание основных трудовых параметров. Прописывают такие ключевые моменты, как:

  • кто заменяет водителя в период его отсутствия;
  • у кого в подчинении он находится;
  • от кого зависит его прием на работу и увольнение;
  • какими положениями должен руководствоваться водитель;
  • каковы необходимые квалификационные параметры от кандидата на должность, а также требуемые от него навыки.

Если часть пунктов довольно типовая, то те пункты, где даны требования по навыкам и умениям, сильно зависят от характера деятельности работодателя. В логистических службах, строительных фирмах или торговых компаниях у водителя погрузчика функции могут различаться, как и требуемые для них навыки.

Внимание! От водителя погрузчика может потребоваться отдельная разновидность прав для управления категориями этого транспортного средства. Помимо этого, некоторые компании нанимают водителей погрузчиков определенных разрядов. Все эти особенности необходимо закрепить в квалификационных требованиях.

Функции

Здесь описаны как стандартные обязанности любого водителя, так и те, которые специфичны именно для водителя погрузчика. К первому виду относятся функции по обеспечению транспорта ГСМ, контролю за качеством ремонта, поддержанию порядка и тому подобное. Вторая разновидность обязанностей включает размещение грузов на складе, наблюдение за их креплением и укладкой, а также другие специфические моменты. Требуется отдельно упомянуть про важность соблюдения ПДД и соответствующих норм по безопасности.

Внимание! Многие компании практикуют выдачу водителям за свой счет рабочей спецодежды, соответствующих инструментов и инвентаря. В этом случае нужно отдельно упомянуть про обязанность сотрудника бережно хранить и эксплуатировать эти вещи.

Ответственность

Здесь даны описания основных видов нарушений, за которые работодатель может наказать сотрудника. Меры наказания даются в максимально общем виде, поскольку степень вины может быть выявлена лишь в ходе соответствующих разбирательств, с привлечением свидетелей, доказательств и пр.

Права

Данная часть отведена под список прав сотрудника. Обычно здесь перечисляют несколько стандартных пунктов, единых для всех работников одного ранга. У технических сотрудников, к которым относится водитель, могут быть добавлены права требовать от нанимателя проведения необходимого ремонта и отказываться от вождения, если транспортное средство находится в критическом состоянии.

Водитель погрузчика ответственен не только за проведение соответствующего фронта работ, но и за сохранность его машины. Поэтому необходимо ответственно подойти к написанию инструкции, обращая внимание на необходимость учета мнения профильных специалистов. Только после учета их правок, документ может быть передан на подпись директору фирмы. Также требуется при составлении инструкции учесть наличие всех параметров, требуемых в официальном документе: даты, реквизитов фирмы, расшифровки подписей. Сам сотрудник ставит свою подпись в процессе приема на работу. Другие подписи могут принадлежать лицам, с которыми согласовывалось данное назначение.

Погрузчики – это машины, предназначенные для захвата, подъема и перевозки различных материалов и оборудования. Техника такого типа применяется для подачи строительных грузов, складирования и транспортировки товаров. Ее используют в коммунальных службах (для вывоза снега, мешков с мусором), при проведении сельскохозяйственных и других работ.

Инструкция по охране труда для водителя погрузчика содержит информацию об особенностях безопасного обслуживания таких машин. Здесь излагаются правила их эксплуатации, разрабатываемые с учетом требований российского законодательства.

Особенности профессии

Водитель (машинист) погрузчика – это специалист, управляющий данным транспортом, знакомый с его устройством, особенностями перемещения грузов внутри производственных помещений и на открытой территории.

Особенности

Человек, обслуживающий погрузчик, отвечает за аккуратную доставку грузов, исправность рабочих механизмов. Он должен виртуозно владеть техникой, чтобы успешно маневрировать при езде, не нарушая правил дорожного движения.

Водитель обязан хорошо разбираться в специфике грузов, отвечать за их сохранность и оперативность доставки, иметь полное представление о работе ТС.

К плюсам профессии относятся:

  • разнообразие деятельности;
  • востребованность в различных сферах;
  • возможность повышения квалификационного разряда и заработка.

Виды ТС

Погрузчики подразделяются по ряду признаков.

По характеру грузов:

  • ковшовые (для перемещения насыпных материалов) – они бывают одно- и многоковшовые;
  • вилочные (снабжены вилами для укладки штучных предметов).

