Инструкция по охране труда для машиниста погрузчика вилочного погрузчика

Утверждаю
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
17 марта 2000 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОПОГРУЗЧИКОВ

ТИ Р М-009-2000

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен, и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.

Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

1.3. Выполнение других работ водителям погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.

1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.

1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением водитель погрузчика переводится на другую работу.

1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

— движущиеся машины и механизмы;

— перемещаемые и складируемые грузы;

— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

— пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— недостаточная освещенность рабочей зоны;

— острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

1.7. Водители автопогрузчиков, в зависимости от условий работы, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

— комбинезоном хлопчатобумажным;

— сапогами резиновыми;

— рукавицами комбинированными.

На наружных работах зимой дополнительно:

— курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.

1.9. При выполнении погрузочно — разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.

1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.

1.14. С наступлением темноты, при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемки грузов и т.д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.

1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.

1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.

1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.

1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода — изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно — разгрузочных машин.

1.20. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях — 5 км/ч.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:

— проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

— осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде — посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп — сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед выполнением погрузочно — разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.

3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.

3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно — разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей, водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.

3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.

3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза, раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200 — 300 мм от земли, а рама — полностью отклонена назад.

3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик лица, который указывает дорогу и подает сигналы.

3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.

3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.

Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.

3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и заднем ходе.

3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.

3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.

3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.

3.15. При движении погрузчика не допускаются резкое торможение, крутые повороты с грузом.

3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.

3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.

3.18. При переработке тарно — штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

— переработке должны подлежать тарно — штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;

— переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;

— при выполнении погрузочно — разгрузочных работ с тарно — штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;

— переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;

— для освобождения вил от штучного груза, путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок, необходимо применять сталкиватель;

— при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват — кантователь;

— переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми захватами;

— для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;

— при выполнении погрузочно — разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

3.19. Для переработки длинномерных грузов и сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.

3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах, необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.22. При проведении погрузочно — разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой, более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).

3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что Вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!

3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.

3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и обратно.

3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняющихся материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т.п., посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.

4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить администрации предприятия.

4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

— очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;

— провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;

— проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;

— при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;

— в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

5.2. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

Погрузчики – это машины, предназначенные для захвата, подъема и перевозки различных материалов и оборудования. Техника такого типа применяется для подачи строительных грузов, складирования и транспортировки товаров. Ее используют в коммунальных службах (для вывоза снега, мешков с мусором), при проведении сельскохозяйственных и других работ.

Инструкция по охране труда для водителя погрузчика содержит информацию об особенностях безопасного обслуживания таких машин. Здесь излагаются правила их эксплуатации, разрабатываемые с учетом требований российского законодательства.

Особенности профессии

Водитель (машинист) погрузчика – это специалист, управляющий данным транспортом, знакомый с его устройством, особенностями перемещения грузов внутри производственных помещений и на открытой территории.

Особенности

Человек, обслуживающий погрузчик, отвечает за аккуратную доставку грузов, исправность рабочих механизмов. Он должен виртуозно владеть техникой, чтобы успешно маневрировать при езде, не нарушая правил дорожного движения.

Водитель обязан хорошо разбираться в специфике грузов, отвечать за их сохранность и оперативность доставки, иметь полное представление о работе ТС.

К плюсам профессии относятся:

  • разнообразие деятельности;
  • востребованность в различных сферах;
  • возможность повышения квалификационного разряда и заработка.

Виды ТС

Погрузчики подразделяются по ряду признаков.

По характеру грузов:

  • ковшовые (для перемещения насыпных материалов) – они бывают одно- и многоковшовые;
  • вилочные (снабжены вилами для укладки штучных предметов).

Машины обоих видов бывают с фронтальной, боковой и задней загрузкой.

По типу двигателя:

  • автопогрузчики (с двигателем ВС);
  • электропогрузчики (электроштабелеры).

По конструкции автомобильной ходовой системы:

  • колесные;
  • гусеничные.

По принципу действия:

  • непрерывные (многоковшовые элеваторы);
  • циклические: скребковые (с/х погрузчики для транспортировки зерна), а также роторные (снегоуборочные).

По типу используемого горючего: на бензине, дизельном топливе, газо-бензиновые ТС.

Машины различаются также по габаритам. Например, при строительных работах используются большегрузные ТС, а для работ в саду – погрузчики УТВ (на квадроциклах).

Соответственно, разрабатывается отдельная инструкция для водителя крупногабаритной техники (средней, тяжелой) и инструкция по охране труда для водителя минипогрузчика (например, Bobcat).

Требования

При разработке такого документа опираются на Приказ № 282 Минтранса (от 31.02.2020 г.), в котором утверждаются профессиональные и квалификационные требования к водителям ТС.

Закон касается охраны труда персонала, работающего в организациях или нанимаемого ИП.

