Инструкция по ликвидации аварийных ситуаций оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

/

/

/

Неочевидные требования законодательства: план мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС при обращении с отходами

Неочевидные требования законодательства: план мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС при обращении с отходами

Действующее в Российской Федерации законодательство в области охраны окружающей среды содержит достаточно много требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Оценка их соблюдения осуществляется в рамках государственного или муниципального контроля, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации и иных форм оценки и экспертизы. Однако, как показывает практика, есть ряд обязательных требований, содержащихся в федеральных законах, о существовании которых большинство хозяйствующих субъектов по каким-либо причинам практически не знают, а судебная практика практически отсутствует. Вместе с Никитой Бондаренко, начальником Управления государственного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, разбираем, в каких случаях отходообразователям необходимо подготавливать план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Никита Бондаренко

Начальник Управления государственного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Законодательные требования в части разработки мероприятий на случай ЧС при обращении с отходами

Неисполнение неочевидных обязательных требований в области обращения с отходами, о которых пойдет речь в статье, фиксируется в 90% случаев проведения региональных контрольно-надзорных мероприятий в сфере экологии на протяжении всего профессионального опыта, начиная с 2005 года. В частности, речь пойдет о нормах Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), который в главе III устанавливает общие требования к обращению с отходами.

Статьей 11 определены требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами. Здесь необходимо отметить, что согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что к одному из видов обращения с отходами относится и деятельность по их накоплению — складирование отходов на срок не более 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Следовательно, те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые образуют и затем накапливают отходы, осуществляют обращение с ними, и являются адресатами норм статьи 11.

Пунктом 2 указанной статьи определен ряд обязанностей природопользователей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами. Так, существуют следующие обязательства (абзацы 10-12 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
  • разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих ЧС;
  • в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Проанализировав эти три обязательства, можно сделать вывод, что в целях предупреждения возникновения, а также ликвидации возможных аварий и ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, требуется разработать соответствующие планы, соблюдать мероприятия, которые будут в них включены, а в случаях возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, немедленно информировать об этом соответствующие государственные органы исполнительной власти в области обращения с отходами.

Определения аварийных и чрезвычайных ситуаций и критерии отнесения инцидентов к ним

Здесь необходимо уточнить, что является аварией и ЧС техногенного характера. Авария, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» — это разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв, выброс опасных веществ.

В свою очередь, статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены следующие понятия:

  • чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
  • предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Критерии отнесения события к ЧС, в том числе техногенного характера, определены приказом МЧС России от 05.07.2021 № 429 «Об установлении критериев информации о ЧС природного и техногенного характера». Например, в соответствии с указанными критериями для отнесения к ЧС возможной аварии, связанной с выбросом, сбросом опасных химических веществ должны быть зафиксированы факты:

  • разрушения сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • неконтролируемый взрыв и (или) выброс, сброс опасных химических веществ, в результате которого:

    • погиб 1 человек и более;

    • или получили вред здоровью 5 человек и более;

    • или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;

    • или произошло разовое загрязнение почвы с превышением ПДК в 5 раз

    • и более;

  • или произошло разовое превышение ПДК опасного химического вещества в водном объекте:

    • I-II класса опасности в 5 раз и более;

    • III-IV класса опасности в 50 раз и более;

    • разовое превышение ПДК загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в 50 раз и более;

    • или в 30-49 раз в течение 8 часов;

    • или в 20-29 раз в течение 2 суток.

Из приведенных фактов следует, что вопросы, связанные с предупреждением и ликвидацией возможных аварий и ЧС техногенного характера, регулируются законодательством в области и промышленной безопасности, и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. При этом не каждое возможное негативное для окружающей среды событие, связанное с эксплуатацией того или иного объекта, будет являться аварией или ЧС по действующим положениям законодательства.

Рекомендации по разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с обращением с отходами

Отсутствие законодательно утвержденной формы не отменяют требований законодательства в области охраны окружающей среды по обращению с отходами об обязанности разрабатывать, а в случае необходимости и выполнять планы мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, а также их последствий.

При этом Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные нормативно-правовые акты каких-либо требований к таким планам, порядку их составления и утверждения, не содержат.

В соответствии с пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, МЧС России осуществляет:

  • проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы;
  • организационно-методическое руководство планирования действий.

Так, МЧС России 15 марта 2021 года утверждены Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях, которые применяются при подготовке и разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако указанные Методические рекомендации в установленном законодательством порядке опубликованы не были.

Тем не менее, в целях исполнения требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, для разработки и утверждения планов мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планов ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций, можно пользоваться указанными Методическими рекомендациями.