Машины обоих видов бывают с фронтальной, боковой и задней загрузкой.

По типу двигателя:

  • автопогрузчики (с двигателем ВС);
  • электропогрузчики (электроштабелеры).

По конструкции автомобильной ходовой системы:

  • колесные;
  • гусеничные.

По принципу действия:

  • непрерывные (многоковшовые элеваторы);
  • циклические: скребковые (с/х погрузчики для транспортировки зерна), а также роторные (снегоуборочные).

По типу используемого горючего: на бензине, дизельном топливе, газо-бензиновые ТС.

Машины различаются также по габаритам. Например, при строительных работах используются большегрузные ТС, а для работ в саду – погрузчики УТВ (на квадроциклах).

Соответственно, разрабатывается отдельная инструкция для водителя крупногабаритной техники (средней, тяжелой) и инструкция по охране труда для водителя минипогрузчика (например, Bobcat).

Требования

При разработке такого документа опираются на Приказ № 282 Минтранса (от 31.02.2020 г.), в котором утверждаются профессиональные и квалификационные требования к водителям ТС.

Закон касается охраны труда персонала, работающего в организациях или нанимаемого ИП.

В инструкции указывается, что водитель погрузчика должен:

  • знать особенности эксплуатируемого ТС, его характеристики (грузоподъемность, мощность);
  • досконально изучить схему перемещения грузов, а также правила дорожного движения;
  • разбираться в механике и электротехнике;
  • умело обращаться с грузоподъемным оборудованием;
  • соблюдать правила ТБ и охраны труда.

Работнику необходимо иметь отличное зрение, слух, уметь быстро реагировать на окружающую ситуацию. Требуется, чтобы у водителя была устойчивая нервная система, способность работать аккуратно и внимательно.

Условия для работы

Для устройства на работу необходимо иметь права на вождение погрузчиков категории В (мощностью менее 25.7 кВт), С (25.7–110.3 кВт) или Д (более мощных крупногабаритных машин).

В зависимости от квалификации и навыков работы водителям погрузчиков присваивается 5 разрядов: минимальный – 2-й (работа с опытным напарником, на маломощной технике), максимальный – 6-й (самостоятельное управление крупногабаритными погрузчиками).

Профстандарт

Требования к квалификации водителей автопогрузчика утверждены Мининистерством труда в 2017 году (профстандарт 16.116). В документе отражены:

1. Данные о классификации профессии по общероссийским системам ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функции работников и уровень профподготовки для выполнения каждой из них.

Пример. Укладка товаров с помощью колесного погрузчика состоит из 6 операций, включая профилактику и обслуживание ТС. Каждая операция обозначена кодом (от С/01.3 до С/06.3). Квалификация работника соответствует 3 уровню (приказ Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н).

3. Описание требований к водителю:

  • наличие образования по профилю;
  • возраст старше 18 лет;
  • прохождение медосмотров, инструктажей по ОТ и пожаробезопасности.

4. Рабочие действия специалиста, необходимые навыки и знания.

5. Сведения об организациях, составивших данный документ.

Скачать бесплатный профстандарт, актуальный в 2022 г., можно здесь: https://assistentus.ru/forma/profstandart-voditelya-pogruzchika/#google_vignette.

Инструкция по охране труда

Типовая инструкция по охране труда для водителя погрузчика представляет собой рабочий документ, необходимый для проведения вводных, периодических и специальных занятий с персоналом. Его разрабатывает сотрудник, отвечающий за безопасность работ и охрану труда, а затем утверждает руководитель предприятия.

Необходимость

Наличие инструкции позволяет знакомить новых работников со всеми нюансами производственной деятельности, предупреждать их о возможных рисках.

Проведение вводных, периодических и целевых инструктажей необходимо для предупреждения несчастных случаев на производстве, повышения ответственности работников за выполнение правил и трудовых норм. Конкретная форма документа в законах не оговаривается, но чем полнее его содержание, тем эффективнее инструктаж водителей.

Где взять

Образец типовой инструкции по ОТ можно бесплатно скачать на сайтах: пример 1 (https://всеинструкции.рф/instrukcija-po-ohrane-truda-dlja-voditelja-pogruzchika/) или пример 2 (https://zakonius.ru/obrazec/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-voditelya-avtopogruzchika).

