Источник статьи
Автор24
— учеба по твоим правилам
Определение 1
Внимание — это особый вид психической деятельности, который проявляется через ее направленность ее процессов на определенный объект.
Внимание и его развитие
Первичные проявления внимания наблюдаются уже у новорожденных (например, в процессе сосания). В течение дошкольного и младшего школьного возраста происходит развитие свойств внимания, в первую очередь, его произвольности. На этом этапе дети учатся управлять собой, осознанно направляя внимание на определенный объект и используя для его организации внешние средства (слова, указательный жест взрослого).
В детском возрасте внимание становится опосредованным, поэтому играет огромную роль в жизни. Именно оно способно сделать совокупность психических процессов полноценными. Если не используется внимание, то нельзя говорить об осознанном отношении ребенка к тому, что он делает. Таким образом, нельзя использовать и продуктивное мышление.
Внимание как необходимое условие для ориентирования в окружающей действительности обладает большим значением для любой деятельности (особенно это касается обучения). Ученые дали определение внимания в качестве направленности и сосредоточенности психической деятельности.
Замечание 1
Направленность внимания представляет собой выбор деятельности и поддержку данного выбора. Сосредоточенность является процессом углубления в соответствующую деятельность и отстранение (отвлечение) от всякой другой деятельности.
Первое понятие способно характеризовать внимание в качестве явления, которое выступает в виде двух характеристик психической деятельности. Эта часть описательного характера отлично согласована со здравым смыслом, но не может раскрыть содержание внимания в качестве процесса и одной из форм активности личности.
Н.Ф. Добрынин в своих трудах писал, что «сплошь и рядом внимание определяется в качестве направленности и сосредоточенности сознания на каком-нибудь объекте. Считается более правильным определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами».
«Особенности свойств внимания у лиц, относящихся к разным возрастным группам» 👇
Проявления внимания в онтогенезе
Исследователи искали причинное объяснение процессов внимания и различий их проявлений в рамках волевой сферы психики. Часто они использовали понятие интерес, волевое усилие и потребности.
Так, Добрынин осуществлял классификацию видов внимания в соответствии со степенью активности личности. Степень активности определялась возрастом индивида, так как в процессе взросления происходит развитие потребностной сферы.
Потребностная сфера развивается в конкретных исторических условиях, при этом внимание совершенствуется с помощью специально организованного обучения и воспитания. Автор последовательно осуществил внедрение личностного подхода к дифференцированной классификации видов внимания и его развития в разных возрастах. Более того, он отчетливо выделил проявление высшей степени активности личности, а также особый вид внимания, позже названный произвольным.
Культурное развитие внимания состоит в том, что с помощью взрослых людей дети усваивают множество искусственных стимулов (так называемых знаков). Далее они направляются ими на собственное поведение и внимание.
Л.С. Выгодский писал, что с самых первых дней жизни младенца его внимание развивается в среде, которая включает двойной ряд стимулов, которые вызывают внимание.
Первый ряд представлен самими окружающими предметами, которые своими яркими и необычными свойствами способны приковывать внимание ребенка. С другой стороны, важной является речь взрослых, произносимые ими слова, первоначально выступающие в роли стимулов (указывают, направляют непроизвольное внимание).
С первых дней жизни внимание ребенка существенно оказывается направленным с помощью стимулов в виде слов. Наряду с постепенным овладением активной речью дети получают возможность управления первичным процессом собственного внимания. Сначала это проявляется в отношении других людей, при этом происходит ориентирование собственного внимание через обращенные к ним слова в нужную сторону. Далее внимание проявляется в отношении самого себя.
Первоначально взрослый направляет внимание словами на окружающие вещи, вырабатывая таким образом из слов могущественные стимулы. Далее дети начинают пользоваться словом и звуками в качестве средств указания. Они обращают внимание взрослых на интересующие их предметы.
Этапы развития внимания
Из некоторых экспериментальных исследований можно понять последовательность основных стадий развития внимания. Этот хронологический порядок включает:
- Появление ориентировочного рефлекса в качестве объективного и врожденного признака непроизвольного детского внимания (первые недели/месяцы жизни);
- Проявление ориентировочно-исследовательской деятельности в качестве средства будущего развития произвольного внимания (завершение первого года жизни.);
- Формирование зачатков произвольного внимания под воздействием речевых инструкций взрослых людей, направление взгляда на предмет, названный взрослым (в начале второго года жизни.);
- Дальнейшее развитие первоначальной формы произвольного внимания (второй – третий год жизни);
- Возникновение способности направлять внимание, которая проявляется под воздействием сложной инструкции взрослого (4-5 лет);
- Возникновение элементарной формы произвольного внимания под воздействием самоинструкции, в основе чего лежат внешние вспомогательные средства (5-6 лет);
- Развитие и совершенствование произвольного внимания, в том числе волевого (школьный возраст).
Для младшего школьного возраста характерно то, что внимание ребенка становится произвольным. Этот процесс происходит не сразу. Достаточно долго, особенно в начальных классах, с произвольным вниманием у детей конкурирует непроизвольное внимание.
Особенности развития внимания у детей младшего дошкольного возраста
В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом развитии ребенка принято выделять три стадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Для каждой из этих стадий психического развития ребенка характерны свои особенности. На каждой стадии выделяется ведущая деятельность, т.е. такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Смена ведущей деятельности знаменует переход ребенка из одной стадии в другую.
