Методические рекомендации по выполнению различных типов заданий ОГЭ по обществознанию
- Задания с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх
- Задания на распознание понятия по существенным признакам
- Задания на выявление (распознание) признаков понятия
- Задания на выявление проявлений понятия
- Задания на определение структуры понятия
- Задания на сравнение
- Задания-задачи
- Задания на установление истинности двух суждений
Задания с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх
Можно рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных действий при выполнении заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос (требование), установить, к какой области содержания относится вопрос (требование), припомнить соответствующую информацию, попытаться сократить объём необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный (несколько верных) и убедиться в его правильности.
Вообще, возможно несколько логических путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов (например, в ситуации распознания понятия по существенным признакам или проявлениям), во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию задания. Возможен также анализ предложенных вариантов ответа с целью исключения заведомо неверных вариантов ответа и выявления единственного правильного варианта. Выбор логического пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.
Рассмотрим несколько разновидностей заданий с выбором и записью одного правильного ответа из четырёх, выделенных по проверяемым умениям.
Задания на распознание понятия по существенным признакам
Именно такие задания довольно часто предлагаются в различных тестированиях.
Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
- предпринимательством
- реформированием
- производством
- творчеством
В тексте данного задания даётся определение понятия «предпринимательство». Если Вы не помните его в целостном, готовом виде, можно проделать следующие интеллектуальные действия:
1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить: в нашем случае речь идёт о хозяйственной деятельности человека, следовательно, понятие относится к проблеме экономики;
2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это «инициативная», «самостоятельная» «осуществляемая на свой риск в рамках закона», «направленная на получение прибыли»;
3) сократить область знания до конкретной проблемы: в нашем случае вид хозяйственной деятельности человека;
4) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа, выбрать и записать правильный: искомый ответ — 1) предпринимательство.
Осталось проверить правильность выбранного ответа, проанализировав ещё раз все иные варианты.
Задания на выявление (распознание) признаков понятия
Технология их выполнения весьма проста: выявить содержание обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнести выявленные признаки понятия с предложенными вариантами ответа.
Что является признаком любого государства?
- взимание налогов и сборов
- демократический режим
- разделение властей
- федеративное устройство
Из условия задания очевидно, что необходимо установить родовой признак государства, т.е. признак, свойственный государству любой формы в любой исторический период. Проанализировав предложенные варианты ответа, мы установим, что таковым является вариант 1) — взимание налогов и сборов происходит в любом государстве прошлого и настоящего в отличие от разделения властей, демократии и федеративного устройства.
Необходимо очень внимательно читать условие задания, чтобы избежать ситуации, когда ученик выполняет не поставленное задание, а то, которое он сформулировал себе сам, невнимательно или фрагментарно уяснив условие. Мы привели задание, в котором многие выпускники совершают именно такую ошибку — упускают при чтении слово «любое», которое является ключевым.
Задания на выявление проявлений понятия
Выполнение подобных заданий предполагает несколько логических действий: выявление содержания обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнесение признаков понятия с предложенными проявлениями.
Что из перечисленного относится к факторам производства?
- прибыль
- труд
- налоги
- зарплата
Выполнение задания целесообразно начать с определения понятия «факторы производства»: факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ. Остаётся соотнести с выявленным нами содержанием понятия предложенные в качестве вариантов ответа конкретные проявления. Только одно из них — 2) — относится к факторам производства.
Задания на определение структуры понятия
Основой выполнения подобного задания является определение понятия, с которым соотносятся предложенные в качестве вариантов ответа элементы.
Понятие «общество» включает в себя
- природную среду обитания человека
- формы объединения людей
- все сообщества живых организмов
- окружающий человека мир
Определим понятие: общество — обособившаяся от природы часть материального мира, не потерявшая связь с ней. Соотнесём предложенные варианты ответа с этим определением — это позволит исключить как неверные варианты 1) и 4). Вариант «все сообщества живых организмов» включает природную составляющую, а не только объединения людей, поэтому данный вариант неверен. Правильный ответ — 2).
Задания на сравнение
Эти задания несколько сложнее рассмотренных выше разновидностей, поскольку предполагают оперирование не одним, а несколькими понятиями.
Правовые нормы, в отличие от других видов социальных норм,
- поддерживаются силой государства
- регулируют поведение людей
- опираются на силу общественного мнения
- содержат образцы поведения
Существуют многообразные иерархические связи понятий. Род — это мыслимое множество предметов (обозначаемых соответствующими понятиями), в которое входит и рассматриваемый нами класс объектов. Вид — это подразделение понятий внутри рода. Видовые признаки отличают один класс объектов от другого внутри рода.
