Инструкция по проведению праздника в доу

Инструкция по безопасности при проведении массовых мероприятий (новогодних утренников, конкурсов, ко

Инструкция

О мерах пожарной безопасности при проведении

массовых мероприятий (вечера, новогодние утренники,

концерты и конкурсы)

  1. Общие требования безопасности

В целях предотвращения пожара вследствие неисправности электропроводки, неосторожного обращения с открытым огнем (факелы, свечи, фейерверки, бенгальские огни, хлопушки, петарды и т.п.), воспламенения новогодней елки, использования световых эффектов с применением химических и других веществ, которые могут вызвать загорание, а также во избежание получения травм в результате чрезвычайных ситуаций необходимо:

1.1. Допускать к проведению массовых мероприятий лиц в возрасте не моложе 18 лет, прошедших медицинский осмотр и инструктаж по пожарной безопасности.

1.2. Обеспечить помещения для массовых мероприятий медицинской аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

1.3. Участникам массового мероприятия соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.4. Обеспечить наличие на этажах и помещениях, где проводятся массовые мероприятия, не менее двух эвакуационных выходов, которые необходимо обозначить указателями с надписью «Выход». В коридорах повесить указательные знаки, установить первичные средства пожаротушения (не менее двух огнетушителей), оборудовать автоматическую систему пожарной сигнализации, приточно-вытяжную вентиляцию и аварийное освещение.

1.5. Обеспечить дежурный персонал исправными электрическими фонарями заводского изготовления.

1.6. Очистить от снега и льда крышки колодцев пожарных гидрантов на прилегающей к зданию территории, обозначить их месторасположение с помощью световых указателей на стенах здания.

1.7. Убедится в отсутствии глухих решеток на окнах помещений для массовых мероприятий.

1.8. Удостоверится в том, что мощность лампочек не превышает 25 Вт.

1.9. Организовать на время проведения массового мероприятия дежурство не менее двух работников.

1.10. Немедленно сообщать руководителю мероприятия и администрации учреждения о каждом несчастной случае с участниками праздника, принимать меры по указанию первой помощи пострадавшим.

1.11. Привлекать к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости подвергать внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда лиц, допустивших невыполнение или нарушение инструкции по охране труда.

2. Требования безопасности перед проведением массового мероприятия.

До проведения массовых мероприятий необходимо:

2.1. На основании приказа руководителя ДОУ назначить ответственных

за проведение массового мероприятия, ознакомить их с документом под

роспись.

2.2. Провести целевой инструктаж сотрудников по пожарной безопаснос-

ности с записью в журнале регистрации инструктажа.

2.3. Тщательно проверить все помещения, эвакуационные пути и выходы

на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедить

ся в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, связи,

автоматической пожарной сигнализации и аварийного освещения.

Сделать соответствующие записи в журналах осмотра.

2.4. Рассмотреть сценарий новогоднего праздника, и в случае планиро-

вания применения в рамках программы открытого огня и огневых эффектов потребовать запрещения данных действий.

2.5. Проветрить помещения, где будут проводиться массовые мероприятия, провести влажную уборку.

3. Требования безопасности во время проведения массового мероприятия.

Во время проведения массового мероприятия необходимо:

3.1.Назначенным ответственным лицам неотлучно находиться в помещении.

3.2.Эвакуационные выходы закрыть на легко открывающиеся запоры, световые указатели «Выход» держать включенными.

3.3.Новогоднюю елку закрепить на устойчивом основании с таким расчетом, чтобы не затруднялся выход из помещения. Ветки хвойного дерева расположить на расстоянии не менее 1 м от стен и потолков. Не применять для украшения самодельные электрические гирлянды, игрушки из легковоспламеняющихся материалов, вату.

3.4.Для оформления помещений, изготовления маскарадных костюмов и т.п. нельзя использовать материалы, вату, игрушки из нее, не обработанные огнезащитным составом, целлулоидные игрушки, изделия из поролона и другие легковоспламеняющихся материалов.

3.5.Запрещается:

3.5.1.Гасить в зале свет.

3.5.2.Использовать открытый огонь (факелы, свечи, фейерверки, бенгальские огни, хлопушки, петарды и т.п.), применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, которые могут вызвать возгорание.

3.5.3.Закрывать окна ставнями.

3.5.4.Запирать распашные решетки на окнах.

3.5.5.Содержать двери эвакуационных выходов на труднооткрываемых запорах (замках). Уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать дополнительные кресла, стулья и т.п.

3.5.6.Допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.

3.5.7.Применять самодельные электрогирлянды, цветомузыкальные установки, электромузыкальную аппаратуру, устройства для вращения елок и создания эффектов мигания елочных гирлянд.

3.5.8.Проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В аварийных ситуациях необходимо:

4.1.В соответствии с порядком действий администрации и сотрудников ДОУ в случае возникновения пожара немедленно без паники эвакуировать воспитанников из здания, используя все имеющиеся эвакуационные выходы. Сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2.При получении участником массового мероприятия травмы немедленно сообщить об этом руководителю учреждения, оказать пострадавшему первую помощь. При необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании массового мероприятия.