В инструкции указывается, что водитель погрузчика должен:

  • знать особенности эксплуатируемого ТС, его характеристики (грузоподъемность, мощность);
  • досконально изучить схему перемещения грузов, а также правила дорожного движения;
  • разбираться в механике и электротехнике;
  • умело обращаться с грузоподъемным оборудованием;
  • соблюдать правила ТБ и охраны труда.

Работнику необходимо иметь отличное зрение, слух, уметь быстро реагировать на окружающую ситуацию. Требуется, чтобы у водителя была устойчивая нервная система, способность работать аккуратно и внимательно.

Условия для работы

Для устройства на работу необходимо иметь права на вождение погрузчиков категории В (мощностью менее 25.7 кВт), С (25.7–110.3 кВт) или Д (более мощных крупногабаритных машин).

В зависимости от квалификации и навыков работы водителям погрузчиков присваивается 5 разрядов: минимальный – 2-й (работа с опытным напарником, на маломощной технике), максимальный – 6-й (самостоятельное управление крупногабаритными погрузчиками).

Профстандарт

Требования к квалификации водителей автопогрузчика утверждены Мининистерством труда в 2017 году (профстандарт 16.116). В документе отражены:

1. Данные о классификации профессии по общероссийским системам ОКВЭД и ОКЗ.

2. Функции работников и уровень профподготовки для выполнения каждой из них.

Пример. Укладка товаров с помощью колесного погрузчика состоит из 6 операций, включая профилактику и обслуживание ТС. Каждая операция обозначена кодом (от С/01.3 до С/06.3). Квалификация работника соответствует 3 уровню (приказ Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н).

3. Описание требований к водителю:

  • наличие образования по профилю;
  • возраст старше 18 лет;
  • прохождение медосмотров, инструктажей по ОТ и пожаробезопасности.

4. Рабочие действия специалиста, необходимые навыки и знания.

5. Сведения об организациях, составивших данный документ.

Скачать бесплатный профстандарт, актуальный в 2022 г., можно здесь: https://assistentus.ru/forma/profstandart-voditelya-pogruzchika/#google_vignette.

Инструкция по охране труда

Типовая инструкция по охране труда для водителя погрузчика представляет собой рабочий документ, необходимый для проведения вводных, периодических и специальных занятий с персоналом. Его разрабатывает сотрудник, отвечающий за безопасность работ и охрану труда, а затем утверждает руководитель предприятия.

Необходимость

Наличие инструкции позволяет знакомить новых работников со всеми нюансами производственной деятельности, предупреждать их о возможных рисках.

Проведение вводных, периодических и целевых инструктажей необходимо для предупреждения несчастных случаев на производстве, повышения ответственности работников за выполнение правил и трудовых норм. Конкретная форма документа в законах не оговаривается, но чем полнее его содержание, тем эффективнее инструктаж водителей.

Где взять

Образец типовой инструкции по ОТ можно бесплатно скачать на сайтах: пример 1 (https://всеинструкции.рф/instrukcija-po-ohrane-truda-dlja-voditelja-pogruzchika/) или пример 2 (https://zakonius.ru/obrazec/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-voditelya-avtopogruzchika).

Нормативная база

При разработке такого документа опираются на:

  • межотраслевые правила ОТ на автотранспорте (приказ Минтруда № 28 от 12.05.2003);
  • инструкцию по охране труда для водителя автопогрузчика (типовой вариант, утвержденный Минтруда и соцзащиты 17.03.2000 г.), Р М-009-2000;
  • КоАП (ст. 5.27.1) – об ответственности за допуск водительского персонала к работе.

Состав

В документе должны быть следующие блоки:

  1. «Шапка» с реквизитами (датой утверждения, названием, номером регистрации, ФИО ответственного должностного лица).
  2. Общие требования по ОТ.
  3. Обязательные меры безопасности перед началом смены.
  4. Требования и запреты, действующие во время работы.
  5. Действия при аварийных ситуациях.
  6. Мероприятия после окончания рабочей смены.

Общие требования

В этом разделе описываются особенности допуска водителей к работе, перечисляются факторы вредного воздействия, излагаются требования к ношению спецодежды и ИСЗ. Сообщается о необходимости движения строго по маршруту, с ограниченной скоростью.

Допуск

В инструкции указывается, что к вождению погрузчиков допускаются лица старше 18 лет. Для работы необходимо:

  • иметь водительские права;
  • пройти предварительный медосмотр (проверку зрения, слуха, психического и общего состояния здоровья), а затем – периодические медпроверки и освидетельствования на алкоголь и наркотики;
  • изучить внутренний распорядок работы компании, правила ТБ и охраны труда;
  • сдать тест на знание инструкции и способность выполнения должностных обязанностей.

Обязанности

Водителю погрузчика положено проходить повторный инструктаж по ОТ не реже 1 раза в квартал, проверку знаний 1 раз в год.

