Кто контролирует наличие инструкций по охране труда в структурных подразделениях организации

Состав работ:

а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:

беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;

предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении N 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;

привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;

запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;

запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;

в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;

д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;

е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;

ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:

приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;

направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;

направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая нормативная численность работников

по контролю за соблюдением законодательных и иных

нормативных правовых актов по охране труда

у работодателя и в его структурных подразделениях

N п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда

до 100

101 — 350

351 — 500

501 — 1000

1001 — 3500

3501 и свыше

Рекомендуемая нормативная численность, человек

1

до 500

0,06

0,07

0,08

2

501 — 750

0,07

0,08

0,09

3

751 — 1000

0,08

0,09

0,10

4

1001 — 1500

0,10

0,12

0,14

0,17

5

1501 — 3000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

6

3001 — 5000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5001 — 7500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7501 — 10000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10001 — 20000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

!

I.

Важно!  В случае если у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников  превышает 50 человек, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением:

  • должна быть создана  служба охраны труда или,
  • введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Их квалификация должна соответствовать требованиям профстандарта  «Специалист в области  охраны труда».

Нарушение требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ может послужить основанием для привлечения работодателя  к административной ответственности, предусмотренной ч.1  ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если численность работников  не превышает 50 человек,  работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Важно! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять:

  • ­работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),
  • ­руководитель организации, 
  • ­другой уполномоченный работодателем работник,
  • ­специалист или организация, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 

При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. 

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

!

II.

Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

Согласно рекомендациям службу охраны труда  (далее – Служба) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • ­организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • ­контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • ­организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • ­информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • ­изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Численность работников Службы определяется руководителем организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (утвержденных Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37).

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. 

Они осуществляют контроль за:

  • ­соблюдением сторонами трудового договора требований законодательства об охране труда, локальных нормативных правовых актов работодателя;
  • ­обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • ­выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • ­наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • ­проведением специальной оценки условий труда;
  • ­своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • ­состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств и систем;
  • ­своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охран ы труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • ­организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • ­организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • ­своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • ­санитарно-бытовым и медицинским обслуживанием работников.

Важно! Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) может быть предусмотрен  кабинет по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Важно! Ответственность за деятельность службы охраны труда несет руководитель организации.

Инструкции по охране труда (ОТ) — локальный нормативный документ, регулирующий порядок безопасного выполнения работ. В них должны быть отражены условия, создаваемые работодателем на рабочих местах, и требования, которых обязаны придерживаться сотрудники для того, чтобы последние имели возможность выполнять трудовые функции без каких-либо негативных последствий для своего здоровья и здоровья окружающих. При создании указанного документа необходимо учитывать все действующие нормы российского законодательства, а также специфику работы конкретной компании.

О том, как происходит регулирование охраны труда со стороны государства, мы писали в этой статье.

Чтобы ответить на вопрос: «Кто должен разрабатывать инструкции по охране труда?» — обратимся к федеральным нормативным документам, которыми обязаны руководствоваться все экономические субъекты в области ОТ:

  • Трудовому кодексу;
  • приказу Минтруда и соцзащиты РФ от 29.10.2021 № 772н, который утвердил требования к порядку разработки и содержанию инструкций (далее — Требования);
  • приказу Минтруда и соцзащиты РФ от 31.01.2022 № 37, выпустившему рекомендации по организации службы охраны труда на предприятиях (далее — Рекомендации).

Перечисленные нормативные документы прямо определяют, кем разрабатываются инструкции по охране труда. Работодателем — ст. 214 ТК и п. 1 Требований. Более конкретных лиц называет подп. «л» п. 30.7 Рекомендаций, а именно — руководителей структурных подразделений, методическая помощь при этом им должна оказываться специалистами отдела ОТ.

Однако на небольших предприятиях зачастую отсутствует деление на подразделения, да и специалисты по ОТ — редкость. Что же делать в таком случае? Полагаем, что в сложившейся ситуации созданием документа будет заниматься руководитель компании лично (индивидуальный предприниматель, если он привлекает наемных работников) либо лицо, которое будет назначено приказом по организации или выполняет функции по разработке инструкций на основании должностных инструкций.

Все штрафные санкции за несоблюдение требований в области ОТ, например по ст. 5.27 (части 1 и 2) и 5.27.1 КоАП РФ, накладываются на организацию и должностное лицо, коим является руководитель. Поэтому именно руководитель (директор, генеральный директор и пр.) в первую очередь должен быть заинтересован в том, чтобы инструкции имелись в наличии и правила, прописанные в них, неукоснительно соблюдались всеми наемными работниками.

