Если организация осуществляет перевозки и имеет свой автопарк, она должна соблюдать требования по безопасности дорожного движения (БДД) (ФЗ № 196 «О БДД» и Приказ Минтранса РФ № 145). Соответствие требованиям фиксируется в документах. Если у организации не будет хватать каких-либо журналов или актов по БДД или они будут заполнены неверно, ей грозит штраф.
В статье расскажем:
- Какие документы по БДД должны быть в организации
- Кто проверяет документы по БДД
- Кто отвечает за БДД в организации
Перечень документов по БДД в организации
Чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, организация должна проводить комплекс мероприятий. Например, разрабатывать меры для предотвращения ДТП, вести учет штрафов, проводить повышение квалификации водителей, следить за состоянием автопарка. Результаты мероприятий записываются в соответствующих документах. Пакет документов по БДД включает:
Приказы
Назначения сотрудников на должности, связанные с обеспечением безопасности, подтверждаются приказами с подписью руководителя. Например, приказ о назначении ответственного за БДД или приказ о назначении контролера технического состояния ТС. Также приказами регламентируется допуск водителя к стажировке и к работе. Если этих документов не будет, ответственность за БДД, выпуск транспорта на линию и проверку путевых листов и медосмотр ляжет на руководителя.
Должностные инструкции
Среди документов по БДД необходимы должностные инструкции для сотрудников, чья работа тесно связана с транспортом:
- ответственный за БДД;
- контролер техсостояния;
- ответственный за путевые листы;
- водитель легкового и грузового автомобиля, автобуса.
В должностных инструкциях прописывают требования к должности, функции сотрудника, его права и ответственность.
Работник знакомится с должностной инструкцией и подписывает ее, подтверждая свое согласие. Должностную инструкцию сотрудник может получить при приеме на работу или сразу после ее утверждения, если на момент приема она не была готова.
Журналы инструктажей
Работодатель обязан проводить инструктажи по БДД для водителей компании (Приказ Минтранса № 145):
- Вводный инструктаж. Он проводится при приеме на работу. Водителю рассказывают о видах и особенностях перевозок, сообщают о наиболее частых причинах ДТП в организации. Также нового сотрудника знакомят с порядком прохождения тех- и медосмотров.
- Предрейсовый инструктаж. Инструктаж проводят перед каждым выездом в рейс по новому маршруту. Если все рейсы проходят по одному маршруту, инструктаж проводится только перед первым выездом. Во время инструктажа специалист по БДД рассказывает о протяженности маршрута, где находятся опасные участки, как довести груз в целости.
- Сезонный инструктаж. Он проводится два раза в год — весной и осенью. Весной водителю сообщают, как ездить в условиях таяния снега, осенью — как ехать при низкой видимости, по гололеду, при снегопаде. Также во время этих инструктажей сообщается, как действовать в случае ДТП или при экстренном торможении.
- Специальный инструктаж по БДД. Такой инструктаж проводится, когда вступают в силу новые законы, связанные с работой водителей.
Проведение инструктажей фиксируется в специальном журнале под подпись сотрудника — это подтверждает, что в компании проходит обучение и соблюдаются правила БДД. В журнале обязательно нужно указать:
- дату проведения инструктажа и его вид;
- должность и ФИО ведущего инструктаж сотрудника;
- ФИО и подписи водителей.
Журнал можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. В электронном журнале должны быть электронные подписи ответственного за БДД и водителей.
Повышение квалификации
Водители должны повышать квалификацию и ежегодно проходить 20-часовое обучение по БДД (Приказ Минтранса № 282, РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01). Оно может проходить:
- на рабочем месте с привлечением профильных специалистов;
- в образовательных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию.
В программу входит:
- изучение аварийности на дорогах и разбор типовых ДТП;
- изучение базы правового регулирования дорожного движения;
- обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП;
- изучение условий перевозки на опасных маршрутах.
Документы, которые подтверждают повышение квалификации:
- учебный план;
- приказ о создании комиссии, которая проверяет знания по БДД;
- журнал проведения занятий;
- экзаменационные билеты.
Сведения об осмотрах
Водители и транспорт проходят постоянные осмотры. Водители должны проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотры. Сведения о них вносятся в путевые листы и фиксируются в журналах учета. В журнале проставляются:
- время проведения медосмотра;
- данные водителя, информация о его здоровье и подпись;
- медицинское заключение с подписью медработника.
Журналы о прохождении медосмотров нужно хранить 5 лет.
