Как провести электронный аукцион по 223 фз пошаговая инструкция для заказчика

Подготовка к аукциону на электронной площадке согласно ФЗ-223

Такой аукцион осуществляется на одной из утвержденных платформ согласно ФЗ № 223 (ч. 3 ст. 3) и считается одним из конкурентных вариантов установления исполнителя договора.

Каждый участник закупки по 223-ФЗ должен соответствовать ряду требований. Они перечислены в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.

Ситуации, в которых предусмотрен аукцион, определяются положением планируемой закупки. Если для конкретных товаров такое положение не предполагает проведение аукциона, процедуру можно обжаловать согласно 223-ФЗ (ч. 2 ст. 2, ч. 9 и 10 ст. 3).

Заказчик обязательно должен учитывать утвержденный список товаров (услуг, работ), процедура закупки которых предусматривается исключительно в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223, постановление Правительства России от 21.06.2012 № 616).

Если закупка не обозначена в соответствующем плане, расположенном в ЕИС, ее проведение и заключение договора не допускаются. В случае внесения корректировок в план закупки аукцион разрешается осуществлять только после внесения этих изменений в ЕИС. Если этого не сделать, проведение аукциона по 223-ФЗ может быть обжаловано (ч. 5.1, 9, 10 ст. 3 ФЗ № 223).

Если аукцион проводится среди самозанятых лиц и компаний СМСП, нужно обязательно учесть особенности процедуры, определенные ФЗ № 223 (ст. 3.4). При этом закупка осуществляется в интернете и только на площадках, утвержденных распоряжением российского правительства от 12.07.2018 № 1447-р (ч. 10, 11 ст. 3.4 ФЗ № 223; п. 5 письма Минфина РФ от 02.10.2018 № 24-06-08/70718).

Порядок проведения согласно ФЗ № 223 аукциона на электронной платформе

Чтобы провести электронный аукцион по 223-ФЗ, нужно:

  1. Составить документы, определенные положением о закупке и согласно требованиям законодательства (ч. 9 ст. 3.2, ч. 5, 9, 10 ст. 4 ФЗ № 223):
    • проект договора, подлежащего исполнению;
    • извещение, прочие документы, требуемые для аукциона на электронной платформе.

В документации прописывают все нужные данные согласно положению заказчика и действующему российскому законодательству (ФЗ № 223). О проведении аукциона оформляется соответствующий приказ, если такая процедура предусмотрена положением.

  1. Составить протоколы, определить аукционного победителя (ч. 13, 14 ст. 3.2 ФЗ № 223).

Период проведения аукциона составляет от 15 календарных дней. Согласно ФЗ-223 (ч. 19 ст. 3.2) за указанный срок до завершения подачи заявок в ЕИС вносят проект договора, извещение и прочие документы. По усмотрению заказчика срок проведения аукциона по 223-ФЗ допускается увеличивать, так как он не регламентирован действующим российским законодательством.

Порядок составления извещения о выполнении электронного аукциона согласно ФЗ № 223

Согласно ч. 8, 9 ст. 4 ФЗ-223 в извещении указывают такие данные:

  1. О заказчике:
    • наименование организации;
    • почтовый адрес;
    • месторасположение (из ЕГРЮЛ);
    • контактный телефонный номер;
    • электронная почта.
  2. О предмете договора, установленных условиях:
    • наименование предмета закупки (краткое);
    • объемы поставки товара (услуг, работ);
    • начальная (максимальная) цена (НМЦ) договора;
    • куда планируется поставка товара или где будут проводиться работы, оказываться определенные услуги.
  3. О закупке:
    • вариант закупки;
    • порядок, даты (временной период) подачи заявок;
    • адрес электронной платформы (площадки);
    • порядок подведения итогов как аукциона, так и индивидуально каждого этапа.

Когда НМЦ договора составляет больше 5 млн рублей, допускается применение обеспечения заявки (ч. 25-27 ст. 3.2, п. 8.1 ч. 9 ст. 4 ФЗ № 223). Причем это должно быть предусмотрено положением о закупке.

Согласно п. 8.3 ч. 9 ст. 4 ФЗ № 223 в извещении обязательно указываются сведения о преимуществах (ограничениях, запретах), установленных для предмета закупки.

В документе нужно указать следующие данные:

  • варианты предоставления обеспечения (гарантии кредитного учреждения, денежные средства или другие способы), в т. ч. предполагаемые требования, условия;
  • сумма обеспечения заявки по 223-ФЗ при электронном аукционе;
  • порядок, сроки применения (возврата) обеспечения;
  • основания для отказа от возврата обеспечения (предоставление с нарушением обеспечения, уклонение от подписания договора и пр.).

Согласно ч. 27 ст. 3.2 ФЗ № 223 размер обеспечения не должен быть больше 5% НМЦ договора. Согласно разработанному положению сумму обеспечения заказчик определяет индивидуально.

Если запланировано обеспечение выполнения договора, в извещении прописывают точный размер, порядок, сроки, вариант предоставления обеспечения. Также согласно п. 8.2 ч. 9 ст. 4 ФЗ № 223 нужно указать в документе обязательство, которое является основным и обеспечение которого предусматривается, в т. ч. сроки его исполнения.

Размещать индивидуальным документом извещение не требуется, если этого не требует положение заказчика о закупке. Но этот документ обязательно нужно загрузить на официальный сайт и в ЕИС (п. 23 Положения № 908).

Составление документации согласно закону № 223 для организации аукциона на электронной платформе

Документацию для осуществления открытого аукциона в электронной форме по 223-ФЗ (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4) можно подготовить в виде комплекта, индивидуальным документом. В перечень документов обязательно должен входить проект договора, сведения, указанные в положении заказчика, информация о закупке из извещения и следующие данные:

  1. Описание предмета закупки, предъявляемые требования к товару (услуге, работе) согласно ФЗ № 223 (ч. 6.1 ст. 3) — функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные (если нужно) предмета закупки.
  2. Данные предмета договора, в т. ч.:
    • условия исполнения договора — например, порядок, сроки выполнения, место оказания услуг, проведения работ, доставки товаров;
    • НМЦ договора, разработанного заказчиком;
    • обоснования установленной НМЦ договора, включая обязательные платежи (налогообложение, пошлины таможни, страхование, перевозку грузов и прочие затраты в процессе его выполнения);
    • форма, сроки, порядок оплаты по договору.
  3. Требования к участникам, допускаемым к аукциону по 223-ФЗ по закупкам, и к их заявкам (установленной форме, указываемой информации). Документ обязан соответствовать требованиям законодательства (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, ч. 4 ст. 79 Закона об АО; ч. 3 ст. 46 Закона об ООО, письмо Минфина РФ № 24-02-08/73111 от 20.08.2020). В документах обязательно указывают, что к аукциону допускаются и организации, и физлица, в т. ч. ИП либо одновременно несколько лиц, которые выступают одним участником закупки (ч. 5 ст. 3ФЗ № 223).
  4. Требования к описанию поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, а также требования к описанию выполняемой работы, оказываемой услуги, их количественных и качественных характеристик.
  5. Сумма обеспечения, предусмотренного договором, сроки и порядок предоставления.
  6. Основное обязательство, исполнение которого обеспечивается, а также срок его исполнения.
  7. Период, правила представления разъяснений по документации, которые вправе запросить участники. Со дня получения такого запроса у заказчика есть три рабочих дня на то, чтобы дать требуемые разъяснения, учитывая положения ФЗ № 223 (ч. 2, 3, 4 ст. 3.2).
  8. Этапы прохождения аукциона по 223-ФЗ, предусмотренные положением, последовательность подведения итогов этой процедуры. Важно учесть право рассмотрения и принятия решения по заявкам, в т. ч. их отклонения (с указанием оснований для этого).

