Определена таблицей приложения к инструкции по бухучету оп в сос n 63

Постигать бухгалтерский учет в бюджетных организациях для начинающих бухгалтеров затруднительно, т.к. в законодательстве отсутствует единая инструкция применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. При этом корреспонденция счетов по отражению хозяйственных операций приведена в отдельных инструкциях и методических указаниях, которые собраны в данном материале. План счетов, структура, особенности бухучета в бюджетных учреждениях — в статье.

1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная организация — это организация, которая отвечает следующим условиям:

1) образована Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией;

2) создана для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;

3) финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;

4) ведет бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.

К таким организациям в основном относятся государственные учреждения: образования, здравоохранения, физкультуры, спорта и туризма, социального обслуживания, науки и культуры и центры по обеспечению деятельности бюджетных организаций.

При организации бухгалтерского учета бюджетные организации руководствуются следующими основными НПА:

— Законом от 12.07.2013 N 57-З;

— постановлением от 08.02. 2005 N 15;

— постановлением от 22.04.2010 N 50.

2. План счетов бухгалтерского учета, его структура и применение

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется бюджетными организациями в соответствии с Планом счетов с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств (п. 6 Инструкции N 15).

Данный План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, структура которого включает 12 разделов и 27 синтетических счетов, построенных порядковым способом от 01 до 41. Синтетические счета объединены в разделы по экономическому содержанию объектов бухгалтерского учета.

В каждом разделе приведены:

— наименования синтетических счетов и их двузначные коды;

— наименования субсчетов и их трехзначные коды.

На практике текущий учет хозяйственных операций и составление отчетности ведется с применением субсчетов.

Порядок применения Плана счетов определяется не единой инструкцией, а отдельными НПА по учету активов и расходов.

Примечание
Типовые проводки, отражающие корреспонденцию счетов, составленные на основании данных НПА, собраны в классификатор «Типовые проводки в бюджетных организациях».

Поскольку отдельные субсчета применяются как для учета операций по бюджетным средствам, так и средствам, полученным за счет внебюджетных средств (материальные ценности, средства в расчетах и др.) в целях обеспечения их раздельного учета каждому субсчету может присваиваться отличительный признак в виде номера.

Рабочий план счетов отражается в учетной политике бюджетной организации (абз. 3 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).

Еще одной особенностью применения Плана счетов является то, что расходы по соответствующим сметам (бюджетным и внебюджетным) разделяются на кассовые и фактические.

При этом их учет ведется в соответствии с бюджетной классификацией (ч. 3 п. 2 Инструкции N 157, ч. 3 п. 4 Указаний N 364).

Справочно
Согласно постановлению от 09.02.2019 N 82 планируется разработка и внедрение плана счетов для бюджетных организаций, интегрированного с бюджетной классификацией (гл. 4 концепции реформирования N 82). 

 Примечание
Применение бюджетной классификации в разрезе разделов, подразделов, параграфов, статей, подстатей и элементов см. в классификаторе «Бюджетная классификация».

Применяемые субсчета в разрезе наименований синтетических счетов (объектов учета), НПА, определяющие порядок применения субсчетов и их корреспонденцию с другими субсчетами, приведены в следующей таблице, построенной по разделам в соответствии со структурой Плана счетов бюджетных организаций:

N п/п Наименование синтетического счета

(объект бухгалтерского учета)

Применяемые коды субсчетов

Корреспонденция субсчета с другими субсчетами

Раздел I. Основные средства
1. Основные средства (счет 01) 010 — 019 Определяется Инструкцией по бухучету ОС N 60 и Инструкцией по бухучету НМА N 25
2. Амортизация основных средств (счет 02) 020
Раздел II. Материальные запасы
3. Продукция на складе, отгруженная (счет 03) 030 — 031 Определена разделом I таблицы Методических указаний N 59
4. Оборудование, строительные материалы для капитального строительства и материалы для научных исследований (счет 04) 040 — 044 Определена разделом II таблицы Методических указаний N 59
5. Животные на выращивании и откорме (счет 05) 050 Определена разделом III таблицы Методических указаний N 59
6. Материалы и продукты питания (счет 06) 060 — 069 Определена разделом IV таблицы Методических указаний N 59
Раздел III. Отдельные предметы в составе оборотных средств
7. Отдельные предметы в составе оборотных средств (счет 07) 070 — 073 Определена таблицей приложения к Инструкции по бухучету ОП в СОС N 63
Раздел IV. Затраты на производство
8. Затраты на производство (счет 08) 080, 082, 084 Бухучет затрат на выполнение НИОКТР и результатов НТД определен гл. 4 Инструкции по учету НМА N 25
Раздел V. Денежные средства
9. Текущие счета по бюджету (счет 10) 100 — 105 Определена п. 1 — 9, п. 37 таблицы Указаний N 364
10. Текущие счета по внебюджетным средствам (счет 11) 111, 112, 114, 118 Определена п. 10 — 21, п. 37 — 40 таблицы Указаний N 364
11. Касса (счет 12) 120, 121 Определена п. 22 — 23, п. 33 — 36 таблицы Указаний N 364
12. Прочие денежные средства (счет 13) 130 — 132, 134 Определена п. 24 — 32 таблицы Указаний N 364
Раздел VI. Внутриведомственные расчеты по финансированию
13. Внутриведомственные расчеты по финансированию (счет 14) 140, 142 — 145 Частично содержится в п. 1 — 2, п. 4, п. 37 таблицы Указаний N 364,

