Всем доброго времени суток!
Попробую описать как я менял рулевую рейку на своей ВАЗ 2115, может кому нибудь даст ответы на вопросы о замене рулевой рейки.
После 105тыс.км. пробега, рулевой рейки потихонечку пришёл трындец, начала постукивать на гравии, пока было время и средства решил с этим не затягивать и заменить её.Рем.комплект покупать было бессмысленно, так как его хватает не надолго!Не раз проверено на опыте моего отца, поэтому решил не повторять его ошибки.
Поехал в магазин за рейкой и купил себе Тольяттинскую рейку с рулевыми тягами.
Внимательно проверьте рейку в магазине!на наличие заводских наклеек, номеров, серий детали, наличие пломбы на гайке.
И так по порядку:
Желательно позвать помощника, особенно если вы делаете это в первый раз.
1) Ставим тачку на «маслы», с этим лучше не торопится, убедитесь что автомобиль имеет надежную опору, не соскочит когда вы будите откручивать гайки, усилий придется приложить много.
2) Снимаем оба колеса.
3) Из салона откручиваем стопорный болт рулевого кардана.и отверткой в указанном месте разжимаем скобу.тут без фанатизма.
4) Идем под капот и для удобства доступа к рулевой рейки откручиваем абсорбер, убираем его в сторону.
5) Расшплинтовываем гайку наконечника, и выбиваем наконечник от стойки, конечно нужно иметь специальный съемник, но я такими вещами не пользуюсь, привык сподручным способом, быстро и легко.
берем лом, вставляем его в распор, бьем по сошке стойки и наконечник вылетает!при определенной сноровки, данная процедура производится быстро. Не в коем случае не бить по пальцу наконечника! Вы повредите резьбу! А если соберетесь ставить новые то можно)!
6) Отворачиваем гайки крепления рулевой рейки, предварительно побрызгав вдешкой или жидким ключом(на любителя) и вынимаем рейку через правую(пассажирскую) сторону!
7) Сняв рейку с наконечниками, откручиваем их и считаем количество витков, для того что бы хоть как то выставить схождение и доехать до ближайшего сервиса!
берем новую рейку и вскрываем боковые заглушки, набиваем туда побольше литола(или другую альтернативную смазгу) так как там её не достаточно! Ходят слухи что этого делать не нужно, ну конечно, на сухую всё лучше трется;)
9) Тут начинается самое веселое!затаскиваем рейку обратно, наживляем с правой стороны крепления рейки, зовем помощника и пытаемся попасть в шлицы рулевого карданчика. Будьте внимательны, на рейке есть проточка, для стопорного болта, её нужно правильно состыковать с хомутом, иначе болт не залезет. Для облегчения можно забить зубило в хомут, тем самым разжав его, так шлицам будет легче войти, а потом в обратном порядке затягиваем все гайки и в путь до сервиса на развал\схождение
Ну вроде ничего не забыл!
Если возникнут вопросы, пишите!
Спасибо за внимание!
Удачи Вам в ремонте своих любимых машинок!)
В данном фотоотчёте подробно показано как заменить рулевую рейку на автомобиле ВАЗ 2109 и 21099. Симптомы, которые указывают на неисправную рулевую рейку, бывают разные.
Проверить рулевую рейку можно так: выставите колёса в нейтральное положение, затем, если после резкого поворота руля в левую или правую сторону слышен стук или потрескивание в районе рулевой рейки, значит пришло время замены. Также можно попробовать затянуть потуже гайку рулевой рейки, хотя помогает не всегда, к тому же это может привести к увеличению сопротивления при повороте руля.
Или же попробовать отремонтировать рулевую рейку, но для этого нужны навыки в проведении подобной процедуры, и кому интересно, как раз можно потренироваться на старой снятой.
Процедура замены несложная. Для неё желательно 2 человека, хотя можно справится и в одиночку.
Необходимые инструменты это: съёмник рулевой тяги, WD-40, пара плоских отвёрток и самый обычный набор гаечных ключей.
Если вы дополнительно заменили и рулевые тяги, то не забудьте сделать развал схождения.
Какую рулевую рейку ставить на ВАЗ 2109, когда производить замену?
Оригинальный номер рулевой рейки 21080-3400012-10, средняя цена 3462 руб.
Аналог:
- Trialli CR 108 — 2451 руб.
- Pilenga SR-P 1141 — 2436 руб.