Возрастные особенности внимания анализировались в работах Б.Г. Ананьева, Ф.Н. Гоноболина, Н.Ф. Добрынина, И.А. Баскаковой. В целом внимание характеризуется следующими особенностями:
— у детей младшего возраста имеет место преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Само произвольное внимание находится в стадии формирования и отличается: невысокой устойчивостью, невысокой концентрацией, слабым развитием переключения, слабым развитием распределения, ярко выражена зависимость внимания от темпа психической деятельности (это соотношение недостаточно освещено в работах и в целом мало разработано);
— ребенок в первом классе еще не имеет целенаправленного внимания, и данный факт необходимо учитывать при построении урока, необходимо повышать значимость так, как предлагает Л.П. Набатникова для малышей;
— ученик третьего класса уже способен сохранять устойчивость внимания в течение всего урока и регулировать свою деятельность помощью самостоятельных программ и планов;
— далее от года к году происходит усиление регулирующей функции внимания во всех психических процессах.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры. Этому способствует стремление детей к самостоятельности, активному участию в жизни окружающих.
Развитие внимания в онтогенезе анализировал Выготский Л.С Он отмечает, что культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое поведение и внимание.
Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;
в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
расширяется объем внимания;
возрастает устойчивость внимания;
формируется произвольное внимание.
Развитие внимания тесно связано с ростом способности ребенка к образованию условных рефлексов и выработке сложных форм тонкого внутреннего торможения. Вначале окружающий мир воспринимается ребенком диффузно, нерасчлененно. Постоянно из множества раздражителей, он начинает выделять те, которые имеют для него жизненное значение. Первое время для этого необходимо непосредственное воздействие раздражителей на рецепторы ребенка. Так, чтобы он направил внимание на рожок с молоком, необходимо прикосновение этого рожка к губам ребенка. Но затем уже вид самого рожка или лицо матери, взявшей ребенка на руки, становится для него сигналом кормления, в ответ на который он выполняет соответствующие движения.
Вместе с выработкой условных рефлексов в процессе деятельности анализаторов, у ребенка развивается и умение выделять определенные впечатления из общей суммы внешних воздействий. В первые месяцы после рождения это умение тесно связано с безусловными рефлексами и является непроизвольным вниманием. Ребенка привлекают наиболее интенсивные раздражители: яркий свет, блестящие предметы. Ребенок следит за ними, совершая соответствующие движения глазами, но, услышав звук, пытается найти его источник, поворачивается в его сторону.
В 5-7 месяцев ребенок в состоянии подолгу смотреть на заинтересовавший его предмет, пытается схватить его руками, запихнуть в рот, бросить, потом опять искать его и требовать.
Таким образом, на первом году жизни ребенок может уже некоторое время заниматься каким-нибудь предметом, но его внимание в это время еще очень не устойчивое.
В возрасте двух лет малыш подолгу сосредотачивает свое внимание на предметах, не просто глядя на них, а рассматривая их, манипулируя ими.
В возрасте 3-4х лет дети уже интересуются многим, внимательно слушают взрослых, подолгу следят за их работой и сами могут ставить перед собой определенные задачи, стараясь выполнить их. Увлекаясь какой-нибудь игрой, они всецело уходят в свое занятие. Внимание их может быть довольно концентрированным, но остается мало устойчивым. Так, ребенок с интересом сосредоточенно слушает сказку, его глаза широко открыты, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и внимание ребенка отвлечено в сторону, о сказке он забыл. [
Отличаясь силой, внимание ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, редко бывает продолжительным, очень легко и быстро переходит от одного предмета к другому.
Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е. то, что оно вызывается внешними, привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное владение речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, т.е. внимание, возникшее под влияние внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредоточить внимание уже с 12 до 20 секунд. Возрастает устойчивость внимания детей и при слушании рассказа и сказок. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной или той же деятельностью. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
Исследования устойчивости внимания дошкольника С.Л.Рубенштейна показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до шести лет. Так, у годовалого ребенка наибольшая длительность игр – 14 минут; в возрасте трех лет – 27 минут, а у шестилетних продолжительность игры может достигать одного часа и более. Наблюдения за отвлечением ребенка от игры также показывают быстрый рост концентрации и устойчивости внимания в дошкольном возрасте.
У детей трех лет в течении 10 минут было в среднем зафиксировано 3 отвлечения; у детей 4-5 лет – не более двух; в возрасте шести лет – 1
Главное условие развития внимания детей дошкольного возраста – это игра, как основной вид деятельности. Специальными наблюдениями установлено, что если у детей младшего возраста (3-4 года) продолжительность деятельности при выполнении какого-либо задания взрослых в среднем не превышает 17,5 минут, то в условиях дидактической игры она достигает 22,1 минуты; у дошкольников 5-6 лет в первом случае продолжительность деятельности 62,8 минуты, во втором – 71,7 минут.
В исследовании Т.В.Петуховой детям давалось малопривлекательное задание: им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробки разного цвета. Отмечались длительность такой деятельности продолжительность отвлечения от нее. Оказалось, что дети 5-6 лет не только более длительное время (примерно в 4 раза) могут заниматься малоинтересным для них делом, но и реже (почти в 5раз) отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми 2,5-3,5 лет. Это говорит о том, что устойчивость внимания возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту. Отмечены и значительные индивидуальные различия в устойчивости внимания. У сдержанных, уравновешенных детей она в 1,5 -2 раза выше, нежели у возбудимых.