определена п. 1 — 2 Инструкции N 71

Раздел VII. Расчеты
14. Расчеты с поставщиками и покупателями (счет 15) 150, 151, 154, 155 Частично содержится в п. 6 — 7, п. 14 — 17 таблицы Указаний N 364
15. Расчеты с подотчетными лицами (счет 16) 160 Частично содержится в п. 22 — 23, п. 34 — 36 таблицы Указаний N 364
16. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (счет 17) 170 — 179 Частично содержится в п. 6, 8, 9 22 — 23 таблицы Указаний N 364
17. Расчеты с персоналом по оплате труда и стипендиатами (счет 18) 180 — 188 Частично содержится в:

— п. 9, 23 таблицы Указаний N 364;

— п. 1 таблицы Инструкции N 157

18. Расчеты по выплате пенсий и пособий (счет 19) 191, 192, 194
Раздел VIII. Расходы
19. Расходы по бюджету (счет 20) 200, 202, 203, 206 Определена разделом I таблицы Инструкции N 157
20. Прочие расходы (счет 21) 210 — 212, 215 Определена разделами II и III таблицы Инструкции N 157
Раздел IX. Финансирование и займы
21. Финансирование и займы (счет 23) 230 — 232, 235 — 238 Частично содержится в:

— п. 1, 11, 37 таблицы Указаний N 364;

— п. 6, 9 таблицы Инструкции N 157

Раздел X. Фонды и средства целевого назначения
22. Фонды экономического стимулирования (счет 24) 240, 246

23. Фонд в основных средствах (счет 25) 250 Определяется Инструкцией по бухучету ОС N 60 и Инструкцией по бухучету НМА N 25
24. Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств (счет 26) 260 Определена таблицей приложения к Инструкции по бухучету ОП в СОС N 63
25. Фонды целевого назначения (счет 27) 271, 272

Раздел XI. Реализация
26. Реализация (счет 28) 280, 281 Частично содержится в:

— п. 11 таблицы Указаний N 364;

— гл. 4 и 5 Инструкции по бухучету НМА N 25;

— табл. 1 Методических рекомендаций Минобразования от 05.01.2011

Раздел XII. Доходы и финансовые результаты
27. Прибыли и убытки (счет 41) 410, 411 Определена ч. 5 письма Минфина от 28.01.2014 N 15-1-19/75

В отдельную группу в Плане счетов бюджетных организаций выделены забалансовые счета. Эти счета используются для учета хозяйственных операций по активам и расчетам, которые не включаются в хозяйственный оборот бюджетной организации и не отражаются в балансе, но подлежат контролю. Все забалансовые счета имеют двузначные коды и являются активными, т.е. учет ведется по простой системе с отражением хозяйственных операций без применения двойной записи.

Наименование забалансового счета Код счета Обоснование применения
Арендованные основные средства 01

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 02 Пункт 2 постановления N 74

(ч. 3 п. 22 Инструкции по бухучету НМА N 25)

Бланки строгой отчетности 04 Глава 5 Инструкции N 196
Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов 05

Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению 06

Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности 07

Переходящие спортивные призы и кубки 08

Справочно
Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

См. Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также отраслевой План счетов бухгалтерского учета с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2013.

Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам организации.

На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами.

Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.

СЧЕТ 63 «РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ»

КОРРЕСПОНДИРУЕТ СО СЧЕТАМИ:

N

п/п

Содержание операции

Корреспондирующий счет

1

2

3

По дебету счета

1

Списание сомнительной к получению задолженности покупателей и заказчиков

62

2

Списание сомнительной к получению задолженности разных дебиторов

76

3

Присоединение неиспользованных сумм резервов к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания

91

По кредиту счета

4

Создание резервов по сомнительным долгам

91

ВК Тех программое оборудование апрель

Бухгалтерская консультация:

актуально на 18 октября 2017 г.

Счет 63 в бухгалтерском учете
2180

Учетная политика организации в целях бухгалтерского учета должна исходить в числе прочих из требования осмотрительности. Это означает бОльшую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 6 ПБУ 1/2008). Именно поэтому при возникновении у организации сомнительных долгов организация должна быть готова к тому, что долги так и не будут погашены, а следовательно, готова и к их списанию в убыток полностью или частично. Такая готовность к признанию убытков по сомнительным долгам реализуется через создание резервов по сомнительным долгам. Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению для учета такого резерва предусмотрен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Какой долг считать сомнительным?