- BM SR 2108 — 2887 руб.
Периодичность замены — проверка на каждом плановом ТО. Средний срок эксплуатации — свыше 100 тыс.км.
1
Прежде всего приподнимаем переднюю часть автомобиля, чтобы достичь полного вывеса обоих передних колес. Под задние колеса следует подложить противоскатные бруски.
2
Снимаем передние колеса. Заодно проверяем состояние пыльников на рулевых пальцах.
3
Теперь необходимо получить доступ к креплению рулевой рейки. Необходимо отсоединить адсорбер газов, а также сирену сигнализации, если она имеется и установлена именно в этом месте. Снимаем с адсорбера клему с проводами, и насколько позволяют шланги, отводим их в сторону.
4
После снятия этих узлов, доступ к креплению рулевой рейки свободен.
5
В случае установки б/у-шной рулевой рейки, стоит обратить внимание на состояние пыльника чехла и сайлентблоков рулевых тяг.
6
Теперь выставляем руль в нейтральное положение (когда колеса смотрят прямо). При помощи накидного ключа, либо головкой к карданным шарниром выкручиваем болт из шлицевого соединения, который находится около педального узла.
9
Очищаем от грязи узел крепления рулевой тяги к стойкам подвески автомобиля.
10
После того, как узлы креплений очищены, используя пассатижи вытаскиваем стопорный шплинт из соединения.
11
Откручиваем гайку рулевого наконечника.
12
Далее устанавливаем съемник.
13
Затягивая гайку съемника и аккуратно постукивая снизу по съемнику молотком до тех пор, пока пальца рулевого наконечника не выйдут из конусного соединения.
14
Теперь, вернувшись под капот, необходимо открутить гайки на рулевой рейке.
15
При помощи отвертки сдергиваем рулевую рейку с креплений.
16
Вытаскиваем ее через окно в нише колеса.
17
Приступаем к установке рулевой рейки. Для того, чтобы поймать необходимое среднее положение рулевой рейки, необходимо сначала установить рулевые пальцы в стойках, после чего в салоне устанавливаем вал на шлицы. Рулевой вал в салоне имеет свободных ход, благодаря чему можно легко установить его в необходимом положении. Будьте внимательны, в рулевой рейке есть выточка под болт хомута, и необходимо установить ее так, чтобы хомут оказался напротив выточки, это позволит без лишних усилий установить болт назад.
18
Теперь выполняем сборку всего рулевого узла в обратно последовательности.
Инструкция полезная?
Да
23
Нет
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Самостоятельная замена рулевой рейки на ВАЗ 2109 доступна любому водителю, хотя бы немного знакомому с ремонтом автомобилей и умеющему пользоваться гаечными ключами. Соблюдайте рекомендации из этой статьи, и все у вас получится.
Замена рулевой рейки ВАЗ 2109 рекомендована в тех случаях, когда восстановление этого агрегата обходится дороже покупки нового или подержанного, но в хорошем состоянии. Кроме того, эта операция потребуется тем, кто хочет модифицировать легендарную «Девятку», установив ей гидроусилитель.
Симптомы поломки рулевой рейки ВАЗ 2109
Чтобы рулевой рейки не оказалась напрасной тратой денег или времени, сначала убедитесь, что в машине присутствуют признаки, которые позволяют хотя бы примерно определить состояние узла. Вот наиболее важные признаки, сигнализирующие о возможной проблеме механизма:
- стук под левой стороной «торпеды» во время поворота руля или проезда по неровной территории;
- резко возросло усилие, необходимое для поворота руля (баранки, рулевого колеса);
- появился люфт руля или колес.
Внешняя разница между новой и бывшей в эксплуатации рулевой рейкой «Девятки»
Поскольку причиной этих проявлений могут быть и дефекты подвески ВАЗ 2109, то без полноценной диагностики ходовой части не обойтись. К примеру, стук может быть вызван изношенной шаровой опорой, причиной люфта колес нередко становится разбитый кардан рулевого вала, а то и изношенные ступичные подшипники.
Подготовка
Чтобы правильно и быстро провести замену рулевой рейки на ВАЗ 2109, необходимо выполнить комплекс подготовительных мероприятий:
- Провести диагностику ходовой, чтобы исключить другие причины появления симптомов неисправности этого узла.
- Отремонтировать ходовую часть, поменяв изношенные сайлентблоки.