В нашем задании требуется среди родовых черт сложных социальных норм отыскать видовую характеристику правовой нормы (это и будет требуемая черта отличия). «Регулируют поведение людей», «содержат образцы поведения», а также в определённой мере и «опираются на силу общественного мнения» — всё это родовые признаки, а вот «поддерживаются силой государства» — видовой признак правовых норм. Данное задание можно выполнить иначе, вспомнив базовые определения понятий. Проанализировав предлагаемые варианты ответа, вспомним, что правовые нормы устанавливаются государством и опираются на его силу, т.е. ответ 1) отличает правовые нормы от других видов социальных норм.
Задания-задачи
Рассмотрим задание:
Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
- начальное общее
- основное общее
- среднее общее
- среднее профессиональное
Процесс решения таких задач сводится к соотнесению предложенных вариантов ответа с преобразованными данными условия. Для решения мы используем следующий алгоритм:
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника. (Последнее, естественно, возможно только в условиях подготовки к экзамену.)
2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с её условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой и надо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4. Проанализируйте предлагаемые варианты ответа с преобразованным условием.
5. Убедитесь в правильности полученного Вами ответа: нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.
Следование приведённому алгоритму позволяет выделить существенную для правильного выполнения задания информацию: Виолетта учится в 10 классе гимназии, то есть в образовательной организации среднего общего образования, следовательно, правильный ответ 3).
Задания на установление истинности двух суждений
Содержание, структура и проявления понятий, а также их связи фиксируются в форме суждений. Поэтому задания на анализ истинности суждений используются в экзаменационной работе.
Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти. Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Выполнение подобного задания начнём с вычленения и определения основного понятия. В нашем случае — это «политические партии». Вспомним, что политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоев и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении). Теперь проанализируем каждое из суждений, соотнося его содержание с определением основного понятия. Оба суждения верны. Правильный ответ 3).
ОГЭ по обществознанию — один из наиболее популярных экзаменов среди учащихся 9 классов. Но он лишь кажется самым простым.
На самом деле обществознание охватывает огромный спектр тем: от устройства государства и экономики до культурной жизни общества. Чтобы успешно сдать экзамен, недостаточно просто заучить теорию — важно понять ключевые концепции, научиться анализировать информацию и правильно отвечать на вопросы, требующие логического подхода.
Разбираем, как эффективно подготовиться к ОГЭ по обществознанию, на что обратить особое внимание и какие стратегии помогут справиться с заданиями КИМа.
Из чего состоит ОГЭ по обществознанию
Вариант состоит из 24 заданий. В них встречаются все ключевые разделы школьной программы, а вопросы проверяют не только знание теории, но и умение анализировать, делать выводы и формулировать развёрнутые ответы.
Задания КИМа можно разделить на два типа: тестовые вопросы и задания, требующие развёрнутого рассуждения.
Задания с кратким ответом
Таких заданий 16, и они проверяют основные теоретические знания по всем разделам обществознания. В большинстве вопросов ОГЭ (№2–4, 7–11, 13, 14, 16–18) требуется лишь выбрать правильный вариант ответа и вписать его номер в бланк.
- В заданиях 15 и 19 нужно написать в ответе последовательность цифр, например 125.
- Задание 20 требует указать ответ в виде слова или словосочетания.
Задания с развёрнутым ответом
Таких заданий 8, и они ориентированы на практическое применение знаний. Выпускники должны проанализировать предложенные материалы — фотографии, диаграммы, тексты или финансовые ситуации — и на их основе сформулировать развёрнутый ответ.
В заданиях 1, 5, 6, 12 и 21–24 нужно аргументированно сформулировать и обосновать свои мысли.
Разделы программы
Как мы уже упоминали, на ОГЭ по обществознанию встречаются все разделы школьной программы. В заданиях КИМа они будут распределены следующим образом:
- человек и общество — №2–4;
- сфера духовной культуры — №2–4;
- экономика — №6–9, включая основы финансовой грамотности (№6);
- социальная сфера — №10, 11;
- сфера политики и социального управления — №13, 14;
- право — №16–18.
Некоторые вопросы варианта (№1, 5, 6, 12, 15, 21–24) могут включать материал из любых разделов. А ещё для выполнения многих заданий может пригодиться Конституция Российской Федерации.
Время работы
На выполнение всех заданий экзамена выпускникам будет дано 180 минут (ровно 3 часа).