Важное свойство внимания – его объем, измеряемый количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при их одномоментном предъявлении. Ребенок шести лет уже может одновременно воспринимать не один предмет как, это было в 4 года, а даже три, и с достаточной полнотой, детализацией.
Слабо развиты у младших дошкольников такие свойства внимания как распределение и переключение.
Зачатки произвольного внимания возникают у детей очень рано, на втором году жизни, когда ребенок начинает овладевать речью. Произвольное внимание в преддошкольном возрасте развивается всецело под влиянием взрослых. Вначале ребенок сосредотачивается по указанию взрослого, а затем он привыкает это делать сам. Большое влияние на развитие произвольного внимания оказывает деятельность ребенка, игра, выполнение поручений взрослых. Игра приучает его к наблюдательности, выполнению определенных правил, дисциплинирует волю. Перед детьми уже стоят некоторые задачи, которые дети выполняют посильным образом. Этот опыт ребенка закрепляется с помощью второй сигнальной системы, что позволяет ему начинать обращать внимание не только на интересные объекты, но и на то, что имеет значение для достижения целей, поставленных взрослыми или им самим.
Как и в другие периоды жизни человека, развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте зависит от условий и характера деятельности ребенка. Большое значение имеет соотношение между тем, что в данной работе непосредственно интересует ребенка и тем, что он выполняет по заданию. При наличии тесной связи между тем и другим у ребенка возникает и дольше поддерживается произвольное внимание.
В исследовании, проведенном Н.Н.Поддьяковым, у детей 3-6 лет изучалась автоматизация действий. Каждому испытуемому предлагалось гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной последовательности. Как вели себя дети? Испытуемые 3,5-4 года при определении местоположения лампочек и кнопок и их соотнесении усиленно вращали головой, многократно переводили взор от лампочки к кнопке и обратно. У детей 4-5 лет количество ориентировочных реакций на сигналы – лампочки и объекты действия – кнопки, существенно уменьшалось, изменялась и форма ориентировочной реакции.
Основные виды внимания ребенка – непроизвольное и произвольное – тесно взаимосвязаны и переходят порой один в другой. Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Например, работая над аппликацией, мальчик незаметно для себя так увлекся, что перестал прислушиваться к звукам телевизора, доносившимся из гостиной. Его внимание целиком захватил сюжет возникающей в его руках картинки. Что же произошло? По происхождению и по сохранившейся сознательной цели – это произвольное внимание, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет (что так особенно важно для ребенка!) – непроизвольное внимание. Главной побудительной силой его является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу его выполнения. Таким образом, произвольное внимание при этом переходит в послероизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным – отсутствием усилий для его сохранения. Послепроизвольное внимание имеет большое значение для обучения.
Но детям необходима помощь взрослых, т.к. уже в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.
Выводы:
В результате анализа литературы по теме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1.Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
2. Можно выделить следующие этапы развития внимания
Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Конец первого года жизни – возникновение ориентировочн
о-
исследовательской деятельности как средства будущего развитая произвольного внимания.
Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.
Второй-третий год жизни – развитие произвольного внимания.
Четыре с
половиной-пять
лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
Пять-шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.
3. Можно выделить следующие особенности внимания детей младшего дошкольного возраста
Маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.
Отличаясь силой, внимание ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, редко бывает продолжительным, очень легко и быстро переходит от одного предмета к другому.
Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е. то, что оно вызывается внешними, привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.
Внимание
– избирательная направленность сознания человека на определенный объект
(предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от
др.
Существуют
различные классификации видов внимания.
1) в зависимости
от объекта сосредоточении (то есть того, что находится в поле внимания)
выделяют сенсорное (перцептивное), интеллектуальное и моторное (двигательное)
внимание.
2) по характеру
происхождения и по способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное
и послепроизвольное внимание.
Внимание, как
психический процесс, имеет свои этапы развития.
Историю развития
внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.
Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он
писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его
поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не
внутри, а вне личности ребенка. Психолог указывал на то, что произвольное
внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при
помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его
вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те
средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».
При помощи взрослого
ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством
которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
Процесс
возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н.
Леонтьев. По его мнению, «с возрастом внимание ребенка улучшается, однако
развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его
развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте
наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально
внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне
опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает,
вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках
произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного
возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают
тенденцию к уравниванию».
Первый этап
развития внимания – первые недели-месяцы жизни. В это
время появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного
признака непроизвольного внимания ребенка.
В первые месяцы
жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания: на 10-12-й
день жизни, ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем
это происходит только в случае их резкой смены, например, при переходе из
темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и
т.п. Однако наблюдаются и некоторые проявления внимания, когда он тянется к
материнской груди, ищет ее, начинает фиксировать взором некоторые предметы,
прекращает движения, услышав громкие звуки. К концу первого месяца он уже может
следить в течение нескольких секунд за ярким блестящим предметом, движущимся на
расстоянии около метра от его глаз.
