МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по обращению с отработавшими покрышками, шинами и камерами шин при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
1.Сведения о методических рекомендациях
1.1. Подготовлены департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.
1.2. Разработаны с учетом основных положений:
Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ);
распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 1589-р (далее — распоряжение № 1589-р);
распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 года № 1886-р (далее – распоряжение № 1886);
ГОСТ Р 54095-2010. Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин.
2.Область применения методических рекомендаций
Настоящие методические рекомендации предназначены для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также для сотрудников органов местного самоуправления, курирующих данную сферу.
3.Введение
Отработавшие покрышки, шины и камеры шин относятся к малоопасным отходам (IV класс опасности).
Отработавшие покрышки, шины и камеры шин разлагаются в естественной природной среде в течении длительного периода времени. Их контакт с дождевыми остатками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений. При сжигании на открытом воздухе из тонны отработавших покрышек, шин и камер шин в атмосферу выделяется около 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. В воздух выделяются бензопирен, сажа, диоксины, фураны, полиароматические углеводороты, полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и т.д., имеющие высокие классы опасности (I и II). Все эти соединения попадают в окружающую среду и нарушают ее состояние, тем самым негативно воздействуя на растительный и животный мир.
4.Условия хранения малоопасных отходов
Отработавшие покрышки, шины и камеры шин, до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, следует хранить на обустроенной площадке. Площадка для накопления должна иметь твердое непроницаемое покрытие (например бетон) и навес, исключающий попадание вод и посторонних предметов. Площадка и навес должны иметь ограждение. В процессе хранения должны соблюдаться требования пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Временное складирование отходов (отработавших покрышек, шин и камер шин) до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, называется «накоплением отходов» и регламентируется Законом № 89-ФЗ. Максимальный срок накопления отходов – 11 месяцев.
5.Условия утилизации малоопасных отходов
5.1. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден Распоряжением № 1589-р.
Согласно пункту 2 Распоряжения № 1589-р с 1 января 2019 года запрещается:
захоронение шин пневматических автомобильных отработанных (код вида отходов производства и потребления (далее – код) 9 21 110 01 50 4);
шин резиновых сплошных или полупневматических отработанных с металлическим кордом ( код 9 21 112 11 52 4);
отработанных камер пневматических автомобильных шин (код 9 21 120 01 50 4);
отработанных покрышек пневматических шин с тканевым кордом (код 9 21 130 01 50 4);
отработанных покрышек пневматических шин с металлическим кордом (код 9 21 130 02 50 4);
5.2. В соответствии с Распоряжением № 1886-р покрышки, шины и камеры шин после утраты ими потребительских свойств подлежат утилизации.
С 1 января 2019 года отработавшие покрышки, шины и камеры шин должны сдаваться в целях утилизации в специализированные организации (с которыми должны быть заключены договоры на вывоз и утилизацию), имеющие лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке, обезвреживанию, размещению отходов.
Утилизация отработавших покрышек и шин – организационно-технологические процессы применения отработавших покрышек и шин по прямому или иному назначению, использования их в виде вторичных материальных или энергетических ресурсов после соответствующей переработке с учетом требований защиты окружающей среды и экономической целесообразности.
5.3. Отработавшие покрышки, шины и камеры шин принимаются очищенными от грязи и мусора. При сдаче они Взвешиваются, и полученный вес записывается в выдаваемую справку по установленной форме.
Сдача отработавших покрышки, шин и камер шин должна быть подтверждена документами, выдаваемыми организациями, осуществляющими их сбор и переработку.
6.Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
6.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации (статья 28 Закона 89-ФЗ).
Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 29 Закона 89-ФЗ).
Исковые требования о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом. Федерации ( часть 2 статьи 29 Закона 89-ФЗ).
В письме от 26.10.2021 №25 – 50/14900-ОГ Минприроды РФ дало такие разъяснения по вопросу использования отработанных автомобильных шин.
Шины и покрышки – это отходы
Обращение с отходами производства и потребления регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее – Закон № 89-ФЗ).
Отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим Федеральным законом.
Перечень образующихся в РФ отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (далее – ФККО).
ФККО включает в себя, в том числе:
— «шины пневматические автомобильные отработанные» (код 9 21 110 01 50 4),
— «шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом» (код 9 21 112 11 52 4),
— «камеры пневматических шин автомобильных отработанные» (код 9 21 120 01 50 4),
— «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код 9 21 130 02 50 4),
— «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» (код 9 21 130 01 50 4).
Эти виды отходов относятся к IV классу опасности.
Захламлять участки отходами – нельзя
Запрещается размещение отходов I – IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7‑ФЗ)).
