Рано или поздно у каждого владельца подержанного автомобиля возникает желание обновить лакокрасочное покрытие своего «боевого коня». Но как покрасить автомобиль самостоятельно, если нет ни навыков, ни опыта в этом деле? Вам потребуется около недели упорного труда, уверенность в своих силах и наше пошаговое руководство по покраске кузова авто в домашних условиях. Итак, начинаем…
1. Подготовка кузова автомобиля к покраске
Прежде всего, вам необходимо тщательно вымыть свой автомобиль, удалив с его кузова дорожную грязь с помощью воды и моющего средства, а также жировые и битумные пятна с поверхности его кузова с помощью специальных средств, которые продаются в любом автомагазине, или с помощью уайт-спирита (ни в коем случае не использовать растворители и бензин!).
После очистки кузова необходимо демонтировать с автомобиля передний и задний бамперы, декоративную решетку радиатора, антенну радиоприемника, все фары, подфарники, указатели поворотов и прочую наружную светотехнику. Если на вашем автомобиле стоит противоударная защита в колесных арках, то её тоже необходимо снять, после чего тщательно очистить от грязи и битумных пятен поверхности отбортовок крыльев колесных проемов. Все снятые с автомобиля детали тщательно вымыть, очистить от ржавчины, высушить и сложить в отдельном месте.
2. Зачистка дефектов кузова перед покраской автомобиля
Далее автомобиль надо поставить в хорошо освещенном месте, лучше всего — на улице, чтобы внимательно изучить состояние его лакокрасочного покрытия. Крупные дефекты (сколы краски, трещины, вмятины) пометить на его поверхности цветным мелом, а лучше быстросохнущей акриловой краской (продается в любом автомагазине в аэрозольном баллончике). Далее просмотреть автомобиль еще раз с целью выявления пропущенных дефектных мест и повторить процедуру их пометки.
Следующий этап. Вооружившись стамеской или заточенной отверткой с шириной «жала» 3-5мм и наждачной бумагой (№ 60, №80, №100), произвести зачистку дефектных мест до чистого металла. При зачистке дефектных мест необходимо учитывать, что площадь очистки должна быть максимально приближена к площади дефектного места, во избежание дополнительных трудозатрат и расхода материалов при дальнейшей обработке. Также обращайте внимание на то, что переход с дефектной на недефектную поверхность должен быть максимально плавным, без уступов и нависаний кромок старого лакокрасочного покрытия. Это легко проверяется ощупыванием (проглаживанием) рукой поверхностей кузова. Помните, что ваша рука самый чувствительный прибор из доступных, на ощупь можно определить разность высот в пределах 0,03мм.
После выполнения всех этих работ необходимо вновь тщательно очистить кузов от пыли, протереть зачищенные места хлопчатобумажной ветошью, смоченной в уайт-спирите, и дать им просохнуть.
3. Выравнивание дефектов кузова автошпатлевкой
Теперь приступаем к шпатлеванию дефектных мест. Для этого используем полиэфирную синтетическую автошпатлевку, металлический и резиновый шпатели с ширинами соответствующими площади мест шпатлевания. Для заделки дефектных мест я рекомендую использовать финишную шпатлевку, т.к. она является мелкозернистой и с ней будет легче работать при шлифовании.
Размешивать шпатлевку с отвердителем (он прилагается в комплекте к банке) лучше специальной металлической самодельной лопаточкой из пластины металла толщиной 1мм. и размером приблизительно 150х150мм. Пропорции замеса указаны на банке, но, из опыта, шпатлевки надо брать две полных столовых ложки + «колбаска» отвердителя длиной 30-40мм.
Все это очень тщательно перемешиваем в течении 30-40 секунд и сразу же приступаем к нанесению на дефектные места энергичными перекрестными движениями с поворотом движений поочередно на 90 градусов. Таким образом добиваемся ровной гладкой поверхности, слегка выступающей над основной кузовной поверхностью.
ВАЖНО! В размешанной шпатлевке происходит химическая реакция затвердевания с выделением некоторого количества тепла, начиная с пяти минут после размешивания и до полного отвердевания! Поэтому надо работать без суеты, но быстро!
Шпатлевка будет негодной к применению, если у вас при нанесении шпателем появятся комочки, это начинает происходить минут через пять после начала замеса.
Зашпатлеванному месту надо дать полностью затвердеть, это обычно происходит в течении 30-45 минут при температуре +20С. Проверить готовность поверхности можно таким способом: потрите зашпатлеванное место сухой наждачной шкуркой с зерном №80, если при этом нет налипания шпатлевки к зернам бумаги и шпатлевка сыплется мелкой сухой пудрой, значит процесс затвердевания окончен.
Зачистку шпатлеванной поверхности производим вручную наждачными шкурками, поступательно от № 120 к № 600 до доведения поверхности по шероховатости и геометрии показателям, идентичным поверхности кузова автомобиля. Зачистка производится в несколько приемов с дополнительным подмазыванием приготовленной шпатлевкой, если надо.
ВАЖНО! Зачистку (шлифовку) рекомендую производить без смачивания поверхности водой, т.е. всухую, т.к. попадание воды в структуру шпатлевки ухудшает ее качества и применяется «мастерами» исключительно во избежание запыленности рабочего места.
Зашпатлеванные места необходимо контролировать проглаживанием мест обработки ладонью. Для окончательного контроля зашпатлеванных поверхностей необходимо тщательно очистить их от пыли, протереть ветошью, смоченной в уайт-спирите и просушить, после чего нанести на них тонкий слой грунтовки из аэрозольного баллончика (предпочтительно светло-серого цвета) с небольшим переходом на «нетронутые» поверхности кузова и визуально проконтролировать чистоту и качество обработанных поверхностей. После нанесения грунта все дефекты явно «всплывают». В случае необходимости исправляем дефекты.
4. Подготовка к покраске автомобиля своими руками — завершающий этап
Тщательно очищаем кузов от пыли, заклеиваем малярной лентой с помощью бумаги (газет) места кузова, не подлежащие окраске (не забываем полностью закрыть колеса), помня, что высота уступа между окрашенными и неокрашенными частями поверхности кузова будет составлять около 0,02мм и это будет видно. Границы окрашенных и неокрашенных частей поверхности кузова необходимо располагать по границам линий изгиба или по границам отдельных деталей кузова автомобиля.