Как создать службу по ОТ в организации и кого наделить ее функциями в случае, если таковая отсутствует, можно узнать из этой публикации.

Как работодателю разработать инструкции по охране труда, какие нюансы учесть, что потребуется для утверждения и как провести ознакомление работников с текстом документа, подскажет Готовое решение от справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Для просмотра материала оформите бесплатный пробный доступ к системе.

Итак, мы разобрали, кто обязан разрабатывать инструкции по охране труда. Это работодатель в лице руководителей структурных подразделений и при непосредственном участии специалистов отдела охраны труда при их наличии на предприятии. Если организация небольшая, то директор сам занимается разработкой инструкций или поручает это назначенному приказом лицу.

Кто разрабатывает и утверждает ИОТ

1 марта 2022 года вступил в силу приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 № 772, однако действие документа было приостановлено до 1 января 2023 года (приказ Минтруда РФ от 17 марта 2022 года № 140н). Именно в соответствии с требованиями этого документа работодатели обязаны пересмотреть свои инструкции по охране труда и технике безопасности.

О нюансах разработки инструкций по новым требованиям мы поговорим с экспертом школы «Контур» Андреем Любимовым на онлайн-конференции «Основные изменения в охране труда. Итоги 2022. Перспективы 2023».

Участие бесплатное!Согласно ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций, с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа, уполномоченного работниками, при наличии один. Порядок определяется ст. 372 ТК РФ.

Количество инструкций в каждом конкретном случае зависит от специфики деятельности. Логично было бы делегировать полномочия по разработке инструкций руководителям структурных подразделений, но, скорее всего, работодатель делит эту задачу со специалистом по охране труда.

Порядок утверждения документа также регламентируется ст. 372 ТК РФ. Заголовок инструкции может выглядеть так, как показано в примере.

Что взять за основу при разработке

Инструкции по охране труда разрабатываются с учетом должности или профессии работника, направления работы или вида выполняемой работы.

Если раньше мы опирались на типовые инструкции, то новые требования четко определяют, что за основу должны быть взяты государственные нормативные требования по охране труда и правила, составленные работодателем.

А это не что иное, как правила охраны труда, обеспечивающие безопасное выполнение отдельных видов работ, и система управления охраной труда и безопасностью в организации. Кроме того, при разработке инструкций можно исходить из:

  • анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работ, для которых разрабатываются инструкции по охране труда;
  • результаты применения специальных норм безопасности труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, включая выявление вредных производственных факторов, характерных для работы, выполняемой работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;
  • выявление профессиональных рисков и опасностей, характерных для выполняемой работы;
  • анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин и профессиональных заболеваний;
  • определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

При создании инструкций по охране труда важно учитывать требования безопасности, указанные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителя и технологической документации организации.

При включении этих сведений в инструкцию указывайте конкретные условия производства применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой им работы.

Какие разделы включить в инструкции по охране труда

Пункт 21 раздела 3 требований определяет перечень разделов, которые должны содержать инструкции по безопасности:

Бесплатная онлайн-конференция Изменения в законодательстве. Практические ситуации. Расписание вебинаров:

  • Общие требования охраны труда и техники безопасности.
  • Требования безопасности труда перед началом работы.
  • Требования охраны труда и техники безопасности при работе.
  • Требования безопасности труда в чрезвычайных ситуациях.
  • Требования по охране труда и технике безопасности после окончания работы.

В разделе «Общие требования охраны труда и техники безопасности» необходимо указать:

  • требование соблюдения ПВТР;
  • требования к рабочему времени и времени отдыха при соответствующей работе;
  • перечень вредных или опасных производственных факторов, которые могут повлиять на работника;
  • перечень профессиональных рисков и опасностей;
  • список рабочей одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, выданных работникам в соответствии с государственными нормативами или ссылкой на местный нормативный закон (LNA);
  • порядок уведомления работника о повреждении или неисправности оборудования, приборов и инструментов – или ссылка на ЛНА;
  • правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые работник должен знать и соблюдать при выполнении работы.

В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» необходимо отразить порядок:

  • подготовка рабочего места;
  • проверка сырья, заготовок или полуфабрикатов;
  • осмотр и подготовка работником средств индивидуальной защиты перед использованием;
  • проверять исправность оборудования, приборов и инструментов, ограждений, сигнализации, блокировок и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения;
  • проверьте предупреждения и закажите плакаты или знаки.

Требования безопасности труда при работе должны включать:

  • методы и приемы безопасного выполнения работ и использования оборудования, транспортных средств, подъемных механизмов и других устройств;
  • требования по безопасному обращению с исходными материалами – сырьем, заготовками или полуфабрикатами;
  • инструкции по поддержанию безопасного рабочего места;
  • действия, которые помогут предотвратить чрезвычайные ситуации;
  • требования к использованию СИЗ.