Чтобы времени точно хватило, лучше распределить его следующим образом:
- 1–4 минуты — на тестовые задания базового уровня сложности;
- до 10 минут — на вопросы, требующие развёрнутого и продуманного ответа.
Особое внимание стоит уделить последним заданиям КИМа. В задании 21 нужно составить план, опираясь на прочитанный текст. В номерах 23 и 24 важно уметь находить информацию в тексте и дополнять её примерами из курса обществознания.
Оценивание работы
Максимально за все выполненные задания ОГЭ можно получить 37 баллов. Работа оценивается в первичной системе, а затем баллы переводятся в оценку по пятибалльной шкале:
- от 14 до 23 баллов — оценка 3;
- от 24 до 31 балла — оценка 4;
- от 32 до 37 баллов — оценка 5.
В зависимости от сложности задания оно может принести выпускнику разное количество баллов:
- тестовые вопросы (№2–4, 7–11, 13, 14, 16–20) — по 1 баллу;
- задания среднего уровня (№1, 6, 15, 21, 22 и 24) — по 2 балла;
- сложные задачи — 3–4 балла (3 балла за №5 и 23, 4 балла за №12).
Количество баллов также зависит от точности и полноты ответа. Если вопрос не до конца раскрыт или ученик допустил ошибку, оценка будет снижена.
Как успешно подготовиться к экзамену, если ничего не знаешь
Начинать подготовку к ОГЭ с нуля сложно, особенно если времени осталось не так много. Но с грамотным подходом и чётким планом у тебя есть все шансы победить обществознание.
Разберись в структуре экзамена
На первом этапе важно провести «знакомство» с экзаменом: из чего состоит вариант, какие темы могут встретиться, как сформулированы задания и по каким критериям оценивают ответы. Это даст понимание, в какой точке ты находишься сейчас и что нужно делать, чтобы всё было сдано на хорошую оценку.
Составь план подготовки
Теперь перед тобой простая задачка: проложить путь из пункта А в пункт Б. Оцени, сколько информации тебе нужно выучить перед экзаменом, и постарайся распланировать подготовку на ближайшие несколько месяцев.
Оставь достаточно времени для разбора сложных вопросов и практики на заданиях ОГЭ, но не забывай про отдых: учиться 24/7 — не лучшая идея (если только не хочешь выгореть через неделю).
Двигайся маленькими шагами
Помни, что каждый день — небольшой шаг на пути к цели под названием «подготовиться к ОГЭ». Старайся уделять внимание подготовке ежедневно, сделай изучение новых тем, повторение и решение заданий своей привычкой, не отлынивай и не откладывай на бесконечное «потом». Только так получится прийти к результату. Даже один новый термин в день — уже успех!
Минусы самостоятельной подготовки
Подготовиться к экзамену по обществознанию самостоятельно вполне реально. Но сделать это сложно (особенно тем, кто хочет хорошую оценку) — и вот почему.
Сложность планирования
Без опыта и понимания структуры экзамена трудно составить грамотный план подготовки. Часто ученики упускают важные вопросы — например главы из Конституции Российской Федерации — или, наоборот, уделяют слишком много времени второстепенным разделам. Отсюда дисбаланс в знаниях и нехватка времени на важные моменты.
Недостаток мотивации
Самостоятельная подготовка — какой бы она ни была — требует большой силы воли и дисциплины. Регулярно заниматься без внешнего контроля бывает сложно, особенно если нет быстрых результатов. Так мы начинаем пропускать занятия, а потом и вовсе забрасываем подготовку. И получаем не те оценки, которых хотели.
Отсутствие обратной связи
При подготовке в одиночку некому проверить выполненные задания и дать комментарий. Так ты продолжишь повторять одни и те же ошибки, не зная, как их исправить. Это особенно критично для заданий с развёрнутым ответом на ОГЭ, где важно не только знание тем, но и грамотно выстроенное рассуждение.
Реально ли в 9 классе выучить предмет с нуля
Более чем! И сделать это можно не только самостоятельно или с репетитором, но и на курсах Умскул.
Мы подготовим к экзамену с нуля и гарантированно приведём к желаемому результату. За 6 месяцев на Основном курсе ты изучишь все темы, которые могут встретиться на ОГЭ по обществознанию, и научишься решать любые типы заданий, чтобы вариант был сдан на оценку «отлично».
Заполняй форму, чтобы узнать подробности о подготовке в Умскул:
Как быстро подготовиться к экзамену по обществу
Если до экзамена осталось совсем мало времени, нужно принимать экстренные меры — то есть включать интенсивный план подготовки.