Транспорт также проходит несколько видов техосмотров — предрейсовый, предсменный и послерейсовый. На их основании ставится отметка в путевые листы и заполняется журнал регистрации результатов контроля технического состояния ТС. В журнале нужно указывать:
- марку, модель и госномер ТС;
- дату и время осмотра;
- показания одометра;
- ФИО специалиста, проводившего осмотр, и его подпись.
Информацию о ДТП
Организация-перевозчик должна вести учет ДТП и расследовать каждый случай, чтобы впоследствии снизить аварийность. Для учета заполняется специальный журнал, который запрашивают при проверке. В него вносят сведения о ДТП, о нарушениях ПДД. Поля, которые должны быть в журнале:
- ФИО водителя-нарушителя, категория ТС и водительский стаж;
- автомобиль, которым управлял водитель;
- дата, время, характер и обстоятельства нарушения;
- ФИО и должность инспектора, который вынес наказание;
- вид наказания, когда его взыскали;
- принятые к водителю меры.
Сведения из журнала помогают в анализе и выявлении водителей, которые часто нарушают правила. Впоследствии ответственный за БДД проводит мероприятия по повышению их надежности.
Это только часть документов, которые должны быть в организации. Компания может самостоятельно их подготовить — нужно изучить требования законов и составить список необходимых документов. По каждому документу найти требования к заполнению и создать шаблон. Но в итоге сбор и оформление займут много времени, поэтому специалисты OnlineГИБДД составили комплект документов по БДД.
Форма покупки документов по БДД (Заголовок блока)
Кто проверяет документы по БДД
Документы по БДД могут проверить УГАДН, МАДИ, Ространснадзор и ГИБДД. Проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Плановую проверку проводит УГАДН раз в три года. Внеплановая проверка может проводится как по инициативе ведомств, так и в качестве реагирования на жалобу. Если документы будут неправильно заполнены или их комплект будет неполным, организация получит штраф (ст. 12.31.1 КоАП РФ):
- до 20 000 рублей — на должностное лицо;
- до 100 000 рублей — на юрлицо.
Проверьте штрафы автопарка компании
OnlineГИБДД ежедневно проверяет штрафы по всем автомобилям компании и показывает детали каждого постановления: дату и время, место, сроки и реквизиты для оплаты. Если заканчивается срок скидки или оплаты, сервис присылает уведомления.
Перед проверкой документов ведомство направляет запрос — в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса организация должна предоставить документы. Если проверка выездная, ведомство сообщает о ней за 3 дня.
Основные документы по БДД, которые запросит ведомство для проверки:
- приказы, касающиеся перевозочного процесса;
- документы, подтверждающие выполнение обязанностей по БДД конкретными сотрудниками: приказы, должностные инструкции;
- аттестационные удостоверения ответственных за БДД;
- справки о ТС, использующихся в организации;
- список водителей, трудовые договоры с ними, трудовые книжки, медсправки;
- протокол о проведении ежегодной подготовки водителей;
- сведения о прохождении стажировки водителей;
- журналы инструктажей и инструкции для водителей;
- журналы учета рабочего времени водителей, учет режима труда и отдыха водителей;
- путевые листы и журналы учета путевых листов;
- журналы учета медосмотров водителей;
- сведения о проведении техосмотра;
- журнал учета ДТП и служебные расследования ДТП.
Форма покупки документов по БДД (Заголовок блока)
Кто отвечает за БДД в организации
В каждой организации, которая занимается перевозками, должен быть ответственный за БДД. Если в организации его не будет, ей выпишут штраф до 100 000 рублей (ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Ответственный за БДД:
- следит за состоянием транспорта и за водителями;
- проводит аттестации и инструктажи для водителей;
- разрабатывает меры для снижения аварийности;
- заполняет документацию по БДД.
На эту должность не получится назначить любого сотрудника — к специалисту по БДД предъявляются особые требования. Но если сотрудник или руководитель организации им соответствуют, они вполне могут выполнять обязанности ответственного за БДД.
Понятие
Инструктаж по БДД представляет собой учебные занятия с водителями ТС, используемых компаниями для собственных нужд или для перевозки людей и грузов по договору. Тематика, продолжительность и частота лекций зависят от характера перевозок, сложности рейсов, особенности работы предприятия.
Регламентация
Используя рекомендации, изложенные в положении Рд-200, руководство предприятия издает Приказ о проведении инструктажей по БДД с водительским составом.
