Вопрос:
Ответ:
Для украшения поверхности изделия при инкрустации используют различные материалы, такие как дерево других пород, металлы, кость, перламутр, камни и другие. Выбор материала зависит от желаемого эффекта и стиля изделия. Инсерты из этих материалов врезают в углубления на поверхности основного изделия для создания декоративного эффекта.
Смотреть решения всех заданий с фото
Похожие
- 1. Какими материалами украшают поверхность изделия при инкрустации?
- 2. Что такое интарсия?
- 3. Как получить объёмное изображение в технике маркетри?
Инкрустация (позднелат. incrustatio — букв. покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.
Некоторые виды инкрустации имеют отдельные наименования: интарсия — инкрустация деревом по дереву, маркетри — инкрустация шпоном (интарсия и маркетри могут применяться для украшения какого-либо объекта, а могут применяться самостоятельно, для обеих техник требуется основа). Насечка — это вид инкрустации металлом по металлу, а также металлом по дереву, кости, рогу. Метод, при котором элементы мозаичного набора врезаются в толщу основы, также называется интарсией.
Инкрустация появилась на Древнем Востоке. Первоначально ею выделялись важнейшие детали украшаемых объектов: глаза статуй и бюстов, различные архитектурные детали. Позднее, уже в Древней Греции и в Риме, инкрустация становится одним из способов отделки изделий, выполненных из однотонного материала, например, белого мрамора.
Высокого уровня развития это искусство достигло в XI—XIII вв. в итальянской архитектуре. Используя античные традиции, мастера итальянского Возрождения украшают белокаменные постройки богатыми узорами, многочисленными панно, выполненными из разноцветного мрамора, драгоценных камней.
В настоящее время инкрустация используется для оформления прикладных предметов, окружающих человека в повседневной жизни. Наиболее интересна так называемая «флорентийская мозаика», используемая для украшения мебели и предметов домашнего обихода. Она выполняется из тонких пластинок разноцветных камней — яшмы, малахита, родонита, лазурита.
Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева. Маркетри (от франц. marquer — размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.
Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных.
В маркетри объединены два процесса: интарсия — врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание — наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри.
Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.
Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.
Прослеживая эволюцию искусства маркетри, можно видеть, как постепенно из утилитарного, прикладного направления выделяются произведения, имеющие самостоятельное художественное значение, приобретшие свойства картины как формы изобразительного искусства. Все это позволяет говорить о формировании нового, самостоятельного вида изобразительного искусства — живописи маркетри. По сравнению с другими видами живописи, особенности живописных работ маркетри связаны с художественными и пластическими качествами дерева. Краски можно смешивать, получая различные цветовые оттенки, наносить их мягко с тончайшими переходами от цвета к цвету. В маркетри изображение возникает вследствие использования природной палитры — цвета, текстуры и энергетики шпона различных видов деревьев. Природа сама, как Великий Мастер, дарит Вам прекрасную палитру дерева. В умелых руках художника эти краски превращаются в чудесные творения.
Итак, что же делает мастер, чтобы в результате получились нарды или шкатулку в технике маркетри:
Сначала определяется рисунок, который будет изображен на изделии. Берется картина, фотография, изображение в газете или интернете, — да любая картинка. На основе этой картинки прорисовывается предварительный макет. Макет может не на все 100 процентов соответствовать первичному материалу, — многие детали добавляются и изменяются мастером в процессе прорисовки для добавления выразительности готовому изделию.
Далее готовый эскиз масштабируется под требования готового изделия и переносится на миллиметровую бумагу. Отталкиваясь от того, какой сложности должна быть законченная работа, мастер растушевывает этот эскиз на более темные и более светлые детали с количеством полутонов доходящим до сотни. На следующем этапе каждому полутону подбирается свой шпон. Зачастую, истинный художник своего дела подбирает шпон уже сложив в уме общую картину. И критериями в этом случае выступает уже не сорт древесины, а её тон и направленность (рисунок) волокон.
Следующим шагом, детали готового макета переносятся на листы шпона. Сначала делается основной фон, в который затем врезаются более мелкие детали. В подавляющем большинстве случаев для России фон делается из «красного дерева» или «ореха». Просто эти слова у всех «на языке» и так проще доносить ценность того или иного изделия. На самом деле, шпона с названием «красное дерево» или «орех» не существует. Это категории шпона: орех бывает европейский, бывает американский, бывает дальневосточный; опять-таки, важно какая часть ореха используется — корень или стволовая древесина. С красным деревом ситуация ещё интереснее: красное дерево — это сборное название для группы различных древесины.
В подавляющем большинстве случаев, элементы рисунков в изделиях, выполненных в технике маркетри, вырезаются вручную ножом. Причем существует серьезная разница между вырезанием деталей из шпона твердых и шпона хрупких пород древесины, между вырезанием простых геометрических фигур и произвольных кривых. Чтобы скрыть стыки деталей кромки шпона вырезают не под прямым углом, а с небольшим наклоном. Знание всех нюансов того как нужно наклонить нож и как распределить усилие с тем, чтобы не порвать драгоценную древесину отличает истинных мастеров.
Дальше, после выпиливания всего набора деталей, их собирают в набор, склеивая специальным скотчем лицевые стороны. При склеивании важно следить за тем, чтобы между деталями не оставалось просветов. Проклеив рисунок по всем швам проводят первичный контроль качества: нельзя допустить таких проблем, как нахлест кромок деталей, зазоры между деталями, смещение текстуры, растрескивание шпона, неприклеенность скотча к шпону, ее сдвиги или морщинистость.