Нормативная база

При разработке такого документа опираются на:

  • межотраслевые правила ОТ на автотранспорте (приказ Минтруда № 28 от 12.05.2003);
  • инструкцию по охране труда для водителя автопогрузчика (типовой вариант, утвержденный Минтруда и соцзащиты 17.03.2000 г.), Р М-009-2000;
  • КоАП (ст. 5.27.1) – об ответственности за допуск водительского персонала к работе.

Состав

В документе должны быть следующие блоки:

  1. «Шапка» с реквизитами (датой утверждения, названием, номером регистрации, ФИО ответственного должностного лица).
  2. Общие требования по ОТ.
  3. Обязательные меры безопасности перед началом смены.
  4. Требования и запреты, действующие во время работы.
  5. Действия при аварийных ситуациях.
  6. Мероприятия после окончания рабочей смены.

Общие требования

В этом разделе описываются особенности допуска водителей к работе, перечисляются факторы вредного воздействия, излагаются требования к ношению спецодежды и ИСЗ. Сообщается о необходимости движения строго по маршруту, с ограниченной скоростью.

Допуск

В инструкции указывается, что к вождению погрузчиков допускаются лица старше 18 лет. Для работы необходимо:

  • иметь водительские права;
  • пройти предварительный медосмотр (проверку зрения, слуха, психического и общего состояния здоровья), а затем – периодические медпроверки и освидетельствования на алкоголь и наркотики;
  • изучить внутренний распорядок работы компании, правила ТБ и охраны труда;
  • сдать тест на знание инструкции и способность выполнения должностных обязанностей.

Обязанности

Водителю погрузчика положено проходить повторный инструктаж по ОТ не реже 1 раза в квартал, проверку знаний 1 раз в год.

В перечень обязанностей включают:

  • соблюдение трудового режима, выполнение предписанных операций;
  • умение пользоваться ИСЗ и средствами тушения пожара;
  • знание ПДД и нормативов безопасного вождения ТС;
  • освоение работы на погрузчиках конкретных видов.

Например, инструкция по охране труда водителя фронтального погрузчика предписывает следующее:

  • для лучшего обзора и обеспечения безопасности следует очистить и выровнять рабочую площадку; ковш поднимают над землей на высоту до 40–50 см;
  • при подъеме тяжелых предметов не прилагают больших усилий, удерживают груз с помощью зубьев или кромочного болта;
  • погрузчик располагают так, чтобы двигатель находился с подветренной стороны и не засорялся;
  • заполнение ковша соразмеряют с допустимым максимумом;
  • способ загрузки (раздельный, совмещенный, экскавационный) выбирают в зависимости от вида и плотности грузов.

Вредные и (или) опасные производственные факторы

В инструкции перечисляются факторы, которые могут привести к травмам и навредить здоровью водителя:

  • контакт с движущейся техникой, механическими и электрическими элементами оборудования, вредными веществами (химическими, пожароопасными);
  • воздействие острых элементов перевозимого груза;
  • повышенное запыление и загазованность окружающего воздуха;
  • шум и вибрация на рабочем месте;
  • недостаточная освещенность территории;
  • нагрузки на нервную систему.

Спецодежда

Она выдается для предупреждения механических травм, соблюдения санитарных правил.

Виды ИСЗ Ежегодные нормы выдачи
Х/б комбинезон или костюм из смесовой ткани 1
Сапоги резиновые или кожаные ботинки 1 пара
Рукавицы или перчатки с защитным покрытием 6 пар
Противошумные вкладыши или наушники По мере износа
Сигнальный жилет (класс защиты 2) 1
Утепленная куртка и брюки В зависимости от климатического пояса
Теплые ботинки, валенки на резиновой подошве В зависимости от климата
Перчатки с шерстяными вкладышами и защитным покрытием (морозоустойчивые) 3 пары
Респираторы (для защиты легких от пыли), специальные очки По мере надобности

Важно подчеркнуть, что работать можно только в полностью застегнутой спецодежде. Нельзя укладывать в карманы режущие и колющие предметы.

Другие требования

Водитель должен следить за исправностью и чистотой погрузчика, хранить инструменты в специальных отсеках автомобиля. Нельзя держать в кабине посторонние предметы.

