Инструкция по игре на губной гармошке

Загрузить PDF

Загрузить PDF

Губная гармошка — это небольшой универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, на самом деле играть на губной гармошке легко и весело. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

  1. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по назначению и цене. На сегодняшний день приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Для игры самой популярной музыки вроде блюза или фолка можно использовать любой вид.[1]

    • Диатонические губные гармоники — самый распространенный и доступный вид, и, конечно, самый дешевый. Она настроена на определенную тональность, изменить которую нельзя. Большинство диатонических губных гармоней настроено на тональность C. Виды диатонической гармоники включают «блюз гармонику», «тремоло гармонику» и «октава гармонику».
      • Гармоника блюз является распространенной на западе, а в Восточной Азии чаще встречается тремоло гармоника.
    • Хроматическая гармоника является одним из видов губной гармошки, в которой используется механический аппарат, отвечающий за то, какие отверстия издают звук. На основных хроматических гармониках из 10 нот можно играть только один полный звук (так же, как на диатонических гармониках), но хроматические с 12–16 отверстиями можно настроить на любую тональность. Хроматические стоят значительно дороже, чем большинство диатонических гармоник; качественная хроматическая гармонь от известного бренда может стоить более 10 000 рублей.[2]

      • Благодаря своей настраиваемости, 12-нотная хроматическая гармошка, как правило, предпочтительнее для джазовой музыки.
    • Общим сокращенным термином для губной гармошки является «гармоника». Это название происходит от других традиционных названий, включая «французскую гармонику» и «блюз гармонику». Пока контекст ясен, слова «гармошка» и «гармоника» можно взаимозаменять.
  2. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Гармоника — это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребнем; как правило, ее изготавливают из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части инструмента могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.[3]

    • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
    • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до мажор) на выдохе, и на G (соль мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
    • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход позволят хороший звук как можно дольше.
  3. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.[4]

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз — на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две «соседние» ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и заканчивая самой высокой. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре указывают на то, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая использовалась бы всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы сможете освоить без труда.

    Реклама

  1. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Самое первое, что нужно сделать — попрактиковаться с новым инструментом, воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется «прямой гармоникой» или «первой позицией».
    • Как вы могли догадаться, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируются губами. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка для блокировки отверстий (это необходимо для обеспечения контроля над играемыми нотами). Об этом мы поговорим ниже.
  2. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать мягко, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется «кросс-гармоникой» или «второй позицией». Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  3. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C-настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающих нот диапазона.[5]

  4. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как «У Мэри был барашек» и «О, Сюзанна» легко найти в интернете.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике — немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Реклама

  1. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    С этого момента, если вы начнете заниматься под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самостоятельно. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, если первый вас не устроит.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  2. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, необходимо на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играйте песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американскую традиционную мелодию «Шенандоа», в которой необходимо перепрыгивать с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

    • Практикуйте пропуски, потягивая губную гармошку немного в сторону, а затем возвращая в нужное положение (для дальнейшего ознакомления с положением каждого отверстия), а также останавливая воздушный поток, при этом не убирая губную гармошку (чтобы больше практиковаться с контролем дыхания).[6]
  3. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или неведущей) руки и двигали ею во время игры. Добавьте в игру правую (или ведущую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Таким образом вы создадите «звучащее отверстие», которое можно использовать для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте этот прием в конце стиха, чтобы добавить эмоций или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, при котором ее левый край направлен вниз и внутрь. Это положение на самом деле идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь им.
  4. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Блокировка языка — отличный способ превратить одиночные ноты в красивые аккорды, не нарушая первоначальных нот. Используя сторону (ребро) языка, вы будете блокировать некоторые ноты аккорда, а затем частично поднимать его по мере звучания ноты, чтобы добавить их. Эта техника требует практики, но позиция отверстия должна помочь естественным образом добиться хороших результатов.[7]

    • Для начала откройте рот, чтобы охватить первые четыре отверстия гармоники. Используя язык, блокируйте отверстия с 1 по 3 и играйте прямую ноту на отверстии 4. Если вы все сделали правильно, то должны слышать только проигрываемую (вверх) 4. Когда вы будете делать это с легкостью, играйте устойчивую ноту, а затем поднимайте язык, находящийся на середине, чтобы добиться соответствующего звучания.
    • Блоки языка можно использовать, чтобы добавить песням вальсо- или полько-подобную легкость, чередуя их с единичными нотами или любым числом других разных способов. Они очень податливые. Практикуйте их использование, пока вы не почувствуете себя уверенно, импровизируя их от песни к песне.
  5. Watermark wikiHow to играть на губной гармошке

    Вероятно, наиболее продвинутая техника, с точки зрения огромного количества требуемой практики — это изменение нот. Изменение нот — это искусство фактически изменять ноты, которые воспроизводит губная гармошка, делая воздушный поток плотнее и четче. Мастера по игре на губной гармошке могут превратить диатоническую гармонику в хроматическую гармонику, просто изменяя ноты. На пока попрактикуйтесь, используя ее для воспроизведения плоских нот, чтобы расширить свой репертуар.[8]

    • Основная техника для изменения нот — сделать губное отверстие очень и очень маленьким и резко втягивать воздух через губы в отверстие, положение которого и нужно менять. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между неизменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.

    Реклама

Советы

  • Когда люди начинают играть на губной гармошке, поначалу звучание выходит не очень хорошим — большинству требуется время на то, чтобы научиться воспроизводить хорошие звуки. Практикуйтесь каждый день и не сдавайтесь.
  • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 225 323 раза.

Была ли эта статья полезной?

Как научиться играть на губной гармошке

Мы не нашли ни одного полного руководства по игре на губной гармошке. В интернете довольно много хороших уроков, но мы подумали, что должна быть инструкция.

Итак, губная гармошка — один из самых простых инструментов для игры, она звучит очень круто и может быть использована для различных музыкальных стилей. Ну ладно, может быть, не так уж много музыкальных стилей, но играть на ней все равно интересно. Итак, приступим.

