Постигать бухгалтерский учет в бюджетных организациях для начинающих бухгалтеров затруднительно, т.к. в законодательстве отсутствует единая инструкция применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. При этом корреспонденция счетов по отражению хозяйственных операций приведена в отдельных инструкциях и методических указаниях, которые собраны в данном материале. План счетов, структура, особенности бухучета в бюджетных учреждениях — в статье.
1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях
В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная организация — это организация, которая отвечает следующим условиям:
1) образована Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией;
2) создана для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
3) финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
4) ведет бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.
К таким организациям в основном относятся государственные учреждения: образования, здравоохранения, физкультуры, спорта и туризма, социального обслуживания, науки и культуры и центры по обеспечению деятельности бюджетных организаций.
При организации бухгалтерского учета бюджетные организации руководствуются следующими основными НПА:
— Законом от 12.07.2013 N 57-З;
— постановлением от 08.02. 2005 N 15;
— постановлением от 22.04.2010 N 50.
2. План счетов бухгалтерского учета, его структура и применение
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется бюджетными организациями в соответствии с Планом счетов с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств (п. 6 Инструкции N 15).
Данный План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, структура которого включает 12 разделов и 27 синтетических счетов, построенных порядковым способом от 01 до 41. Синтетические счета объединены в разделы по экономическому содержанию объектов бухгалтерского учета.
В каждом разделе приведены:
— наименования синтетических счетов и их двузначные коды;
— наименования субсчетов и их трехзначные коды.
На практике текущий учет хозяйственных операций и составление отчетности ведется с применением субсчетов.
Порядок применения Плана счетов определяется не единой инструкцией, а отдельными НПА по учету активов и расходов.
Примечание
Типовые проводки, отражающие корреспонденцию счетов, составленные на основании данных НПА, собраны в классификатор «Типовые проводки в бюджетных организациях».
Поскольку отдельные субсчета применяются как для учета операций по бюджетным средствам, так и средствам, полученным за счет внебюджетных средств (материальные ценности, средства в расчетах и др.) в целях обеспечения их раздельного учета каждому субсчету может присваиваться отличительный признак в виде номера.
Рабочий план счетов отражается в учетной политике бюджетной организации (абз. 3 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З).
Еще одной особенностью применения Плана счетов является то, что расходы по соответствующим сметам (бюджетным и внебюджетным) разделяются на кассовые и фактические.
При этом их учет ведется в соответствии с бюджетной классификацией (ч. 3 п. 2 Инструкции N 157, ч. 3 п. 4 Указаний N 364).
Справочно
Согласно постановлению от 09.02.2019 N 82 планируется разработка и внедрение плана счетов для бюджетных организаций, интегрированного с бюджетной классификацией (гл. 4 концепции реформирования N 82).
Примечание
Применение бюджетной классификации в разрезе разделов, подразделов, параграфов, статей, подстатей и элементов см. в классификаторе «Бюджетная классификация».
Применяемые субсчета в разрезе наименований синтетических счетов (объектов учета), НПА, определяющие порядок применения субсчетов и их корреспонденцию с другими субсчетами, приведены в следующей таблице, построенной по разделам в соответствии со структурой Плана счетов бюджетных организаций:
N п/п | Наименование синтетического счета
(объект бухгалтерского учета) |
Применяемые коды субсчетов |
Корреспонденция субсчета с другими субсчетами |
Раздел I. Основные средства | |||
1. | Основные средства (счет 01) | 010 — 019 | Определяется Инструкцией по бухучету ОС N 60 и Инструкцией по бухучету НМА N 25 |
2. | Амортизация основных средств (счет 02) | 020 | |
Раздел II. Материальные запасы | |||
3. | Продукция на складе, отгруженная (счет 03) | 030 — 031 | Определена разделом I таблицы Методических указаний N 59 |
4. | Оборудование, строительные материалы для капитального строительства и материалы для научных исследований (счет 04) | 040 — 044 | Определена разделом II таблицы Методических указаний N 59 |
5. | Животные на выращивании и откорме (счет 05) | 050 | Определена разделом III таблицы Методических указаний N 59 |
6. | Материалы и продукты питания (счет 06) | 060 — 069 | Определена разделом IV таблицы Методических указаний N 59 |
Раздел III. Отдельные предметы в составе оборотных средств | |||
7. | Отдельные предметы в составе оборотных средств (счет 07) | 070 — 073 | Определена таблицей приложения к Инструкции по бухучету ОП в СОС N 63 |