Начиная с
третьего месяца, ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с
его жизнью, т.е. с наиболее близкому к нему. Со второго полугодия дети
проявляют большой интерес к окружающим предметам, начинают рассматривать их,
брать в рот, вертеть в руках. Возможность манипулировать вещами значительно
расширяет круг объектов внимания и продолжительность его удерживания на
каком-либо предмете. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и
блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное
внимание уже достаточно развито.
К 6-месячному
возрасту увеличивается как длительность зрительного сосредоточения, так и
дальность расстояния до фиксируемого предмета. Ребенка привлекают не только
яркие, подвижные предметы, но и звуки, а начиная со 2-го месяца возрастает и
длительность сосредоточения на звуках. На 2-3 месяце жизни внимание ребенка
наиболее легко привлекает человек и его голос. Сосредоточение на словах
взрослого – результат и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной
речи ребенка. Однако в этом возрасте внимание ребенка еще очень неустойчиво.
Стоит показать ему другой предмет, как он роняет на пол первый и тянется за
вторым. Увидев какую-либо заинтересовавшую его вещь, ребенок начинает требовать
ее, даже плачет, если не удовлетворяют его желания, но достаточно показать ему
в этот момент что-либо другое, чтобы он сразу же заинтересовался новым и забыл
о том, что именно только что требовал.
Второй этап
развития внимания – возникновение
ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития
произвольного внимания. Ребенок уже может сосредоточенно заниматься с разными
предметами в течение 8-10 минут.
Третий этап
развития внимания – начало второго года жизни.
Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций
взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. Можно предположить,
что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом
воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять
не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.
Четвертый этап
развития внимания – второй-третий год жизни.
Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного
внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно
передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а
выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопаткой), объектами
внимания становятся самые различные предметы, используемые ребенком в его деятельности.
Формирование этого вида внимания происходит главным образом под влиянием
взрослых, которые начинают предъявлять детям различные требования (соблюдать
чистоту, определенным образом пользоваться теми или иными вещами и т. п.).
Параллельно с
произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и
непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством
предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших
отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых
дети поражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все
это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивают его интересы и внимание.
Пятый этап
развития внимания – четыре с половиной – пять лет.
Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции
взрослого. Дети – дошкольники (4-5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и
устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они
могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы
взрослых, однако даже в этих случаях их внимание все еще характеризуется
значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие,
интересные для них, предметы. Ребенок 4–5 лет, например, внимательно слушает сказку,
его глаза горят живым интересом, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в
комнату вбегают играющие дети, и мысли ребенка сразу отвлекаются от сказки. Все
это говорит о том, что дети-дошкольники еще не умеют намеренно поддерживать
внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении. Так, в
одном эксперименте детям в возрасте 5 лет предложили указать на картинке, кто
из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой
задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими
предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на
поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки
изображенных на картине детей.
В дошкольном
возрасте происходит расширение объема внимания и рост его устойчивости,
формируется произвольное внимание. Расширение объема внимания проявляется в
том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один
предмет, однако у 4-6-летних детей объем внимания еще недостаточен для
различения сложных или малоотличимых друг от друга объектов (например,
буквенных или цифровых знаков).
Большое значение
для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится
координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия
в соответствии с ее правилами. Нарастание устойчивости внимания проявляется у
детей в увеличении продолжительности игр. Если годовалые дети сохраняют
устойчивое внимание на играх в среднем 14,5 минут, то у 3-летних это время
достигает 27 минут, а 5-6-летние дети могут играть на протяжении 96-100 минут.
Если младшие дошкольники рассматривают картинку 6-7 секунд, то старшие
дошкольники тратят на те же картинки 12-19 секунд времени. В устойчивости
внимания особенно сильно сказываются индивидуально-типологические особенности
нервной системы детей. У возбудимых детей устойчивость внимания в 1,5-2 раза
меньше, чем у детей сдержанных, уравновешенных.
Шестой этап
развития внимания– пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой
на внешние вспомогательные средства). К концу дошкольного возраста ребенок
приобретает некоторый опыт в управлении вниманием, что является одним из
показателей его готовности к обучению в школе.
Седьмой этап
развития внимания – школьный возраст. Дальнейшее
развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. В
процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется
усидчивость, способность контролировать свое поведение. В школьном возрасте
развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В школе
ученик должен внимательно слушать то, что говорится в классе, и быть
внимательным не только к тому, что его интересует, но и к тому, что не
представляет для него интереса.
В первых классах
ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него
по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя
стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что
достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом
следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном
наглядно-образное. Поэтому, для того, чтобы привлечь внимание ребенка,
изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.
В старших классах
произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития.
Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным
видом деятельности, контролировать свое поведение. Подростковый возраст
характеризуется большей интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания.
Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением
интересов познавательного характера. Ему многое хочется выполнить
самостоятельно. У него много энергии и активности, многое его интересует. Но
именно поэтому он легко отвлекается от работы, ему еще трудно сдерживать свои
желания, заставляющие его искать новых впечатлений.
Юношеский возраст
характеризуется дальнейшим развитием внимания, которое обусловливает уже
высокую работоспособность старшего школьника. Широкий круг познавательных
интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного
внимания, а сознательное отношение к обучению, понимание задач, связанных с
подготовкой к будущей деятельности, помогает произвольно направлять и
поддерживать внимание. В этом возрасте ученики становятся участниками
производительного труда, задания многие из них выполняют уже с немалой степенью
квалификации. Они уже могут работать сосредоточенно в течение довольно
продолжительного времени и противостоять всякого рода отвлечениям. В особо
трудных случаях (подготовка к экзамену, срочное задание на производстве)
старшие школьники могут мобилизовать свое внимание на длительный срок.