Шаг 1: Типы губных гармошек

Губная гармошка

Губная гармошка

Губная гармошка

Губная гармошка

  • Диатоническая: Это самый распространенный, самый простой тип гармошки. Скорее всего, вы захотите начать именно с нее. Диатоническая гармошка имеет 10 отверстий. Она построена так, чтобы играть мажорную диатоническую гамму. Дополнительные ноты могут быть сыграны путем «сгибания» (об этом позже), а различные гаммы могут быть получены путем игры в разных позициях (об этом позже).
  • Хроматическая: Это причудливые губные гармошки. У них есть маленькая кнопка сбоку. Когда вы нажимаете эту кнопку, нота, которую вы играете, поднимается на полступени. Это позволяет играть каждую ноту в музыкальной шкале — хроматической шкале. Несмотря на то, что они обладают большей универсальностью, играть на них зачастую сложнее, особенно если вы пытаетесь сделать бенд. Не рекомендуется использовать для блюза.
  • Тремоло и октавные гармошки: Они имеют двойной ряд отверстий. На тремоло ноты настроены на небольшом расстоянии друг от друга, но почти одинаково, что создает эффект тремоло. На октавной гармошке ноты настраиваются на расстоянии октавы (8 нот) друг от друга, создавая более полный звук. Сравните с 12-струнной гитарой. Оба варианта используются довольно редко.
  • Специальные настройки: Некоторые губные гармошки поставляются с различными шкалами, например, минорными, и шкалами, предназначенными для игры в нескольких тональностях.

Итог: Начните с диатонической губной гармошки, предпочтительно в тональности C (так как это самая простая для понимания гармошка).

Шаг 2: Марки губных гармошек

Губная гармошка

Наиболее распространенные марки: Hohner, Hering, Lee Oskar, Suzuki, Seydel, Bushman и Huang.

Чаще всего вы слышите о Hohner, поскольку он наиболее распространен. Однако это не делает ее лучшей. Hohner выпускает множество различных губных гармошек, некоторые из них хороши, а некоторые не очень. Обязательно изучите ассортимент гармошек разных марок.

Для начинающих мы бы рекомендовали Lee Oskar. На них очень легко играть и они прекрасно звучат. Но мы не утверждаем, что это все, что вы можете использовать, — есть и другие не менее хорошие губные гармошки. 

Шаг 3: Как работает губная гармошка

Губная гармошка

Если вы будете дуть в отверстия губной гармошки по очереди слева направо, то услышите, как 1, 3 и 5 ноты мажорного аккорда (C, E, G в ключе C) повторяются три раза (а также одну высокую C в конце). В одиночку это не принесет вам особой пользы, поскольку это всего лишь один аккорд.

Поэтому игра на губной гармошке включает в себя комбинацию вдыхания и выдыхания (также называемую «дуть» и «тянуть»). Если вы подуете в отверстие 4 на гармошке C, вы услышите C. Теперь вдохните — нота перейдет в D. Подуйте в следующее отверстие, и это будет E. Вдохните — F. Подув в отверстие 6, вы получите G, а выдох — A. Сейчас вы, вероятно, можете догадаться, что будет дальше, если вы подуете в отверстие 7: B, верно? Неправильно! Если вы подуете в отверстие 7, то услышите C. Чтобы получить B, нужно вдохнуть. Как видите, нет никакой закономерности в том, как дуть и тянуть гармошку.

Три основные странности — это отверстия 2, 7 и 10. В отверстиях 7-9 вышеупомянутая схема изменена, поэтому вдох перемещает ноту вниз, а не вверх.

Звучит запутанно? Так и есть. Диаграмма выше должна прояснить ситуацию.

Шаг 4: Техника игры на губной гармошке

Губная гармошка

А теперь возникает проблема, с которой сталкиваются многие начинающие гармонисты. Вы смотрите на схему на предыдущем шаге, говорите: «Это кажется достаточно простым», дуете в свою губную гармошку, и выходит три ноты. А вот как просто сыграть одну ноту.

Существует два основных метода:

  • Метод «пакера»: Чтобы сыграть так, начните с расслабленными губами. Если вы выдохнете или вдохнете, вы услышите несколько нот. Теперь вытяните губы вперед, как будто вы пытаетесь кого-то поцеловать. Экспериментируйте до тех пор, пока не сможете получить одну четкую ноту. Оставайтесь в таком положении. Возможно, вам будет полезно представить, что ваши губы находятся над гармошкой или вокруг нее, а не просто на ней. Если вы уберете гармошку и будете выглядеть совершенно нелепо, значит, вы все делаете правильно.

Поначалу это может показаться сложным, но как только вы освоите этот метод (а это не займет много времени), он станет очень эффективным.

  • Метод языка: Расслабьте рот так, чтобы он закрывал несколько отверстий, а затем прикройте языком те, которые вам не нужны. Эта техника часто используется для «разделения» нот, позволяя вам сыграть две ноты, которые не находятся непосредственно рядом друг с другом, поместив язык между ними.

Какой метод вы будете использовать, зависит только от вас.

Шаг 5: Попробуйте исполнить песню

Губная гармошка

Вот несколько табулатур для начинающих гармонистов. B означает «выдыхать», D — «вдыхать».

Шаг 6: Сгибание — часть 1

Сгибание — это то, что сначала трудно, но потом легко сделать. Однако это не совсем техника для начинающих. Прежде чем приступать к бендам, убедитесь, что вы умеете делать все, о чем говорилось ранее, особенно играть одиночные ноты.

Бендинг используется для изменения высоты тона ноты. Во время вдоха или выдоха вы меняете форму рта, изменяя скорость вибрации тростинки и высоту звучания ноты. Бенды в основном используются при игре на блюзовой губной гармошке.

Самые распространенные бенды — это бенды draw, особенно на нижних нотах. Однако существуют также бенды blow, overblow и overdraw.

Шаг 7: Бендинг — часть 2

Вот метод для начинающих.