Тут надо заметить, что набор шпона может быть простым (волокна древесины в соседних деталях параллельны друг другу) или фигурным, когда волокна создают свой собственный геометрический рисунок.
Чтобы выровнять получившийся набор до идеально гладкого состояния его, предварительно промазав швы с внутренней стороны заполняющим составом и качественно подсушив, кладут проложив листами вощеной бумаги под пресс. Дня на два — на три.
После высыхания рисунок готов к наклеиванию на основу. В большинстве случаев, покупая изделие выполненное в технике маркетри или в технике шпонирования, Вы покупаете изделие не из массива дерева. Дело в том, что несколько десятков видов шпона, собранные в единый рисунок, не становятся от этого единым деревом, — каждая деталь по-своему реагирует на перепады температуры, влажности, давления, освещенности и т.п. А если ещё добавить основу, которая тоже будет «дышать», то создать из такого сочетания сколь угодно стабильное произведение не получится, — рисунок довольно скоро начнет коробиться. Основой служит либо фанера, либо оргалит, либо любая другая плита, не реагирующая на внешние факторы. Поверхность основы предварительно готовят, — устраняют вмятины, царапины, сколы и т.п. По общепринятым стандартам шероховатость основы не должна превышать 50 мкм.
Наклеивается рисунок с помощью ПВА дисперсии, — она не оставляет разводов на древесине, высыхая в бесцветную пленку. При наклеивании набора на большую заготовку во избежание коробления, с обратной стороны заготовки наклеивается компенсирующий слой шпона. Причем направление годичных волокон шпона компенсирующего слоя должно совпадать в преобладающим направлением волокон в рисунке. Наклеенный на основу рисунок оборачивают вощеной бумагой и помещают под горячий пресс до полного высыхания.
Готовый мозаичный набор освобождают от скотча, циклюют и шлифуют. Когда мастер остается доволен гладкостью и чистотой рисунка, набор отправляется на лакировку.
Каждый рисунок покрывается не менее чем тремя слоями нитроцеллюлозного лака. Каждый слой по отдельности и все изделие после сбора полируется.
Маркетри (франц. marqueterie) — художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с наклеиванием на основу. Основой является многослойная фанера или украшаемое изделие: мебель, пианино. Кусочки набора подклеиваются с обратной стороны клейкой бумажной лентой. Сам набор наклеивается лицевой стороной на основу под прессом.
Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пеленного шпона (шпон — тонкий лист древесины). С этого момента шпоном стали ценные породы древесины: черное, красное, розовое ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород.
Интересна технология получения самого шпона — древесный ствол, вращаясь вокруг продольной оси, по касательной обрезается острым ножом наподобие точилки для карандашей, правда «точилка» несколько покрупнее, называется лущильный станок (на больших листах фанеры заметны повторения рисунка или отверстий от сучков). Существуют также строгальные и фанеропильные станки.
В маркетри существуют два процесса. Интарсия — врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины. Облицовывание — нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.
Интарсия — фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. Интарсия, выполняется также, как и инкрустация.
Особенности интарсии: при интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия.
Пик расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине 15 в. работало более 80 мастерских. Мозаикой украшали в основном церковную мебель и утварь. Методами украшения служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись темные породы древесины. Для рисунка — светлые, и наоборот. Зародилась интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Древние греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом, квасцами, кипятили в краске. Изготовляли из кипариса, кедра так же саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы.
Наиболее ответственной и трудной задачей является художественное решение, композиция задуманного сюжета. Поэтому лучше сразу принять во внимание, что маркетри является видом декоративно-прикладного искусства, и исполнитель берет на себя задачи художника. Иной, более поверхностный подход к маркетри приведет или к творческому тупику, несмотря на многолетний практический опыт, или к несерьезной работе.
Зритель, рассматривая работу мастера и убедившись, что она выполнена из натуральных пород древесины, невольно заинтересовывается и проникается уважением к труду художника. Здесь сказывается не только то обстоятельство, что ручной труд и эстетически оценивается выше машинного, но также подсознательная оценка долговечности, надежности работы.
Маркетри с уточненным цветом фанерок
Цвет древесины сильно меняется после обработки поверхности набора в маркетри и покрытия ее лаком. При серьезной работе маркетрист, как художник, не будет удовлетворен процессом набора почти вслепую, когда настоящая цветовая композиция маркетри появится перед ним только после полировки лакового покрытия, а точнее, после того, как древесина под действием света и иных факторов устоится в цвете. Последнее замечание относится особенно к некоторым красным породам дерева, например, акажу. Цвет акажу за несколько месяцев темнеет до такой степени, что в сравнении с буком из более светлого превращается в более темный.
Такие досадные огрехи заставляют иногда предпринимать переделки в законченной работе: соскабливать в этом месте слой лака, делать замену частей набора и заново полировать.
Указанные недостатки можно почти полностью ликвидировать, если набор в маркетри вести из фанерок, уже предварительно слегка ошкуренных и покрытых двумя-тремя слоями лака. В этом случае, когда нужны будут иные цвета фанерок, предварительно не покрытых лаком, это можно сделать непосредственно перед их подборкой и наклеиванием.