Раздел «Требования безопасности труда в чрезвычайных ситуациях» должен содержать:

  • перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, а также их возможные причины;
  • порядок уведомления руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, а также о каждом несчастном случае;
  • действия работников при авариях и чрезвычайных ситуациях;
  • действия по оказанию первой помощи пострадавшим с различными травмами здоровья, по результатам оценки прибыли.

В разделе «Требования охраны труда при окончании работ» необходимо указать:

  • порядок приема и передачи смен при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования;
  • последовательность остановки, остановки, разборки, чистки и смазки оборудования и оборудования;
  • мероприятия по очистке отходов, образующихся в процессе производственной деятельности;
  • требования личной гигиены;
  • порядок уведомления руководителя об обнаруженных недостатках, влияющих на безопасность труда.

Как ознакомить работника

Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в объеме, предусмотренном инструкциями и правилами по охране труда, разработанными работодателем (пункт 18 раздела 2 Правил обучения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря), 2021 № 2464).

Это означает, что работник знакомится с инструкциями по охране труда до того, как ему будет предоставлено право работать самостоятельно. Затем он обновляет свои знания на повторных брифингах не реже одного раза в шесть месяцев. 

Бесплатный вебинар Натальи Герасименко «Новый порядок обучения по охране труда и пожарной безопасности» поможет вам разобраться в новых требованиях к проведению и прохождению инструктажей. Отвечаем на вопросы сотрудников и работодателей». Инструкции могут быть розданы сотрудникам для изучения в ходе базового обучения или вывешены на рабочем месте.

Их можно хранить в любом удобном месте, главное обеспечить легкий доступ для сотрудников, если им понадобится обновить свои знания. В конце каждой инструкции по охране труда необходимо составить лист знаний.

Пример листа ознакомления с IOT:

Нужно ли проводить внеплановый инструктаж после изменения инструкций

В соответствии с пунктами в) § 16 п. 2 Правил обучения (постановление № 2464 от 24 декабря 2021 года) внеплановый инструктаж по охране труда проводится в случае изменения локальных нормативных актов организации, что влияет на требования по охране труда в организации — а это не что иное, как инструкции по охране труда и технике безопасности для работников.

Внеплановое ориентирование назначается непосредственному руководителю для работы на конкретном рабочем месте только с работниками, на которых влияют изменившиеся инструкции. И не забудьте зарегистрировать обучение на рабочем месте в журнале учета.

Как часто пересматривать 

Работодатель не может продолжать работать с ИВТ, не учел требования нового приказа №772н. Поэтому к 1 марта 2023 года необходимо будет нарушить периодичность пересмотра инструкций и внепланового обновления документов. Это можно сделать двумя способами: путем внесения изменений в существующие инструкции по охране труда или путем их переиздания.

Новые требования не регламентируют период проверки. Единственное, что оговаривается, это то, что они должны быть актуальными. Если нормативные акты, на основе которых разрабатываются ТЗВ, утратят силу или изменятся, это станет основанием для корректировки инструкций. Таким образом, инструкция действительна до тех пор, пока существует необходимость ее применения, и отсутствуют обязательные требования к сроку проверки.

Можно утверждать, что работодатель должен определить порядок актуализации инструкций и закрепить это в своей системе управления охраной труда и промышленной безопасностью: установить сроки для ответственных за пересмотр и поддержание инструкций в актуальном состоянии.

Что грозит, если не разработать 

Административная ответственность за нарушения в этой сфере описана в ст. 5.27.1 Кодекс об административных правонарушениях. За это работодателю грозит либо предупреждение, либо штраф – на усмотрение территориального отделения государственной инспекции труда.

Размер штрафа варьируется:

  • от 1000 до 5000 рублей – должностному лицу, нарушившему правила трудового законодательства;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридического лица.

Понятие трехступенчатого контроля

На специалистов по охране труда и промышленной безопасности в силу своих должностных обязанностей ложится основная ответственность за охрану труда. Но если производство крупное и численность персонала большая, этого может быть недостаточно для обеспечения безопасности труда.

Применяется как оперативный контроль со стороны руководителей предприятий, так и общественный вид контроля (осуществляется профкомом в лице представителей).

Одной из важнейших частей системы управления охраной труда (БОТ) является трехступенчатый контроль: непрерывный, постоянный контроль за соблюдением норм охраны труда, который осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно руководителями всех уровней управления организация:

  • 1 этап (уровень) – контроль непосредственных руководителей (технологов, механиков, мастеров и т.п.) за вверенными им объектами управления. Ежедневно.
  • 2-я ступень (уровень) – контроль за начальниками участков, цехов, стройплощадок и людьми, их замещающими в этих подразделениях. Еженедельно.
  • 3 этап (уровень) — контроль главных специалистов и руководителей предприятия в целом за соблюдением правил охраны труда. Ежемесячно.