Зашкуриваем все лакокрасочное покрытие автомобиля наждачной шкуркой №1200 до состояния его матовости. Повторно очищаем весь кузов от пыли и протираем его ветошью, смоченной в уайт-спирите, просушиваем, тщательно контролируем чистоту поверхности кузова.
ВАЖНО! Несколько слов о помещении, в котором будет производиться окраска автомобиля. Если это гараж, то он должен быть достаточно большим, с рабочей зоной не менее 2-х метров по периметру автомобиля. Перед покраской помещение необходимо тщательно очистить от пыли и грязи, смочить пол водой (удобно при помощи пневмораспылителя), обратить внимание на то, чтобы с потолка помещения не осыпалась штукатурка, грязь, паутина и т.д.
Приобретаем автоэмаль с возможностью её высушивания без запекания Выбор лакокрасочного бренда за вами — хоть обычную глянцевую эмаль выбирайте, хоть супер-модную матовую.
5. Покраска автомобиля ручным способом
Наконец, приступаем к покраске автомобиля. Согласно инструкции по применению, разводим эмаль растворителем до необходимой густоты (по моему опыту, контролируем визуально следующим методом – погружаем металлический стержень диаметром 1-2 мм в краску и, поднимая его над банкой, наблюдаем за частотой стекания краски с конца стержня, она должна быть 3-4 капли в секунду).
Процеживая через специальную сетчатую воронку (обрезок капронового чулка), заливаем эмаль в бачок покрасочного пистолета. Пистолет следует использовать с соплом №1,4, при давлении воздуха на подаче в пистолет 2,5 – 3,0 Атм.(Bar.)
ВАЖНО! Окраску начинаем с крыши автомобиля. Красить автомобиль необходимо с расстояния 150-250мм от сопла покрасочного пистолета до поверхности окрашивания, плавными возвратно-поступательными движениями в 2-3 слоя с промежуточной сушкой в 15 мин.
Не спешите! Цвет и глубина окраски проявятся только при окрашивании поверхностей автомобиля вторым слоем. Время полного высыхания окрашенного автомобиля при +20С около 24-36 часов.
ВАЖНО!
1. Работайте только в респираторе и в проветриваемом помещении.
2. Источник подачи воздуха (компрессор) необходимо расположить вне помещения, в котором будет производиться покраска.
3. Курить в помещении, где производится покраска автомобиля, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!
Как вы видите, покрасить автомобиль в домашних условиях своими руками вполне реально. Удачной работы!
Как покрасить автомобиль своими руками
Хотя современный транспорт требует обслуживания в автосервисах, некоторые процедуры можно сделать и без помощи специалистов. Рассказываем, как покрасить автомобиль своими руками.
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Андрей Гончаров
Автомаляр с 10-летним стажем
Какой краской
Что понадобится
Подготовка
Как красить
Завершающие этапы
Советы эксперта
Главное
Какой краской
Что понадобится
Подготовка
Как красить
Завершающие этапы
Советы эксперта
Главное
Рано или поздно у многих владельцев подержанных машин появляется желание обновить лакокрасочное покрытие (ЛКП) своего транспортного средства. В специализированных мастерских это довольно дорогая услуга, но можно выбрать и другой вариант. В статье подробно разберем, как покрасить автомобиль своими руками, что для этого нужно и чему важно уделить особое внимание.
Какой краской лучше красить автомобиль
Прежде всего следует разобраться в особенностях красок, используемых для покраски кузова машины. Что именно подходит автомобилисту, выбирать должен он сам, исходя из возможностей.
Нитрокраска
Это отличное решение для маскировки царапин и сколов. Ее главное преимущество в высокой скорости высыхания. Но для полной покраски автомобиля она подходит плохо, так как страдает от ультрафиолета и механических повреждений. Поэтому использование лака обязательно.
Кроме того, нитрокраска очень токсична. Работать нужно в респираторе, а после завершения покраски тщательно проветрить помещение.
Акриловая краска
Это один из наиболее популярных материалов у маляров, который позволяет покрасить как отдельные детали, так и весь кузов целиком. Краска отличается стойкостью к внешнему воздействию и не нуждается в дополнительной лакировке. К минусам можно отнести только то, что для яркого и насыщенного цвета на металл необходимо наложить несколько слоев акрила.
Краска бывает твердой (HS) и мягкой (MS). Чаще всего используют сразу два варианта — сначала наносят твердый состав для прочности, а мягким покрывают сверху для более удобной полировки.
Алкидная автоэмаль
Качественный материал по доступной цене, способный надолго предохранять металл от коррозии. Однако есть большой минус — такая краска сохнет очень долго и неравномерно. Поэтому чаще всего ее используют для покраски отдельных деталей автомобиля, а не машины целиком.
Целлюлозные краски
Эти краски быстрее всех сохнут, и с ними удобно работать при помощи краскопульта. Однако материал более пожароопасен по сравнению с другими вариантам, краску нужно наносить в несколько слоев и обязательно хорошо просушивать. Кроме того, целлюлозные краски нуждаются в покрытии лаком и полировке. На солнце они быстро выгорают и меняют оттенок.
Глифталевые краски
Этот вид красок производят на основе синтетической смолы, что делает их глянцевыми и прочными. Но есть и минус — очень долгий срок высыхания. При комнатной температуре свежеокрашенный автомобиль и через несколько дней будет неустойчив к механическим воздействиям. Поэтому пока он сохнет, его придется защищать от пыли.
Материал обычно используют в покрасочных камерах с возможностью сушки инфракрасными лампами. Однако такой способ возможен только в специализированных сервисах.
«Если речь идет о покраске автомобиля своими руками, то лучше всего подходит акриловая краска, которую делают на основе полимера. Она легче наносится, быстро сохнет и долго служит. Алкидные эмали, конечно, интереснее в плане яркости цветов и оттенков. Также они лучше сопротивляются внешнему воздействию и хорошо защищают металл. Но для такой краски нужны очень серьезная подготовка кузова и условия для сушки», — рассказал автомаляр с 10-летним стажем Андрей Гончаров.
Что понадобится для покраски автомобиля
Подготовили список расходников и оборудования, которыми нужно запастись заранее:
- отвертки и съемники для демонтажа элементов кузова;
- специальная автохимия для мытья машины;
- устройства для шлифования;
- абразивы в виде дисков и наждачной бумаги с разной зернистостью;
- укрывной материал (пленки, газеты или картон) и малярный скотч для его фиксации;
- шпатлевка и набор шпателей;
- обезжириватель;
- грунтовка и необходимые для нее отвердители и растворители;
- компрессор для подачи давления и покрасочный пистолет со шлангом. Если используете аэрозольную краску, то пистолет не нужен;
- банки с краской или аэрозольные баллончики;
- лак для нанесения защитного слоя;
- ветошь и специальные салфетки для протирки кузова;
- защитные очки, перчатки и респиратор. Они нужны на всех этапах работы.