Таким образом работа превращается в мозаичный набор. Как и в живописи, она требует более длительного времени, обязательной замены, часто неоднократной, ранее найденных участков цвета на новые после того, как будут выполнены в цвете соседние. Здесь будет действовать известный в живописи принцип отношения цвета: цвет данного участка зависит от цветового окружения.
Данный прием вызовет технические затруднения в наклеивании набора на основу, а также большую жесткость фанерок при резании.
После того как набор маркетри скреплен обычными бумажными подклейками с обратной стороны, его наклеивают лицевой стороной на плотную бумагу (ватман) с помощью резинового клея. Бумажные наклейки после этого счищаются, и набор наклеивается счищенной стороной, как обычно, на основу. В этом случае изображение после наклейки остается прямым, а не обратным, что также имеет свои преимущества при работе. Перед наклеиванием на основу надо внимательно просмотреть поверхность набора и прошлифовать фанерки с проникшим через них лаком.
Наклеенная резиновым клеем бумага легко снимается, набор выравнивается шлифовкой и обрабатывается также, как было описано выше. Возможные при этом посветления отдельных фанерок объяснимы: со временем они вернут тот цвет, который имели в момент набора (если, конечно, они были покрыты лаком задолго до набора).
Можно приобрести мебель, сделанную полностью из карельской березы или отделать стены панелями из ореха, правда, это достаточно дорогое удовольствие, которое не все могут себе позволить. Однако существует замечательный старинный способ, как создать изысканный интерьер, используя простые, а значит и значительно более дешевые, породы древесины. Сделать это можно с помощью маркетри.
Принцип маркетри состоит в наклеивании пластинок из ценных пород древесины на основу, представляющую собой простое дерево. Толщина пластинок составляет 1 – 3 мм, при этом они имеют разную текстуру и цветовую гамму. В результате создаются необыкновенной красоты мозаичные рисунки из тонких деревянных пластинок.
В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации. Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород.
Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. этого станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).
В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию. Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.
В XVIII веке техника маркетри дошла до России. Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II.
Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.
Наборной мозаикой украшали пол, двери, различные по форме и размерам столики, комоды, шкафчики. Именно благодаря выдающимся русским мастерам, которые создавали высокохудожественные произведения живописи, техника маркетри стала настоящим искусством.
Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы, и постельное белье из Иваново, были настоящими произведениями искусства.
В последнее время техника маркетри обретает былую популярность.Мебель, облицованная маркетри, выглядит очень стильно и красиво, но при этом стоит дешевле той, которая полностью изготовлена из массива древесины.
Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.
Сегодня с помощью наборной мозаики можно облицовывать не только мебель, но и создавать удивительной красоты панно и картины, стеновые панели, двери, витражи.
Мозаика — разновидность декоративно-прикладного искусства, в котором изображение (в виде орнамента или какого-либо сюжета) создаётся из кусочков стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы и др. Эти кусочки, плотно подогнанные друг к другу, выкладывают на украшаемую поверхность и скрепляют клеем, специальной мастикой, цементом и т. п. (рис. 88, 89).
Рис. 88. Римская мозаика
Рис. 89. Деревянная мозаика. Фрагмент комода XVIII в.
Орнамент — узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором (рис. 90).
Рис. 90. Мозаичные орнаменты
Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц.
В деревянной мозаике изделие составляют из кусочков различных (часто ценных) пород дерева. Мозаику применяют для украшения мебели, посуды, музыкальных инструментов, оружия, интерьеров зданий и сооружений. Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времён. В России периодом расцвета деревянной мозаики был XVIII в.
Наиболее распространёнными видами деревянной мозаики являются инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.
Инкрустация — украшение изделия из дерева, металла, кожи врезанными в его поверхность фигурными пластинами из различных материалов — перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней, которые образуют на поверхности рисунок или узор. На рисунке 91 показана шкатулка, инкрустированная перламутром.
Рис. 91. Деревянная шкатулка, инкрустированная перламутрам (а); фрагмент инкрустации (б)
Интарсия — вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки дерева разных пород, отличающиеся по текстуре и цвету. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте. Наивысшего расцвета интарсия достигла в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения в Италии. Вначале рисунки представляли собой различные орнаменты, которые становились всё более сложными и многокрасочными. Затем появились изображения улиц, городов, исторических событий, сцен из повседневной жизни.
В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отделывают предметы мебели. При этом часто подготовленные кусочки древесины не вставляют в углубления, а просто наклеивают на ровную деревянную основу, имеющую контуры будущей картины. На рисунке 92 представлено панно, выполненное в современной технике интарсии.
Рис. 92. Панно, выполненное в технике интарсии
Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально склеивают несколько слоёв древесины, имеющей различную текстуру и цвет (рис. 93, а, б). Получившиеся пакеты нарезают на блоки-бруски, которые комбинируют (подбирают) в соответствии с разработанным рисунком (рис. 93, в) и склеивают между собой (рис. 93, г).
Рис. 93. Получение декоративных пластин для блочной мозаики:
а,б — склеивание пакетов и нарезание их на блоки-бруски; в — подбор блоков-брусков для получения необходимого рисунка; г — соединение блоков-брусков на клею; д — пластины, нарезанные из полученного блока
Склеенный блок разрезают поперёк на тонкие пластины с одинаковым рисунком (рис. 93, д). Такими пластинами и украшают поверхность изделий, наклеивая их или вставляя в подготовленные для них углубления. После этого поверхность шлифуют и лакируют.
Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв. получила развитие в Италии, где наряду с древесиной в блоки вклеивались пластины из слоновой кости.
Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия.
Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона толщиной 0,5…3 мм ценных пород древесины и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород (рис. 94).
Рис. 94. Мозаичный набор в технике маркетри
Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась во всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.
Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя их определённым образом, можно создавать объёмные изображения, подобные показанным на рисунке 95.
Рис. 95. Мозаичный набор с объёмным изображением
Запоминаем опорные понятия
Мозаика, инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Найдите, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, мозаичные изделия, выполненные в технике инкрустации, интарсии, маркетри. Сохраните информацию в форме эскизов, фотографий и др. Подготовьте небольшое сообщение к следующему уроку.
Проверяем свои знания
1. Какими материалами украшают поверхность изделия при инкрустации?
2. Что такое интарсия?
3. Как получить объёмное изображение в технике маркетри?
Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§27. Технология изготовления мозаичных наборов
Создание мозаичного набора из шпона в технике маркетри включает две основные операции: изготовление элементов мозаики и соединение их в общий рисунок.
Материалы для маркетри
Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древесины. Шпон должен быть абсолютно сухим, чтобы не появлялись трещины после приклеивания набора к основе. Для мелких деталей применяют шпон из древесины со слабовыраженной текстурой: липы, груши, берёзы. Для более крупных — шпон из клёна, дуба, ореха, ясеня, вяза, палисандра, карагача и др.
Рабочее место и инструменты для маркетри
Рабочим местом является верстак или стол, поверхность которого должна быть хорошо освещена. Нарезать шпон следует на подкладных щитах размером примерно 600 × 400 мм, изготовленных из фанеры толщиной 8…10 мм или из отрезка доски из мягких пород древесины (липы, ольхи).
Основным инструментом для выполнения работ в технике маркетри является хорошо заточенный нож-резак (рис. 96, а).
Режущая кромка ножа должна быть остро заточена, так как плохо заточенный нож не будет резать волокна древесины, а будет их сминать.
Нож-пилка (рис. 96, г) служит для разрезания шпона на полоски вдоль волокон по металлической линейке.
Рис. 96. Инструменты для выполнения мозаичных наборов в технике маркетри:
а — ножи-резаки; б — шило; в — свёрла (спиральное с направляющим центром и перовое); г — нож-пилка; д — притирочный молоток; е — циркуль-резак
Притирочным молотком (рис. 96, д) разглаживают только что приклеенный к основе мозаичный набор (от середины к краям) для выдавливая из-под набора излишков клея.
Циркуль-резак (рис. 96, е) служит для вырезания кругов шпона.
Кроме этого, для мозаичных работ необходимы: металлическая линейка, угольник, циркуль, копировальная бумага или калька, лобзик, напильники, шлифовальная шкурка, струбцины, клей ПВА, бесцветный лак, кисти.
Выполнение мозаичного набора
Рисунок переводят на фоновый шпон через копировальную бумагу (рис. 97, а) или кальку.
Затем ножом-резаком вырезают из фона размеченный рисунок (рис. 97, б) и получают гнездо (рис. 97, в). Подготовленный фон с гнездом укладывают на шпон другого цвета и используют его в качестве шаблона для изготовления вставки. Кончиком ножа-резака (наклонённого внутрь гнезда) прорезают контур так, чтобы на шпоне вставки остались неглубокие надрезы (рис. 97, г). После этого фон с гнездом убирают и по полученным надрезам вырезают вставку.
Вставку помещают в гнездо фона (рис. 97, д) и скрепляют с лицевой стороны клейкой лентой или бумагой (рис. 97, е).
После того как набор высохнет, выполняют облицовывание основы. Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Для этого набор смазывают клеем, укладывают на основу — обычно лист фанеры — и разглаживают притирочным молотком, удаляя остатки клея. Затем набор для лучшего склеивания накрывают листом неплотного картона, помещают его между двумя щитами из древесно-стружечной плиты и стягивают щиты струбцинами.
Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шпона. Следует помнить, что шпон нельзя пытаться резать одним движением, так как он начнёт ломаться вдоль волокон. Надо, набравшись терпения, проводить линию реза несколько раз по одному и тому же месту, постепенно углубляясь в шпон. Тогда материал не будет расщепляться.
Полоски шпона нарезают по металлической линейке (рис. 98, а).
Рис. 98. Вырезание элементов мозаики:
а — полосок; б — треугольников; в — кругов и овалов; г — скруглений малого радиуса; д — тонких криволинейных полосок
Если, например, необходимо вырезать вставку в виде треугольника, то нож-резак перемещают от вершин его углов (рис. 98, б) к сторонам.
При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут вдоль волокон, а не поперёк (рис. 98, в). При вырезании кольца вначале прорезают внутреннюю окружность, а затем наружную. Если вставка имеет скругление небольшого радиуса, то вырезать её лучше так, как показано на рис. 98, г. Для получения сложных криволинейных контуров применяют шаблоны. Если необходимо получить тонкие полоски, их вырезают специальным двойным ножом-резаком (рис. 98, д).
Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бумагу. На лист плотной бумаги переводят рисунок, вырезают отдельные элементы мозаики и наклеивают их на бумагу вплотную друг к другу, заполняя весь рисунок. Готовый набор наклеивают на основу, и после высыхания клея бумагу слегка смачивают и удаляют.