Важно соблюдать безопасный режим движения: на открытой территории скорость не должна превышать 10 км/час, внутри производственных или торговых зданий – 5 км/час.

О любых экстренных ситуациях (угрозах возникновения несчастного случая или повреждениях груза), а также об ухудшении самочувствия необходимо извещать руководство.

Что запрещается

Водителям погрузчиков запрещается:

  • работать в состоянии алкогольного опьянения, употреблять наркотики или психотропные вещества;
  • принимать пищу и курить на рабочем месте, а не в специально отведенных местах;
  • работать после окончания срока действия водительского удостоверения;
  • игнорировать неисправность ТС.

Требования перед началом работы

В этом блоке инструкции указывается, что перед началом работы водитель обязан:

  • убедиться в наличии и исправном состоянии спецодежды и других ИСЗ;
  • лично осмотреть пути подъезда к местам погрузки/выгрузки, убедиться в отсутствии препятствий, разливов жидкостей и масла, скоплений грязи, снежных завалов; участки обледенения должны быть засыпаны песком;
  • произвести наружный осмотр подъемных механизмов, удостовериться в исправности креплений, цепей, шарниров, кронштейнов, подъемных и поворотных приспособлений;
  • проверить состояние шин и уровень давления в них;
  • убедиться в отсутствии протечек горючего, исправности мотора;
  • отрегулировать работу ручного и ножного тормозов;
  • проверить действие рулевого управления;
  • опробовать звуковой и стоп-сигнал, работу фар, световых переключателей.

Требования во время работы

Здесь подробно расписываются правила выполнения отдельных операций, требования безопасности. Сообщаются особенности работы в темное время суток, в различные периоды года. Говорится об ограничениях загрузки по весу и габаритам, а также о запрещенных действиях во время работы.

Обязанности

Для обеспечения безопасности водитель обязан:

  • включать предупреждающий звуковой сигнал перед началом движения, погрузочно-разгрузочных работ;
  • подавать сигнал, подъезжая к людям, находящимся на пути перемещения ТС (на расстоянии не меньше 5 м), останавливать машину при любой опасности наезда (при езде мимо дверей, проездов, движении задним ходом);
  • производить работы с грузом плавно, без рывков, после остановки машины;
  • тщательно закреплять перевозимые грузы;
  • при езде задним ходом и затруднениях с обзором участка работ прибегать к помощи другого работника, направляющего движение ТС вручную.

Примечание. В зоне перемещения погрузчика не должны производиться работы по ручной переноске предметов, укладке тары.

При перемещении без груза подъемное устройство должно быть поднято над землей, рама полностью отклонена назад.

В инструкции по охране труда для водителя вилочного погрузчика следует упомянуть о том, что:

  • груз необходимо захватывать так, чтобы он не свешивался с вил, не цеплялся за стены узких проездов;
  • товары должны быть упакованы в прочную, надежную тару (требования к упаковке транспортных грузов изложены в инструкции Минтруда от 19. 05.2004 г.);
  • следует равномерно штабелировать объекты, не допуская обрушения упаковок;
  • требуется проверять, чтобы вилы (их толщина 40 мм) свободно входили под груз, располагались симметрично относительно каретки; они должны находиться под прямым углом к штабелю, захватывать предметы равномерно.

Инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика должна содержать дополнительные требования по безопасной работе с электрооборудованием.

Здесь же говорится о необходимости своевременной подзарядки аккумуляторных батарей и о порядке их замены.

Важно подчеркнуть, что уклон дороги при работе на электропогрузчике не должен превышать 7 градусов на 12 м. При большем наклоне смазка картера будет стекать из ведущего моста в якорь двигателя, что приведет к его повреждению.

Поведение в различных ситуациях

При погрузочно-разгрузочных работах водителю необходимо:

  • хорошенько осматривать территорию, чтобы убедиться в отсутствии людей или помех;
  • не допускать превышения норм загрузки, отрыва колес от грунта из-за перевеса;
  • совершать маневрирование на малой скорости, избегать «заносов», резкого торможения.

При появлении небольших препятствий на пути разрешается поднять груз на необходимую высоту, перенести его, затем медленно вернуть в нормальное положение и продолжить движение.