Психологические
особенности внимания у школьников
Наибольшее
беспокойство и у психологов, и у педагогов сегодня вызывают проблемы, связанные
с развитием внимания у школьников. Многие взрослые жалуются на невнимательность
детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при
решении учебных задач.
Младший
школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его
поступлением в школу. Это период интенсивного развития и преобразования
познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и
становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими
психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Но качества
внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут
быть развиты и подготовлены в детском саду или в семье. Они формируются в самой
учебной деятельности маленького школьника.
Высокая
сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные
возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого
возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом
являются определяющими для последующих лет обучения. Эта деятельность вносит
существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и
внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие
требования.
Не
случайно отсутствие необходимой подготовленности старших дошкольников к работе
в классе, прежде всего, выражается в их неумении сосредоточиваться на
содержании урока, на требованиях учителя и на собственных действиях, что и
вызывает наиболее частые и серьезные замечания педагога. Для учителя начальной
школы проблема развития внимания детей является традиционной. На уроке в
начальной школе часто звучит призыв «Будьте внимательны!». В разговоре с
родителями педагог в качестве объяснения неудач ученика нередко использует
фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все его ошибки от невнимательности».
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин
снижения успеваемости. Ошибки «по невнимательности» в письменных работах, при
вычислениях, при чтении – самые обидные как для учителя, так и для ученика.
Проблема
внимания в младшей школе во многом обусловлена особенностями психического
развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность»,
«несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников.
Возрастными
особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость
произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти
второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно
если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности
волевого регулирования внимания, управления им вначале младшего школьного
возраста весьма ограниченные.
Повышенная
эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей младших классов, также
мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя.
Чрезмерно акцентированными компонентами целого, привлекающими их внимание,
становятся иногда отдельные персонажи, не играющие основной роли в рассказе или
картине, отдельные действия персонажей, такие, как ударил, помчался, скрылся,
порой даже какие-то черты внешнего облика: прическа героини, белая лента, на
которой висела сабля. По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример,
который приводила учительница на уроке, чем правило, для закрепления которого
она этот пример использовала.
Значительно
лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое,
неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без
всяких усилий сих стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в
учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они
привлекают их своими интересными деталями. Перед учителем начальной школы в
учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную
работу по организации внимания детей. Безусловно, сам процесс учения
способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и
сосредоточенности.
На
протяжении обучения ребёнка в начальном звене в развитии процесса внимания
происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств:
особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, к 9-10 годам дети
способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу
действий. Поэтому развитие произвольного внимания младшего школьника является
одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно
связано сформированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем
взаимодействии сего общим умственным развитием. Внимание развивается постепенно
и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной
особенностью, которая называется внимательностью.
Подростковый
возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью,
концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-либо
заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание в школе
обусловливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов
познавательного характера. Ему многое хочется выполнить самостоятельно. У него
много энергии и активности, многое его интересует. Но именно поэтому он легко
отвлекается от работы, ему еще трудно сдерживать свои желания, заставляющие его
искать новых впечатлений. Он рвется к деятельности, к широкой ориентировке в
еще недостаточно знакомой ему жизни.
В
связи с некоторой импульсивностью, присущей данному возрасту, подростку трудно
управлять вниманием, но все же навыки произвольно направлять и поддерживать его
у подростка продолжают развиваться. Подросток может заставлять себя быть
внимательным при выполнении неинтересной для него работы, в особенности тогда,
когда его интересует хотя бы и отдаленный результат его труда. При наличии
умелого руководства со стороны воспитателя подросток постепенно сам начинает
работать над воспитанием у себя произвольного внимания.
Юношеский
возраст характеризуется дальнейшим развитием внимания, которое обусловливает
уже высокую работоспособность старшего школьника. Широкий круг познавательных
интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного
внимания, а сознательное отношение к обучению, понимание задач, связанных с
подготовкой к будущей деятельности, помогают произвольно направлять и
поддерживать внимание. Хотя привычка быть внимательным во время работы
развивается еще у младшего школьника и подростка, в юношеском возрасте она достигает
высокого уровня, и старший школьник значительно легче сосредоточивает внимание
даже на неинтересном или трудном для него деле.
Если
младший школьник наиболее внимателен к ярким фактам и с трудом
сосредоточивается на чем-либо отвлеченном, абстрактном, если и подросток все
еще отдает предпочтение наглядному и конкретному, хотя уже и может вникать в
обобщения, выводы, то юноша в состоянии удерживать внимание и тогда, когда речь
идет об абстрактных, теоретических положениях, непосредственно не подкрепляемых
чем-либо наглядным, конкретным.
В
то время как для привлечения внимания у детей и подростков большое значение
имеет форма подачи материала, у старших школьников она уже не играет такой
роли, и сейчас особенно выступает значение содержательной стороны преподавания.
