В 2025 году исполнится 90 лет с изобретения первой в мире автоматической коробки передач (АКПП), которая в своё время произвела революцию в мире автоиндустрии. Однако несмотря на всю простоту, технология и по сей день имеет свои особенности и сложности в эксплуатации. У начинающих водителей сразу возникают вопросы: как использовать передачи и педали на автомате, как трогаться и вообще, как правильно ездить на «автомате»? В нашем обзоре расскажем про самые распространённые ошибки, которые допускают даже автовладельцы со стажем. А также поделимся советами экспертов о том, как по максимуму продлить срок службы коробки передач на автомате.
Автоматическая коробка передач. Фото: freepik.com
Особенности автомобилей с АКПП
Автоматическая (АКПП) и механическая (МКПП) коробка передач выполняют одинаковую функцию. Оба устройства передают крутящий момент двигателя на ведущие колёса и таким образом приводят в движение легковушку, грузовик, автобус, трактор, мотоцикл и любое другое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания. Крутящий момент, как мы рассказывали в статье «Механическая коробка передач (МКПП): инструкция для тех, кто хочет научиться водить на механике с нуля», распределяется по передачам, которых обычно пять-шесть. Чем выше передача, тем сильнее передаваемые на ведущие колёса через трансмиссию обороты мотора и, следовательно, мощнее разгон автомобиля. И как раз для переключения этих передач и необходима коробка.
Однако различия между механической и автоматической коробкой передач весьма серьёзные, несмотря на, казалось бы, одинаковое предназначение. МКПП — это, по сути, просто механическое устройство с шестерёнками, которое управляется водителем вручную с помощью рычага переключения и педали сцепления, размыкающей и соединяющий двигатель с трансмиссией. «Автомат» — более сложный комплекс, с масляным насосом и турбиной, электроникой и, само собой, механизмом переключения скоростей, которому в отличие от «механики» не нужны постоянные команды водителя. Передачи на «автомате» переключаются сами — нужно только задать режим перед началом поездки.
Управление автомобилем с АКПП
Режимы работы автоматической коробки передач
Автоматическая коробка не требует участия человека в переключении скоростей, но каждый водитель обязан досконально знать режимы её работы. Иначе даже тронуться с места будет проблематично. А если и удастся, при переключении передач во время движения машины можно сломать механизм так, что последующий ремонт вылетит вам в крупную сумму.
Итак, как трогаться и ездить на автомате для начинающих? Прежде всего присмотритесь к селектору коробки на центральном тоннеле в салоне: вы увидите обозначения P, D, N, R:
- Паркинг (P). Режим для парковки авто, в котором трансмиссия разъединена с мотором. Ведущие колёса заблокированы так надёжно, что машина останется неподвижной даже на склоне — неплохая альтернатива стояночному тормозу.
- Движение (D). Активация режима движения вперёд. Переключился с «паркинга», нажал педаль газа и поехал, всё просто!
- Нейтральная передача (N). Коробка и двигатель разъединены, но колёса не заблокированы. Данный режим задействуется при краткосрочной остановке на три-пять минут, в том числе в сочетании с ручным тормозом, или буксировке авто на небольшое расстояние до 10−15 км.
- Задний ход (R). Используется при необходимости сдать назад. Как и в случае с «паркингом», включать заднюю передачу нужно только при полной остановке машины и никак иначе!
В современных автоматизированных КПП имеются дополнительные режимы движения. Так, например, S (Спорт-режим) пригодится для езды с более высокими оборотами моторами, а E (Режим экономии), наоборот, полезен для низких оборотов. L (Пониженная передача) нужна для передвижения только на первой передаче, например, при буксировке другого транспортного средства, а аварийный O/D (Овердрайв) используется для постоянного применения повышенной передачи — третьей или четвёртой.
Запуск авто с автоматической коробкой передач и начало движения
Принципиального отличия запуска машины с АКПП от «механики» нет. Сначала надо завести автомобиль, нажав кнопку запуска или повернув ключ в замке зажигания в зависимости от модели вашего транспортного средства. Переключите селектор КП в нужный режим движения. Не хватает только педали сцепления, не правда ли? По мере набора или снижения скорости передачи будут повышаться либо снижаться автоматически.
Автомобилисты со стажем много и часто спорят о том, надо или нет нажимать педаль тормоза при запуске машины с автоматом или смене режима езды на ходу. Учеников в автошколах учат запускаться с выжатой педалью и никак иначе. То же самое пишут и производители в инструкциях к авто. Но зачем?
Что же, технического смысла в этом ноль! Вся описанная выше процедура осуществляется без нажатия тормоза, ведь механической связи между тормозной системой и мотором нет. Другое дело — безопасность.
Нажав на тормоза при запуске, вы перестрахуетесь от самопроизвольного движения машины вперёд или назад, если АКПП находится в режиме движения или на задней передаче.
Хотя, опять же, тема спорная, поскольку даже на машинах начала 2000-х имеется «защита от дурака»: двигатель не заведётся, если коробка стоит не в парковочном или нейтральном режиме.
Автоматическая коробка передач. Фото: unsplash.com
Как ездить с автоматической коробкой передач
Управлять автомобилем на «автомате» приятнее, чем на «механике»: меньше рывков и перегазовок при переключении передач, абсолютно никакой возни туда-сюда с рычагом коробки и педалью сцепления. Водитель может сосредоточиться на вождении и обстановке на дороге. Единственная сложность, причём именно для тех, кто пересел с МКПП на АКПП, — это педали на «автомате».
На машине с механической трансмиссией водитель работает двумя ногами: выжимает сцепление левой и поочерёдно нажимает на тормоз и газ правой. На «автомате» левая нога не задействуется вовсе, ведь сцепления нет. Автолюбителю с опытом езды на ручной коробке сложно моментально адаптироваться к такому расположению педалей — первое время левая нога инстинктивно так тянется к педали тормоза. А и правда, почему бы не попробовать поработать двумя ногами: одна на педали тормоза, другая — на акселераторе?