Административная ответственность за неисполнение требований в области обращения с отходами

Ввиду того, что возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера связаны с обращением с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение), и рассматриваемые обязательные требования в силу Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ являются общими требованиями к обращению с отходами, то неисполнение предписаний пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ведет к административной ответственности, установленной частями 1-3 статьи 8.2 КоАП РФ.

Административная ответственность природопользователей за неисполнение требований по разработке плана мероприятий в случае ЧС при обращении с отходами

Правонарушение Нормативно-правовой акт Административная ответственность
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 статьи 8.2 и статьей 8.2.3 КоАП РФ Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ Штраф:
ДЛ — от 10 000 до 30 000 рублей;
ИП — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
ЮЛ — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ Часть 2 статьи 8.2 КоАП РФ Штраф:
ДЛ — от 30 000 до 40 000 рублей; ИП — от 50 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
ЮЛ — от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния Часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ Штраф:
ДЛ — от 40 000 до 50 000 рублей; ИП — от 70 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
ЮЛ — от 400 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Таким образом, для соблюдения обязательных требований по обращению с отходами, природопользователи, которые осуществляют такую деятельность, обязаны разрабатывать и утверждать в свободной форме планы мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих ЧС.

Чтобы ничего не пропустить, подпишитесь на наш дайджест. Каждую неделю делимся подборками самых интересных материалов по экологической безопасности, ESG и охране труда.

  1. Главная
  2. Сведения об образовательной организации
  3. Статьи
  4. Статьи

Сведения

Обращение с отходами

Количество просмотров: 13651

Тема 2.5 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций при обращении с опасными отходами

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым 21 декабря 1994 г.

В законе используются следующие основные понятия:

  • Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     
  • Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     
  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
     

Основные опасности и угрозы для населения и территорий носят как природный, так и техногенный характер. Среди природных опасно­стей наиболее разрушительными являются: наводнения, подтопления, землетрясения, оползни, сели, сильные заморозки.

Ежегодно в России происходит 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с природными опасными явлениями.

К техногенным опасностям и угро­зам относятся: пожары, взрывы, разрушения сооружений, крушение транспортных средств, эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду.

Следует отметить, что общей характерной особенностью природ­ных и техногенных опасностей и угроз на современном этапе является их взаимосвязанный комплексный характер, выражающийся в том, что одно воздействие может вызывать целую цепочку других, часто более неблагоприятных процессов.

При несоблюдении условий сбора и накопления, способов транспортирования, методов утилизации отходов могут возникнуть чрезвычайные ситуации, связанные с опасными свойствами отходов – их токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью, содержанием возбудителей инфекционных болезней.

Поражающие воздействия, возникающие при обращении с отходами, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, биологический.

При механическом воздействии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов.

Примерами поражающих факторов механического характера могут быть ударные волны и потоки, воздействие падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания.

Основные поражающие факторы — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в т.ч. продуктов питания, сельскохозяйственного сырья, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов.

Биологическое воздействие возникает вследствие распространения болезнетворных микроорганизмов, токсинов и других биологически опасных веществ.

Оно заключается в заражении организмов, воды, продуктов питания, возникновении инфекционной заболеваемости людей, животных и растений.

Меры защиты населения и территорий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются по двум основным направлениям:

  • превентивные меры по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, осуществляемые заблаговременно;
  • меры по локализации (ликвидации) уже возникших чрезвычайных ситуаций (экстренное реагирование, т. е. аварийно-спасательные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение ущерба).

Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения утверждены приказом от 28 февраля 2003 г. № 105 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В ходе реализации деятельности по обращению с опасными отходами может быть оказано негативное воздействие на окружающую среду. Такое воздействие возможно при размещении (накоплении) отходов и может быть вызвано нарушением правил обращения с опасными отходами (токсичными, пожароопасными), возникновением аварийных и чрезвычайных ситуаций (пролив на рельеф, возгорание, разрушение емкостей, предназначенных для временного хранения отходов, повреждение ртутьсодержащих приборов и пр.).

Несоблюдение требований безопасности при складировании и размещении (накоплении) опасных отходов на территории предприятия может привести к поступлению загрязняющих веществ в атмосферный воздух, почву, поверхностные и подземные воды.

В соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536, отходы 1 класса опасности для ОПС (чрезвычайно опасные) могут привести к необратимому нарушению экологической системы, период восстановления которой полностью отсутствует. Так, например, при разрушении или нарушении условий временного хранения ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брака возможно загрязнение атмосферного воздуха парами ртути, летучими углеводородами.

Отходы 2 класса опасности для ОПС, например аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом, могут привести к сильному нарушению экологической системы, период восстановления которой не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.

