Содержание
- Отличие от 44-ФЗ
- На кого распространяется закон 223-ФЗ
- Подготовка к закупочной деятельности
- Публикация сведений в ЕИС
- Самое важное для заказчика
- Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП |
Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион |
|
|
7 дней |
Запрос котировок |
|
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений |
|
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации. Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.
1. Введение: Основы 223-ФЗ
Что регулирует:
- Закупки организаций с госучастием >50% (госкомпании, естественные монополии, бюджетные учреждения).
- НПА:
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Постановление Правительства РФ № 616 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков».
Отличия от 44-ФЗ:
- Нет обязательных процедур — заказчик сам устанавливает правила в Положении о закупках.
- Больше гибкости в выборе поставщиков, но выше риски судебных споров.
2. Для заказчиков: Пошаговая инструкция
Шаг 1. Разработка Положения о закупках
Обязательные разделы:
- Способы закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок).
- Условия работы с МСП (квота 25%).
- Требования к участникам (лицензии, отсутствие долгов).
Пример структуры:
1. Общие положения.
2. Планирование закупок.
3. Порядок заключения контрактов.
4. Отчётность.
Срок: Публикация в ЕИС (zakupki.gov.ru) в течение 15 дней после утверждения.
Шаг 2. Формирование плана закупок
НПА: ПП РФ № 932 «О порядке планирования закупок».
Исключения:
- Закупки до 100 тыс. руб. (для организаций с выручкой до 500 млн руб.).
- Закупки до 500 тыс. руб. (для крупных компаний).
Пример плана:
Шаг 3. Выбор способа закупки
Основные методы:
- Электронный аукцион (для стандартных товаров).
- Открытый конкурс (для сложных проектов).
- Запрос котировок (быстрая процедура, срок — 5 дней).
Пример для РЖД:
- Аукцион на закупку IT-оборудования: начальная цена — 50 млн руб., шаг снижения — 1%.
Шаг 4. Публикация извещения
Обязательные данные:
- Техническое задание (без указания конкретных брендов).
- Требования к обеспечению заявки (0,5–5% от НМЦК).
- Сроки подачи заявок (минимум 15 дней для аукциона).
Пример ошибки: Указание «только трубы марки X» без обоснования → жалоба в ФАС.
Шаг 5. Заключение контракта
Условия:
- Срок подписания — 10–20 дней после публикации протокола.
- Обязательное включение пунктов о неустойке (0,1% за просрочку).
Пример контракта:
1. Предмет: Ремонт офисных помещений.
2. Цена: 15 000 000 руб.
3. Срок: 60 дней.
4. Обеспечение: 5% от цены.
3. Для поставщиков: Пошаговая инструкция
Шаг 1. Регистрация на ЭТП
Требуемые документы:
- Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
- Квалифицированная электронная подпись (КЭП).
- Доверенность на представителя.
Популярные площадки:
- Сбербанк-АСТ .
- РТС-тендер .
Шаг 2. Поиск закупок
Фильтры:
- Ключевые слова («строительные материалы»).
- Регион (например, Москва).
- Статус закупки (МСП, национальный режим).
Пример для МСП:
- НМЦК ≤5 млн руб. → обеспечение заявки не требуется.
Шаг 3. Подача заявки
Состав заявки:
- Техническое предложение (описание товара/услуги).
- Коммерческое предложение (цена, сроки).
- Документы, подтверждающие соответствие требованиям.
Пример для конкурса:
1. Техническая часть: 3 выполненных контракта в сфере IT.
2. Цена: 4 800 000 руб.
3. Обеспечение: 48 000 руб.
Шаг 4. Участие в процедуре
Для аукциона:
- Снижение цены шагами (0,5–5% от текущей минимальной).
- Побеждает участник с самой низкой ценой.
Пример:
НМЦК = 1 000 000 руб. → Победитель предложил 920 000 руб.
Шаг 5. Исполнение контракта
Этапы:
- Внесение обеспечения (если требуется).
- Поставка товара/оказание услуги.
- Подписание акта выполненных работ.
Пример графика:
- 01.10.2025: Подписание контракта.
- 15.11.2025: Поставка 100% товара.