В перечень обязанностей включают:

  • соблюдение трудового режима, выполнение предписанных операций;
  • умение пользоваться ИСЗ и средствами тушения пожара;
  • знание ПДД и нормативов безопасного вождения ТС;
  • освоение работы на погрузчиках конкретных видов.

Например, инструкция по охране труда водителя фронтального погрузчика предписывает следующее:

  • для лучшего обзора и обеспечения безопасности следует очистить и выровнять рабочую площадку; ковш поднимают над землей на высоту до 40–50 см;
  • при подъеме тяжелых предметов не прилагают больших усилий, удерживают груз с помощью зубьев или кромочного болта;
  • погрузчик располагают так, чтобы двигатель находился с подветренной стороны и не засорялся;
  • заполнение ковша соразмеряют с допустимым максимумом;
  • способ загрузки (раздельный, совмещенный, экскавационный) выбирают в зависимости от вида и плотности грузов.

Вредные и (или) опасные производственные факторы

В инструкции перечисляются факторы, которые могут привести к травмам и навредить здоровью водителя:

  • контакт с движущейся техникой, механическими и электрическими элементами оборудования, вредными веществами (химическими, пожароопасными);
  • воздействие острых элементов перевозимого груза;
  • повышенное запыление и загазованность окружающего воздуха;
  • шум и вибрация на рабочем месте;
  • недостаточная освещенность территории;
  • нагрузки на нервную систему.

Спецодежда

Она выдается для предупреждения механических травм, соблюдения санитарных правил.

Виды ИСЗ Ежегодные нормы выдачи
Х/б комбинезон или костюм из смесовой ткани 1
Сапоги резиновые или кожаные ботинки 1 пара
Рукавицы или перчатки с защитным покрытием 6 пар
Противошумные вкладыши или наушники По мере износа
Сигнальный жилет (класс защиты 2) 1
Утепленная куртка и брюки В зависимости от климатического пояса
Теплые ботинки, валенки на резиновой подошве В зависимости от климата
Перчатки с шерстяными вкладышами и защитным покрытием (морозоустойчивые) 3 пары
Респираторы (для защиты легких от пыли), специальные очки По мере надобности

Важно подчеркнуть, что работать можно только в полностью застегнутой спецодежде. Нельзя укладывать в карманы режущие и колющие предметы.

Другие требования

Водитель должен следить за исправностью и чистотой погрузчика, хранить инструменты в специальных отсеках автомобиля. Нельзя держать в кабине посторонние предметы.

Важно соблюдать безопасный режим движения: на открытой территории скорость не должна превышать 10 км/час, внутри производственных или торговых зданий – 5 км/час.

О любых экстренных ситуациях (угрозах возникновения несчастного случая или повреждениях груза), а также об ухудшении самочувствия необходимо извещать руководство.

Что запрещается

Водителям погрузчиков запрещается:

  • работать в состоянии алкогольного опьянения, употреблять наркотики или психотропные вещества;
  • принимать пищу и курить на рабочем месте, а не в специально отведенных местах;
  • работать после окончания срока действия водительского удостоверения;
  • игнорировать неисправность ТС.

Требования перед началом работы

В этом блоке инструкции указывается, что перед началом работы водитель обязан:

  • убедиться в наличии и исправном состоянии спецодежды и других ИСЗ;
  • лично осмотреть пути подъезда к местам погрузки/выгрузки, убедиться в отсутствии препятствий, разливов жидкостей и масла, скоплений грязи, снежных завалов; участки обледенения должны быть засыпаны песком;
  • произвести наружный осмотр подъемных механизмов, удостовериться в исправности креплений, цепей, шарниров, кронштейнов, подъемных и поворотных приспособлений;
  • проверить состояние шин и уровень давления в них;
  • убедиться в отсутствии протечек горючего, исправности мотора;
  • отрегулировать работу ручного и ножного тормозов;
  • проверить действие рулевого управления;
  • опробовать звуковой и стоп-сигнал, работу фар, световых переключателей.

Требования во время работы

Здесь подробно расписываются правила выполнения отдельных операций, требования безопасности. Сообщаются особенности работы в темное время суток, в различные периоды года. Говорится об ограничениях загрузки по весу и габаритам, а также о запрещенных действиях во время работы.

Обязанности

Для обеспечения безопасности водитель обязан:

  • включать предупреждающий звуковой сигнал перед началом движения, погрузочно-разгрузочных работ;
  • подавать сигнал, подъезжая к людям, находящимся на пути перемещения ТС (на расстоянии не меньше 5 м), останавливать машину при любой опасности наезда (при езде мимо дверей, проездов, движении задним ходом);
  • производить работы с грузом плавно, без рывков, после остановки машины;
  • тщательно закреплять перевозимые грузы;
  • при езде задним ходом и затруднениях с обзором участка работ прибегать к помощи другого работника, направляющего движение ТС вручную.

Примечание. В зоне перемещения погрузчика не должны производиться работы по ручной переноске предметов, укладке тары.

При перемещении без груза подъемное устройство должно быть поднято над землей, рама полностью отклонена назад.