Подготовка машины к покраске
Даем подробную инструкцию, как правильно подготовиться к самостоятельной покраске автомобиля.
1. Выбрать подходящее место
Подготовительный процесс — самая сложная часть. Начинается он с выбора места и тщательной уборки. Это должен быть закрытый бокс или гараж с хорошей вентиляцией. Внутри нужно убрать все источники мусора и пыли.
«Идеальный вариант, если можно завесить все стены и потолок пленкой, создав таким образом покрасочную камеру внутри гаража. Малейшее попадание пыли на краску может вызвать дефекты ЛКП. При этом важно позаботиться о вытяжке», — поделился мнением эксперт.
2. Помыть автомобиль
Прежде всего необходимо тщательно помыть автомобиль. Важно смыть с кузова дорожную грязь, а также удалить жировые и битумные пятна. Для этого нужно использовать специальные моющие средства, которые можно приобрести в любом автомагазине. В крайнем случае для удаления сильных загрязнений подойдет уайт-спирит.
3. Демонтировать детали
Если речь идет только о перекраске двери или бампера, то деталь снимают и красят. Когда нужно покрасить весь автомобиль своими руками, его придется частично разобрать. Снять нужно все, что поддается демонтажу: дверные ручки, бамперы, оптику, резиновые уплотнители.
Те части машины, что красить не нужно, следует хорошенько укрыть пленкой или бумагой. Крупные элементы закрывают по всей площади, а по краям заклеивают скотчем. В этой работе важна точность и внимательность, иначе следы краски могут оказаться в самых неожиданных местах.
4. Удалить старое покрытие
Перед нанесением новой краски нужно освободить поверхность от старого ЛКП. Для этого проводят ошкуривание, используя заранее подготовленные абразивные материалы и наждачную бумагу. Специалисты рекомендуют применять бумагу трех — четырех размеров зернистости, переходя от самой крупной к самой мелкой с шагом в 100 единиц. Тогда не будет просадки материала под краской, и она сохранит свои свойства надолго.
Есть и более простой способ — нанести на старое ЛКП аэрозольную химическую смывку и очистители. Так можно быстро убрать краску даже в самых сложных местах. После нанесения средства нужно подождать полчаса, и тогда можно смело снимать размягченный слой шпателем и ветошью. Остатки краски удаляют обычной наждачной бумагой.
5. Устранить дефекты
Окрашивание автомобиля производят для того, чтобы улучшить его внешний вид и защитить от коррозии. А значит, сначала понадобится убрать дефекты кузова и ЛКП.
Для этого машину тщательно осматривают, отмечая повреждения и вмятины. Затем при помощи стамески и наждачной бумаги эти места зачищают до металла. Переход с дефектной на нормальную поверхность должен быть максимально плавным, без уступов и кромок старого ЛКП.
Теперь можно перейти к шпатлеванию поврежденных участков. Для этого используют автошпатлевку и шпатели соответствующих размеров. Для таких работ специалисты советуют применять финишные составы, так как с ними легче работать при шлифовании.
6. Отшлифовать
Эта операция напоминает ошкуривание, но ее проводят в конце подготовительной работы. Главная задача — выровнять обработанные шпатлевкой участки и подготовить поверхность к покраске, обеспечив максимальное взаимодействие с составом.
Мелкие участки обрабатывают вручную, а на больших поверхностях лучше использовать дисковые шлифовальные машины. При этом диски не должны быстро вращаться, так как можно перегреть металл. В процессе работы образуется много пыли, поэтому важно надевать защитные очки и респиратор. Если есть возможность применить промышленный пылесос, то используйте его, он облегчит задачу и сделает воздух чище.
7. Обезжирить поверхность
Для начала всю уже обработанную поверхность кузова нужно обезжирить. Для этого можно использовать специальные средства или уайт-спирит. Это финальный этап подготовки, поэтому важно убедиться, что на кузове не осталось жирных пятен, ворса или грязи. Иначе именно эти места станут источником коррозии.
8. Покрыть грунтовкой
Когда подготовка поверхности завершена, можно приступать к нанесению грунтовки. Она не только содержит противокоррозионные компоненты, но и может выполнять функцию базового лакокрасочного слоя. Благодаря грунтовке на обработанное основание лучше ложиться краска. Кроме того, грунты проникают в поры и царапины кузова, заполняют их и снижают расход ЛКМ. Важно заранее изучить рекомендации производителей шпатлевки и грунта, так как некоторые виды между собой несовместимы.
Грунтовку обычно наносят в два — три слоя, тщательно высушивая каждый. После завершения работы специалисты советуют еще раз пройтись по кузову мелкозернистым абразивом и подготовить его к нанесению первого слоя краски.
Как правильно покрасить автомобиль своими руками
Сегодня чаще всего используют два способа покраски металла. Каждый имеет свои особенности.
Покраска краскопультом
Подготовка осталась позади, теперь начинается непосредственно работа с краской. Назовем все действия, которые предстоит сделать маляру:
- Подсоединить и включить оборудование. Завести компрессор, который должен находиться вне помещения.
- Развести автомобильную эмаль до нужной консистенции согласно приложенной к краске инструкции.
- Обезжирить кузов автомобиля.
- Через фильтр залить полученную смесь в краскопульт с соплом № 1.4.
- Отрегулировать подачу краски, проведя несколько линий по картону или другой поверхности.
- Начинать красить с крыши, проводя соплом пистолета на расстоянии 150—250 мм от поверхности.
- Проводить окрашивание плавными возвратно-поступательными движениями в два — три слоя с промежуточной сушкой каждого не менее 15 минут.
Покраска баллончиком
Такую процедуру обычно используют для восстановления окрашенной поверхности на небольшом участке. Чтобы покрасить автомобиль своими руками целиком при помощи аэрозольного баллончика, понадобится терпение и выдержка. Процесс обычно выглядит так:
- Обезжиривают нужный участок или весь кузов автомобиля.
- Встряхивают баллончик, чтобы краска внутри распределилась более равномерно.