Порядок организации занятий регламентируется:
- ФЗ № 196-ФЗ (10.12.1995 г.) о БДД.
- Приказом Минтруда и социальной защиты № 871н (09.12.2020).
- Приказами Минтранса № 7 от 15.01.2014 г. и № 145 от 30.04.2021 г. об обеспечении безопасных грузопассажирских перевозок.
Цель проведения
Занятия проводятся для психологической подготовки водителей к рейсу, знакомства со спецификой работы предприятия, особенностями эксплуатации ТС в различных ситуациях. Знание инструкции по безаварийной транспортировке людей и грузов помогает перевозчикам мобилизоваться перед выполнением рейса, осознанно подходить к решению возникающих рабочих проблем.
Для кого обязателен
Положение о проведении инструктажей по БДД с водительским составом касается руководителей организаций и отделов, связанных с грузопассажирскими перевозками, охраной труда персонала.
Инструктаж подобного типа должны проходить водители служебного и общественного грузопассажирского транспорта, приступающие к работе на новом месте.
Виды
Инструктажи по обеспечению БДД бывают:
- плановые – ежедневные, а также проводимые дважды в год или раз в 5 лет;
- незапланированные – в случае обновления ТС, изменения ассортимента перевозимой продукции, после возникновения ДТП с участием работников предприятия.
На заметку. Внеочередные инструктажи по БДД проводятся также, если водитель не выходил на работу по какой-либо причине (болел, был в отпуске и т. д.) больше 60 дней.
По характеру сообщаемой информации такие занятия подразделяют на вводные, предрейсовые, сезонные и специальные.
Вводные
Первичный инструктаж по безопасности езды проводится со всеми водителями, нанимаемыми компанией. При этом изучаются:
- общие правила безопасного движения ТС;
- особенности осуществления автотранспортных перевозок на территории предприятия и по определенным маршрутам;
- порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ или посадки-высадки пассажиров;
- профилактические меры безопасности на дорогах, анализ причин ДТП, действия водителей во время автомобильной аварии;
- назначение других инструктажей по БДД;
- правила допуска к рейсу, прохождения обязательного медосмотра;
- нормы пребывания за рулем и отдыха;
- работа с бортовыми приборами контроля параметров вождения ТС (тахографами).
Предрейсовые
Такие инструктажи проводятся, например, для междугородних и международных перевозчиков, водителей транспорта с опасными или крупногабаритными грузами. Предрейсовый инструктаж проводят перед осуществлением туристических поездок, отправлением в командировку.
В его программу входит ознакомление с:
- маршрутом, наличием опасных или заблокированных участков дороги;
- предстоящими погодными условиями;
- местами остановок, оборудованных пунктами отдыха и приема пищи;
- размещением АЗС, а также объектов ДПС, медицинской помощи, сервисов техобслуживания;
- нюансами перевозки «особенных» пассажиров (детей, инвалидов, пожилых граждан).
Сезонные
При проведении инструктажей такого типа водителям объясняют:
- сезонные особенности климата и погоды;
- правила езды во время дождей, снегопада, гололеда, весеннего паводка;
- особенности перемещения по горным дорогам и мостам, движения транспорта в различное время суток;
- меры предосторожности при совершении поездок в период школьных каникул, массовых летних отпусков;
- способы связи с диспетчером и аварийными службами при возникновении ДТП.
Специальные
Специальные инструктажи проводятся:
- для предупреждения об угрозе природных катаклизмов (например, камнепада), техногенных катастроф или терактов в зоне совершения служебных поездок;
- при получении информации о том, что на трассе произошла автоавария;
- при перевозке особо опасных грузов;
- после получения специальных предписаний органов транспортного надзора.
Периодичность проведения
Периодичность зависит от вида и содержания инструкций по БДД.
Тип инструктажа |
Когда и как часто проводится |
---|---|
Вводный |
При приеме водителя на работу или его переводе в другой отдел той же компании |
Предрейсовый |
Перед первой поездкой по незнакомому маршруту или с новым заданием. Перед каждым рейсом особой ответственности (например, при ежедневной перевозке учащихся на школьном автобусе). |
Сезонный |
Два раза в год (20–30 марта, 20–30 октября) |
Специальный |
При наличии экстремальной ситуации, необходимости срочного знакомства с новой законодательной документацией |
Ответственность за непроведение
В Приказе Минтранса 145 говорится о строгой необходимости проведения инструктажей для водительского состава транспортных учреждений. Согласно п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, за несерьезное отношение к проведению подобных инструктажей виновные лица наказываются штрафом в размере 10 000 рублей, а организация – в размере 30 000 рублей. Водитель, избегающий прохождения инструкции, не допускается к выполнению рейса, получает строгое предупреждение или выговор, теряет в заработке.