На заметку! Мониторинг уровня 1 обычно проводится в начале дня или смены, когда вы работаете в условиях высокого риска и на протяжении всего периода его работы.

Состав контрольных мероприятий

Конкретный состав деятельности определяется конкретными видами деятельности. Для наглядности рассмотрим трехступенчатый контроль в полиграфии.

  • Капитан с представителем техники безопасности проверяет:
  1. рабочие места и подходы к ним;
  2. вентиляция, освещение;
  3. оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
  4. сигнализаторы, глушилки, тормозные устройства;
  5. электробезопасность;
  6. наличие специальной одежды, спецобуви и средств защиты у каждого работника;
  7. проверить записи в журнале технического контроля оборудования, сравнить их с фактическим состоянием, зафиксировать испытание и его результаты в журнале 3-х ступенчатого контроля;
  8. устранить недостатки, если они обнаружены.
  • Менеджер магазина и представитель службы безопасности проверяют:
  1. помещения, рабочие места в них и условия труда;
  2. как были устранены недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
  3. аналогичные: освещение, вентиляция помещений, оборудование, средства защиты;
  4. выборочный: знание работниками норм и правил охраны труда;
  5. сделать запись в журнале трехэтапного контроля;
  6. разработать способы устранения недостатков в случае их выявления.
  • Главный инженер и возглавляемая им комиссия по безопасности контролируют:
  1. состояние помещений и рабочих мест;
  2. состояние оборудования, задействованного в производстве;
  3. эксплуатация и состояние средств защиты, средств обеспечения безопасности, в том числе индивидуальных;
  4. процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих этапах контроля;
  5. выполнение решений, распоряжений руководства и профсоюзных комитетов по охране труда.

Результаты работы комиссии заносятся в журнал 3-этапного контроля и обсуждаются на заседании с членами. Изложены пути повышения безопасности в области охраны труда. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.

Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть и другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профсоюза, возглавляющего комиссию по охране труда; инженер ОТ. В состав комиссии также входят представители пожарной и медицинской служб предприятия (согласно тексту приказа № 237).

По аналогичному принципу с учетом вида деятельности контроль осуществляется и на других производственных участках.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда и системы охраны труда в организации является одной из основных задач работодателя (ТК РФ, статья 212). Эту же идею можно найти в Положении об ОСМС (проект № 438 от 19.08.16, опубликованном Минтруда).

При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящем в общую систему локальных законов по охране труда в организации, также используются отраслевые и ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый приказ № 336 в строительстве, лучший №237 от Минтранса.

Регламент трехступенчатого контроля основан на указанных документах и ​​содержит информацию:

  • о распределении обязанностей;
  • по организации контрольной деятельности;
  • об образцах локальной документации на местах контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию с утверждением органов специальной комиссии по охране труда. Кроме того, необходимо утвердить образец протокола проверки и образец акта, который будет использоваться для оформления выводов комиссии на третьем этапе контроля.

Назначение

Постоянный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется в целях:

  • предотвратить промышленные аварии;
  • снизить вероятность травматизма и развития профессиональных заболеваний;
  • не нарушать правила безопасного труда;
  • повысить производственную дисциплину и ответственность персонала за соблюдение правил и норм безопасного труда;
  • обеспечить эффективность системы управления охраной труда.

Виды

Методы и виды контроля за состоянием охраны труда описаны в ГОСТ Р 12.0.006-2002 и ГОСТ Р 12-0-007-2007.

Надзор за охраной труда классифицируется по нескольким признакам (цель, сроки, лица, осуществляющие надзорную деятельность).

Контроль происходит:

  • внутренний (сотрудниками компании);
  • внешние (выполняемые третьими лицами).

Контроль ОТ также подразделяется на:

  1. Государство (соответствующими государственными органами).
  2. Внутриведомственный (осуществляется управляющими организациями, входящими в одно ведомство, например членами АО).
  3. Публичный (в исполнении представителей общественности или профсоюзов, представителей СМИ).

С учетом подключения к инспекторам по охране труда выделяют следующие виды контроля:

  1. Административно-общественный (руководит бизнесом).
  2. Оперативный (выполняется специалистами по охране труда, руководителями подразделений, уполномоченными должностными лицами).
  3. Государственный аудит (так называют контроль со стороны представителей органов государственного надзора).
  4. Общественный (работу ОСМС контролирует комиссия, в состав которой входят представители профсоюза, выборных органов труда и работодателя).