Запомните, так делать ни в коем случае нельзя: вы не гонщик, а у вас не болид Формулы−1 или раллийная машина! Одновременно заблокировав колёса и раскрутив двигатель вы:
- перегрузите и, скорее всего, сломаете коробку, поскольку вся мощность ДВС передастся трансмиссии, а не колёсам;
- cоздадите аварийно-опасную ситуацию, дестабилизировав поведение автомобиля на дороге.
И это, кстати, далеко не единственное ограничение в работе с «автоматом».
Что нельзя делать, управляя автомобилем на «автомате»
АКПП может стать незаменимым помощником водителю при правильной и бережной эксплуатации. Надо только знать, как пользоваться коробкой-автоматом и не допускать следующих ошибок.
Действие | Почему нельзя так делать? |
Включение паркинга, нейтрали, заднего хода во время езды | АКПП не предусматривает подобные смены режима на ходу и с большой вероятностью не выдержит ударной нагрузки в момент переключения и сломается. |
Резкие движения и агрессивное вождение | Быстрое ускорение и резкие манёвры приводят к повышенной нагрузке и перегреву трансмиссии, что ускоряет износ компонентов. |
Переключение на нейтральную передачу на светофорах | Топливо на постоянных переключениях вы вряд ли сэкономите, а вот ресурс АКПП потратите изрядно. |
Езда накатом при спуске со склона | У «автомата» нет торможения двигателем, поэтому при езде накатом машина лишена дополнительной противодействующей силы и менее управляема. |
Запуск двигателя с «толкача» при севшем аккумуляторе при включённой передаче | Возможно, движок и заведётся, но ценой повреждения коробки передач. |
Как тормозить на «автомате»
Учтите, в отличие от автомобиля с МКПП, машина с автоматической коробкой передач не умеет тормозить двигателем, когда водитель отпускает педаль газа.
Если коротко, это эффект, когда не мотор крутит колёса, а, наоборот, колёса крутят двигатель, лишённый крутящего момента. Кинетическая энергия колёс тратится сильнее, и, следовательно, транспортное средство замедляется быстрее.
На автомобилях с АКПП в силу конструктивных особенностей трансмиссии подобного эффекта нет.
Если вы пересели с «механики», то учтите следующее: машина с автоматической коробкой замедляется хуже, когда вы бросаете педаль акселератора. Поэтому планируйте замедление заблаговременно.
Если впереди поворот, значит, притормозите заранее и не тяните до последнего. А в случае, когда нужно резко затормозить, сначала плавно отпустите газ, а потом быстро нажмите на тормоз. Не забывайте задействовать только правую ногу!
Запомните, движения ноги на педали тормоза должны быть быстрыми, но плавными. При резком нажатии колёса сразу заблокируются, и машина уйдёт в неконтролируемый занос, особенно на скользкой дороге.
Опять же, это связано с отсутствием торможения двигателем, которое за счёт противодействующих сил обычно делает машину стабильнее и более предсказуемой в момент остановки.
Переключение скоростей на «автомате»
Многие современные коробки автоматического переключения оборудуются ручным режимом, который на селекторе обозначается Мanual (M). Активировав эту опцию, водитель может переключать КП самостоятельно — обычно с помощью подрулевых «лепестков» вверх и вниз. Это переключение удобно на бездорожье, разбитой дороге или в горной местности, где для более эффективной езды нужно поиграться с передачами и оборотами двигателя, что «автомат» не позволяет сделать в силу заданных заводом диапазонов.
Правда, постоянно так ездить не рекомендуется. Передачи всё-таки рассчитаны на определённые значения, и лучше их придерживаться, чтобы трансмиссия прослужила как можно больше.
Парковка и завершение движения на АКПП
Правильно ездить на «автомате» несложно. Вся трудность автоматической коробки передач чувствуется только в конце поездки, когда нужно остановиться и припарковать автомобиль. Начинающему водителю важно запомнить основные правила, поскольку от этого будет зависеть безопасность на дороге и долговечность «автомата».
- Не трогайте селектор коробки передач, пока машина не остановилась полностью.
- Придерживайте педаль тормоза или включите стояночный тормоз, чтобы авто вдруг не покатилось назад.
- Переведите коробку в режим «Паркинг». Нейтральную передачу можно пропустить, если собрались именно парковаться, а не остановились на пару минут.
- Отпустите педаль тормоза.
- Если припарковались на обочине дороги под уклоном, поверните руль в сторону бордюра, чтобы в случае чего машина не покатилась на проезжую часть.
Автоматическая коробка передач. Фото: pexels.com
Буксировка автомобиля с АКПП
Буксировать машину с автоматической трансмиссией нужно крайне осторожно, будь то гибкая или жёсткая сцепка. Причина в том, что в основе функционирования такой коробки лежит циркуляция масла по системе трансмиссии. И масляная помпа, которая гоняет эту техническую жидкость по контуру, работает от двигателя. Следовательно, если ДВС вышел из строя, то нет и подачи масла. При буксировке колёса приведут в движении некоторые детали трансмиссии, без смазки механизм переключения передач получит повреждения и, в конце концов, выйдет из строя.
Потому главное правило: буксировка машины с АКПП допустима только в режиме нейтрали, когда колёса и трансмиссия разъединены, и на расстояние 10−15 км. В противном случае стоит вызвать эвакуатор. И тем более никакого режима движения (D) и даже пониженной передачи (L) — вы просто «убьёте» коробку, и всё. А если в качестве буксира выступает сама машина с «автоматом», то движение допускается только на второй или третьей передаче по избежание высокой нагрузки и последующего перегрева масла.
«Автомат» вообще не любит нагрузку, сопоставимую с массой машины. Поэтому так важно знать, как правильно ездить на автоматической коробке передач. Будьте осторожны и при буксировке прицепов, фаркопов. Перед поездкой со сцепным устройством обязательно загляните в техническую документацию своего авто: там прописана допустимая масса транспортного средства, которое можно взять на буксир.