Отходы 3 класса опасности (умеренно опасные) могут привести к нарушению экологической системы, период восстановления которой не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника. Например, отходы, содержащие нефтепродукты, при их неправильном хранении могут загрязнять почву, образуя масляные пятна, которые с дождевыми стоками попадают в грунтовые воды.

Отходы 4 класса опасности (малоопасные) могут привести к нарушению экологической системы, период самовосстановления которой не менее 3 лет.

К основным мероприятиям по предотвращению или смягчению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами производства и потребления можно отнести:

  • организация мест временного хранения образующихся отходов с учетом их класса опасности, физико-химических характеристик, способности вступать в химические реакции, а также с учетом возможного комбинированного воздействия различных видов отходов;
  • соблюдение допустимого объема временного хранения отходов с учетом имеющихся контейнеров, емкостей, и создание условий, при которых не происходит загрязнение окружающей среды и обеспечивается свободный подъезд транспорта для погрузки отходов;
  • организация и ведение ответственными лицами учета образования и движения отходов производства и потребления;
  • своевременная передача образующихся отходов специализированным организациям для дальнейшей их утилизации согласно заключенным договорам;
  • соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности при всех действиях, производимых с отходами IIV класса опасности.

Причинами возникновения аварийных ситуаций при обращении с отходами могут быть:

  • неисправность оборудования,
  • нарушение персоналом правил охраны труда и промышленной безопасности,
  • недостаточная подготовленность и технические ошибки персонала,
  • несоблюдение экологических и санитарных правил при осуществлении размещения (накопления) отходов.

Наиболее распространенными чрезвычайными (аварийными) ситуациями при обращении с отходами на предприятиях являются:

  • возгорание отходов;
  • разлив нефтесодержащих отходов (отработанных нефтепродуктов);
  • разрушение ртутьсодержащих отходов;
  • разрушение аккумуляторов и разлив аккумуляторного электролита;
  • антисанитарная обстановка в местах хранения отходов.

В случае возникновения перечисленных аварийных ситуаций возможно загрязнение окружающей среды.

  1. Загрязнение атмосферного воздуха:
    • парами ртути (при разрушении ртутных ламп);
    • летучими углеводородами (при разливе масла автомобильного отработанного);
    • парами серной кислоты (при разливе электролита от аккумуляторов свинцовых отработанных);
    • вредными веществами (при возгорании отходов).
  2. Загрязнение почвы, поверхностных и подземных вод:
    • нефтепродуктами и маслами (при разливе отработанных масел)

При нарушении целостности люминесцентных ламп осколки должны быть собраны в специальные герметичные контейнеры для транспортировки. Нейтрализация осуществляется химическим способом раствором хлорного железа.

При обнаружении пролитого электролита из отработанных аккумуляторных батарей произвести нейтрализацию разлившейся кислоты гашеной известью до прекращения реакции, осадок собирают и складывают в отдельную емкость, место промывают водой.

При работе с электролитом необходимо строго соблюдать технику безопасности и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Правила безопасности обращения с отработанными нефтепродуктами основываются на требованиях ГОСТа 12.1.007-76*. «Государственный стандарт Союза ССР. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», ГОСТа 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», приказа Росстандарта от 27.11.2015 № 2040-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта».

При возможном разливе отработанных нефтепродуктов необходимо:

  1. Засыпать масляное пятно чистыми древесными опилками или песком несколько раз до тех пор, пока большая часть масла не будет убрана.
  2. Опилки древесные или песок, загрязненные маслами, поместить в герметичный металлический контейнер на временное хранение для дальнейшей утилизации.
  3. Снять верхний слой почвы, загрязненный маслом, и поместить в герметичный металлический контейнер для дальнейшей утилизации.

Аварийными ситуациями при временном хранении отходов резинотехнических изделий (например, покрышки отработанные) могут быть возгорания.

Для ликвидации аварийной ситуации при возгорании отходов тушение осуществляется пеной.

Проверь себя!

Вернуться на предыдущую страницу Перейти к изучению следующей Лекции (Лекция 3.Нормирование воздействия отходов на окружающую среду)

Компрессорные станции (КС)

Основные технические решения предусматривают:

· дистанционное управление кранами подключения КС к газопроводу, дублируемое ручным управлением на месте, кранами на свечах сброса давления в подводящих газопроводах;
· компоновки технологического оборудования и расстановка местных приборов выполнены с учетом их безопасного обслуживания, удобства ремонта, монтажа и ревизии;
· установка сигнализаторов до взрывоопасной концентрации газа в помещениях с выдачей сигнала в операторную и автоматическим включением аварийно-вытяжной вентиляции.
При аварийной остановке КС происходит сброс в атмосферу природного газа из обвязки станции.
Для локализации аварийных проливов горючих жидкостей площадки с оборудованием, содержащем горючие жидкости, оборудованы отбортовкой.