Игра на «бендах» по методу TILT

Начните с #4 (вы можете выбрать любую ноту для начала, но общее мнение таково, что #4 легче всего). Помните, что для того, чтобы «согнуть» ноту, нужно изменить угол потока воздуха над язычком. Поэтому давайте немного схитрим и изменим угол наклона гармошки вместо того, чтобы изменять угол воздушного потока, меняя положение рта, языка и горла. Возьмите гармошку за концы, а затем, играя чистую ноту № 4. Наклоните заднюю часть гармошки к носу. Убедитесь, что при наклоне гармошки вверх вы продолжаете втягивать воздух через гармошку, хотя вы не наклоняли ее вверх.

  • Не позволяйте голове, рту и языку следовать за углом наклона гармошки в потоке воздуха, иначе вы сведете на нет эффект от наклона гармошки.
  • ПОМНИТЕ: Чтобы заставить ноту изгибаться, необходимо изменить угол потока воздуха через язычок. Этот трюк с физическим наклоном гармошки вверх создаст то же самое изменение угла, которое вы должны в конечном итоге научиться делать ртом, языком и амбушюром. Если гармошка выскочит изо рта, начните сначала и убедитесь, что вы поместили гармошку достаточно далеко в рот, чтобы она не выскочила.
  • СОВЕТЫ ПО НАКЛОНУ: Трость в каждом отверстии должна быть расположена под разным углом, чтобы добиться изгиба. В общем случае эти углы выглядят следующим образом:

Отверстие №4 требует изменения угла воздушного потока примерно на 45 градусов.

В отверстии № 2 нужно изменить угол воздушного потока почти на 75-90 градусов, чтобы загнуть его на целый шаг вниз.

Для отверстия № 3 требуется угол где-то между 45 и 90 градусами.

Экспериментируйте с техникой наклона, пока не добьетесь изменения высоты тона. Когда у вас начнет получаться «изгиб», продолжайте делать это до тех пор, пока не добьетесь заметного изменения высоты тона. Если вам никак не удается добиться того, чтобы #4 draw «сгибался» …., попробуйте другую лунку. Если за одну тренировку не получилось ни одного «бенда», отмените ее и приходите завтра. Но что бы вы ни делали, не сдавайтесь.

Игра на «бендах» без наклона гармошки (рекомендуется)

После того как вы научились получать «бенды» с помощью метода наклона, пришло время узнать, как получить тот же звук без наклона. Наклоны — это хорошо, чтобы получить представление о «бендах», но вы не сможете сыграть много песен, если будете постоянно наклонять гармошку. Теперь вы должны научиться менять форму рта и языка, чтобы имитировать то же изменение потока воздуха, которое вы получали, наклоняя гармошку. Это самая сложная техника игры на губной гармошке, которую можно описать словами (и разные люди описывают один и тот же процесс по-разному).

  • Начните с игры одной чистой ноты.
  • Выдвиньте нижнюю челюсть вперед совсем чуть-чуть.
  • Прижмите кончик языка к передним нижним зубам.
  • Вытяните язык к крыше рта (но не выгибайте его настолько, чтобы перекрыть поток воздуха).
  • Вытяните (втяните воздух) немного сильнее, чтобы компенсировать острый угол потока воздуха, вызванный изменениями челюсти и языка.
  • Осторожно: Не тяните слишком сильно, иначе вы перейдете от «draw bend» к «overdraw bend».
  • Выполняйте 2, 3, 4 и 5 как можно ближе друг к другу.
  • Прислушайтесь к изменению высоты тона («бенд»).
  • Поздравляем!
  • Сразу после бенда расслабьте челюсть, расслабьте язык.
  • Возвратите язык на его обычное место (в нижнюю часть рта).
  • Продолжайте тянуть, и нота должна вернуться к своему обычному чистому звуку одиночной ноты.

Вот и все. Для «сгибания» ноты требуется всего две вещи: хороший контроль дыхания и способность «сдвигать» или изменять поток воздуха.

Шаг 8: Игра в разных позициях — вступление

Губная гармошка

На вашей губной гармошке может быть напечатано несколько клавиш. На одной стороне, вероятно, написано C, а на другой — G. В каком ключе она играет? Технически ваша гармошка находится в тональности C, но в тональности G вы можете играть гаммы другого типа.

Натуральная позиция гармошки (в данном случае в тональности C) называется первой позицией или прямой арфой. Вторая позиция, или крестовая арфа, — это клавиша на пятую долю выше первой позиции (G).

Зачем использовать разные позиции? По двум причинам. Во-первых, они позволяют играть в нескольких тональностях на одной гармошке. Во-вторых, они позволяют играть в двух гаммах, отличных от стандартной мажорной гаммы. Например, если бы вы хотели сыграть блюзовую гамму в тональности C, вы бы использовали гармошку в тональности F.

Каждая позиция на пятую долю выше следующей. Так, на гармошке C 1-я позиция будет в ключе C, 2-я в G, 3-я в D, 4-я в A, а 5-я в E. Вы редко будете использовать что-то дальше пятой позиции, и обычно будете придерживаться 1, 2 и 4.

Шаг 9: Вторая позиция

Губная гармошка

Вторая позиция, как уже говорилось, находится в ключе G. Она используется в основном для блюзовой гармошки.

Чтобы сыграть блюзовую гамму, используйте эту табулатуру:

Вы также можете играть миксолидийскую гамму (G A B C D E F G) и мажорную пентатоническую гамму (G A B D E G), но они не так распространены.

Шаг 10: Третья позиция

Губная гармошка

Третья позиция — это пятая вверх от второй позиции. На губной гармошке C это будет в ключе D. Вы можете использовать третью позицию для игры блюзовой гаммы или дорийской минорной гаммы (которая является почти минорной гаммой и может быть использована для игры многих минорных вещей. Седьмая нота этой гаммы — просто диез). См. табулатуры ниже.