Статья 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
Нельзя захоранивать отходы с компонентами, которые подлежат утилизации
Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается (п. 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ).
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589‑р (далее – Перечень).
В Перечень в первую очередь включены: лом черных и цветных металлов, бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль, резина. Всего в Перечне 182 пункта.
С 2019 года запрещено захоронение черных и цветных металлов, отходов, содержащих ртуть.
С 2019 года – отходов бумаги картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары.
С 2021 года – компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов.
Собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом, если это не нарушает закон
На основании пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, использование отработанных автомобильных шин в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений возможно в части не противоречащей Закону № 7‑ФЗ, Земельному кодексу, Закону № 89-ФЗ, Перечню.
* * *
Чаще размещение покрышек все же нарушает законодательство, и управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК может прилететь не только от Росприроднадзора, но и от ГЖИ, прокуратуры или органа, который контролирует в их регионе соблюдение местных правил благоустройства.
В Вологодской области директора управляющей организации наказали предупреждением по ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления (постановление Череповецкого городского суда Вологодской области №5 – 6/2022). Суд пришел к выводу, что директор не приняла всех зависящих от неё мер по надлежащему исполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды. При этом клумбы из покрышек сделали сами жильцы.
В Калининграде тоже любят приставать к управляющим организациям по поводу клумб и ограничительных конструкций из покрышек (например, Постановление Центрального районного суда г. Калининграда № 5 – 919/2022 – объявили замечание из-за малозначительности нарушения). В другом деле штраф заменили на предупреждение (тот же суд, дело № 12 – 272/2022).
В Тюменской области ТСН оштрафовали на 30 000 р. за нарушение местных правил благоустройства. Нарушение заключалось в захламлении придомовой территории, в том числе покрышками, которые выполняли роль клумб (решение №12 – 252/2022 Центрального районного суда г. Тюмени).
В Ростовской области управляющая компания получила за то же нарушение правил благоустройства (включая захламленный покрышками двор) штраф в 70 000 р. (дело № А53 – 38739/2021).
В Сахалинской области управляющей компании не удалось оспорить предписание ГЖИ. Одним из пунктов предписания было «прекратить незаконное использование общего имущества собственников многоквартирного дома в части размещения автомобильных шин на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, без разрешающих документов» (дело № А59 – 4143/2021).
Неприятности могут быть и у самих собственников.
В 2022 году осудили одного из жителей Брянской области. Ему не нравились клумбы из покрышек около своего дома. Они мешали проезду. Сначала он просто разрушил клумбы и разбросал цветы. Жители МКД восстановили насаждения. Осужденный снова начал все ломать, и одна из жительниц, которая обустраивала клумбы, стала с ним ругаться.
Тогда осужденный взял одну из шин и ударил ею женщину в плечо. Та упала на дорогу с щебнем, сильно повредилась при падении, а впоследствии умерла в больнице.
За причинение смерти по неосторожности мужчине назначили один год ограничения свободы (Погарский районный суд Брянской области, дело № 1 – 1/2022).
Поэтому, если кто-то до сих пор благоустраивает дворы с помощью отработанных покрышек, бояться стоит не только контролирующих органов (от них в основном достается управляющим компаниям), но и своих неуравновешенных соседей.
Источник: https://gkhnews.ru/16383-minprirody-rf-pro-pokryshki/
Шинам во дворах не место. Почему запретили использовать старые покрышки и куда их сдавать?
С 2021 года в России запретили сажать цветы в шинах и использовать старые покрышки для «украшения» улиц и садов. Штраф за нарушение — от 2000 до 250 000 рублей.
Нельзя закапывать покрышки в землю, делать ограждения на детских и спортивных площадках, стоянках и парковках, использовать их как тренажеры или аттракционы, изготавливать скульптуры и прочие арт-объекты для украшения придомовой территории, использовать шины в качестве береговых укреплений.
О вреде, который причиняют автомобильные покрышки природе, экологи говорят давно, но на законодательном уровне запрет на использование старых автомобильных покрышек как токсичных отходов установлен только в 2021 году.
Автомобильные шины считаются отходами III-IV класса опасности, их размещение запрещено Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Когда резина нагревается на солнце или находится в кислой почве, она выделяет вредные вещества, тяжелые металлы и канцерогены. За три года шины способны загрязнить почву в радиусе свыше 50 метров. При этом срок разложения покрышек превышает 130 лет. Токсичные вещества попадают и в воздух. Так, разогретые покрышки выделяют бензпирен, фенолы, частицы каучука и смолы. Все это увеличивает риски развития онкологических заболеваний, астмы и конъюктивита. Кроме того, резина пожароопасна.
