Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Прочитайте фрагмент инструкции к микроволновой печи и выполните задания 14 и 15.
Почему в инструкции рекомендуется помещать в нагреваемую жидкость пластмассовую ложку или стеклянную палочку?
Спрятать решение
Решение.
При нагревании в микроволновой печи в жидкости нет тех конвекционных потоков, как при нагревании на газовой горелке. Ложка или палочка нужна для образования дополнительных пузырьков пара, чтобы предотвратить бурное вскипание жидкости, поскольку это может вызвать ожог.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Представлено верное объяснение, не содержащее ошибок. | 1 |
Объяснение не представлено.
ИЛИ В объяснении допущена ошибка. |
0 |
Максимальный балл | 1 |
1
Почему в инструкции запрещается пользоваться микроволновой печью, если износился уплотнитель, деформировался или погнулся кожух?
Разбор 14 задания ВПР 2019 по физике 11 класс из образца. Проверяемые элементы содержания: объяснения физических явлений и процессов, используемых при работе технических устройств.
Почему в инструкции рекомендуется помещать в нагреваемую жидкость пластмассовую ложку?
СВЧ-излучение фактически проникает в пищу, поглощаясь содержащимся в пище водой, жиром и сахаром. Электромагнитные волны заставляют молекулы пищи быстро колебаться. Быстрые колебания этих молекул и есть, по сути, то «тепло», которое готовит пищу.
Разогрев жидкостей
При разогреве жидкостей может наблюдаться явление задержки кипения, что часто приводит к «убеганию» жидкости из сосуда, когда он уже извлечен из печки. Действительно, температура кипения может быть достигнута, а пузырьки отрываются ото дна и стенок только тогда, когда вы сдвинули сосуд с места. При этом возникает риск ожога. Чтобы избежать таких последствий, помещайте в разогреваемую жидкость пластмассовую ложку.
При нагревании в микроволновой печи в жидкости нет тех конвекционных потоков, как при нагревании на газовой горелке. Ложка нужна для образования дополнительных пузырьков пара, чтобы предотвратить бурное вскипание жидкости, поскольку это может вызвать ожог.
Ответ:
Чтобы не получить ожог
Опубликовано: 21.01.2020
Обновлено: 21.01.2020
ВПР
11
класс
физика
30
вариант
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе
физики:
относительная влажность воздуха, барометр-анероид, гигрометр,
внутренняя энергия, фаза колебаний, мензурка.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку.
Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название |
Перечень |
2. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена
зависимость его ускорения от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают
движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Знак ускорения на протяжении всего пути не изменялся.
2) Первые 4 с автомобиль набирает скорость.
3) В первые 2 с автомобиль движется с наименьшим по модулю
ускорением.
4) На протяжении всего пути автомобиль движется равноускоренно.
5) В период 4-6 с автомобиль движется в противоположную сторону
относительно первоначального движения.
3. На рисунке изображены три сосуда с жидкостями. Площади дна каждого
из сосудов равны. В первом сосуде находится эфир (плотность равна 710 кг/м3);
во втором — бензин (плотность равна 710 кг/м3); в третьем — вода.
Сравните давления жидкостей p1, p2 и p3 на
дно соответствующего сосуда. В ответ запишите номера сосудов.
Ответ:
> = .
4. Жидкий нафталин медленно охлаждался в стакане. В таблице приведены
результаты измерений его температуры с течением времени.
Время, мин. |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
Температура, °С |
95 |
88 |
81 |
80 |
80 |
80 |
77 |
72 |
В каком(-их) агрегатном(-ых) состоянии(-ях) находился нафталин
через 12 мин. после начала измерений температуры?
5. По прямому горизонтальному проводнику, висящему на длинных тонких
проволоках, пропускают электрический ток от батарейки. К проводнику подносят
постоянный подковообразный магнит. В какую сторону (вправо, влево, вверх, вниз)
отклонится висящий проводник? Нарисуйте действующую на проводник силу.
6. Наблюдение за препаратом свинца показало,
что за 3,3 ч от исходного большого количества ядер свинца распадается примерно
половина. Каков период полураспада ядер атомов свинца ?
7. Медный проводник подвесили на упругих пружинках и поместили между
полюсами магнита (см. рисунок).
Как
изменится модуль силы Ампера и растяжение пружинок при изменении направления
электрического тока, пропускаемого через проводник? Сила тока через проводник
остаётся неизменной.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите
в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут
повторяться.