- Провести новую диагностику. Если симптомы не исчезли, то снять рейку для проверки состояния и ремонта. Возможно, после небольшого восстановления ее замена не потребуется.
- Если ремонт невозможен или не имеет смысла, то приобрести новый механизм и все, что нужно для его установки.
Такой алгоритм сохранит вас от бессмысленного демонтажа рулевого устройства, но для его выполнения вам потребуются не только гаечные ключи, но и другое оборудование, в первую очередь яма в гараже или эстакада. Ведь проверить подвеску можно лишь тогда, когда авто стоит на колесах, а не висит на подъемнике или страховочных подставках.
Рулевая рейка является частью сложной системы передней подвески (ходовой части)
Кроме того, пока будет нормальный доступ к машине снизу, вы сможете проверить выхлопную и топливную системы, утечка дыма не так опасна, как утечка бензина, но и она снижает комфортность езды на ВАЗ 2109.
Запчасти
Список запчастей зависит от того, что именно вы собираетесь делать с рулевой рейкой ВАЗ 2109. Если вы планируете замену агрегата, то нужен новый или восстановленный механизм, если же вы собираетесь сначала хотя бы попытаться восстановить старый модуль, то сможете составить список только после разбора рейки и дефектовки всех компонентов.
Определившись со списком деталей, используйте онлайн каталог запчастей, чтобы определить артикул каждого элемента, это поможет вам правильно выбрать необходимое в магазине. Многие детали, например, те же пыльники, могут подойти от других машин производства АвтоВАЗ.
Инструменты и оборудование
Для замены или ремонта рулевой рейки на ВАЗ 2109 вам потребуется одинаковый набор оборудования:
- комплект накидных/рожковых ключей разных размеров для отворачивания гаек и болтов;
- трещотка или вороток с удлинителем и набором стандартных бит (головок);
- съемник пальцев наконечников рулевых тяг (в некоторых магазинах его называют съемником шаровых опор);
- любой препарат для откручивания закисших гаек;
- домкрат;
- баллонный ключ;
- две страховочные подставки (вместо них можно использовать широкие пеньки достаточной высоты);
- два противооткатных башмака (вместо них можно использовать кирпичи).
Съемник пальцев рулевых наконечников (справа)
Вне зависимости от того, собираетесь вы провести замену старой рулевой рейки ВАЗ 2109 на новую или провести ремонт, вам нужна будет твердая ровная площадка, желательно, асфальтированная или бетонированная. Кроме того, не лишним будет съемник ступичных подшипников, ведь пока машина вывешена, можно заменить эти компоненты, если они сильно изношены.
Порядок выполнения работ
Основной порядок действий, которые нужно выполнить для ремонта или замены рулевой рейки ВАЗ 2109 одинаков и, отличается лишь действиями после демонтажа узла. Его можно разбить на следующие этапы:
- Вывешивание автомобиля.
- Демонтаж агрегата.
- Ремонт рулевой рейки (если требуется).
- Подготовка новой рулевой рейки к установке.
- Установка нового механизма.
- Регулировка угла схождения.
- Финишная диагностика.
Этот алгоритм избавит вас от необходимости несколько раз выполнять одно и то же действие из-за того, что вы чего-то не предусмотрели, а также позволит заранее планировать его с учетом доступности запчастей и свободного времени.
Если вы решили сначала попытаться восстановить рулевую рейку, то, скорее всего, вам придется воспользоваться магазинами запчастей уже после демонтажа и разбора этого агрегата, ведь иначе вы не сможете определить, что именно требуется купить.
Вывешивание
Несмотря на то, что эта операция является самой простой, она же одновременно наиболее опасная, потому что неправильно вывешенная ВАЗ 2109 может упасть на вас, что, в лучшем случае, приведет к сильному испугу, а в худшем может смертельно травмировать. Поэтому к информации из этого раздела отнеситесь предельно серьезно.
Этот этап можно разбить на следующие действия:
- постановка машины на подходящую площадку;
- фиксация задних колес ручным тормозом и противооткатными башмаками;
- ослабление гаек передних колес;
- подъем передней части машины домкратом;
- установка страховочных подставок.
Для замены рулевой рейки автомобиля ВАЗ 2109 подойдет любая ровная площадка с твердым покрытием, но, желательно асфальтированная или бетонированная, ведь при работе на грунте домкрат может уйти в землю. Если бетонированной или асфальтированной территории нет, то под домкрат подложите крепкую доску толщиной 50 мм, площадь которой составляет хотя бы 400 см2 (20х20 см). Убедитесь, что на площадке нет уклона, если он есть, пусть даже всего 5 градусов, лучше найдите другое место. Если гараж достаточно широк, чтобы вы могли свободно работать вокруг машины, то используйте его пол.