На предприятиях проводятся следующие проверки безопасности:

  • текущий (ежедневный);
  • постоянный (во время производственной деятельности);
  • многоуровневый (многоступенчатый) – последовательная проверка соблюдения требований безопасности.

Никаких законодательных указаний относительно количества уровней надзора за безопасностью не существует. Закон о труде (статья 212) лишь гласит, что каждый работодатель обязан обеспечить эффективную работу СУОТ.

На практике применяют 2, 3, 4-ступенчатое регулирование. При выборе количества ступеней учитываются характер деятельности компании, численность сотрудников, структура и расположение подразделений и условия труда.

В небольших организациях со штатом менее 200 сотрудников (например, школы, медицинские учреждения) чаще всего применяется двухступенчатая система проверок охраны труда.

На предприятиях, состоящих из разных подразделений, расположенных на общей территории, а также в строительных организациях, как правило, применяется 3- и 4-ступенчатый контроль.

4-уровневая система особенно удобна для крупных организаций с большим количеством сотрудников, разветвленной структурой, наличием региональных отделений и внешних рабочих мест (отделы железной дороги, МЧС).

Частота контроля

В зависимости от периодичности проверок различают следующие виды контроля работы:

  • постоянная – ежедневная проверка соблюдения требований охраны труда в процессе производства (контролируется состояние оборудования, защитных систем, проверяется наличие защитной одежды, средств индивидуальной защиты и средств пожаротушения);
  • оперативный – периодический контроль условий труда, осуществляемый руководителями и представителями профсоюзов (оценивается санитарное состояние рабочих мест и наличие инструментов);
  • выборочная – проводится один раз в месяц специалистом по охране труда совместно с начальником отдела (исследуется соблюдение норм и инструкций по охране труда).

Контрольный журнал

Документ является одной из важнейших составляющих трехступенчатого контроля охраны труда – в нем фиксируются результаты всех проверок и выявленные нарушения.

Он должен содержать следующую информацию:

  • номер сцены;
  • дата проведения проверки;
  • перерывы, недостатки;
  • Полное имя лица, ответственного за устранение;
  • корректирующие действия и их сроки;
  • Полное имя лиц, контролирующих исключение;
  • отметка об устранении с датой и подписью ответственного лица.

Трехступенчатый контроль по охране труда

Наиболее распространенным в промышленном секторе, строительстве, финансах и на транспорте является 3-х ступенчатый надзор с использованием ОСМС.

Трехступенчатый контроль за охраной труда на предприятии – это вид административно-общественного надзора, совокупность последовательных проверок охраны труда в отдельных подразделениях. Цель – оценка соблюдения норм охраны труда, отраслевых и ведомственных стандартов безопасного труда.

Задачи

Основными задачами трехступенчатого контроля ОТ являются:

  • контролировать выполнение мероприятий по охране труда на всех производственных объектах;
  • оценка эффективности работы специалистов ОСМС;
  • выявление и устранение нарушений безопасности, устранение недостатков в обустройстве рабочих мест, улучшение условий труда.

Что включено в понятие

Суть и необходимость многоуровневого контроля рассмотрены в Типовых положениях по охране труда, промышленной безопасности и охране труда (п. 55), утвержденных приказом Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н. Трехступенчатый контроль – контроль безопасности труда, осуществляемый руководством предприятия и членами рабочего коллектива.

Контроль осуществляется на 3 уровнях:

  • в коллективах и сменах;
  • во всех цехах и отделениях;
  • о компании в целом.

1-я ступень

Контроль за условиями труда и соблюдением требований охраны труда осуществляется непосредственно на рабочих местах. Проверка проводится ежедневно начальником цеха или смены, мастером (руководство 1-го уровня). Обнаруженные отклонения немедленно устраняются, а результаты проверок фиксируются в журнале.

2-я ступень

Проверка охраны труда на отдельных производствах осуществляется комиссией, в состав которой входят руководители 2-го уровня — начальники отделов, руководители технических служб, а также профсоюзы. Проверки проводятся не реже двух раз в месяц. Оценена эффективность мониторинга 1 этапа и реализации ранее рекомендованных мер.

Результаты записываются в журналы. Определены действия, необходимые для устранения недостатков, сроки и назначены ответственные лица.

3-я ступень

Проверяется состояние СУОТ во всей организации. В состав контрольной комиссии входят руководители 3-х уровней (директор предприятия, начальник производственного отдела, старший специалист по охране труда). Статус ОТ контролируется ежемесячно или ежеквартально. Анализируются результаты 1–2 этапов надзора, выполнение мероприятий, а также указания руководства и контролирующих организаций.