Готовый приклеенный мозаичный набор обрабатывают шлифовальной колодкой с мелкозернистой шкуркой и покрывают бесцветным лаком.
Практическая работа № 29
Изготовление мозаики из шпона
1. Получите у учителя задание на изготовление мозаичного набора (например, одного из показанных на рисунке 99).
Рис. 99. Примеры изделий из шпона: а — шахматная доска; б — мозаичное панно
2. Подготовьте рабочее место и инструменты для изготовления мозаичного набора.
3. Подготовьте рисунок и переведите его на фоновый шпон.
4. Вырежьте элементы мозаики и наклейте их на основу.
5. На следующем уроке выполните отделку изделия лакированием. Сфотографируйте сделанное изделие и поместите фотографию в портфолио.
Запоминаем опорные понятия
Нож-резак, нож-пилка, притирочный молоток, циркуль-резак, облицовывание.
Проверяем свои знания
1. Почему шпон для изготовления мозаичного набора должен быть абсолютно сухим?
2. C какой целью подкладные доски-щиты, на которых разрезают шпон, должны быть из мягких пород древесины?
3. Для чего нож-резак при вырезании вставки наклоняют внутрь гнезда?
Домашнее задание
Читать § 26,27, в тетрадь ответить на вопросы в конце параграфов.
Инкрустация (от латинского incrustatio — «покрытие корой») — это техника украшения поверхностей предметов или объектов вставками из различных материалов. Инкрустация считается одной из древнейших разновидностей декоративно-прикладного искусства. Важная отличительная особенность этой техники заключается в том, что художник в процессе работы создает плоское, а не выпуклое изображение или орнамент.
Инкрустация. Церемониальная инкрустированная китайская фляга. III век до нашей эры
Инкрустация позволяет превратить самые обычные предметы быта в яркие и ценные шедевры искусства. Обеспеченные люди с удовольствием покупают такие вещи, чтобы подчеркнуть свой статус и индивидуальность в глазах окружающих.
Инкрустация. Андре-Шарль Буль. Инкрустированный стол, 1680
Виды инкрустации
Инкрустация объединяет большое количество разновидностей техник декорирования, которые классифицируются:
- По типу используемого материала (древесина, шпон, стекло, искусственный и натуральный камень, металлы и их сплавы, слоновая кость, керамика, перламутр, солома).
- По типу основы (на древесине, камне, металле).
- По способу крепления декора (наклеивание, обжигание, механическая фиксация).
- По сфере применения (для украшения предметов мебели, декора и быта, музыкальных инструментов, фасадов зданий, стен, полов и потолков помещений).
Инкрустация. Римская мозаика Улисса из Карфагена. II век
Наиболее распространенные виды инкрустации имеют собственные уникальные названия. К ним относятся:
- мозаика;
- интарсия;
- маркетри;
- дамаскинаж;
- чернь или ниелло.
Мозаика
Мозаика — это самая известная из разновидностей инкрустации, суть которой заключается в облицовке небольшими кусочками твердых материалов различных поверхностей. Эта старинная техника широко используется в строительстве при отделке стен и потолков и в наши дни.
Инкрустация. Стенная мозаика базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. XIII век
С древних времен мастера разных цивилизаций с помощью мозаики не только декорировали небольшие предметы, но и создавали монументальные художественные произведения — панно. Мозаичные стены, потолки и полы часто можно встретить в убранстве великолепных религиозных храмов и дворцов правителей во всех уголках Земли.
Инкрустация. Интарсия. Панель Сакристии Святой Мессы собора Санта-Мария-дель-Фьоре. 1468
Интарсия
Интарсия кардинально отличается от мозаики способом укладки декоративных элементов. Их не крепят на ровную поверхность, а размещают в специально подготовленных углублениях. В большинстве случаев по внешнему виду практически невозможно отличить интарсионный и мозаичный декор.
Инкрустация. Бенвенуто Челлини. «Сальера», 1543
Интарсия идеально подходит для соединения между собой разных по физическим свойствам материалов (например, камня или металла с древесиной). Размещение элементов отделки в углублениях значительно увеличивает прочность облицованной поверхности объекта или предмета. Эта техника широко используется при изготовлении роскошных предметов мебели, саркофагов и шкатулок. Гораздо реже ее применяют при декорировании стен зданий.
Инкрустация. Инкрустированный фасад мавзолея Итимад-уд-Даула в Агре. 1640
Маркетри
Суть древнего искусства маркетри заключается в облицовке поверхности изделия тонкими полосками шпона разных цветов. В этой технике обычно используются ценные породы древесины: самшит, платан, черное дерево.
Инкрустация. Маркетри. Картина неизвестного немецкого художника. XVIII век
С применением маркетри европейские художники издавна изготавливали корпусную и мягкую мебель, а также искусные картины. В большинстве случаев облицованную поверхность по окончании работы покрывают несколькими слоями лака для повышения прочности и долговечности предмета.
Инкрустация. Маркетри. Шкатулка эпохи Османской империи. XVIII век
Дамаскинаж
Дамаскинажем называют технику вставки тонких деталей из серебра или золота в углубления предметов, изготовленных из стали. Традиционно ее используют при создании элитного холодного и огнестрельного оружия, а также посуды и ювелирных украшений.