Подготовка за один-два месяца
- Составить расписание и выделить примерно неделю на изучение каждого из разделов: «Право», «Экономика», «Человек и общество».
- Начать с основ и базовых понятий: что такое государство, гражданские права, налоги, спрос и предложение. Потом, если останется время, можно будет углубиться в темы.
- Много практиковаться: так ты запомнишь разные задания, варианты ответов и самые частые термины, а ещё набьёшь руку в решении КИМов.
- Писать задания с развёрнутым ответом: чем больше планов и рассуждений ты составишь, тем легче будет сформулировать мысли и найти нужные аргументы на экзамене.
- Оставить последнюю неделю для повторения.
Если до ОГЭ по обществознанию осталась неделя
- Изучить и повторить базу: пройдись по основным темам каждого раздела, чтобы запомнить основную информацию.
- Закрыть пробелы: заново изучи сложные вопросы и постарайся заполнить оставшиеся пробелы в знаниях.
- Выучить термины: сконцентрируй свои силы на повторении определений, чтобы не запутаться в важных понятиях на экзамене.
- Практиковаться: продолжай решать пробные варианты — они помогут не только выявить пробелы, но и проработать разные задания и кейсы.
Что повторить за один день до экзамена
- Не пытаться выучить всё: уже всё равно не получится, а если попробовать «засунуть» в голову целый учебник с терминами, скорее всего, на ОГЭ в ней всё перемешается.
- Повторить базовые понятия: попробуй вспомнить основную информацию по каждому разделу и пройтись по самым важным или сложным моментам.
- Хорошенько отдохнуть: за день до ОГЭ лучше не перегружать мозг — учёные говорят, что, пока мы отдыхаем, он раскладывает всю важную информацию по правильным полочкам.
Конечно, подготовиться к ОГЭ за пару дней вряд ли получится, но повторить материал и немного улучшить свой уровень вполне реально даже за короткий срок.
Подвохи на ОГЭ по обществу: за что могут снять баллы
Как мы уже говорили, несмотря на то что общество выбирает большинство выпускников, этот экзамен не самый лёгкий — и баллы на нём теряют очень часто. И вот почему.
Невнимательность
Часто в самой формулировке вопроса можно встретить подсказки. Но не все выпускники их замечают. Например, в задании сказано «записать ответ в виде последовательности цифр», а они выбирают только один вариант. Такие недочёты будут лишь отнимать у тебя баллы.
Недостаточная полнота ответа
Чтобы получить максимальный балл за задания с развёрнутым ответом, нужно хорошо аргументировать тему. Если ответ на вопрос будет неполным или ты не раскроешь мысль до конца, оценку снизят.
Незнание критериев
Критерии оценивания ОГЭ по обществознанию нужны не только для экспертов. Если прочитать их внимательно, то можно понять, что проверяющие захотят видеть в твоей работе, — и написать в ней именно это.
Советы для тех, кто хочет сдать экзамен на 4 и 5
Сохраняй себе чек-лист из 5 шагов, чтобы сдать ОГЭ на максимум!
- Изучить демоверсию ОГЭ, критерии оценивания и кодификатор, чтобы точно знать, какие темы будут на экзамене.
- Пройти все разделы кодификатора по обществу, которые могут встретиться на экзамене.
- Выучить самые важные термины, знать полные определения и уметь их использовать в разных контекстах.
- Много практиковаться — как в тестовых вопросах, так и в заданиях с развёрнутым ответом.
- Исправлять ошибки и прорабатывать свои слабые места, чтобы не облажаться на ОГЭ.
Для кого эта статья:
- Учащиеся 9-го класса, готовящиеся к ОГЭ по обществознанию
- Родители учеников, заинтересованные в подготовке к экзаменам
- Преподаватели и репетиторы, ищущие рекомендации по подготовке учеников
В этой статье мы поможем вам разобраться, что представляет собой ОГЭ по обществознанию в 2025 году, как решать задания с развернутым ответом и как будут оценивать готовую работу. Бонус — 5 советов от наших преподавателей, которые помогут вам получить более высокий балл на экзамене по обществу.
Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию в 2025 году
В 2025 году экзамен по обществу проверит знания учеников 9-го класса по 61 теме из школьного курса. На ОГЭ учеников будут ждать задания из разделов:
-
«Человек и общество».
-
«Сфера духовной культуры».
-
«Экономика».
-
«Социальная сфера».