Согласно ФЗ № 223 отклонение первой части заявок осуществляется на основании норм положения закупок (ч. 1, 2 ст. 2 ФЗ № 223).

Основанием отклонения первых частей выставленных заявок, когда аукционными участниками могут стать исключительно самозанятые лица и СМП, считается указание в них информации об участнике, предлагаемой цене (ч. 21 ст. 3.4 ФЗ № 223).

Основания отклонения второй части заявки указываются согласно положению закупки, разработанному заказчиком (ч. 1, 2 ст. 2 ФЗ № 223), так как действующим законодательством они не предусмотрены.

Предъявленные участникам требования, которые не предусматриваются разработанной документацией, в т. ч. положением, и отказ по аукционной заявке без каких-либо законных обоснований можно обжаловать в суде или в ФАС (п. 4 ч. 10, ч. 9 ст. 3 ФЗ № 223).

  1. Аукционный шаг — сумма уменьшения минимальной стоимости предложения. Шаг аукциона по 223-ФЗ не установлен — составляет, чаще всего, 0,5–5% от установленной НМЦ договора.
  2. Конкретные даты рассмотрения аукционных заявок, анализа проведенного аукциона и определения победителя.

ВНИМАНИЕ! В закупочных документах для всех участников указывается единая НМЦ договора, независимо от того, какая система налогообложения к ним применяется. Также важно указать, включен ли в эту цену НДС или нет (письмо ФАС РФ № АД/66562/18 от 22.08.2018).

Согласно законодательству (ФЗ № 223 и № 44) также допускается применение требования об отсутствии данных потенциальных аукционных участников в Реестре недобросовестных поставщиков.

Целесообразно указывать в документации данные о сроках и последовательность (порядок) внесения в документы, извещение необходимых изменений. В ней указывают исключительно ту информацию, которая не противоречит положению о закупках. Если есть несоответствия, в качестве документа, регламентирующего закупку, используется положение (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223).

Согласно российскому законодательству документацию об осуществлении аукциона в электронной форме по 223-ФЗ (ч. 5 ст. 4) размещают вместе с извещением в интернете на официальном сайте, в т. ч. в ЕИС. Внесение осуществленных изменений (если положением и закупочной документацией это предусматривается) впоследствии допускается исключительно на эти же интернет-ресурсы и не позже трех календарных дней после принятия такого решения.

Правила составления проекта договора на основании ФЗ № 223 для электронного аукциона

Проект договора составляют с учетом потребностей заказчика, в том числе требований, приведенных в документах по закупкам, положении, извещении (ФЗ № 223, НК и ГК РФ).

Также в проекте договора указывают условия его выполнения, которые приведены в извещении, документации. Еще рекомендуется предусмотреть следующие моменты:

  • сроки, последовательность (порядок) приема товара, предоставленных услуг, результатов работ;
  • ответственность заказчика и непосредственного исполнителя, если кто-то из них не выполнит свои обязательства, зафиксированные в договоре, или исполнит их ненадлежащим образом.

Заказчик имеет право отменить проведение аукциона при наступлении обстоятельств, определенных положением закупок. Это можно сделать до завершения периода подачи заявок участниками, а также в любое другое время при образовании ситуации непреодолимой силы. В тот же день принятия такого решения заказчик размещает соответствующую информацию в ЕИС (ч. 5-7 ст. 3.2 ФЗ № 223).

Выявление участников электронного аукциона по ФЗ-223, установление победителя

На каждом отдельном этапе аукциона (определения участников и непосредственно победителя) составляется протокол согласно ч. 13-14 ст. 3.2 ФЗ № 223, п. 34 Положения № 908. По 223-ФЗ выигравшим аукцион признается лицо, которое предложило самую низкую стоимость договора, но при этом его заявка должна полностью отвечать требованиям документации аукциона (ч. 18 ст. 3.2 ФЗ № 223).

Если подана заявка только от одного участника, аукцион признают несостоявшимся. Также принять такое решение можно в случае отклонения всех заявок, поданных на аукцион, либо при отсутствии заявок. Такое решение вместе с причинами прописывают в протоколе (п. 5 ч. 13 ст. 3.2 ФЗ № 223, п. 34 Положение № 908).

Порядок рассмотрения 1-й части аукционных заявок согласно ФЗ № 223

Регламент рассмотрения заявок, подаваемых для участия в аукционах на электронных платформах, российским законодательством не предусмотрен. Эту процедуру осуществляют согласно требованиям положения о закупках.

Получив допуск к заявкам, нужно сразу оформить протокол рассмотрения первой части аукционных заявок, в который вносят количество заявок, дату, время регистрации, согласно ФЗ № 223 (ч. 13 ст. 3.2). Также в протоколе прописывают число отклоненных заявок вместе с причинами, если это предусмотрено закупочной документацией и положением закупки.

Оформление протокола подведения итогов аукциона ФЗ-223

Получив окончательные ценовые предложения по завершении открытого аукциона по 223-ФЗ (ч. 14 ст. 3.2), подводят итоги процедуры, которые оформляют отдельным протоколом. В этом документе указывают следующие данные:

  • Число заявок, поданных на аукцион, со временем и датой их регистрации.
  • Порядковые номера заявок, которые присваиваются по степени снижения их выгодности (№ 1 присваивают заявке с наилучшими условиями выполнения договора). При наличии нескольких заявок со схожими ценовыми предложениями № 1 присваивают той, которая была зарегистрирована первее.

Если дополнительно предусматривается рассмотрение заявок, в том числе право их отклонения во время подведения итогов, в протокол вносят следующие данные:

  • результаты рассмотрения подданных заявок и число тех, по которым участникам было отказано;
  • основания для отказа, а также положения, требованиям которых заявка не отвечает.

Сроки, порядок подписания договора на основании результатов электронного аукциона согласно ФЗ № 223

Порядок проведения аукциона по 223-ФЗ предусматривает заключение соответствующего договора с участником-победителем.

Заказчик оформляет договор: прописывает в его проекте данные и цену, предложенную аукционным победителем. При этом стоимость договора устанавливается по предложенной в процессе закупки цене, независимо от используемой победителем системы налогообложения, на условиях, зафиксированных в документации (письмо ФАС РФ № АД/66562/18 от 22.08.2018). Не допускается подписание договора по нулевой стоимости, в т. ч. при организации аукциона для СМСП (письмо МФ РФ № 24-07-08/42249 от 10.05.2023).

Дата заключения договора — не раньше 10 дней с момента размещения протокола с итогами торгов и не позднее 20 дней от этой даты. После подписания договора в течение трех рабочих дней нужно разместить данные в ЕИС. Превышение этого периода допускается в случае рассмотрения жалобы органом ФАС или когда требуется получение соответствующего одобрения от руководства заказчика. В подобных случаях подписание договора осуществляется не позже пяти суток со дня принятия решения органом ФАС, получения одобрения от органа управления заказчика (ч. 15 ст. 3.2, ч. 2 ст. 4.1 ФЗ № 223).