Как организовать на предприятии
Для организации инструктажа по безопасности транспортных перевозок руководитель компании назначает ответственного за разработку программ, проведение занятий с водителями и качество их подготовки к рейсам.
Образец положения о проведении инструктажей по БДД размещен на сайте https://base.garant.ru/55728207/. При создании этого документа ответственный перечисляет актуальные виды инструктажа, их основную тематику, порядок и периодичность проведения занятий.
Приказ о назначении ответственного
На должность ответственного за обеспечение БДД назначается человек, отвечающий квалификационным требованиям Приказа Минтранса № 287 от 28.09.2015 г. Единой формы приказа о назначении работника такого статуса не существует. Документ составляют произвольно, включая в него:
- ссылку на соответствующий закон;
- фамилию и инициалы претендента;
- указание его основной должности и совмещаемых функций;
- номер должностной инструкции или перечень обязанностей ответственного за инструктаж БДД;
- фамилии лиц, контролирующих исполнение приказа;
- подпись директора компании.
Пример документа:
Требования к специалисту
Сотрудник, ответственный за обеспечение безопасности перевозок и проведение инструктажа для водителей, должен иметь высшее или среднее профильное образование (профессию, связанную с управлением наземными ТС, входящую в укрупненную группу 23.00.00). При отсутствии такой специальности он обязан пройти переподготовку и получить соответствующий документ.
Ответственный за подобный инструктаж должен иметь 3-летний стаж работы в сфере обеспечения безопасной эксплуатации дорожного транспорта. Согласно Приказу Минтранса № 106 от 20.03.2017 г., этот работник обязан получить аттестат УГАДН (подтверждение квалификации в управлении госавтодорожного надзора).
Обязанности специалиста
Положение о проведении инструктажей по БДД для водителей включает в себя перечень задач, которые решает должностное лицо, отвечающее за безопасность перевозок, осуществляемых данной компанией.
Его компетенцией является:
- разработка мер по обеспечению БДД служебного транспорта;
- составление инструкций для водителей и лиц, имеющих отношение к перевозкам;
- участие в создании нормативных документов и руководящих приказов по обеспечению БДД;
- анализ состояния транспортного парка, выявление угроз безопасности перевозок, информирование персонала о причинах ДТП, произошедших с участием работников компании;
- контроль медицинского освидетельствования водителей, их допуска к выполнению рейса;
- проверка готовности водителей к рейсу (наличие путевых листов, водительских удостоверений, накладных на перевозку грузов);
- организация занятий по изучению особенностей и правил дорожной езды в определенных климатических и сезонных условиях, в любое время суток, по трассам различной сложности и проходимости;
- знакомство водителей с оформлением рейсовой документации, способами связи с аварийно-спасательными службами;
- координация работы по обеспечению БДД с действиями смежных служб предприятия (отделов по эксплуатации транспорта, охране труда и пр.);
- изучение актуальных законодательных документов (ПДД, СНиП, нормативов труда и отдыха водителей ТС).
Разработка и утверждение инструкции и программы
Программы обучения правилам грузопассажирских перевозок разрабатываются ответственным специалистом БДД. Учитываются рекомендации по эксплуатации транспорта различной категории, временные ограничения пребывания водителей за рулем, требования к перевозчикам, правила их допуска к работе.
В выборе тематики участвует сотрудник, отвечающий за охрану труда на предприятии. Программа инструктажей различного вида утверждается руководством.
Инструкции с программами занятий по БДД и транспортным перевозкам можно скачать на сайтах: https://bdd-vsem.ru/wp-content/uploads/2014/02/Sbornik-instrukciy-po-BDD.pdf и https://ppt.ru/forms/ohrana-truda/instruktaj-bdd.
Общие положения
В приказе об утверждении положения о проведении инструктажей по БДД говорится о целях занятий, важности информации, касающейся структуры предприятия, типов перевозок, эксплуатации автомобильной техники. В программу инструктажа включаются вопросы, связанные с требованиями по технике безопасности, проверке состояния водителей, допуска ТС к эксплуатации.
Описание видов
Разрабатываются темы инструктажей БДД различных видов:
- Вводного. «Первичное знакомство с рабочими обязанностями, нормами труда и отдыха, правилами контроля параметров езды».
