Инструкция по пожарной безопасности в дизельной электростанции

Институт Профессионального Обучения
Промышленной Безопасности

Инструкция о мерах пожарной безопасности в дизель-генераторных

Перечень основных требований пожарной безопасности

Непосредственно перед началом эксплуатации дизель-генераторных, необходимо тщательно изучить настоящую инструкцию. Для персонала, обслуживающего дизель-генераторные установки, обязательно прохождение противопожарного инструктажа до того, как он приступит к самостоятельной работе. Кроме того, для персонала предусмотрено прохождение производственного обучения, проверки профессиональных знаний и квалификации, куда входит пожарная безопасность. Следует отметить, что основным требованием для персонала является регулярное проведение обходов и самостоятельного осмотра оборудования, осуществление проверок правильности режима функционирования оборудования, причем это касается нагрева агрегата, чистоты помещения, а также готовности к использованию средств для тушения пожара.

Как пройти обучение

Подписать документы

На основании заявки мы подготовим договор

Оплатить счет

После подписания договора мы выставим счет на оплату

Пройти обучение

Пройти обучение, Получить удостоверение установленного образца.

Полный текст статьи

Все помещения, где размещаются дизель-генераторные, характеризуются повышенной взрывопожароопасностью. Примечательно, что помещения дизель-генераторных могут быть размещены в здании, которого характеризует любая степень огнестойкости. Кроме того, в данном случае возможна интеграция в многоэтажных домах, а также размещение в пристройках и отдельных зданиях, это могут также быть контейнерные конструкции. Для отдельно стоящих дизельных электростанций предусмотрена реализация исправного ограждения, причем это касается всего периметра, также предусмотрено исправное состояние дороги, по которой может прибыть пожарная техника. Кроме того, когда устанавливаются передвижные ДЭС, необходимо строгое соблюдение противопожарных разрывов до сооружений и зданий, в согласии с тем, как это предусмотрено в действующих строительных нормах и правилах. В обеспечении электростанции должна находиться постоянная телефонная или другая связь. В ходе эксплуатационных мероприятий предусмотрено строгое соблюдение правил и требований по пожаробезопасности.

В обязанности рабочего персонала, который обслуживает дизель-генераторную, входит контроль за наполнением расходного топливного бака, с переливными трубами, диаметр которых превышает диаметр наполнительных труб. Переливные трубы должны быть оснащены надежным соединением с аварийными приёмными резервуарами. Строго запрещена установка запорных задвижек или вентилей на переливных трубах. Кроме всего прочего, инструкцией о мерах пожаробезопасности в дизель-генераторных строго запрещается: применять некондиционные, не регламентируемые и не сертифицированные масла, смазки, топливо, охлаждающие жидкости, запчасти и сменные элементы; допущение уровня неравномерности распределения нагрузки по фазам, когда она превышает уровень, определенный ГОСТами; допускать работу дизель-генераторных установок, если отсутствует заземление; допускать функционирование установки с минимальной нагрузкой до 20% от показателя, который имеет номинальная мощность, в течении часа; допускать функционирование установки свыше пятиминутного промежутка времени в условиях холостого хода, если только не включен специальный режим; заправлять дизель-генераторную установку топливом с открытыми источниками огня и искр, которые находятся в непосредственной близости от нее; допускать, чтобы установка была установлена в средах, в которых может быть повышенное содержание взрывчатых и горючих веществ; устанавливать, обслуживать и осуществлять ремонтные работы дизель-генераторных установок рабочим персоналом без прохождения предварительной специальной подготовки; самостоятельно изменять оснащение и устройство, в частности, это относится к основным элементам и составляющим установки; проворачивать вал мотора с помощью лопастей, которыми оснащен охлаждающий вентилятор; осуществлять ремонтные работы на функционирующей установке; допускать работу установки, если отсутствует специализированный воздушный фильтр; заниматься обработкой установки с применением чистящих средств в условиях высокого давления; эксплуатировать несоответствующий не регламентируемый инструмент; заземлять дизель-генераторную установку с применением разнообразных трубопроводов; работать, если не соблюдена полярность стартерного аккумулятора в ходе подключения.

Дизель-генераторную установку следует в срочном порядке остановить если:

  • появились прогрессирующие стуки и шумы со стороны цилиндров и подшипников;
  • подшипники и картер задымились или появилось запах, связанный с горелым маслом;
  • в систему охлаждения не поступает вода, а также, если появился пар в системе охлаждения, а именно из выхлопной трубы;
  • если вышел из строя регулятор частоты вращения, а также, если появился помпаж;
  • появились характерные хлопки в глушителе;
  • отсутствует смазка трущихся механизмов и частей, или она некачественная;
  • в агрегате произошел разрыв топливопровода;
  • в случае возгорания в помещениях, которое может представлять угрозу для персонала и агрегата.