Результаты заносятся в журнал и составляется акт по охране труда.

Правовое регулирование

Требования к многоуровневому контролю приведены в ГОСТ Р 12.0.007-2009.

Требования по обеспечению безопасности труда изложены в ТК РФ (ст. 214), а также в Приказе 776 Минтруда РФ, Положении об обеспечении охраны труда (Приказ 438).  

Методика мониторинга БГТ не регулируется законом; методы контроля выбираются работодателями с учетом развития специалистов ВНТ.

Компании разрабатывают положения о порядке проведения проверок, количестве уровней, формах журналов и порядке их заполнения. При разработке используется ведомственная и отраслевая документация по охране труда, например приказы Минтруда:

  • 883 от 21 декабря 2020 г. – в стадии строительства;
  • от 25 сентября 2020 года № 652 – о эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • №721 от 13.10.2020 – на обслуживание автостоянки метрополитена;
  • № 1101 от 23 декабря 2014 года – на выполнение электрогазосварочных работ.

На заметку. Положение о порядке контроля за безопасностью труда является внутренним нормативным документом. Соблюдение утвержденной методики является обязательным. Для проведения проверок на всех уровнях назначаются ответственные специалисты.

Организация

Для организации контроля безопасности труда необходимо определить количество, а также содержание, периодичность и периодичность проверок. Необходимо учитывать:

  • характер производственной деятельности;
  • человеческие ресурсы компании;
  • типы устройств;
  • возможность различных видов управления.

Комментарий. Неоправданно сложная структура контроля может снизить качество из-за формального внедрения контроля и нехватки материальных ресурсов для осуществления различных мероприятий.

При небольшом штате сотрудников (например, 50-70 человек) может подойти двухуровневый вариант. В котором:  

  1. Директор ежедневно проверяет состояние рабочих мест, выявляет нарушения и дает указания по устранению недостатков.
  2. Комиссия по охране труда (руководство предприятия и руководители цехов) раз в месяц тщательно проверяет условия труда. Они делают выводы о выполнении предыдущих поручений, ставят новые задачи по устранению недостатков, устанавливают сроки и назначают ответственных за выполнение.

Все результаты и планы действий фиксируются в журналах аудита.

Возможен также трехэтапный вариант:

  1. Руководитель (высшее должностное лицо) ежедневно проверяет готовность к выполнению работ в соответствии с нормами охраны труда. При необходимости устраняет недостатки.
  2. Руководитель подразделения (смены, отдела) контролирует состояние всех рабочих мест еженедельно или два раза в месяц.
  3. Комиссия по охране труда ежемесячно проводит надзор за охраной труда в этом ведомстве.

Для осуществления контроля необходимо:

  • разработать локальные нормативные акты на основе ГОСТов и соответствующих отраслевых директив;
  • издать приказ о проведении проверок и создать специальную комиссию;
  • создать журнал аудита безопасности труда с выбранными параметрами мониторинга;
  • подготовить форму для итогового акта.

Кого назначить ответственным

Ответственность за процедуру надзора несет работник, прошедший специальную подготовку по программе для специалистов по охране труда высшей категории.

Такой человек должен понимать структуру службы охраны и иметь достаточный опыт работы в этом бизнесе.  

Важно, чтобы он хорошо знал технологию производства, компьютерную технику и законодательство по охране труда.

Основными ошибками работодателей являются:

  • возложить ответственность за контроль за охраной труда на лиц, не имеющих опыта работы на данном производстве и в области охраны труда;
  • назначение ответственных за контроль без учета различий в специфике отдельных подразделений и необходимости распределения задач между несколькими специалистами;
  • слабая мотивация работников к осуществлению качественного контроля охраны труда и техники безопасности.

Что необходимо проверять

Для того чтобы проверка по охране труда была эффективной, необходимо четко определить круг решаемых задач на каждом уровне.

Необходимо систематически проверять следующее:

  • техническое состояние рабочих мест и оборудования;
  • наличие сертифицированного инструмента и оборудования;
  • использование специальной одежды, защитной обуви и защитных средств;
  • соблюдение технологий производства и правил техники безопасности;
  • соблюдение законодательных требований по охране труда;
  • устранение нарушений, выполнение приказов и распоряжений по улучшению неудовлетворительных условий труда, снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний;
  • решать спорные вопросы, связанные с безопасным трудом.