- Маляр держит баллон вертикально на расстоянии 25—30 см от поверхности и распыляет краску. Двигаться при этом нужно очень плавно, иначе образуются брызги.
- Чтобы не было потеков, вместо одного толстого слоя наносят несколько тонких слоев краски. Нельзя наносить следующий слой, пока не высох предыдущий. Обычно на это уходит 10—15 минут.
Для качества покраски важна скорость перемещения баллончика. Если она слишком высокая, то краска не будет ложиться ровным слоем. Если красить очень медленно — будут появляться потеки. Поэтому очень важен опыт человека. Перед серьезной работой лучше хорошенько потренироваться на отдельной детали или на фанере.
Завершающие этапы покраски машины
После нанесения краски на кузов ее нужно высушить и защитить от воздействия негативных факторов окружающей среды. Рассказываем, как это делается.
Сушка
Есть две разновидности процедуры:
- промежуточная сушка — выдержка одного слоя перед нанесением следующего;
- финальная — окончательная сушка кузова после завершения обработки.
В мастерских машины сушат в специальной камере при помощи инфракрасных ламп. В домашних условиях придется использовать закрытый гараж, который защитит поверхность от пыли и грязи.
Если применяются современные эмали, то срок их высыхания менее 24 часов. А при дополнительном использовании отвердителей срок сушки можно сделать в два-три раза меньше. Обычные краски могут сохнуть до 48 часов.
Покрытие лаком
Поверх краски очень часто наносят дополнительное, лаковое покрытие. Предварительное обезжиривание в этот раз не делают, чтобы не повредить краску. А вот убрать пыль и грязь нужно обязательно.
Лаком, как и краской, автомобиль покрывают в несколько слоев и примерно по той же технологии. Сначала ложится тонкий слой, а после просушки — более толстый и прочный. Затем автомобиль оставляют сохнуть. Как только процесс подойдет к завершению, все ранее демонтированные части можно снова собирать в одно целое.
Полировка
Если красить автомобиль своими руками, сложно добиться идеального покрытия. Нередко на ЛКП проявляются мелкие дефекты. Устранить их можно полировкой. Но делать это следует только через пару недель, когда покрытие наберет полную прочность. Обычно неровности убирают мелкозернистой наждачной бумагой (Р800—Р1500), после которой поверхность заглаживают полировочным кругом со специальной пастой.
Советы эксперта
«По моему опыту, покрасить нормально своими руками можно какую-то деталь автомобиля. Или же закрасить повреждение ЛКП, но только после правильной обработки участка. Если говорить о полноценной перекраске всего кузова, то гарантировать качественный результат сможет только специалист. Опытные маляры умеют наносить краску ровно, без переходов и потеков. В современных техцентрах есть камеры для сушки автомобилей. А самостоятельно красить машину автомобилисту можно тогда, когда внешний вид неважен, а ЛКП защищает металл от коррозии», — подвел итоги Андрей Гончаров.
Главное о том, как покрасить машину своими руками
Собрали вместе основную информацию, которую нужно запомнить о процессе:
- чтобы качественно покрасить автомобиль, нужно подготовить бокс или гараж и хорошенько в нем убраться;
- важно подобрать материалы для покраски так, чтобы они были совместимы друг с другом. Для этого нужно изучить инструкции и рекомендации производителя;
- все время нужно работать в перчатках, респираторе и защитных очках. Эти простые средства сохранят здоровье;
- подготовительный процесс — самый сложный. Чем внимательнее к нему подойти, тем лучше ляжет краска;
- понадобится убрать старое ЛКП, устранить дефекты и покрыть основу грунтом;
- краскопульт нужно проверять и настраивать перед каждым использованием с грунтом или краской;
- сразу хорошо красить сложно, поэтому лучше сначала потренироваться на картоне или любой поверхности;
- краску обязательно нужно как следует просушить, иначе ЛКП легко повредить;
- если есть сомнения в своих силах, лучше обратиться к профессионалам.
-
1
Найдите подходящее место для этой работы. Вам понадобится помещение с отличной вентиляцией, чистое, с хорошим освещением, электропроводкой и с достаточным пространством, чтобы можно было работать вокруг машины. Домашние гаражи обычно не подходят для этого, благодаря наличию водонагревателей или печей, из-за которых может произойти возгорание паров краски, которые накапливаются при покраске автомобиля.
-
2
Возьмите все необходимое для этой работы. Смотрите пункт «То, что вам пригодится» для полного списка предметов, но вот вам в общих чертах:
- Покрасочное оборудование
- Краска
- Инструменты и расходные материалы для шлифовки и полировки
- Средства индивидуальной защиты
-
3
Удалите ржавчину и почините любые вмятины, которые вы не хотите, чтобы были видны после покраски.
-
4
Снимите всю хромированную и пластиковую отделку, которую можно снять и заново установить. Большинство частей кузова автомобиля можно легко снять и установить обратно, но не пытайтесь снять их силой, если слабая попытка съема оказалась безуспешной. В некоторых автомобильных магазинах продаются инструменты, которые помогут вам снять отделку с кузова.
-
5
Сначала отшлифуйте кузов наждачной бумагой до металла, грунтовки или хотя бы до тех пор, чтобы новая краска могла держаться. Как сильно вы захотите отшлифовать кузов, зависит только от вас. Лучшим решением будет полностью снять краску до основания, заново нанести грунтовку и покрасить краской под финиш.
-
6
Тщательно очистите поверхность при помощи уайт-спирита или денатурата, чтобы удостовериться что на авто не осталось никакой жидкости (включая выделений с пальцев и рук).
-
7
Клейкой лентой и бумагой накройте те места, которые не будут окрашиваться. Например, стекла, оконный шнур, дверные ручки, боковые зеркала и решетку радиатора. Убедитесь, что в ленте и бумаге нет отверстий, куда может попасть избыток краски при ее распылении.
- Хорошей мыслью будет обклеить гараж, чтобы не окрасить его полностью.
Реклама
-
1
Если вы убрали всю краску с кузова до голого железа, нанесите на поверхность коррозионноустойчивую самопротравливающую грунтовку. Нанесите грунтовку на те места, с которых вы снимали ржавчину, очищая эти области для плавного перехода и нанося достаточно краски, чтобы заполнить царапины и выемки, оставленные в процессе подготовки.