В инструкции по охране труда для водителя вилочного погрузчика следует упомянуть о том, что:

  • груз необходимо захватывать так, чтобы он не свешивался с вил, не цеплялся за стены узких проездов;
  • товары должны быть упакованы в прочную, надежную тару (требования к упаковке транспортных грузов изложены в инструкции Минтруда от 19. 05.2004 г.);
  • следует равномерно штабелировать объекты, не допуская обрушения упаковок;
  • требуется проверять, чтобы вилы (их толщина 40 мм) свободно входили под груз, располагались симметрично относительно каретки; они должны находиться под прямым углом к штабелю, захватывать предметы равномерно.

Инструкция по охране труда для водителя электропогрузчика должна содержать дополнительные требования по безопасной работе с электрооборудованием.

Здесь же говорится о необходимости своевременной подзарядки аккумуляторных батарей и о порядке их замены.

Важно подчеркнуть, что уклон дороги при работе на электропогрузчике не должен превышать 7 градусов на 12 м. При большем наклоне смазка картера будет стекать из ведущего моста в якорь двигателя, что приведет к его повреждению.

Поведение в различных ситуациях

При погрузочно-разгрузочных работах водителю необходимо:

  • хорошенько осматривать территорию, чтобы убедиться в отсутствии людей или помех;
  • не допускать превышения норм загрузки, отрыва колес от грунта из-за перевеса;
  • совершать маневрирование на малой скорости, избегать «заносов», резкого торможения.

При появлении небольших препятствий на пути разрешается поднять груз на необходимую высоту, перенести его, затем медленно вернуть в нормальное положение и продолжить движение.

При потере устойчивости ТС (из-за неравномерного расположения грузов, неровностей дороги, превышения нормы заполнения ковша) следует немедленно остановить машину, опустить груз на место.

Нельзя загружать и транспортировать предметы необозначенной тяжести, а также использовать дополнительные противовесы для удержания равновесия.

Работы на автопогрузчиках с крановой стрелой производятся с участием стропальщика или в присутствии лица, ответственного за ТБ.

Груз, прицепленный на крюк, вначале медленно поднимается, затем перемещается в нужном направлении, он не должен раскручиваться или раскачиваться. Важно следить, чтобы под стрелой не находились люди.

При работе с крупнотоннажными грузами важно следить за показаниями приборов, фиксирующих работу тормозов, систем рулевого и электронного управления, уровень топлива в баке, давление в колесных шинах. Недопустимо поднятие стрелы и груза на большую высоту (создается угроза переворачивания машины). Если это произошло, водитель не должен выпрыгивать наружу. Следует ждать помощи, находясь в кабине.

При расчистке дорог от снега необходимо осторожно обходить скрытые неровности и ухабы, не прилагая излишних усилий.

Что запрещается

В требованиях охраны труда к водителю погрузчика запрещается:

  • укладывать перевозимые материалы и оборудование поверх трубных коммуникаций, электрокабелей, временных настилов;
  • работать с грузами при наличии людей в машине;
  • загружать слежавшиеся сыпучие материалы без предварительного разрыхления;
  • переезжать через электропровода, лежащие на земле или полу;
  • использовать открытое пламя для разогрева автомобильных агрегатов в зимний период;
  • работать на морозе без перчаток (прикасаться к металлическим поверхностям), производить ремонтные операции под машиной, лежа на земле (требуется использовать специальный мат);
  • небрежно закреплять поднимаемый груз, не задействуя все монтажные кольца, петли; если часть из них неисправна, необходимо использовать дополнительные стропы с угловыми прокладками, предотвращающими их повреждение острыми гранями контейнеров;
  • работать в зоне расположения воздушных линий электропередач без письменного разрешения руководства компании-владельца ЛЭП; требуется специальный наряд-допуск и личное присутствие специалиста в статусе ответственного за ОТ;
  • эксплуатировать погрузчик при наличии неполадок в агрегатах.

Требования в аварийных ситуациях

В этом разделе описываются действия водителя погрузчика в случае пожара, механического травмирования, поражения электрическим током, отравления вредными веществами, получения ожогов.

При несчастном случае

При получении травмы необходимо прекратить работу, позвонить в медпункт или вызвать «скорую помощь». Если пострадавшим является другой человек, ему надо оказать первую доврачебную помощь.

В инструкции следует описать способы остановки кровотечения с помощью давящей повязки, осуществления наружного массажа сердца и искусственного дыхания, а также наложения шин при травмах конечностей.

При возгорании

Требуется заглушить мотор, перекрыть поступление горючего из топливного бака, отсоединить аккумулятор. О происшествии надо сообщить диспетчеру, при необходимости вызвать пожарных.

Если возгорание произошло вблизи электросети (на расстоянии меньше 2 м), задействуется только порошковый или углекислотный огнетушитель, поскольку линия может быть незаземленной. При заливании пламени водой, использовании химического или пенного огнетушителя возможно поражение электротоком.  Место возгорания можно засыпать песком или накрыть специальным одеялом.

