Инструкция по эксплуатации электрического освещения в школе

Осветительные установки должны быть смонтированы в соответствии с требованиями действующих ПУЭ.

     Для обеспечения  надежной эксплуатации  осветительных установок необходимо регулярно проводить плановое обслуживание,  своевременную чистку светильников,  замену перегоревших или отработавших свой срок ламп и систематический ремонт элементов установок.

     Осмотр и проверку осветительной сети проводить в следующие сроки:

     1) исправность автомата и сети аварийного освещения 1 раз в квартал;

     2) проверку стационарного оборудования и электропроводки рабочего освещения на соответствие номинальных токов расщепителей расчетным — 1 раз в год;

     3) испытание и измерение сопротивления изоляции проводов и кабелей — 1 раз в 3 года;

     4) испытание изоляции стационарных трансформаторов со вторичным напряжением 12-42 В — 1 раз в год, а переносных — 1 раз в месяц.

     Вышедшие  из  строя люминесцентные лампы, содержащие ртуть хранить в специальном помещении и раз в 3 года сдавать на демаркуряцию.

     На щитах и сборках сети освещения на всех автоматических выключателях должны быть надписи с наименованием присоединения.  

     При проведении проверки технического состояния осветительных установок особое внимание уделить на:

     1. Очистка.

     2. Проверка состояния контактов электрических соединений.

     3. Проверка состояния ламп, замена перегоревших ламп.

     4. Проверка состояния защитных стекол.

     5. Проверка надежности крепления светильника и его элементов.

     6. Проверка наличия и состояния уплотняющих прокладок и уплотнителя проводов.

     7. Проверка состояния изоляции проводов в местах вывода в светильник.

     8. Проверка состояния заземления тросовых проводок.

     9. Состояние изоляции проводов и кабелей.

    10. Состояние корпусов настенных выключателей и розеток, а также их контактов.

Освещение в школе-2022: Нормы и рекомендации

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

*Если нет времени читать, смотрите выводы по анализу нормативной базы в следующем разделе.

Планируя освещение школы в 2022 году мы можем руководствоваться Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Срок действия Постановления с 01.01.2021 по 01.01.2027 год.

Итак, какие требования предъявляются к освещению школ согласно этому постановлению?

1. Обязательное наружное освещение (п. 2.2.1.)

2. Учебные доски должны быть с антибликовых покрытием и оснащенные дополнительным источником света (п. 2.4.4.)

22.jpg

3. Соответствие системы освещения гигиеническим нормативам (п. 2.8.1.)

4. Для больших помещений учебных классов: при глубине учебных помещений (аудиторий, классов) более 6 м оборудуется правосторонний подсвет (не ниже 2,2 метра от пола) со стороны стены противоположной светонесущей. (п 2.8.2.)

5. Предотвращение неравномерности освещения и бликов на экранах при проведении ЭСО (п. 2.8.2)

6. Цветовая температура света: белый, тепло-белый, естественно-белый (п. 2.8.5). Там же запрет на использование светильников разной температуры в одном помещении

7. Освещенность: игровые дошкольные помещения – 400 люкс, учебные классы – 300 люкс, мастерские, кабинеты рисования – 300 люкс, кабинеты труда – 400 люкс. (п. 2.8.5)

8. Рассеивающий экран в помещениях: защитный в помещениях для спортивных занятий, влагозащитный в помещениях душевых, пищеблока и прачечных. (п. 2.8.6.)

9. По оформлению поверхностей в помещениях для обеспечения равномерного освещения: коэффициент отражения от стен не менее 0,55; от потолка, верхней части стен и оконных откосов — не менее 0,7; от мебели — не менее — 0,45. (п. 2.8.8.)

10. Дежурное освещение в спальных корпусах и кабинетах (п. 2.8.7.)

11. В кабинетах, где используются ЭСО должны быть установлены светорегулирующие устройства окон. (п. 3.5.5.)

12. Освещение рабочего места за компьютером: обязательное рабочее освещение оборудованием, не образующим бликов на экране и боковое расположение светильника от компьютера. (п. 3.5.15.)

Отменено:

13. Ограничение на использование светодиодных светильников в учреждениях дополнительного образования детей (отм. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

14. Ограничение на использование светодиодных светильников в кабинетах с компьютерами (отм. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» / Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы / СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 / пост. от 13 июня 2003 года N 118).
Уточнение по освещению школ из новых гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 / СанПиН 1.2.3685-21):

15. Равномерность освещения в учебных кабинетах черчения и рисования — не менее 0,7. (п. 140).