По окончании массового мероприятия необходимо:

5.1.Отключить свет и обесточить электрооборудование.

5.2.Убрать в отведенное место инвентарь и оборудование.

5.3.Тщательно проветрить помещение и провести влажную уборку.

5.4.Проверить противопожарное состояние помещений, закрыть окна, форточки, фрамуги.

5.5.Провести демонтаж елки не позднее следующего дня после окончания мероприятия.

(Нормативные документы: — Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв.приказом МЧС России от 18.06.2003 №313)

Организация и проведение утренников в детском саду

Без праздников не бывает детства!

 Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник — важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.  Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники — это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

 ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из – за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.

 И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

Цели организации праздника.

 Основная цель праздника в ДОУ — формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества. 

Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. 

Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.

Этапы работы по организации праздника:

Опыт работы по организации праздников позволяет выделить следующие этапы:

  1. Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
  2. Работа над сценарием.
  3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.
  4. Репетиции
  5. Работа с родителями.
  6. Проведение утренника
  7. Подведение итогов
  8. Последействие праздника.

Подготовка к празднику.

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте – не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.

 Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего    понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией. 

Хореографические и вокальные композиции,  сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

 Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами). 

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

 Далее  начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

 Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

 После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

— над выразительным прочтением стихов;

— по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

— над образом;

— над отдельными эпизодами.

 Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

 При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:

— отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

— развивать художественно-эстетический вкус;

— создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

 Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. «Взрослый артист» и «артист-ребёнок» должны выглядеть безупречно.

      Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

  Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария  необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

Собираемся на праздник

Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант — чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.

 Воспитатель и музыкальный руководитель заранее предупреждают родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм «Человека-паука» или «Бэтмена», который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого – «Снежная королева» или «Золушка на балу»

  Проведение праздника.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

— говорить не громко (не кричать);
— ходить спокойно (не бегать);
— помнить для чего мы находимся в зале;
— смело показывать свои способности;
— заботиться друг о друге (не обижать);
— помогать друг другу (не смеяться);
— внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

-не отвлекаться на родителей. 

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Очень важно, чтобы родители во время проведения утренника не разговаривали, не делали замечание своему ребенку (это сделает, в случае необходимости, воспитатель), отключали сотовые телефоны, звонки которых отвлекают, не ходили по залу, снимая и фотографируя детей, не приходили на утренники с маленькими детьми, которые могут плакать и капризничать, тем самым, отвлекая детей и ведущих.

   Подведение итогов.

 Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

  Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений

-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;

-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;

-праздничное оформление зала.

Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости  принести сменную обувь. После утренника  предложите  родителям записать  свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий»

    Детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.  

 Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.

 Проявите ответственность и творческий подход к организации утренника, терпение к своим помощникам, и праздник в  детском саду, пройдёт на УРА! Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя.

1. Общие требования охраны труда при проведении массовых мероприятий

1.1. Действие настоящей инструкции распространяются на всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, проводящих мероприятия в помещениях с массовым пребыванием людей (детей, родителей).

1.2. К проведению массовых мероприятий допускаются лица, которые:

  • допускаются лица старше 18 лет, не имеющие ограничений на работу в образовательных организациях и противопоказаний к работе по состоянию здоровья;
  • ознакомились с инструкциями и инструктажем на рабочем месте;
  • ознакомились с содержанием инструкций по эксплуатации используемого  оборудования и приспособлений в помещениях с массовым пребыванием детей, изучившие настоящую инструкцию.

1.3. Факторами, которые могут нести опасность при проведении массовых мероприятий,  выступают следующие:

  • физические (неисправно работающее оборудование и инвентарь, опасное напряжение в электросети, вентиляционная система);
  • опасность падения из-за внезапного появления на пути следования большого перепада высот;
  • опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании;
  • опасность удара;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов;
  • психофизиологические (эмоциональные нагрузки, состояние паники или тревоги).

1.4. Обо всех неисправностях электропроводки, оборудования и используемого инвентаря, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол, вентиляционной системы сотрудник детского сада обязан немедленно донести информацию дежурному администратору, а в случае его отсутствия — заведующему детского сада или завхозу.

1.5. В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым пребыванием людей проводятся только в светлое время суток. В этих помещениях должно быть обеспечено естественное освещение.

1.6. Ковры, ковровые дорожки и другие напольные покрытия в помещениях с массовым пребыванием людей необходимо надежно крепить к полу.

1.7. Все оконные проемы помещений, в которых проводятся массовые мероприятия либо не должны быть зарешечены, либо должны иметь распашные решетки, которые во время проведения мероприятия нельзя закрывать на ключ.

1.8. На время проведения массовых мероприятий должно быть организовано дежурство работников ДОУ. В помещении, в котором проходят массовые мероприятия, кроме организаторов,  должны постоянно присутствовать как минимум два дежурных сотрудника детского сада.

1.9. Этажи и помещения, где проводятся массовые мероприятия, должны иметь не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов, обозначенных световыми указателями с надписью «Выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания.