Важно подробно изложить порядок действий водителя при обнаружении обрыва электрокабеля, возгорании погрузчика из-за контакта с проводкой. Следует сообщить:

  • что нужно делать, чтобы избежать электротравматизма;
  • как помочь человеку, пострадавшему от действия электрического тока (освободить его от контакта с проводами);
  • как оказать первую медпомощь.

При неисправностях

Любые неисправности ТС могут стать причиной аварии, поэтому при их обнаружении необходимо прекратить работу, принять меры для устранения неполадок. При невозможности провести ремонт самостоятельно следует связаться со службой техпомощи, эвакуировать погрузчик в мастерскую.

О поломке техники надо сообщить диспетчеру, контролеру техсостояния автопарка.

По окончании работы

Водитель обязан:

  • осмотреть машину для выявления дефектов, подтекания масла, топлива, тормозной жидкости;
  • поставить погрузчик в специально отведенное место, включить стояночный тормоз, опустить грузоподъемное устройство, подложить упоры под колеса (гусеницы);
  • заглушить мотор, рычаги поставить в нейтральное положение;
  • навести порядок в кабине, убрать наружные загрязнения, закрыть дверцу машины ключом;
  • сообщить о состоянии ТС мастеру, начальнику смены.

Инструкция по ОТ создается для повышения безопасности работ, предотвращения производственного травматизма. Документ составляется в соответствии с профстандартом, в котором регламентируется квалификация водителей, правила их допуска к обслуживанию ТС. Предписания разрабатываются с учетом специфики предприятий, а также вредных факторов, воздействующих на водительский персонал.