16. Объединенный показатель дискомфорта, регламентируемый для ограничения слепящего действия в осветительных установках, должен обеспечиваться у торцевой стены на центральной оси помещения на высоте 1,2 м от пола и не должен превышать нормативных значений (п.142):

• Учебные классы (от 7 лет) – 21
• Классы рисования, черчения (от 7 лет) – 21
• Кабинеты с компьютерами (от 7 лет) – 14
• Лаборантские (от 7 лет) – 14
• Мастерские (от 7 лет) – 21
• Музыкальные (от 7 лет) – 24
• Спортивные залы (от 7 лет) – 24
• Актовые залы (от 7 лет) – 25
• Столовая (от 7 лет) – 24
• Рекреации (от 7 лет)- 25

При этом: 

• Показатель дискомфорта не регламентируется для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над полом. (п.142).
• Объединенный показатель дискомфорта оценивается только при наличии жалоб на наличие посторонних ярких источников света в поле зрения. (п.142).

17. Для искусственного освещения следует использовать энергоэффективные источники света, отдавая предпочтение при равной мощности источникам света с наибольшими световой отдачей и сроком службы, с учетом требований к цветоразличению. (п. 153).

18. Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол не менее 90°, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения. Нельзя использовать светильники с открытыми светодиодами для общего освещения помещений. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников должна составлять не более 5:1 в помещениях пребывания детей в дошкольных образовательных организациях, а также в учебных заведениях. (п.155).

1.jpg

20. В помещениях отдыха и игр, учебных занятий для слабовидящих детей уровни искусственного освещения должны быть не менее 600 лк, для детей, страдающих светобоязнью, — не более 300 лк. (п. 156).

21. Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью — 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) — 1000 — 1500 лк; для обучающихся со светобоязнью — не более 500 лк. (п. 157).

ВЫВОДЫ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ ОСВЕЩЕНИЯ В ШКОЛАХ

• Уличное освещение – обязательно
• Подсветка досок в классах – обязательна
• Обязательный правосторонний свет для учебных классов шириной более 6 метров
• Обязательное рабочее освещение в кабинетах с компьютерами
• Измерение UGR требуется только при наличии жалоб
• Предпочтительно использование эффективных светильников с хорошей цветопередачей
• Запрещено использование светильников с «открытым светодиодом».
• Максимальная неравномерность яркости выходного отверстия светильников должна составлять не более 5:1
• Габаритная яркость светильника должна быть не более 5000 кд/м2.
• Защитный угол светодиодного светильника – не менее 90°
• Обязательные защитные экраны светильников в спортивных залах, пищеблоке, душевых, прачечных
• Если считать новые правила основными к исполнению, то освещение дошкольных учреждений (до 7 лет) возможно с использованием светодиодных светильников, так как запрета на их использование нет. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ШКОЛ ОТ МДМ-ЛАЙТ

Новые правила внесли ясность в вопрос освещения школ и даже смягчили условия по некоторым критериям, в частности по вопросу рекомендации использования светодиодного оборудования в дошкольных учреждениях и отсутствии необходимости проверки светильников системы освещения на значение UGR. То есть, следуя объективно понятным требованиям по освещению школ и общепринятым правилам создания комфортных условий по освещению, на текущий момент не существует сложностей по реализации осветительного проекта для образовательного учреждения. Что важно, учитывая тот факт, что наблюдается тенденции по обновлению школ по всей стране, также как и тенденции по реконструкции и строительству новых учебных заведений, соответствующие новым правилам организации пространств. Этот процесс не остановить и за ним радостно наблюдать. Но, как и в любом другом стремительно развивающимся направлении деятельности, важно не допустить ошибок. 

Ниже предлагаются рекомендации светотехнической компании МДМ-ЛАЙТ по освещению школьных помещений. 

1. Оптимальная система интерьерного освещения школ будет построена на светильниках, имеющих в своей конструкции опаловый рассеивающий экран. Так как такие светильники согласно ГОСТ Р 55392-2012 «Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения» и его пункту 4.35: Для рассеивателя, полностью перекрывающего выходное отверстие светильника или охватывающего ИС, условный защитный угол принимают равным 90°. Этот факт сразу решает проблему с требованием по минимальному защитному углу. 