-
2
Дайте грунтовке застыть основательно. Информацию о времени, необходимом для застывания грунтовки, вы можете найти на упаковке. Время застывания грунтовки может различаться, а некоторым видам грунтовки, в течение определенного периода времени после ее нанесения, также необходима покраска (покраска под финиш).
-
3
Отшлифуйте все зоны, на которые была нанесена грунтовка. Гладко зачистите поверхность влажной или сухой наждачной бумагой зернистостью 600, но не переусердствуйте со шлифовкой, чтобы не дотереть до металлической основы.
-
4
После нанесения грунтовки очистите поверхность от любой пыли и жидкости, которые накопились при грунтовке кузова. Отполируйте его, с помощью воска и жироотделителя или ацетона.
-
5
Нанесите на автомобиль краску под финиш. Подготовьте краску для ее распыления в соответствии с инструкциями производителя. Лучше всего подойдут автомобильные эмали и некоторые полиуретановые краски в сочетании с катализатором или веществами, способствующим увеличению твердости металла.
- o Убедитесь, что вы разбавили краску до состояния, которое подходит использованному оборудованию, что вы используете. Но не разбавляйте ее слишком сильно, иначе уменьшится блеск готовой поверхности и могут появиться подтеки.
-
6
Дайте краске высохнуть полностью. Нанося ее вместе с катализатором, краска должна быть достаточно сухой менее чем за 24 часа. В зависимости от качества краски, до полной готовности должно пройти как минимум семь дней. В промежуток времени от начала покраски и до момента ее высыхания, автомобиль должен находиться в не пыльном помещении.
-
7
Завершите полировку. При помощи влажной шлифовальной бумаги зернистостью 1200 и более отшлифуйте финишную краску до идеальной гладкости. Смойте остатки шлифовки с поверхности автомобиля и дайте ей обсохнуть.
- Если вы хотите придать своей машине еще более глубокий блеск, нанесите на нее автолак Clear-Coat
- Автолак Clear-Coat можно отшлифовать влажной шлифовальной бумагой зернистостью 1500, чтобы убрать небольшие выемки, грязь и другие мелкие неоднородности.
-
8
Натрите автомобиль до блеска при помощи смеси для полировки. Лучше всего это сделать вручную, хотя существуют полировальные станки и электрические полировальные аппараты, которые сделаю это намного лучше. Будьте с ними осторожнее, так как при неправильном использовании они могу испортить краску. При использовании таких аппаратов лучше заклейте углы полировальной машины и натрите их потом вручную.
Реклама
Советы
- Убедитесь, что погода подходит для окраски автомобиля.
- Будьте щепетильны и терпеливы. Красьте медленно. Не спешите, в противном случае вам придется перекрашивать.
- Не забывайте держать расстояние от кузова при распылении краски. В противном случае краска будет покрываться широкими комками.
- Заземлите автомобиль, прикрепив к нему заземляющий провод. Это позволит предотвратить накопление статического электричества, из-за которого могут привлекаться частицы пыли.
- Чтобы научиться, как покрасить машину необходимо терпение, вам совсем не нужно торопиться. Оставайтесь положительными, и все будет хорошо.
- Не спешите с подготовительными работами. Сделайте все гладко и ровно, прежде чем приступить непосредственно к покраске. Вы же не хотите все испортить.
Реклама
Предупреждения
- Пары краски могут быть вредны и потенциально смертельны. Меры предосторожности для избегания паров включают в себя применение надлежащего респиратора и хорошо вентилируемое помещение. Вентиляция также важна для того, чтобы пары краски не накапливались в закрытом помещении, что в свою очередь может привести к взрыву.
Реклама
Что вам понадобится
- Воздушный компрессор
- Аэрограф (большой объем с низким давлением, низкий объем с низким давлением или безвоздушный)
- Электрический полировальный аппарат
- Шлифовальная бумага зернистостью от 120, 600, 1200 и 1500 для подготовительной шлифовки и шлифовки под финиш
- Растворители для чистки поверхности
- Клейкая лента и бумага
- Грунтовка
- Краска (эмалевая краска, акриловая эмаль или полиуретановая краска)
- Растворитель для краски и катализатор
- Респиратор и очки для защиты
- Шпатлевка или стекловолокно для ремонта
Об этой статье
Эту страницу просматривали 25 825 раз.
Была ли эта статья полезной?
Главное назначение лакокрасочного покрытия – защита металла кузова от влажности, агрессивной среды и химических соединений. Качественная покраска способна противостоять царапинам, сколам, мелким механическим повреждениям, в результате которых нередко образуются участки ржавчины.
Со временем лак и краска на автомобиле изнашиваются, теряют не только яркость и насыщенность оттенка, но и защитные свойства. Чтобы исправить это, можно перекрасить авто самостоятельно. С помощью нашей пошаговой инструкции и качественных расходников от магазина «Авто-тех» с задачей справится даже начинающий автолюбитель.
Что нужно для успешного результата?
Покраска автомобиля требует внимательности и аккуратности, а также минимального наличия рабочих инструментов. Не менее важно подготовить помещение: это может быть гараж, просторный бокс или любое иное помещение с хорошей вентиляцией и освещением. Обязательно уделите внимание чистоте: пропылесосьте стены, потолок и пол, сделайте влажную уборку, при необходимости затяните поверхности пленкой. В противном случае пыль и небольшие крупинки грязи могут попасть на краску или лак, испортив всю многочасовую работу.
Из оборудования нужно приготовить:
- воздушный компрессор и краскопульт – хороший выбор для перекраски всего кузова целиком;
- баллончик с краской – для работы с отдельными участками;
- ключи, отвертки – помогут снять пластиковые накладки и другие съемные элементы;
- кисточки, скребки, шпатели – помогут выровнять поверхность кузова.
Из материалов следует запасти:
- ветошь и автошампунь – для очистки кузова автомобиля от пыли и грязи;
- обезжириватель – обязательно используется перед процедурой шпатлевания, грунтования или окраски;
- наждачная бумага, грунтовка и шпатлевка – помогают подготовить поверхность кузова к нанесению краски, выровнять неровности и убрать дефекты;
- полиэтиленовая пленка и малярный скотч – позволяют уберечь от окрашивания салон автомобиля, а также отдельные несъемные элементы.
Оттенок краски можно подобрать самостоятельно. Для этого используйте VIN-код автомобиля и оригинальные каталоги оттенков производителя или специальную компьютерную диагностику.
Для самостоятельной покраски рекомендуются лакокрасочные составы, которые не требуют термической обработки и сохнут самостоятельно без каких-то специальных условий.