-
«Сфера политики и социального управления».
-
«Право».
Экзамен состоит из двух частей, всего в них 24 задания. В вопросах № 1, 5, 6, 12, 21–24 школьники должны будут написать развернутый ответ, а в заданиях № 2–4, 7–11, 13–20 — краткий. Правильные ответы могут принести от 1 до 4 баллов, а максимально за экзамен возможно набрать 37 баллов.
Чтобы как можно лучше подготовиться к ОГЭ по обществознанию, советуем заранее узнать темы и разобраться в его структуре. В этом поможет кодификатор, который можно посмотреть на сайте ФИПИ
На что обратить внимание при выполнении заданий ОГЭ по обществознанию
Опыт учеников прошлых лет подсказывает, что в некоторых заданиях бывает трудно разобраться. Чтобы вы не упустили из виду самое важное, предлагаем разобрать подводные камни нескольких из них. Проверить свои знания с учетом наших рекомендаций можно будет в демоверсии ОГЭ 2025 года и с помощью открытого банка заданий ФИПИ.
Задание № 1. Раскрытие смысла ключевых обществоведческих понятий
В этом задании школьнику нужно выбрать из перечня два понятия, которые подходят по условию. После этого ученик должен дать определение одному из них.
Совет
Чтобы выполнить задание правильно и получить за него высокий балл, важно не заучивать все термины, а научиться понимать их смысл. Также будет полезным навык составлять определения. Делать это можно по схеме «родовое понятие + 2 признака».
Задание № 5. Поиск социальной информации на фото
По условию этого задания ученик должен рассмотреть фотографию людей и оценить ситуацию на ней с точки зрения своих знаний по обществознанию — социальных норм и экономической рациональности.
Совет
Когда будете составлять развернутый ответ, не рассуждайте абстрактно. Чем больше конкретики вы дадите, тем лучше.
Задание № 12. Анализ статистики
В этом задании ученик 9-го класса должен будет рассмотреть данные статистики в виде графика, таблицы или диаграммы, проанализировать их, найти сходства, отличия и сделать выводы.
Совет
Будьте внимательны во время работы с этим заданием. Не торопитесь, изучите все данные, легенду источника и условия. Здесь легко можно ошибиться из-за невнимательности, а не из-за недостатка знаний.
Задания № 21–24. Работа с текстом
Каждое из этих заданий связано с текстом. В 21-м задании ученик должен составить его план, в 22-м — ответить на три вопроса по тексту, в 23-м — подобрать примеры к тезису, в 24-м — привести к тезису аргументы с помощью текста и собственных знаний по обществу.
Советы:
-
В вашем плане должно быть от 3 до 5 пунктов.
-
Заранее потренируйтесь составлять аргументы и приводить примеры к тезисам из собственного опыта, мировой истории и т. д.
5 советов, как подготовиться к ОГЭ по обществу
В этом разделе мы собрали 5 рекомендаций от преподавателей Skysmart, которые подскажут, как хорошо сдать ОГЭ по обществознанию. Еще немного полезных советов на тему экзамена можно узнать в статье нашего блога о том, как сдать ОГЭ на высокий балл.
Подберите хорошие материалы для подготовки
Грамотная теоретическая база — важная деталь на пути к хорошей оценке на экзамене. Чтобы не потерять баллы, советуем внимательно выбирать источники, по которым вы изучаете темы вопросов.
Забудьте о подозрительных сайтах в интернете — в них слишком много непроверенной информации и ошибок. Лучше обратите внимание на справочные материалы и учебники, которые входят в перечень ФГОС. Также советуем изучать Конституцию РФ: на ОГЭ школьники часто ошибаются в вопросах, которые связаны с этой темой.
Составьте личный план
Системный подход — первое, что поможет вам как можно лучше сдать ОГЭ по обществознанию в 9-м классе. Чтобы организовать его, составьте план подготовки:
-
Узнайте слабые и сильные стороны ваших знаний.
-
Изучите разделы курса и список тем, по которым составлены задания ОГЭ.
-
Сверьтесь с расписанием экзамена и рассчитайте, сколько времени осталось на подготовку.
-
Распределите темы по дням недели. Отведите равное количество времени для заданий первой и второй частей.
-
Добавьте в расписание регулярные пробники ОГЭ, практику на демоверсии и открытом банке заданий по обществознанию.
-
Дополните распорядок часами отдыха и выходными. Так вы не навредите здоровью и будете эффективнее учиться.