Если нет страховочной подставки, используйте широкий пенек
Не пренебрегайте установкой противооткатных башмаков, потому что ручной тормоз не слишком надежен, а во время работы под машиной вам, возможно, придется прикладывать большое усилие, из-за чего транспортное средство может сдвинуться с места и опрокинуть даже подставки или пеньки. Кирпичи используйте лишь если рейку нужно снимать прямо сейчас, но, если демонтаж или замена могут подождать хотя бы час, не рискуйте и купите башмаки в ближайшем магазине запчастей. Подложите их под задние колеса, чтобы «Девятка» не покатилась назад и хорошо подбейте под покрышки.
Не пренебрегайте установкой башмаков, отказ от них может привести к падению машины и тяжелым травмам или гибели. Тем, кого не убедили наши слова, рекомендуем найти в интернете видео с последствиями падения машины с домкрата.
При выключенном двигателе попросите помощника включить пятую передачу и сильно нажать на педаль тормоза, затем баллонным ключом сорвите гайки передних колес, чтобы после можно было открутить их, придерживая покрышку рукой.
Подставьте домкрат в любое удобное место и поднимите свой ВАЗ 2109 на такую высоту, чтобы под нее можно было установить страховочную подставку. Если подставки нет, снимите переднее колесо и подложите его под машину. Затем эту же операцию выполните со второй стороны.
Демонтаж
Чтобы снять рулевую рейку с ВАЗ 2109 для замены или ремонта, действуйте так:
- Снимите передние колеса.
- Из салона открутите болт, фиксирующий карданчик и, стащите его вверх со шлицевого соединения.
- Поверните ступицы до упора влево или вправо, в зависимости от того, с какой стороны вы в данный момент находитесь.
- Полейте гайки пальцев рулевых наконечников препаратом для откручивания закисших гаек.
- Расшплинтуйте гайку пальца.
- Открутите гайку пальца.
- Выдавите палец из кулака с помощью съемника.
- Обработайте гайки, которыми рейка прикручена к кузову, препаратом, облегчающим откручивание, с обеих сторон (всего 4 гайки). Этой операцией можно пренебречь, если механизм недавно снимали для ремонта или обслуживания.
- Открутите эти гайки и вытащите агрегат через колесную арку автомобиля ВАЗ 2109 в любую сторону.
Пункты 3–7 выполняйте с каждой стороны машины.
Подготовка новой рейки к установке
Если вы решили, что замена предпочтительней ремонта и купили новую рейку, то сначала подготовьте его. Запчасти к автомобилям ВАЗ 2109 не без оснований ругают за низкое качество, поэтому лучше обслужить механизм перед установкой, чем уже через 10 тысяч км снова снимать его для ремонта. Осмотрите все пыльники, на них не должно быть повреждений, затем убедитесь, что шлицевой вал легко вращается, но, при этом у рейки нет люфта. Проверьте состояние пальцев рулевых наконечников, при любом подозрении произведите их замену на новые. Более подробную информацию о способах проверки этого узла вы найдете в статье Способы проверки рулевой рейки при покупке.
Установка новой рейки
Вне зависимости от того, ремонтировали ли вы старый механизм, или производите замену на новый, порядок установки одинаков и состоит из следующих этапов:
- Наденьте на корпус рулевой рейки ВАЗ 2109 фиксирующие хомуты.
- Вставьте механизм через колесную арку и расположите внутри защитного кожуха, не перепутайте направление, шлицевой вал должен быть с левой стороны.
- Поверните узел и наденьте хомуты на выступающие из кузова болты с любой удобной стороны, затем на половину закрутите их гайки. Обязательно используйте новые гроверные шайбы или самозатягивающиеся гайки, не экономьте на них.
- Наденьте хомут с другой стороны и закрутите, затем затяните гайки с обеих сторон.
- Вставьте пальцы рулевых наконечников в отверстия поворотных кулаков, затем затяните и зашплинтуйте.
- Наденьте и закрутите колеса.
- Выставьте колеса и руль в «ноль», наденьте карданчик на шлицевой вал и зафиксируйте болтом.