19.jpg

Кроме того, такие светильники создают комфортную, рассеянную световую среду. При грамотном их использовании и обязательном проектировании системы освещения, сводятся к минимуму возможные нарушения по требованиям к «блескости», габаритной и неравномерной яркости поверхности светильника. 

2. Использование эффективных светодиодных светильников с повышенной цветопередачей пока носят рекомендательный характер, но мы, все же рекомендуем использовать в освещении школ модели сегмента LUX (по классификации ассортимента продукции МДМ-ЛАЙТ), отличающиеся повышенным значением светового потока и индексом цветопередачи – Ra97. 

При освещении интерьеров светильниками со светодиодами повышенной цветопередачи не только повышается качество световой среды, важной для эффективной учебы и работы, но и преображается интерьер. Чем выше цветопередача света, тем «правильнее», натуральнее выглядят цвета интерьера. 

3. Использование систем управления светом помогут настраивать световую среду в зависимости от условий естественного освещения, режима использования помещения и специальных нужд. Например, в кабинетах, где используются проекторы очень полезно наличие функции управления светом, наравне с функцией управления оконными шторами. Обе эти задачи могут решать даже самыми простыми система управления. 

Что важно, система управления освещением, полностью избавляет от последствий ошибок, допущенных при проектировании, монтаже системы освещения, а также других этапов проекта. Если при эксплуатации помещения выяснится, что света «слишком много» или светильники расположены не так, как нужно, то большую часть проблем можно решить путем настройки освещения. 

4. Специальные решения для школ. В нашем ассортименте есть модель линейного светильника с настенным креплением и поворотным механизмом: INI LED SCHOOl. Решение актуально в силу новых требований, обязывающих предусматривать дополнительное освещение настенных досок. Помимо INI LED SCHOOl для решения этой задачи может быть полезен INI LED ROTO – поворотная модель, но не настенного, а потолочного, подвесного монтажа.

46c4795542d8d91355a90b855cdf5b3f.jpg

968946240887060db61fb0faa1f7e6d3 (1).jpg

Помимо светильников из каталога, существую индивидуальные решения МДМ-ЛАЙТ, позволяющие решать и нестандартные задачи освещения:

• Производств светильников индивидуальных габаритов
• Производство светильников с особыми светотехническими, конструкционными или оптическими свойствами
• Разработка светильников индивидуального дизайна

РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ОТ МДМ-ЛАЙТ

1. Школа МБОУ СОШ д. Мокшино (Тверская область)

GRN_6071-HDR копия.jpg

2. «Школа-лаборатория «Новый взгляд» (Усадьба Трубецких в Хамовниках)

Школа в усадьбе Трубецких-033.jpg

3. Wunderpark International School

5.jpg

4. Школа ЧОУ СОШ Наши Пенаты

BOLA (3).jpg

Цена по запросу

Мощность 36-72 Вт

Отправьте нам заявку и получите консультацию по проекту освещения!

Мы на выгодных условиях сотрудничаем с архитекторами и дизайнерами, сетевыми магазинами, строительными и девелоперскими компаниями, проектными организациями и дилерами. Свяжитесь с нами, и мы обсудим детали сотрудничества

Спасибо, мы получили Ваше
обращение и перезвоним в
ближайшее время!

В рабочий день среднее время
ожидания не превышает 15 минут

Отправка заявки завершилась неудачей, пожалуйста, повторите попытку позднее


Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Твитнуть

Поделиться

Запинить

Теги: Нормы освещения

В общеобразовательных учреждениях строгие нормы к освещению. Оно должно повышать концентрацию внимания на уроках и помогать отдыхать на переменах школьникам и ученикам. При необходимости демонстрации презентации должна быть возможность приглушить свет. А в спортивных залах все люстры и светильники обязательно оборудуются дополнительной защитой от механических повреждений.

Проектом освещения в учебных помещениях, коридорах и залах занимаются только специалисты. Инженеры разрабатывают проект с учетом норм и утверждают его в контролирующих органах. После монтажа также проводится тщательный прием работ.