1.10. В помещениях, используемых для проведения массовых мероприятий, запрещается:

  • превышать нормативное количество одновременно находящихся людей и (или) количество, определенное расчетом, исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. При отсутствии нормативных требований о максимальном допустимом количестве людей в помещении следует исходить из расчета не менее 1 кв. метра на одного человека;
  • проводить перед началом или во время представления огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;
  • применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы со степенью защиты менее IP54 и свечи;
  • украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
  • уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
  • полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;
  • допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми.

1.11. Все сгораемые декорации, сценическое оформление, а также драпировка, используемые на окнах и дверях, должны подвергаться обработке огнезащитными составами.

1.12. На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.

1.13. Новогодняя елка устанавливается на устойчивом основании и не должна загромождать эвакуационные пути и выходы из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков, выполненных из горючих материалов (за исключением горючих материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1, В1, Д2, Т2), а также приборов систем отопления и кондиционирования.

1.14. Работник ДОУ обязан знать, где располагаются первичные средства пожаротушения, а также правила работы с ними, где располагаются аптечки.

1.15. Процедура проведения инструктажа детей по технике безопасности проходит на основании приказа по ДОУ «О проведении конкретного мероприятия».

1.16. За намеренное нарушение настоящей инструкции по охране труда при проведении массовых мероприятий, работник ДОУ будет нести персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

2. Требования охраны труда перед проведением массового мероприятия

2.1. Ответственный за пожарную безопасность должен тщательно проверить все помещения, эвакуационные выходы и пути на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и исправном состоянии первичных средств пожаротушения, связи и пожарной сигнализации. Все выявленные недостатки необходимо устранить до начала мероприятия.

2.2. Проверить (визуально) исправность электрической проводки, оборудования и используемого инвентаря, сантехнического оборудования, вентиляционной системы, мебели; целостность стекол на окнах.

2.3. Проверить правильность установки оборудования и работоспособность инвентаря, произвести необходимые изменения в целях исключения возможности получения травм.

2.4. Провести инструктаж воспитанников детского сада по технике безопасности.

2.5. Совершить тщательную проверку помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и правильном функционировании первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

2.6. Обеспечить контроль проведения проветривания помещения и влажной уборки.

2.7. В случае обнаружения неисправности оборудования и инвентаря сотрудник обязан немедленно известить завхоза, а при его отсутствии – дежурного администратора, а также внести соответствующую запись в тетрадь заявок.

2.8. Запретить детям вход в помещение, если обнаружены несоответствия помещения, оборудования и используемого инвентаря установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнения указанных в разделе подготовительных действий для работы.

3. Требования охраны труда во время проведения массового мероприятия

3.1. В ходе проведения массового мероприятия необходимо обеспечить соблюдение настоящей инструкции, правил эксплуатации оборудования и инвентаря, электроосвещения.

3.2. Во время проведения массовых мероприятий с детьми должны неотлучно находиться дежурный администратор,  воспитатели, с которыми предварительно проводится целевой инструктаж по технике безопасности.

3.3. Работник, участвующие в массовом мероприятии, обязаны:

  • поддерживать порядок и чистоту в помещении;
  • контролировать соблюдение детьми правил поведения в ДОУ;
  • соблюдать требования пожарной безопасности.

3.4. В ходе проведения массового мероприятия запрещается:

  • допускать скопления неиспользуемого оборудования и инвентаря в помещении;
  • допускать заполнения помещения людьми выше установленных норм;
  • применение для украшения помещения самодельных электрических гирлянд, игрушек из легковоспламеняющихся материалов, ваты;
  • использование открытого огня (факелы, свечи, фейерверки, бенгальские огни, хлопушки, петарды и т.п.), создание световых эффектов с применением химических и других веществ, которые могут вызвать воспламенение;
  • одевать детей в костюмы из легковоспламеняющихся материалов;
  • полное выключение электрического освещения;
  • закрытие на замок эвакуационных выходов и решеток на окнах;
  • выключение световых указателей «Выход»;
  • оставлять воспитанников без присмотра.

3.5. При открывании окон необходимо следить за отсутствием сквозняков, которые могут повлечь разбитие стекол.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие:

  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности в работе электроприборов, оборудования, проводки;
  • повреждения и дефекты в конструкции зданий, по причине их физического износа;
  • неисправности мебели и приспособлений вследствие износа, порчи;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.2. Действия при возникновении аварий и аварийных ситуаций.

  • При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
  • При возникновении неисправности в работе электроприборов, оборудования (посторонний шум, искрение, запах гари), при обнаружении оголенных электропроводов, неисправных выключателей, штепсельных розеток, других возможных опасностей предупредить окружающих, немедленно отключить электрический прибор от электросети и сообщить о данной ситуации заместителю заведующего по АХЧ, а при отсутствии – дежурному администратору.
  • При возникновении неисправностей мебели и приспособлений прекратить их использование, вызвать технический персонал и сообщить об этом своему ситуации заместителю заведующего по АХЧ, а при отсутствии – дежурному администратору.
  • При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в помещении необходимо вывести воспитанников из помещения, оперативно сообщить о произошедшем заместителю заведующего по АХЧ.
  • При временном прекращении подачи электроэнергии отключить от электросети средства оргтехники и прочее электрооборудование.