4. Работа с МСП: Особенности
Квота: 25% годового объёма закупок.
Льготы:
- Сокращённые сроки оплаты (7 рабочих дней).
- Упрощённая документация.
Пример для «Росатома»:
- Заключено 28% контрактов с малыми предприятиями на поставку оборудования.
5. Нормативно-правовая база
- 223-ФЗ — основной закон.
- ПП РФ № 616 — правила ведения реестра недобросовестных поставщиков.
- ПП РФ № 932 — порядок планирования закупок.
- Письмо Минэкономразвития № Д28и-2732 — разъяснения по работе с МСП.
6. Примеры судебной практики
- Кейс 1: Поставщик оспорил отклонение заявки из-за отсутствия лицензии. Суд встал на сторону заказчика, так как лицензия была обязательна по Положению.
- Кейс 2: ФАС отменила закупку у единственного поставщика, так как заказчик не обосновал отсутствие конкурентов.
7. Полезные ресурсы
- ЕИС (zakupki.gov.ru) — официальный портал.
- ФАС России (fas.gov.ru) — обжалование действий заказчика.
8. Заключение
223-ФЗ требует от заказчиков тщательного планирования и прозрачности, а от поставщиков — внимания к деталям. Используйте и регулярно проверяйте обновления в ЕИС. Для успешного участия:
- Изучайте Положение заказчика.
- Соблюдайте сроки подачи документов.
- Минимизируйте риски через юридическую экспертизу заявок.
ВАЖНО: Все данные актуальны на 2025 год. Перед участием проверяйте последние поправки в законодательстве!
Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе. Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.
223-ФЗ о закупках простыми словами
Особенности госзакупок по 223-ФЗ
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
Минимальные сроки на подачу заявок
223-ФЗ о закупках простыми словами
Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:
Лучшие предложения по банковским гарантиям
Банк | Сумма обеспечения | Срок | Комиссия |
---|---|---|---|
Ингосстрах Банк | до 300 млн | до 3740 дней | от 2.3% |
МТС Банк | до 50 млн | до 1095 дней | от 2.7% |
ВТБ | до 100 млн | до 1885 дней | от 3% |
Сбербанк | до 100 млн | до 1861 дня | от 3.4% |
Банк ПСБ | до 250 млн | до 1888 дней | от 2.7% |
Банк ЗЕНИТ | до 1 млрд | до 3600 дней | от 3.2% |
Альфа-Банк | до 500 млн | до 3652 дней | от 3% |
- монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
- организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
- различные бюджетные учреждения.
Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.
Особенности госзакупок по 223-ФЗ
Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.
Виды закупок по 223-ФЗ
Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:
- Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
- Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
- Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
- Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
- Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.
Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.
Отличие от 44-ФЗ
Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.
В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.
Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.
Кто работает по 223-ФЗ
Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.
Требования к участникам
К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.
Необходимые документы
Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:
- паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
- регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
- документы, подтверждающие полномочия руководителя;
- налоговую или финансовую отчетность;
- документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
- при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.
Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.
Минимальные сроки на подачу заявок
Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.
Срок подачи заявки (рабочих дней) |
|
Для обычных участников |
Для субъектов малого и среднего бизнеса |
Аукцион, конкурс |
|
7 |
15 (для цены до 30 млн. руб.) 7 (для цены свыше 30 млн. руб.) |
Запрос предложений |
|
7 |
5 (ограничение по цене – 15 млн. руб.) |
Запрос котировок |
|
5 |
4 (ограничение по цене – 7 млн. руб.) |
Часто задаваемые вопросы
На кого распространяются требования №223-ФЗ?
Положения этого Федерального закона обязательны для выполнения компаниями, которые на 50% или больше принадлежат государству, а также монополиями, бюджетными учреждениями, организациями, работающими в регулируемых отраслях.
В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
Первое и главное отличие – жесткость предъявляемых участникам закупок требований. №223-ФЗ намного лояльнее и к заказчикам, и к поставщикам. Первые самостоятельно определяют большую часть условий тендера, от вторых требуется намного меньше для допуска к участию.
Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
Перечень способов организации и проведения тендера достаточно стандартен и включает: аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.
Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?
В их число входят ООО и ИП, подавшие заявку в форме и сроки, установленные тендерной документацией.