Главная › Литература ›
Львовский мотозавод
› Мопед модели МП-048 «Верховина-3» Инструкция по уходу
и эксплуатации
Львов, 1970
Музей Мопедов примет в дар или купит мопедную литературу.
Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
Имя *
Email *
Сайт
Когда-то героем популярной рубрики «Капсула времени» уже становился советский мопед (если правильно — мокик) «Карпаты-2». То был аппарат 1991 года выпуска — один из последних, еще советского производства. А сейчас речь пойдет о более старой модели Львовского мотозавода — легендарной «Верховине-3» с педальным запуском мотора.
На похожем мопеде («Верховина-4») шестиклассник Сергей Сыроежкин рассекал в культовом советском телефильме «Приключения Электроника».
Итак, перед вами — абсолютно новый «Верховина-3» 1971 года, который был найден в одном из поселков Латвии. Мопед был обнаружен на чердаке частного дома, где он хранился с дня покупки. Пробег на одометре всего 6 километров, но, как мы уже знаем, из прошлых выпусков «Капсулы времени» — это особенности калибровки приборов на заводе. По факту данная техника никогда не ездила.
Правда, и условия хранения были далеки от идеальных, поэтому местами уже пошла ржавчина и начало отслаиваться хромированное покрытие некоторых деталей.
«Верховина-3» (заводского обозначение МП-048) производилась с 1969 по 1973 год. От своих предшественников модель отличалась, прежде всего, современным внешним видом. У нее колеса меньшего диаметра и изменены формы деталей, определяющих силуэт машины.
Рама открытого (хребтового) типа, составляющая основу мопеда, сварена из стальных труб прямоугольного сечения с толщиной стенки 2 мм. Это позволило увеличить ее прочность и снизить вес. Для повышения плавности хода и устойчивости мопеда значительно изменены передняя и задняя вилки.
Задняя вилка подрессорена двумя телескопическими пружинными амортизаторами. С вилкой и рамой они соединяются через армированные резиновые втулки.
Изначально «Верховина-3» оснащалась двигателем Ш-51К мощностью 2 л.с., производства Ковровского механического завода. Позже модель начали комплектовать более современным мотором S-52 Шауляйского завода.
Сухой вес мопеда — 51 кг, а максимальная скорость составляла 50 км/ч. Коробка передач — 2-ступенчатая, с переключением на руле. При контрольном расходе топлива на уровне 2,0 л/100 км, 5-литрового бензобака хватало примерно на 250 км пробега.
В советские времена, мопеды в основном покупали подростки и пенсионеры. Несмотря на тихоходность, некоторые владельцы использовали «Верховины» даже для дальних путешествий. Так, весной 1970-го года 6 серийных мопедов «Верховина-3» совершили пробег из Львова в Ульяновск, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Машины успешно прошли маршрут протяженностью 5310 километров без серьезных поломок.
Также в моем блоге можно почитать о новом мопеде «Карпаты-2» 1991-го года с пробегом 6 км, пикантной рекламе советских мопедов, новом ИЖ Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке, штрафплощадке со старыми мотоциклами, CZ-350 1986 года с пробегом 1316 км, новой в коробке Bimota DB1SR 1987-го года с пробегом 0 км, кастом-байке на базе ИЖ Планет Спорт, трех самых быстрых мотоциклах эпохи СССР, спортбайке Yamaha RZ500N 1985-го года с пробегом 0 км, кафе-рейсере, сделанном из популярной Yamaha YBR-125 и кастоме SKULL от DoZer garage с советским мотором К-750. Статья о двух новых Suzuki RG500 1985-го года с пробегом 2 и 8 км — тут. Ну и цикл записей о роторных мотоциклах: советские мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями, эскортные ИЖ с РПД и абсолютно новый роторный мотоцикл Suzuki RE5 1976-го года.
Книги мопедной тематики, устройство, ремонт.
#1
— 25 января 2012, среда
Орел
775 дней назад
Доброго времени суток, нашол сайт с файлами книг про мопеды и мокики доступные для скачивания:
http://tuningmoped.narod.ru/files.htm
Спасибо автору сайта, вот описания книг с его ресурса:
Григорьев И.М.-«Мотоцикл без секрктов
Размер:0.98МВ
Тип:архив rar
Описание:
Та самая книга Григорьева полнстью отсконирована и напечатана в HTML странице полностью со всеми рисунками, не на одном сайте такого нету(сам делал).
Скачать книгу
Все детали двигателя V-50(501).
Размер:1.68МВ
Тип:архив rar
Описание:
Все детали и двигатель в картинках с описанием.
Скачать книгу
Руководство по эксплуатации мокика»Карпаты»
Размер:1.68МВ
Тип:архив rar
Описание:
Руководство по эксплуатации мокика»Карпаты» в формате DJVU.