Сведения о внесении изменений (цены и количества закупаемого товара — объема работ, услуг), в т. ч. по срокам выполнения договора, размещаются в ЕИС в течение 10 суток со дня принятия такого решения (ч. 5 ст. 4 ФЗ № 223). Также согласно действующему российскому законодательству (ч. 28 ст. 3.2 ФЗ № 223) заказчик имеет право, предусмотренное положением закупки, подписания договора по итогам электронного аукциона 223-ФЗ одновременно с несколькими участниками.

Итоги

Цель проведения электронного аукциона закупок ФЗ-223 — определение победителя, который предложит минимальную стоимость договора. Для проведения аукционных торгов согласно действующему законодательству заказчик должен предварительно сформировать пакет необходимых документов, отвечающих определенным требованиям, и разместить их на установленных законом интернет-ресурсах. Участники, в свою очередь, должны подать для участия в открытом аукционе по ФЗ № 223 заявки, отвечающие выставленным требованиям. После завершения аукциона с победителем подписывается договор.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Описание электронного аукциона по 223-ФЗ
  • Виды электронных аукционов по 223-ФЗ
  • 7 шагов проведения электронного аукциона по 223-ФЗ
  • Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ
  • Время и шаги проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ не менее важны, чем другие составляющие данной процедуры. Четкая регламентация позволяет оптимизировать весь процесс закупок, то есть сделать его более эффективным.

С другой стороны, если этот момент оставить без внимания, то могут пострадать все: и потенциальный исполнитель, и заказчик. Первый, к примеру, может вовсе «пролететь» мимо торгов, второму же будет грозить административная ответственность.

Описание электронного аукциона по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 устанавливает общий порядок торгов в формате электронного аукциона. Помимо этого, существует определенный набор требований к организации подобной закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно нормам интересующего нас ФЗ, в данном случае допускаются только электронные торги. Также в законе 223-ФЗ устанавливаются правила для открытого аукциона (в том числе на повышение), закрытого, электронного (опять же включая торги, проводимые на повышение).

В актуальном тексте данного законодательного акта любые закупочные процедуры постепенно переводятся на электронные площадки. Это же правило относится к торгам, организуемым среди субъектов МСП.

Описание электронного аукциона по 223-ФЗ

Так, закон 223-ФЗ фиксирует, что для субъектов МСП проводятся электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений. А значит, прежде чем подавать заявку на тендер для предпринимателей данной категории, важно уточнить площадку, на которой он должен состояться.

Поясним, что закупки по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ могут осуществляться только на ЭТП, прошедших особый отбор.

Виды электронных аукционов по 223-ФЗ

По закону № 223-ФЗ, электронные аукционы могут проходить в открытом либо закрытом формате.

При проведении открытых тендеров организатор вносит их в план-график и размещает сведения о предполагаемом мероприятии на едином портале госзакупок. После чего любой поставщик получает право подать заявку, при условии, что он зарегистрирован на данном портале.

Для организации закрытой процедуры не предполагается работа с планом-графиком, публикация материалов с открытым доступом. На такой аукцион исполнители получают приглашение от заказчика.

Однако нужно понимать, что закрытая форма подходит лишь для проведения аукционов, отвечающих таким требованиям:

  • данный формат установлен решением Правительства РФ;
  • договор заключается не более чем на 100 тысяч рублей, если годовой доход компании не более 5 миллиардов, либо в пределах 500 тысяч рублей при готовом показателе выше 5 миллиардов;
  • затрагиваются сведения, относящиеся к государственной тайне.

Виды электронных аукционов по 223-ФЗ

Также существует разделение аукционов на базовые и двухэтапные.

Первые состоят из одного этапа, поэтому предложения поставщиков оценивают непосредственно после завершения срока их приема. Выигрывает в таком электронном аукционе по 223-ФЗ исполнитель, чья цена оказалась ниже других.

Когда предполагается приобретение сложных ТРУ, заказчики чаще всего останавливают свой выбор на двухэтапном аукционе. Данный формат предполагает, что для подачи предложения есть два этапа. Покупатель сам решает, какие сведения поставщики должны будут отобразить в разных частях подаваемых документов. Обычно в первой части прописывается техническая информация о ТРУ, сроки, условия поставок по итогам электронного аукциона по 223-ФЗ, пр. Тогда как на втором этапе рассматривается коммерческая сторона вопроса и учредительная документация.

За счет поэтапного формата, проведенного с соблюдением всех нормативных отборочных процедур, удается выбрать предложение, которое устраивает заказчика по всем критериям.

7 шагов проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Открытый электронный аукцион предполагает такие этапы:

1. Подготовка.

В первую очередь организатор вносит мероприятие в план закупок, размещенный в ЕИС, – так о процедуре смогут узнать все желающие подать на нее заявки. Лишь после этого закон позволяет проводить торги.

Победителем аукциона становится исполнитель:

  • соответствующий требованиям заказчика;
  • готовый выполнить работы по самой низкой цене;
  • оплачивающий свое право исполнить договор при условии, что в процессе торгов цену снизили до нуля.

Также покупателю важно помнить об аукционном перечне – включенные в него товары могут закупаться исключительно при помощи электронных торгов.

2. Формирование документации.

Организатору необходимо сформировать извещение, документацию, проект контракта с исполнителем. В первом указываются сведения:

  • о покупателе;
  • о необходимых ТРУ, условиях закупки;
  • о самой процедуре, а именно о формате ее проведения, то есть аукционе по 223-ФЗ, сроках приема заявок, адресе ЭТП, процессе подведения итогов;
  • об обеспечении, если такое требование зафиксировано Положением либо НМЦК превышает 5 миллионов рублей.

В процессе подготовки документации опираются на положения извещения. Тонкость тут в том, что в этих бумагах необходимо предоставить более подробное описание ТРУ, условий заказчика, прописав:

  • требования к исполнителям;
  • правила составления заявки;
  • порядок, предусмотренный для разъяснения положений документации;
  • шаг аукциона;
  • этапы, принципы выбора исполнителя;
  • день, когда будет назван победитель;
  • сроки, порядок корректировки документации.

7 шагов проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

В проекте договора, помимо информации из двух обозначенных выше типов документов, фиксируют ответственность участников соглашения и условия приемки работ.

3. Размещение документов в ЕИС.

Прежде чем выкладывать информацию, важно убедиться, что выполнены все требования актуальной редакции закона 223-ФЗ и Положения о закупках.

Документы необходимо опубликовать минимум за 15 дней до конца приема предложений. Если предполагается участие в торгах только субъектов малого, среднего предпринимательства, рекомендуется проверить сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ в таблице:

Количество дней

НМЦД

Не менее 7 дней

Меньше 30 млн руб.

Не менее 15 дней

Больше 30 млн руб.

4. Рассмотрение заявок.

Работа с заявками сопровождается составлением обязательного протокола. Его в первую очередь после открытия оператором ЭТП доступа к заявкам формируют организаторы и фиксируют процесс работы с первыми частями заявок. В данном документе прописывают список отклоненных предложений и причины для такого решения комиссии.

5. Проведение аукциона.

Допущенные к торгам поставщики действуют таким образом:

  • Снижают текущее минимальное предложение о цене в пределах «шага аукциона». Последний устанавливается на усмотрение заказчика и составляет 0,5–5 % от НМЦД.
  • Не могут подавать предложение по цене, которая выше или аналогична последнему. Также не допускаются предложение о цене, равной нулю.
  • Победителем становится поставщик, который смог назвать минимальную стоимость.

Проведение аукциона

6. Выбор исполнителя.