- Предрейсового. «Особенности перемещения по конкретному маршруту, сроки доставки пассажиров и грузов, необходимость контроля параметров движения, ответственность за нарушение правил».
- Сезонного. «Угрозы, возникающие при езде в различных погодных условиях. Знакомство с опасностями возникновения ДТП из-за обледенения дорог, бурного таяния снегов, появления туманов и других природных явлений. Предупреждение о дополнительных опасностях езды в период сезонной перегрузки ТС, увеличения объема перевозок во время отпусков и школьных каникул».
- Специального. «Выдача рекомендаций, касающихся поездки в экстремальных условиях или при возникновении неожиданных опасных ситуаций».
План
Составляется график проведения инструктажей различных видов. Учитывается частота транспортных перевозок, режим работы предприятия и отдельных водителей.
Подпись ответственного
Инструкция подписывается специалистом-составителем изучаемой программы и плана проведения соответствующих занятий.
Что еще можно включить в текст
В инструкцию о порядке проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом можно дополнительно включить следующие темы:
- организация стоянок и охраны ТС: инструктор рассказывает о расположении на трассе парковок для автобусов и грузовиков, наличии пунктов шиномонтажа, технической и медицинской помощи;
- использование противоугонных и противопожарных средств; применение аппаратуры и приборов для ликвидации возгораний на транспорте; использование противоугонной сигнализации;
- правила пересечения ж/д путей, трубопроводных коммуникаций, проезда в местах скопления людей;
- управление автомобилями с прицепом, проезд на паромах и грузовых платформах;
- действия водителя при отказе различных автомобильных систем (рулевого управления, тормозов и пр.);
- порядок езды при резком изменении маршрутов в связи с техногенными катастрофами или терактами;
- оказание первой помощи лицам, пострадавшим в аварии; порядок связи со спасательными службами, полицией, инспекторами ОСАГО.
Как учитывать проведение
В Приказе Минтранса № 145 говорится о необходимости ведения специального журнала учета инструктажей, проводимых для водителей.
Журнал
Типовой формат журнала – произвольный. Как правило, информация заносится в таблицу с перечислением инструктируемых водителей и типов инструктажа, а также датой проведения бесед и ФИО инструктора.
Например, форма учета инструктажа может выглядеть так
Кто ведет
Журнал заполняется лицом, ответственным за БДД-инструктаж водителей.
Форма
Регистрационный журнал оформляется в бумажной или электронной форме. Записи заверяются подписями водителя ТС и лица, проводившего инструктаж. При ведении электронного журнала они должны предварительно обзавестись личными ЭЦП.
В связи с неуклонным ростом объема грузопассажирских перевозок и количества используемых транспортных средств вопрос обеспечения безопасного дорожного передвижения становится все более важным.
В сентябре 2021 года появился закон Минтранса (Приказ 145) с правилами обязательного проведения инструктажа для водителей, управляющих служебными и общественными ТС. Особое внимание уделено правам и обязанностям ответственного лица, контролирующего организацию первичных, регулярных и периодических занятий.
За основу принято положение об инструктажах, принятое ранее. В него внесены новые требования, касающиеся квалификации сотрудника, ответственного за инструктаж. Появились указания по ведению учетного журнала БДД.
Вопросы-ответы
На вопросы о правилах организации инструктажа БДД для водителей отвечает юрист консультационного сайта «Охрана труда в России» Виктория Стрельникова:
1. Входит ли в обязанности ответственного за проведение инструктажей по БДД организация занятий по оказанию первой медицинской помощи?
Ответ. Водителей знакомят с инструкцией «Оказание первой медпомощи пострадавшим при ДТП». Им объясняют правила обработки раны, остановки кровотечения, облегчения состояния людей при ушибах, растяжениях, переломах и других травмах.
2. Нужно ли заводить в компании отдельные журналы учета инструктажей разных видов (отдельно вводного, сезонного, предрейсового) или записи можно вести в одном журнале?
Ответ. Для вводного, предрейсового и сезонного инструктажей нужны отдельные журналы.
Специальные можно объединять с сезонными или предрейсовыми, если они дополняют их по содержанию.
3. Можно ли назначить опытного водителя ответственным за проведение инструктажа БДД?
Ответ. Нельзя, потому что водителем может быть человек без всякого образования (это не профессия). Если у него есть профильное высшее или среднее образование по специальности, входящей в группу 23.00.00, и он пройдет аттестацию в УГАДН, то можно претендовать на такую должность.