4.3. При возникновении террористических актов или угрозе их совершения действовать в соответствии с рекомендациями по безопасности при чрезвычайных ситуациях, действующими в ДОУ.

4.4. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

  • При получении воспитанником травмы оказать пострадавшему первую помощь самостоятельно или с помощью медсестры, при необходимости вызвать скорую помощь по телефону 103, 112, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом руководителю организации, родителям (законным представителям) ребенка.
  • При несчастных случаях с другими работниками оказать пострадавшему первую помощь самостоятельно или с помощью медсестры, при необходимости вызвать скорую помощь по телефону 103, 112, сообщить о заведующему ДОУ.
  • При любом несчастном случае, предаварийной ситуации и ухудшении состояния своего здоровья работник должен прекратить работу и известить о происшествии непосредственного руководителя или заведующего ДОУ любым доступным способом.

5. Требования охраны труда по окончании массового мероприятия

5.1. После окончания массового мероприятия в обязанности работника входит:

  • обеспечение организованного выхода детей из помещения;
  • приведение оборудования и используемых приспособлений в исходное состояние;
  • транспортировка используемого инвентаря и оборудование в специальные места, предназначенные для их хранения;
  • отключение освещения;
  • перекрытие кранов;
  • закрытие окон.

5.2. В случае обнаружения неисправности мебели, оборудования, вентиляционной системы, нарушения целостности окон и дверей, информировать об этом заместителя заведующего по АХЧ, а при его отсутствии – заведующего ДОУ.

«Организация утренников,  в детском саду»

Все мы знаем, с каким нетерпением ждут дети праздника в детском саду! Сколько волнений испытывают взрослые, подготавливая праздник для ребят и как стремятся попасть на него родители, чтобы разделить с малышами радость большого торжества!

Но праздник -это не только веселье. Все праздничное действие объединяется определенным содержанием, способствующим воспитанию детей. Важнейшей задачей при организации любого праздника

должно стать яркое, запоминающееся «действо», включающее разнообразную детскую деятельность, куда входят чтение стихов, пение песен, инсценирование, подвижные игры и танцы.

Для малышей целесообразно проводить праздник в первой половине дня, а старшим дошкольникам, как в первой, так и во второй половине дня.

Регламент проведения утренников таков:

2 младшая группа-20 мин.

Средняя группа-30 мин.

Старшая группа-40 мин.

Подготовительная  группа-50 мин.

И здесь я хотела бы остановиться на вопросах, которые часто задают родители воспитателям. Это–чтение стихов. Вы прослушали регламент утренников и знаете, что должна быть включена разнообразная детская деятельность. Поэтому, вы должны понять, что каждый ребенок читать стихи на каждом утреннике не может. Поэтому стихи мы делим и в течении года каждый ребенок участвует в чтении стихов. А вовремя утренника он бывает задействован в другой деятельности ( или танцует, или играет, или участвует в инсценировке).

Еще хотелось бы затронуть вопрос о количестве зрителей, т.е родителей, которые приходят на утренники.

В целях пожарной безопасности и согласно Сан ПиНу для дошкольных учреждений,

количество детей и родителей в музыкальном зале определяется из расчета площади 2 кв м. на 1 человека. Музыкальный зал составляет 80 кв м., исходя из этого, на празднике могут присутствовать около 40 человек. (из них примерно 25 — дети).Поэтому, очень вас просим приходить на утренники по одному человеку на ребенка.

Также хочется сказать о посещении. Перед утренниками у нас ежедневно проходят репетиции, где мы отрабатываем танцы и песни, учимся выразительно читать стихи и переклички, поэтому, очень хотелось бы чтобы дети не оставались дома и посещали детский сад. Дорогие мамы, папы , бабушки и дедушки! Если ваш ребенок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребенок красивый, умный, талантливый и сообразительный! Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи

, именно вы слушали , как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек.

Если все же никто

из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте.

Для ребенка утренник

— это серьезное событие, очень ответственное. Он долго

готовился, репетировал. И он, конечно же волнуется! Поддержите его, скажите, что вы

им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не

придавайте этому внимания и уж не в коем случае не устраивай

те «разбор полетов» и не сравнивайте его с другими детьми. Ваш ребенок самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.

Также не стоит передергивать ситуациюв другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый по своему.

Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не

отказывайтесь от

участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы скорее всего получите удовольствие, ненадолго «впав в детство».

И напоследок, хотелось бы ознакомить вас с правилами поведения на

детском празднике.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех!

Всегда звучат здесь песни, детский смех!

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей.

Устанут, будут плакать, и кричать,

Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детсад не опоздать.

Чтоб ваша дочка или ваш сынок

Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник наш снимите.

А что же можно? Спросите вы нас!

Мы очень просим, дорогие, Вас

Аплодисментам и

поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать,

То постарайтесь никому не помешать.

Вы между номерами паузу дождитесь,

Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки,

Снимите сапоги, наденьте тапки,

А лучше туфли на

высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали «Ах»

Еще хотим, друзья, вам предложить-

Свои таланты в зале проявить.

Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть.

Танцуйте, пойте, веселитесь с нами,

И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

Спасибо за внимание!

Методические рекомендации

по подготовке и проведению праздников для детей дошкольного возраста

Праздник — это вид совместной деятельности детей и взрослых, обладающий большим образовательно-развивающим потенциалом и решающий сразу целый комплекс образовательных задач.

Праздники входят в перечень форм работы с детьми, который размещается в организационном разделе основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации.

В настоящее время праздники становятся мероприятиями, а не особыми событиями в жизни детей. Поэтому сегодня необходимо уделить особое внимание культуре проведения праздников.

Авторы образовательной программы «Березка» (С.А. Трубицына. В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич) считают, что «праздники — это неотъемлемая часть культуры народов. Они возникли не случайно, поскольку являются выражением потребности людей в том, чтобы в их жизни присутствовало что-то, выходящее за рамки повседневного, сиюминутного и связывало бы их жизнь с чем-то более высоким, чем круг повседневных забот. Кругооборот года, значительные, выдающиеся события в истории той или иной человеческой общности: семьи, народа, целой культуры или каких-либо других общностей, — во время праздника оживают вновь в одухотворенной форме. Так образуется память поколений: культурная, национальная, религиозная, семейная и даже индивидуальная идентичность (Дни рождения). В ходе праздника все участники становятся причастными к особым событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем.

Участие в праздниках является естественным способом приобщение детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям. Органично вплетаясь в повседневный уклад жизни, праздник становится Событием, своеобразным итогом, к которому заранее готовятся и дети, и взрослые, и отзвук которого еще долго продолжает жить в памяти всех участников».

Праздники, которые отмечаются в дошкольных учреждениях, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное — это создать у детей радостное настрое­ние, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его орга­низации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на ос­нове этого интереса формируются их моральные и нравственные качест­ва, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в мо­мент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ре­бенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагоги должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помеще­ний детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формиру­ет активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.

Можно выделить следующие виды праздников:

• календарные, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, праздник весны и т.д.

• государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

• международные: День матери, День защиты детей, Международный

женский день;

• бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник группы и т.д.

• праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость, например, «Праздник Мыльных пузырей»  и т.д.

При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга, — душевное возвышение и просветление, единение людей,

раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии.

Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные дейст­вия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы пред­стоящий праздничный день прошел весело и интересно.

Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности. Взаимосвязь различных видов искусства (музыки, поэзии, изобразительного искусства, танцев, театрализованной деятельности) обогащает эмоциональную атмосферу праздника, развивает у детей эстетические чувства и эстетическое мировосприятие. Музыка, являясь ведущим компонентом праздника, объединяет все виды искусства, способствует созданию у детей настроения, соответствующего тематике праздника.

Детский праздник может проводиться в разных формах:

— утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный репертуар в соответствии с темой праздника – стихи, песни, танцы, игры и т.п.;

— как музыкально-литературная композиция или театрализованное действие на основе определенного сюжета, например, сказочного;

— праздничного концерта, в котором основными участниками становятся дети  совместно со взрослыми (педагогами и родителями);

— комплексных или тематических занятий, например, День защитника детей, День защитника отечества и др.;

— спектакля на основе литературного или музыкального произведения;

— на основе фольклорного материала, при проведении которых важны знания детей о народных традициях;

— экскурсий с выступлениями детей, например, Международный день музыки в музыкальной школе и др.

Степень участия детей в празднике также различна: в одних случаях дети принимают самое активное участие, выступают с отдельными номерами, участвуют в играх, хороводах, аттракционах, например, в Новый год, в Международный женский день, праздник выпуска в школу. В других — взрослые выступают главными исполнителями, например, в фольклорных праздниках, День победы и др.

Праздники не должны напоминать показательные отчетные мероприятия, предназначенные для демонстрации родителей достижений воспитанников. Родителей и других взрослых членов семей воспитанников необходимо вовлекать в процесс подготовки и проведения праздников.

Подготовка и проведение праздников требует четкой организации действий всех его участников.

В первую оче­редь  следует  продумать  программу  праздника.   В   ее  составлении принимают участие все члены педагогического коллектива, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Программу составляют таким образом, чтобы в нее можно было вне­сти изменения. Обсуждается и утверждается программа на методическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который изучает программу праздника, посещает занятия, учит песни и танцы. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатель вме­сте обдумывают программу праздника, расположение детей, последова­тельность детских выступлений и сюрпризных моментов.

Педагоги должны руководствоваться разумным подходам к организации праздника, продумывая заранее и планируя все этапы подготовки. При этом не следует забывать о том, что праздник проводится, прежде всего, для детей, для того, чтобы доставить им радость.

К сожалению, иногда подготовка сводится к бесконечным репетициям, что отрицатель­но сказывается на ходе самого праздника: у детей пропадает интерес, по­являются безразличие и скука. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная последовательная педагогическая работа.

Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия за 1,5-2 месяца до праздника. Распределение музыкального репертуара позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

Если в празднике участвуют не одна, а две близких по возрасту группы, достаточно одной-двух сводных репетиций, продолжительность которых не должна превышать в среднем 15 минут. На таких репетициях исполняются лишь общие песни, пляски и построения. Остальной репертуар разучивается на занятиях по подгруппам или индивидуально.

Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он как бы объединяет детей и взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и оживляет весь праздник. Ведущий должен владеть хорошей литературной речью, уметь шутить и, что особенно важно, быть эмоциональным и находчивым, искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. В роли ведущих могут выступить и дети старших группах вместе с музыкальным руководителем. На праздниках для детей младшего дошкольного возраста в качестве ведущих можно использовать игрушку, игровой персонаж (или несколько игровых персонажей), которые озвучиваются взрослым.

Очень важно привлекать детей к оформлению зала и группы, исполь­зовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художествен­ного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию, оригами  и т.д.).

При оформлении помещения к празднику следует помнить об основ­ных правилах. Дизайн должен:

     отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

     развивать художественно-эстетический вкус;

     создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

При подготовке к празднику нужно обеспечить выполнение санитар­но-гигиенических правил (уборка помещения, организация праздничного обеда). Кроме того, желательно, чтобы в дошкольном учреждении в этот день были праздничный завтрак, обед и полдник. Это позволит сформиро­вать у детей навыки соблюдения правил этикета праздничного «застолья», в соответствии с которыми положено, чтобы стол был покрыт скатертью, празднично сервирован и т.д.

Среди практиков существует мне­ние, что лучше не приглашать на праздник родителей, так как дети в этом случае чувствуют себя спокойнее. Это спорный вопрос, и он может быть решен положительно, если в группе назначен карантин в связи с инфек­ционной болезнью. В других случаях лучше, если на праздники будут приглашены гости, которые станут активными участниками веселья. Сов­местные переживания детей и взрослых сближают их; родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка и в будущем смогут по­мочь ему стать интересным и активным школьником. В свою очередь де­ти чувствуют, что их любят, родители заботятся о них, интересуются ими и стремятся помочь.

Музыкальный руководитель, воспитатель и руководитель дошколь­ного учреждения обязательно проводят перед праздником предваритель­ную работу с родителями. В беседах они обращают внимание мам, пап, бабушек и дедушек на то, что не все дети на праздничном утреннике чи­тают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители прихо­дят на праздник с видеокамерой и иногда мешают общему веселью сво­им некорректным поведением. Желательно пору­чить одному из родителей (сотрудников), владеющему технологией видеосъемок, осуществить видеозапись праздника, а затем остальные ро­дители смогут переписать ее для себя. Родители могут помогать в поши­ве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении зала и т.д.

Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серь­езно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого ребенка и группы в целом и не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей, и они являются его активными участниками. При составлении сценария праздника на любую тему нужно обеспечить:

     яркое и торжественное начало праздника;

     развертывание сюжета праздника, где отражается основная идея,
предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок,
сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов, которые
идут по линии увеличения эмоционального подъема;

     кульминацию, в конце которой, как правило, вручаются подарки,
которые всегда усиливают эмоциональное состояние детей (их следу­ет раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение).

Музыкальный руководитель, воспитатель или педагог продумывают, где дети будут сидеть, переодеваться, где будут расположены празднич­ные атрибуты. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затя­гивался по «техническим» причинам.

Праздники можно проводить в утреннее время (младшая и средняя группы) или во второй половине дня (старшие группы). Их продолжительность в старших группах составляет 45-50 минут, в младшей и средней группах — 30-35 минут. Достаточно сложно объединить на утреннике детей разных возрастов (малыши быстро утомляются, им тя­жело принимать участие в праздниках, где действие длится 50-60 минут).

Структура праздника:

         танцы народные (хороводы, переплясы, пляски), бальные, современные;

         пение: хоровое, сольное, дуэт;

         художественное слово;

         инсценирование стихов, сказок;

         постановка пьес: детская опера, музыкально-пластический спектакль;

         шутки, репризы, сюрпризы;

         игры (подвижные, музыкальные и др.);

         игра на детских музыкальных инструментах;

         оформление зала;

         привлечение родителей.

При составлении сценария и отборе произведений для исполнения следует использовать песни, танцы, игры, которые дети хорошо знают, а при исполнении получают удовольствие. При подборе песен надо учиты­вать направленность праздника. Сейчас появилось очень много произве­дений современных композиторов, но не всегда их песни по своей музы­кальной фактуре доступны детям, не имеющим достаточных певческих навыков. Целесообразнее подбирать более простые по музыкальной фак­туре песни, чтобы дети смогли их исполнить на высоком уровне. Их коли­чество зависит от сценария праздника: в среднем не более 4-5 песен.

Особое внимание следует уделить использованию на празднике аудиозаписей. Чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказы­вается на формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества. Кроме того, каждое произведение записано в авторском исполнении, и не всегда дети могут почувствовать, как следует его испол­нять, а воспитатель вынужден при помощи счета, движений рук, голосом помогать им.