После того как были озвучены цены исполнителей, организаторы подготавливают итоговый протокол, в котором указывают:

  • информацию о победителе;
  • количество полученных заявок на тендер;
  • порядковые номера всех предложений, ранжированные по цене.

Отметим, что закон 223-ФЗ дает покупателю возможность отклонить заявку во время подведения итогов, но основания для таких действий необходимо указать в протоколе.

Если торги считаются несостоявшимися, то есть не было получено ни одной заявки либо в последних не выполняются требования заказчика, также составляется протокол. По закону, покупатель может признать тендер несостоявшимся в любой момент сразу после завершения приема заявок.

Составление протокола является обязательным, даже когда подана всего одна заявка. Если у комиссии не было причин для ее отклонения, заключается договор с единственным исполнителем.

7. Подписание контракта с победителем.

На данном этапе заказчику нужно:

  • внести в проект соглашения информацию о поставщике и предложенной им стоимости;
  • получить подпись продавца;
  • если участник увидел в документе недочеты, необходимо обработать протокол разногласий и устранить проблему;
  • подписать соглашение;
  • поместить контракт в ЕИС.

Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Некоторые сроки, установленные для электронного аукциона по 223-ФЗ, содержатся в ч. 19 ст. 3.2 данного закона:

  1. Извещение о запланированной процедуре публикуется в ЕИС за 15 и более дней до конца приема предложений исполнителей. 
    Сроки проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

  2. Аналогичные сроки установлены для публикации документации.
  3. После внесения поправок в документы срок продляют – со дня изменений до конца подачи заявок должно быть от 15 дней.
  4. После того как в документацию были внесены изменения, информация о них должна отобразиться в ЕИС в течение трех дней с момента их внесения.
  5. Ответ на запрос участника, касающийся положений документации, занимает не более трех рабочих дней с момента его получения. Если после обработки запроса пришлось вносить изменения в документацию, действуют, опираясь на требования приведенного выше пункта.
  6. Сроки, отведенные на обработку заявок, фиксируются в документации. Если заказчик не указал необходимый ему временной отрезок, считается, что на данную работу отводится один рабочий день после завершения подачи предложений.
  7. Дата самих торгов фиксируется в извещении, документации либо мероприятие проводится спустя заранее выбранный срок после публикации в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок. Обычно это период занимает до трех рабочих дней с момента подписания протокола.
  8. Победителя определяют, исходя из результатов торгов и того, насколько вторая часть его заявки отвечает требованиям заказчика. Оператор ЭТП предоставляет организатору доступ ко вторым частям предложений в день торгов, далее они сразу проверяются.
  9. После объявления исполнителя составляется протокол подведения итогов, который должен быть внесен в ЕИС в день подписания, либо это допускается сделать на следующий день.
  10. Покупатель и продавец должны в течение 20 дней с момента подписания протокола заключить соглашение на предоставление ТРУ.

Время и шаги проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Время и шаги проведения электронного аукциона по 223-ФЗ

Оптимизация проведения аукциона возможна благодаря использованию регламента и применению строгих норм.

Одним из обязательно устанавливаемых положений является продолжительность торгов. Она может устанавливаться на основании двух таких принципов, как:

  • Фиксированное время. Например, для электронного аукциона по 223-ФЗ выделен срок с 9:00 до 18:00. Но такой подход может быть неэффективным, если участвует малое количество исполнителей, ведь им не требуется такой большой временной отрезок для выявления победителя.
  • «Плавающие» сроки – поступающее предложение продлевает торги на полчаса.

Не менее важно точно знать, что такое шаг на аукционе и каковы его размеры. Если вы не дадите определение понятия, цена может постепенно сдвигаться на крохотную сумму, из-за чего ваш «плавающий» аукцион будет длиться очень долго. Допускается использовать:

  • фиксированный шаг – скажем, 3000 рублей/процент от НМЦК;
  • нефиксированный шаг с диапазоном, например, 1–3 % от НМЦК;
  • с возможностью понижения – при небольшом числе заявок шаг сокращается, допустим, с 3 000 до 1 500 рублей.

Также важно решить, какой временной промежуток без предложений будет свидетельствовать о том, что победитель выбран. Обычно речь идет о 15 или 30 минутах.

Если за это время не была озвучена новая цена, победителем становится участник, предложение которого оказалось последним и наиболее подходящим по стоимости.

Организатор прописывает в Положении о закупках принцип, на основе которого устанавливается продолжительность торгов. Только после этого использование конкретного подхода будет считаться законным.

Открытый конкурс в электронной форме по 223-ФЗ — это конкурентная закупочная процедура. Ключевые правила установлены в законе о закупках отдельными видами юрлиц, а детали заказчики прописывают в положении.

Когда выбрать электронный конкурс

Заказчики не так часто прибегают к конкурсным процедурам. Это связано с тем, что многие организаторы закупок не совсем корректно представляют, что это такое — открытый конкурс по 223-ФЗ. Заказы в форме конкурса проводятся, когда для организации первоочередное значение имеют не ценовые, а качественные характеристики. Заказчики определяют ряд критериев оценки предложений для участников тендера, работ и услуг, и прописывают их в документации. Конкурс целесообразен, если покупателю важно установить особые условия поставки товаров или определить конкретный порядок выполнения работ (оказания услуг).

Конкурсные процедуры более трудоемкие и длительные по времени. Правила проведения таких и пошаговая инструкция для заказчика по открытому конкурсу по 223-ФЗ строго определены действующими законодательными актами:

  1. 223-ФЗ.
  2. Постановление Правительства № 1352 от 11.12.2014 об особенностях закупок субъектов МСП.
  3. Положение о закупке.
  4. Закупочная документация.

С 2018 года конкурс рекомендуется проводить в электронной форме. Торги, организованные для субъектов малого и среднего предпринимательства, проходят исключительно в электронном виде.

Как провести открытый конкурс: инструкция для заказчика

Открытый конкурс строго регламентирован. При осуществлении процедуры придерживайтесь правил, установленных ст. 3.4 223-ФЗ. Вот подробная пошаговая инструкция, как провести конкурс по 223-ФЗ:

Шаг 1. Составляем документацию. В ней определяем объект закупки и подробно прописываем критерии для участников. Критерии устанавливаются по положению о закупке заказчика. Необоснованные отклонения от локального норматива запрещены. Вот что еще включают в документацию:

  1. Расчет начальной (максимальной) цены контракта.
  2. Указания для участников: как составить заявку, как описать товар, в какой срок направить предложение.
  3. Порядок поставки, приемки и взаиморасчетов.
  4. Основные требования к потенциальным поставщикам.
  5. Проект договора.

Если заказу требуется обеспечение заявки, то в документации проводим расчет — умножаем начальную цену на 5% (это максимальное значение). Этот пункт понадобится, только если НМЦК выше 5 млн руб. (ч. 27 ст. 3.2 223-ФЗ).

В составе закупочных документов не забываем и про извещение — основу любой конкурентной закупки. В извещении на открытый конкурс описывается информация о заказчике, способе и предмете торгов, НМЦК, сроках подачи заявок от участников.

Шаг 2. Публикуем извещение, документацию и проект контракта. Ответственному исполнителю надлежит придерживаться установленных законом временных рамок. Рассчитывайте сроки проведения конкурса по 223-ФЗ правильно — на подачу заявок участникам отводится:

  • 15 дней — с момента публикации извещения в ЕИС (ч. 17 ст. 3.2 223-ФЗ);
  • 7 дней (минимум) — при проведении тендера среди субъектов МСП и цене до 30 млн руб. (ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ).