Информация по ответственным за безопасность дорожного движения
Госавтодорнадзор по Кемеровской области-КуZбассу разъясняет.
Есть два типа предприятий, где необходимо назначить ответственного за БДД:
- Предприятия, которые занимаются коммерческими перевозками грузов и пассажиров по договорам перевозки или фрахтования.
- Предприятия, которые эксплуатируют автобусы и грузовики для собственных нужд.
То есть, если на предприятии есть хотя бы один грузовик или автобус, который используют для перевозок пассажиров, например работников, либо грузов, необходимо назначить ответственного за БДД.
Это следует из абзаца 5 части 2 статьи 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Назначьте ответственным за БДД работника с высшим образованием по направлению подготовки, которая входит в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Также ответственным за БДД можно назначить работника с любым иным высшим образованием, который прошел профпереподготовку по квалификации ответственного за обеспечение БДД.
Стаж работы для ответственного за БДД с высшим образованием по направлению 23.00.00 не требуется. Если у работника среднее образование, то стаж работы – 3 года.
Ответственный за БДД обязательно должен быть аттестован на право занимать должность. Аттестацию работник может пройти как по собственной инициативе, так и по направлению работодателя. Узнать, аттестован специалист или нет, можно в специальном реестре на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс».
Это следует из пунктов 15.3–15.4 Требований, утвержденных приказом Минтранса от 31.07.2020 № 282.
Ответственным за БДД может быть назначен:
- отдельный работник на полную ставку. В этом случае с ним оформляют трудовой договор о приеме на работу по должности;
- работник-совместитель на часть ставки. Его назначают из числа сотрудников предприятия или нанимают со стороны. В этом случае оформляют трудовой договор о работе по совместительству;
- работник предприятия, которому ответственность за БДД поручают в виде дополнительных обязанностей. В этом случае с работником оформляют соглашение
Какие обязанности у ответственного за БДД
- Основные обязанности ответственного за БДД – предупреждение ДТП, работа с водителями, разработка локальных актов по БДД.
- Аттестация ответственного за БДД проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс из представителей территориальных отделений Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс». Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса от 31.07.2020 № 283.
(в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 398-ФЗ (ред. 30.10.2018))
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.09.2026 приостанавливается обязанность по установке тахографов на транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении (Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 N 539).
оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Действие данных требований может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
(в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, муниципальных округов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;
организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;
соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами, установленные Правительством Российской Федерации, при осуществлении таких перевозок.
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 508-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ)
соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ)
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 386-ФЗ)
4. Физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями и которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:
соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения при управлении транспортным средством;
соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правительством Российской Федерации;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
проходить предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона обязательные медицинские осмотры и совершенствовать навыки оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния легкового такси в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие технического состояния легкового такси требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
осуществлять техническое обслуживание легкового такси в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с указанием в полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства сведений об использовании транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа легковым такси;
(в ред. Федерального закона от 24.06.2023 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 580-ФЗ)
???? Актуальные вопросы организации обучения по охране труда
Семинар будет интересен руководителям и специалистам служб по охране труда, а также собственникам бизнеса
- Особенности организации обучения по охране труда согласно требованиям порядка 2464
- Работы повышенной опасности.
- Стажировка на рабочем месте: каких работников необходимо направлять. Как правильно оформить.
- Алгоритм действий работодателя по охране труда при найме нового сотрудника.
- Нововведения в контрольно-ревизионной деятельности с учетом последних законодательных изменений.
- Дата: 17 октября, 11:00
- Формат: Очно
- Адрес: Московская область, ул. Пристанционная, владение 6, строение 3, помещение 6.3
???? Записи всех вебинаров публикуем в Телеграм-канале, присоединяйтесь!
- Доступ сразу после подачи заявки в автоматическом режиме
- Более 1000 актуальных документов в базе
- Ежемесячная актуализация
- Удобная навигация
Бесплатные мероприятия 2024
Каждый выпуск посвящен актуальным и даже злободневным вопросам охраны труда. Один выпуск = один вопрос. Наши эксперты разбираются в законодательных требованиях и рассказывают как их применять на практике. Подписывайтесь, смотрите и слушайте
Видеолекции, инструкции, дайджесты, статьи, новости и еще много всего полезного для специалистов по охране труда и руководителей предприятий на нашем сайте в разделе «Медиатека»