Нормы и требования к освещению в школе

Требования к естественному и искусственному свету в общеобразовательных учреждениях прописаны на законодательном уровне. Основные нормы освещенности в школе указаны в следующих документах:

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения».
  • СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к освещению жилых и общественных зданий».
  • Письмо Руководителю Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко от 01.10.2012 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».
  • СНиП 23-05-95 о естественном и искусственном освещении.

Для общих классов и помещений уровень освещенности следующий:

Название помещения

Е в лк

UGR

Неравномерность освещения

Ra

КП %

Наличие регулировки яркости света

Класс, комната преподавателя

300

19

0,6

80

15

+

Помещения для вечернего обучения

500

19

0,6

80

10

+

Залы для лекций

500

19

0,6

80

10

+

Зона возле черной классной доски

500

19

0,7

80

10

Не допускается направленное отражение

Демонстрационные столы

500

19

0,7

80

10

Классы ИЗО

500

19

0,6

80

10

Классы для черчения

750

16

0,7

80

10

Кабинеты с лабораториями и классы трудов

500

19

0,6

80

10

Компьютерные классы и помещения для музыкальных занятий

300

19

0,6

80

10

Вестибюли и холлы

200

22

0,4

80

Библиотеки в зоне с полками

200

19

0,6

80

20

Библиотеки в зонах для чтения

500

19

0,6

80

10

Спортзалы и бассейны

300

22

0,6

80

20

Только специальные лампы EN 12193

При проектировании обязательно учитывается нужный уровень освещенности в учебных помещениях с учетом их целевого применения. И поэтому нельзя совмещать классы для трудов и простых занятий или ставить лампы из спортзала в коридор.

Естественный и искусственный тип освещения школы

В нормативных документах указаны требования к двум типам освещения: естественному и искусственному.

Естественное освещение достигается большими окнами без темных занавесок и жалюзи. Солнечного света при грамотном проектировании строительства школы достаточно для обучения первой смены в светлое время года.

Искусственное освещение необходимо для утренних часов зимой и второй смены в разное время года. Оно должно быть максимально приближено по характеристикам к естественному, чтобы не создавать дискомфорта глазам.

Искусственное освещение классов в школе создается при помощи потолочных светильников и направленных источников света для акцента на классной доске. На лестничных пролетах можно устанавливать дополнительные настенные светильники. Обязательно наличие аварийного освещения, работающего от автономных источников питания.

Освещение по зонам

Интенсивность освещенности классов корректируется по типу занятий: общие уроки, труды, ИЗО, информатика, физкультура и другие. Коридоры и столовые оборудуются более мягкими дневными светильниками, чтобы глаза школьников отдыхали на переменах.

Необходимость зонирования видна и из общих требований, норм освещения в школе:

  • Равномерное освещение для каждого ученика, вне зависимости насколько далеко он сидит от доски или окна.
  • Отсутствие мерцания, плохо влияющего на зрение.

В спортивном и актовом зале допускается менее интенсивный свет, так как в этих помещениях не требуется вести записи, читать книги.

Рассмотрим каждое учебное помещение подробнее.

Учебные кабинеты

Уровень освещенности в учебных помещениях контролируется строже всего. Устанавливаются только высококачественные осветительные приборы, создающие оптимальный уровень света для повышенной концентрации внимания учащихся.

Недопустимо наличие отсвечивания (отражения) световых лучей от классной доски. Все световые лучи направлены строго вертикально с показателями в 500 Люкс.

Светильники должны управляться по яркости, чтобы можно было снизить или повысить уровень освещенности в зависимости от деятельности. Например, при демонстрации презентаций и учебных материалов через проектор общий уровень света снижается.

Современные школы часто оборудуются датчиками движения. Умные светильники экономят электроэнергию, не включая свет в помещениях, которые не задействованы в учебном процессе.

Дополнительно в умные системы встраивают датчики освещенности. Они реагируют на уровень естественного освещения в школе в разное время и подстраивают светодиодные светильники под полученные данные.

Спортивный зал

Залы для физкультуры не оборудуются большими окнами. Это связано с техникой безопасности учеников во время занятия спорта. Недопустимо попадание мяча или другого предмета в стеклянные конструкции. Поэтому в спортивном зале главную роль для комфорта школьников играет искусственное освещение.

Спортзалы оборудуются потолочными светильниками с вертикальным светом. Размещение осветительных приборов на торцевых стенах недопустимо.

Каждый источник света обязательно закрывается дополнительной металлической решеткой. Это необходимо для защиты от случайных механических повреждений.