Если заказчик организовывает закрытые конкурсные процедуры, то информация о них не публикуется в ЕИС.

Допускается и отмена заказа. При необходимости отмените торги в любой момент до окончания срока подачи заявок. Если вносите изменения, то продлевайте срок подачи предложения — оставляйте не менее половины общего срока до дня окончания приема заявок. Все корректировки отражаем в ЕИС. Оператор электронной площадки обновляет информацию в течение часа и уведомляет всех участников об изменениях.

Заказчик обязан разъяснять положения документации по требованию участника. Запросы подаются не позднее 3 дней до момента окончания приема предложений. Разъяснения надлежит предоставить в течение 3 рабочих дней.

Шаг 3. Принимаем и рассматриваем предложения.

Если процедура проходит в бумажном виде, то все заявки направляются в запечатанных конвертах на адрес, указанный в документации. Для электронных заказов действуют другие правила. Вот пошаговая инструкция по конкурсу в электронной форме по 223-ФЗ:

  1. Получаем предложения через электронную площадку. Их пересылает оператор.
  2. Рассматриваем первые части заявок.
  3. Проводим допуск потенциальных поставщиков к дальнейшим торговым процедурам. Для получения допуска исполнителю надлежит соответствовать требованиям, предъявленным к товарам, работам и услугам.
  4. Рассматриваем вторые части заявок и сопроводительные документы. При необходимости проводим переторжку.
  5. Оцениваем окончательные предложения и определяем победителя.

Все действия закупочной комиссии заказчика протоколируются. В протоколирующих документах отражается информация о заявках, их соответствии требованиям и критериям из документации, заверенных решениях всех членов комиссии по каждому предложению и каждому участнику. Протоколы публикуются в ЕИС в течение 3 дней с момента подписания (ч. 12 ст. 4 223-ФЗ).

Как заключить договор

Контракт подписывают с победителем торгов. У заказчика есть возможность заключить договор как с одним, так и с несколькими участниками, если это не запрещено положением о закупке.

Подписание контракта проводится через 10 дней (но не позднее 20 дней) после размещения итогового протокола. Некоторым заказчикам требуется одобрение органа управления. Для них срок подписания составляет 5 дней после получения разрешения. При обжаловании документов в ФАС срок на подписание — 5 дней после выдачи решения Антимонопольной службы.

Сведения о заключенном договоре публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после его подписания (ч. 2 ст. 4.1). Если стороны проводили корректировки, информация об изменениях размещается в системе в течение 10 дней после утверждения дополнительного соглашения.

Об авторе этой статьи

Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора

Все от подачи заявки до подписания договора

Если вы хотите стать поставщиком товаров для госкомпании или заключить контракт на оказание услуг, вам нужно внимательно изучить федеральный закон 223-ФЗ, который  определяет общие принципы закупки товаров, работ, услуг определенными категориями заказчиков.

В законе подробно расписано, что надо делать, чтобы принять участие в закупках. Расскажем в статье об основных положениях 223-ФЗ и об особенностях госзакупок.

Поможем подобрать эффективные инструменты для вашего бизнеса. Оставьте заявку, и наши специалисты проведут бесплатную консультацию

Как подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ

Чтобы подать заявку на участие в торгах, надо зарегистрировать электронную подпись в любом аккредитованном центре и пройти аккредитацию на площадке. Каждая площадка устанавливает свои правила, поэтому нужно внимательно изучить их перед подачей документов.

Следующий шаг – изучить документы к закупке, выложенные заказчиком. Там указаны все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров. Посмотрите, насколько ваша компания и товары соответствуют требованиям по выбранной закупке. Возможно, что-то придется доработать, чтобы подойти под описание.

В законе нет четкого перечня документов, которые следует приложить к заявке на участие в тендере, а также порядка ее подачи. Все это заказчик сам устанавливает в документации о закупке. Поэтому, чтобы узнать, как подать заявку на тендер, надо ориентироваться на документацию, размещенную заказчиком. Оформление документов должно быть полностью описано в соответствующем разделе конкурсной документации заказчика.

Пока будете готовить пакет документов, постарайтесь отслеживать изменения в закупке, чтобы не отправить заявку по устаревшим правилам или не в тот срок. Заказчик в соответствии с законом может вносить изменения, поэтому вы не сможете оспорить недопуск к торгам, если он случится из-за вашей невнимательности.

В законе установлены основные принципы, которые участникам тендеров следует соблюдать во всех случаях: требования едины для всех, каждый участник может подать только одну заявку, сведения в заявке должны быть достоверны, любой участник может отозвать или изменить заявку до срока окончания подачи.

Кроме закупок по 223-ФЗ есть конкурсные процедуры по 44-ФЗ, и при желании вы можете принять участие в них. Этот закон регулирует закупку товаров для государственных и муниципальных нужд.

Чем отличаются 44-ФЗ и 223-ФЗ

Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ — в перечне заказчиков, чью деятельность регулируют эти законы. Закон 44-ФЗ регламентирует закупочную деятельность государственных, бюджетных учреждений. А нормы 223-ФЗ направлены на регулирование закупочной деятельности госкомпаний, предприятий естественных монополий, организаций, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

Кроме того, 44-ФЗ, который регламентирует проведение закупок государственными и муниципальными заказчиками, оставляет компаниям гораздо меньше выбора. Практически все действия заказчиков расписаны в подробностях, в которые нельзя внести изменения.

Как работает 223-ФЗ

В отличие от строгого 44-ФЗ он позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур, обязывая лишь прописывать эти правила в Положении о закупке. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее – в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов. Еще одна особенность – на должность специалиста по закупкам заказчик может назначать  любого человека, независимо от наличия у него профильного образования.

Как работает 44-ФЗ

Все процедуры строго регламентированы, а организовывать этот сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, должен контрактный управляющий. Для этого нужно специальное образование. Есть ограничения и для самих заказчиков – из предложений участников торгов они должны выбирать высокотехнологичные товары и работы, чтобы поощрить использование инновационных технологий и процессов. Из-за четко прописанного в законе регламента проходить эти торги заказчикам проще.

Выбор заказов, оформленных по правилам 223-ФЗ, гораздо больше, чем торгов, объявленных по 44-ФЗ. Но многие компании предпочитают участие в закупках по 44-ФЗ, в котором регламентация правил строже, зато понятнее.

Например, в закупках по 223-ФЗ заказчики могут потребовать предоставить большой пакет документов, который сложно собрать в срок, или вовсе изменить перечень требуемых документов. Это создает трудности для некоторых поставщиков.

Особенности госзакупок

Правила торгов

Заказчики по 223-ФЗ сами устанавливают правила закупочных процедур, ориентируясь на требования, установленные законом. Правила фиксируются в Положении о закупке.

Место проведения торгов

Провести аукцион по 223-ФЗ можно на любой электронной площадке – сейчас их уже больше 150. При этом не имеет значения способ регистрации, закон допускает размещение торгов на площадках с бесплатной и платной регистрацией.

Специалист, ответственный за проведение торгов

Провести закупку может любой уполномоченный представитель организации, независимо от наличия или отсутствия специального образования.

Какие требования предъявляются к участникам

Федеральный закон 223-ФЗ позволяет заказчикам закупок самостоятельно установить требования к участникам, но, чтобы эти требования были признаны законными, их надо прописать в закупочной документации и Положении о закупках.