Скачать книгу
Мопед в умелых руках…
Размер:2.83МВ
Тип:архив rar
Описание:
Все статьи из журнала «Мото» про мокики (формат djvu)
Скачать книгу
Всё, что можно сделать с мопедом.
Размер:2.83МВ
Тип:архив rar
Описание:
Статьи про то, что можно сделать с мопедом.
Скачать книгу
М.Е.Маркович: Мотовелосипедные двигатели.
Размер:3.37МВ
Тип: архив rar
Описание:
Книга про мотовелосипедные двигатели, мне понравилась… (формат djvu)
Скачать книгу
Мотовелосипедные двигатели (1957 г. выпуска).
Размер:3.28МВ
Тип: архив rar
Описание:
Книга по уходу, устройству и ремонту двигателя Д4. (формат pdf)
Скачать книгу
Мотовелосипедные двигатели (1958 г. выпуска).
Размер:1.34МВ
Тип:архив rar
Описание:
Измененная книга поуходу, устройству и ремонту двигателя Д4. (формат pdf)
Скачать книгу
Руководство по эксплуатации мокика»Верховина — 6″.
Размер: 5.29МВ
Тип: архив rar
Описание:
Руководство по эксплуатации львовского мокика «Верховина — 6». (формат jpeg)(формат pdf)
Скачать книгу
Руководство по эксплуатации мопеда «Рига- 3».
Размер: 3.76МВ
Тип: архив rar
Описание:
Руководство по эксплуатации мопеда «Рига — 3». (формат pdf) (формат pdf)
Скачать книгу
Руководство по эксплуатации мопеда «Рига- 11».
Размер: 0.56МВ
Тип: архив rar
Описание:
Руководство по эксплуатации мопеда «Рига — 11». (формат bmp)
Скачать книгу
Расчёт резонатора.
Размер:0.03МВ
Тип: архив rar
Описание:
Программы для расчета резонатора для мопеда. (формат exe)
Скачать книгу
Смастери и сядь за руль.
Размер: 4.11МВ
Тип: архив rar
Описание:
Очень хорошая книга по САМОконструированию и эксплуатации мокиков, машин, мопедов… (формат djvu)
Скачать книгу
«Карпаты» Карбюратор и фильтр.
Размер:0.19МВ
Тип: архив rar
Описание:
Устройство карбюратора и воздушного фильтра мокика «Карпаты». (формат jpg)
Скачать книгу
Остальные книги, а так же архиватор и смотрелки-гляделки, вьюеры для просмотра форматов можно найти по первой ссылки.
Собирал тему с телефона (КМК), возможно есть баги по ссылкам, отпишите, потом поправлю.
И ещё, не знал в какой раздел отнести, поместил тему сюда, есле что пусть модераторы перенесут в соответствующий раздел.
Yahoo-ею от этих дорог!!!
#2
— 15 марта 2014, суббота
Рига
3192 дня назад
Супер,спасибо за помощь
Покатушки
#3
— 15 марта 2014, суббота
Оренбург
1902 дня назад
На сайте есть раздел «Библиотека» и далеко ходить не нужно — http://www.mopedist.ru/biblioteka
Vorchun
#4
— 15 ноября 2015, воскресенье
Макеевка
2189 дней назад
#6
— 15 ноября 2015, воскресенье
Макеевка
2189 дней назад
почему?
#7
— 16 августа 2016, вторник
Фурманов
1504 дня назад
Прикольно, вот и книжки на досуг, пока мопед ремонтирую.
War never changes.
#8
— 17 августа 2016, среда
Фурманов
1504 дня назад
Много полезного, только вот были бы ещё фрезерный станок в придачу.
А так мелкие модификации со сваркой сделать вполне реально.
War never changes.
#9
— 24 июля 2017, понедельник
Нижний Новгород
269 дней назад
А кто помнит как называлась печатная книга с статьями из всех журналов МК за 20-й век с самодельными мотоциклами и мопедами ?
Моя техника: СМБ-3, СМБ-3-01.
#10
— 24 июля 2017, понедельник
Москва
1 час назад
«Смастери и сядь за руль».
Лужу, паяю, ЭВМ починяю.
#11
— 25 июля 2017, вторник
Нижний Новгород
269 дней назад
krotik, не, не она. В той были все статьи про мотоциклы и мопеды.
Моя техника: СМБ-3, СМБ-3-01.
#12
— 25 июля 2017, вторник
Волосово
1734 дня назад
Редактировалось: 1 раз (Последний: 25 июля 2017 в 14:30, Wittich: причина не указана)
Убьюсь, но газ не сброшу
#13
— 25 июля 2017, вторник
Нижний Новгород
269 дней назад
Wittich, спасибо,она самая !