Газораспределительные станции (ГРС)

С целью предупреждения аварий и минимизации их последствий на ГРС используются следующие барьеры безопасности:
· материал (трубная сталь) и конструкция (толщина стенок, места установки запорной арматуры, и т.п.) емкостного оборудования и технологических трубопроводов, входного и выходных газопроводов рассчитаны на обеспечение прочности, непревышение допустимых механических напряжений в конструктивных элементах и надежную эксплуатацию в диапазоне рабочих давлений газа, температур окружающей среды и основных природных внешних нагрузок;
· для предотвращения повреждения оборудования и технологических трубопроводов узлы редуцирования, переключения расположены в блок-боксах, установка одоризации в утепленном шкафу, трубопроводы на территории ГРС имеющие подземную прокладку оснащены средствами ЭХЗ (установками катодной защиты);
· для предотвращения механического повреждения и разгерметизации оборудования и технологических трубопроводов со стороны третьих лиц территория ГРС оборудована пассивной системой защиты (двухметровое ограждение из металлических секций с колючей проволокой с предупреждающими знаками по всему периметру);
· для контроля технического состояния оборудования и технологических трубопроводов, параметров редуцируемого газа, обработки информации в реальном времени, автоматического управления кранами и установкой одоризации на ГРС имеется технологическая сигнализация с выводом аварийного сигнала на дом операторов (УДКС-4615);
· для обеспечения бесперебойного функционирования систем автоматики и защиты на ГРС имеется система гарантированного электропитания «Исток», аварийная генераторная установка;
· производятся планово-предупредительные ремонты в соответствии с утвержденными планами и календарными графиками;
· периодически проводится комплексная диагностика оборудования и технологических трубопроводов;
· любые работы и действия, проводимые в охранных зонах ГРС и газопровода-отвода должны выполняться только по получению “Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода”

Магистральные газопроводы (МГ)

С целью предотвращения или максимально возможного снижения последствий негативного воздействия аварии на окружающую среду и снижения ущерба имуществу Компании, а также обеспечения предупреждения аварий в системе магистральных газопроводов ЛПУМГ используются следующие комплексы организационно-технических решений:
· материал (трубная сталь) и конструкция (толщина стенки трубы, радиусы поворота, компенсаторы, узлы установки запорной арматуры и т.п.) газопроводов рассчитаны на обеспечение прочности, непревышение допустимых механических напряжений в конструктивных элементах и надежную эксплуатацию газопроводов в рабочем диапазоне давлений транспортируемого газа, температур окружающей среды и основных природных внешних нагрузок;
· для предотвращения механического повреждения и разгерметизации газопроводов со стороны третьих лиц они проложены на глубине не менее 1 м до верхней образующей трубы;
· на переходах через дороги газопроводы заключены в стальные патроны (кожухи);
· с целью защиты от коррозии внешняя поверхность газопроводов изолирована;
· производятся планово-предупредительные ремонты в соответствии с утвержденными планами и календарными графиками;
· периодически проводится комплексная диагностика газопроводов и арматуры методом электрометрии (измерения разности потенциалов «труба-земля» с короткими интервалами — через 10 м);
· осуществляется защита от коррозии с помощью средств ЭХЗ, а службой ЭХЗ постоянно в соответствии с ПТЭ производится контроль за коррозионными процессами и состоянием изоляционного покрытия газопроводов;
· каждый год выполняется плановая подготовка объектов и оборудования газопроводов к эксплуатации в осенне-зимних условиях и весеннему паводку;
· ежегодно проводится обследование газопроводов после весеннего паводка с составлением акта, фиксирующего обнаруженные недостатки. По результатам обследования принимаются соответствующие меры, прежде всего — по засыпке обнаруженных размывов на участках ЛЧ МГ, восстановлению балластировки и т.п.;
· осуществлением постоянного контроля наличия и состояния предупреждающих и запрещающих знаков на переходах через автомобильные дороги;
· сертификацией качества применяемого оборудования и материалов, проводимой с использованием услуг независимых организаций;
· особым контролем за участками, привязанным к болотам, заболоченным и обводненным территориям, где возможно оголение трубопроводов и наиболее вероятно отклонение положения оси от проектного;
· транспортных переходов и участков в районах интенсивной сельскохозяйственной и промышленной деятельности;
· прохождения ЛЭП, и других металлических подземных и надземных коммуникаций, где возможны зоны электрохимического взаимодействия (зоны блуждающих токов).
· выполнением профилактической и плановой работы по выявлению дефектов различных видов оборудования и отдельных узлов и деталей, их ремонт или замену, а также осуществлением контроля за общим комплексом мероприятий по повышению технологической дисциплины и увеличения ресурса работы оборудования, выполнением аварийно-ремонтных и восстановительных работ в соответствии с требованиями техники безопасности, охраны труда и правилами технической эксплуатации;
· проведением своевременного контроля трубопроводов и запорной арматуры на ЛЧ, их технического обслуживания и текущего ремонта;
· регулярной проверкой состояния фундаментных опор под газопроводами на отсутствие просадок и других дефектов;
· ежегодным контролем методами неразрушающего контроля толщины стенок в местах, наиболее подверженных эрозионному и коррозионному износу;
· систематическим наблюдением состояния технологических сооружений, коррозионным состоянием их металлических конструкций, осадки фундаментов, состояния кровли, их теплоизоляции и остекления; осуществлением своевременного ремонта перечисленных элементов зданий и сооружений;
· поддержанием в исправности и постоянной готовности средств пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;
· поддержанием нормативных запасов материально-технических ресурсов для ликвидации аварий;
· совершенствованием мероприятий по профессиональной и противоаварийной подготовке производственного персонала, их обучения способам защиты и действиям в аварийных ситуациях;
· введение 25-метровой охранной зоны газопроводов, постоянный контроль надлежащего состояния охранной зоны газопроводов и зоны минимально допустимых расстояний до строений и прочих объектов;
· закрепление трассы газопровода, мест установки наземного оборудования и охранной зоны соответствующими знаками согласно правил охраны магистральный трубопроводов;
· производятся своевременные осмотры трасс газопроводов и ревизия запорной арматуры (частота обходов участков — два раза в месяц, частота облетов трасс МГ с лазерной системой обнаружения утечек “ДЛС-Пергам” — 2 раз в год), их техническое обслуживание и ремонт силами ЛЭС.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 17 июля 2023 г. N 338