Участником процедуры может быть любое лицо, независимо от организационно-правовой формы: предприниматель, юридическое лицо и даже физическое. Правда, это не относится к организаторам конкурса и связанным с ними лицам.

Организовать торги по 223-ФЗ могут автономные учреждения, государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные корпорации, в которых доля участия государства 50% и более, дочерние компании организаций, указанных выше, в которых доля государства не менее 50%, а также муниципальные, государственные и унитарные предприятия, которые собираются размещать закупки за счет собственного дохода или грантов.

Чтобы принять участие в электронной закупке, участник должен зарегистрироваться на электронной площадке. Посмотреть, какие требования предъявляются участникам конкретных торгов, можно в документации о закупке.

По нормам 223-ФЗ к конкурсу не допустят участника, у которого нет полномочий на заключение договора. К торгам не допускают не зарегистрированное официально юрлицо и участника, у которого нет лицензии, если объявленные торги касаются лицензируемой деятельности. Также откажут, если вы находитесь в стадии банкротства или ликвидации, имеете задолженность по налогам и сборам или зарегистрированы в оффшорной зоне. Могут не допустить к торгам компании, где у руководителя или главного бухгалтера есть судимость за экономические преступления.

Какие существуют площадки для госзакупок

https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/seo/24192_seo_article_22_img_01.png

Там должно быть выложено Положение о закупке, проект договора, извещение о закупке и другие документы, которые к ней относятся.

Торги можно проводить на любых электронных площадках. Компании, которые работают по 223-ФЗ, закупают через собственные «кэптивные» площадки, например, так поступают «Аэрофлот» и РЖД, или через независимые коммерческие ЭТП – к примеру, B2B-Center или ЭТП «Ру-Трейд».

Какие документы нужны для участия в торгах по 223-ФЗ

Вся информация о документах, необходимых для участия в торгах, должна содержаться в документации о закупках.

https://static.beeline.ru/upload/images/business/blog/seo/24192_seo_article_22_img_02.png

Чтобы понять, какой пакет документов готовить и как заключать договоры по 223-ФЗ в результате торгов, нужно внимательно изучить конкурсную документацию. Например, если вы поставляете реагенты для очистки воды, надо будет предоставить сертификаты, подтверждающие, что ваши реагенты соответствуют заявленным заказчиком характеристикам.

Если заказчик прописывает в условиях, что исполнитель работ должен обладать определенной квалификацией, можно подтвердить соответствие списком сотрудников, у которых есть нужное образование, а также предоставить аналогичные договоры с другими контрагентами. Это должны быть уже закрытые договоры, по исполнению которых у заказчиков не было к вам претензий.

Если после изучения все еще остаются вопросы, можно направить заказчику запрос на разъяснение. Его отправляют не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания приема заявок на адрес электронной почты, который указан в документации, или с помощью сервисов ЭТП. Заказчик в течение 3 рабочих дней с даты направления запроса подготовит ответ и разместит его в ЕИС.

Стоит ли опасаться участвовать в торгах по 223-ФЗ

К торгам по 223-ФЗ сложнее готовиться, поэтому небольшие организации чаще предпочитают закупки по 44-ФЗ. Но чем чаще организация будет подавать заявки на конкурсные процедуры по 223-ФЗ, тем проще раз от раза будет их готовить. Как правило, заказчики требуют одни и те же документы, поэтому каждая следующая подготовка будет вызывать все меньше вопросов.

Если у компании есть соответствующий товар или ее сотрудники обладают необходимыми навыками и опытом, чтобы заявиться на торги, лучше участвовать во всех закупках. Можно упустить реальный шанс заработать, если искать только те торги, которые проходят по правилам 44-ФЗ и опасаться вникать в чуть более сложные закупочные процедуры, предусмотренные 223-ФЗ.

Как лучше оформить документы

Текст в документах должен читаться отчетливо. Каждый документ должен быть сохранен в виде отдельного файла, желательно в формате PDF.

Стоит проверить, нет ли на площадке установленных ограничений на размер файлов, которые можно прикреплять к заявке. Если есть – проверить «вес» своих документов и при необходимости уменьшить или преобразовать их. Ограничения могут отличаться, поэтому, если заходите на новую площадку, проверяйте правила, действующие в конкретном месте.

Перед подачей документы нужно пронумеровать и составить опись в свободной форме — достаточно просто перечислить все приложенные к заявке документы.

Какие документы следует подготовить заранее

Подача документов на электронную площадку может занять некоторое время, поэтому лучше начать подготовку документов заранее, чтобы успеть до установленного срока.

Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Для электронных торгов хватит выписки в электронной форме, подписанной квалифицированной подписью ФНС. Чтобы ее получить, надо зарегистрироваться в специальном сервисе. Документ формируется бесплатно в течение 5-10 минут.

Устав

Отсканируйте оригинал с печатью ФНС – все страницы вместе с прошивкой. Текст должен хорошо читаться. Нужно предоставлять последнюю редакцию устава. Если вносились изменения, их тоже надо приложить.

Решение о назначении руководителя

Если в торгах участвует юрлицо, прикладывается решение, если предприниматель – цветная копия всех страниц паспорта.

Банковские реквизиты организации

Такую карточку лучше делать в форматах Word, чтобы человек, готовящий заявку, мог скопировать данные. Если карточка организации будет в PDF, JPEG или другом формате изображения, больше шансов, что сотрудник, готовящий документы, допустит ошибку при перепечатывании текста.

Какие документы чаще всего требуют заказчики

Прежде всего, требуются устав и свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, а также документы, связанные с профессиональной деятельностью: лицензии, свидетельства, сертификаты качества, декларации.

Из бухгалтерских документов обычно просят предъявить баланс и отчет о прибылях и убытках за предшествующий году подачи заявки финансовый год, а иногда и за 2-3 года, уведомление о применении УСНО и копию налоговой декларации по уплачиваемому налогу, если участник использует упрощенную систему. Также понадобятся сведения о среднесписочной численности работников и справки об исполнении обязанности по уплате налогов и об отсутствии задолженности по налогам. ФНС формирует такие справки от 5 рабочих дней, поэтому их лучше получать заранее и обновлять раз в пару месяцев.

Кроме того, заказчики могут установить специальные требования к участникам по наличию опыта, квалификации, материально-технической базе. Чтобы подтвердить опыт поставок аналогичных товаров, можно приложить сканы договоров с контрагентами, актов выполненных работ или других документов, которые послужат подтверждением отсутствия штрафов и пени.

Чтобы подтвердить квалификацию, можно предоставить отзывы и рекомендательные письма, сертификаты качества, лицензии. Доказательством наличия материально-технической базы послужат правоустанавливающие документы на офисные и складские помещения, свидетельства о регистрации транспортных средств или договор аренды на транспортные средства. Подойдет и документ, подтверждающий вашу готовность купить необходимую технику или материалы.

Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ

  1. Заранее подготовить пакет документов к любой закупке по 223-ФЗ. Если некоторые документы всегда будут под рукой, это сильно облегчит подготовку.
  2. Чем чаще компания будет участвовать в торгах по 223-ФЗ, тем проще и быстрее ее сотрудники будут готовить необходимые бумаги. Это превратится в организованный процесс.
  3. О документах следует заботиться заранее, не откладывая подготовку на последний момент. Так у вас будет больше шансов успеть принять участие во всех интересующих торгах.
  4. Внимательно изучайте закупочную документацию, чтобы оценить свои шансы на победу в торгах, подготовить нужные документы в срок и правильно подать заявку.
  5. Не бойтесь участвовать в закупках по 223-ФЗ – это немного сложнее, чем торги по 44-ФЗ, но выбор закупок гораздо больше.