Хронология развития детского внимания
Умение психически сосредоточить сознание на объекте с помощью воли у маленького ребенка не существует. Психология рассматривает постепенное формирование этой способности, с более высокой активностью в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Выделяют несколько этапов развития детского внимания:
- Первые недели — месяцы жизни ребенка. Появление ориентировочного рефлекса в виде способности сосредоточения сознания на объекте на короткий промежуток времени. Является объективным, врожденным признаком непроизвольного внимания у детей.
- Окончание 1 года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности в качестве средства, которое помогает в будущем развивать произвольное внимание.
- Начало 2 года жизни. Обнаружение основных зачатков произвольного внимания под воздействием речевых инструкций взрослых (например, ребенок смотрит на названный взрослыми предмет).
- Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие рассмотренных выше форм произвольности внимания.
- 4,5 — 5 лет. Появление способности направлять внимание под воздействием сложных инструкций взрослых.
- 5 — 6 лет. На этой стадии проявляются элементарные формы произвольного внимания под воздействием самоинструкции, что опирается на внешние вспомогательные средства.
- Школьный возраст. Последующее развитие и совершенствование произвольного внимания.
Развитие внимания в онтогенезе происходит по направлению от более простого (непроизвольное внимание) к более сложному (произвольное внимание).
Возникновение произвольного внимания происходит тогда, когда взрослое окружение ребенка, используя ряд стимулов и средств, направляет его внимание, руководит вниманием, подчиняет его своей власти. Например, взрослые учат детей тем средствам, посредством которых в дальнейшем они будут сами управлять своим вниманием. Закономерности развития внимания в онтогенезе состоят в том, что с помощью взрослых дети усваивают искусственные стимулы-средства, через которые они в дальнейшем направляют свое собственное поведение и внимание.
Улучшение произвольного внимания у детей происходит с возрастом. Тем не менее, непроизвольное (внешне опосредствованное) внимание развивается намного быстрее. В школе происходит переломный момент в развитии внимания, так как ребенок учится самостоятельно, используя усилие воли, управлять вниманием. Происходит усиление отличий в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания от дошкольного возраста, что достигает максимума в школе, а затем снова обнаруживается тенденция к уравниванию.
Данная тенденция связана с тем, что в процессе собственного развития система действий, посредством которых обеспечивается произвольное внимание, из внешней системы постепенно превращается во внутреннюю.
Исследователь Л.С. Выготский полагал, что с первых дней жизни ребенка его внимание развивается, испытывая воздействие определенных двойных стимулов, которые его вызывают. Первый ряд стимулов представлен самими окружающими предметами, которые своими яркими, необычными свойствами способны приковать детское внимание. Второй ряд является речью взрослого человека, словами, которые первоначально играют роль стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание детей. Можно сказать, что с первых дней жизни развитие внимания ребенка в большей степени зависит от слов-стимулов, предложенных взрослыми.
Наряду с постепенным овладением активной речью дети учатся самостоятельному управлению вниманием. Первоначально они управляют вниманием других, направляя их сознание словом в необходимую сторону, а далее — и своим собственным.
Коррекция невнимательности
Часто можно услышать жалобы на недостаточное количество внимания и неправильность действий (ошибки), поскольку в случае длительной и сложной работы организм, чтобы не довести себя до утомления, как бы отключает сознание от предметной стороны деятельности. При этом происходит переключение внимания на другой объект. Здесь не способны помочь слова, приказы и крики, нужен небольшой отдых, а для удержания внимания требуется периодическая разрядка, взбадривание внимания. Этого легко достичь при переменой деятельности, ведь сохраняя общее направление, внимание периодически может как увеличиваться, так и ослабевать. Обязательным условием устойчивости внимания является чередование напряжения и расслабления.
Мы выяснили, что работе внимания присуща определенная динамика. Исследователи доказали, что изменение свойств внимания происходит в соответствии с фазами работоспособности. Фазы работоспособности можно рассмотреть на рис. 1.
Рисунок 1. Фазы работоспособности I — мобилизация; II — врабатываемость; III — оптимальная работоспособность (компенсация); IV — неустойчивая работоспособность; V — стадия утомления
При осуществлении любой деятельности в первую очередь показатели работоспособности постепенно растут (стадия врабатывания). На этой стадии внимание и ошибочность идут рука об руку. Далее деятельность характеризуется пиком работоспособности; а через некоторое время происходит появление начальных признаков утомления на внешнем уровне (снижение внимание, появление двигательного беспокойства, рост количества ошибок) с одновременным ростом напряжения некоторых физиологических функций. Этого не видно, но возрастает цена работы по причине напряжения всех физиологических систем. Если здесь не происходит уменьшение нагрузки и человек продолжит трудиться с той же интенсивностью, то произойдет резкое падение работоспособности. Данная закономерность изменения работоспособности и внимания должна учитываться в процессе планирования работы на день.
В целом исследователи выявили дневные, недельные, месячные, даже сезонные циклы работоспособности. Они установили, что максимальная работоспособность с наилучшим режимом работы внимания приходится на утро (с 8 до 12 часов) и вечер (с 17 до 19 часов). С 14 до 16 часов — период времени максимального падения работоспособности. В течение недели изменение работоспособности происходит по тем же законам. Понедельник — фаза врабатывания; вторник, среда — наиболее высокая и устойчивая работоспособность, период с четверга — спад. Самыми непродуктивными днями недели являются понедельник и четверг. Так, известный педагог-новатор Шаталов в четверг всегда давал своим ученикам выходной, поскольку в этот день высокого утомления существенное волевое усилие и большой интерес способны на определенное время поддержать работоспособность. Если же не дать организму отдохнуть, сменить вид деятельности, то последующие 2 дня работы покажут низкую эффективность.