- Поверните руль до упора вправо, затем влево и снова выставьте в «ноль», убедитесь, что колеса тоже в нулевом положении.
- Уберите страховочные подставки, затем опустите ВАЗ 2109 на землю, чтобы затянуть колеса.
Проверьте ходовую часть на месте и в движении – если машина нормально рулит, а стуков нет, то вы все сделали правильно. Замена рулевой рейки ВАЗ 2109 удалась. После этого обязательно отрегулируйте развал и схождение колес.
Заключение
Самостоятельная замена рулевой рейки на ВАЗ 2109 доступна любому водителю, хотя бы немного знакомому с ремонтом автомобилей и умеющему пользоваться гаечными ключами. Соблюдайте рекомендации из этой статьи, и все у вас получится.
Содержание статьи
В данном фотоотчёте подробно показано как заменить рулевую рейку на автомобиле ВАЗ 2109 и 21099. Симптомы, которые указывают на неисправную рулевую рейку, бывают разные.
Проверить рулевую рейку можно так: выставите колёса в нейтральное положение, затем, если после резкого поворота руля в левую или правую сторону слышен стук или потрескивание в районе рулевой рейки, значит пришло время замены. Также можно попробовать затянуть потуже гайку рулевой рейки, хотя помогает не всегда, к тому же это может привести к увеличению сопротивления при повороте руля.
Или же попробовать отремонтировать рулевую рейку, но для этого нужны навыки в проведении подобной процедуры, и кому интересно, как раз можно потренироваться на старой снятой.
Процедура замены несложная. Для неё желательно 2 человека, хотя можно справится и в одиночку.
Необходимые инструменты это: съёмник рулевой тяги, WD-40, пара плоских отвёрток и самый обычный набор гаечных ключей.
Если вы дополнительно заменили и рулевые тяги, то не забудьте сделать развал схождения.
Какую рулевую рейку ставить на ВАЗ 2109, когда производить замену?
Оригинальный номер рулевой рейки 21080-3400012-10, средняя цена 3462 руб.
Аналог:
- Trialli CR 108 — 2451 руб.
- Pilenga SR-P 1141 — 2436 руб.
- BM SR 2108 — 2887 руб.
Периодичность замены — проверка на каждом плановом ТО. Средний срок эксплуатации — свыше 100 тыс.км.
Прежде всего приподнимаем переднюю часть автомобиля, чтобы достичь полного вывеса обоих передних колес. Под задние колеса следует подложить противоскатные бруски.
Снимаем передние колеса. Заодно проверяем состояние пыльников на рулевых пальцах.
Теперь необходимо получить доступ к креплению рулевой рейки. Необходимо отсоединить адсорбер газов, а также сирену сигнализации, если она имеется и установлена именно в этом месте. Снимаем с адсорбера клему с проводами, и насколько позволяют шланги, отводим их в сторону.
После снятия этих узлов, доступ к креплению рулевой рейки свободен.
В случае установки б/у-шной рулевой рейки, стоит обратить внимание на состояние пыльника чехла и сайлентблоков рулевых тяг.
Теперь выставляем руль в нейтральное положение (когда колеса смотрят прямо). При помощи накидного ключа, либо головкой к карданным шарниром выкручиваем болт из шлицевого соединения, который находится около педального узла.
Очищаем от грязи узел крепления рулевой тяги к стойкам подвески автомобиля.
После того, как узлы креплений очищены, используя пассатижи вытаскиваем стопорный шплинт из соединения.
Откручиваем гайку рулевого наконечника.
Далее устанавливаем съемник.
Затягивая гайку съемника и аккуратно постукивая снизу по съемнику молотком до тех пор, пока пальца рулевого наконечника не выйдут из конусного соединения.
Теперь, вернувшись под капот, необходимо открутить гайки на рулевой рейке.
При помощи отвертки сдергиваем рулевую рейку с креплений.
Вытаскиваем ее через окно в нише колеса.
Приступаем к установке рулевой рейки. Для того, чтобы поймать необходимое среднее положение рулевой рейки, необходимо сначала установить рулевые пальцы в стойках, после чего в салоне устанавливаем вал на шлицы. Рулевой вал в салоне имеет свободных ход, благодаря чему можно легко установить его в необходимом положении. Будьте внимательны, в рулевой рейке есть выточка под болт хомута, и необходимо установить ее так, чтобы хомут оказался напротив выточки, это позволит без лишних усилий установить болт назад.