Раздел IV. Затраты на производство | |||
8. | Затраты на производство (счет 08) | 080, 082, 084 | Бухучет затрат на выполнение НИОКТР и результатов НТД определен гл. 4 Инструкции по учету НМА N 25 |
Раздел V. Денежные средства | |||
9. | Текущие счета по бюджету (счет 10) | 100 — 105 | Определена п. 1 — 9, п. 37 таблицы Указаний N 364 |
10. | Текущие счета по внебюджетным средствам (счет 11) | 111, 112, 114, 118 | Определена п. 10 — 21, п. 37 — 40 таблицы Указаний N 364 |
11. | Касса (счет 12) | 120, 121 | Определена п. 22 — 23, п. 33 — 36 таблицы Указаний N 364 |
12. | Прочие денежные средства (счет 13) | 130 — 132, 134 | Определена п. 24 — 32 таблицы Указаний N 364 |
Раздел VI. Внутриведомственные расчеты по финансированию | |||
13. | Внутриведомственные расчеты по финансированию (счет 14) | 140, 142 — 145 | Частично содержится в п. 1 — 2, п. 4, п. 37 таблицы Указаний N 364,
определена п. 1 — 2 Инструкции N 71 |
Раздел VII. Расчеты | |||
14. | Расчеты с поставщиками и покупателями (счет 15) | 150, 151, 154, 155 | Частично содержится в п. 6 — 7, п. 14 — 17 таблицы Указаний N 364 |
15. | Расчеты с подотчетными лицами (счет 16) | 160 | Частично содержится в п. 22 — 23, п. 34 — 36 таблицы Указаний N 364 |
16. | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (счет 17) | 170 — 179 | Частично содержится в п. 6, 8, 9 22 — 23 таблицы Указаний N 364 |
17. | Расчеты с персоналом по оплате труда и стипендиатами (счет 18) | 180 — 188 | Частично содержится в:
— п. 9, 23 таблицы Указаний N 364; — п. 1 таблицы Инструкции N 157 |
18. | Расчеты по выплате пенсий и пособий (счет 19) | 191, 192, 194 | — |
Раздел VIII. Расходы | |||
19. | Расходы по бюджету (счет 20) | 200, 202, 203, 206 | Определена разделом I таблицы Инструкции N 157 |
20. | Прочие расходы (счет 21) | 210 — 212, 215 | Определена разделами II и III таблицы Инструкции N 157 |
Раздел IX. Финансирование и займы | |||
21. | Финансирование и займы (счет 23) | 230 — 232, 235 — 238 | Частично содержится в:
— п. 1, 11, 37 таблицы Указаний N 364; — п. 6, 9 таблицы Инструкции N 157 |
Раздел X. Фонды и средства целевого назначения | |||
22. | Фонды экономического стимулирования (счет 24) | 240, 246 |
— |
23. | Фонд в основных средствах (счет 25) | 250 | Определяется Инструкцией по бухучету ОС N 60 и Инструкцией по бухучету НМА N 25 |
24. | Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств (счет 26) | 260 | Определена таблицей приложения к Инструкции по бухучету ОП в СОС N 63 |
25. | Фонды целевого назначения (счет 27) | 271, 272 |
— |
Раздел XI. Реализация | |||
26. | Реализация (счет 28) | 280, 281 | Частично содержится в:
— п. 11 таблицы Указаний N 364; — гл. 4 и 5 Инструкции по бухучету НМА N 25; — табл. 1 Методических рекомендаций Минобразования от 05.01.2011 |
Раздел XII. Доходы и финансовые результаты | |||
27. | Прибыли и убытки (счет 41) | 410, 411 | Определена ч. 5 письма Минфина от 28.01.2014 N 15-1-19/75 |
В отдельную группу в Плане счетов бюджетных организаций выделены забалансовые счета. Эти счета используются для учета хозяйственных операций по активам и расчетам, которые не включаются в хозяйственный оборот бюджетной организации и не отражаются в балансе, но подлежат контролю. Все забалансовые счета имеют двузначные коды и являются активными, т.е. учет ведется по простой системе с отражением хозяйственных операций без применения двойной записи.
Наименование забалансового счета | Код счета | Обоснование применения |
Арендованные основные средства | 01 |
— |
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | 02 | Пункт 2 постановления N 74
(ч. 3 п. 22 Инструкции по бухучету НМА N 25) |
Бланки строгой отчетности | 04 | Глава 5 Инструкции N 196 |
Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов | 05 |
— |
Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению | 06 |
— |
Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности | 07 |
— |
Переходящие спортивные призы и кубки | 08 |
— |
Справочно
Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
См. Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также отраслевой План счетов бухгалтерского учета с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2013.
Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам организации.
На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами.
Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.
СЧЕТ 63 «РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ»
КОРРЕСПОНДИРУЕТ СО СЧЕТАМИ:
N п/п |
Содержание операции |
Корреспондирующий счет |
1 |
2 |
3 |
По дебету счета |
||
1 |
Списание сомнительной к получению задолженности покупателей и заказчиков |
62 |
2 |
Списание сомнительной к получению задолженности разных дебиторов |
76 |
3 |
Присоединение неиспользованных сумм резервов к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания |
91 |
По кредиту счета |
||
4 |
Создание резервов по сомнительным долгам |
91 |
Бухгалтерская консультация:
актуально на 18 октября 2017 г.