Согласно действующей инструкции о мерах пожаробезопасности запрещена реализация слива топлива из расходного бака, это можно делать только с помощью самотека в запасной резервуар. Когда осуществляются ремонтные работы строго запрещено соединять выхлопные трубы двигателей с применением единого кожуха, чтобы получилась общая многоствольная труба. Для выхлопных трубопроводов от коллекторов до глушителей предусмотрено наличие минимального количества изгибов и колен. Выхлопные трубопроводы, в которых реализовано охлаждение водой, не обязательно оснащать тепловой изоляцией.

Места, где соприкасаются сгораемые строительные конструкции станции с выхлопной трубой предусмотрена реализация необходимых противопожарных мероприятий: высота выхлопной трубы над кровлей должна быть минимум 2 м; если выхлопная труба имеет горизонтальное положение, следует вывести ее конец с применением бетонного или кирпичного глушителя (приямка), который должен быть расположен за пределами здания; предусмотрено периодическое очищение глушителя от всевозможных отложений; в ходе эксплуатационных мероприятий станции предусмотрено осуществление регулярного контроля креплений, а также уплотнений коллекторов в таких узлах, как блок агрегата и выхлопная труба; если из коллектора вылетают искры, эксплуатацию установки следует немедленно приостановить до того момента, пока не будет устранен дефект.

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ

В рамках эксплуатационных мероприятий дизель-генераторной установки настоящей инструкцией запрещено: заниматься заправкой топливного бака, когда установка работает; а также, если двигатель и выхлопная труба находятся в неостывшем состоянии; применяя открытый огонь, например, это могут быть паяльные ламп или факелы, заниматься разогревом непосредственно в помещениях всего, что относится к трубопроводам, арматуре и оборудованию; заниматься сушкой спецовки на одной из нагретых частей агрегата; допускать загромождение проходов и выходов; заниматься хранением оборудования и прочих материалов в местах, которые для этого не предусмотрены. Помещение дизель-генераторной станции необходимо содержать в порядке и чистоте. При обнаружении первых признаков пожара, в обязанности каждого рабочего входит немедленное уведомление пожарной охраны, а также непосредственного начальства. Кроме того, при возгорании следует предпринять самостоятельные меры, направленные на тушение пожара с применением первичных средств для тушения пожара.

Читайте также

  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в банях (саунах)
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях
  • Организация безопасного проведения огневых работ
  • Отчет об организации производственного контроля
  • Положение о производственном контроле

В соответствии с п.5.1.5 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013) противопожарные требования к размещению зданий, помещений и сооружений генераторных должны соответствовать требованиям, предъявляемым для котельных, работающих на соответствующем топливе.

В соответствии с п.6.9.9 СП 4.13130.2013 в котельных залах (но не над котлами или экономайзерами) отдельно стоящих котельных допускается предусматривать установку закрытых расходных баков жидкого топлива ёмкостью не более 1 м — для лёгкого нефтяного топлива.

В соответствии с п.6.9.11 СП 4.13130.2013 расходные баки в помещениях котельных следует рассматривать как технологический аппарат.

Соответственно, возможно сделать вывод о том, что для отдельно стоящей дизельной электростанции допускается предусматривать установку закрытых расходных баков (бака) жидкого топлива общей ёмкостью не более 1 м (для лёгкого нефтяного топлива).

При этом данные расходные баки рассматриваются как технологический аппарат.

В соответствии с таблице N 3 СП 4.13130.2013.

В вашем случае дизельную электростанцию TJ 33 MS 5С во всепогодном капоте с топливным баком 100 л необходимо рассматривать как сооружение производственного назначения класса Ф 5.1.

Для определения минимально требуемого противопожарного расстояния между сооружением дизельной электростанции (класс Ф 5.1) и сооружением Блочной Контейнерной Трансформаторной Подстанцией (БКТП) (класс Ф 5.1) необходимо следующее:

1. Определить фактическую степень огнестойкости, фактический класс конструктивной пожарной опасности (С..) и категорию по взрывопожарной и пожарной опасности сооружения дизельной электростанции (класс Ф 5.1).

2. Определить фактическую степень огнестойкости, фактический класс конструктивной пожарной опасности (С..) и категорию по взрывопожарной и пожарной опасности сооружения БКТП (класс Ф 5.1).

3. Определить, имеются ли дополнительные условия, при которых возможно сокращать противопожарные расстояния между объектами, либо условия, при которых необходимо увеличивать противопожарные расстояния между объектами (раздел 6.1 СП 4.13130.2013).