На странице 49 увидел мопед «Сахс», но в сети фото не нашел, кто знает о нём подробности, и точную маркировку модели ?
Моя техника: СМБ-3, СМБ-3-01.
#14
— 25 июля 2017, вторник
Москва
1 час назад
Забавно, обе в копилке файлов а подумал только про «сядь за руль». Эту даже не открыл
Лужу, паяю, ЭВМ починяю.
#15
— 25 июля 2017, вторник
Волосово
1734 дня назад
Редактировалось: 1 раз (Последний: 25 июля 2017 в 17:09, Wittich: причина не указана)
Убьюсь, но газ не сброшу
#16
— 25 июля 2017, вторник
Нижний Новгород
269 дней назад
Wittich, я его ещё много лет назад искал, как статью впервые увидел, так концов и нет.
Моя техника: СМБ-3, СМБ-3-01.
#17
— 30 января 2019, среда
Москва
1 час назад
Лужу, паяю, ЭВМ починяю.
Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту мотовелосипедов, мокиков и мопедов отечественного производства
Описание устройства и руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию мотовелосипедов модели 16 ВМ.
- Издательство: Пензенский велосипедный завод
- Год издания: 1966
- Страниц: 46
- Формат: PDF
- Размер: 1,3 Mb
Мокики Карпаты-2, Дельта. Руководство по эксплуатации, каталог запасных частей.
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию + каталог запчастей мокиков моделей Карпаты-2 и Дельта.
- Издательство: РусьАвтокнига
- Год издания: 2002
- Страниц: 62
- Формат: PDF
- Размер: 5,1 Mb
Мопеды/мокики «Карпаты», «Верховина», «Рига». Устройство, обслуживание, ремонт.
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту мокиков и мопедов моделей Карпаты, Верховина и Рига.
- Издательство: Ранок
- Год издания: 2004
- Страниц: 129
- Формат: DjVu
- Размер: 4,0 Mb
Мопеды, мотовелосипеды. Ремонт в дороге. Ремонт в гараже. Практическое руководство.
Руководство по ремонту мопедов и мотовелосипедов отечественного производства.
- Издательство: СверчокЪ
- Год издания: 2005
- Страниц: 82
- Формат: PDF
- Размер: 57,9 Mb
Велосипедный двигатель Д5.
Описание устройства и руководство по эксплуатации двигателя модели Д5.
- Издательство: —
- Год издания: 1969
- Страниц: 53
- Формат: PDF
- Размер: 21,9 Mb
Мотовелосипедные двигатели.
Описание устройства и руководство по эксплуатации, обслуживанию и ремонту двигателей моделей Д5 и Д6.
- Издательство: Машиностроение
- Год издания: 1975
- Страниц: 127
- Формат: PDF
- Размер: 46,3 Mb
Скидки от справочной
При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги
Автомобильная Справочная Служба: автоновости, запчасти в Красноярске для иномарок и отечественных автомобилей, машины в разборках, ремонт автомобилей, адреса и телефоны фирм, доска объявлений, каталоги запчастей, руководства по обслуживанию и ремонту.
Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Источник
Запчасти для мопедов Карпаты, Верховина
Любая мототехника со временем изнашивается и просит замены некоторых деталей, узлов. Мопеды Карпаты и Верховина не являются исключением. В нашем магазине вы найдете любую необходимую запчасть для мопедов данных марок по самым выгодным ценам. У нас можно приобрести новый карбюратор, поршень или крышку на бензобак. Всё качественное и недорогое.
Карбюраторы, поршни, вилки, звезды и прочие детали
Широкий ассортимент запчастей для мопедов включает в себя:
вилку, звезды и звездочки;
карбюратор, крыло и коробку передач;
крышку барабана и бензобака, муфты;
поршень, сальник, прокладки и многое другое.
Вы можете быть уверенными, что наша продукция точно подойдет для вашего двухколесного транспортного средства, и вы снова сможете передвигаться на нем после замены деталей.
Надежные запчасти для мопедов Карпаты, Верховина
Компания «МотоИмпорт» работает со всеми регионами России. Заказав запчасти для мопедов Карпаты и Верховина у нас, вы гарантированно получите их в своем населенном пункте уже через 5-7 дней. Также возможна отправка продукции в Беларусь и Казахстан.
Ассортимент новых запчастей «Карпаты» включает в себя двигатель, сцепление, поршень. Мопеды этой модели, а также «Верховина» отличаются неприхотливостью в обслуживании. Кроме того, стоимость комплектующих к ним является доступной.
Запчасти для мопеда «Карпаты» постоянно в наличии. Их можно приобрести недорого. Этим обусловлена популярность мототехники в нашей стране. Многие комплектующие совместимы с другими моделями мототехники, что можно уточнить у консультантов магазина.