Инструкция по охране труда
при работе на вилочном погрузчике
1. Область применения
1.1. Настоящая инструкция устанавливает требования по обеспечению безопасных условий труда при работе на вилочном погрузчике ООО «Альфа».
1.2. Настоящая инструкция по охране труда для водителя погрузчика разработана на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также:
1) изучения работ на вилочном погрузчике;
2) результатов специальной оценки условий труда;
3) анализа требований профессионального стандарта;
4) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных при работе на вилочном погрузчике;
5) анализа результатов расследования имевшихся несчастных случаев с водителями погрузчиков;
6) определения безопасных методов и приемов выполнения работ при работе на вилочном погрузчике.
1.3. Выполнение требований настоящей инструкции обязательны для всех водителей вилочных погрузчиков ООО «Альфа» при выполнении ими трудовых обязанностей независимо от их квалификации и стажа работы.
2. Нормативные ссылки
2.1. Инструкция разработана на основании следующих документов и источников:
2.1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
2.1.2 Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, Приказ Минтруда от 18.11.2020 № 814н;
2.1.3 Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов Приказ Минтруда от 28.10.2020 № 753н;
2.1.4 «Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями» утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.11.2020, №835н;
2.1.5. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, Приказ Минтруда от 15.12.2020 № 903н.
2.1.6. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.
3. Общие требования охраны труда
3.1.1. Работнику необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
3.1.2. К производству работ на вилочном погрузчике допускаются лица старше 18 лет, прошедшие:
медицинский осмотр;
вводный и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
обучение по охране труда, в том числе, обучение и проверку знаний безопасным методам и приемам выполнения работ;
обучение правилам электробезопасности, проверку знаний правил электробезопасности в объеме соответствующей группы по электробезопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве, микроповреждениях (микротравмах), произошедших при выполнении работ;
обучение и проверку знаний по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
стажировку на рабочем месте (продолжительностью не менее 2 смен);
обучение мерам пожарной безопасности;
допущенные в установленном порядке к самостоятельной работе.
3.1.3. Работник при выполнении работ должен иметь II группу по электробезопасности.
3.1.4. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа один раз в шесть месяцев непосредственным руководителем работ.
3.1.5. Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при:
а) изменениях в эксплуатации оборудования, технологических процессах, использовании сырья и материалов, влияющими на безопасность труда;
б) изменении должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда;
в) изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника, а также изменениями локальных нормативных актов организации, затрагивающими требования охраны труда в организации;
г) выявлении дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
д) требовании должностных лиц федеральной инспекции труда при установлении нарушений требований охраны труда;
е) произошедших авариях и несчастных случаях на производстве;
ж) перерыве в работе продолжительностью более 60 календарных дней;
з) решении работодателя.
3.1.6. Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ в следующих случаях:
а) перед проведением работ, выполнение которых допускается только под непрерывным контролем работодателя, работ повышенной опасности, в том числе работ, на производство которых в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов на производство работ;
б) перед выполнением работ на объектах повышенной опасности, а также непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;
в) перед выполнением работ, не относящихся к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными (производственными) инструкциями, в том числе вне цеха, участка, погрузочно-разгрузочных работ, работ по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;
г) перед выполнением работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
д) в иных случаях, установленных работодателем.
3.1.7. Работник, не прошедший своевременно инструктажи, обучение и проверку знаний требований охраны труда, к самостоятельной работе не допускается.
3.1.8. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
3.1.9. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
3.1.10. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
3.2. Соблюдение правил внутреннего распорядка.
3.2.1. Водитель погрузчика обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматриваются: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени.
3.3. Требования по выполнению режимов труда и отдыха при выполнении работ водителем погрузчика.
3.3.1. При выполнении работ водитель погрузчика обязан соблюдать режимы труда и отдыха.
3.3.2. Продолжительность ежедневной работы, перерывов для отдыха и приема пищи определяется Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Альфа», утвержденными приказом директора ООО «Альфа» от 01.01.2021г. № 003.
3.3.3. Время начала и окончания смены, время и место для отдыха и питания, устанавливаются по графикам сменности распоряжениями руководителей подразделений.
3.3.4 Каждый водитель погрузчика должен выходить на работу своевременно, отдохнувшим, подготовленным к работе.
3.4. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей.
3.4.1. На водителя вилочного погрузчика могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы;
перемещаемые и складируемые грузы;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная (пониженная) температура воздуха рабочей зоны;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.
3.4.3. В качестве опасностей, в соответствии с перечнем профессиональных рисков и опасностей транспортного участка, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, при выполнении работ водителем могут возникнуть следующие риски:
— выступающие части погрузчика при осмотре в стесненных условиях и при недостаточности освещения;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях погрузчика при осмотре;
— воздействие вредных веществ (тосол, топливо, масла) на органы дыхания, поверхности кожи;
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях погрузчика, других устройств и приспособлений при заправке топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;
— воспламенение горючих жидкостей (топлива, масла);
— внезапное возникновение технической неисправности погрузчика, находящегося в движении.
3.5. Перечень специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.
3.5.1. При выполнении работ работник обеспечивается СИЗ и смывающими средствами в соответствии с «Нормами бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам ООО «Альфа», утвержденными приказом директора от 01.09.2023г. №002
3.5.2. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.5.3. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
3.5.4. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.
3.6. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.
3.6.1. При возникновении несчастного случая, микротравмы пострадавший должен постараться привлечь внимание кого-либо из работников к произошедшему событию, при возможности, сообщить о произошедшем непосредственному руководителю (для сообщения используют телефон71-16), любым доступным для этого способом и обратиться в здравпункт (при наличии).
3.6.2. Водитель должен немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, микротравме происшедших на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
3.6.3. При обнаружении в зоне работы несоответствий требованиям охраны труда (неисправность оборудования, приспособлений и инструмента, неогороженный проём, траншея, открытый колодец, отсутствие или неисправность ограждения опасной зоны, оголенные провода и т.д.) немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю работ.
3.7. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
3.7.1. Для сохранения здоровья работник должен соблюдать личную гигиену. Необходимо проходить в установленные сроки медицинские осмотры и обследования.
3.7.2. При работе с веществами, вызывающими раздражения кожи рук, следует пользоваться защитными перчатками, защитными кремами, очищающими пастами, а также смывающими и дезинфицирующими средствами.
3.7.3. Перед приемом пищи обязательно мыть руки теплой водой с мылом.
3.7.4. Для питья употреблять воду из диспенсеров, чайников.
3.7.5. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
4. Требования охраны труда перед началом работы
4.1. Порядок подготовки рабочего места.
4.1.1. Осмотреть вилочный погрузчик для замены колес.
4.1.2. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты:
гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов, не иметь трещин и выбоин;
губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны;
раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях (класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки с помощью труб и болтов или других предметов запрещается).
4.1.3. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь;
удобно и устойчиво разместить инструмент;
проверить внешним осмотром:
достаточность освещения рабочей поверхности;
отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;
надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств автомобиля;
наличие, исправность, правильную установку и надежное крепление ограждения движущихся частей оборудования;
отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования.
4.1.4. Проверить, не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами. Неисправный инструмент и приспособления с рабочего места убрать.
4.1.5. Проверить наличие огнетушителя и аптечки первой медицинской помощи.
4.1.6. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
4.2. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).
4.2.1. Перед началом работы работник обязан проверить исправность и комплектность исходных материалов (заготовок, полуфабрикатов).
4.3. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования.
4.3.1. Перед началом работы работник обязан надеть положенные спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, предварительно проведя их осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ.
4.3.2. При выявлении несоответствий проинформировать непосредственного руководителя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже.
4.4. Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