Сила Ампера |
Растяжение |
8. В катушку, замкнутую на гальванометр, вносят постоянный магнит,
южный полюс которого находится внизу (рис. 1). При движении магнита в катушке
наблюдают возникновение индукционного тока, который фиксируется гальванометром.
График зависимости индукционного тока в катушке от времени представлен на рис.
2.
Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика.
Запишите в ответе их номера.
1) В промежутке времени от t1 до t2 магнит
покоится относительно катушки.
2) В промежутке времени от t1 до t2 магнит
движется относительно катушки равномерно, а в промежутке от t2 до t3 —
равноускоренно.
3) В промежутке времени от t2 до t3 гальванометр
отодвигают от катушки.
4) В промежутке времени от t2 до t3 магнит
движется относительно катушки с меньшей скоростью, чем в промежутке от 0
до t1.
5) В промежутке времени от t2 до t3 южный
полюс магнита выдвигают из катушки.
9. Многие педиатры советуют в любое время года температуру в детской
комнате поддерживать на уровне 18–22 °С. Нормой относительной влажности воздуха
в квартире для ребёнка считается 50–70%. Психрометрический гигрометр,
помещённый в детской комнате, даёт показания сухого термометра 20 °С. При каких
показаниях влажного термометра требования к указанным нормам будут соблюдены?
Для решения используйте данные психрометрической таблицы.
10. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления.
Нижняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст.,а верхняя шкала — в
кПа (см. рисунок). Погрешность измерений давления равна цене деления шкалы
барометра.
Запишите
в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.
11. Для проведения опыта Кирилл использовал стакан с пресной водой,
поваренную соль и сырое яйцо. В первый стакан он налил простую воду, во второй
– не очень крепкий раствор поваренной соли в воде, в третий — насыщенный
раствор соли. Далее он поочерёдно опускал яйцо в стаканы (см. рисунок).
Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?
12.
Вам необходимо исследовать, зависит ли электрическое сопротивление
проводника от его длины. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):
−
источник тока;
−
вольтметр;
−
амперметр;
−
реостат;
−
ключ;
−
соединительные провода;
−
набор из шести проводников, изготовленных из разных проволок, характеристики
которых приведены в таблице.
Номер |
Длина |
Площадь |
Материал, из |
1 |
120 |
0,5 |
медь |
2 |
100 |
1,0 |
нихром |
3 |
100 |
0,5 |
медь |
4 |
50 |
0,5 |
медь |
5 |
100 |
1,5 |
нихром |
6 |
50 |
0,5 |
алюминий |
В ответе:
1. Зарисуйте схему электрической цепи. Укажите номера используемых
проводников (см. таблицу).
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
13. Установите соответствие между наблюдаемыми природными явлениями и
объясняющими их физическими явлениями. Для каждого природного явления из
первого столбца подберите соответствующее название физического явления из
второго столбца.
ПРИРОДНЫЕ |
ФИЗИЧЕСКИЕ |
|
А) Б) |
1) 2) 3) 4) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
14. Почему в инструкции рекомендуется помещать в нагреваемую жидкость
пластмассовую ложку?
Прочитайте фрагмент инструкции к
микроволновой печи и выполните задания 14 и 15.
15. Почему в инструкции людям с кардиостимуляторами запрещается
слишком близко приближаться к микроволновой печи?
16. Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов),
используя информацию из текста.
Максимум излучения тела, нагретого до температуры 4500 К лежит в
__________ диапазоне, а максимум излучения тела, нагретого до температуры 6000
К лежит в ____________ диапазоне.
В
ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.
Цветовое зрение
Любой объект
излучает электромагнитные волны в очень широком диапазоне частот. При этом
интенсивность излучения напрямую зависит от температуры объекта (рис. 1).
Максимум излучения Солнца, поверхность
которого имеет температуру около 6000 К, приходится на диапазон длин волн,
которые в процессе эволюции определили цветовое зрение человека.
Среди органов чувств глаз занимает особое
место. На долю зрения приходится до 80% информации, воспринимаемой
организмом извне. Человек с помощью зрения воспринимает размеры предметов, их
форму, расположение в пространстве, движение, а, главное, цвет.
Приемниками светового излучения человека
служат колбочки (фоторецепторы трёх типов) и
палочки (фоторецепторы одного типа).