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ

С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧЕТОМ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ)

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» приказываю:

утвердить прилагаемое Руководство по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

Руководитель

С.Г.РАДИОНОВА

Утверждено

приказом Федеральной службы по надзору

в сфере природопользования

от 17.07.2023 N 338

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СВЯЗАННЫХ

С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧЕТОМ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ)

I. Общие положения

1. Согласно пункту 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС), подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов НВОС, который представляет собой государственную информационную систему.

Пункт 7 статьи 69 Закона N 7-ФЗ разделяет государственный реестр объектов НВОС на федеральный государственный реестр и региональные государственные реестры.

Пунктом 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ ведение федерального государственного реестра возложено на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, ведение региональных государственных реестров отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Руководство по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее — Руководство), подготовлено в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

3. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.

II. Обязательные требования

4. Пунктом 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что объекты НВОС, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору), должны быть поставлены на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в территориальном органе Росприроднадзора (за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

5. Пункт 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ устанавливает перечень сведений, при предоставлении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учетные сведения об объектах НВОС подлежат актуализации.

6. Пунктом 11 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрена обязанность по представлению юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями в случае прекращения деятельности на объекте НВОС документа, подтверждающего прекращение деятельности, с целью снятия такого объекта с государственного учета.

III. Пояснения относительно способа соблюдения обязательных

требований и рекомендации по принятию контролируемыми лицами

конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных

требований, примеры соблюдения обязательных требований

7. С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах, надлежит руководствоваться:

1) Законом N 7-ФЗ;

2) Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее — Критерии N 2398);

3) Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096;

4) Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 (далее — Правила N 830);

5) приказом Минприроды России от 12.08.2022 N 532 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (далее — Приказ N 532);

6) Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 N 104 (в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам).

8. В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее — Заявка), форма которой утверждена Приказом N 532.

Согласно пункту 26 Правил N 830 Заявка подается юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения такого объекта.

9. Вместе с тем, согласно пункту 28 Правил N 830 в случае, если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, Заявка направляется в один из территориальных органов Росприроднадзора по месту размещения такого объекта по усмотрению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

10. Согласно пункту 27 Правил N 830 в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, Заявка направляется в отношении каждого объекта отдельно.

11. Заявка подается в срок не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов НВОС (пункт 2 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).

12. В соответствии с пунктом 21 Правил N 830 Заявка может быть направлена посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Росприроднадзора в сети «Интернет».

13. Согласно пункту 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в случаях:

1) замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

2) реорганизации юридического лица в форме преобразования;

3) изменения наименования юридического лица;

4) изменения адреса (места нахождения) юридического лица;

5) изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя;

6) изменения места жительства индивидуального предпринимателя;

7) изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

8) изменения места нахождения объекта НВОС;

9) изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

10) изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

14. Для актуализации сведений об объекте НВОС в соответствии с пунктами 37, 38 Правил N 830 юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах, надлежит представить заявление, сведения и документы, подтверждающие необходимость актуализации учетных сведений, в территориальный орган Росприроднадзора, включивший сведения об объекте НВОС в государственный реестр.