Преимущества и недостатки автоматической коробки передач
С одной стороны, АКПП предельно универсальна и понятна даже вчерашнему ученику автошколы, а с другой, имеет ряд недостатков в сравнении со своими механическим аналогами. Вот основные преимущества и недочёты этого типа трансмиссии.
Плюсы
- Для начинающего водителя машина с автоматической коробкой передач — это идеальный вариант. Никаких мучений и нервов с педалью сцепления и постоянным дёрганьем рукоятки коробки передач. Подобрал подходящий режим движения и забыл про переключение скоростей до конца поездки. Рули, работай педалями газа и тормоза — остальное за тебя сделает электроника.
- Автомобиль с АКПП в теории безопаснее, чем с «механикой», ведь водитель держит обе руки на руле, не отвлекается на переключение передач и, как результат, больше сосредоточен на дороге.
- Исправный «автомат» нереально перегреть даже в самой безнадёжной дорожной пробке. Конструкция этой трансмиссии идеально адаптирована к езде в стиле «разгон-тормоз». Главное – не мучить агрегат постоянным переводом в режим паркинга и нейтральное положение.
Минусы
- Автоматическая коробка передач не такая надёжная и долговечная, как «механика», а также сложнее и дороже в обслуживании. Её ресурс составляет 250 тысяч км против 500 тысяч дистанции для механической трансмиссии.
- Поскольку диапазон работы АКПП и, следовательно, интенсивность разгона подбирает электроника, водителю тяжело контролировать расход топлива. А потребление горючего на 10−15% больше в сравнении с ручной коробкой.
- Машина с «автоматом» в среднем дороже варианта с «механикой».
Такая вот она одновременно простая и сложная автоматическая коробка передач. Но именно за этим видом трансмиссии будущее. В то время как «механике» прочат ещё максимум 10−15 лет, АКПП совершенствуется от года к году. Имеются уже модификации на 10 ступеней и в целом появляются новые виды автоматических коробок, как вариатор и робот, о которых мы подробно рассказывали в отдельной статье. Так что всё вышеперечисленные недочёты и недостатки в конструкции рано или поздно уйдут в прошлое.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Машины с автоматической коробкой передач очень популярны как среди новичков, так и среди опытных водителей, потому что ими гораздо проще управлять, чем машинами с механическими коробками. В случае дальних поездок они также гораздо удобнее. Эти простые шаги покажут вам как управлять автоматической коробкой передач, но помните: перед тем как садиться за руль любого транспортного средства убедитесь, что обладаете водительскими правами и знаете правила дорожного движения.
-
Откройте машину брелоком или ключом и сядьте на место водителя.
-
Отрегулируйте сиденье так, чтобы вы могли без проблем доставать до всех необходимых узлов управления и видеть все, что находится перед машиной. Измените положение зеркал так, чтобы четко видеть все, что находится позади машины и по сторонам от нее. Определите, где находятся слепые зоны, чтобы вы могли проверять их перед поворотами или сменами полос.
-
Перед началом важно найти педали газа и тормоза, рулевое колесо, рычаг выбора передач, управление светом, антиобледенитель и управление дворниками.
- Педали тормоза и газа должны находится неподалеку от ваших ног. Педаль тормоза находится слева, педаль газа — справа.
- Рулевое колесо — это большое колесо, расположенное по центру приборной панели. Поворачивая его влево или вправо вы, тем самым , будете поворачивать колесами автомобиля.
- На рулевой колонке (обычно слева) находится небольшой рычаг, у которого исходное положение расположено по центру, а два фиксированных положения расположены сверху и снизу. Это указатель поворота. Часто с левой от руля стороны на панели, либо на одном из рычагов, установленных на рулевой колонке, находится кнопка, позволяющая включать или выключать фары.
- Рычаг выбора передач обычно находится в одном из двух мест: либо справа от рулевой колонки, либо между водительским и пассажирским сиденьями. Передачи будут маркированы на дисплее цифрами и буквами «P», «D», «N», и «R». В случае, если рычаг передач находится на рулевой колонке, то этот дисплей обычно будет находиться на приборной панели, под спидометром.
-
Убедитесь, что вы и все пассажиры, находящиеся в машине всегда пристегнуты ремнями безопасности.
Реклама
-
Нажмите на педаль тормоза правой ногой, затем вставьте ключ зажигания и поверните его по часовой стрелке.
-
Продолжая удерживать педаль тормоза, ногой переключите передачу на «Drive». Эта передача обозначена как «D» на дисплее и будет подсвечена, когда вы ее выберете.
- В случае, если рычаг передач установлен на рулевой колонке, тогда потяните рычаг на себя перед тем, как двигать его вверх или вниз для выбора передачи.
- В случае если рычаг передачи установлен на полу, то обычно он разблокируется нажатием на специальную кнопку. После этого его можно переместить в нужную позицию.
-
Он выглядит либо как рычаг и находится между передними сиденьями, либо как педаль и находится с самого края слева. Возможно, что сначала в случае, если ручной тормоз — рычаг на полу, то потребуется отпустить еще один рычаг над ним, а в случае педали слева — нажать на кнопку.
-
Осмотрите область вокруг машины, включая все слепые зоны, на предмет присутствия движущихся объектов или живых существ в непосредственной близости. Старайтесь смотреть только в направлении движения.
-
Медленно отжимайте педаль тормоза, и машина начнет движение. Снимите свою ногу с педали и той же ногой не спеша надавите на педаль газа, и машина начнет набирать скорость. Не требуется переключать передачи для повышения скорости в случае поездки в обычных условиях.
-
В режиме «drive», поворот руля влево поворачивает машину влево, поворот вправо — поворачивает машину вправо.
-
Нажимайте тормоз для уменьшения скорости или полной остановки машины. Снимите свою ногу с педали газа и переместите ее на педаль тормоза, нажимайте постепенно, чтобы не произошло слишком резкой остановки. Если хотите снова начать движение, тогда снова нажимайте на педаль газа.