Шаг 11: Четвертая позиция

Губная гармошка

Четвертая позиция — это пятая позиция вверх от третьей. На губной гармошке C она будет в ключе A. Вы можете использовать четвертую позицию для игры минорной гаммы или минорной пентатоники, которая на одну ноту короче блюзовой гаммы (A C D E G A). Если вы хорошо освоите высокие бенды (а это очень сложно), то сможете добавить Eb в высшую гамму и превратить ее в блюзовую гамму. Но в основном она используется для минорных гамм. См. табулатуры ниже.

Шаг 12: Пятая позиция

Губная гармошка

Пятая позиция менее распространена, чем остальные, и это примерно то, что вам когда-либо понадобится. Она находится в тональности E. Немного погнувшись, вы можете сыграть блюзовую гамму, минорную пентатонику или даже фригийскую минорную гамму, хотя все эти гаммы в различных ладах (именно так называются эти длинные причудливые слова) немного выходят за рамки большинства гармошечной музыки. Чтобы сыграть фригийскую минорную гамму (или любой другой упомянутый ранее лад), просто идите по гармошке нота за нотой, начиная и заканчивая на ноте той клавиши, в которой вы находитесь. Так, фригийская минорная гамма на гармошке C будет E F G A B C D E. Ниже приведена табулатура для блюзовой гаммы. Чтобы превратить блюзовую гамму в минорную пентатоническую, уберите четвертую ноту.

Шаг 13: Собираем губные гармошки

Губная гармошка

Если вы всерьез решили заняться игрой на губной гармошке и хотите начать джемовать с людьми и играть музыку, вам понадобится несколько гармошек в разных тональностях. Начните, конечно, с C. Затем, если вам захочется большего, вы сможете приобрести их в любом количестве клавиш. Я бы придерживался натуральных клавиш (простые буквы, например, C вместо C#), за исключением B. Возьмите Bb, он более распространен и позволяет играть блюз в F вместо F#. 

Шаг 14: Чистка губной гармошки

Губная гармошка

По мере того как вы будете играть, вы заметите, что в гармошке начинает скапливаться мусор. Это может ни на что не повлиять, и чрезмерная чистка может быть вредна, но чистить время от времени полезно.

Чистка без разборки

Если у вашей гармошки пластиковый гребень (в отличие от деревянного или металлического), вы можете пропустить через него воду комнатной температуры и дать ему высохнуть.

Разборка

Для более тщательной чистки можно открутить крышку, вынуть гребенку и почистить ее водой, мылом и старой зубной щеткой. Но убедитесь, что вы удалили все мыло, вы же не хотите, чтобы она имела вкус мыла. Если у вас деревянная расческа, просто потрите ее зубной щеткой. Не используйте мыло или воду. Мыло и воду можно использовать для металла, но обязательно тщательно высушите его, чтобы он не заржавел.

Накладные пластины можно чистить теми же способами.

Пластины геркона можно чистить так же, только без зубной щетки.

Также можно приобрести различные наборы для чистки, в которые входят щетки и средства, предназначенные для чистки губных гармошек.

Игра на губной гармошке (или гармонике) — это не только увлекательное хобби, но и отличный способ выразить свои эмоции через музыку. Этот компактный и доступный инструмент способен создавать мелодии, которые варьируются от простых народных мотивов до сложных блюзовых композиций. Многие известные музыканты используют губную гармошку, и она легко может стать вашим верным спутником на музыкальном пути. Независимо от того, являетесь ли вы совсем новичком или уже имеете некоторый опыт, вы найдете полезные советы и техники, которые помогут вам научиться играть на губной гармошке, развить свои навыки и получить удовольствие от игры.

7.jpg

Выбор губной гармошки

Выбор губной гармошки — это важный этап для начинающих музыкантов, так как от него во многом зависит комфорт и успех в обучении. Губные гармошки различаются по типу, тону, качеству и цене, и важно найти ту, которая подходит именно вам.

1. Типы губных гармошек

Существует несколько типов губных гармошек, но самые распространенные — это диатонические и хроматические.

13.jpg

Диатоническая губная гармошка наиболее популярна среди новичков. Она настроена в одной тональности и идеально подходит для игры блюза, кантри, рока и народной музыки. Диатоническая гармошка имеет 10 отверстий и позволяет использовать техники бендинга (изменение высоты звука путем изменения давления воздуха), что расширяет музыкальные возможности.

Хроматическая губная гармошка — более сложный инструмент, который позволяет играть во всех тональностях благодаря наличию специального слайдера, изменяющего тон на полтона вверх. Хроматическая гармошка обычно используется для джаза, классической музыки и поп-музыки. Она подходит для более опытных музыкантов, так как требует лучшего контроля дыхания и техники игры.

Тремоло и октавная гармошка обладают особенным, вибрирующим звуком благодаря парным отверстиям, каждая пара из которых настроена чуть по-разному. Тремоло гармошки часто используются в народной музыке, октавные популярны в немецкой и швейцарской традиционной музыке.

2. Выбор тональности

Выбор тональности гармошки также играет важную роль. Для начинающих чаще всего рекомендуют гармошку в тональности C (до мажор). Эта тональность удобна для обучения, так как многие учебные материалы ориентированы именно на нее. Также C-мажор является универсальной тональностью, подходящей для игры большинства популярных песен.

Если вы планируете играть в определенном стиле музыки, например, блюз, то стоит обратить внимание на гармошки в тональностях A (ля мажор) или G (соль мажор), которые часто используются в этом жанре.

3. Качество и бренд

При выборе гармошки стоит обратить внимание на качество сборки и репутацию производителя. Хорошо зарекомендовавшие себя бренды, такие как HOHNER или SUZUKI предлагают широкий ассортимент губных гармошек разного уровня, от бюджетных моделей для новичков до профессиональных инструментов.

Губная гармошка HOHNER Hot Metal C.jpg

Качественные гармошки обычно изготавливаются из комбинации дерева, металла и пластика. Корпус может быть деревянным, пластиковым или металлическим. Дерево придает звуку теплые оттенки, но требует более тщательного ухода. Пластик и металл более устойчивы к влаге и перепадам температуры, что делает их долговечнее и удобнее в использовании.