Счет 63 в бухгалтерском учете
2180
Учетная политика организации в целях бухгалтерского учета должна исходить в числе прочих из требования осмотрительности. Это означает бОльшую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 6 ПБУ 1/2008). Именно поэтому при возникновении у организации сомнительных долгов организация должна быть готова к тому, что долги так и не будут погашены, а следовательно, готова и к их списанию в убыток полностью или частично. Такая готовность к признанию убытков по сомнительным долгам реализуется через создание резервов по сомнительным долгам. Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению для учета такого резерва предусмотрен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Какой долг считать сомнительным?
Сомнительный долг – это имеющаяся у организации дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена гарантиями (п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н). При этом не имеет значения, на каком счете учитывается такая дебиторская задолженность.
Если долг признан сомнительным, по нему нужно создать резерв. Это не право, а обязанность организации. Величина такого резерва определяется по каждому долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга. Порядок определения величины резерва устанавливается Учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета. При этом в бухучете может быть предусмотрен порядок, аналогичный порядку создания «сомнительных» резервов в налоговом учете.
Счет 63 – пассивный счет. Потому образование резерва отражается по кредиту данного счета, а уменьшение – по дебету.
Так, в бухгалтерском учете организации на сумму созданного резерва делается бухгалтерская запись (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — Кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»
По сомнительным долгам, признанным безнадежными (к примеру, по ним истек установленный срок исковой давности), долг списывается за счет созданного резерва:
Дебет счета 63 – Кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Если же долг будет погашен, то восстановление созданного резерва отражается так:
Дебет счета 63 – Кредит счета 91
Аналитический учет на счете 63 ведется по каждому сомнительному долгу.
В бухгалтерском балансе величина резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается, а уменьшает величину дебиторской задолженности, по которой этот резерв был создан (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н, п. 35 ПБУ 4/99, Письмо Минфина от 23.12.2005 № 07-05-06/353).
Материалы по теме
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ
к системе на 2 дня.
Реклама. ООО НПО «ВМИ — Координационный Центр Сети КонсультантПлюс»
Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для компенсации долга перед компанией за счет собственных денежных средств.
Как счет 63 используется в бухучете?
Использование счета актуально при взаимодействии с неблагонадежными контрагентами: основная задача бухгалтера в этом случае сводится к созданию финансовой «подушки безопасности», позволяющей предприятию продолжить работу в штатном режиме.
К неблагонадежным контрагентам относятся компании, сделки с которыми не обеспечены определенными гарантиями и сопровождаются высокой вероятностью отсутствия окончательного расчета.
Признать долг сомнительным вправе только директор или уполномоченное лицо. Это делается на основании сведений, документально подтверждающих следующие ситуации:
- банкротство компании-должника;
- просрочка платежа;
- невозможность произвести заказанные изделия, несмотря на ранее перечисленный аванс.
Открытие счета 63 является обязательным для любой коммерческой организации.
Особенности работы со счетом 63
Счет 63 — пассивный. Дебет счета используется для погашения задолженностей, а кредит — для формирования резерва.
Ресурсы по счету 63 могут создаваться каждый месяц, либо один раз в квартал (как на всю сумму, так и на ее часть). Однако существуют негласные рекомендации по сумме, зарезервированной на компенсацию сомнительных задолженностей:
- если срок долга от 45 до 90 дней, то следует закладывать сумму, равную 50% долга;
- если срок более 90 дней, сумма — 100%.
Данная информация носит исключительно рекомендационный характер — окончательное решение всегда принимается руководством компании.
В случаях, когда резервные средства не были использованы до конца года, в бухгалтерских документах их относят к статье дохода предприятия за период, следующий за тем, в котором резервы были сформированы.
Если сомнительных организаций несколько — резерв оформляется по каждой из них.
Субсчета
Нормативные документы не регламентируют создание дополнительных субсчетов к счету 63. Однако при необходимости бухгалтер может открыть такие счета. Их состав и количество определяются особенностями учетной политики предприятия.
Типовые бухгалтерские проводки по счету 63
Счет 63 корреспондирует со следующими бухгалтерскими счетами:
- 91 — проводкой с дебета именно этого счета формируется резерв, а на его кредит переводится положительный остаток;
- 60, 62, 76 — по этим счетам списываются суммы для компенсации задолженности в зависимости от предмета договора, обязательства по которым не были соблюдены.
Компания не имеет права создавать резерв, если связана с неблагонадежным контрагентом взаимными обязательствами на одинаковые суммы. Если же задолженность контрагента превышает финансовые обязательства, сумма резерва определяется разницей стоимости услуг, работ, товаров.
Открытие и ведение счета 63 защищает организацию от неисполнения обязательств по договорам, заключенным между фирмами, что способствует стабилизации экономического положения в непредвиденных ситуациях.