При потере устойчивости ТС (из-за неравномерного расположения грузов, неровностей дороги, превышения нормы заполнения ковша) следует немедленно остановить машину, опустить груз на место.

Нельзя загружать и транспортировать предметы необозначенной тяжести, а также использовать дополнительные противовесы для удержания равновесия.

Работы на автопогрузчиках с крановой стрелой производятся с участием стропальщика или в присутствии лица, ответственного за ТБ.

Груз, прицепленный на крюк, вначале медленно поднимается, затем перемещается в нужном направлении, он не должен раскручиваться или раскачиваться. Важно следить, чтобы под стрелой не находились люди.

При работе с крупнотоннажными грузами важно следить за показаниями приборов, фиксирующих работу тормозов, систем рулевого и электронного управления, уровень топлива в баке, давление в колесных шинах. Недопустимо поднятие стрелы и груза на большую высоту (создается угроза переворачивания машины). Если это произошло, водитель не должен выпрыгивать наружу. Следует ждать помощи, находясь в кабине.

При расчистке дорог от снега необходимо осторожно обходить скрытые неровности и ухабы, не прилагая излишних усилий.

Что запрещается

В требованиях охраны труда к водителю погрузчика запрещается:

  • укладывать перевозимые материалы и оборудование поверх трубных коммуникаций, электрокабелей, временных настилов;
  • работать с грузами при наличии людей в машине;
  • загружать слежавшиеся сыпучие материалы без предварительного разрыхления;
  • переезжать через электропровода, лежащие на земле или полу;
  • использовать открытое пламя для разогрева автомобильных агрегатов в зимний период;
  • работать на морозе без перчаток (прикасаться к металлическим поверхностям), производить ремонтные операции под машиной, лежа на земле (требуется использовать специальный мат);
  • небрежно закреплять поднимаемый груз, не задействуя все монтажные кольца, петли; если часть из них неисправна, необходимо использовать дополнительные стропы с угловыми прокладками, предотвращающими их повреждение острыми гранями контейнеров;
  • работать в зоне расположения воздушных линий электропередач без письменного разрешения руководства компании-владельца ЛЭП; требуется специальный наряд-допуск и личное присутствие специалиста в статусе ответственного за ОТ;
  • эксплуатировать погрузчик при наличии неполадок в агрегатах.

Требования в аварийных ситуациях

В этом разделе описываются действия водителя погрузчика в случае пожара, механического травмирования, поражения электрическим током, отравления вредными веществами, получения ожогов.

При несчастном случае

При получении травмы необходимо прекратить работу, позвонить в медпункт или вызвать «скорую помощь». Если пострадавшим является другой человек, ему надо оказать первую доврачебную помощь.

В инструкции следует описать способы остановки кровотечения с помощью давящей повязки, осуществления наружного массажа сердца и искусственного дыхания, а также наложения шин при травмах конечностей.

При возгорании

Требуется заглушить мотор, перекрыть поступление горючего из топливного бака, отсоединить аккумулятор. О происшествии надо сообщить диспетчеру, при необходимости вызвать пожарных.

Если возгорание произошло вблизи электросети (на расстоянии меньше 2 м), задействуется только порошковый или углекислотный огнетушитель, поскольку линия может быть незаземленной. При заливании пламени водой, использовании химического или пенного огнетушителя возможно поражение электротоком.  Место возгорания можно засыпать песком или накрыть специальным одеялом.

Важно подробно изложить порядок действий водителя при обнаружении обрыва электрокабеля, возгорании погрузчика из-за контакта с проводкой. Следует сообщить:

  • что нужно делать, чтобы избежать электротравматизма;
  • как помочь человеку, пострадавшему от действия электрического тока (освободить его от контакта с проводами);
  • как оказать первую медпомощь.

При неисправностях

Любые неисправности ТС могут стать причиной аварии, поэтому при их обнаружении необходимо прекратить работу, принять меры для устранения неполадок. При невозможности провести ремонт самостоятельно следует связаться со службой техпомощи, эвакуировать погрузчик в мастерскую.

О поломке техники надо сообщить диспетчеру, контролеру техсостояния автопарка.

