Как создать третейский суд пошаговая инструкция

С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о третейских судах) постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации.Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона о третейских судах определено, что постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.Таким образом, процедура образования третейского суда имеет заявительный характер, а после создания постоянно действующий третейский суд не является самостоятельным юридическим лицом и входит в состав организации, его создавшей.В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона о третейских судах в состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, включаются гонорар третейских судей; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора; расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства, а также иные расходы, определяемые третейским судом.При этом в случае если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что стороны несут расходы, указанные в п. 1 ст. 15 Федерального закона о третейских судах, то такие расходы включаются в состав расходов третейского суда.Учитывая изложенное, компенсация расходов, связанных с содержанием постоянно действующего третейского суда, осуществляется за счет средств, полученных в результате рассмотрения споров.В соответствии с положениями п. 2 ст. 3 Федерального закона о третейских судах постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, поскольку являются институтами правосудия гражданского общества, не обеспечиваемыми мерами государственного принуждения.В этой связи выполнение третейских функций не может относиться к основным видам деятельности государственных (муниципальных) учреждений, реализуемым в рамках государственных (муниципальных) заданий.Вместе с тем согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Если Вы удовлетворены ответом, нажмите пожалуйста плюс. 

С 1 ноября вступили в силу правила, согласно которым правительство будет разрешать или запрещать НКО открывать постоянно действующий арбитраж или предоставлять иностранным арбитражным учреждениям право действовать на территории РФ в качестве постоянно действующих.

Такое право будет предоставляться на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Этот совет был сформирован в сентябре этого года, в него входит 37 человек. В их числе оказались преподаватели вузов, представители крупнейших юридических и бизнес-объединений. Возглавил совет замминистра юстиции Михаил Гальперин (см. «Сформирован совет по третейским судам при Минюсте»).

Проект соответствующего распоряжения должен быть разработан Минюстом и направлен в Кабмин в течение 15 дней после получения рекомендации Совета, с приложением всех необходимых документов. Если НКО (иностранному арбитражу) отказывают в праве открыть постоянно действующее арбитражное учреждение, то правительство должно объяснить, почему приняло такое решение. А когда те устранят причину отказа, они могут обратиться с заявлением повторно. Чтобы депонировать правила такого арбитража, организации, при которой он создается, необходимо направить в Минюст их «бумажный» экземпляр с приложением копии на электронном носителе (эти правила должны буква в букву соответствовать тем, что были поданы в Совет по совершенствованию третейского разбирательства при получении рекомендации). Решение о депонировании или отказе в депонировании правил принимается в течение 10 дней с момента их предоставления в министерство.

Новые правила – это очередной этап реформы третейских судов, которая стартовала в сентябре. С начала осени арбитражи могут создаваться исключительно при некоммерческих организациях, получивших соответствующее разрешение от Минюста.

Ознакомиться с полным текстом постановления Правительства от 25 июня 2016 года № 577 «Об утверждении порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения» можно здесь.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

Новый закон о третейских судах: основные изменения и последствия принятия

12 декабря 2013 г. в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин указал на необходимость реформирования системы третейских судов в Российской Федерации. Во исполнение поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ Министерство юстиции РФ подготовило проект федерального закона «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и 17 января 2014 г. представило его на общественное обсуждение.

К наиболее обсуждаемым проблемам правового регулирования и функционирования третейских судов в России традиционно относят следующие: уведомительный характер создания третейских судов; отсутствие у третейских судов полномочия на выдачу исполнительных листов; отсутствие проработанной процедуры принятия обеспечительных мер; наличие так называемых «карманных» арбитражных судов; отсутствие в законодательстве реальных механизмов ответственности в сфере третейского разбирательства; наличие пробелов в правовом регулировании процессуальных вопросов ведения третейского процесса, снижающих его эффективность.

Разработанный Минюстом России законопроект призван разрешить перечисленные выше проблемы.
В настоящее время на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения размещен текст законопроекта в редакции от 14 апреля 2014 г. Теперь он называется «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Терминология
Прежде всего, законопроектом вводится новое наименование третейского разбирательства – арбитраж. Это нововведение направлено на унификацию принципов рассмотрения споров в арбитраже с нормами иностранного права.

Понятие «третейский суд» теперь означает состав суда (единоличный арбитр или коллегия арбитров), а не организационную форму способа разрешения спора. Данная новелла законопроекта направлена на устранение вероятной подмены понятий в связи с введением другого наименования третейского разбирательства.

Постоянные арбитражи и суды ad hoc

Законопроект традиционно предусматривает возможность создания как постоянно действующих арбитражных учреждений (далее – постоянные арбитражи), так и третейских судов для разрешения конкретного спора (ad hoc).