-
Когда вы достигнете места назначения, полностью остановите машину, постепенно нажимая на педаль тормоза, и переключите передачу на позицию «P». Остановите двигатель повернув ключ зажигания против часовой стрелки. Не забудьте выключить фары и установить ручной тормоз перед выходом из машины.
Реклама
-
Если вам потребуется ехать в обратную сторону сначала убедитесь, что машина полностью остановилась, и уже потом переключайте передачу. Переместите рычаг выбора передач на позицию «R» и проверьте нет ли сзади машины чего-либо, препятствующего движению. Не спеша уберите свою ногу с педали тормоза и поставьте ее на педаль газа.
- Помните, что поворачивая задним ходом ваша машина будет поворачивать в сторону, противоположную той, в какую повернут руль.
-
Нейтральная передача используется только в тех случаях, когда вам нет необходимости контролировать скорость машины, НЕ во время обычного движения. Например, если машина припаркована на небольшое время или ее толкают/тянут на буксире.
-
Передачи, обозначенные как «1,» «2,» и «3» известны как нижние передачи. Их можно использовать как своеобразную дополнительную тормозную систему в случаях, когда вам требуется сберечь ресурс обычного тормоза. Хороший пример — спуск с холма. Используйте первую передачу, когда вам нужно ехать очень медленно. При переключении между этими передачами и «Drive» нет необходимости останавливаться.
Реклама
Советы
- НЕ тормозите одной ногой и газуйте другой. Используйте правую ногу для обоих педалей, левую держите на полу.
- Всегда будьте начеку во время управления любым транспортным средством.
- Увеличивайте давление на педали тормоза и газа постепенно.
- Не забывайте смотреть в зеркала заднего вида.
Реклама
Предупреждения
- Запирайте машину, когда уходите и оставляете ее без присмотра.
- Следуйте правилам дорожного движения и держите при себе действующие водительские права.
- Не садитесь за руль находясь под воздействием алкоголя.
- Смотрите на дорогу, не отвлекайтесь на написание смс-сообщений и другие посторонние дела.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 44 790 раз.
Была ли эта статья полезной?
Главная » Блог » Как управлять автомобилем с коробкой автомат
25.01.2023
3 комментария
390022
Автомобили с АКПП завоевывают все большую популярность среди водителей разного возраста и стажа, потому вопросы об особенностях эксплуатаций коробок-автомат очень актуальны. Рассмотрим подробно, как управлять машиной с АКПП и дадим множество полезных лайфхаков.
Сначала мы расскажем о принципе действия, основных режимах трансмиссии и правилах переключения скоростей. А если вы сразу хотите узнать, как научиться ездить на машине с нуля на автоматической коробке передач, листайте статью ниже. Но рекомендуем сначала изучить базовые принципы, а затем переходить к правилам управления на автомате.
Особенности автомобилей с АКПП
АКПП является сложным устройством, обеспечивающим переключение передаточных отношений между собой без участия водителя. Для непосвященного в технические тонкости водителя, автомобили с МКПП и АКПП мало чем отличаются: рычаг управления КП имеет разные положения, да в авто с коробкой-автомат всего две педали (газ и тормоз). В результате водителю проще трогаться с места, ему не нужно отвлекаться на переключение передач, что делает процесс управления более комфортным.
Не лишен автомобиль с АКПП и минусов:
- повышается расход топлива в условиях городского движения, если водитель неопытный;
- большинство видов машин с АКПП нельзя долго буксировать на гибкой или жесткой сцепке, обязательно вывешивание передних колес (от этого освобождены лишь некоторые современные модели);
- нельзя перегружать транспортное средство и не желательно прицеплять автоприцеп к нему (минус для дачников и жителей сельской местности, традиционно использующих легковушку вместе грузовика);
- необходимость в более внимательном техническом обслуживании;
- дороговизна ремонта в случае выхода из строя коробки.
Принцип управления автомобилем с АКПП во многом отличается от механики. Чтобы, знать, как переключать передачи на автомате, нужно иметь представление о его режимах работы и особенностях эксплуатации в разных условиях. Большинство водителей об этом не знают, потому заезжают в автосервисы чаще, чем могли бы.
Основные режимы работы АКПП
Если посмотреть внимательно на селектор (блок с рычагом управления и дополнительными кнопками), можно увидеть различные буквы — «P», «N», «R», «D», «M», «S» и другие. Они обозначают режимы работы и служат подсказками для водителя. Чтобы знать, как правильно ездить на автоматической коробке передач, нужно понимать предназначение режимов.
Основными режимами работы АКПП являются:
- «P» (от англ. Parking) — парковочный. В этом режиме двигатель автомобиля разъединен с трансмиссией, ведущие колеса заблокированы (блокировкой вала). Положение используется для запуска двигателя, также в этом режиме можно заменить стояночный тормоз, если автомобиль стоит на незначительном уклоне.
- «R» (от англ. Reverse) — задняя передача. Предназначен режим для движения задним ходом и может включаться только после полной остановки автомобиля.
- «N» (от англ. Neutral) — нейтральное положение. Двигатель отсоединен от трансмиссии, ведущие колеса не заблокированы. Включается при кратковременной остановке или для буксировки автомобиля на короткое расстояние.
- «D» (от англ. Drive) — движение вперед. Основной режим в поездках, используется при движении в обычных условиях.
- «M» (от англ. Manual) — ручное переключение передач. Этот режим есть не на всех автомобилях и используется при езде в сложных условиях: на плохой дороге или бездорожье, при торможении двигателем.
На некоторых автомобилях, чаще на спортивных и позиционирующихся производителем в качестве таковых, есть еще один основной режим «S» (от англ. Sport). Он дает более высокую динамику разгона, потому часто используется любителями спортивной езды или при обгонах.
На большинстве автомобилей режимы установлены именно в такой последовательности, как в списке. Это прописано в американских стандартах, которых придерживаются многие производители.