Инкрустация. Андре-Шарль Буль. Инкрустированные настенные часы. 1740
Уникальное искусство дамаскинажа с древних времен распространено в Японии, Малайзии и Испании. Великолепные орнаменты из драгоценных металлов на фоне темно окисленной стали выглядят очень красиво и высоко ценятся коллекционерами антиквариата.
Инкрустация. Пласидо Зулоага. Железный кассон. XIX век
Чернь
Техника чернения по серебру и другим цветным металлам значительно отличается от перечисленных выше видов инкрустации. В ее основе лежит принцип обжига в печи гравированной поверхности изделий, на которую художник наносит тонкий слой порошкообразной смеси сульфидов меди, свинца и серебра.
Инкрустация. Чернь. Русская табакерка с дальномером. XIX век
Под воздействием высокой температуры порошок расплавляется, заполняет углубления и прочно спекается с металлической основой декорируемого предмета. По этой технологии художники-инкрустаторы чаще всего изготавливают ювелирные украшения, картины, столовые предметы (чаши, тарелки и подносы).
Инкрустация. Японский нэцкэ из словой кости с инкрустированными перламутром глазами. XIX век
История инкрустации
Увлекательная история инкрустации насчитывает более 6 тысяч лет. Самые старинные из найденных археологами образцов инкрустированных артефактов созданы неизвестными мастерами шумерской и древнеегипетской цивилизаций. Уже в IV тысячелетии до нашей эры в этих регионах была широко распространена практика мозаичной отделки стен зданий.
Инкрустация. Японская лаковая обложка для фотоальбома с инкрустацией из слоновой кости. 1865
Во втором тысячелетии до н.э. египтяне освоили технику инкрустации чернью, которой они поделились со своими соседями по ближневосточному региону. Древние греки первыми научились делать прочные мозаичные полы из морской гальки. В Римской империи здания из кирпича и бетона мастера облицовывали мраморными пластинами, а инкрустированная мебель для знати была изготовлена в технике маркетри. Впрочем, искусство облицовки шпоном затем было надолго утрачено и возродилось лишь в конце XV века в Италии.
Инкрустация. Александр Саенко. «Встреча козака», 1924
Византийские монументальные памятники архитектуры невозможно представить сегодня без уникальных мозаик из цветной смальты (кусочков непрозрачного стекла), возраст которых составляет не менее 600 лет.
Инкрустация. Инкрустированная гитара Джерри Гарсиа. ХХ век
Технику дамаскинажа изобрели китайцы еще в V веке до нашей эры. Оттуда это искусство распространилось по всей Азии, а с началом эпохи арабских завоеваний проникло в Европу, на территорию Испании. Здесь в течение многих столетий исламские мастера передавали своим ученикам тщательно скрываемые секреты, а после завершения Реконкисты дамаскинаж взяли на вооружение уже христианские художники.
Инкрустация. Эусебио Зулоага. Инкрустированные аркебузы. XIX век
Интерес к инкрустации никогда не угасал, несмотря на появление новых видов искусства в разные исторические эпохи. И в наши дни над созданием уникальных декорированных шедевров неустанно трудятся талантливые художники во многих странах мира.
Самые известные инкрустаторы
Имена самых известных инкрустаторов хорошо знакомы не только коллекционерам антиквариата, но и многим обычным людям. Огромный вклад в развитие различных техник внесли такие мастера, как:
- Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) — знаменитый итальянский ювелир эпохи Ренессанса. При изготовлении украшений из золота и драгоценных камней мастер очень часто использовал технику инкрустации. К огромному сожалению, большинство произведений Челлини безвозвратно утеряны для потомков.
- Андре-Шарль Буль (André Charles Boulle) — гениальный французский художник. Современники называли его ювелиром мебели за изысканность работ, а в наши дни произведения искусства, созданные в стиле Буль, по праву считаются вершиной техники интарсии.
- Эусебио Зулоага (Eusebio Zuloaga) — испанский оружейный мастер, основоположник современного европейского дамаскинажа. Зулоага специализировался на создании уникального инкрустированного оружия — аркебуз, а три его сына стали известными художниками в сфере живописи, керамики и изделий из металла.
- Александр Саенко — украинский мастер декорирования предметов необычным материалом — соломой. Своим творчеством он доказал всему миру, что из обычной соломы человек способен создавать уникальные шедевры быта, мебель и даже монументальные художественные образы.
Инкрустация. Предметы современного декоративного искусства, изготовленные в технике дамаскинаж. XXI век
Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в онлайн-аукционах искусства. На сайте также можно напрямую купить картины у талантливых современных художников.
Связанные понятия
Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Инта́рсия (от итал. intarsio) — вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация, выполняемая деревом по дереву.
Перламу́тр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.
Террако́та (от итал. terra «земля, глина» + cotta «обожжённая») — керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Наклеиваются на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.
Упоминания в литературе
Древесина – материал настолько универсальный, что резчику по дереву доступно практически все, включая скульптуру (монументальную, станковую и мелкую пластику), произведения декоративно-прикладного искусства (предметы интерьера, архитектурные детали, украшения и пр.). Мастеру резьбы по дереву подвластны резьба объемная и рельефная, глухая и сквозная, мозаика и инкрустация и т. д.