Готовим кузов к покраске
Все лакокрасочные работы проводятся на чистом автомобиле, поэтому сначала необходимо тщательно отмыть все загрязнения. Как только влага высохнет, пройдитесь по поверхности кузова обезжиривателем (можно взять уайт-спирит), чтобы оттереть масляные и битумные следы.
После этого снимите все детали, которые будут мешать в работе:
- бампер;
- передние, боковые и задние фонари;
- зеркала;
- пластиковые накладки корпуса, противоударную защиту;
- замки и ручки из дверей;
- дворники;
- номерные знаки.
Если нет возможности снять стекла (или это не требуется в рамках обновления кузовного покрытия), их следует защитить при помощи пленки и скотча. Не забудьте проклеить все уплотнительные резинки, электрические контакты, закрыть пленкой моторный отсек и салон.
Профессионалы рекомендуют снять двери и окрасить каждую из них отдельно. Однако если это сложно выполнить в текущих условиях, достаточно просто открыть их настежь.
Перед тем, как нанести краску, нужно пройтись наждачкой по старому покрытию (чтобы снять глянец), зачистить очаги коррозии и другие дефекты, а затем выполнить итоговую шлифовку. Позаботьтесь о хорошем освещении, иначе есть риск, что какие-то дефекты и неровности останутся незамеченными.
Все необходимое для работы вы можете заказать в интернет-магазине «Авто-тех»: наши консультанты помогут выбрать подходящие материалы и оборудование.
Что еще нужно сделать:
- проведите визуальный осмотр при хорошем освещении, с помощью маркера или акриловой краски обозначьте все дефекты – сколы, царапины, вмятины, следы ржавчины;
- очистите все проблемные места с помощью наждачной бумаги, при необходимости воспользуйтесь стамеской;
- старайтесь не травмировать покрытие на соседних участках, переход между старой краской и зачищенным участком делайте плавным;
- постарайтесь выпрямить вмятины с внутренней стороны с помощью киянки (резинового молотка) через деревянную проставку;
- участки ржавчины зачищают до металла (до характерного блеска);
- если машину давно не перекрашивали, то старое покрытие лучше всего полностью счистить.
Подготовка кузова – весьма пыльный процесс, поэтому регулярно проветривайте помещение, убирайте пыль пылесосом или смоченной в воде ветошью, а после работы проведите влажную уборку. Если пыль останется в помещении или покрасочной камере, то впоследствии она может осесть на свежем лакокрасочном покрытии.
Шпатлевание и шлифование
Следующий шаг – устранение неровностей, оставшихся после зачистки старой краски и проблемных участков. Перед тем, как приступить к нанесению краски, поверхность кузова следует выровнять. Для этого закажите в нашем магазине специальную шпатлевку. Не забудьте еще раз пройтись по кузову или отдельным деталям уайт-спиритом или другим подходящим обезжиривателем.
Подготовьте шпатели (понадобятся и резиновые, и металлические), финишную полиэфирную шпатлевку – она мелкозернистая и хорошо подходит для работ, выполняемых непрофессионалами.
Наносите состав быстро, энергично, на каждое движение меняйте направление (справа налево и слева направо). В итоге должна получиться ровная поверхность, немного выступающая над всей поверхностью кузова. Пройдитесь шпатлевкой по всем проблемным участкам.
Если в процессе нанесения начинают появляться крупинки, которые не дают выложить ровный слой, замените шпатлевку – она начала подсыхать.
Дождитесь, пока кузов просохнет: время ожидания зависит от типа шпатлевки, а также параметров температуры и влажности в помещении.
Сухая шпатлевка не налипает на наждачку, позволяет довести поверхность до идеальной гладкости. При шлифовке правильно начинать с крупного зерна, а заканчивать мелким – 600. Результат этого этапа – абсолютно гладкий и ровный кузов.
Нанесение грунтовки
Если ранее вы не закрыли салон и несъемные участки пленкой, то самое время воспользоваться малярным скотчем. Убедитесь, что без защиты остались только те участки, которые следует прогрунтовать. Кстати, колеса также следует прикрыть пленкой.
После этого приступайте к непосредственному нанесению грунтовки:
- первым слоем пройдитесь по проблемным участкам – распыляйте состав тонко, заходя на качественное покрытие;
- если появились какие-то изъяны, подтеки, их следует устранить;
- дождитесь полного высыхания грунтовки (не менее четырех часов) и нанесите второй слой, но уже на весь кузов (или деталь под покраску).
Грунтовка обеспечивает сцепление краски с металлической основой. Проще всего работать с аэрозольными баллончиками. Перед применением их обязательно встряхивают, опробуют на доске или любой другой ровной поверхности. Важно, чтобы состав разбрызгивался равномерно и тонко, без крупных капель.
Окрашивание и нанесение лака
Краску с баллончика используют только в том случае, если нужно покрасить отдельные элементы – например, диски, бампер или крыло. Если речь идет о перекраске всего кузова в целом, то лучше использовать краскопульт и специальные составы.
Профессиональные краски – это сочетание пигмента и растворителя в нужной пропорции. Густота получившегося состава должна быть такой, чтобы при опускании в него зубочистки образовывалась тонкая, тянущаяся нить диаметром не более пары миллиметров. Важный момент: состав сразу готовят в необходимом для работы количестве, иначе есть риск того, что свежие порции будут отличаться по насыщенности цвета от предыдущих.
Краску обязательно процедите, после чего перелейте в бачок краскопульта. Если работаете обычными составами (не «Раптором» или аналогичными ему), то рекомендуется воспользоваться соплом 1,4 мм при давлении в три атмосферы.
Обязательно используйте средства индивидуальной защиты (респираторы, спецодежду), а если в помещении нет хорошей вентиляции, позаботьтесь о проветривании.
Компрессор установите вне покрасочного помещения, чтобы он не поднимал в воздух пыль.
Не курите и не используйте открытый огонь, так как пары краски легко воспламеняются.
Итоговый цвет и оттенок проявляются только после полного высыхания всех слоев краски.
Окрашивание всегда проводится сверху вниз – с крыши и в сторону днища. Расстояние от сопла до кузова автомобиля – не более 25 см. Чтобы исключить разводы и наплывы, двигайте рукой плавно, не используйте высокое давление воздуха и слишком густые составы.
Для идеального результата необходимо нанести 2–3 слоя краски с обязательным промежуточным просушиванием (обычно производители рекомендуют выдержать 15–20 минут).