15. Согласно пункту 52 Правил N 830 заявление об актуализации учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, должно содержать:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

2) наименование объекта, поставленного на государственный учет;

3) место нахождения объекта;

4) код объекта в государственном реестре;

5) основания и доводы, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения.

16. В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, а также сведения об изменении места нахождения объекта НВОС представляются в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений и дополнительно подтверждаются следующими документами:

1) о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

2) о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

3) об изменении места нахождения объекта НВОС.

17. Учитывая отсутствие установленного законом срока представления юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, рекомендуется представлять указанные сведения непосредственно после наступления таких изменений.

Для обеспечения возможности представления заявления и документов для актуализации сведений об объекте НВОС непосредственно после изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, рекомендуется проводить инвентаризацию до завершения процесса технического перевооружения объекта НВОС с учетом изменения режима его работы и источников загрязнения окружающей среды.

18. Согласно пунктам 11, 12 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, пункту 49 Правил N 830 в случае прекращения деятельности на объекте НВОС юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту постановки объекта на государственный учет:

1) заявление о снятии объекта НВОС с государственного учета (далее — Заявление о снятии);

2) копию акта о консервации, ликвидации объекта НВОС.

19. Пунктом 52 Правил N 830 установлено, что Заявление о снятии должно содержать:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

2) наименование, место нахождения, код объекта в государственном реестре, учетные сведения о котором предполагаются к исключению из государственного реестра;

3) основания и доводы, на основании которых заявитель просит исключить из государственного реестра учетные сведения.

20. Учитывая отсутствие установленного законом срока по представлению юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями Заявления о снятии и сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС, рекомендуется представлять указанные заявление и сведения непосредственно после составления акта о консервации или ликвидации объекта НВОС.

21. В рамках ведения федерального государственного реестра объектов НВОС согласно пунктам 8, 14 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, пункту 23 Правил N 830 в случае непредставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для включения сведений об объекте в государственный реестр, для актуализации учетных сведений об объекте, исключения сведений об объекте из государственного реестра, корректировки учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальные органы Росприроднадзора самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия следующие документы:

1) о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

2) о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

3) об изменении места нахождения объекта НВОС.

22. Вместе с тем, согласно пункту 14 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

23. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче Заявки, а также по представлению сведений и документов для актуализации учетных сведений об объекте НВОС статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов НВОС.

IV. Пояснения относительно особенностей принятия

контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения

соблюдения отдельных обязательных требований

24. С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.

25. Осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства относит такой объект к числу объектов НВОС в соответствии с приведенным в статье 1 Закона N 7-ФЗ определением объекта НВОС.

Как следствие, у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность по строительству объектов капитального строительства, возникает обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет в государственном реестре.

При этом необходимо учитывать, что постановке на учет в указанном случае подлежит именно объект НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства.

26. Согласно подпункту 3 пункта 6 и пункту 11 Критериев N 2398 объект НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, может относиться к объектам НВОС III или IV категории в зависимости от продолжительности осуществления деятельности по строительству объекта капитального строительства.

27. При постановке объекта НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, на государственный учет в Заявке указываются даты начала и планируемого завершения строительства.

28. При составлении акта ликвидации объекта НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, для снятия его с государственного учета в качестве обоснования прекращения деятельности по строительству объекта капитального строительства целесообразно использовать предусмотренное статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

29. С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется на основании договора аренды, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.

30. Согласно статье 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

В частности, в случае передачи объекта НВОС в пользование или владение на праве аренды или ином законном основании заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет подает арендатор.

При расторжении договора аренды сведения об объекте НВОС подлежат актуализации в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ в связи с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС.

31. С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на которых осуществляется сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в специально отведенные сооружения с последующим вывозом на очистные сооружения канализации организации, осуществляющей водоотведение, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.

32. Согласно подпункту 19 пункта 1, подпункту 10 пункта 2 Критериев N 2398 осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по производству мяса и мясопродуктов, животных жиров и масла, рыбы, продуктов из рыбы, морепродуктов, растительных жиров и масла, продукции из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочной продукции является критерием отнесения такого объекта как к I, так и ко II категории в зависимости от осуществления на объекте НВОС сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Аналогичная норма установлена подпунктом 22 пункта 1 и подпунктом 28 пункта 2 Критериев N 2398 относительно осуществления на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях.

33. Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ) определены следующие понятия:

1) водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

2) централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

3) сточные воды централизованной системы водоотведения — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

4) абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

5) транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

6) гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

34. В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Таким образом, при осуществлении на объекте НВОС, подключенном к централизованной системе водоснабжения и не подключенном к централизованной системе водоотведения, деятельности по производству пищевых продуктов, а также при выполнении на таком объекте НВОС работ по убою животных объект НВОС может быть отнесен к числу объектов II категории в случаях, если:

1) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляют вывоз сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения собственными силами;

2) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, не заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляют вывоз сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения силами сторонней организации, являющейся организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

35. В случае осуществления сброса сточных вод в водный объект отнесение объекта НВОС, на котором осуществляется деятельность по производству пищевых продуктов либо выполняются работы по убою животных, к объектам II категории возможно исключительно в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Очищенные на локальных очистных сооружениях сточные воды должны соответствовать нормативам, установленным в соответствии с требованиями статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», с учетом требований статей 22, 23.1 Закона N 7-ФЗ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. N 2323

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.10.2024 N 1439)

В соответствии со статьей 80.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2836);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1834 «О случаях, при которых выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 36; 2023, N 49, ст. 8792).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта «б» пункта 9 и пункта 10 (в части, касающейся проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде) Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2024 г.

4. Подпункт «б» пункта 9 и пункт 10 (в части, касающейся проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде) Правил, утвержденных настоящим постановлением, не применяются в отношении проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных или представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экологической экспертизы до 1 января 2024 г.

5. Пункты 13, 14, 16 — 21, а также пункты 22 и 23 (в части, касающейся заключения, указанного в пункте 7 статьи 80.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды») Правил, утвержденных настоящим постановлением, не применяются при осуществлении ликвидации накопленного вреда окружающей среде, реализация которой начата до дня вступления в силу Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2023 г. N 2323

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.10.2024 N 1439)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее — накопленный вред), в том числе осуществления необходимых обследований, разработки и утверждения проекта ликвидации накопленного вреда (далее — проект ликвидации), состав проекта ликвидации, порядок осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда и выдачи заключения, указанного в пункте 7 статьи 80.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее — заключение).

2. Ликвидация накопленного вреда осуществляется в отношении объектов накопленного вреда (далее — объект), включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

3. Организация ликвидации накопленного вреда применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, применительно к иным территориям — органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.10.2024 N 1439)

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация ликвидации накопленного вреда осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.

4. Организация ликвидации накопленного вреда включает в себя:

а) проведение необходимых обследований объекта;

б) разработку проекта ликвидации;

в) утверждение проекта ликвидации;

г) проведение ликвидации накопленного вреда.

5. Проведение работ, указанных в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 4 настоящих Правил, осуществляется лицами, определяемыми органами местного самоуправления муниципального образования, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящих Правил, или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями согласно полномочиям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно — исполнитель, заказчик). (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.10.2024 N 1439)

6. Исполнитель проводит необходимые обследования объекта при разработке проекта ликвидации.

7. Проект ликвидации должен содержать следующие разделы:

а) раздел «Пояснительная записка и эколого-экономическое обоснование ликвидации накопленного вреда», включающий:

описание объекта, его площадь, месторасположение, сведения о границах объекта в виде схематического изображения на кадастровом плане территории (на выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости) или выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в случае, если границы объекта совпадают с границами земельного участка, а также информацию о правообладателях объекта (земельного участка, объекта капитального строительства, водного объекта);

информацию о компонентах природной среды, на которые оказывает негативное воздействие объект, степень такого воздействия (наличие на территориях, на объектах капитального строительства загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), концентрация которых превышает установленные нормативы качества окружающей среды и (или) санитарно-гигиенические нормативы, включая предельно допустимые концентрации химических веществ в водах водных объектов, атмосферном воздухе, почве);

информацию о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классе опасности отходов, расположенных на объекте;

сведения о нахождении объекта в границах Арктической зоны Российской Федерации, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий, а также в границах первой — шестой подзон приаэродромной территории, в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, охранной зоны особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоны;

информацию о количестве населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта;

обоснование планируемых мероприятий и наилучшие доступные технологии, а в случае их отсутствия — технологии, являющиеся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

описание требований к параметрам и качественным характеристикам мероприятий по ликвидации накопленного вреда;

обоснование достижения нормативов качества окружающей среды, гигиенических нормативов, обеспечения соответствия строительным нормам и правилам состояния земель по окончании работ по ликвидации накопленного вреда;

б) раздел «Содержание, объемы и график ликвидации накопленного вреда», включающий:

результаты обследования объекта, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава мероприятий по ликвидации накопленного вреда, в том числе почвенные и иные полевые обследования, а также лабораторные исследования;

состав мероприятий по ликвидации накопленного вреда в объемах, необходимых для достижения нормативов качества окружающей среды, гигиенических нормативов, обеспечения соответствия строительным нормам и правилам;

последовательность и объем проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда;

сроки проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ, в том числе график ликвидации накопленного вреда (помесячный);

планируемые сроки окончания сдачи работ по ликвидации накопленного вреда;

порядок осуществления заказчиком контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда, а также контроля за привлечением исполнителем к выполнению контракта субподрядчиков и сроками выполнения такого контракта;

в) раздел «Сметные расчеты затрат на проведение ликвидации накопленного вреда», включающий сводку затрат (при необходимости), локальные сметные расчеты, объектные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, сводный сметный расчет стоимости работ с приложением пояснительной записки.