Ужесточение регулирования деятельности постоянных арбитражей направлено на борьбу с так называемыми «карманными судами», создаваемыми органами крупной компании и разрешающими значительное число споров, связанных с деятельностью компании, согласно специальному (подчас фактически навязываемому) условию заключаемых с контрагентами договоров.

Основные положения законопроекта, касающиеся деятельности постоянных арбитражей, сводятся к следующему:
– администрирование спора постоянным арбитражем должно предусматриваться соглашением сторон;
– постоянные арбитражи создаются в форме некоммерческих организаций (далее – НКО), не распределяющих прибыль между своими участниками;
– НКО, как только создаваемая, так и уже существующая, должна получить разрешение на осуществление функций постоянного арбитража. Такое разрешение выдается Минюстом на основании решения Межведомственного экспертного совета (он формируется Минюстом), т.е. вводится разрешительный порядок создания постоянно действующих арбитражей;
– НКО самостоятельно разрабатывают правила постоянного арбитража, утверждаемые при их создании. Изменения в эти правила вступают в силу и могут применяться только после обязательного депонирования их Минюстом.

Само по себе ограничение создания постоянных третейских судов, как представляется, не принесет ожидаемых результатов по усилению беспристрастности судей. По мнению профессора кафедры предпринимательского права НИУ ВШЭ А.Я. Курбатова, идея создания третейских судов в виде НКО сразу показала свою несостоятельность. Коммерческая организация должна сначала создать НКО, а затем уже суд при ней. Это запутает потенциальных участников третейского разбирательства, поскольку сами коммерческие организации в названии и учредительных документах суда значиться не будут.

Кроме того, коммерческие организации вправе в неограниченном количестве создавать суды ad hoc. И любой постоянный арбитраж сможет негласно оказывать содействие сторонам третейского разбирательства в создании судов ad hoc, но указываться в документах не будет.

Василий РАУДИН,

адвокат, член Адвокатской палаты г. Москвы,
руководитель группы Юридической фирмы «ЮСТ» по делам о банкротстве

Анна ПОПОВА,
юрист Юридической фирмы «ЮСТ»

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 11 за 2014 г.

Третейский суд как альтернатива арбитражу: плюсы и минусы

Третейский суд – это альтернативный способ разрешения споров, который часто рассматривается бизнесом как замена традиционному арбитражному суду. В отличие от государственного арбитража, третейский суд создается сторонами самостоятельно и работает на основе их соглашения. Это может быть удобным решением для экономических конфликтов – от взыскания долгов до споров по договорам. Однако у такого подхода есть свои преимущества и недостатки, которые важно учитывать перед выбором. В статье разберем, что такое третейский суд, как он работает, в чем его плюсы и минусы по сравнению с арбитражем, и почему юридическая помощь остается ключевым фактором успеха.

Что такое третейский суд

Третейский суд – это негосударственный орган, который рассматривает споры между сторонами на основании их добровольного согласия. В России его деятельность регулируется Законом «О третейских судах» (№ 382-ФЗ). Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить третейское соглашение – либо отдельный документ, либо пункт в договоре. Например, в контракте прописывается: «Все споры передаются в Третейский суд при Торгово-промышленной палате РФ».

Третейский суд отличается от арбитражного тем, что он не входит в государственную судебную систему. Стороны сами выбирают судей, правила и место рассмотрения. Решение третейского суда имеет такую же силу, как решение арбитражного, если оно утверждено государственным судом для исполнения. Это делает его интересной альтернативой для бизнеса.

Как работает третейский суд

Процесс в третейском суде начинается с согласия сторон. Если в договоре есть третейская оговорка, спор автоматически идет в этот орган. Стороны выбирают судью (или коллегию судей) из списка, предложенного третейским учреждением, или назначают своего арбитра. Далее:

  • Подается исковое заявление с описанием спора и требованиями.
  • Проводятся слушания – обычно в упрощенном формате, без строгих процессуальных норм.
  • Выносится решение, которое стороны обязаны исполнить.

Если должник отказывается выполнять решение, оно передается в арбитражный суд для выдачи исполнительного листа. Процедура гибкая, но требует четкого соблюдения условий соглашения.

Плюсы третейского суда

Третейский суд привлекает бизнес рядом преимуществ по сравнению с арбитражным процессом.

  1. Скорость рассмотрения
    В отличие от арбитражного суда, где дело может тянуться месяцами из-за загруженности, третейский суд работает быстрее. Сроки зависят от договоренности сторон и правил конкретного учреждения, но часто решение выносится за 1-3 месяца. Это экономит время, что особенно важно для бизнеса.
  2. Конфиденциальность
    Заседания в третейском суде закрытые, а информация о споре не публикуется в открытых источниках, как в «Мой арбитр». Для компаний, которые хотят сохранить репутацию или коммерческую тайну, это большой плюс.
  3. Гибкость процесса
    Стороны сами определяют правила: место, язык, сроки, количество судей. Например, можно выбрать онлайн-формат или упрощенную процедуру без лишних заседаний. Это делает процесс удобным и адаптированным под нужды бизнеса.
  4. Выбор судей
    В третейском суде можно назначить специалиста в конкретной области – строительства, торговли, IT. Это повышает качество решения, ведь судья разбирается в специфике спора, а не просто применяет закон.
  5. Меньше формальностей
    Третейский суд не связан строгими нормами АПК РФ. Нет необходимости в претензионном порядке, если стороны договорились об этом заранее. Это снижает бюрократию и ускоряет процесс.