Теперь выполняем сборку всего рулевого узла в обратно последовательности.
Замена рулевой рейки на ВАЗ 2109 еще один способ
При выходе из строя рулевой рейки, ничего хорошего с вашим автомобилем не произойдет. Потому желательно сразу при появлении первых признаков неисправности приняться за замену агрегата.
Признаки поломки
Изучив признаки появления неисправностей в конструкции рулевой рейки, вы сможете своевременно определить поломку и предпринять соответствующие действия по ее устранению.
Представленные ниже признаки неисправности могут указывать не только на поврежденную рейку, но также и на проблемы с рулевой колонкой, шаровыми опорами или тягами. Потому будьте внимательны.
Признак неисправности | Особенности |
Увеличивается свободный ход руля | Это говорит о том, что износился зубчатый сектор из-за попавшей в него грязи, пыли. Либо увеличился зазор между упорами рейки и самой рейкой. Потому зацепление рейки с шестерней уменьшается. Плюс подобный признак может указывать на износ сайлентблоков тяг или слабое крепление опор в поворотном кулаке |
Шумит или стучит около рулевого узла | Вероятнее всего, образовался зазор между рейкой и упором, либо износились пластиковые втулки. Стук — это также признак износа тяговых сайлентблоков, шаровых опор или ослабления фиксации вала шестерни к валу колонки |
Туго вращается руль | Тут можно говорить о вероятном повреждении втулки рулевой рейки, нарушении целостности подшипника вала шестерни. Но исключать поломку шаровой опоры, либо подшипников стойки также не стоит. |
Определив наличие признаков неисправностей, важно понять, что же именно стало причиной их появления.
Подготовка к ремонту
Поскольку речь идет о вмешательстве в рулевую систему, подвеску, подготовке должно быть уделено особое внимание.
- Если у вас будет подъемник или смотровая яма, выполнить операции вам удастся намного быстрее и проще, что самое главное.
- Обязательно обзаведитесь набором головок и накидных ключей. Без них работать крайне проблематично. Помимо ключей, вам потребуются кусачки, плоскогубцы, молоток, плоская отвертка и съемник для рулевых наконечников.
- Чтобы снять все крепежи, затянутые достаточно давно, точно не помешает баллончик с WD40. Он снимает окисления с гаек, удаляет ржавчину. Помимо всемогущего средства WD40, купите графитную смазку или солидол. Обработав ими крепежные элементы, вам удастся намного проще снять их в будущем.
- Наличие ветоши, щетки по металлу, свежего бензина или растворителя только приветствуется.
- Попросите своего товарища помочь в работе. В четыре руки поменять рулевые намного проще.
Непременно снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, дабы обесточить автомобиль. Короткие замыкание и перегорание проводки нам не нужно.
Вывешиваем ось
Чтобы безопасно и самостоятельно поменять рулевую рейку в условиях вашего собственного гаража, крайне необходимо грамотно и надежно вывесить переднюю ось автомобиля.
Порой этому вопросу не уделяют должного внимания, в результате чего автомобиль падает, это приводит в лучшем случае к повреждению элементов машины, а в худшем — к травмам самого ремонтирующего.
Дабы все сделать в соответствии с нормами безопасности, вам необходимо:
- Установить свой ВАЗ 2109 на ровную площадку. Обычно пол в гаражах достаточно ровный;
- Под задние колеса установите противокаты, башмаки, бруски или другие подобные средства. Каждое колесо заблокируйте спереди и сзади;
- Вытяните до упора ручной тормоз, чтобы застопорить колеса. Только прежде убедитесь, что ручник работает;
- Руль установите в нейтральном положении;
- Немного ослабьте затяжение крепежей на колесах;
- Переднюю часть автомобиля нужно поднять. Тут лучше использовать сразу два надежных домкрата;
- Около домкратов дополнительно поставьте металлические упоры, которые регулируются. Если специальных приспособлений нет, подойдет обычная колодка из дерева, доски или какой-то пень. Главное, чтобы при контактах с корпусом, когда вы его будете дергать, толкать, автомобиль не опрокинулся;
- Снимите полностью передние колеса и приступайте к замене рулевых реек.
Демонтаж
Прежде чем поставить новую рулевую рейку, необходимо избавиться от старой. Для этого:
- Доберитесь до места крепления рейки в подкапотном пространстве. Для этого вам вероятно придется снять сигнализацию и адсорбер газов, заодно демонтировав шланги.