Информация, изложенная в настоящем разделе, отражает личную позицию автора, не является официальной позицией ПАО «ВымпелКом», не основана на официальных документах ПАО «ВымпелКом» и может содержать сведения, не подтвержденные Обществом. Запросы о предоставлении официальной позиции Вы можете направить по: blog@beeline.ru

Ключевые принципы проведения закупок по 223-ФЗ и условиях их организации в конкурентном и неконкурентном форматах.

Закупка, вне зависимости от способа, включает этапы организации, проведения, заключения и исполнения договора. Законом предусмотрен способ неконкурентной закупки у единственного поставщика и четыре классических способа конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

Но заказчики этим не ограничены. В положении о закупке можно предусмотреть и другие способы торговых процедур, которые отвечают условиям конкурентности. Заказчики самостоятельно выбирают способ проведения закупки, руководствуясь правилами, которые установили в своих положениях.

1. Что такое закупка по Закону N 223-ФЗ

В Законе N 223-ФЗ отсутствует определение закупки. Под закупкой можно понимать как процедуру выбора поставщика, конкурентным или неконкурентным способом, так и полный цикл действий заказчика, начиная с подготовки к закупке, заканчивая приемкой результатов по договору, поскольку именно эти отношения регламентирует положение о закупке (ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Полезно! Курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ».

Учтите, что действие Закона N 223-ФЗ не распространяется (ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ):

  • на куплю-продажу ценных бумаг, приобретение долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов, валютных ценностей, драгоценных металлов;
  • заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
  • приобретение заказчиком биржевых товаров на товарной бирже;
  • закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
  • закупки в области военно-технического сотрудничества;
  • закупку товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, которым предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • отбор заказчиком аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ;
  • заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;
  • осуществление кредитной организацией и Внешэкономбанком лизинговых операций и межбанковских операций (в том числе с иностранными банками);
  • определение, избрание и деятельность представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;
  • открытие головным исполнителем поставок продукции по гособоронзаказу или исполнителем, участвующим в таких поставках, отдельного счета в уполномоченном банке и заключение с данным банком договоров о банковском сопровождении сделки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ;

исполнение заказчиком заключенного с иностранным юрлицом договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ;

  • закупку товаров, работ, услуг у юрлиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, признанных взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ, у иных взаимозависимых с заказчиком юрлиц (признанных таковыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ) для обеспечения единого технологического процесса. Перечень этих лиц должен быть определен в правовых актах, регламентирующих правила закупки, с обоснованием по каждому лицу;
  • закупку юрлицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, товаров, работ, услуг для осуществления деятельности в этом государстве;
  • отбор заказчиком оценщика для проведения в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности оценки соответствующих объектов с целью определить размер платы за публичный сервитут;
  • совместную инвестиционную деятельность по договору инвестиционного товарищества, который предусматривает возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей (в денежной форме);
  • закупку услуг, связанных с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) либо договора о его организации;
  • закупку за счет федерального бюджета на выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительства, которые проводит публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» по ее программе деятельности на текущий год и плановый период.

2. Когда следует выбрать неконкурентный способ закупки

Проводите неконкурентную закупку строго по основаниям, предусмотренным вашим положением о закупке, в случаях, когда проведение конкурентной процедуры невозможно. Это могут быть ситуации, когда предмет договора настолько специфичен, что конкуренцию обеспечить не получится, либо если вы вынуждены докупать комплектующие или запчасти у производителя, либо если потенциальный поставщик — монополист. Исчерпывающий перечень случаев, когда можно провести закупку у единственного поставщика, и порядок проведения вы самостоятельно определяете в своем положении о закупке, законом эти вопросы не регламентированы (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).

Неконкурентной закупкой по Закону N 223-ФЗ признается процедура определения поставщика, не соответствующая хотя бы одному из обязательных условий, которым должна отвечать конкурентная закупка (ч. 3, 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Законом назван только один неконкурентный способ — это закупка у единственного поставщика, однако заказчики могут предусмотреть в своих положениях и иные неконкурентные способы закупок и порядок их осуществления. Например, можно установить, что закупка среди СМСП и самозанятых осуществляется неконкурентным способом по принципу «электронного магазина» в соответствии с п. 20(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках.

Учтите: разрабатывая положение о закупке, не злоупотребляйте своим правом проводить закупки у единственного поставщика. Это может привести к нарушению норм Закона N 135-ФЗ и (или) Закона N 223-ФЗ. Минфин России указывает, что цели Закона N 223-ФЗ не выполняются, если большая часть закупок проводится у единственного поставщика (Письмо от 19.04.2019 N 24-04-07/28730). В связи с этим рекомендуем большую часть закупок осуществлять конкурентными способами.

3. Когда заказчику необходимо организовать конкурентную закупку

Выбирайте конкурентные способы закупки во всех случаях, когда это возможно и экономически оправданно. В условиях развитого рынка необходимой вам продукции, когда достаточно предложений, объявление процедуры повлечет отклик потенциальных поставщиков. Но даже когда специфичный товар сможет поставить лишь один поставщик, вы все равно должны провести закупку конкурентным способом, если в соответствии с вашим положением оснований для закупки у единственного поставщика нет.

Законом N 223-ФЗ предусмотрено четыре вида конкурентных торговых процедур — аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок. При этом конкурс и аукцион предусмотрены в бумажной, электронной и закрытой форме, а запрос котировок и запрос предложений только в электронной и закрытой форме (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Вы также вправе предусмотреть любой иной конкурентный способ закупки, описав его в своем положении (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

При установлении таких способов учитывайте, что согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ конкурентная закупка должна соответствовать одновременно нескольким условиям (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):

  • вы публикуете сведения о ней в ЕИС либо направляете ограниченному кругу лиц в случае, если есть основания для проведения закрытой процедуры;
  • между участниками обеспечена конкуренция;
  • предмет описан в документации с соблюдением правил ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

При этом порядок проведения такой процедуры должен соответствовать общим требованиям, предусмотренным в ч. 115 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.

Старайтесь проводить конкурентные процедуры преимущественно в электронной форме, законом для них установлен приоритет (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Также в электронной форме проводите конкурентные закупки товаров, работ, услуг из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. Электронная форма закупки обязательна, если ваш случай не подпадает под исключения (п. 2 Постановления N 616):

  • если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не подлежит размещению в ЕИС;
  • при проведении срочной, аварийной закупки;
  • если в соответствии с вашим положением о закупке приобретение данной продукции относится к случаям закупки у единственного поставщика.

При выборе способа закупки также учитывайте, что закупку, участниками которой могут быть только СМСП и самозанятые, можно проводить только в электронной форме с учетом требований ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ (см. Информационное письмо Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718).

3.1. Когда заказчику следует провести аукцион

Аукцион — торговая процедура, победителем которой станет участник, предложивший самую выгодную цену договора, а если в ходе торгов цена была снижена до нуля — самую высокую цену за право заключить договор (ч. 18 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Выберите аукцион, если вы можете установить исчерпывающие требования к предмету договора и для выбора контрагента вас интересует только предложенная им цена.

Извещение и аукционную документацию публикуйте в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (ч. 19 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке. Оператор примет заявки с помощью ее функционала. Сама процедура торгов также пройдет на площадке в режиме онлайн.