Учитывая, что дизельная электростанция TJ 33 MS 5С имеет топливный бак объемом 100 л с легковоспламеняющейся жидкостью, на противопожарные расстояния также будет влиять размер взрывоопасной зоны, которая может образоваться вокруг дизельной электростанции в случае аварии или повреждения технологического оборудования.

В соответствии с п.2.1.2 ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» (ред. от 01.04.2000) к горючим (сгораемым) веществам относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Горючие жидкости с температурой вспышки не более 61°С в закрытом тигле или 66°С в открытом тигле, зафлегматизированных смесей, не имеющих вспышку в закрытом тигле, относят к легковоспламеняющимся. Особо опасными называют легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28°С.

Дизельное топливо, предназначенное для дизелей общего назначения и соответствующее требованиям п.2.1.2 ГОСТ 12.1.044-89 относится к легковоспламеняющимся жидкостям.

В настоящий момент классификация взрывоопасных зон установлена Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах».

В настоящий момент установлены следующие классы взрывоопасных зон: 0-й класс, 1-й класс, 2-й класс, 20-й класс, 21-й класс, 22-й класс.

2-й класс — зоны, в которых при нормальном режиме работы оборудования не образуются взрывоопасные смеси газов или паров жидкостей с воздухом, но возможно образование такой взрывоопасной смеси газов или паров жидкостей с воздухом только в результате аварии или повреждения технологического оборудования.

В настоящий момент при определении классов и размеров взрывоопасных зон, в том числе для участков, расположенных вне зданий и сооружений, применяется ГОСТ 30852.9-2002 «Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон».

Соответственно, фактическое расстояние между сооружением дизельной электростанции (класс Ф 5.1) и БКТП (класс Ф 5.1) должно быть не менее требуемых противопожарных расстояний, установленных в таблице N3 СП 4.13130.2013, и не менее размеров расчетной взрывоопасной зоны, которая может образоваться вокруг дизельной электростанции в случае аварии или повреждения технологического оборудования (то есть БКТП должна находиться вне возможной взрывоопасной зоны).

Меры пожарной безопасности при эксплуатации бензиновых и дизельных генераторов

В условиях, где необходимо электроснабжение, но оно невозможно в результате каких-либо проблем с подачей питания или в виду отсутствия электросети, выручает применение независимых автономных станций, генерирующих электрический ток. Эти устройства работают на основе бензина или дизеля, сжигая его, и в результате преобразования энергии, вырабатывая электрический ток.

Если вы решили купить генератор, то имейте в виду, что при всей его пользе для него применяется горючее топливо, и поэтому он представляет собой потенциальную пожарную опасность, а, следовательно, требует соблюдения противопожарных правил эксплуатации. Ни в коем случае не пренебрегайте этими правилами – тогда агрегат гарантированно станет вашим верным и надежным помощником в работе и быту.

Считается, что, в отличие от бензиновых, дизельные генераторы менее пожароопасны, т.к. их топливо не представляет угрозы самовоспламенения или взрыва. Тем не менее, оно также является горючим материалом и требует мер профилактики пожара. Поэтому и бензиновые, и дизельгенераторы потребуют от вас создания следующих условий.

Во-первых, следует подготовить помещение под установку генератора – оно должно быть изолировано от легковоспламеняющихся и взрывоопасных элементов (газовых баллонов, аэрозолей под давлением, лакокрасочных жидкостей, строительных материалов и проч.), должно быть избавлено от захламленности различными вещами, чтобы в случае возгорания, был обеспечен свободный доступ к агрегату. Лучше всего устанавливать устройство на открытом воздухе — под навесом или в отдельной пристройке.

Обязательно в помещении, где установлен генератор, должен находиться исправный огнетушитель и другие средства борьбы с возгоранием. Плюс ко всему, необходимо обеспечить хорошую вентилируемость воздуха во избежание концентрации выхлопных газов и продуктов горения. Вся проводка, которая подключает дизельный или бензиновый генератор к приборам потребления электроэнергии, должна быть надежно изолирована, а также необходимо исключить утечку горючей жидкости. И ни в коем случае не храните запасы топлива рядом с агрегатом, а также откажитесь в этом помещении от закуривания!

Транспортировка генератора категорически запрещена, если в него залиты топливо и моторное масло. Поэтому, перед тем как перевозить аппарат, необходимо слить из него все технологические жидкости. Также запрещено самостоятельно модифицировать генератор и использовать не предназначенное для него топливо. Рекомендуется приобретать только сертифицированный агрегат, который по своим техническим параметрам полностью соответствует требованиям пожарной безопасности.