Каждый новый слой должен быть более жидким, чем предыдущий.
После завершения покрасочных работ оставьте автомобиль до полного высыхания (обычно это 24–48 часов, но лучше еще раз свериться с рекомендациями производителя на этикетке). Помните, что в это время важно максимально защитить поверхность от пыли и грязи. К примеру, если оставить дверь гаража не закрытой, то пыль с улицы обязательно осядет на краске некрасивыми пятнами.
Если пыль все же попала на краску, воспользуйтесь полировальной машинкой и абразивной пастой – с их помощью можно также убрать небольшие дефекты (капли, подтеки).
После того, как краска полностью высохнет, автомобиль следует вскрыть лаком. Можно использовать составы в аэрозольных баллончиках или воспользоваться краскопультом. Лак защищает кузов от механических повреждений и химических веществ, не дает пигменту краски выцветать под действием ультрафиолета. Воспользуйтесь помощью наших консультантов, чтобы подобрать оптимальный лак под ваши цели и задачи.
Если лакируются небольшие детали, то движения руки должны быть спиралевидными. Сопло баллончика или краскопульта следует держать на расстоянии 20–25 см от поверхности. Старайтесь не делать резких или быстрых движений, так как при этом обязательно появятся наплывы и подтеки.
На крупные детали или кузов лак наносят широкими, крестообразными движениями, каждый раз меняя направление.
Для оптимального результата рекомендуется 3–4 слоя лака с промежутком в 5–7 минут.
Если вы красили только проблемный участок кузова (например, после очистки от ржавчины), то каждый новый слой лака следует распылять с большим захождением на старое покрытие. Так удастся максимально сровнять две поверхности, избежав заметного перехода.
Лак сохнет до двух дней. Ускорить процесс помогут специальные лампы, а вот вентиляторы или любые иные источники направленного воздуха, наоборот, лишь испортят результат. Поэтому лучше всего просто оставить автомобиль в закрытом помещении до полного высыхания.
Советы профессионалов
- Удобнее всего красить машину в просторном помещении: вам будет проще подобраться к любому участку, не нарушая рекомендации по оптимальному расстоянию от сопла до рабочей поверхности.
- Если нет возможности провести хорошую влажную уборку, затяните стены и потолок полиэтиленовой пленкой – она убережет окрашенную поверхность от пыли и мусора.
- Если красите небольшие детали на улице, выбирайте безветренную погоду.
- Перед тем, как красить кузов, сделайте тестовые выкраски ненужных металлических деталей. В крайнем случае подойдут и гаражные ворота с внутренней стороны – это позволит настроить под себя параметры распыления, приноровиться к направлению движения руки и скорости перемещения.
При внимательном и аккуратном подходе покрасить автомобиль собственными руками сможет каждый мастер. Главное, не нарушать технологии и подобрать правильные материалы. Обязательно посоветуйтесь с нашими консультантами – они помогут выбрать необходимое оборудование и расходные материалы, познакомят со спецификой работы с разными составами (акриловыми, алкидными, целлюлозными и пр.).
Покраска кузова автомобиля — это сложный технологический процесс, и нанесение лакокрасочного покрытия требует строгого соблюдения инструкций, но вполне возможно в домашних условиях.
Если решили обновить авто своими руками, следуйте пошаговым рекомендациям. А ниже мы распишем этапы: от подготовки до финальных штрихов.
Что нужно для покраски авто своими руками?
Покраску кузова авто можно организовать в гараже, если позволяет рабочее место. Вам пригодится:
-
шампунь для авто;
-
мягкая губка или микрофибра;
-
средство для удаления старой краски;
-
состав для удаления ржавчины;
-
наждачная бумага;
-
малярный скотч;
-
щетка по металлу;
-
обезжириватель поверхности автомобиля;
-
шпаклевка;
-
металлический или резиновый шпатель;
-
противокоррозионный состав;
-
выравнивающий грунт;
-
акриловая эмаль.
Также при покраске авто потребуются газеты или пленка для защиты поверхностей. Пригодится ветошь для оттирания рук, одежды.
Работа с летучими химическими материалами проводится только в хорошо проветриваемом помещении. А сам подготовительный процесс, грунтовка и окрашивание выполняют строго в перчатках, очках, респираторе.
Когда инструментарий собран, начинаем окрашивание.
Этап 1: Подготовьте поверхность
Перед покраской авто очищаем поверхность кузова. Подойдет обычный шампунь для автомобилей. Мыть кузов лучше всего мягкой губкой или микрофиброй, чтобы не повредить поверхность.
Если мыльный раствор удален не до конца, это может негативно сказаться на результате. Слой лакокрасочного покрытия ляжет неровно или начнет со временем трескаться, скалываться, поэтому тщательно смываем состав.
Снимаем фары, подфарники, антенну, декоративную решетку и бампер. Удаляем противоударную защиту в колёсных арках.
Те части на автомобиле, которые снять не удалось, закрываем от попадания краски. Все съёмные детали моем, сушим и складываем отдельно. Стекла перед покраской закрываем плёнкой и по краям дублируем малярным скотчем.
Тщательно обезжириваем место под покраску. Обрабатывать поверхность можно только в перчатках, чтобы нивелировать негативное воздействие химических составов.
Этап 2: Отшлифуйте крупные дефекты
Если есть крупные дефекты (вмятины, глубокие сколы), их стоит устранить до начала покраски автомобиля. Финишный слой лакокрасочного покрытия подчеркнёт «перепад высоты» при неправильно обработанной шпаклёвке.
По инструкции наносим средство на место под покраску. Смывка размягчает слой старого лакокрасочного покрытия за 15–20 минут. Шпателем удаляем краску. Далее при необходимости наносим шпаклёвку, которая заполнит углубление.
Шпаклёвку выбирайте в зависимости от ваших целей. Например, это может быть:
-
Грубая. Маскирует незначительные дефекты, выбоины, вмятины. Стальная стружка в составе повышает прочность слоя.
-
Со стекловолокном. Маскирует сквозные дыры, оставленные ржавчиной и коррозией. Легко шлифуется вручную.
-
Жидкая. Обеспечивает равномерный слой с быстрым затвердеванием. Но требует специального оборудования (например, это может быть краскопульт).
-
Финишная. Удаляет мелкие царапины, сколы. Обеспечивает хорошее сцепление только при нанесении тонким слоем.