По первой ступени

В начале каждого рабочего дня старший менеджер, бригадир или начальник смены проверяет:

  • условия работы персонала, устранение предыдущих недостатков;
  • состояние рабочих и хозяйственных помещений (освещение, возможность свободного передвижения, хранение опасных веществ на складе);
  • наличие спутников, защитных ограждений, сигнализации;
  • удобное в обслуживании оборудование, подъемное оборудование, транспорт;
  • наличие необходимых инструментов;
  • соблюдение правил и норм хранения сырья и готовой продукции;
  • соблюдение требований по работе с электрооборудованием и горючими материалами;
  • наличие разрешений на выполнение опасных работ.

Инспектор заполняет журнал 1-этапа и вносит информацию о выявленных недостатках. О результатах докладывает руководителю отдела. При обнаружении грубых нарушений, которые не могут быть немедленно устранены, работы останавливаются для предотвращения несчастных случаев.

По второй ступени

Процедуру проводят не реже 2 раз в месяц. Начальник цеха, строительной площадки отделения РЖД:

  • проверяет наличие инструкций по охране труда в подразделениях организации;
  • изучает результаты проверок 1 этапа;
  • анализирует бухгалтерские записи, выполнение предписанных мероприятий, распоряжения руководства и надзорных комиссий;
  • оценивает эффективность запланированных мероприятий при анализе чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечивает исправность оборудования, соблюдение технологических регламентов, планов ремонтов и профилактических осмотров оборудования;
  • проверяет наличие сигнальной разметки, предупредительных знаков, средств пожаротушения, контрольно-измерительных приборов и средств обеспечения безопасности;
  • осматривает каюты и санитарные помещения;
  • анализирует соблюдение режима труда и состояние дисциплины.

Инспектор отмечает любые недостатки в протоколе и готовит отчет для Норвежской инспекции труда.

По третьей ступени

Не реже одного раза в квартал комиссия, в состав которой входят директор, главный инженер, специалист по безопасности, руководство технической службы, а также должностное лицо профсоюза, проверяет:

  • организация текущего контроля предыдущих уровней;
  • заполнение журналов;
  • реализация мер, принимаемых по результатам расследования происшествий и происшествий;
  • реализация ранее запланированных мероприятий по улучшению условий труда;
  • техническое состояние помещений, зданий, территории предприятия;
  • соблюдение требований, указанных в приказах, а также требований ГОСТ и других нормативных документов;
  • частота брифингов;
  • организация очного или заочного обучения работников правилам безопасного труда (например, на интернет-платформе системы дистанционного обучения СДО).

Результат проверки заносится в журнал проверок и составляется отчет. Вопросы охраны труда обсуждаются с руководством различных подразделений, разрабатывается программа мероприятий по устранению выявленных недостатков и наказанию виновных в нарушениях.

Отдаются приказы наказать или наградить отдельных лиц.

Оформление документов для трехступенчатого контроля по охране труда

Разработку и внедрение документации по 3-ступенчатому надзору (положения, приказы, законы и журналы проверок) осуществляют:

  • менеджер компании;
  • сотрудник возглавляет ОСМС;
  • руководитель профессионального комитета или иного представительного органа работников общества.

Положение о трехступенчатом контроле

В этом документе кратко описывается структура контроля и обязанности лиц, ответственных за проверку. Здесь указаны основные виды деятельности и контролируемые характеристики (например, загрязнение воздуха, освещение рабочих мест). Установлена ​​трехуровневая схема контроля и меры административной или уголовной ответственности за нарушение требований.

Разработка регламента возложена на специалистов служб охраны труда и других технических служб. Содержание согласовывается с представителями рабочего коллектива.

Приказ о трехступенчатом контроле по ОТ

Форма приказа законом не определена. Примерный образец можно скачать на сайте.

Основная информация, которая должна быть включена в этот документ:

  • задачи контроля охраны труда на предприятии;
  • состав комиссии, осуществляющей проверку охраны труда третьего уровня (в том числе представители руководства и специалисты по труду);
  • сведения о руководителе комиссии (ФИО, должность);
  • график контрольных мероприятий;
  • срок действия заказа;
  • данные лицу, ответственному за исполнение.

Журнал трехступенчатого контроля

Это документ для фиксации результатов контроля 1, 2, 3 уровня. Запускается отдельно в каждом отделе. В журнале трехэтапного контроля охраны труда фиксируются данные текущих проверок, выявленных недостатков и плановых мероприятий. Форма выглядит примерно так:

Дата проверки ОТ

Этап

Недостатки, поломки

Устранение дефектов

Ответственность за меры по устранению недостатков

Проверять

Измерения

Сроки

Дата

Полное имя

Подпись

Полное имя

Подпись

                   
                   
                   
                   
                   

Правила 

На первом этапе результаты контроля, проводимого непосредственным организатором работ, фиксируются в журнале трехэтапного контроля. Информация вносится в начале рабочей смены или дня.