14.jpg

Стоимость гармошек может варьироваться от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч. На начальном этапе нет необходимости приобретать дорогую гармошку, однако стоит избегать самых дешевых моделей, так как их качество может существенно ухудшить процесс обучения.

4. Ощущения

Важно, чтобы гармошка была удобной для вас. Прежде чем сделать покупку, по возможности попробуйте подержать инструмент в руках, оцените его вес, размер и эргономичность. Губная гармошка должна комфортно лежать в руках, а игра на ней не должна вызывать дискомфорта.

Основы игры на губной гармошке

Обучение игре на губной гармошке включает в себя правильное положение инструмента, технику дыхания и извлечение базовых нот. Однако, сразу поймите одну вещь: не надо дуть в губную гармошку, надо через нее дышать.

1. Правильное положение губной гармошки и техника дыхания

Правильное положение губной гармошки – это важный элемент, который влияет на качество звучания и удобство игры. Прислушайтесь к следующим рекомендациям.

— Держите гармошку горизонтально.

— Используйте указательный и большой пальцы для удержания гармошки, большие пальцы удерживают нижнюю часть инструмента, а указательные фиксируют его сверху.

— Постарайтесь, чтобы губная гармошка была закреплена устойчиво, но не слишком крепко. Лёгкость в удерживании инструмента позволит вам свободно передвигать его во время игры.

— Верхняя и нижняя губы должны плотно прилегать к отверстиям гармошки. Это обеспечит правильный захват и минимизирует утечки воздуха.

5.jpg


Правильная техника дыхания – основа игры на губной гармошке. Она включает в себя плавное чередование вдохов и выдохов через инструмент.

— Для извлечения чистого звука важно контролировать силу и объем дыхания. Вдохи и выдохи должны быть плавными и равномерными.

— Используйте диафрагмальное дыхание, которое позволяет задействовать весь объем легких. Это особенно важно для поддержания стабильного звука и контроля над динамикой.

— Избегайте напряжения в области горла и шеи. Расслабленное дыхание обеспечивает более чистое и насыщенное звучание.

— Важно чередовать вдохи и выдохи, чтобы не перенапрягать дыхательную систему. Вдохи и выдохи чередуются в зависимости от нот, которые вы хотите извлечь.

2. Базовые ноты и их извлечение (вдох и выдох)

Губная гармошка устроена таким образом, что каждое отверстие инструмента соответствует определённой ноте, которая может извлекаться как на вдохе, так и на выдохе.

На стандартной диатонической губной гармошке, которая наиболее популярна для начинающих, имеется 10 отверстий, указывающая нам на расположение нот. Каждое отверстие дает две ноты – одну на вдохе (draw), другую на выдохе (blow).

Ноты на выдохе (blow): на стандартной гармошке в тональности C вы получите следующие ноты, начиная с первого отверстия: C (до), E (ми), G (соль), C (до), E (ми), G (соль), C (до), E (ми), G (соль), C (до).

Ноты на вдохе (draw): при вдохе через те же отверстия будут извлекаться следующие ноты: D (ре), G (соль), B (си), D (ре), F (фа), A (ля), B (си), D (ре), F (фа), A (ля).

Чтобы извлечь базовые ноты на губной гармошке, выполните следующие шаги:

1.Убедитесь, что ваши губы охватывают одно отверстие. Либо язык прикрывает все отверстия, кроме одного.

2. Вдох и выдох: легонько выдохните через отверстие, чтобы получить первую ноту (на гармошке в C это будет нота C). Затем плавно вдохните, чтобы получить следующую ноту (в данном случае D).

3. Переход между нотами: после того как вы освоите первые ноты, переходите к следующим отверстиям. Тренируйтесь в плавном переходе от одного отверстия к другому, сохраняя устойчивое положение губ и дыхания.

4. Практика: регулярно тренируйтесь, играя простые мелодии и упражняясь в смене отверстий. Со временем вы начнете лучше контролировать извлечение нот и добиваться чистого звучания.

Овладение основами игры на губной гармошке требует времени и терпения, но правильное положение инструмента, техника дыхания и базовые ноты – это фундамент, на котором строится дальнейшее мастерство. С регулярной практикой вы сможете легко переходить к более сложным мелодиям и техникам игры.

Техники игры на губной гармошке

Овладение различными техниками игры на губной гармошке – важный этап в развитии музыканта. Эти техники позволяют расширить выразительность исполнения и достичь более сложных и богатых по звучанию мелодий. Рассмотрим основные техники, которые помогут вам совершенствовать игру на губной гармошке.

1. Техника одиночных нот (сольная игра)

Одиночные ноты – это основа сольной игры на губной гармошке. Чтобы извлечь одиночную ноту, вам нужно плотно сомкнуть губы вокруг одного отверстия гармошки, перекрывая остальные отверстия. Это можно сделать несколькими способами.

Метод узкого канала: сожмите губы так, чтобы они охватывали одно отверстие. Представьте, что вы пытаетесь кого-то поцеловать.

6.png

Метод блокировки языка: вы можете использовать язык, чтобы перекрыть несколько отверстий, оставляя открытым только одно. Этот метод требует больше практики, но даёт чистое звучание.

Используйте мягкие, плавные вдохи и выдохи для извлечения чистых нот. Начинайте с медленных темпов, чтобы привыкнуть к этой технике. Тренируйтесь извлекать одиночные ноты на всех отверстиях гармошки, переходя от низких к высоким. Это поможет вам развить уверенность и точность.

2. Бенды и их использование в мелодиях

Бенды (bends) – это техника, позволяющая понижать высоту ноты, играя на губной гармошке. Бенды придают музыке выразительность и делают звучание более эмоциональным. Эта техника особенно важна для исполнения блюзовых мелодий, но также используется в других жанрах.