Особенности запчастей «Карпаты»: поршней, колес, сцепления
Несмотря на то, что запчасти для мопеда «Карпаты» стоят недорого, для их производства применяются высокопрочные материалы, в том числе нержавеющая сталь, пластик, полимеры. Другими преимуществами комплектующих можно назвать:
- доступность — в ассортименте интернет-магазина детали представлены в достаточном количестве;
- соответствие параметрам посадочных мест;
- простой принцип установки.
Владельцы мототехники смогут самостоятельно заменить колеса. В мастерской довольно быстро можно выполнить установку нового сцепления или двигателя. От длительного простоя избавят фирменные поршни. Мопеды после апгрейда будут работать еще лучше!
Надежные запчасти для мопеда «Карпаты», «Верховина»
Помимо запчастей для мопеда «Карпаты», также в наличии комплектующие для «Верховины». Заводского производства детали обладают большим рабочим ресурсом, не меньшим, чем у запчастей первоначальной комплектации. Качественные комплектующие помогут существенно увеличить интервал между техническими обслуживаниями. Лучшее соотношение цены и качества. Ждем ваших заказов, обращайтесь!
В интернет-магазине широко представлены запчасти на «Карпаты», а также на достаточно популярные мопеды «Верховина». Мототехника данных моделей привлекательна дешевизной обслуживания, в чем можно убедиться на стоимости комплектующих и деталей.
Широкий ассортимента магазина позволяет купить двигатель, сцепление, а также прочие узловые элементы. Фабричного производства коленвал, карбюратор, поршневая группа отличаются высоким качеством сборки, что гарантирует длительный срок эксплуатации.
Оригинальные запчасти на «Карпаты», мопед «Верховина»
Стоит отметить, что оригинальные запчасти на «Карпаты» произведены из высокопрочных стальных сплавов, а также других надежных материалов. Это же касается комплектующих на мопед «Верховина». Другими преимуществами продукции можно назвать:
- соответствие параметрам деталей заводской комплектации;
- простой принцип установки, что позволяет вот многих случаях выполнить ремонт самостоятельно, не обращаясь к профильным мастерам;
- доступную стоимостью
Действительно мототехника указанных производителей намного дешевле в обслуживании и содержании по сравнению с мопедами японских брендов. Кроме того, представленные в каталоге двигатели, поршневые группы и многие другие комплектующие помогут не только отремонтировать мототранспорт, но также модернизировать его.
Купить сцепление, коленвал, карбюратор к мототехнике
Чтобы правильно купить сцепление, коленвал или другие детали, стоит уточнить совместимость комплектующих с конкретной моделью мототранспорта. Квалифицированные консультанты магазина помогут выбрать запчасти на «Карпаты», а также все, что нужно для ремонта мопеда «Верховина». Для всех покупателей доступны отличные цены, а также большой ассортимент товаров. Обращайтесь!
Источник
Мопед «Верховина»: характеристики, обслуживание, ремонт
Львовский моторный завод, который выпускал мопед «Верховина», изначально специализировался на изготовлении автомобильных прицепов. Разработка и производство опытных малокубатурных мокиков началось в 1958 году. Первыми образцами в этом направлении стали моторизованные велосипеды. Затем появилась «Верховина 3», которая сыграла значимую роль в развитии отечественной мототехники тех времен. Машина оснащалась двухтактным мотором объемом 50 кубических сантиметров. Мощность двигателя составила две лошадиные силы, а его динамика разгона позволяла набирать скорость порядка 50 км/ч. Начинка агрегата была характерной для своего класса, поэтому разработчики сделали акцент на улучшенном дизайне техники.
Характеристики
Отличительной от предшественников особенностью мопеда «Верховина 3» стали колеса меньшего диаметра, а также трубчатая рама сварного типа. Благодаря такой конструкции удалось повысить мощность агрегата и снизить его массу до 51 килограмма. На двухколесной технике появилась модернизированная передняя вилка, а также улучшилась посадка. Задняя вилка фиксировалась к раме при помощи резьбовых втулок и болтов. Это дало возможность снизить степень износа элемента при качании. На тормозных колодках появились защитные упоры с возможностью смены или пополнения компенсирующих шайб, что продлило рабочий ресурс узла.
На первых версиях топливный резервуар фиксировался на кронштейнах, а у мопеда «Верховина» он крепился за бурт. Данное решение позволило избежать появления трещин на крепежных элементах. Перед пуском в серию рассматриваемый мокик прошел ряд испытаний, преодолев в сумме более пяти тысяч километров. С 1972 по 1974 год были выпущены 4-я и 5-я серия этой техники. Они отличались параметрами двигателей и небольшими переделками дизайна.