8. В случае если при ликвидации накопленного вреда планируется снос объектов капитального строительства, их частей, в проект ликвидации включается раздел «Проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей» (за исключением случаев необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства), разрабатываемый в соответствии с требованиями к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 509 «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства».

В случае если при ликвидации накопленного вреда планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, проект ликвидации приобщается к проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, разрабатываемой в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В случае если при ликвидации накопленного вреда планируются работы по рекультивации земель или консервации земель, в проект ликвидации включается раздел «Рекультивация (консервация) земель», который разрабатывается в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

9. Проекты ликвидации до их утверждения подлежат:

а) государственной экологической экспертизе;

Подпункт «б» пункта 9 действует с 01.01.2024 (пункт 3).

Подпункт «б» пункта 9 не применялся в отношении проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных или представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экологической экспертизы до 01.01.2024 (пункт 3).

б) проверке достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, за исключением проектов ликвидации, подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемыми строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями;

в) государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности.

Пункт 10 (в части, касающейся проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде) действует с 01.01.2024 (пункт 3).

Пункт 10 (в части, касающейся проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде) не применялся в отношении проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных или представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экологической экспертизы до 01.01.2024 (пункт 3).

10. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями, в соответствии с подпунктами «а» — «в» пункта 9 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня выдачи последнего положительного заключения утверждается заказчиком.

11. Ликвидация накопленного вреда проводится исполнителем в соответствии с проектом ликвидации, утвержденным заказчиком.

12. Заказчик осуществляет контроль за выполнением контракта на проведение ликвидации накопленного вреда в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящими Правилами.

13. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с привлечением представителей подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений — центров лабораторного анализа и технических измерений по соответствующим федеральным округам осуществляет наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда.

Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда осуществляется посредством использования систем (методов) дистанционного наблюдения, присутствия на территории объекта, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, посредством отбора и анализа проб компонентов природной среды на территории проведения ликвидации накопленного вреда, а также анализа полученной отчетности о ходе ликвидации накопленного вреда.

Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда осуществляется без ограничения срока его проведения.

Исполнитель не вправе препятствовать осуществлению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с привлечением представителей подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и представители подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений вправе запрашивать у заказчика информацию, необходимую для осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда.

В случае выявления фактов отступления от утвержденного проекта ликвидации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней с момента их выявления уведомляет об этом заказчика.

14. Заказчик в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обеспечивает устранение фактов отступления от утвержденного проекта ликвидации.

15. Заказчик направляет в течение 10 рабочих дней со дня выполнения мероприятий, предусмотренных проектом ликвидации, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования письменное извещение о завершении ликвидации накопленного вреда.

16. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 30 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 15 настоящих Правил, готовит заключение, содержащее обоснованные выводы о выполнении мероприятий в соответствии с проектом ликвидации, которые обеспечивают устранение накопленного вреда, либо отказ в выдаче заключения с обоснованием такого отказа.

17. Основанием для отказа в выдаче заключения является ликвидация накопленного вреда с отступлением от проекта ликвидации, утвержденного заказчиком и получившего положительные заключения, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил.

18. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет заказчику заключение либо отказ в выдаче заключения в электронном виде в течение 5 рабочих дней со дня утверждения заключения или со дня отказа в его выдаче.

19. После устранения причин отказа в выдаче заключения заказчик направляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования документы, подтверждающие устранение причин отказа в выдаче заключения.

20. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 30 календарных дней со дня получения документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил, готовит заключение либо отказ в выдаче заключения с обоснованием такого отказа.

21. Объект считается ликвидированным при наличии заключения.

22. Акт о приемке ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем в течение 5 рабочих дней со дня поступления заключения.

23. Акт о приемке ликвидации накопленного вреда на объекте и заключение направляются заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, за исключением случаев, когда заказчиком организации ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Фенкарол капли инструкция по применению для детей
  • Как уволить не прошедшего испытательный срок работника пошаговая инструкция
  • Инструкция по работе с премьер про
  • Тетра планта мин инструкция по применению отзывы
  • Реблакс уколы для чего применяется инструкция