Дополнительные режимы работы АКПП
Современные транспортные средства характеризуются большим количеством рабочих диапазонов АКПП, потому могут иметься и другие, дополнительные режимы. Некоторые положения рукояти селектора могут иметь иное обозначение:
- D или O/D — овердрайв. Режим, позволяющий движение с автоматическим переключением на более высокую передачу. Чаще всего используется в загородных поездках.
- D3 или O/D OFF — режим отключения овердрайва. На автомобилях с четырьмя передачами отключается четвертая, что защищает муфту гидротрансформатора от многократной блокировки. Используется режим для поездок по городу и для торможения двигателем.
- S или «2» — включается диапазон пониженных передач (первой и второй либо только второй). Используется режим при движении по скользкой дороге. Иногда называют«зимним режимом» и обозначают буквой «W».
- L или «1» — режим только первой передачи.
Некоторые модели имеют еще ряд вспомогательных режимов. Например, можно встретить режим «E» — экономичный. Он позволяет достигать плавного ускорения и хода, за счет чего экономится топливо. Специальные (дополнительные) режимы активируются с помощью кнопки или переключателя, которые могут находиться возле селектора или на панели приборов.
Перечень всех обозначений с кратким описанием можно посмотреть в таблице.
Обозначение | Краткое описание |
P | Режим парковки. Также используется для запуска двигателя. |
R | Режим заднего хода |
N | Нейтраль. Используют при кратковременной остановке. |
D | Движение вперед. |
D3 | Движение вперед не выше, чем на третьей передаче. Подходит для движения в плотном городском потоке. |
L | Включение понижающей передачи. |
M | Ручное переключение передач |
O/D | Режим овердрайв |
S | Спортивный режим. На некоторых моделях так обозначается диапазон пониженных передач |
E | Экономичный режим |
W | Зимний режим |
Также на многих автомобилях с АКПП есть режим кикдаун (KickDown). Включается самостоятельно при резком нажатии педали газа до пола. За счет переключения вниз на 1-2 передачи дает более быстрый разгон или ускорение. Режим кикдаун часто используют при обгоне.
Обозначение и расположение режимов могут отличаться на разных автомобилях. Чтобы знать наверняка, как правильно пользоваться АКПП, изучайте документацию по вашей модели.
Можно ли переключать скорости АКПП на ходу
Перемещать рычаг селектора при движении автомобиля можно лишь в определенные положения. Категорически нельзя на ходу включать режимы «P» (паркинг) и «R» (движение задним ходом). Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Включать на ходу режим «N» (нейтраль) и двигаться накатом на машине с АКПП технически возможно, но не рекомендуется из соображений безопасности. В таком положении рукояти селектора разрывается передача крутящего момента с двигателя на колеса, а потому они могут крутиться как вздумается. При изменении поверхности дорожного полотна (наледь, щебень, лужа), а также при резком торможении машина может уйти в занос.
Что касается переключение передачи на повышенную или, наоборот, пониженную — большинство АКПП позволяет это делать без негативных последствий. В зависимости от дорожной ситуации, иногда это даже нужно делать. Например, переключение на пониженную передачу позволяет эффективно тормозить двигателем.
Рекомендуем изучить основы вождения автомобиля для начинающих и переходить к управлению машиной на автомате.
Запуск автомобиля с АКПП
Запустить двигатель на автомобиле с АКПП не так сложно, как может показаться. Для начала нужно выставить рычаг селектора в положение «P». Запускать ДВС можно и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Если рычаг будет находиться в любом другом положении, например, «D», двигатель запустить не получится.
После включения нужного режима нужно нажать педаль тормоза. Это тоже рекомендация большинства производителей. На практике же можно заводить двигатель без тормоза, если включен режим «P», а вот при нейтральном положении нажимать на тормоз обязательно. Впрочем, для удобства педаль тормоза лучше все же нажать: так можно сразу переключиться в рабочий режим и начать движение. Выжав педаль тормоза, можно запускать двигатель.
Пошагово процесс запуска двигателя на АКПП выглядит так: выбор режима «P», нажатие педали тормоза, запуск двигателя.
Как правильно начинать движение на автомобиле с АКПП
Работа с педалями на автомате предельно простая, это и подкупает многих водителей. Начинать движение в выбранном режиме достаточно просто: нужно лишь плавно убрать ноги с педали тормоза. Автомобиль при этом начнет движение. Если необходимо, можно добавить газа. Чтобы остановиться, нужно снова нажать на педаль тормоза.
Если рассмотреть процесс вождения машины на автомате пошагово, будет примерно такой алгоритм:
- Поставить рычаг селектора в положение «P».
- Нажать педаль тормоза.
- Запустить двигатель.
- Выбрать режим движения.
- Включить соответствующий указатель поворота.
- Убедиться, что не мешаете другим участникам дорожного движения.
- Плавно отпустить педаль тормоза, начать движение.
Если во время поездки нужно сдать назад, включайте режим «R» только после полной остановки автомобиля. Это же касается режима «P».
Убирать ногу с педали тормоза при начале движения нужно лишь после возникновения характерного толчка, сигнализирующего о включении передачи.
Как правильно прекращать движение при АКПП
Прекращать движение на автомобиле с АКПП также просто, как и трогаться с места. Алгоритм будет следующим:
- Остановить транспортное средство с помощью педали тормоза.
- Не убирая ноги с педали тормоза включить стояночный тормоз
- Включить режим «P».
- Убрать ногу с педали тормоза.
- Выключить зажигание.
При стоянке на ровной площадке можно не включать стояночный тормоз, оставить автомобиль с включенным режимом «P». Если же угол уклона более 15°, то применение ручника обязательно.
Как буксировать автомобиль с АКПП
Автомобиль, оснащенный АКПП, нельзя долго буксировать с заглушенным ДВС. Из-за конструктивных особенностей смазка в АКПП подается под давлением, которое возникает только при работающем двигателе. Поэтому буксировка возможна лишь на нейтрали и с работающим двигателем. Другой вариант — вывешивание передних (ведущих) колес.