Шестая версия
Особое внимание в рассматриваемой линейке стоит уделить мопеду «Верховина 6». Здесь уже можно говорить о кардинально иной категории. Во-первых, велосипедные педали заменили кик-стартером. Во-вторых, агрегат оборудовали двухтактным силовым агрегатом на 2,2 лошадиных силы, двухступенчатой коробкой передач с управлением на левой стороне руля и немного доработали экстерьер.
Высокий руль и увеличенное сиденье гарантировали комфортную и мягкую посадку. При этом широкие шины и мягкая обновленная подвеска отвечали за удобство перемещения по сложным дорогам. Багажник остался на своем месте, выдерживал без проблем нагрузку в 15 кг.
Новый мокик стал тяжелее более чем на три килограмма, однако это не сказалось на его маневренности и скоростных параметрах. В 1981 году появилась седьмая версия, оснащенная мотором с бесконтактным узлом зажигания, новым карбюратором и мощным генератором. Несмотря на все новшества, скорость этого агрегата составила всего 40 км/ч. Из изменений можно отметить усовершенствованные фонари и вынесение контрольных приборов на руль.
Параметры
Ниже приведены технические характеристики мопеда «Верховина» шестой серии:
- Тип силового агрегата – бензиновый карбюраторный двухтактный мотор.
- Рабочий объем – 49.8 кубических сантиметра.
- Компрессия – 8.5.
- Ход поршня – 44 мм при диаметре 38 мм.
- Тип питания – бензин, смешанный с маслом.
- Показатели мощности – 2.2 лош. силы при 5200 оборотах в минуту.
- Зажигание мопеда «Верховина» – контактного типа, агрегирующие с генератором переменного тока.
- Трансмиссия – механическая коробка передача на два диапазона с цепным редуктором.
- Длина/ширина/высота – 1,77/0,72/1,2 м.
- Клиренс – 10 см.
- Тормозная система – барабанного типа.
- Подвеска – спереди – телескоп, сзади – маятниковый блок с пружинами.
- Вес – 53.5 кг.
- Расход горючего на 100 км – около 2.2 л.
Мопед «Карпаты»
«Верховина» получила достойного конкурента весной 1981 года. В этом сезоне вышла одна из самых значимых моделей — «Карпаты». Мокик оснащался трубчатой рамой, вилкой-телескопом с пружинной амортизацией, а также задней подвеской маятникового типа и взаимозаменяемыми колесами.
Новый агрегат оборудовался мотором Ш-58, объемом 50 кубических сантиметров и мощностью, равной двум лошадям, или усовершенствованным аналогом Ш-62 с бесконтактной системой зажигания. Предел скорости данной техники составил 45 км/ч. «Карпаты» очень были похожи в конструктивном плане на рижскую «Дельту».
Сравнительный обзор
Среди основных отличий между «Верховиной» и «Карпатами» стало наличие у последнего мокика измененной формы топливного резервуара, глушителя и боковых кожухов. Конструкторы увеличили гарантийный период пробега до 8 тысяч километров, тогда как у «Верховины» он не превышал 6 тысяч. Рабочий ресурс возрос на 3 тысячи километров до первого капитального ремонта.
Невзирая на устаревшие советские технологии, рассматриваемая техника на то время была флагманом в своем классе и отличалась приличными характеристиками. Еще одним плюсом является то, что ремонт мопеда «Верховина» можно было выполнить своими руками, без использования специальных приспособлений. Чаще всего в этом нуждался «движок», который умельцы перебирали, модернизировали и использовали снова. Благо проблем с запчастями не было.
В завершение
Уже в 1989 году число выпущенной малокубатурной техники на двух колесах от Львовских производителей составило почти 140 тысяч единиц. Это с учетом того, что в 80-х годах прошлого столетия комбинат сократил выпуск этих машин практически вдвое, по причине падения спроса. Для привлечения покупателей стали разрабатываться новые модели для любителей быстрой езды («Спорт») или мототуризма («Турист» с ветровым стеклом). После развала Союза завод практически прекратил свое существование и выпуск легкомоторной техники.
Источник
Мопед «Верховина»: характеристики, обслуживание, ремонт
Производительным элементом является 2-х тактный карбюраторный двигатель. Система охлаждения воздушная. Рабочая поверхность 49.8 куб.см. Двигатель вырабатывает 1.61 л.с. В качестве трансмиссии установлена 2-х скоростная механическая коробка передач. Переключение скорости осуществляется на руле. Запуск двигателя мопеда «Верховина» воспроизводится кик-стартером. Зажигание на мопеде «Верховина» контактное. Основные параметры мопеда: длина-1770 мм; высота-1200 мм; ширина-720 мм. Сухая масса транспорта 53,5 кг. Размер переднего и заднего колеса 2,50-16.