Сомнительный долг – это имеющаяся у организации дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена гарантиями (п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н). При этом не имеет значения, на каком счете учитывается такая дебиторская задолженность.

Если долг признан сомнительным, по нему нужно создать резерв. Это не право, а обязанность организации. Величина такого резерва определяется по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга. Порядок определения величины резерва устанавливается Учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета. При этом в бухучете может быть предусмотрен порядок, аналогичный порядку создания «сомнительных» резервов в налоговом учете.

Счет 63 – пассивный счет. Потому образование резерва отражается по кредиту данного счета, а уменьшение – по дебету.

Так, в бухгалтерском учете организации на сумму созданного резерва делается бухгалтерская запись (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — Кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»

По сомнительным долгам, признанным безнадежными (к примеру, по ним истек установленный срок исковой давности), долг списывается за счет созданного резерва:

Дебет счета 63 – Кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Если же долг будет погашен, то восстановление созданного резерва отражается так:

Дебет счета 63 – Кредит счета 91

Аналитический учет на счете 63 ведется по каждому сомнительному долгу.

В бухгалтерском балансе величина резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается, а уменьшает величину дебиторской задолженности, по которой этот резерв был создан (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н, п. 35 ПБУ 4/99, Письмо Минфина от 23.12.2005 № 07-05-06/353).



Материалы по теме


Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.

Полный и бесплатный доступ
к системе на 2 дня.

Реклама. ООО НПО «ВМИ — Координационный Центр Сети КонсультантПлюс»





Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для компенсации долга перед компанией за счет собственных денежных средств.

Как счет 63 используется в бухучете?

Использование счета актуально при взаимодействии с неблагонадежными контрагентами: основная задача бухгалтера в этом случае сводится к созданию финансовой «подушки безопасности», позволяющей предприятию продолжить работу в штатном режиме.

К неблагонадежным контрагентам относятся компании, сделки с которыми не обеспечены определенными гарантиями и сопровождаются высокой вероятностью отсутствия окончательного расчета.

Признать долг сомнительным вправе только директор или уполномоченное лицо. Это делается на основании сведений, документально подтверждающих следующие ситуации:

  • банкротство компании-должника;
  • просрочка платежа;
  • невозможность произвести заказанные изделия, несмотря на ранее перечисленный аванс.

Открытие счета 63 является обязательным для любой коммерческой организации.

Особенности работы со счетом 63

Счет 63 — пассивный. Дебет счета используется для погашения задолженностей, а кредит — для формирования резерва.

Ресурсы по счету 63 могут создаваться каждый месяц, либо один раз в квартал (как на всю сумму, так и на ее часть). Однако существуют негласные рекомендации по сумме, зарезервированной на компенсацию сомнительных задолженностей:

  • если срок долга от 45 до 90 дней, то следует закладывать сумму, равную 50% долга;
  • если срок более 90 дней, сумма — 100%.

Данная информация носит исключительно рекомендационный характер — окончательное решение всегда принимается руководством компании.

В случаях, когда резервные средства не были использованы до конца года, в бухгалтерских документах их относят к статье дохода предприятия за период, следующий за тем, в котором резервы были сформированы.

Если сомнительных организаций несколько — резерв оформляется по каждой из них.

Субсчета

Нормативные документы не регламентируют создание дополнительных субсчетов к счету 63. Однако при необходимости бухгалтер может открыть такие счета. Их состав и количество определяются особенностями учетной политики предприятия.

Типовые бухгалтерские проводки по счету 63

Счет 63 корреспондирует со следующими бухгалтерскими счетами:

  • 91 — проводкой с дебета именно этого счета формируется резерв, а на его кредит переводится положительный остаток;
  • 60, 62, 76 — по этим счетам списываются суммы для компенсации задолженности в зависимости от предмета договора, обязательства по которым не были соблюдены.

Компания не имеет права создавать резерв, если связана с неблагонадежным контрагентом взаимными обязательствами на одинаковые суммы. Если же задолженность контрагента превышает финансовые обязательства, сумма резерва определяется разницей стоимости услуг, работ, товаров.

Открытие и ведение счета 63 защищает организацию от неисполнения обязательств по договорам, заключенным между фирмами, что способствует стабилизации экономического положения в непредвиденных ситуациях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Стиральная машина electrolux ew920s инструкция по применению на русском
  • Инструкция мультиварка redber mc d411 мультиварка
  • Холодильник атлант двухкамерный двухкомпрессорный инструкция как разморозить морозилку
  • Должностная инструкция бухгалтера по учету кассовых операций
  • Димедрол раствор для инъекций инструкция по применению в ампулах