Не наступайте на чужие грабли
По опыту экспертов Skysmart, чаще всего ученики 9-го класса ошибаются в вопросах раздела «Право». Это связано с тем, что в таких заданиях важно не только понять условие, но и хорошо знать нормы права. Также проблемными можно назвать разделы «Экономика» и «Сфера политики и социального управления». Советуем обратить внимание на темы по ним, когда будете готовиться самостоятельно. Если обнаружите пробелы, их важно закрыть в первую очередь. Почитать статьи на темы из этих разделов можно в нашем блоге.
Будьте в курсе новостей
Если вы еще не делаете этого, советуем начать следить за событиями в России и мире. Для этого достаточно одного или двух достоверных источников в СМИ. Такой способ поможет улучшить знания о политике и экономике на этапе подготовительной работы и снабдит вас свежими примерами для заданий ОГЭ.
Занимайтесь с наставником
Самостоятельная подготовка полезна, и, если ее правильно организовать, она может привести к неплохим результатам на ОГЭ по обществознанию. И все же педагоги не зря рекомендуют сочетать ее с дополнительными занятиями. Только наставник может рассказать школьнику все, что нужно знать, чтобы сдать ОГЭ по обществознанию.
Например, в Skysmart школьников знакомят с форматом экзамена и в деталях разбирают каждое задание и тему, чтобы на ОГЭ не было неприятных сюрпризов. Также на уроках подскажут, как победить волнение и подготовиться без вреда для здоровья. Все это прокачает ваши знания и во многом увеличит ваши шансы на высокие баллы.
Как оценивают готовые работы на ОГЭ по обществу
За каждое правильно выполненное задание с кратким ответом (кроме № 15) школьник получает 1 балл. Если в ответе к заданию № 15 нет ошибок, его оценивают в 2 балла. Если есть ошибка, за этот ответ ученик получает 1 балл. Если любое из заданий школьник сделал неверно или оставил без ответа, за него он получит 0 баллов. Всего за задания с кратким ответом можно получить 17 баллов.
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию самостоятельно
ОГЭ по обществознанию в 9-м классе сдают по желанию: одним из двух предметов по выбору. Кому-то экзамен кажется простым, кто-то хочет повысить оценку за этот предмет в аттестате, а многие интересуются обществознанием и планируют через два года сдавать его же на ЕГЭ. В статье рассказываем о структуре ОГЭ и эффективном плане подготовки к нему.
11
29 989
Структура ОГЭ по обществознанию 2025
В 2025-м изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. ОГЭ по обществознанию состоит из 24 заданий, среди которых 16 заданий с кратким ответом, 8 — с развёрнутым.
Что это значит:
В заданиях с краткими ответами перечислены возможные варианты. Из них нужно выбрать правильный ответ и записать его цифру. В некоторых заданиях нужно записать верную последовательность цифр или слово.
В заданиях с развёрнутыми ответами варианты не даны, ответ нужно записать самостоятельно.
Кроме того, все задания в экзаменационной работе ОГЭ по обществознанию делятся на три уровня:
1. Базовый уровень.
Таких заданий 14, вопросы охватывают темы из разных разделов, например, «Экономика», «Человек и общество», «Социальные отношения». Задания базового уровня проверяют, знает ли школьник основные принципы жизни общества и умеет ли применять их на практике. Для решения заданий также нужно обладать социальным кругозором и навыком работать с социально значимой информацией.
2. Повышенный уровень.
В экзаменационной работе 8 заданий повышенного уровня. Как и задания базового уровня, они охватывают все основные темы школьной программы по обществознанию. Чтобы решить задания, школьнику потребуется, в том числе продемонстрировать свои представления о гражданской идентичности, социальной ответственности и правовом самосознании.
3. Высокий уровень.
Это два последних задания в экзаменационной работе — 23 и 24. Они направлены на определение позиции ученика в общественной жизни и проверку умения решать задачи, связанные с социальными отношениями.
В целом, структура ОГЭ по обществознанию 2025-го года предполагает проверку знаний учеников по широкому спектру тем из области обществознания, а также универсальных навыков применять эти знания в реальной жизни.
На то, чтобы решить все 24 задания, школьникам дают 3 часа.
Критерии оценивания
Если правильно решить все задания в экзаменационной работе, её оценят в 37 первичных баллов. После этого баллы переведут в оценку по пятибалльной шкале. Результат ОГЭ повлияет на оценку за обществознание в аттестате за 9-й класс.