Колбочки, в зависимости от их спектральной
чувствительности, подразделяются на три типа и обозначаются греческими
буквами ρ, γ и β. Максимумы спектральной
чувствительности этих типов колбочек находятся в трёх
разных спектральных участках: красном, зелёном
и синем (рис. 2).
Спектры поглощения показывают вероятность
поглощения фотона для данной длины
волны. Спектры поглощения перекрываются, а это означает, что зрительная система
в состоянии различить частоту волны, сравнивая количества поглощения
энергии разных видов колбочек.
Палочки, расположенные по периферии сетчатки,
играют основную роль в создании ахроматических зрительных образов. Палочки
обладают высокой чувствительностью к свету, воспринимают волны с малой
амплитудой, но не умеют различать их длину, то есть
результат восприятия волн разной длины у
всех палочек одинаков.
17. Какой вид колбочек воспринимает видимый свет с длиной волны 650
нм?
В
ответе укажите цвет, с которым ассоциируют данные колбочки. Например, «синие».
18. Для изучения интенсивности излучения на отдельных участках спектра
от нагретых тел используют термоэлементы. Чувствительная часть фотоэлемента
покрыта налётом сажи, которая поглощает все падающее на неё излучение.
Измеряя нагревание фотоэлемента на отдельных участках спектра, можно судить о
распределении энергии по спектру.
Можно ли судить о распределении энергии, например, в линейчатом
спектре нагретого атомарного газа, визуально наблюдая и сравнивая яркость
отдельных линий в видимой части спектра? Ответ поясните.
Решение
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе
физики:
относительная влажность воздуха, барометр-анероид, гигрометр,
внутренняя энергия, фаза колебаний, мензурка.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку.
Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название |
Перечень |
Решение. Возможный ответ:
Приборы для измерения физических величин — барометр-анероид, гигрометр,
мензурка.
Физические величины — относительная влажность воздуха, внутренняя
энергия, фаза колебаний.
2. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена
зависимость его ускорения от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают
движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Знак ускорения на протяжении всего пути не изменялся.
2) Первые 4 с автомобиль набирает скорость.
3) В первые 2 с автомобиль движется с наименьшим по модулю
ускорением.
4) На протяжении всего пути автомобиль движется равноускоренно.
5) В период 4-6 с автомобиль движется в противоположную сторону
относительно первоначального движения.
Решение. 1) Знак ускорения на протяжении всего пути изменялся: с
положительного на отрицательный. Утверждение не верно.
2) Первые 4 с автомобиль набирает скорость. Утверждение верно.
3) В последние 2 с автомобиль движется с наименьшим по модулю
ускорением. Утверждение не верно.
4) На протяжении всего пути автомобиль движется равноускоренно.
Утверждение верно.
5) В период 4-6 с автомобиль не движется в противоположную сторону
относительно первоначального движения. Утверждение не верно.
Ответ: 24.
3. На рисунке изображены три сосуда с жидкостями. Площади дна каждого
из сосудов равны. В первом сосуде находится эфир (плотность равна 710 кг/м3);
во втором — бензин (плотность равна 710 кг/м3); в третьем — вода.
Сравните давления жидкостей p1, p2 и p3 на
дно соответствующего сосуда. В ответ запишите номера сосудов.
Ответ:
> = .
Решение. Во всех сосудах высота столба жидкости одинакова. Давление
жидкости зависит прямо пропорционально от плотности жидкости. В 1 и 2 сосудах
плотности жидкостей одинаковы, поэтому давление одинаково. В сосуде 3 плотность
наибольшая, потому давление наибольшее.
Ответ: 3 > 1 = 2.
4. Жидкий нафталин медленно охлаждался в стакане. В таблице приведены
результаты измерений его температуры с течением времени.
Время, мин. |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
Температура, °С |
95 |
88 |
81 |
80 |
80 |
80 |
77 |
72 |
В каком(-их) агрегатном(-ых) состоянии(-ях) находился нафталин
через 12 мин. после начала измерений температуры?
Решение. Из таблицы следует, что в течение некоторого промежутка времени
температура нафталина не менялась. Следовательно, происходил процесс
кристаллизации при температуре 80 °С. Через 12 мин нафталин имел температуру
ниже температуры плавления, следовательно, находился в твердом состоянии.
Ответ: твердом.