2.gif

Бенды извлекаются за счет изменения направления и силы воздушного потока через отверстия гармошки, а также изменения положения языка и рта. На начальном этапе, чтобы понять, какой звук вы можете получить, изменяя направление движения воздуха, можно наклонять саму гармошку относительно рта. Экспериментируйте с техникой наклона, чтобы добиться изменения высоты звука.

Если у вас получилось контролировать звук, «сгибая» воздушный поток, переходите к осваиванию бендов без наклона инструмента, а за счет изменения формы рта и языка. Пробуйте изменять направление потока выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, выгибая язык, прижимая его к зубам и т.д. Экспериментируйте и не сдавайтесь.

3.png

Начинайте с простых бендов на отверстиях 1-4, где они легче всего извлекаются. Сначала фокусируйтесь на том, чтобы просто понизить ноту, а затем тренируйтесь делать это плавно и точно. Когда вы освоите технику, начните внедрять бенды в мелодии. Например, в блюзе часто используются бенды на вдохе для создания характерного «плачущего» звука.

3. Тремоло, вибрато и другие продвинутые техники

Освоив основные техники игры на губной гармошке, можно перейти к более продвинутым методам, таким как тремоло, вибрато и другие приемы, которые добавляют выразительности и глубины вашему звучанию.

1. Тремоло – это техника, при которой быстрое чередование между двумя нотами создает эффект колебания звука. На губной гармошке тремоло можно добиться, быстро меняя давление воздуха, изменяя ноты в пределах одного или нескольких отверстий. Эта техника добавляет мелодии динамики и ритмического разнообразия.

Тремоло на губной гармошке обычно достигается путем чередования вдоха и выдоха через одно отверстие. Это создает легкое колебание звука. Можно также добиться тремоло, быстро переходя между двумя соседними отверстиями, как на одной, так и на разных октавах.

Тремоло часто используется для создания ощущения движения и придания мелодии живости. Оно может быть использовано как в сольных выступлениях, так и в сопровождении, добавляя текстуру и интерес к исполнению.

2. Вибрато – это техника, которая придает ноте колебание высоты тона, создавая ощущение вибрации. Вибрато придает звуку теплоты и эмоциональности, делая его более выразительным.

Вибрато на губной гармошке создается с помощью быстрого чередования давления на воздушный поток или изменением положения губ. Можно также изменять угол наклона гармошки относительно рта или использовать диафрагмальное дыхание, чтобы управлять колебаниями.

Вибрато особенно эффективно на длинных, устойчивых нотах, добавляя им живости и эмоционального окраса. Оно может использоваться в различных музыкальных стилях, от блюза до классики.

3. Tongue Blocking – это техника, при которой язык закрывает несколько отверстий гармошки, позволяя играть отдельные ноты или аккорды. Для ее выполнения расположите язык на нескольких отверстиях, закрывая их, а затем оставьте одно отверстие открытым, чтобы извлечь ноту. Это позволяет играть отдельные ноты в окружении приглушенных звуков, создавая насыщенный и плотный звук. Эта техника широко применяется в блюзе и традиционной музыке.

4. Октавы – это техника, при которой одновременно играются две ноты с разницей в одну октаву. Это добавляет звуку богатства и объема, делая мелодию более насыщенной.

Октавы достигаются путем использования Tongue Blocking. Закрывая центральные отверстия языком и оставляя открытыми крайние, вы извлекаете ноты, которые звучат в унисон, но на разных октавах.

Октавы часто используются для создания эффекта гармонизации, добавляя глубину и выразительность мелодии.

5. Перегибы (Overblows и Overdraws) – это продвинутая техника, позволяющая извлекать дополнительные ноты, которые обычно не доступны на диатонической губной гармошке.

Перегибы достигаются путем изменения давления воздуха и положения губ, что заставляет язычки гармошки вибрировать на других частотах. Overblow (перегиб на выдохе) и Overdraw (перегиб на вдохе) позволяют расширить диапазон инструмента и играть хроматические ноты.

Эта техника открывает новые возможности для импровизации и позволяет играть более сложные мелодии, которые требуют нот вне стандартной диатонической гаммы.

6. Lip Blocking. Это техника, аналогичная Tongue Blocking, но использующая губы для закрытия отверстий. Закрывая часть отверстий губами, вы можете управлять звуком и извлекать отдельные ноты. Это позволяет точно контролировать звукоизвлечение и создавать сложные мелодические линии.

Lip Blocking используется для исполнения сложных мелодий и создания специфических звуковых эффектов, характерных для различных музыкальных стилей.

Эти продвинутые техники игры на губной гармошке открывают огромные возможности для музыкального самовыражения.

Чтение табулатуры для губной гармошки

Табулатура – это удобная система записи музыки, которая специально разработана для того, чтобы показать, как исполнять мелодию на определенном инструменте. В случае губной гармошки, табулатура облегчает понимание, какие отверстия и в каком порядке нужно использовать для извлечения нот.

17.jpg

Табулатура для губной гармошки представляет собой последовательность цифр и знаков, которые указывают, какие отверстия нужно задействовать и каким образом.

  • Цифры (1-10) обозначают номера отверстий на губной гармошке. Например, цифра «4» указывает на то, что нужно играть на четвёртом отверстии.

  • Знак «-» перед цифрой означает, что нужно вдыхать через указанное отверстие (например, «-4» – это вдох через четвёртое отверстие).

  • Отсутствие знака или знак «+» перед цифрой означает, что нужно выдыхать через указанное отверстие (например, «4» или «+4» – это выдох через четвёртое отверстие).
  • «b» или «’» — бенд на один полутон.

  • «bb» или «»» – бенд на два полутона;

  • «bbb» или «»’» – бенд на три полутона;

  • «(345)» – аккорд на вдох (соответствующие номера отверстий губной гармошки пишутся в скобках);

  • «[345]» – аккорд на выдох;

  • «-4~~~» – вибратто через четвертое отверстие на вдох;

  • «o» = оверблоу. Пишется как 1 o, 2 o, 3 o и т.д. Также символ может располагаться над номером отверстия.