- Отсоедините рейку от вала рулевой колонки. Перед этим снимается пластиковый кожух, закрывающий путь к шлицевым соединениям. Вал рейки освобождается путем откручивания одного болта.
- Далее снимаем рулевые наконечники с рычагов. Тут спешка вам может существенно повредить. Постепенно обработайте щеткой по металлу резьбовые соединения, палец наконечника и крепежную гайку. Затем нанесите на эти участки WD40. Дайте средству немного времени, чтобы вступить в реакцию. Затем можно плоскогубцами и отверткой извлечь шплинт из соединения. Как только растворитель подействует, гайки должны откручиваться без особых усилий.
- Если наконечник находится в нормальном состоянии, снимать с рычага стойки данный элемент рекомендуется съемником. Более варварский метод может привести к повреждению, потому придется менять и наконечники.
- Крепежи рейки открутите с помощью ключей. Их лучше заранее также обработать ВД40.
- Открутив гайки, подденьте рулевую рейку плоской отверткой, снимите ее со шпилек.
- Позовите напарника, чтобы совместными усилиями извлечь элемент через проем в колесной арке.
Сборка нового узла
Поскольку рейку извлекали вместе с тягами и наконечниками, перед процессом обратной сборки следует собрать конструкцию из новых деталей.
- Внимательно изучите состояние пыльника. Если защитный чехол имеет следы трещин, дефектов и прочих повреждений, пыльник подлежит замене;
- Чтобы заменить тяги или пыльник, открутите пару крепежных болтов, предварительно отогнув стопорную пластину отверткой или зубилом;
- Далее кусачками удалите хомуты, которыми держится пыльник;
- Снимите резиновую опору, распорное кольцо и демонтируйте поврежденный пыльник;
- Новые элементы устанавливаются в обратной последовательности.
Рулевые наконечники вполне можно поменять при установленной рейке. Пробраться к ним не так сложно. Но специалисты рекомендуют сразу обновить все элементы механизма, раз вы взялись за замену рейки.
Установка
Обратная сборка узла с уже новой рулевой рейкой выглядит так:
- Зачистите посадочное место, обработайте резьбовое соединение графитной смазкой или солидолом.
- С помощью напарника вставьте рейку в подкапотное пространство. Вращая рейку вдоль оси, вы сможете обогнуть все встречающиеся на пути препятствия.
- Когда вы насадите механизм на шпильки, наденьте хомуты и наживите крепежные гайки вместе с новыми шайбами.
- Не давайте помощнику уходить далеко, поскольку без второй пары рук вы не справитесь со следующим этапом. Один должен направить вал рейки в салон, а второй — соединить вал с крестовиной колонки. Следите за лыской на валу, дабы она совпала с отверстиями на муфте. Так вы сможете без проблем закрепить болт. После этого зажмите и установите пластиковую обшивку колонки.
- Закрутите гайки, крепящие рулевую рейку в подкапотном пространстве.
- Соедините рулевые наконечники с рычагом стойки и затяните соответствующие крепежные гайки.
- Не забудьте в обязательном порядке обработать резьбовое соединение с помощью графитовой смазки или обычного солидола.
По завершению замены рулевой рейки обязательно проверьте результат ремонта в движении. Для этого достаточно выехать на дорогу и посмотреть, как будет вести себя автомобиль с новыми рейками.
Замена рулевой рейки ВАЗ 2109 – процедура несложная. Для нее необходимы двое работников (однако, при ином раскладе можно справиться и одному), съемник рулевой тяги, несколько плоских отверток, стандартный набор гаечных ключей и ВДшка.
Но прежде, чем к ней перейти, давайте оговорим моменты, когда эту самую замену рулевой рейки следует производить. А он всего один: если вы слышите потрескивание либо стук в районе рулевой рейки в моменты резкого поворота руля влево или вправо при изначально выставленных в нейтральное положение колесах, рейку пора заменить. Можно, конечно, попробовать несколько туже затянуть ее гайку, но это далеко не всегда будет решением проблемы, а зачастую даже, наоборот, может привести к повышенному сопротивлению при поворотах руля (о том, как отрегулировать рулевую рейку, читайте по ссылке). Выходом из ситуации вполне может стать и ремонт рейки, но без особых знаний и навыков вам вряд ли удастся его произвести. Так что давайте остановимся на замене и определимся с ее этапами.