Если коробка передач или двигатель не работают, перевозить автомобиль с одного места в другое можно только на эвакуаторе. Исключением будут некоторые немецкие модели, которые допускается буксировать на расстояние не более 50 км при максимальной скорости 50 км/ч.
Можно ли с АКПП буксировать другие автомобили
Буксировать другое транспортное средство можно без проблем. Если есть режим «L» или «1» — можно включить его, в этом случае нагрузка на АКПП будет не такой высокой. Главное не буксировать транспортное средство, масса которого намного больше массы вашего автомобиля, иначе может перегреваться гидротрансформатор.
Можно ли буксировать прицеп с автоматом
Езда на автомате с прицепом допускается, но нужно знать, что повышенная нагрузка приводит к более сильному нагреванию в гидротрансформаторе. При этом желательно не использовать повышающие передачи. Вообще тем, кто часто буксирует прицепы на автомобиле с АКПП, рекомендуется задуматься о монтаже еще одного радиатора в систему охлаждения коробки.
Езда на автомате в пробках и на светофорах
Управлять транспортным средством с АКПП в пробках и на светофорах проще, чем автомобилем с механикой. В нашем случае можно удерживать автомобиль на месте нажатием педали тормоза.
Если же пробка серьезная и нога устает держать педаль, опытные водители рекомендуют включать режим «P» и дать ноге отдохнуть. Как только впереди стоящий автомобиль тронется, можно нажать педаль тормоза, включить режим «D».
Этот же способ нужно использовать при кратковременных остановках жарким днем, чтобы не допустить перегрева масла в АКПП.
Как тормозить двигателем на автомате
Реализация торможения двигателем на автомате будет зависеть от конкретной модели. Есть автомобили, в которых участие человека в выборе передачи не предусмотрена, есть машины с разными вспомогательными режимами. Вот лишь один из алгоритмов торможения двигателем:
- Включите режим «O/D» (овердрайв).
- Подождите, пока скорость снизится до 90 км/ч.
- Включите вторую передачу (D2).
- Подождите пока скорость не снизится до 50 км/ч.
- Включите режим «L».
Изучайте инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы понять, как правильно тормозить двигателем и не испортить АКПП.
О том, как правильно тормозить на механике для новичка, читайте в специальной инструкции.
Как обгонять на автомобиле с АКПП
Совершать обгон на автомобиле с коробкой-автомат несложно. Принцип такой же, как и на механике. Если нужно быстро ускориться, нажимайте педаль газа до упора. Сработает режим кикдаун, коробка выберет пониженную передачу, за счет чего будет заметным ускорение. Завершив обгон можно опустить немного педаль газа, АКПП вернется к прежнему режиму.
Нужно ли прогревать автомат перед ездой
Зимой, особенно в российских условиях, перед ездой коробку-автомат надо прогреть: температура масла во всех узлах должна подняться до рабочей. Для этого при заведенном двигателе и с нажатой педалью тормоза последовательно перемещают рычаг выбора режима во все положения, задерживаясь на каждом на 5 – 10 секунд. Затем включают нужный режим и удерживают машину педалью тормоза несколько минут, при этом обороты должны быть холостыми. Теперь можно начинать движение, но первые несколько сотен метров старайтесь избегать резких разгонов.
Распространённые ошибки при езде на АКПП
Многие водители не знают, чего нельзя делать с АКПП, а потому время от времени совершают различные ошибки, приводящие к поломкам и опасным ситуациям на дороге. Вот наиболее распространенные случаи, которые нельзя допускать:
- Движение на нейтралке (накатом) — может спровоцировать занос.
- Переключение на режимы «P» или «R» при движении — приводит к поломке АКПП.
- Одновременное нажатие на педали газа и тормоза.
- Сначала включение режима парковки, затем ручника. По правилам нужно сначала включить стояночный тормоз, затем диапазон «P».
- Буксировка прицепов с превышением допустимой нагрузки.
- Движение на спусках с режимом «N». При включении режима «D» после длительного спуска на нейтралке возможен перегрев коробки.
- Неоправданная «игра» педалью газа при включенном режиме «N»
При правильной эксплуатации автомобиль с коробкой-автомат служит долго и радует владельца комфортной ездой. Освоить АКПП не трудно, а потому изучайте инструкцию по эксплуатации к своей машине, вооружайтесь нашими советами и отправляйтесь в путь.
Как правильно ездить с автоматической коробкой передач
Рассказываем об особенностях эксплуатации автоматической коробки передач в машине
Иван Титов
Автор Авто Mail
По статистике, больше половины россиян предпочитают автомобили с автоматическими коробками передач — гидромеханическими, бесступенчатыми и роботизированными. При том, что в каждом стаде есть своя паршивая овца, и среди «автоматов» можно найти не менее проблемные модели, чем ранние DSG или иные вариаторы, автоматические коробки все же считаются более надежными из упомянутой троицы. Но чтобы они без проблем отходили не одну сотню тысяч километров, следует знать как ездить на «автомате» правильно.
Как ездить на «автомате» после «механики»
По конструкции автоматическая коробка передач так же сложна, как и современные преселективные роботы, об эксплуатации которых мы уже рассказывали ранее. Особенно если у автомата по 8-9 и более ступеней. Но при этом управлять автомобилем с АКП проще и легче, чем авто с другими коробками передач.
Лучше всего это знают те, кто пересел на «автомат» с «механики». Самое сложное для таких водителей — не только начинающих, но и опытных — привыкнуть к отсутствию третьей педали слева. Например, при резких торможениях не топать разом на две педали — сцепление и тормоз. Да и перед включением режима движения — D-вперед или R-назад — их не нужно выжимать обе. Достаточно только тормоза.
Самый простой совет, который дают бывалые водители пересевшим с «механики» на «автомат» — первое время держать левую ногу ближе к сиденью. Может быть как-то подогнуть или поджать ее к себе, а не ставить на площадку для отдыха возле педального узла. Ведь в отличие от машин с МКП, где для управления водителю нужно задействовать обе ноги, в автомобилях с «автоматом»всегда работает только правая, тогда как левая отдыхает.