Фиксируются прогулы работников по болезни и их поведение на работе в состоянии алкогольного опьянения. Проверяется состояние рабочих мест, наличие инструментов, средств индивидуальной защиты, аптечек и т.д.

На втором этапе руководитель цеха (отдела) ежемесячно ведет журнал характеристик рабочих помещений (уровень шума, качество вентиляции, освещенность рабочих мест), делает отметки о наличии специальной одежды и исправности оборудования.

На третьем этапе запись заполняется председателем контрольной комиссии (ежеквартально). Изучал:

  • результаты контроля 1–2 этапов;
  • соблюдение норм (пожарных, технологических, санитарных, безопасности);
  • соблюдение регламентированного режима труда и отдыха;
  • соответствие работы требованиям инструкции.

Заполненный журнал хранится 10 лет. Его можно использовать для поиска причин аварийных ситуаций. Документ передается в Норвежскую инспекцию труда для проверки состояния охраны труда, выявления нарушений и вынесения рекомендаций.

Образец заполнения  

Журнал заполняется от руки, без исправлений.

На первом листе указывается название организации, конкретное подразделение и период заполнения.

В таблицу внесено:

  • порядковый номер и дата поступления;
  • номер сцены римскими цифрами (I, II, III),
    сводка выявленных нарушений, данные об устранении;
  • подписи проверяющего и лица, ответственного за решение проблем.

Функции журнала

Журнал выполняет следующие задачи:

  • отражает данные о неисправностях в структурных подразделениях предприятия;
  • отражает результаты действий, предпринятых для устранения неполадок;
  • показывает, насколько полно сотрудники и руководители подразделений знают положения по охране труда.

Кроме того, журнал может быть запрошен надзорными органами (инспекцией по охране труда) и на его основании, а также по результатам проверки сделать заключение о нарушениях в этой области и об их устранении.

Как правильно вносить записи в журнал

Форма документа не опропределяется законом. Компания может создать свою форму, главное, чтобы она отражала всю необходимую информацию и соответствовала стандартам ГОСТ по документообороту в компании. Заполните бумагу от руки. Исправления не допускаются.

На титульном листе указывается название фирмы или предприятия, структурного подразделения и период, в котором ведется запись.

Журнал трехступенчатого контроля охраны труда. Часть 1

Сам журнал представляет собой таблицу со следующими столбцами:

  1. Серийный номер товара.
  2. Номер шага (вставьте римские цифры).
  3. Дата проверки.
  4. Выявлены нарушения охраны труда и техники безопасности. Писать надо кратко, но при этом полностью отражать суть нарушения.
  5. Меры по устранению нарушений. Здесь необходимо перечислить, что должен сделать сотрудник, которому поручена эта задача.
  6. Ответственный за выполнение (ФИО и должность работника).
  7. Крайний срок.
  8. Ф.И.О руководящего состава, подписи.
  9. Отметка о завершении работы (ФИО лица, ее выполнившего, дата, подпись). В данной графе сообщает сотрудник, устранивший нарушения.

Журнал трехступенчатого контроля охраны труда. Часть 2

Журнал перед заполнением необходимо сшить и заверить: указать, сколько страниц в нем. Затем руководитель подтверждает этот факт: ставит свою подпись, указывает должность, ФИО и дату.

При его полном заполнении журнал должен храниться в организации в течение 10 лет, как и все документы, относящиеся к сфере охраны труда.

Акт

Составляется на заключительном этапе проверки ОТ. С результатами проверки можно ознакомиться здесь. Отмечаются участки, где выявлены нарушения, прописываются меры и сроки устранения недостатков, назначаются ответственные лица.

Мониторинг эффективности СУОР имеет большое значение для оптимальной, беспроблемной работы бизнеса. В организациях с большим количеством сотрудников наиболее приемлемой является трехэтапная схема проверки состояния здоровья (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально).

Контроль осуществляется по заранее разработанному положению, в котором отражены параметры, методы и порядок проверки. Результаты фиксируются в специальном журнале. По результатам третьего этапа контроля составляется отчет с рекомендациями по улучшению состояния охраны труда и промышленной безопасности на предприятии.

План мероприятий по устранению нарушений

На основании комплексного акта проверки составляется план мероприятий по устранению нарушений требований охраны труда и техники безопасности. Форма плана действий соответствует форме трехэтапного журнала контроля.

Отчет об устранении нарушений

Отчет об устранении нарушений необходим для контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе проверки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Инструкция по обращению с настенными маятниковыми часами с боем
  • Формоза инструкция по применению взрослым в таблетках
  • Настойка подорожника инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Инструкция по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации
  • Инструкция по эксплуатации стиральной машины индезит witl 106 на русском языке