10.2. Дизельные электростанции

10.2.1. К обслуживанию дизельных электростанций допускаются лица, имеющие специальную подготовку.

10.2.2. Персонал по обслуживанию дизельной электростанции должен регулярно проводить осмотр оборудования, проверять правильность режима работы, нагрева агрегатов, чистоту помещений, а также исправность средств тушения пожара.

10.2.3. Обслуживающему персоналу электростанции запрещается:

пускать в работу неисправные агрегаты;

оставлять работающую электростанцию без присмотра;

допускать в помещения электростанции посторонних лиц.

10.2.4. Электростанция должна быть обеспечена постоянной телефонной или другими видами связи.

10.2.5. Здание дизельной электростанции должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

10.2.6. В помещении дизельной электростанции запрещается хранить запасы топлива.

10.2.7. Расстояние от двигателя до стены со стороны управления должно быть не менее 1,75 м. Остальные расстояния — не менее 1 м.

Расстояние от торца электрического генератора до стены должно быть не менее 0,8 м.

10.2.8. Горюче-смазочные материалы для двигателей должны соответствовать маркам, указанным заводами-изготовителями для данных типов.

10.2.9. Разлитые горюче-смазочные материалы необходимо своевременно убирать. Использованные обтирочные материалы должны храниться в закрытых металлических ящиках и по окончании смены выноситься из помещения.

Хранение пустых емкостей из-под нефтепродуктов в помещениях станции не допускается.

10.2.10. Расходные топливные баки устанавливаются в отдельных помещениях.

Емкость расходного топливного бака не должна превышать 0,25 куб. м на один дизель.

10.2.11. Ручные задвижки аварийного слива топлива из расходных баков должны располагаться в безопасном месте, удобном для действий персонала (вблизи выходов, в соседнем помещении или коридоре и т.п.). Задвижки должны быть окрашены в красный цвет и иметь надпись «Аварийный слив топлива».

Аварийный слив топлива из расходных баков допускается направлять самотеком в резервуар запаса.

10.2.12. Трубопроводы не должны иметь крутых изгибов, вмятин, сплющиваний, свищей.

10.2.13. Для подогрева дизельного топлива и масел допускается использовать пар, горячую воду.

10.2.14. Прокладывать масло- и топливопроводы в одном канале с выхлопной трубой не допускается.

10.2.15. Запрещается соединение выхлопных труб нескольких двигателей в общую отводную трубу. Допускается выполнять общую многоствольную трубу с единым кожухом. Выхлопные трубопроводы от коллектора до глушителя должны иметь минимальное количество колен и изгибов и не иметь свищей, прогаров и неплотностей.

10.2.16. В местах соприкосновения строительных конструкций из горючих материалов с выхлопными трубами вокруг короба выхлопной трубы, независимо от наличия теплоизоляции, устанавливаются разделки из негорючего материала на расстоянии не менее 0,5 м от стенки выхлопной трубы.

10.2.17. Высота выхлопной трубы должна быть не менее чем на 2 м выше уровня конька кровли. Выхлопная труба оборудуется соответствующим типом искрогасителя (искрогасителем-глушителем). Искрогаситель устанавливается за пределами помещения.

При горизонтальном положении выхлопной трубы ее конец должен вводиться в бетонный или кирпичный глушитель, расположенный вне здания. Глушитель и искрогаситель необходимо периодически очищать от отложений.

10.2.18. При эксплуатации дизельной электростанции должен быть установлен регулярный контроль крепления и уплотнения коллектора у блока агрегата и выхлопной трубы.

Эксплуатация агрегата при вылете искр из коллектора до устранения дефекта не допускается.

10.2.19. При эксплуатации агрегатов запрещается:

вливать в цилиндры и клапаны ЛВЖ и ГЖ для облегчения пуска двигателя;

заправлять топливный бак во время работы агрегата, а также при неостывших двигателе и выхлопной трубе;

заполнять расходные баки топлива в помещении электростанции с помощью ведер и других переносных емкостей;

разогревать в помещении трубопроводы, арматуру и оборудование с применением открытого огня (паяльных ламп, факелов и т.п.);

сушить спецодежду на нагретых частях оборудования;

загромождать проходы и выходы из здания, а также хранить оборудование и другие материалы вне специальных помещений электростанции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Как плести фенечки из бисера инструкция
  • Мультивит минералы инструкция по применению в ветеринарии для поросят
  • Миродез универ инструкция по применению в стоматологии
  • Рикарфа в таблетках для кошек инструкция по применению
  • Гексорал при ангине у детей инструкция