Общие правила и исключения из них
Лучшим ответом на вопрос «как правильно ездить на автоматической коробке передач» станут несколько простых советов, соблюдение которых поможет водителю извлечь из этого типа трансмиссии максимум пользы и удобства в любое время года и разных дорожных ситуациях.
-
для лучшей экономичности и плавного разгона (раннее переключение передач, пониженные обороты двигателя) педаль газа старайтесь нажимать не больше, чем на половину ее хода, а для быстрых ускорений (поздние переключения и повышенные обороты) — жмите «в пол».
-
Нейтраль нужна для того, чтобы перекатить автомобиль с места на место при выключенном двигателе или для буксировки (на небольшие расстояния и с невысокой скоростью). Во время коротких остановок на светофоре нет необходимости переключаться из режима D в N или P. Их используют при длительных остановках.
-
На подъеме удерживайте машину нажатым тормозом или ручником, а не педалью газа, чтобы избежать перегрева трансмиссии. А маневрируя по парковке с малой скоростью или заезжая в гараж, контролируйте движение машины тормозом, а не газом. В режимах D и R она и без акселератора будет катиться сама.
-
Для нормальной работы «автомата» в зимнее время после ночевки машины на улице в мороз масло в коробке стоит прогреть вместе с двигателем порядка 5 минут до начала движения. Для этого с нажатым тормозом и ручником (на всякий случай) поочередно включите на некоторое время D и R.
-
Чтобы выехать из сугроба на машине с «автоматом», стоит использовать фиксированную передачу коробки, выбрав режим «L», «1» или «2». Перед этим нужно отключить систему стабилизации (курсовой устойчивости) ESP.
-
Во избежание примерзания тормозных колодок к дискам и/или барабанам зимой машину можно парковать на ровной площадке в режиме P (без ручника).
Чего лучше не делать с «автоматом»: запреты и мифы
Несмотря на лучшую в целом живучесть, чем у «роботов» и вариаторов, у автоматических коробок передач есть слабые места. Стоит знать о них и о том, чего не рекомендуется делать на машине с «автоматом» чтобы он прослужил дольше.
-
Переключения между режимами коробки P, N, D и R следует делать только на стоящем на месте автомобиле с активированным тормозом. При этом не нужно нажимать на газ. А еще с АКП нельзя двигаться накатом на нейтрали. Например, с горки.
-
Перегревы и высокие нагрузки вредят ресурсу «автомата». Поэтому машинам с такой коробкой не рекомендуются «светофорные» гонки, дрифт и другие резкие старты, ускорения и пробуксовки. Также владельцам автомобилей с АКП стоит воздержаться от буксировки прицепов и других транспортных средств.
-
Одновременно к перегреву и чрезмерным нагрузкам, которые здорово портят здоровье «автомату» приводит резкий старт «с двух педалей», когда при нажатом тормозе водитель поднимает обороты мотора акселератором, а потом резко бросает левую педаль, чтобы машина сорвалась с места.
-
Чистое масло — залог здоровья и исправности любого «автомата», поэтому меняйте его не реже предписанных производителем 60-80 тысяч км пробега.
-
Эксперты не рекомендуют заводить машину с «автоматом» «с толкача» или буксировать ее на тросе с выключенным двигателем. И хотя в инструкциях по эксплуатации последнее допускается при небольших скоростях (до 30-50 км/ч), а также на расстояния до 30-50 км, лучше воспользоваться услугами эвакуатора с частичной или полной погрузкой неисправной машины на него.
Правило 1
При попытке тронуться с места и изменении направления движения на противоположное переключения рычага кулисы должны производиться при нажатой педали тормоза и полностью заторможенном автомобиле.
Распространено мнение, что при переводе рычага из режима D в R, и обратно, следует делать задержку в положении N. Специалисты утверждают, что данное суждение ошибочно, т. к. при подобных действиях, АКПП вынуждена срабатывать «лишний» раз, что приводит к ускоренной выработке ее ресурса.
Правило 2
Начинать движение (снимать ногу с педали тормоза и нажимать на педаль газа) следует только после характерного толчка, свидетельствующего о полном включении передачи.
Правило 3
Во время остановок на светофорах, непродолжительных стоянок, остановках в пробках не стоит устанавливать рычаг селектора в положение N (достаточно спорное утверждение, т.к. при положении D, и длительном удержании на тормозе, происходит перегрев масла в коробке. (Наше примеч.).
Также не рекомендуется делать это на длительных спусках для обеспечения движения «накатом». Нарушения этого правила могут привести к поломке механизма АКПП.
Если автомобиль забуксовал, то давить на педаль газа не только бесполезно, но и вредно как для АКПП, так и для главной передачи. (Абсолютно верно, также и для механических коробок. Забуксовавший автомобиль нужно выводить методом раскачки. Конечно, если он не сел на брюхо).
В таких случаях можно попробовать выбраться из неприятной ситуации, включив режим понижающей передачи, и действуя педалью тормоза как сцеплением, обеспечивать медленное вращение колес.
Наличие автоматической трансмиссии вынуждает при «раскачивании» автомобиля не просто переключать селектор «вперед – назад», а останавливать движение в точке «зависания» тормозом. Если не пользоваться тормозом, АКПП сильно пострадает.
Конструкция современных АКПП отрабатывалась на протяжении длительного периода времени и является достаточно надежной. Постоянная забота, может продлить жизнь автоматической коробки передач на многие годы.
Практика
Для водителя единственно видимый элемент управления гидромеханической передачей – это рычаг ручного переключения передач. Как правило, рычаг переключения передач в автоматической коробке имеет несколько положений:
P – «паркинг». Стояночное положение рычага переключения, блокирующее ведущие колеса автомобиля от вращения, однако в самой коробке передач при этом включена «нейтрал».
R – «задний ход». Движение автомобиля задним ходом.