В комплекс женского традиционного костюма включаются украшения: головные, шейные, нагрудные, ручные. Основным материалом служило серебро, для декоративного оформления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, особенно бирюза и сердолик, которым приписывалось магическое значение (приносит счастье, любовь; отгоняет злые силы, «дурной глаз»). Характерными приемами декорировки металлических украшений были скань с инкрустацией, гравировка, чекан и штамп, чернение.
Сакские мастера владели разнообразными технологиями: литьем, штамповкой, ковкой, гравировкой, пайкой. При изготовлении украшений использовались зернь, холодное золочение, инкрустация пастами и драгоценными камнями, а также такой необычный прием, как раскраска деталей в черный и красный цвета. Например, на перевязи кинжала алой краской заполнены углубления в клыках, глазах и когтях свернувшейся пантеры.
Художники Месопотамии уже в начале III тысячелетия до н. э. изготовляли литые бронзовые фигуры животных. В государстве Урарту (на территории Армянского нагорья) в этот же период древние мастера готовили художественные бронзовые отливки по восковым выплавляемым моделям. Древние греки при изготовлении художественных бронзовых изделий применяли ковку, штамповку, чеканку, волочение, тиснение, полировку, гравировку, инкрустацию, пайку, золочение, серебрение. В эпоху высшего расцвета греческой культуры, в середине I тысячелетия до н. э., созданы бронзовые статуи, красота которых поражает до сих пор. С древних времен бронзу применяли для изготовления денег.
Графика у эгейцев простирает свою власть даже на скульптурные произведения. Несомненно графичен рассмотренный раньше фриз из Тиринфа, представляющий охоту на кабана. На кинжале, найденном в Микенах, изображена инкрустацией охота на львов; суживающееся лезвие ограничивало художника определенным пространством; тем не менее мастер сумел искусно заполнить его и с большой находчивостью, вместо того, чтобы уменьшать фигуры по мере их приближения к острию (что встречается на некоторых эллинских изделиях), придал им соответствующие позы, заставив бегущих животных вытянуться в одну тонкую полосу[34]. На золотом бокале из Вафио чеканные фигуры быков исполнены вполне реалистично; но ряд фигур, обходящих весь сосуд, все же образует графически прекрасный орнамент. То же самое видно на большинстве чеканных произведений, инкрустированных предметов, на стенных рельефах и даже в цельных скульптурах. Такова, например, очаровательная фаянсовая группа из Кносса, представляющая козу с козлятами. Тела детенышей вытянуты мастером даже не вполне естественно, так чтобы получить изысканные кривые, венчаемые наверху волнообразной линией, которую образует рог козы-матери[35].
Связанные понятия (продолжение)
Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.
Глазу́рь (нем. Glasur, фр. glaçure) — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В древней Руси глазурь также называли поливой.
Позоло́та, или золоче́ние, — нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей мкм до нескольких мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях. Мастера, специализирующиеся на работах по золочению, называются позолотчиками.
О́никс (др.-греч. ὄνυξ — ноготь) также ногат и онихион — минерал, халцедоновая (волокнистая) разновидность кварца, в котором незначительные по количеству примеси создают плоскопараллельные окрашенные слои. Полосчато-окрашенную разновидность мрамора часто называют мексиканский оникс или алжирский оникс.
Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом (это старинный народный промысел).
Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.
Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.
Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается…
Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно…
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Рокайль (фр. rocaille, произносится «рокай»: мелкие камни, ракушки, кораллы) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Этим объясняется происхождение названия «рокайль». Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную…
Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Керамическая плитка, или кафель (от нем. Kachel), — пластины из обожжённой глины, на современном рынке чаще всего плоские и прямоугольной формы. Используется для облицовки стен и пола как внутренних, так и наружных помещений, может представлять собой как простые квадратные плитки, так и геометрически сложную мозаику. Керамическая плитка с выпуклой тыльной стороной, облегчающей её крепление, называется изразцами.
Алеба́стр (от греч. ἀλάβαστρος) — название двух различных минералов: гипса (диаквасульфата кальция) и кальцита (карбонат кальция). Первый — алебастр (алавастор), которым мы пользуемся в наши дни; второе — по большей части название материала в античности.
Сту́кко (стюк, итал. stucco, нем. Stuck) — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен, архитектурных деталей и скульптурного декора.
Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Папье́-маше́ (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Сма́льта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — цветное непрозрачное («глушёное») стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки. До начала XX века в русском языке слово могло также означать ярко-синюю краску, полученную из кремниевой кислоты и кобальта.
Хруста́ль (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24 % окиси свинца (PbO) (или окиси бария (BaO)). Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»). Добавка оксида бария в основном увеличивает только показатель преломления. Добавка оксида свинца также увеличивает пластические свойства стекла и, соответственно, возможности по его обработке — огранке, резьбе и т. п. Огранка хрусталя…
Арабеска (итал. arabesco — арабский) — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать каллиграфические элементы на арабице. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм — сложно переплетённых стилизованных стеблей, листьев, цветков и других вегетативных и генеративных частей растений.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Стеклярус (фр. jais de verre) — стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити.
Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит…
Камея — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Противоположность интальо, которая выполняется в технике углублённого рельефа.