Обеспечение электроэнергии на мопеде достигается за счет генератора Г420. Он вырабатывает 14 Вт мощности и 6 В напряжения. Марка карбюратора К60. Отработка выхлопов осуществляется глушителем с перегородками. Таким образом, производится дросселирование газов. Основой конструкции служит стальная рама из стали. Подвеской на мопеде служит телескопическая вилка спереди и маятниковая сзади. В обоих случаях предусмотрены пружинные амортизаторы. Торможение происходит с помощью тормозов барабанного типа.
Характеристики
Отличительной от предшественников особенностью мопеда «Верховина 3» стали колеса меньшего диаметра, а также трубчатая рама сварного типа. Благодаря такой конструкции удалось повысить мощность агрегата и снизить его массу до 51 килограмма. На двухколесной технике появилась модернизированная передняя вилка, а также улучшилась посадка. Задняя вилка фиксировалась к раме при помощи резьбовых втулок и болтов. Это дало возможность снизить степень износа элемента при качании. На тормозных колодках появились защитные упоры с возможностью смены или пополнения компенсирующих шайб, что продлило рабочий ресурс узла.
На первых версиях топливный резервуар фиксировался на кронштейнах, а у мопеда «Верховина» он крепился за бурт. Данное решение позволило избежать появления трещин на крепежных элементах. Перед пуском в серию рассматриваемый мокик прошел ряд испытаний, преодолев в сумме более пяти тысяч километров. С 1972 по 1974 год были выпущены 4-я и 5-я серия этой техники. Они отличались параметрами двигателей и небольшими переделками дизайна.
В 60-70-х годах, когда отечественный рынок мототехники заполонили мотоциклы и мопеды «Ява», отечественным производителям малокубатурной мототехники уже было что предложить. Два крупных завода того времени — Рижский и Львовский — занимались производством советских мопедов еще с начала 1960-го года и с завидной регулярностью представляли свои новые модели. Безоговорочное господство «Явы», конечно же, очень мешало разработчикам отечественных мопедов, однако продукция этих заводов тоже не пылилась на складах и имела своего потребителя.
Львовский мотозавод (ЛМЗ), первоначально специализировавшийся на выпуске автоприцепов, в 1958-м году занялся разработкой опытных образцов мопедов, так как руководством страны было принято решение бросить все силы на развитие этого направления. У ЛМЗ уже имелся опыт разработки такой продукции: в частности, заводом были выпущены мотовелосипеды В-902 и В-905, мопеды МВ-044 («Львовянка»), а также мопеды МП-043, МП-045, МП-046 и МП-047. Конец 50-х годов ознаменовался выпуском первых мопедов «Верховина-3» (MП-048), сыгравших заметную роль не только в истории Львовского мотозавода, но и в истории отечественной мототехники того времени. Мопед «Верховина-3», оснащенный 50-кубовым двухтактным двигателем Ковровского механического завода (Ш-51К) мощностью 2 л.с., разгонялся до 50 км/час. Кубатура, мощность и максимальная скорость были типичными для мопедов, поэтому разработчики, в первую очередь, привлекали внимание потребителей к улучшенному внешнему виду первой «Верховины».
В отличие от предшественников, на мопеде «Верховина-3» установили колеса меньшего диаметра и трубчатую сварную раму, благодаря которой удалось повысить прочность конструкции и снизить вес мопеда до 51 кг. «Верховина-3» могла похвастаться удобной посадкой и модернизированной передней и задней вилкой. Заднюю вилку закрепили к раме болтами и резьбовыми втулками, что позволило уменьшить степень ее износа при качании. Тормозные колодки оснастили защитными упорами, в которые можно было вставлять компенсирующие шайбы и не менять колодки после 20 километров пробега. Раньше для крепления топливного бака приваривались кронштейны, а у мопеда «Верховина-3» бак крепился за бурт, благодаря чему удалось избежать трещин, часто образовывающихся в местах крепления кронштейнов. «Верховина-3» прошла серию испытаний: в частности, мопеду пришлось преодолеть более 5300 километров, чтобы продемонстрировать свою надежность и неприхотливость в эксплуатации. В период времени с 1972-го по 1974-й год с конвейера и «Верховина-5». Мопед «Верховина-4», который укомплектовали двигателем Ш-57 мощностью 2.2 л.с., весил 52 кг и разгонялся до 50 км/час.