Правильное выполнение разных заданий из ОГЭ по обществознанию оценивается разным количеством баллов:
- в 1 балл — задания 2–4, 7–11, 13, 14, 16–20;
- в 2 балла — задания 1, 6, 21, 22 и 24;
- в 3 балла — задания 5 и 23;
- в 4 балла — задание 12.
В случае ошибки в задании или неполного ответа баллы снижают или вовсе оценивают ответ в 0 баллов.
Экзаменационная работа проверяется двумя экспертами. Их баллы сравнивают и, если они сильно отличаются, привлекают ещё одного эксперта.
План подготовки в ОГЭ по обществознанию 2025
Для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию, необходимо правильно составить план подготовки. Вот, что обязательно должно быть в таком плане:
1. Изучение теории.
Первым шагом в подготовке к ОГЭ по обществознанию является изучение теории. Рекомендуется начинать со требований ОГЭ, который можно найти на сайте ФИПИ. Это поможет понять, какие темы будут затронуты на экзамене. Затем следует изучить учебник по обществознанию, чтобы закрепить теоретические знания.
2. Решение практических заданий.
Теорию важно сразу закреплять на практике. Для этого можно использовать прошлогодние тесты ОГЭ, а также дополнительные задания из учебников и интернет-ресурсов.
3. Отслеживание прогресса.
Важно не только решать задания, но и постоянно анализировать свои ошибки. Делать это самостоятельно сложно, особенно если есть трудности с теорией. В статье рассказали, что помогает ученикам «СОТКИ» отслеживать свой прогресс в подготовке и кто разбирает с ними ошибки в тестовых заданиях.
В «СОТКЕ» можно готовиться сразу ко всем предметам по подписке. То есть к 3—4 предметам по цене 1. Подробности здесь.
Экзамен по обществознанию — один из самых популярных. Хотя в нем встречаются самые разные формулировки и типы заданий, бояться его не стоит. В этой статье мы сделаем акцент на структуре экзамена, особенностях первой и второй частей, способах решения сложных заданий. В конце статьи — рекомендации, которые помогут вам подготовиться к ОГЭ по обществознанию в 2025 году.
В этой статье:
Структура ОГЭ по обществознанию — 2025I часть экзаменаЗадания II частиРекомендации по подготовке к экзамену
В 2025 году структура и содержание ОГЭ по обществознанию не менялись — вы читаете актуальный материал 👍
Структура ОГЭ по обществознанию — 2025
ОГЭ по обществознанию в 2025 году состоит из двух частей. В I часть входят задания и с кратким ответом, и с развернутым. В II части только задания с развернутым ответом. Всего вам придется решить 24 задания по шести тематическим блокам:
- человек и общество;
- экономика;
- сфера политики и социального управления (политика);
- сфера духовной культуры (духовная сфера);
- право;
- социальная сфера.
Максимальный первичный балл за весь экзамен — 37. Время написания экзамена — 180 минут (3 часа).
Чтобы сдать ОГЭ, надо не только хорошо знать все тематические блоки, но и понимать критерии оценивания заданий. Не изучили их, пока готовились — потеряли баллы. Итог: плохая оценка в аттестате или не удалось поступить в колледж на бюджет. Оба варианта не радуют, да?
Чтобы этого не произошло, я рассказываю своим ученикам всё об изменениях ФИПИ и обновлениях критериев. Во время подготовки к ОГЭ мы отрабатываем все форматы заданий, пишем развернутые ответы и оцениваем их, разбираем ошибки и учимся на них. И на занятиях я даю им только ту информацию, которая гарантированно пригодится на экзамене — ничего лишнего и никакой воды!
I часть экзамена
I часть ОГЭ по обществознанию состоит из 20 заданий. Их можно разделить три категории: тестовые задания, форматные задания и задания с развернутым ответом.
Тестовые задания
Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков. Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, 9 — всегда задание по экономике, а 13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.
Форматные задания
Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Главное — разбираться в особенностях каждого из них. Всего в первой части есть три форматных задания:
- Задание 15 (2 балла) — на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом.
И еще один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте. Тут есть небольшой лайфхак: каждая цифра второго столбца должна хотя бы один раз встретиться в вашем ответе.
- Задание 19 (1 балл) — на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть четыре признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия.
Совет: четко работайте с условием задания. По очереди берите понятия и анализируйте каждый из четырех признаков. Так вы точно не запутаетесь и получите заветный балл.
- Задание 20 (1 балл) — на заполнение пропуска в таблице. Оно проверяет знание терминологии, а предугадать, какой тематической блок встретится в вопросе, невозможно. Небольшой лайфхак: ваш ответ в виде должен соотноситься с информацией из таблицы в форме, числе и падеже.