Важно не допустить перепада высоты слоев. Поэтому сравниваем обработанную область по высоте с неповреждённым слоем. Зашкуриваем поверхность щёткой, наждачной бумагой. Если не выровнять место под покраску, то даже под новым лаком дефект будет заметен.
Сухое шлифование предпочтительнее, так как мокрое повышает риск коррозии. Если используете несколько наждачных листов в пределах одного участка, то размер подбирайте с разницей в 100 единиц. Если стартовый лист P100, то следующий P200 и т. д. Лучше завершать обработку наждачкой с зернистостью P400–P600 перед покраской.
Этап 3: Выровняйте мелкие дефекты
Перед тем как покрасить автомобиль, тщательно осматриваем машину и на наличие мелких неровностей (царапины, потёртости, пузыри). После покраски автомобиля даже «невидимые» дефекты станут заметнее.
Обнаруженные дефекты отмечаем мелом. Обрабатываем повреждённые места:
-
зачищаем до чистого металла;
-
сохраняем плавный переход между участками, где была проведена зачистка, и неповрежденными частями поверхности;
-
стираем пыль с автомобиля;
-
обезжириваем поверхность и даем высохнуть.
Для выравнивания подойдет шпаклевка с полиэфирами для автомобилей, металлический или резиновый шпатель и финишное покрытие. Если боитесь поцарапать неповрежденные области, лучше выбирать гибкий инструмент.
Шпаклевку смешиваем по инструкции с отвердителем. Наносим на очищенные места быстро, пока материал не засох. Химическая реакция ускоряет затвердевание шпаклевки, обеспечивает прочное сцепление. Полное застывание занимает от 30 до 40 минут, в зависимости от состава.
Проверить, застыл ли материал, можно крупнозернистой наждачной бумагой. Если нет налипаний — шпаклёвка просохла.
Перед покраской автомобиля зашкуриваем поверхность, на которую нанесена шпаклевка, наждачной бумагой. Постепенно переходим с крупного зерна на мелкое. Материал должен сравняться, чтобы после покраски место было незаметным.
Этап 4: Обезжирьте поверхность
Осматриваем кузов автомобиля, проверяем места стыков шпаклевки и слоя краски, зашкуриваем при необходимости еще раз. Пятна, ворс, пыль, коррозия испортят покрытие после покраски авто.
Обрабатываем автомобиль специальным средством для обезжиривания. Обезжиривание влияет на качество и долговечность финишного слоя, улучшает сцепление с металлом, предотвращает отслоение. По итогу поверхность автомобиля становится гладкой, без дефектов.
Без обезжиривания под покрытием образуются пустоты, которые провоцируют появление трещин.
Этап 5: Создайте антикоррозионное покрытие
Последний этап подготовки автомобиля к покраске — грунтование. Процесс включает три этапа:
-
Машину после обезжиривания фосфатируем. Обрабатываем составом, который предотвращает коррозию. Водный раствор может быть на основе марганца, цинка или железа. Если используете современный антикоррозионный грунт, он уже может включать фосфатирующие компоненты.
-
Выравниваем поверхность жидким составом. Выравнивающий грунт перекрывает мелкие дефекты и неровности.
-
Окончательно кузов машины обрабатываем грунтовочной мастикой. Финальное покрытие должно хорошо просохнуть.
Можно нанести состав кисточкой или купить грунтовку в формате аэрозоля. От качества грунтовочной мастики зависит внешний вид после покраски машины. При несоблюдении технологии эмаль потрескается, расслоится, подчеркнет плохо проработанные области.
Этап 6: Покрасьте эмалью и покройте лаком
Подготовьте защитную одежду, респиратор, перчатки. Чтобы обновить авто своими руками, необходимо следовать простому правилу: начинаем с крыши, постепенно опускаемся вниз.
Красим машину в один или два слоя. Второй может быть декоративным с перламутровым или металлическим оттенком.
Производственная меламиноалкидная эмаль для покраски автомобиля высыхает только при высокой температуре в сушильной камере. В домашних условиях лучше выбрать акриловую эмаль для автомобилей.
Рекомендации по выбору покрытия:
-
Лакокрасочное покрытие для капитального ремонта лучше брать в банках, так как кистью легче закрасить большие области. В аэрозолях подойдет для мелкого ремонта.
-
Стоит использовать эмаль того же цвета, что и удаляемый лакокрасочный слой.
-
Эффект тоже должен совпадать, будь то перламутр или металлический отлив. Разница в блеске будет заметна после покраски авто.
Первую покраску проводим на отдельной детали, обрезке металла. Это позволяет потренироваться и улучшить свои навыки, чтобы минимизировать риск ошибок на основном изделии.
Наносим покрытие на машину равномерно, чтобы не образовалось капель и потёков. Если покраска автомобиля проводится в несколько слоёв, то каждый тщательно просушиваем.
Этап 7: Высушите корпус
Своими инструментами высушить корпус машины не получится, бытовой фен и тепловая пушка испортят покрытие. В домашних условиях акрил схватится при комнатной температуре. Для этого достаточно оставить автомобиль в сухом, проветриваемом помещении. Важно избегать сквозняков и попадания прямых солнечных лучей, чтобы краска сохла равномерно.
При покраске авто самостоятельно до полного высыхания потребуется до 2–3 суток. Если лакокрасочное покрытие не просохнет, а схватится только сверху, то это приведет к появлению трещин. Для полноценной полимеризации покрытия может потребоваться не 2–3 дня, а до недели.
Если на автомобиле после окрашивания обнаружились мелкие дефекты, можно использовать специальную пасту с абразивными элементами.
После сушки проверяем окрашенные места на наличие дефектов. Обращаем внимание на отсутствие границ краски, потёков и «кратеров». Состав должен быть равномерно насыщен пигментом. При солнечном и искусственном освещении не будет разницы в блеске.
Преимущества и недостатки самостоятельного окрашивания
Достичь хорошего результата можно, если правильно подготовить поверхность, подобрать материалы. Преимущества самостоятельной работы:
-
контроль каждого этапа;
-
экономия на работе мастера;
-
экономия на материалах.
Но недостатки у процесса тоже есть. При отсутствии навыков возрастает риск ошибок на всех этапах. Сложно достигнуть результата, который гарантируют в СТО. Отсутствие профильного оборудования значительно увеличивает длительность окрашивания, сушки. Поэтому важно взвесить все факторы и решить, готовы ли вы взять на себя такую задачу.