Наибольшее внимание в этой линейке привлек мопед «Верховина-6» (ЛМЗ-2158), который принадлежал уже другой категории мототехники. На «Верховине-6» велосипедные педали заменили кикстартером, поэтому это уже был не мопед, а классический мокик. «Верховина-6» была оснащена двухтактным двигателем Ш-58 мощностью 2.2 л.с. и двухступенчатой коробкой передач, которой управляли левой ручкой руля. Высокий руль мопеда «Верховина-6» и удлиненное сиденье обеспечивали удобную посадку, а мягкая подвеска и широкие шины — комфортную езду на сложных участках дороги. У этого мопеда так же, как и на «Верховине-3», был багажник, рассчитанный на 15 кг. Мопед «Верховина-6» стал тяжелее на 3.5 кг, но на его маневренности и скоростных характеристиках (максимум 50 км/час) это не отразилось. Мопед «Верховина-7» появился в 1981-м году и получил новый карбюратор, более мощный генератор и двухтактный двигатель Ш-62 с бесконтактной электронной системой зажигания. «Верховина-7» с кикстартером вместо педалей тоже был мокиком, но, в отличие от «Верховины-6» , развивал максимальную скорость лишь до 40 км/час. Внешне мокик «Верховина-7» немного преобразился благодаря новой фаре, заднему фонарю со стоп-сигналом и контрольным приборам, вынесенным на руль.
Весной 1981-го года появилась не менее значимая для истории Львовского мотозавода модель — мокик «Карпаты» (ЛМЗ-2.160), а в 1986-м был выпущен мокик «Карпаты-2» (ЛМЗ-2.161). У мокика «Карпаты» была трубчатая рама, телескопическая передняя вилка с пружинными амортизаторами, маятниковая задняя подвеска и взаимозаменяемые колеса. Оба мокика «Карпаты», в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались 50-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем Ш-58 мощностью 2 л.с. или более совершенным двигателем шауляйского производства Ш-62 с бесконтактной системой зажигания. Мокики разгонялись до 40 км/час: двигатель модели «Карпаты-1» был мощностью 2,0 л. с., а у «Карпаты-2» — мощностью 1,8 л.с., при этом мокик «Карпаты-2» стал легче своего предшественника на 1.5 кг. За исключением некоторых деталей, по своей конструкции мокик «Карпаты» был практически аналогичен мокику «Дельта» Рижского мотозавода.
Если говорить об отличиях между мопедами «Верховина-7» и «Карпаты», то самое очевидное — это измененная у «Карпат» форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили и срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика «Карпаты» составил 8000 км (у «Верховины-7» было 6000), а ресурс до первого капремонта — до 18000 км по сравнению с 15000 км у «Верховины». Кстати, интересный факт: мопеду «Карпаты» была даже посвящена песня, и его счастливые обладатели вовсю распевали: «Карпаты, Карпаты — он мой железный конь, Карпаты, Карпаты — не мокик, а огонь». Несмотря на его советское происхождение, на мокике «Карпаты» можно было преодолеть не одну тысячу километров по степям и бездорожью, поэтому в то время он пользовался большим авторитетом как отличный мокик для регулярных поездок на дальние расстояния. Одним словом, возвращаясь к словам той же песни: «Во всем Союзе нет, ребята, мопеда круче, чем «Карпаты».
В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов и мокиков, а в 1989-м их число возросло до 139 тысяч штук. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. В линейке мопедов Львовского мотозавода представлены также очень продвинутые для того времени мопеды «Верховина-Спорт» с увеличенным передним колесом, ножным переключением скоростей и выведенным наверх глушителем, а также мопед для мототуризма «Верховина-Турист» с ветровым стеклом. У мокика «Карпаты» тоже были аналогичные модификации — мопед «Карпаты-Турист» и молодежный мопед «Карпаты-Спорт». Мопед «Карпаты-2 Спорт» (ЛМЗ-2.160 С) был выпущен в 1986-м году и отличался от базовой модели немного удлиненной вилкой, ручкой вместо багажника, рулем с перемычкой наподобие кроссовой модели, ножным переключением передач и приподнятым щитком и глушителем. Мопед, разгонявшийся до 40 км/час, оснастили модернизированным двигателем Ш-62М и новым глушителем с предохранительным экраном для снижения уровня шума. Был еще мопед «Карпаты-2 Люкс», отличительной особенностью которого были указатели поворота. В последние годы ОАО Львовский мотозавод мопеды не производит, поэтому и «Верховина», и «Карпаты», и все их модификации уже стали историей.
Шестая версия
Особое внимание в рассматриваемой линейке стоит уделить мопеду «Верховина 6». Здесь уже можно говорить о кардинально иной категории. Во-первых, велосипедные педали заменили кик-стартером. Во-вторых, агрегат оборудовали двухтактным силовым агрегатом на 2,2 лошадиных силы, двухступенчатой коробкой передач с управлением на левой стороне руля и немного доработали экстерьер.
Высокий руль и увеличенное сиденье гарантировали комфортную и мягкую посадку. При этом широкие шины и мягкая обновленная подвеска отвечали за удобство перемещения по сложным дорогам. Багажник остался на своем месте, выдерживал без проблем нагрузку в 15 кг.