Задания с развернутым ответом
В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Такие вопросы проверяют эксперты ОГЭ в соответствии с критериями оценивания заданий.
- Задание 1 (2 балла) — на термины. Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию, и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия — этим мы занимаемся на курсах ОГЭ. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.
В качестве структуры для раскрытия понятия вы можете использовать следующий шаблон: родовое понятие + 2 признака.
- Задание 5 (3 балла) — на анализ визуальной информации. Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности.
Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей.
- Задание 6 (2 балла) — на финансовую грамотность. Перед вами будет вымышленная ситуация, ее нужно проанализировать и ответить на вопросы. В кейсе можно встретить три основные темы:
— Банковские услуги и формы дистанционного банковского обслуживания;
— Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи;
— Личный финансовый план и сбережения.Внимательно работайте с условием, подчеркивайте ключевые слова и вопросы. Ваш ответ должен быть лаконичным и аргументированным — эксперт поставит 0 баллов за общие рассуждения.
- Задание 12 (4 балла) — на анализ статистического источника. Это одно из самых сложных и дорогих по баллам заданий ОГЭ по обществознанию. Вам нужно сформулировать сходства, различия и выводы, опираясь на статистический источник. Он может быть представлен в виде диаграммы, графика или таблицы. Баллы в этом задании часто теряют по невнимательности. Нужно бережно работать с легендой, осями графика, информацией на диаграмме или в таблице.
Хотите справиться с этим заданием? Запомните: выводы основываются на анализе информации, а предположения — это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Пример задания 12
В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ
1. Сходство. Люди со средним образованием и с высшим образованием меньше поддерживают главенство старших родственников в семье.
Предположение. Это может быть объяснено тем, что в государстве Z многопоколенные семьи, включающие старших родственников, встречаются всё реже. Поэтому это наименее популярный ответ среди двух групп респондентов.
2. Различие. Респонденты со средним образованием на 15% больше, чем респонденты с высшим образов считают, что главой семьи должен быть мужчина.
Предположение. Это может быть связано с тем, что для менее образованных людей свойственны традиционные взгляды на семью и распределение семейных ролей.
Задания II части
Вторая часть ОГЭ по обществознанию не менее важна, чем первая, — без нее невозможно получить заветную пятерку. Перед вами будет текст, после которого идут четыре задания с развернутым ответом. Текст может относиться к любому из шести тематических блоков.
Эти задания проверяют эксперты. Уделите особое внимание критериям оценивания второй части, чтобы понимать, как должен выглядеть идеальный ответ.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Чтобы получить максимальный балл, важно вовремя, а главное правильно начать подготовку. Не откладывайте ее на последний момент! Вот несколько рекомендаций, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию в 2025 году было проще.
- Осознайте, что обществознание с точки зрения теории — такой же предмет, как и все остальные
- Не бойтесь большого объемов теории. Фокусируйтесь не на заучивании, а на понимании терминов через примеры или аналогии.
- Составьте для себя список тем для изучения, исходя из кодификатора. Отмечайте пройденные темы по мере прогресса. Так вы не запутаетесь, какие теоретические аспекты уже изучили.
- Уделяйте внимание каждому из шести тематических блоков. Не стоит выделять любимый блок и изучать его — на экзамене встречаются все шесть.
- Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий. Так вы уменьшите количество ошибок, которые обычно допускают по невнимательности.
- Изучите критерии оценивания как в первой, так и во второй частях экзамена.
- Пишите разборчиво — понятный почерк важен для обеих частей ОГЭ. Компьютер может не считать цифру или букву, а эксперты при проверке второй части не станут разбираться в непонятных каракулях.
И последний совет: готовьтесь к ОГЭ основательно. Без хорошей оценки вы не поступите в колледж, а если собираетесь в вуз, то ОГЭ по обществознанию — отличная тренировка перед ЕГЭ. Поэтому вам нужно получить как можно больше знаний и опыта, чтобы в дальнейшем лучше учиться и сдавать другие экзамены. Бонусом — вы будете меньше на них нервничать 😉
Например, чтобы мои ученики не переживали на экзамене, я провожу пробный ОГЭ по обществознанию. Мы организуем настоящий экзамен: со строгим ограничением по времени, в полном соответствии с регламентом. После пробного экзамена я всегда разбираю ошибки с каждым в отдельности, чтобы все понимали, какие темы им надо доучить.