Внимание зависит от динамики работоспособности. По этой причине начало рабочего дня (года, недели) необходимо облегчить. С наступлением утомления внимание и работа познавательных процессов характеризуется резким ухудшением. Изменения в организме, возникшие по причине утомления, временны. Они могут исчезнуть при отдыхе или смене деятельности. Люди не могут в полной мере избежать утомления, но должны стремиться к отдалению его наступления и предупреждения возникновения. Опасная сторона переутомления состоит в том, что оно отражается на общем состоянии здоровья человека. В этом состоянии изменения организма невозможно устранить кратковременным отдыхом и переключением на новые виды деятельности.
Главную роль в функционировании внимания человека, особенно детей, играет режим дня, создающий опорные точки и служащий внешним средством организации жизни.
В борьбе с невнимательностью важно соблюдать необходимую продолжительность сна ночью. Для младшего школьника продолжительность сна должна быть не меньше 10 часов, для подростков и взрослых — от 7 до 8 часов. Недосыпание накапливается постепенно, что ухудшает внимание, память, работоспособность. Снижение работоспособности и высокую утомляемость можно наблюдать при достаточном по времени, но беспокойном сне.
Важнейшая причина невнимательности заключается в неумении слушать, при этом многим мешают слушать негативные привычки:
- Наш ум не желает ждать. Мысли человека в 4-10 раз быстрее, чем речь. Пока человек ждет, когда будут произнесены слова, его мозг может то отключаться от того, что говорит собеседник, то опять включаться. В итоге в нем оседает только несколько слов с потерей смысла сказанного.
- Человек думает, что это он уже знает, поэтому он перестает слушать.
- Люди смотрят, а не слушают: человек может не запомнить имени нового знакомого только по той причине, что его мысли заняты его внешним видом (манерами).
- Люди слушают, будучи все время занятыми; они пытаются слушать, распределяя свое внимание между газетой, радио или телевизором, но не у всех это выходит.
- Человек не вдумывается в смысл сказанного, отвлекаясь на слова и игнорируя мысли.
- Эмоции оглушают людей: когда кто-либо пытается высказывать мнение, в противоположность тому, которое человек считает единственно верным, появляется чувство, что слушать рискованно, ведь можно услышать что-то такое, что заставит усомниться в справедливости своей позиции.
Теория эмоций Т. Рибо доказывала, что внимание всегда можно отнести к эмоциям, поскольку оно вызывается ими. Особенно тесную связь ученый видел между эмоциями и произвольным вниманием. На самом деле эмоции регулируют внимание и деятельность, а степень устойчивости внимания и эффективность деятельности зависят от характера и интенсивности эмоциональных переживаний. Д.О. Хеббу экспериментально получил кривую, которая отражала зависимость уровня эмоционального возбуждения индивида и успешности его практической деятельности.
Рассмотренная зависимость показала, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности индивида есть криволинейная, «колоколообразная» зависимость.
С целью достижения максимально высокого результата в деятельности нежелательными являются как слишком слабое, так и очень сильное эмоциональное возбуждение.
Каждый человек характеризуется собственным оптимумом эмоциональной возбудимости, с помощью которого обеспечивается максимальная эффективность в работе. Этот уровень напрямую зависит от нескольких факторов, включая особенности выполняемой деятельности, условия протекания, индивидуальность включенного в нее человека и др. Очень слабый уровень эмоционального возбуждения не способен обеспечить необходимой мотивации деятельности, разрушая ее, дезорганизуя и делая почти неуправляемой.
Внимание при работе с текстами
Многие люди жалуются на невнимательность в процессе работы с текстами, когда наступает привыкание к материалу. В этом случае человек не читает, а узнает текст, значит, пропускает ошибки. Особые приемы, способные снять напряжение внимания и ошибочность, используются различными методами проверки текстов в учебной и профессиональной деятельности. Среди них можно назвать:
- Необходимо многократно прочитать работу без перерывов для проверки, что приведет к пропуску существенного числа ошибок. Рост перерывов между проверками текста работы способен уменьшить привыкание к тексту.
- Использование нового графического предъявления (изменение шрифта, цвета печати, переписка другим почерком), что снижает привыкание к тексту.
- Невозможность одновременного контроля различных сторон текста (проверка грамматических, стилистических, смысловых ошибок). Осуществляя проверку, важно читать несколько раз, каждый раз определяя для себя новую задачу. Для одного чтения — одна задача.
- Достижение высокого качества проверки при контроле текста с помощью двух-трех различных людей (автор, редактор, рецензент). Эксперименты показали, что одно независимое чтение текста двумя людьми в 3-4 раза эффективнее, чем чтение этого текста одним человеком.
- Повторение инструкций, проговаривание вслух своих действий.