Простые примеры табулатуры могут выглядеть так:

— 4 -4 5 -5 6 -6 7 – это обозначает, что нужно играть последовательно: выдох через четвёртое отверстие, вдох через четвёртое отверстие, выдох через пятое, вдох через пятое, и так далее.

5.png

Первые простые мелодии для начинающих на губной гармошке

Когда вы только начинаете осваивать губную гармошку, лучше всего начинать с простых мелодий, которые помогут вам привыкнуть к инструменту и развить базовые навыки игры. Такие мелодии обычно состоят из нескольких нот и легко запоминаются. Вот несколько классических примеров простых мелодий для начинающих:

1. «Ода к радости» (Людвиг ван Бетховен)

— 4 -4 5 6 6 5 4 5 6 7 7 6 5 4 5 6 6 5 4 5 6 5 4 -4 4

2. «Twinkle, Twinkle, Little Star»

-4 -4 6 6 -6 -6 6 5 5 4 4 -4 -4 -4 6 6 -6 -6 6 5 5 4 -4

3. «В лесу родилась ёлочка»

6 8 8 -8 8 7 6 6 В лесу родилась елочка,

6 8 8 -9 -10 9 В лесу она росла,

9 -6 -6 -9 -9 8 -8 7 Зимой и летом стройная,

6 8 8 -8 8 7 Зеленая была.

4. «В траве сидел кузнечик»

4 3 4 3 4 -3 -3 В траве сидел кузнечик

-3 3 -3 3 -3 4 4 Совсем как огуречик

-3 3 -3 3 -3 4 Зелененький он был

4 -4 -4 -4 -4 Представьте себе,

-4 5 5 5 5 Представьте себе

5 -4 4 -3 4 4 Совсем как огуречик

4 -4 -4 -4 -4 Представьте себе

-4 5 5 5 5 Представьте себе

5 -4 4 -3 4 Зелененький он был.

5. «Гимн России»

Тональность «C»

+6 +7 +6 -6 -7 +5 +5 -6 +6 -5 +6 +4 +4 Россия — священная наша держава!

-4 -4 +5 -5 -5 +6 -6 -7 +7 -8 Россия — любимая наша страна!

+6 +8 -8 +7 -8 +6 +6 +7 -7 -6 -7 +5 +5 Могучая воля, великая слава —

-6 +6 -5 +5 +4 +4 +7 -7 -6 +6 Твое достоянье на все времена.

+8 -8 +7 -7 +7 -8 +6 +6 Славься, Отечество

+7 -7 -6 +6 -6 -7 +5 +5 Наше свободное —

+7 -6 -7 +7 -6 -7 +7 -6 +7 -9 -9 Братских народов союз вековой.

-9 +8 -8 +7 -8 +8 +7 +7 Предками данная

-8 +7 -7 -6 -7 +7 -6 -6 Мудрость народная.

+7 -7 -6 +6 +4 +4 +7 -7 -6 +6 Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Начав с этих простых мелодий, вы постепенно освоите основные техники игры на губной гармошке и подготовитесь к более сложным композициям. Главное – получать удовольствие от процесса и не бояться экспериментировать!

Советы начинающим музыкантам

  1. Медленный темп. Играйте мелодии медленно, уделяя внимание чистоте звука и плавности переходов между нотами. Это поможет вам развить контроль над дыханием и звукоизвлечением.

  2. Постепенное ускорение. Как только вы почувствуете себя уверенно с мелодией, постепенно увеличивайте темп игры. Это поможет вам улучшить технику и ритмичность.

  3. Чередование мелодий. Практикуйтесь, играя несколько различных мелодий подряд. Это разнообразит занятия и позволит вам быстрее адаптироваться к разным комбинациям нот.

  4. Регулярная практика. Регулярные занятия – ключ к успеху. Даже 10-15 минут в день могут значительно улучшить ваши навыки игры на губной гармошке.


19.jpg

Освоение игры на губной гармошке – это увлекательное и доступное путешествие в мир музыки. Практика, терпение и желание экспериментировать позволят вам раскрыть все богатство звучания губной гармошки и наслаждаться игрой как в одиночку, так и в ансамбле. Независимо от выбранного музыкального стиля, губная гармошка станет верным спутником на вашем творческом пути.

Взрослый контент

Для доступа к некоторым произведениям вы должны быть старше 18 лет.

Мне нет 18
Да, мне есть 18

Войдите в свой аккаунт и вы:

  • больше не будете видеть подобные предупреждения
  • получите доступ к личной библиотеке и возможность писать комментарии
  • … и многое другое

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Желание научиться играть на музыкальном инструменте может вызвать у новичков страх потерпеть неудачу, более смелые же сразу приступают к поиску репетитора. Есть и те, кто хотел бы научиться играть на губной гармошке по самоучителю – в этом случае на помощь приходит интернет или книжные учебные пособия.

Начинающий музыкант сталкивается с множеством разнообразных советов, разобраться в которых не всегда бывает просто. С чего начать, чтобы научиться играть на губной гармошке, рассказываем в нашей статье.

Как научиться играть на губной гармошке

Выбор инструмента

Чтобы приступить к занятиям, в первую очередь, вам потребуется выбрать губную гармошку, или гармонику, как правильно называется этот инструмент. Существует две разновидности гармоники: диатоническая, с более узким звуковым диапазоном, и хроматическая – полная по звучанию гармоника, на которой можно играть в любой тональности.

Если вы не планируете исполнять композиции в блюзовом окрасе, то начинать лучше с диатонической гармошки с десятью отверстиями. К тому же цена такого инструмента не слишком высока. Из исполнителей вы можете послушать Литтла Уолтера и Сонни Бой Вильямсона. Диатонические губные гармошки часто кастомизируют, и на них играют с передуваниями – это техника, похожая на бенды, только наоборот. Про приемы игры на губной гармошке читайте в статье ниже. На ней играют сложную музыку, джаз, фьюжн и т.д. Кастомизированные гармошки значительно выше в цене. 