На праздниках лучше всего использовать «живую» музыку. Музыкальный руководитель чувствует не только исполняемое музыкаль­ное произведение, но и то, как дети передают его голосом или движением. При этом дети чувствуют себя раскованно, более музыкально исполняют произведение. Живое исполнение положительно влияет на формирова­ние музыкального вкуса.

Использовать аудиозаписи нужно умеренно, осторожно и грамотно в начале или конце праздника, при выходе сказочных героев, роли кото­рых исполняют взрослые, в сюрпризных моментах.

Включая в сценарий праздника выступления взрослых, следует помнить, что праздник — это не спектакль, а общее веселье, где активность принадлежит детям. Воспи­татель может исполнить только ту роль, которая недоступна ребенку по своей сложности исполнения, например, роль Бабы Яги, Карлсона, Мэри Поплине и др. Исполнение роли взрослым должно быть эмоцио­нальным и художественным, чтобы дети получили яркое впечатление от сказочного героя.

Особое внимание следует уделить играм и танцам. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты, участ­вуют взрослые, мамы, папы, старшие сестры и братья. Используя игры, нужно помнить, что они являются частью сценария и должны сочетаться с содержанием праздника. В программу обязательно входят пляски, хоро­воды, народные и бальные танцы. Их направленность зависит от содержа­ния праздника. На практике педагоги часто используют старинные и современные танцы. Необходимо провести пред­варительную работу по ознакомлению детей с содержанием танца, его ос­новной идеей и затем — детально отработать движения и продумать кос­тюмы для танцующих. Сольные танцы, которые исполняются взрослыми, будут ярким сюрпризом для детей. На праздниках, как правило, исполня­ется два общих танца и в зависимости от сценария два-три сольных. Сле­дует помнить, что дети любят играть и танцевать вместе со взрослыми, при этом веселье становится всеобщим.

При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствующими содержанию праздника и возрасту детей, высокохудожественными. Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в дей­ствие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обяза­тельно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.

     Музыка играет важную роль на празднике, и чем выше её качество, тем выше художественная ценность праздничного действа. При отборе репертуара педагог руководствуется задачами воспитания художественно-эстетического вкуса детей, приобщения их к музыкальной культуре. Значение музыкальной классики в данном случае невозможно переоценить. Классические произведения украшают и возвышают любой праздник, духовно обогащают впечатления детей и взрослых. Используя эталонные образцы музыки, педагог отбирает произведения, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию, по продолжительности звучания, по стилю, соответствующему идее праздника.

Проверенные временем песенные, танцевальные композиции являются основой праздничного репертуара, создают чувство уверенности у детей, помогают решать много воспитательных задач. Музыка Д. Кабалевского, Т. Попатенко, И.И. Красева, В.П. Герчик, Ю.М. Чичкова, А.Е. Крылатова, В.Я. Шаинского, А.Д. Филиппенко и многих других известных композиторов составляет неотъемлемую часть художественной культуры дошкольников и занимает достойное место в репертуаре детского сада.

Недопустимо использование классических произведений в электронной обработке. Это портит эстетический вкус детей и разрушает их представления о подлинном звучании.

           Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми – необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполнение. Нельзя искажать темп, нюансировку и т.д.

           При  проведении праздников в  каждой группе важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

           Для  детей  раннего возраста нежелательно появление сказочных персонажей в масках, загримированных, с неестественными голосами – в этом  возрасте дети  могут сильно испугаться такого персонажа, что  может привести  к стойкой неприязни к праздникам и  театру в  дальнейшем.

           Для   детей  младшего возраста нужно подбирать простую по содержанию сюжетную историю, не «перегруженную» эмоционально, без «страшных» персонажей (Бабы-Яги,  Волка  и   т.д.). 

           Старшим  детям  появление «страшной» Бабы-Яги или  Волка уже  не  страшно всерьез,  скорее  оттеняет  общую   атмосферу веселья.  Тем   не менее, для всех  детей   дошкольного возраста недопустимо  использование в  празднике пугающих или   вызывающих  отвращение масок, грима, инфернальной символики, неожиданных, слишком «сильных» спецэффектов (полное  выключение  света,  неожиданные  вспышки, взрывы и  пр.).  Также важно знать индивидуальные особенности и возможные страхи каждого ребенка в группе (например, боязнь громких звуков) и учитывать это, планируя праздник. Ведь  праздник только тогда   Праздник, когда он  в радость всем  маленьким участникам без исключения.

В начале учебного года для детей дошкольного возраста проводится «Праздник осени». Он может сопровождаться исполнением фольклорного материала, звучанием классических и народных произведений.

Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

В основу новогоднего сценария берется новогодний сюжет, в котором участвуют добрые (зайцы, белки, снеговик, и др.) и злые (лиса, волк, Баба-Яга) силы. Между ними постоянно возникает конфликт. Это придает остроту происходящему действию, вызывает у детей бурные эмоции. Желание помочь добрым героям.

Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки.

Елку лучше поставить не в центре зала, а ближе к центральной стене, так как почти все игры и выступления детей проходят перед елкой.

Укрепление елки и  развешивание электрических лампочек поручается специалисту. Елка должна быть достаточно ярко освещена. Светящиеся огоньки, фонарики очень радуют детей, придают елке особую прелесть.