особенности развития внимания по возрастам и их тренировка
На чтение 4 мин Просмотров 5.5к. Опубликовано
Содержание
- Периоды становления внимания
- Функции внимания
- Факторы, влияющие на внимание
- Упражнения для развития внимания
- Заключение
внимание — избирательная направленность восприятия, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Периоды становления внимания
Возрастные особенности развития внимания являются одной из основных тем в изучении способностей человека. Несомненно, в процессе становления личности внимание проходит определенную эволюцию:
- Первые несколько месяцев жизни — базовые рефлексы, ориентирование в пространстве, непроизвольные признаки внимания. Ребенок реагирует на смену окружающей среды, внешние раздражители.
- Первый год жизни ребенка – познавание окружающего мира. Его все больше интересуют яркие и новые предметы окружающей среды.
- Второй и третий годы жизни – развитие произвольного внимания при речевом воздействии взрослых людей.
- 4-5,5 лет – развивается способность сосредоточения внимания под воздействием взрослых. В таком возрасте полезно проводить тренировки по переключению или распределению внимания.
- 5-6 лет – возникает самостоятельная фокусировка внимания, детализация и анализ различных предметов.
- Школьный возраст – совершенствование волевого и произвольного видов внимания. Именно в школьном возрасте, развиваются такие навыки, как создание четкого и ясного представления о задачах и их выполнении. Не только тренировка наблюдательности, но и воспитание дисциплины и ответственности, повышение устойчивости внимания при увеличении объемов и сложности предлагаемой информации.
- По достижению 18-20 лет изменения во внимании становятся все более плавными. Более значимыми становятся вербальное мышление и память. Это увеличивает связь внимания с мыслительным процессом.
Функции внимания
Внимание выполняет ряд важных функций:
- Определение информации, необходимой для обработки – селективность.
- Контроль и оценка деятельности.
- Прогноз и программирование поведения.
Факторы, влияющие на внимание
Возрастные особенности внимания связаны с участием в мыслительных процессах различных участков головного мозга. Эффективность выполняемой работы зависит, во многом, от окружающих факторов.
Попробуйте BrainApps бесплатно
Некоторые объекты отвлекают внимание. Например, яркий цвет, посторонние раздражающие звуки, эмоциональный дискомфорт при общении. В то же время, другие – помогают сосредоточиться. Если это, к примеру, тишина или спокойная музыка, неброская цветовая гамма в оформлении интерьера.
Однако, долгое нахождение в рабочей обстановке тоже негативно сказывается на концентрации и трудоспособности. Поэтому стоит делать небольшие, но регулярные, по 10-15 минут, перерывы. В это время можно немного размяться физически. Если получится, то успеть выпить чаю или кофе.
Безусловно, большое значение имеет колебание уровня умственной активности в течение суток. Как известно, ученые доказали, что наиболее высокая эффективность наблюдается с 9.00 до 12.00 часов дня и с 15.00 до 19.00 вечера. Планировать свой рабочий день лучше всего с учетом данных особенностей.
Упражнения для развития внимания
Для улучшения концентрации внимания существуют различные упражнения и тренажеры. Например, их можно использовать на нашем интерактивном портале BrainApps, блог которого Вы сейчас читаете. Их цель — тренировка навыка фокусировать внимание и концентрироваться только на объекте работы. Вот, например, несколько простеньких упражнений:
- Сосредоточьте ваш взгляд на фаланге одного из пальцев, попробуйте удерживать внимание в течение 2-3 минут. Но, при этом, не отвлекайтесь на происходящее вокруг.
- Включите по телевизору интересный фильм или телепередачу. Поставьте напротив часы и следите за секундной стрелкой, но не глядите на экран.
- Включите музыку, желательно танцевальную, закройте ваши глаза. После этого «послушайте» свое дыхание или сердцебиение.
- Перед сном возьмите лист печатного текста и нарисуйте в центре зеленый круг средних размеров. В течение 5-7 минут сосредоточьте внимание и взгляд на этом круге, а затем постарайтесь сразу заснуть.
- Если получится, сосредоточьте внимание на окружающих звуках в течение 9-10 минут.
- Постарайтесь прочесть неинтересную вам книгу. При этом, попытайтесь выудить из нее и осмыслить хотя бы часть информации, которая могла бы вас заинтересовать.
- При выходе из дома обратите внимание на людей, которые не соблюдают правила защиты от вируса (маски, дистанцирование), насколько много их в процентах от общего количества? Обновляйте это число после каждого увиденного человека.
Но развивать внимание можно и в рабочее время. Существуют специальные упражнения, позволяющие проводить тренировку в перерывах между работой. Например:
- Перед выходом из рабочего кабинета в течение 7-10 секунд осмотрите помещение. Затем постарайтесь подробно вспомнить предметы, попавшие в поле вашего зрения.
- Попросите коллегу напечатать двадцать любых цифр. После этого попытайтесь обнаружить в них последовательность или взаимосвязь.
- Возьмите в обе руки по карандашу или ручке и постарайтесь одновременно нарисовать ромб и круг. Если не получилось, повторите процедуру несколько раз. Такое упражнение помогает развивать моторику и концентрацию.
Заключение
Внимание обладает такими важными свойствами, как сосредоточенность, объем, распределение, стойкость, переключаемость. Их можно развивать при помощи различных упражнений. Для совершенствования каждого из параметров существуют отдельные виды тренировок, однако для наилучших результатов лучше использовать комплексный подход. Без сомнения, такие целевые программы Вы можете на свой вкус и предпочтение найти на нашем ресурсе.
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия
( 34 оценки, среднее 4.0588235294118 из 5 )