Минусы третейского суда

Несмотря на плюсы, у третейского суда есть недостатки, которые могут стать проблемой.

  1. Зависимость от соглашения
    Без третейской оговорки в договоре спор нельзя передать в третейский суд. Если контрагент не согласен, придется идти в арбитражный суд. Это ограничивает применение метода.
  2. Риск необъективности
    Судьи в третейском суде выбираются сторонами, и есть вероятность, что одна из них попытается повлиять на процесс. Независимость арбитра – вопрос доверия, а не гарантия, как в государственном суде.
  3. Сложности с исполнением
    Решение третейского суда не исполняется автоматически. Если должник отказывается платить, нужно обращаться в арбитражный суд за исполнительным листом. Это добавляет этап и может затянуть взыскание.
  4. Ограниченная апелляция
    Оспорить решение третейского суда сложнее, чем арбитражного. Основания для отмены – нарушение процедуры или публичного порядка – встречаются редко. Если судья ошибся, исправить это почти невозможно.
  5. Дополнительные расходы
    Хотя третейский суд кажется дешевле из-за скорости, гонорары судей и административные сборы могут быть выше госпошлины в арбитраже. Затраты зависят от учреждения и сложности дела.

Когда стоит выбрать третейский суд

Третейский суд подходит не для всех споров. Его стоит рассмотреть, если:

  • Стороны заранее договорились о таком формате.
  • Спор конфиденциальный или технически сложный.
  • Важна скорость и гибкость.
  • Контрагент надежен и готов исполнять решение добровольно.

Для простых дел, вроде взыскания небольшого долга, арбитражный суд может быть проще и дешевле. Выбор зависит от обстоятельств, и здесь важно оценить риски.

Роль юридической помощи

Третейский суд кажется простым, но без юриста легко упустить ключевые моменты. Специалист помогает составить третейскую оговорку, выбрать надежное учреждение и судью, подготовить документы и выстроить стратегию. Например, неправильная формулировка соглашения может сделать решение недействительным, а слабая позиция – привести к проигрышу.

Юридическая помощь особенно важна при исполнении решения: юрист знает, как получить исполнительный лист и добиться взыскания через приставов. Без опыта в третейских судах бизнес рискует потерять время и деньги, даже выбрав этот формат.

Сравнение с арбитражным судом

Арбитражный суд – государственный орган с четкими правилами, публичностью и гарантией исполнения через приставов. Третейский суд – частный, гибкий, но менее предсказуемый. Арбитраж подходит для сложных или спорных дел с недобросовестными контрагентами, а третейский – для доверительных отношений и быстрого разрешения. Оба варианта требуют подготовки, но в третейском суде успех больше зависит от договоренности сторон.

Как подготовиться к третейскому суду

Чтобы использовать преимущества и минимизировать минусы:

  • Включите четкую третейскую оговорку в договор.
  • Выберите проверенное учреждение (например, при ТПП РФ).
  • Согласуйте правила и судей заранее.
  • Подготовьте доказательства и требования.

Юрист поможет избежать ошибок и сделает процесс эффективным.

Почему стоит обратиться в Saenko Group

Юридическая компания Saenko Group предлагает экспертную поддержку в третейских и арбитражных судах. Специалисты компании знают, как выбрать оптимальный путь разрешения спора, составить соглашение и защитить интересы бизнеса. Клиенты получают профессиональную помощь, которая минимизирует риски и повышает шансы на успех – будь то третейский суд или арбитраж. Обращение в Saenko Group – это уверенность в грамотном подходе и надежной защите.

Третейский суд как альтернатива арбитражу имеет свои плюсы – скорость, конфиденциальность, гибкость – и минусы – риски исполнения, ограниченная апелляция. Это инструмент для бизнеса, который ценит время и доверие, но требует тщательной подготовки. Юридическая помощь – не просто дополнение, а необходимость, чтобы избежать ловушек и добиться результата. Обратитесь в Saenko Group, чтобы использовать третейский суд с максимальной выгодой. Выбор формата – это стратегия, а не лотерея, и профессионалы сделают ее выигрышной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Капли в ухо лоротокс инструкция по применению взрослым
  • Элеовит 100 мл инструкция по применению
  • Компрессор для аэрографа jas 1203 инструкция
  • Галоперидол капли инструкция по применению детям
  • Гамавит инструкция по применению в ветеринарии для коз