N – «нейтрал». Отсутствует передача момента двигателя к ведущим колесам, которые при этом не заблокированы. Используется для буксировки автомобиля.
D – «драйв». Движение автомобиля вперед, с автоматическим переключением передач с первой до максимальной и наоборот.
2 – «двойка». Диапазон движения автомобиля вперед с автоматическим переключением только с первой на вторую передачу и наоборот.
1 (L) – «единица». Диапазон движения автомобиля вперед только на первой передаче без каких-либо переключений.
У рычага переключения существует фиксатор диапазонов, который не позволяет случайно перевести рычаг из одного диапазона в другой. Этот фиксатор исполнен в виде кнопки на ручке рычага или каким-то другим способом. Без снятия с фиксатора рычаг переключения может перемещаться только из диапазона N в диапазон D или из D в 2, в зависимости от конструкции управления автомобилем.
Движение на автомобиле с автоматической трансмиссией облегчает жизнь водителя. Однако эксплуатация «автоматика» потребует определенных навыков.
При автоматической трансмиссии запуск двигателя стартером возможен только в положении Р или N.
Во избежание неожиданного движения машины рекомендуется пуск стартером производить только при положении Р.
Перед троганием следует нажать на педаль тормоза и перевести рычаг в нужный диапазон. После характерного включения сцепления автоматической трансмиссии (легкий толчок и снижение оборотов холостого хода двигателя) нужно снять ногу с тормоза и начать движение, регулируя скорость педалью газа.
Итак, подчеркнем, все переводы рычага управления коробкой передач перед началом движения должны производиться при заторможенном автомобиле, а начинать движение можно только после характерного включения автоматической трансмиссии.
Перевод рычага из диапазона D в диапазон R и обратно допускается с учетом вышесказанного.
Внимание: запрещено включение заднего хода при движении вперед и переднего – при движении назад.
При включенном положении D в коробке передач происходят автоматические переключения. Этот диапазон является основным при движении вперед. Если в коробке есть повышающая передача, то рекомендуется в городских условиях ею не пользоваться, т. е. выключать кнопку (O / D).
При движении в горных и других тяжелых условиях рекомендуется использовать диапазон 2.
На длительных спусках и при гололеде нужно применять торможение двигателем путем включения диапазонов 2 или даже 1, в зависимости от скорости:
диапазон 2 включать при скорости не выше 80 км/ч;
диапазон 1 – не выше 50 км/ч.
При движении вперед допускается перестановка рычага из диапазона D до диапазона 1 и обратно. Однако перед этими манипуляциями педаль газа должна быть освобождена.
При длительных стоянках рычаг управления коробкой передач нужно установить в положение Р. Включенный при этом блокирующий механизм надежно удерживает машину даже при значительных уклонах.
Установка рычага в диапазон Р производится только при полностью остановленном автомобиле.
Механизм блокировки нельзя применять как средство замедления или остановки. Его включение в движении может привести к поломке деталей автоматической трансмиссии.
Диапазон N необходим только для буксировки автомобиля. Кроме того, следует избегать буксировки автомобиля на расстояния свыше 50 км.
При движении автомобиля в диапазоне D переключение передач происходит автоматически, в зависимости от скорости движения и положения акселератора.
Если во время движения резко нажать на газ, то в зависимости от скорости автомобиля будет происходить принудительное включение понижающей передачи, позволяющее значительно улучшить динамику разгона. Но важно помнить, что частое пользование принудительным включением понижающих передач снижает долговечность автоматической трансмиссии.
Движение при максимальном нажатии на педаль газа или близком к нему также снижает долговечность трансмиссии. То есть, спокойная манера вождения обеспечит максимальную долговечность автоматической коробки.
Для обеспечения надежности автоматической трансмиссии, естественно, необходимо ее грамотное обслуживание. Оно в основном заключается в своевременной (не реже одного раза в неделю) проверке уровня масла.
Принцип действия автоматической коробки передач это, гидротрансформатор вместо привычного сцепления и электронное (логическое, интеллектуальное, еще как желаете назовте) управление выбором передач (тут уже обычные шестерни, как и в любой ручке). Так вот гидротрансформатор и отвечает за передачу момента от вала двигателя на привод колес. Принцип действия гидротрансформатора достаточно прост – на ротор (как пропеллер вентилятора) подается напор масла под давлением, это давление естественно зависит от оборотов двигателя. Возьмите небольшой вентилятор (ротор) и подуйте на него (поток масла) – он начнет вращаться, но если Вы будете дуть несильно и придержите его рукой (тормоз) – вам удастся найти баланс между силой с которой вы придерживаете рукой вентилятор (нажатый тормоз) и напором воздуха (поток масла на холостых оборотах). Далее все как в ручной коробке – изменение передаточных чисел путем смены ряда шестерен.
Газовать, одновременно с тормозом на автомате нельзя и в этом нет никакой необходимости (кроме входа в тестовый режим, который достигается одновременным нажатием тормоза и вывода оборотов на определенные величины).
Езда на не прогретой коробке или переключение с нейтрали на драйв на высоких оборотах (в этом случае просто происходит гидроудар, котрый может вывести коробку из строя) неминуемо приведут к ремонту или замене коробки. А потом Вы или Ваши друзья будут рассуждать о непригодности автоматической коробки для эксплуатации в наших условиях, о ненадежности и недолговечности.
Что касается ручника – он блокирует задние колеса, и если Вы тронулись не тапкой в пол, то гидроудара не будет, просто вы поволочете за собой заблокированные колеса, коробка будет нагружена, но Вы снимете ручник и все ОК.
В общем, почитайте инструкцию к эксплуатации АКПП и запомните как нельзя делать (да и нет в этом никакой необходимости):
— одновременно нажимать газ и тормоз,
— сильно газовать на нейтрале,
— переключать положения на газу,
— переключать с R на D (и обратно) до полной остановки автомобиля,
— включать кик-Даун на непрогретой коробке. Очень отчетливо ощущаются изменения с выключенным овердрайвом.</s></s>