Новый мокик стал тяжелее более чем на три килограмма, однако это не сказалось на его маневренности и скоростных параметрах. В 1981 году появилась седьмая версия, оснащенная мотором с бесконтактным узлом зажигания, новым карбюратором и мощным генератором. Несмотря на все новшества, скорость этого агрегата составила всего 40 км/ч. Из изменений можно отметить усовершенствованные фонари и вынесение контрольных приборов на руль.
Верховина-6
Верховина — 6
Модель ЛМЗ-2.158, ЛМЗ-2.158-1. Производилась с 1977 года.
Новые накладки на бак, изменённое седло, новые крылья (на более поздних моделях), новые боковые крышки, двигатели Ковровского мотозавода Ш-57, позднее Ш-58, оснащённый кикстартером или двигатель S-58 Шяуляйского завода. Начиная с этой модели качество этих мопедов (мокиков как принято было писать в журнале «За рулём») сильно ухудшилось, что впоследствии привело к затовариванию и падению спроса на этот вид мототехники. В розничной продаже «Верховина-6» стоила 220 рублей с крашеными крыльями и ободами колес, 223 рубля с хромированными ободами и 226 рублей с хромированными крыльями и ободами.
Двигатель Ш-57 мопеда «Верховина»
Параметры
Ниже приведены технические характеристики мопеда «Верховина» шестой серии:
- Тип силового агрегата – бензиновый карбюраторный двухтактный мотор.
- Рабочий объем – 49.8 кубических сантиметра.
- Компрессия – 8.5.
- Ход поршня – 44 мм при диаметре 38 мм.
- Тип питания – бензин, смешанный с маслом.
- Показатели мощности – 2.2 лош. силы при 5200 оборотах в минуту.
- Зажигание мопеда «Верховина» – контактного типа, агрегирующие с генератором переменного тока.
- Трансмиссия – механическая коробка передача на два диапазона с цепным редуктором.
- Длина/ширина/высота – 1,77/0,72/1,2 м.
- Клиренс – 10 см.
- Тормозная система – барабанного типа.
- Подвеска – спереди – телескоп, сзади – маятниковый блок с пружинами.
- Вес – 53.5 кг.
- Расход горючего на 100 км – около 2.2 л.
Мопед «Карпаты»
«Верховина» получила достойного конкурента весной 1981 года. В этом сезоне вышла одна из самых значимых моделей — «Карпаты». Мокик оснащался трубчатой рамой, вилкой-телескопом с пружинной амортизацией, а также задней подвеской маятникового типа и взаимозаменяемыми колесами.
Новый агрегат оборудовался мотором Ш-58, объемом 50 кубических сантиметров и мощностью, равной двум лошадям, или усовершенствованным аналогом Ш-62 с бесконтактной системой зажигания. Предел скорости данной техники составил 45 км/ч. «Карпаты» очень были похожи в конструктивном плане на рижскую «Дельту».
Сравнительный обзор
Среди основных отличий между «Верховиной» и «Карпатами» стало наличие у последнего мокика измененной формы топливного резервуара, глушителя и боковых кожухов. Конструкторы увеличили гарантийный период пробега до 8 тысяч километров, тогда как у «Верховины» он не превышал 6 тысяч. Рабочий ресурс возрос на 3 тысячи километров до первого капитального ремонта.
Невзирая на устаревшие советские технологии, рассматриваемая техника на то время была флагманом в своем классе и отличалась приличными характеристиками. Еще одним плюсом является то, что ремонт мопеда «Верховина» можно было выполнить своими руками, без использования специальных приспособлений. Чаще всего в этом нуждался «движок», который умельцы перебирали, модернизировали и использовали снова. Благо проблем с запчастями не было.
В завершение
Уже в 1989 году число выпущенной малокубатурной техники на двух колесах от Львовских производителей составило почти 140 тысяч единиц. Это с учетом того, что в 80-х годах прошлого столетия комбинат сократил выпуск этих машин практически вдвое, по причине падения спроса. Для привлечения покупателей стали разрабатываться новые модели для любителей быстрой езды («Спорт») или мототуризма («Турист» с ветровым стеклом). После развала Союза завод практически прекратил свое существование и выпуск легкомоторной техники.
Предшественники
Мопед «МП-043»
Двигатель мопеда «МП-043»
Выпуск мопедов (мотовелосипедов оборудованных мотором Д-4(5) мощностью в 1 л.с.), осуществлялся Львовским мотозаводом задолго до появления марки «Верховина». Некоторые модели:
- Мотовелосипед В-902
- Лёгкий мопед МВ-042 «Львовянка» (укр. Львів’янка). Производилась с 1963 по 1965 год.
- Лёгкий мопед МВ-044
- Лёгкий мопед МП-043
- Лёгкий мопед МП-045
- Лёгкий мопед МП-046
- Лёгкий мопед МП-047 «Тиса»
Источник