По окончании работы

Водитель обязан:

  • осмотреть машину для выявления дефектов, подтекания масла, топлива, тормозной жидкости;
  • поставить погрузчик в специально отведенное место, включить стояночный тормоз, опустить грузоподъемное устройство, подложить упоры под колеса (гусеницы);
  • заглушить мотор, рычаги поставить в нейтральное положение;
  • навести порядок в кабине, убрать наружные загрязнения, закрыть дверцу машины ключом;
  • сообщить о состоянии ТС мастеру, начальнику смены.

Инструкция по ОТ создается для повышения безопасности работ, предотвращения производственного травматизма. Документ составляется в соответствии с профстандартом, в котором регламентируется квалификация водителей, правила их допуска к обслуживанию ТС. Предписания разрабатываются с учетом специфики предприятий, а также вредных факторов, воздействующих на водительский персонал.

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

Должностная инструкция водителя погрузчика

              190-ДИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Водителя погрузчика ООО «Бета».

1.2. Водитель погрузчика назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета».

1.3. Водитель погрузчика подчиняется непосредственно начальнику транспортного отдела.

1.4. На должность Водителя погрузчика назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование и стаж работы по профессии водителя не менее трех лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профессии водителя не менее двух лет, удостоверение на право управления погрузчиком.

1.5. Водитель погрузчика должен знать:
– устройство погрузчиков и аккумуляторных батарей;
– инструкцию по эксплуатации, монтажу, пуску, регулированию и обкатке погрузчика;
– способы погрузки и выгрузки грузов на всех видах транспорта;
– правила подъема, перемещения и укладки грузов;
– причины неисправностей и методы их устранений;
– Правила дорожного движения, движения по территории организации (или территории объекта производства работ);
– установленную сигнализацию;
– элементарные сведения по электротехнике;
– применяемые сорта горючих и смазочных материалов;
– правила пользования средствами индивидуальной защиты;
– правила по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.6. В своей деятельности Водитель погрузчика руководствуется:
– Правилами дорожного движения, движения по территории организации и пристанционным путям;
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета»;
– настоящей должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия Водителя погрузчика его обязанности возлагаются на работника, назначаемого приказом генерального директора ООО «Бета».

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Водитель погрузчика выполняет следующие виды работ:
2.1. Управление погрузчиком и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке, выгрузке, перемещении и укладке грузов в штабель и отвал.
2.2. Техническое обслуживание погрузчика и текущий ремонт всех его механизмов.
2.3. Определение неисправностей в работе погрузчика, его механизмов и устранение их.
2.4. Установка и замена съемных грузозахватных приспособлений и механизмов.
2.5. Участие в проведении планово-предупредительного ремонта погрузчика, грузозахватных механизмов и приспособлений.

3. ПРАВА

Водитель погрузчика имеет право:
3.1. Требовать от своего непосредственного руководителя и генерального директора ООО «Бета» содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности Водителя погрузчика.
3.3. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.4. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Водитель несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Водителя погрузчика определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Водителя погрузчика в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора ООО «Бета»1-Пр от 23.08.2011.

Должностную инструкцию составила:

Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева

С инструкцией ознакомлен:

________________ Д.В. Ефремов

Юрист _________________________ Н.А. Павлов

Данная инструкция по охране труда разработана для водителя фронтального погрузчика и доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

Инструкция по охране труда для водителя фронтального погрузчика необходима для обеспечения безопасности работника при выполнении его должностных обязанностей. Инструкция содержит информацию о правилах и требованиях охраны труда до начала, во время и по окончании выполнения трудовых функций водителя фронтального погрузчика, которые необходимо соблюдать для предотвращения опасных ситуаций и травматизма на рабочем месте.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельному управлению фронтальным погрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем – периодические мед. осмотры 1 раз в три года. Водители фронтальных погрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД, иметь 1 квалификационную группу по электробезопасности (кроме случаев работы погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).

1.2. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению фронтальным погрузчиком только после прохождения ими:

— вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой доврачебной помощи,

— первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте,

— стажировки в течение 2-14 смен под наблюдением механика или бригадира.

1.3. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется приказом по предприятию.

1.4. Водитель фронтального погрузчика должен иметь при себе:

— удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,

— регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта),

— путевой лист или сменный рапорт.