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей:5. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно…
Глиногипс (ганч, гажа, арзык, тюрк. ganch) — вяжущий материал, искусственная или (редко) природная смесь гипса (от 30% до 60% двуводного сернокислого кальция CaSO4•2H2O) и от 40% до 70% мелких частиц глины ( гажа, примеси кварца и кальцита, землистый гипс) или лесса (ганч, арзык). Строительный глиногипс — это продукт, который получают в результате обжига гипсового мергеля при температуре 160—250° и последующего измельчения его в порошок. В состав строительного глиногипса (кроме гипса и глины) входит…
Слоновая кость — драгоценный материал для выделки предметов роскоши, обычно из бивней слонов. Хорошо обрабатывается резцом и полируется. В настоящее время слоновая кость в основном используется для изготовления мелких резных изделий и украшений.
Ака́нт, также аканф (греч. ἄκανθος) — характерный рисунок украшений коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.
Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.
Эбе́новое де́рево, или Эбе́н, — чёрная (или чёрная с полосами) древесина некоторых тропических деревьев рода Хурма (Diospyros), произрастающих во влажных тропических лесах Западной, Центральной и Восточной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, на островах Индийского океана, в муссонных лесах Индии и острова Цейлон. Ядровая древесина без различимых годовых колец очень твёрдая и тяжёлая и относится к самым ценным древесным породам. Жёлто-серая заболонь, которую удаляют с дерева сразу после повала, может…
Шкату́лка (устар. ларе́ц, ла́рчик, бау́льчик, укла́дочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.
Релье́ф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона (то есть выпуклых объёмов). Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы…
Брошь (от фр. broche) — ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного — золота или серебра — и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию — например, застёжки.
Паркет — вид деревянного покрытия. В зависимости от типа исполнения паркетин различают: штучный паркет, щитовой и наборный.
Апплика́ция (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Бижуте́рия (от фр. bijouterie) — украшения из недорогих материалов. В производстве используются разнообразные металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стекла, пластмассы, керамики и др. По внешнему виду бижутерия может быть очень похожа на «настоящие» ювелирные изделия, но её стоимость гораздо ниже.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.
Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Лю́стра (фр. lustre, от лат. lustro — «освещаю») — подвесной потолочный светильник, предназначенный для создания бестеневого освещения (в отличие от точечного источника) помещений. Размеры люстры (расстояние между отдельными точечными источниками) и количество точечных источников света в ней определяют равномерность освещения помещения. Изначально в качестве источника света использовались свечи, сегодня чаще всего можно встретить лампы накаливания, люминесцентные лампы и светодиодные лампы.
Упоминания в литературе (продолжение)
В дизайне мебели декоративность стиля достигается в основном причудливостью линий, а не украшениями, резьбой и инкрустацией. Вы можете подобрать мебель с классическими прямоугольными формами или скругленными или изогнутыми линиями фасадов.
Существует несколько пород. Наиболее известно эбеновое (индийское) дерево. Древесина твердая, мелкоструктурная, трудно обрабатывается, дает блестящий срез. Относится к ценным породам. Употребляется в ювелирных изделиях, для инкрустации, в малой пластике. Хорошо обрабатывается бормашиной, рашпилями, шкуркой. Полируется до зеркального блеска.
В самом конце изучают состояние поверхности предмета. При этом визуально устанавливают природу лакокрасочного покрытия (вид лака, краски, позолоты) и его дефекты, состояние облицовочного слоя (наличие отслаивания, трещин, утрат и др.). Выявляют повреждения и утраты декоративных элементов (резьбы, инкрустации, фурнитуры). Очень важно установить, подвергался ли предмет в прошлом реставрации или ремонту, какие части его являются подлинными, какие были привнесены позже. Это, прежде всего относится к отделочному покрытию. Если возникает сомнение в том, что отделочное покрытие первоначальное, производят его зондаж механическим или химическим способом. Только после осмотра производят обработку материалов для последующей реставрации мебели. Некоторые способы обработки соединяют в себе способы консервации и декорации самой древесины.
Мозаичная картина или инкрустация из яичной скорлупы всегда создается на какой-либо поверхности для декорирования. Это может быть плита – основа из ДСП или фанеры, которую предварительно нужно загрунтовать клеем ПВА. Поверхностью для будущего декора способны стать куски толстого картона или пластмассы, окрашенные в черный цвет. Он будет хорошо контрастировать с мозаикой. Можно использовать мелованный картон от обувной коробки. Картон несложно покрыть цветной бархатной бумагой.
Для письменных занятий было популярно украшенное инкрустацией бюро красного дерева, которое закрывалось гибкой скользящей крышкой, набранной из тонких деревянных планок, скрепленных между собой шарнирами.
Зеркала зрительно увеличивают помещение, создают впечатление объема, делают дом светлее и просторнее, могут производить интересные иллюзии. Зеркальная поверхность, отражая реальные предметы, создает миражи и несуществующие пространства. Но помимо создания двойников, зеркало способно и, наоборот, прятать и скрывать предметы. Самый обычный комод, если он покрыт зеркальными пластинами, как будто исчезает, превращается в мираж. То же можно сказать и о тумбочках, перегородках, дверях. Зеркальные вставки и инкрустации используются в украшении мебели довольно давно. И теперь антикварные вещи, зеркальные вставки в которых испытали на себе разрушающее влияние времени, выглядят дорого, солидно и загадочно. Кто смотрелся в них? Трещины и потертости только подтверждают их подлинность и богатую событиями жизнь. В наше время, как уже говорилось, ценятся вещи «с прошлым», поэтому предметы со следами времени находят свое место и в современных квартирах.