5. По прямому горизонтальному проводнику, висящему на длинных тонких
проволоках, пропускают электрический ток от батарейки. К проводнику подносят
постоянный подковообразный магнит. В какую сторону (вправо, влево, вверх, вниз)
отклонится висящий проводник? Нарисуйте действующую на проводник силу.
Решение. Ток в
проводнике течет от плюса к минусу, на рисунке — к наблюдателю. Магнитные линии
направлены от N к S, на рисунке вниз. По правилу
левой руки сила Ампера направлена вправо.
Ответ: вправо.
6. Наблюдение за препаратом свинца показало,
что за 3,3 ч от исходного большого количества ядер свинца распадается примерно
половина. Каков период полураспада ядер атомов свинца ?
Решение. По определению период полураспада — промежуток времени, за который
распадается половина ядер. Значит, период полураспада равен 3,3 ч.
Ответ: 3,3.
7. Медный проводник подвесили на упругих пружинках и поместили между
полюсами магнита (см. рисунок).
Как
изменится модуль силы Ампера и растяжение пружинок при изменении направления
электрического тока, пропускаемого через проводник? Сила тока через проводник
остаётся неизменной.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите
в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут
повторяться.
Сила Ампера |
Растяжение |
Решение. При изменении направления электрического тока модуль силы Ампера
не изменится (3). Но изменится направление силы Ампера. По правилу левой руки
первоначально сила Ампера была направлена вниз. При изменении направления силы
тока сила Ампера станет направленной вверх. Следовательно, сила натяжения
пружинок уменьшится (2).
Ответ: 32.
8. В катушку, замкнутую на гальванометр, вносят постоянный магнит,
южный полюс которого находится внизу (рис. 1). При движении магнита в катушке
наблюдают возникновение индукционного тока, который фиксируется гальванометром.
График зависимости индукционного тока в катушке от времени представлен на рис.
2.
Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика.
Запишите в ответе их номера.
1) В промежутке времени от t1 до t2 магнит
покоится относительно катушки.
2) В промежутке времени от t1 до t2 магнит
движется относительно катушки равномерно, а в промежутке от t2 до t3 —
равноускоренно.
3) В промежутке времени от t2 до t3 гальванометр
отодвигают от катушки.
4) В промежутке времени от t2 до t3 магнит
движется относительно катушки с меньшей скоростью, чем в промежутке от 0
до t1.
5) В промежутке времени от t2 до t3 южный
полюс магнита выдвигают из катушки.
Решение. Изменение магнитного поля вызывает ток в катушке. То есть внесение
и вынесение из катушки магнита любым полюсом вызовет появление тока в катушке.
Чем больше скорость изменения магнитного поля, тем сильнее ток, возникающий в
катушке. Выдвижение и внесение в катушку одного и того же полюса магнита должно
вызывать токи противоположного направления, то есть амперметр должен отклоняться
в разные стороны. При этом внесение в катушку различных полюсов магнита должно
также вызывать токи различного направления.
Таким образом, можно сказать, что верны утверждения 1 и 5.
Ответ: 15.
9. Многие педиатры советуют в любое время года температуру в детской
комнате поддерживать на уровне 18–22 °С. Нормой относительной влажности воздуха
в квартире для ребёнка считается 50–70%. Психрометрический гигрометр,
помещённый в детской комнате, даёт показания сухого термометра 20 °С. При каких
показаниях влажного термометра требования к указанным нормам будут соблюдены?
Для решения используйте данные психрометрической таблицы.
Решение. Сухой термометр показывает температуру воздуха в комнате 20 °С,
что соответствует рекомендуемой норме. Влажный термометр может при этом
показывать 16–14 °С, что соответствует рекомендуемой относительной влажности
воздуха (66–51%).
10. С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления.
Нижняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст.,а верхняя шкала — в
кПа (см. рисунок). Погрешность измерений давления равна цене деления шкалы
барометра.
Запишите
в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.
Решение. Цена деления барометра по нижней шкале равнялась 1 мм рт. ст.
Показание барометра 766 мм рт. ст. С учетом погрешности атмосферное давление
равно мм рт. ст.
Ответ: мм рт.ст.
11. Для проведения опыта Кирилл использовал стакан с пресной водой,
поваренную соль и сырое яйцо. В первый стакан он налил простую воду, во второй
– не очень крепкий раствор поваренной соли в воде, в третий — насыщенный
раствор соли. Далее он поочерёдно опускал яйцо в стаканы (см. рисунок).
Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?
Решение. Выталкивающая сила, действующая на яйцо со стороны жидкости,
зависит от её плотности.
12.
Вам необходимо исследовать, зависит ли электрическое сопротивление
проводника от его длины. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):
−
источник тока;
−
вольтметр;
−
амперметр;
−
реостат;
−
ключ;
−
соединительные провода;
−
набор из шести проводников, изготовленных из разных проволок, характеристики
которых приведены в таблице.
Номер |
Длина |
Площадь |
Материал, из |
1 |
120 |
0,5 |
медь |
2 |
100 |
1,0 |
нихром |
3 |
100 |
0,5 |
медь |
4 |
50 |
0,5 |
медь |
5 |
100 |
1,5 |
нихром |
6 |
50 |
0,5 |
алюминий |
В ответе:
1. Зарисуйте схему электрической цепи. Укажите номера используемых
проводников (см. таблицу).
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Решение. 1. Используется установка, изображённая на рисунке. Вольтметр
подключается параллельно с исследуемыми проводниками, амперметр —
последовательно.
2. Для исследования величины сопротивления от длины проводника
необходимо взять проводники, изготовленные из одного и того же материала с
одинаковой площадью поперечного сечения, но разной длины. Для опыта подходят
медные проводники под номерами 1, 3 и 4.
3. Каждый проводник последовательно включается в цепь,
производится измерение силы тока и напряжения на нём. Затем проводник меняется
и измерения повторяются.
4. Согласно закону Ома находим значение сопротивления. Полученные
значения сопротивлений для проводников разной длины сравниваются.
13. Установите соответствие между наблюдаемыми природными явлениями и
объясняющими их физическими явлениями. Для каждого природного явления из
первого столбца подберите соответствующее название физического явления из
второго столбца.
ПРИРОДНЫЕ |
ФИЗИЧЕСКИЕ |
|
А) Б) |
1) 2) 3) 4) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение. Солнце красное на закате из-за того, что красный свет сильнее
преломляется в атмосфере по сравнению, например, с синим, зелёным или
фиолетовым цветом, то есть цвет Солнца на закате объясняется дисперсией света.
(А — 1).
Радужная окраска некоторых раковин, крыльев стрекоз и бабочек
обусловлена интерференцией света. (Б — 3).
Ответ: 13.
14. Почему в инструкции рекомендуется помещать в нагреваемую жидкость
пластмассовую ложку?
Прочитайте фрагмент инструкции к
микроволновой печи и выполните задания 14 и 15.
Решение. При нагревании в микроволновой печи в жидкости нет тех
конвекционных потоков, как при нагревании на газовой горелке. Ложка нужна для
образования дополнительных пузырьков пара, чтобы предотвратить бурное вскипание
жидкости, поскольку это может вызвать ожог.
15. Почему в инструкции людям с кардиостимуляторами запрещается
слишком близко приближаться к микроволновой печи?
Решение. Магнитное поле магнитов микроволновой печи воздействует на
кардиостимулятор. Энергия магнитного поля уменьшается с увеличением расстояния
от магнита (энергия обратно пропорциональна квадрату расстояния до источника).
Чем дальше от источника магнитного поля находится кардиостимулятор, тем это
безопаснее для человека
16. Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов),
используя информацию из текста.
Максимум излучения тела, нагретого до температуры 4500 К лежит в
__________ диапазоне, а максимум излучения тела, нагретого до температуры 6000
К лежит в ____________ диапазоне.
В
ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.
Цветовое зрение
Любой объект
излучает электромагнитные волны в очень широком диапазоне частот. При этом
интенсивность излучения напрямую зависит от температуры объекта (рис. 1).
Максимум излучения Солнца, поверхность
которого имеет температуру около 6000 К, приходится на диапазон длин волн, которые
в процессе эволюции определили цветовое зрение человека.
Среди органов чувств глаз занимает особое
место. На долю зрения приходится до 80% информации, воспринимаемой
организмом извне. Человек с помощью зрения воспринимает размеры предметов, их
форму, расположение в пространстве, движение, а, главное, цвет.
Приемниками светового излучения человека
служат колбочки (фоторецепторы трёх типов)
и палочки (фоторецепторы одного типа).