1.5. Обучение рабочих безопасным методам производства работ проводится в течение месяца со дня принятия на работу по программе, утвержденной руководителем или главным инженером предприятия. Проверка знаний проводится экзаменационной комиссией, назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в следующих случаях:

— периодически, не реже одного раза в 12 месяцев,

— при переходе водителя фронтального погрузчика с другого предприятия,

— по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией погрузчика.

1.6. После перерыва в работе по специальности более одного года водитель фронтального погрузчика обязан пройти обучение и проверку знаний по технике безопасности, и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.7. При переводе водителя с одного погрузчика на другой того же типа, но иной модели или с незнакомым приводом, администрация обязана ознакомить водителя с особенностями устройства и обслуживания такого же погрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки практических знаний водитель фронтального погрузчика может быть допущен к самостоятельной работе.

1.8. Для всех водителей фронтальных погрузчиков проводится:

— повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца,

— внеплановый инструктаж при:

— изменении правил по охране труда,

— изменении условий работы,

— нарушении водителем требований безопасности труда, которые могут привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента,

— перерывах в работе более, чем 30 календарных дней,

— целевой инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.

1.9. Руководство предприятия обязано:

— обеспечить водителя фронтального погрузчика производственной инструкцией,

— обеспечить водителя фронтального погрузчика спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами,

— обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы, не допускать к управлению погрузчиком лиц, не прошедших обучение, стажировку, инструктажа по охране труда,

— своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания погрузчика,

— организовывать работы в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами, оформить задания на проведение работ,

— выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания погрузчика,

— обеспечить контроль за использованием рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и инструкций по охране труда,

— обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим,

— обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам,

— обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.

1.10. Водитель фронтального погрузчика обязан выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования инструкции по эксплуатации погрузчика и настоящей инструкции, а также знать:

— правила передвижения погрузчика по территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять погрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями правил эксплуатации и техники безопасности,

— правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании,

— паспортные данные, устройство погрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент смазочных материалов, применяемых при эксплуатации погрузчика,

— факторы, влияющие на устойчивость погрузчика, и причины потери устойчивости,

— правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений,

— порядок выполнения погрузчиком работ в особых условиях, в том числе:

— вблизи линии электропередачи,

— вблизи откосов котлована и траншей,

— при работе совместно с другими транспортными средствами, в зимних условиях,

— приемы оказания первой помощи при несчастных случаях,

— носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и СИЗ.

1.11. Водитель фронтального погрузчика подчиняется инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию о закреплении дорожно-строительной техники, а также инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает погрузчик.

1.12. Категорически запрещается находиться в нетрезвом виде на территории строительства и в бытовых помещениях как в рабочее, так и в нерабочее время.

Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением протокола по форме.

1.13. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

1.14. Во избежании поражения электрическим током:

— оказавшись в зоне шагового напряжения, выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле провода,

— водителю фронтального погрузчика, корпус которого оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину погрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса погрузчика.

1.15. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой передачи, грузоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:

— комплектность и состояние инструмента,

— уровень и качество масла в картере двигателя,

— наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

— тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

— тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

— давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

— электроосветительных приборов,

— звукового сигнала,

— амперметра;

— датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, водитель фронтального погрузчика обязан доложить о них своему непосредственному начальнику.

2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, водитель фронтального погрузчика обязан проверить работу всех механизмов погрузчика на холостом ходу.

2.10. Перед началом работ водитель фронтального погрузчика должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.11. Водитель фронтального погрузчика не должен начинать работу по перемещению грузов, если:

— на строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов,

— недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов,

— территория площадки, на которой должен работать погрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде,

— уклон площадки, на которой должен работать погрузчик, превышает допустимый уклон.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Управлять погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.

3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение «нейтраль», стояночный тормоз включить.

3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.

3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.

3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.

3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).

3.11. При вынужденной стоянке машины, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, необходимо включить аварийную сигнализацию.

3.12. Запрещается:

— производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе,

— производить обслуживание электрооборудования при включенной «массе», за исключением случаев проверки работы электрооборудования,

— разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением,

— при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом,

— производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси,

— производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ,

— производить работы вблизи подземных кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других коммуникаций, обозначенных на местности знаками,

— при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении,

— работать на площадках с уклоном более 50,

— поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике,

— наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах,

— находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости,

— производить осмотр, ремонтные и регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно закреплена на колодках или козлах,

— транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы,

— становиться на ковш и под ковш во время работы и движения,

— работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов,

— выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины),

— оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре,

— работать с трещинами на ободьях и с поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически следить за износом рисунка протектора шин.