4.4.1. Перед выездом с места стоянки водитель должен проверить исправностьгрузоподъемника, механизмов подъема и наклона погрузчика.
4.4.2. Водителю погрузчика следует убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность пальцев, шарниров рычагов, вращение катков рамы и каретки, прочность крепления звездочек грузовых цепей.
4.4.3. Водителю погрузчика следует проверить исправность тормозов, рулевогоуправления, освещения, габаритных огней, звукового сигнала, стеклоочистителей, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах.
4.4.4. Запрещается эксплуатация погрузчика в следующих случаях:
– ослабления креплений противовесов и их некомплектности;
– ослабления крепления грузовых цепей к раме и каретке грузоподъемника;
– заедания вращения хотя бы одного катка рамы или каретки;
– ослабления крепления звездочек грузовых цепей.
4.4.5. Приступать к работе на неисправном погрузчике или с неисправностями запрещено.
4.4.6. Перед выездом водитель погрузчика должен проверить наличие необходимых документов, в том числе удостоверения на право вождения погрузчика.
5. Требования охраны труда во время работы
5.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.
5.1.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
5.1.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
5.1.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
5.1.4. Замену колес производить на предназначенном для этой цели участке, оснащенном необходимым оборудованием и приспособлениями.
5.1.5. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять после установки погрузчика на козелках.
5.1.6. Демонтаж шин с диска колеса производить при помощи съемника.
5.1.7. Накачивать шины следует в специальном устройстве. При накачке шин на линии колесо класть кольцом к земле.
5.1.8. Не оставлять инструмент на подножках, канатах, крыльях, на краю смотровой ямы.
5.1.9. При замене колес вилочного погрузчика применять исправные съемники и ключи.
5.1.10. При установке вилочного погрузчика на специальный подъемник для снятия колес необходимо следить, чтобы все лапы-подхваты были надежно установлены под погрузчик и при подъеме не возникало перекосов.
5.1.11. Запрещается:
наращивать гаечные ключи трубой или другими предметами;
отворачивать гайки рывком.
5.1.12. Колеса вилочного погрузчика необходимо снимать и перемещать с помощью специальной тележки.
5.1.13. При работе с домкратом устанавливать его только на твердом грунте. В случае необходимости установить домкрат на нерыхлой или вязкой почве, под домкрат нужно подкладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
5.1.14. При вывешивании погрузчика на грунтовой поверхности необходимо предварительно выровнять место установки домкрата, положить прочную подкладку достаточных размеров и установить на нее домкрат.
5.1.15. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо проводить монтажным инструментом.
5.1.16. При накачивании шин или подкачивании снятых с погрузчика шин в дорожных условиях необходимо пользоваться предохранительной вилкой или положить колесо замочным кольцом вниз.
5.1.17. Запрещается:
работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
оставлять инструменты и детали на краях осмотровой канавы;
пользоваться инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован;
работать с поврежденными или неправильно установленными упорами.
5.1.18. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.
5.1.19. Запрещается подходить к открытому огню, если руки или спецодежда смочены бензином, не курить и не зажигать спичек (зажигалок).
5.1.20. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении, убедившись в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.
5.1.21. Работая молотком или кувалдой, принять все меры предосторожности по отношению к себе и находящимся рядом людям.
5.1.22. Не принимать пищу, не курить на рабочем месте.
5.1.23. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
5.1.24. При работе на вилочном погрузчике руководствоваться инструкцией по эксплуатации оборудования завода-изготовителя.
5.1.25. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
5.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
5.2.1. Работник должен применять исправные оборудование и инструмент, сырье и заготовки, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. При производстве работ по выполнению технологических (рабочих) операций быть внимательным, проявлять осторожность.
5.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.
5.3.1. Работник должен поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
5.3.2. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения деталями, материалами, инструментом, приспособлениями, прочими предметами.
5.3.3. В помещениях, предназначенных для стоянки транспортных погрузчика, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается:
— производить ремонт погрузчика;
— оставлять открытыми горловины топливных баков погрузчика;
— подзаряжать аккумуляторные батареи (в помещениях);
— мыть или протирать бензином кузова погрузчика, детали или агрегаты, а также руки и одежду;
— осуществлять в помещении пуск двигателя для любых целей, кроме выезда транспортных средств из помещения;
— хранить какие-либо материалы и предметы;
— хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за исключением топлива в баках погрузчика;
— курить, использовать открытый огонь.
5.4. Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
5.4.1. При ухудшении состояния здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), работник обязан немедленно известить своего непосредственного или вышестоящего руководителя, обратиться в ближайший здравпункт.
5.4.2. Если в процессе работы работнику станет непонятно, как выполнить порученную работу, или в случае отсутствия необходимых приспособлений для выполнения порученной работы, он обязан обратиться к своему непосредственному руководителю. По окончанию выполнения задания работник обязан доложить об этом своему непосредственному руководителю.
5.5. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.
5.5.1. Работник обязан:
эксплуатировать (использовать) по назначению выданные ему СИЗ;
соблюдать правила эксплуатации (использования) СИЗ;
проводить перед началом работы осмотр, оценку исправности, комплектности и пригодности СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, их порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже;
информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных;
вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ; вернуть работодателю СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника.
6. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
6.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.
6.1.1. При выполнении работ водителем погрузчика возможно возникновение следующих аварийных ситуаций:
— столкновение с другим транспортным или техническим средством, наезд на людей, опрокидывание погрузчика, по причине нарушения требований правил безопасности дорожного движения;
— стихийные природные явления, по причине катаклизмов;
— загорание погрузчика или других технических средств и сооружений, по причине нарушения требований пожарной безопасности.
6.2. Процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случаи.
6.2.1. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках непосредственного руководителя поставить в известность по номеру телефона (7-26)
6.2.2. При несчастном случае необходимо освободить пострадавшего от травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность, оказать ему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, сообщить о происшествии руководству и по возможности сохранить без изменений обстановку на рабочем месте, если это не приведет к аварии и/или травмированию других людей.
6.3. Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.
6.3.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте: прекратить его эксплуатацию; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
6.3.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
6.3.3. При загорании электрооборудования для его тушения следует применять только углекислотные или порошковые огнетушители, не направляя в сторону людей струю углекислоты и порошка.
6.3.4. При возникновении пожара необходимо:
прекратить работу;
отключить используемое оборудование;
вызвать пожарную команду, сообщить руководителю работ и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
6.3.5. При загорании на электроустановках следует пользоваться углекислотными и порошковыми огнетушителями.
6.3.6. При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении – наложить жгут.
6.3.7. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность непосредственного руководителя.
6.3.8. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
6.4. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.
6.4.1. При несчастном случае, микротравме необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
6.4.2. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем — шину.
6.4.3 При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении — наложить жгут.
6.4.4. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
6.4.5. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность непосредственного руководителя.
7. Требования охраны труда по окончании работы
7.1. Порядок приема и передачи смены.
7.1.1. Передача смены должна сопровождаться проверкой исправности оборудования, наличия и состояния оградительной техники, защитных блокировок, сигнализации, контрольно-измерительных приборов, защитных заземлений, средств пожаротушения, исправности освещения, вентиляционных установок.
7.2. Порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры.
7.2.1. Инструменты очистить, убрать в установленное место.
7.2.2. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в журнале о техническом состоянии вилочного погрузчика.
7.2.3. Обтирочный и промасленный материал удалить из рабочего помещения.
7.3. Порядок осмотра средств индивидуальной защиты после использования.
7.3.1. Снять средства индивидуальной защиты, спецодежду, спецобувь, осмотреть и удостоверится в их исправности, после чего убрать в индивидуальный шкаф или иное, предназначенное для них место. Не допускается хранение спецодежды на рабочем месте.
7.4. Порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности.
7.4.1. После окончания работ убрать рабочее место, привести в порядок погрузчик, собрать и вынести в установленное место мусор.
7.5. Требования соблюдения личной гигиены.
7.5.1. Работники должны:
принять душ.
надеть личную одежду.
7.6. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
7.6.1. Об окончании работы и всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
7.7. По окончании работ по наряду-допуску закрыть наряд-допуск.
7.8. Выйти с территории предприятия через проходную.