Для оформления зала к новогоднему празднику не требуется ника­ких специальных декораций. Елка должна оставаться в центре внима­ния детей. Но иногда, исходя из содержания сценария, приходится де­лать добавочное оформление, например домик Снегурочке, берлогу медведю и т. д.

Елочные украшения надо повесить так, чтобы дети могли лучше разглядеть: на более низких ветках — сюжетные игрушки, на более высоких — блестящие украшения, стеклянные шары, бусы и т. п.

Самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса. Не нужно, чтобы Дед Мороз был в зале с самого начала праздни­ка, так как это снижает у детей интерес к нему, утомляет их. Деду Морозу лучше появиться тогда, когда пройдет примерно третья часть утренника.

На празднике у ребят до 3-х лет, роль Деда Мороза желатель­но поручить воспитателю: воспитатель лучше сумеет найти подход к малышам. Иногда малыши пугаются Деда Мороза. Поэтому воспитатель может наряжаться в шубу Деда Мороза в группе, в присутствии детей. Так же можно не использовать бороду в костюме Деда Мороза.

Для детей младших групп хорошо сначала показать детям Деда Мороза издали. Например, музыкальный руководитель, который пришел в групповую комнату звать детей на праздник елки, «замечает» за окном во дворе Деда Мороза. Он гово­рит об этом детям и предлагает им подойти к окну, поздороваться с Дедом Морозом и пригласить его к себе на праздник. Дети издали без боязни рассматривают Деда Мороза и зовут его в гости. Затем они идут в зал, осматривают елку, поют песни, танцуют. В положенное по сценарию время Дед Мороз входит в зал, и праздник продолжается.

Взрослый в роли Деда Мороза должен руководствоваться сценарием, который ему предлагает музыкальный руководитель, а не «навязывать свои шаблоны и заготовки», потому что только педагог знает особенности, способности и возможности детей конкретной группы, в которой проводится праздник.

Рекомендуется не увлекаться большим количеством отрицательных персонажей на празднике. Желательно, чтобы их было не более двух. Даже одного отрицательного персонажа достаточно, чтобы придать сценарию динамизм, яркость и остроту. Драматургия праздника только выиграет, если в конце дети растопят ледяное сердце Снежной королевы, научат Несмеяну улыбаться, перевоспитают Бабу Ягу и т.д.

При отборе персонажей и составлении сценария важно не забывать о нравственной составляющей, о том, что важно научить ребёнка радоваться со всеми, приобщить к красоте и доброте.

Раздачу подарков нужно провести занимательно, с элементом неожиданности, но не следует вносить излишней пышности, ненужных эффектов.

После проведения новогоднего утренника елка в зале стоит еще несколько дней, и дети всех групп приходят полюбоваться ею и повесе­литься возле нее. Перед тем как разобрать елку, устраивают прощанье с елкой. Дети двух-трех групп собираются в зале, поют новогодние пес­ни, водят хороводы, играют и пляшут, повторяют некоторые номера, ко­торые исполнялись на утреннике; причем часто выступают те дети, ко­торые не участвовали в этих номерах на празднике.

Праздник «День защитника Отечества» может быть проведен в форме комплексного занятия, утренника или концерта, участниками которого могут быть дети и взрослые: воспитатели, родители-военнослужащие.

Международный женский день 8 марта также является одним из самых любимых праздников. К нему дети для мам готовят подарки – праздничные открытки, открытки, аппликации и др. Праздник обычно проводят в форме концерта. Можно составить сценарий на основе веселых состязаний и конкурсов, в которых будут участвовать и дети, и их мамы и бабушки.

В подготовительной к школе группе в конце учебного года празднуется традиционный праздник проводов детей в школу – «До свидания, детский сад!» В сценарии широко представлена тема школы, предстоящего обучения. Дети показывают свою готовность к школьному обучению. Сотрудники детского сада и дети младших групп поздравляют выпускников.

Анализируя качество проведения праздника необходимо учитывать следующее:

v деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;

v деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;

v  организационные моменты праздника, согласованность работы всего педагогического коллектива при подготовке и проведении праздника;

v  праздничное оформление зала.

Очень важно провести проводы праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понравились.

Материал праздника можно использовать в развлечениях, в процессе самостоятельной музыкальной деятельности или в процессе проведения дети старшего дошкольного возраста концерта для малышей. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

Если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями, вы достигли цели. Праздник состоялся!

Список используемой литературы:

1. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». — Дубна: Феникс+, 2014

2. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Праздники и развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006

4. Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2005

5. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000

6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного», М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2004

7. Мерзлякова. С. И. «Для кого в ДОУ праздник?», журнал «Обруч», 1999г., № 4

8. Материалы из сборника «Подарите детям праздник», М.: «Издательский дом Воспитание дошкольника», 2012

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Депантол суппозитории вагинальные инструкция по применению
  • Инструкции по сборке любительских моделей лего техник
  • От чего стопдиар сироп детский инструкция
  • Фарма хлор инструкция по применению таблетки таблица концентрации
  • Музыкальный центр samsung max kdz100 инструкция