3.13. При выполнении работ вблизи зданий и сооружений, погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от сооружения было не менее 1 м.

3.14. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.

3.15. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика, указанные в таблице №1.

3.16. Водителю фронтального погрузчика запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

3.17. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

— после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

— под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

— при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

— при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.18. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80, СНиП 12-04-2002:

— расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2.

— работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.19. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.20. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.21. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:

— прокола шины или недостаточного давления в ней,

— неисправности рулевого управления,

— неисправности гидравлической системы,

— каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

— неисправности тормозов.

3.22. Водителю фронтального погрузчика не разрешается:

— работать на неисправном автопогрузчике,

— поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте,

— производить резкое торможение при движении с грузом,

— допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика,

— выходить из машины, когда груз поднят рабочим органом,

— перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей,

— поднимать и перемещать грузы погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя),

— оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом,

— работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения,

— выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1 В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д. водитель фронтального погрузчика должен:

— немедленно прекратить работу погрузчика,

— приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику.

4.2 Если во время работы произошел несчастный случай, водитель фронтального погрузчика обязан:

— оказать первую помощь,

— доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ, — принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Поставить погрузчик в предназначенное для стоянки место (погрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

5.2. Опустить ковш на грунт, все рычаги управления установить в нейтральное положение, включить стояночный тормоз и остановить двигатель.

5.3. Очистить погрузчик от пыли и грязи.

5.4. Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей устранить их. Если в условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то сообщить о неисправности механику, сменщику.

Утверждаю
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
17 марта 2000 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОПОГРУЗЧИКОВ

ТИ Р М-009-2000

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен, и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.

Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

1.3. Выполнение других работ водителям погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.

1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.

1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением водитель погрузчика переводится на другую работу.

1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

— движущиеся машины и механизмы;

— перемещаемые и складируемые грузы;

— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

— пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— недостаточная освещенность рабочей зоны;

— острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

1.7. Водители автопогрузчиков, в зависимости от условий работы, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

— комбинезоном хлопчатобумажным;

— сапогами резиновыми;

— рукавицами комбинированными.

На наружных работах зимой дополнительно:

— курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.

1.9. При выполнении погрузочно — разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.

1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.

1.14. С наступлением темноты, при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемки грузов и т.д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.

1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.

1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.

1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.

1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода — изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно — разгрузочных машин.

1.20. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях — 5 км/ч.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:

— проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

— осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде — посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп — сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед выполнением погрузочно — разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.

3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.

3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно — разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей, водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.

3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.

3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза, раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200 — 300 мм от земли, а рама — полностью отклонена назад.

3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик лица, который указывает дорогу и подает сигналы.

3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.

3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.

Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.

3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и заднем ходе.

3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.

3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.

3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.

3.15. При движении погрузчика не допускаются резкое торможение, крутые повороты с грузом.

3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.

3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.

3.18. При переработке тарно — штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

— переработке должны подлежать тарно — штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;

— переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;

— при выполнении погрузочно — разгрузочных работ с тарно — штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;

— переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;

— для освобождения вил от штучного груза, путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок, необходимо применять сталкиватель;

— при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват — кантователь;

— переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми захватами;

— для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;

— при выполнении погрузочно — разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

3.19. Для переработки длинномерных грузов и сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.

3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах, необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.22. При проведении погрузочно — разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой, более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).

3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что Вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!

3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.

3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и обратно.

3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняющихся материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т.п., посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.

4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить администрации предприятия.

4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

— очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;

— провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;

— проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;

— при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;

— в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

5.2. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Выкройка юбки полусолнце на резинке для начинающих пошаговая инструкция фото
  • Мукта вати экстра пауэр инструкция по применению
  • Препарат ридомил голд инструкция по применению отзывы
  • Bisolviral agiz spreyi инструкция на русском
  • Связать качели макраме своими руками пошаговая инструкция