Рекомендуем: Лучшие блюзовые исполнители всех времен и народов

Также в блюзе используют хроматические губные гармошки. Обычно харперы играют в нескольких позициях с похожим ощущением инструмента, как, например, в 3-й позиции на диатонике звук более напряжённый. Если вы предпочитаете исполнение более сложной музыки, другого темперамента, то отдавайте предпочтение хроматической гармошке. Вам понравится музыка Стиви Уандера и Тутса Тилеманса.

Использование хроматики происходит так же, как на клавишах фортепиано. Во время игры на хроматической губной гармошке не получится использовать приемы, подходящие для диатонической. Если говорить о стоимости, то ее приобретение обойдется вам дороже.

Как научиться играть на губной гармошке

Блюзовая губная гармоника

Извлечение звука

Гармоника относится к семейству язычковых духовых инструментов. Помимо сложной теории, это в первую очередь означает, что для извлечения звука, воздух в гармошку необходимо выдыхать. Обратите внимание, что именно выдыхать, а не выдувать. Чем сильнее поток выдыхаемого воздуха, тем громче звук. Однако несмотря на силу воздушного потока, выдыхать нужно стараться расслабленно. Еще одна особенность инструмента в том, что звук можно извлекать не только на выдохе, но и на вдохе. 

Одиночные ноты на выдохе

Первое, с чего начинается обучение, это исполнение отдельных нот. Различные методики придерживаются отличных друг от друга объяснений, но самое простое – нужно попробовать посвистеть или задуть свечку. Для этого губы складываем трубочкой и выдыхаем воздух. После того, как этот способ опробован без инструмента, можно потренироваться с гармошкой. 

Старайтесь попадать каждый раз в одно отверстие, а не сразу в несколько. Первое время вы можете помогать себе пальцами. Задача на этом этапе – научиться последовательно играть отдельные звуки.

Важный нюанс: гармонику подносите к губам и перемещайте руками, голова при этом остается неподвижной. Руки и губы не должны пережиматься, это создает дополнительные сложности для игры. 

Рекомендуем: Знаменитые музыкальные инструменты

Ноты на вдохе

Следующая ступень – научиться извлекать звуки на вдохе. Положение губ аналогично тому же, что и на выдохе, меняется только направление потока воздуха – теперь нужно не задувать свечу, а втягивать воздух в себя.

При освоении этого метода вы заметите, что звук из одного и того же отверстия на вдохе и выдохе отличается. Следить нужно лишь за чистотой исполнения каждого конкретного звука.

Как научиться играть на губной гармошке

Губная гармоника JeanJacques Milteau

Знакомство с табулатурой

Чтобы избежать трудностей в освоении нотной грамоты, при обучении игре на гармонике, так же, как и на гитаре, используется табулатура – то есть обозначения в виде цифр и условных знаков. По этим табулатурам вы сможете выучить любую интересную вам мелодию. 

Как правильно читать табулатуру

Цифрами обозначаются номера отверстий. Считаются они по возрастающей, начиная с левого края гармоники. Стрелки обозначают дыхание. Поскольку на одно отверстие приходится две ноты (соседние), то стрелка вверх указывает на выдох, стрелка вниз – на вдох. 

how-to-play-harmonica1

Аккорды и приемы игры

Аккорды – это несколько нот, звучащих одновременно. На губной гармошке аккорды берутся за счет вдоха или выдоха не в одно отверстие, а сразу в несколько. При этом нужно учитывать, что игра только аккордами практически не используется.

Трель – это быстрое чередование двух духовых отверстий. Изначально трель появилась, как подражание птичьему пению. Для исполнения трели на гармонике нужно энергично перемещать инструмент между губами вправо-влево. При этом приеме можно двигать головой, главное, чтобы было четкое чередование двух звуков с одинаковым временным интервалом.

Глиссандо – это скольжение от ноты до ноты, часто на большом расстоянии друг от друга. Данный прием регулярно используется в джазовой музыке. Звучит глиссандо эффектно и исполняется достаточно просто: нужно выбрать ноту, с которой планируется начало и затем резким движением переместить инструмент вправо или влево.

Тремоло – еще один прием, схожий по своему звучанию с трелью, только в этот раз игра идет не с разными звуками, а с громкостью. Гармошка держится в левой руке за «заднюю» часть инструмента. Правая рука в это время максимально закрывает инструмент сверху, ладони рук должны быть прижаты друг к другу. При отклонении ладони правой руки назад происходит изменение звука.

how-to-play-harmonica1

Бенд – прием, с помощью которого можно повысить или понизить ноту. Прием трудный, если он не получается сразу – не стоит расстраиваться. Для изучения бенда нужно поэкспериментировать с углом струи воздуха, попадающего в отверстие инструмента. Обычная нота берется при условии, что поток направлен прямо. Бенд – это воздух, идущий по диагонали. 

Блокировка языком – наиболее сложная техника звукоизвлечения, поэтому приступать к ней лучше всего, когда вы сможете научиться играть на губной гармошке очень хорошо. Данный метод игры помогает быстро и точно перемещаться между отверстиями и гарантированно попадать в них, не задевая соседние. Суть техники tongue blocking заключается в том, чтобы закрыть языком два левых отверстия (если брать аккорд, то три). В результате получается звук, похожий на бульканье, как призвук. По-прежнему важно следить за чистотой каждого одиночного звука. 

И желаем успехов каждому, кто решит научиться играть на губной гармошке. Несмотря на простоту освоения, все же потребуется потратить некоторое время в самом начале пути, а уже дальше вы легко сможете овладеть этим небольшим духовым инструментом с красивым звучанием. 

Автор текста: Николай Емцев

Отредактировано: харпер Алекс Соловьев, артист Hohner

Мастер-класс по губной гармошке от Алекса Соловьева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Пробифор порошок инструкция по применению взрослым
  • Перечень необходимых инструкций по охране труда на предприятии
  • Аквамарис стронг спрей для носа инструкция по применению
  • Кольцо для предохранения от беременности инструкция
  • Smode panel controller smh 2010 инструкция по эксплуатации