Открытый аукцион проводится в порядке, аналогичном электронному, однако без участия электронных площадок, заявки, как правило, подаются заказчику, а сама процедура торга на аукционе проводится непосредственно с участием представителей лиц, подавших заявки.

Закрытый аукцион проводите в следующих случаях (ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупке составляют гостайну;
  • закупка осуществляется в рамках выполнения ГОЗ для обеспечения обороны и безопасности РФ в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры;
  • координационный орган Правительства РФ в отношении закупки принял решение согласно п. 2 или п. 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ;
  • в отношении закупки Правительство РФ приняло решение по ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Направьте сведения о проведении такой закупки не менее чем двум потенциальным поставщикам (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).

Проводить все этапы закрытого аукциона предстоит на специализированной площадке (ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).

3.2. Когда заказчику следует провести конкурс

Проводите конкурс, когда для выбора поставщика вам необходимо оценивать несколько критериев.

При проведении конкурса, в отличие от аукциона, вам предстоит оценивать заявки участников не только по ценовому критерию. Процедура конкурса предусматривает оценку и сопоставление предложений участников в соответствии с заранее определенными заказчиком критериями, в то время как в ходе торгов на аукционе участники соревнуются лишь в цене.

Поэтому выбирайте закупку путем проведения конкурса в случаях, когда объект носит сложный технический характер или когда вам важны различные предусмотренные вашим положением критерии, такие как опыт, квалификация, материально-техническое обеспечение поставщика.

Конкурсная комиссия оценит и сопоставит заявки по критериям, установленным в документации. Результаты оценки фиксируются в протоколе (п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Победителем конкурса объявите участника, заявка или окончательное предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора (ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Конкурс в электронной форме проводите на электронной площадке с учетом требований Закона и в соответствии с регламентом оператора. Комиссия получает доступ к заявкам, проводит все этапы оценки при помощи функционала электронной площадки.

Открытый конкурс проводите в порядке, по сути аналогичном электронному, однако все действия от подачи заявки до заключения договора проходят без участия электронной площадки.

Закрытый конкурс проводите в следующих случаях (ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупке составляют гостайну;
  • закупка осуществляется в рамках выполнения ГОЗ для обеспечения обороны и безопасности РФ в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры;
  • координационный орган Правительства РФ в отношении закупки принял решение согласно п. 2 или п. 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ;
  • в отношении закупки Правительство РФ приняло решение по ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

3.3. Когда заказчику следует проводить процедуру запроса котировок

Запрос котировок, по сути, — более быстрый аналог аукциона, вам предстоит сравнивать заявки по ценовому критерию. Проводите его, когда необходимо оперативно определить поставщика.

Запрос котировок является торгами, и на него, как и на другие конкурентные процедуры, предусмотренные Законом N 223-ФЗ, распространяются нормы гражданского законодательства о торгах (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 6 ст. 447 ГК РФ). Учитывайте это при проведении закупок и не уклоняйтесь от заключения договора, победитель запроса котировок вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных вашим уклонением (п. 6 ст. 448 ГК РФ).

При проведении электронного запроса котировок не разрабатывайте документацию, всю необходимую информацию и форму заявки на участие включите в извещение (ч. 9, 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Разместите его в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие (ч. 21 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Победителем запроса котировок станет участник, заявка которого содержит наиболее низкую цену договора (ч. 21 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Закрытый запрос котировок в следующих случаях (ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупке составляют гостайну;
  • закупка осуществляется в рамках выполнения ГОЗ для обеспечения обороны и безопасности РФ в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры;
  • координационный орган Правительства РФ в отношении закупки принял решение согласно п. 2 или п. 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ;
  • в отношении закупки Правительство РФ приняло решение по ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Для его проведения, в отличие от электронного запроса котировок, нужно разработать документацию и направить ее вместе с приглашением не менее чем двум потенциальным поставщикам (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).

3.4. Когда заказчику следует проводить запрос предложений

В отличие от запроса котировок, победителем запроса предложений станет участник, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора по установленным критериям (ч. 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Запрос предложений отличается и от конкурса — такой запрос можно провести в более сжатые сроки. Разместите в ЕИС извещение о запросе и документацию, содержащую неценовые критерии для оценки и сопоставления заявок, не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения запроса (ч. 23 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Запрос предложений является торгами, и на него, как и на другие конкурентные процедуры, предусмотренные Законом N 223-ФЗ, распространяются нормы гражданского законодательства о торгах (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 6 ст. 447 ГК РФ). Учитывайте это при проведении закупок и не уклоняйтесь от заключения договора, победитель запроса предложений вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных вашим уклонением (п. 6 ст. 448 ГК РФ).

Закрытый запрос предложений выберите в следующих случаях (ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупке составляют гостайну;
  • закупка осуществляется в рамках выполнения ГОЗ для обеспечения обороны и безопасности РФ в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры;
  • координационный орган Правительства РФ в отношении закупки принял решение согласно п. 2 или п. 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ;
  • в отношении закупки Правительство РФ приняло решение по ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Направьте сведения о проведении закрытого запроса предложений не менее чем двум потенциальным поставщикам (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).

4. В каких случаях и в каком порядке проводится совместная закупка

Закон N 223-ФЗ не содержит определения понятия совместной закупки, не устанавливает случаи и порядок проведения таких закупок.

Совместной закупкой можно считать, например, действия двух и более заказчиков, которые в целях закупки определенных товаров (работ услуг) проводят единую процедуру и определяют общего поставщика (исполнителя, подрядчика), который заключает с каждым из заказчиков договор на необходимое им количество (объем) товаров (работ, услуг).

Проведение совместной закупки возможно, если это предусмотрено положением о закупке и установлен порядок ее проведения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Каждому заказчику, планирующему такую закупку (кроме случаев присоединения к положению о закупке), в положении о закупке следует установить (Письмо Минфина России от 06.05.2020 N 24-04-07/36313):

  • возможность проводить совместные закупки с другими заказчиками на основании соглашения. При этом необходимо учитывать запрет антимонопольного законодательства на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов (см. Письмо ФАС России от 20.07.2021 N МШ/60379/21);
  • порядок заключения соглашения о проведении совместной закупки и информацию об уполномоченных на его заключение лицах;
  • признание такого соглашения неотъемлемой частью положения о закупке;
  • размещение соглашения (в составе положения о закупке) в ЕИС.

Проведение процедуры в нарушение порядка, предусмотренного положением о закупке, является основанием для обжалования такой закупки в антимонопольном органе (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Позиция о том, что проведение совместной процедуры при отсутствии предусмотренного положением о закупке порядка проведения такой закупки является нарушением Закона N 223-ФЗ, встречается в административной практике (см. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 30.04.2020 по жалобе N Т02-318/20).

Для проведения совместной закупки можно создать единую комиссию. Для этого все заказчики, планирующие такую закупку, могут, например, подписать документ, определяющий состав данной комиссии (Письмо Минфина России от 06.05.2020 N 24-04-07/36313).

Учтите, что соглашение о проведении совместной закупки следует разместить в ЕИС в составе положения о закупке (Письмо Минфина России от 06.05.2020 N 24-04-07/36313).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Инструкция по установке tomahawk 9030 инструкция
  • Батрайдер препарат инструкция по применению когда опрыскивать
  • Zhibai dihuang wan инструкция по применению на русском
  • Швейная машинка brother prestige 300 инструкция
  • Кетовет инструкция по применению в ветеринарии для свиней