На основании ч. 1 ст. 8.2 КоАП собственники жилья, которые сделают клумбу из старых покрышек, должны заплатить штраф в размере 2000 рублей. Хотя при первом нарушении в отношении гражданина могут ограничиться предупреждением. В случае повторного нарушения или неустранения замечания штраф возрастет до 3000 рублей. А для юридических лиц за нарушение требований при обращении с отходами предусмотрено более строгое наказание — штраф от 100 000 до 250 000 рублей. Если же покрышки загорятся и будет нанесен вред окружающей среде, погибнут животные или птицы, административную ответственность заменят на уголовную.
Что теперь делать со старыми покрышками?
Самостоятельно закапывать или сжигать шины нельзя. Просто выбросить в мусорный бак – тоже. Если управляющая компания выявит нарушителей, она может обратиться с заявлением в полицию для привлечения их к ответственности.
Зато можно сдать шины на переработку. Распространенной является практика переработки шин на крошку и дальнейшее использование при укладке асфальта, для производства покрытия для спортплощадок, новых шин, составов для шумоизоляции.
Некоторые автомагазины принимают старые покрышки при условии покупки новых или записи на шиномонтаж, другие – за дополнительную плату. Правда, нередко автосервисы принимают покрышки, пригодные для дальнейшего использования, а старые советуют сдать региональному оператору.
Куда сдать покрышки?
Региональный оператор оказывает услуги по накоплению и передаче на утилизацию специализированной организации шин и покрышек.
Подробнее – в таблице.
№ п.п. | Код отхода | Наименование отхода | Ед. изм. | Цена за единицу, руб. с НДС |
1 | 9 21 110 01 50 4 | Шины пневматические автомобильные отработанные | кг | 10,00 |
2 | 9 21 130 01 50 4 | Покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные | кг | 10,00 |
3 | 9 21 130 02 50 4 | Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные | кг | 10,00 |
4 |
9 21 120 01 50 4 |
Камеры пневматических шин автомобильных отработанные | кг | 10,00 |
Промплощадка по накоплению шин находится по адресу: Кировская область, Советский тракт, 16 км (полигон Лубягино).
Покрышки можно привезти самостоятельно или заказать доставку отходов транспортом «Куприта» за дополнительную плату.
Ольга Величко
Фото: eralania.ru
Сообщается, в частности, что перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242.
ФККО включает в себя, в том числе: «шины пневматические автомобильные отработанные» (код 9 21 110 01 50 4), «шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом» (код 9 21 112 11 52 4), «камеры пневматических шин автомобильных отработанные» (код 9 21 120 01 50 4), «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код 9 21 130 02 50 4), «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» (код 9 21 130 01 50 4).
Указанные виды отходов относятся к IV классу опасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Таким образом, использование отработанных автомобильных шин в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений возможно в части, не противоречащей действующему законодательству.
Дата публикации на сайте: 25.12.2021
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Обратите внимание! Отход имеет класс опасности 4 — это означает, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению является лицензируемой согласно Федеральному закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Производственный процесс происхождения отхода
Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Состав отхода
47%
21,5%
16,5%
7,5%
5,5%
1%
1%
- резина — 47%
- технический углерод — 21,5%
- металлы — 16,5%
- присадки — 7,5%
- текстиль — 5,5%
- оксид цинка — 1%
- сера — 1%
Примечание о компонентном составе
Может содержать механические примеси.
Источник информации
- ГОСТ 54095-2010 Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин;
- Письмо производителя №14/68 от 13.01.12 (Омскшина).
Правила транспортирования отхода
-
Для транспортирования отхода допускается использование грузового саморазгружающегося автомобиля с механически или гидравлически наклоняемым кузовом для выгрузки груза — самосвал.
Обязательное накрытие кузова тентом при транспортировании отхода для защиты перевозимого груза от внешней среды, а так же исключения загрязнения окружающей среды.
-
При транспортированиии отхода используются мягкие контейнеры для сыпучих отходов, для исключения загрязнения окружающей среды — Биг Бэг.
Основание внесения отхода в ФККО:
Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242
Отход входит в перечень следующих отраслевых решений
199 000 руб.
199 000 руб.
Мы помогли
получить лицензию
на обращение с данным отходом
23 раза
ХМАО–Югра,г. Когалым
27.06.2024
Свердловская область,д. Голендухино
17.06.2024
Курганская область,г. Курган
14.05.2024
ХМАО–Югра,г. Советский
12.03.2024
Посмотреть все
Код происхождения вида отхода и его состава
Покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные
Бесплатная консультация специалиста прямо сейчас
Ответим на вопросы, рассчитаем стоимость, поможем в решении ваших задач.
© 2022 — 2025 Все права защищены