Колбочки, в зависимости от их спектральной
чувствительности, подразделяются на три типа и обозначаются греческими буквами
ρ, γ и β. Максимумы спектральной
чувствительности этих типов колбочек находятся в трёх
разных спектральных участках: красном, зелёном
и синем (рис. 2).
Спектры поглощения показывают вероятность
поглощения фотона для данной длины
волны. Спектры поглощения перекрываются, а это означает, что зрительная система
в состоянии различить частоту волны, сравнивая количества поглощения энергии
разных видов колбочек.
Палочки, расположенные по периферии сетчатки,
играют основную роль в создании ахроматических зрительных образов. Палочки
обладают высокой чувствительностью к свету, воспринимают волны с малой
амплитудой, но не умеют различать их длину, то есть результат восприятия
волн разной длины у всех палочек одинаков.
Решение. На месте первого пропуска должно быть словосочетание
«инфракрасном», на месте второго — слово «видимом».
Ответ: инфракрасномвидимом.
17. Какой вид колбочек воспринимает видимый свет с длиной волны 650
нм?
В
ответе укажите цвет, с которым ассоциируют данные колбочки. Например, «синие».
Решение. Из Рис. 2 определяем, что за восприятие видимого света с длиной
волны 650 нм ответственны колбочки ρ («красные»).
Ответ: красные.
18. Для изучения интенсивности излучения на отдельных участках спектра
от нагретых тел используют термоэлементы. Чувствительная часть фотоэлемента
покрыта налётом сажи, которая поглощает все падающее на неё излучение.
Измеряя нагревание фотоэлемента на отдельных участках спектра, можно судить о
распределении энергии по спектру.
Можно ли судить о распределении энергии, например, в линейчатом
спектре нагретого атомарного газа, визуально наблюдая и сравнивая яркость
отдельных линий в видимой части спектра? Ответ поясните.
Решение. 1. Нельзя.
2. Чувствительность человеческого глаза неодинакова для различных
длин волн
видимого
спектра. При одинаковой интенсивности излучения линии в жёлтой или зелёной
части спектра человеку будут казаться более яркими, чем линии в фиолетовой или
красной части спектра.
Таких причин две:
1) В стеклянных изделиях, в частности в стаканах, в момент их изготовления (отливания) могут остаться остаточные напряжения. Из-за этого, стеклянные изделия без всякой видимой причины иногда вдруг «взрываются», разлетаются на массу мельчайших осколков. Об этом многие знают. Но момент такого взрыва вообще-то непредсказуем, но, вполне возможно, что наливание кипятка может послужить толчком к такому взрыву.
2) Теплопроводность стекла довольно низкая. Если в стакан быстро налить кипяток, то внутренние стенки быстро нагреются до 100 градусов, а наружные останутся при комнатной температуре. Из-за перепала температур стакан может просто треснуть.
Поэтому, люди, желая снизить «тепловой удар», кладут металлическую ложку, полагая, что она возьмет на себя часть тепла, и стакану достанется меньше. Но большого смысла в этом нет. Удельная теплоемкость металлов так мала (у стали 0,12 кал/(г*град), что эта ложка может взять на себя очень мало тепла. Допустим, масса ложки (чайной) 10 г, нагревается она с 20 до 100 градусов. Тогда она заберет себе 0,12*10*80=96 кал. Такое количество тепла отдаст ложке всего 1,2 г воды, а ведь вместимость стакана 200 г. Таким образом, ложка забирает себе всего 0,6 % тепла. Конечно, это никак не поможет «спасти стакан», но большинство людей игнорируют расчеты, не верят результатам расчетов и полагают, что опуская ложечку, они тем самым спасают стакан. Фактически же, как оказалось, это совершенно бессмысленно.
-
Химия 8 класс
/
-
Приемы обращения с лабораторным оборудованием
/
-
Обращение с нагревательными приборами
1. Зажигать спиртовку можно только от спички.
2. Для нагревания жидкости можно использовать только тонкостенные сосуды.
3.Запрещается перед нагреванием заполнять пробирку жидкостью более чем на одну треть ее объема.
4. При нагревании пробирки ее отверстие следует направлять в сторону от себя и работающих рядом.
5. Недопустимо нагревать сосуды на границе и выше уровня жидкости, а также пустые сосуды с каплями влаги внутри.
6.Необходимо сначала прогреть несколько раз всю пробирку по уровню жидкости и только потом вести нагрев вещества.
7. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.