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.

Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

1.3. Выполнение других работ водителем погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.

1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.

1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, водитель погрузчика переводится на другую работу.

1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущиеся машины и механизмы;
  • перемещаемые и складируемые грузы;
  • повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
  • пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

1.7. Водители автопогрузчиков, в зависимости от условий работы, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

  • комбинезоном хлопчатобумажным;
  • сапогами резиновыми;
  • рукавицами комбинированными.

На наружных работах зимой дополнительно:

  • курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.

1.9. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.

1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.

1.14. С наступлением темноты, при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемке грузов и т.д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.

1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.

1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.

1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.

1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин.

1.20. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях — 5 км/ч.


2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:

  • проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение; осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде — посыпаны песком или шлаком.

2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.

2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.

3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.

3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.

3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.

3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200-300 мм от земли, а рама полностью отклонена назад.

3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик лица, которое указывает дорогу и подает сигналы.

3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.

3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска. Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.

3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и задним ходом.

3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.

3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.

3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.

3.15. При движении погрузчика не допускается резкое торможение, крутые повороты с грузом.

3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.

3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.

3.18. При переработке тарно-штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

  • переработке должны подлежать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;
  • переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;
  • при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;
  • переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;
  • для освобождения вил от штучного груза путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок, необходимо применять сталкиватель;
  • при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват-кантователь;
  • переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми и захватами; для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;
  • при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

3.19. Для переработки длинномерных грузов и грузов сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.

3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.22. При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).

3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!

3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.

3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и обратно.

3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.

3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легко воспламеняющихся материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т.п., посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.

4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить администрации предприятия.

4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен: очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей; провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин; проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства; при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей; в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

5.2. О всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Инструкция по охране труда инженера по качеству на производстве
  • Салицилово цинковая паста инструкция для чего
  • Должностная инструкция директора районного дома культуры
  • Как сделать первую поставку на вайлдберриз пошаговая инструкция
  • Должностная инструкция плотника в медицинском учреждении