Коридоры

Коридоры и лестничные пролеты должны хорошо освещаться в разное время суток. Для этого холлы также проектируются с большими панорамными окнами, чтобы пропускать максимум солнечного света днем.

Интенсивный искусственный свет требуется в темное время суток, причем не только школьникам, но и техническому персоналу, который работает до позднего вечера. Поэтому коридоры оснащаются мощными потолочными светильниками.

Дополнительно по правилам безопасности все коридоры, лестницы и выходы оборудуются аварийным освещением. Оно включается в чрезвычайных ситуациях и работает вне зависимости от электроэнергии в здании. Именно корректное аварийное освещение помогает выйти из задымленного помещения.

Актовый зал

Естественное освещение в школе в актовом зале также играет большую роль. Солнечный свет — возможность экономить электроэнергию в большую часть учебного дня.

В темное время или непогоду за освещение актового зала отвечают потолочные и настенные светильники. Они имеют регулировку по яркости, чтобы приглушить свет при необходимости.

Если в актовом зале есть сцена, она оборудуется дополнительной подсветкой — прожекторами. Они нужны для нацеленного света и акцентирования внимания на выступающем.

Школьная столовая

Столовая — спокойное место, где дети обедают и нередко проводят перемены. В таком помещении допустимы потолочные, настенные светильники. Предпочтение отдают приборам с теплым дневным светом, которые располагает к отдыху.

Библиотека

Освещение библиотеки делится на две зоны:

  • Хранение книг. Книжные полки освещаются с показателем в 200 люкс.
  • Читальный зал с интенсивным светом в 500 люкс.

В местах чтения книг качество освещения должно быть таким же, как в учебных классах, чтобы школьники могли спокойно конспектировать или читать книги, учебники.

Учительские и рабочие кабинеты

В учительских не допускается мерцание света. Показателя интенсивности достаточно в 300 люкс. При таком искусственном свете можно читать, делать рабочие записи и отдыхать между уроками.

Дополнительно можно устанавливать настольные лампы или торшеры с приглушенным светом, если в учительской есть диван для отдыха преподавателей между уроками.

Заключение

Корректное естественное освещение в школе влияет на концентрацию внимания учеников и экономию электроэнергии. Но оно не заменяет искусственный свет в темное время суток или непогоду.

Наша компания занимается проектированием и монтажом источников света с учетом всех действующих норм освещения классов, коридоров, спортивных и актовых залов. При проектировании инженер проводит замеры интенсивности света в каждом помещении.

Освещение в школе: нормы и требования

Освещение в школьных учреждениях подчиняется строгим нормативам, поскольку должно способствовать увеличению концентрации учащихся во время занятий и обеспечивать комфорт во время перерывов.

Важно, чтобы в классах была возможность регулировать интенсивность света для различных активностей, например, при показе презентаций. В спортивных залах необходимо использовать осветительные приборы с защитой от механических повреждений.

Разработка освещения для учебных помещений, коридоров и аудиторий выполняется квалифицированными специалистами. Инженеры создают проекты, учитывающие все требования и стандарты, которые затем утверждаются в соответствующих инстанциях. После установки освещения проводится детальная проверка и приемка работ.

Нормы и требования к освещению в общеобразовательных учреждениях

В школах требования к естественному и искусственному освещению строго регламентированы на законодательном уровне. Важные нормы, которым должно соответствовать освещение в школьных помещениях, зафиксированы в ряде нормативных документов:

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения», устанавливающий стандарты для образовательной среды.
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к освещению жилых и общественных зданий», определяющий критерии для искусственного и естественного освещения.
  • Письмо Руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко от 01.10.2012, ориентированное на контроль за использованием энергосберегающих источников света.
  • СНиП 23-05-95 о естественном и искусственном освещении, детализирующий параметры освещенности для образовательных учреждений.

Эти документы обеспечивают необходимые руководства для создания безопасной и комфортной обучающей среды, поддерживая здоровье и эффективность учебного процесса.

В СП 2.4.3648-20 изложены следующие основные требования к освещению учебных помещений:

  • необходимо обеспечить комбинированное использование естественной (предпочтительно левосторонней) и искусственной подсветки.
  •  в помещениях, где используются электронные устройства для обучения, окна должны быть оснащены регулируемыми светозащитными устройствами, такими как шторы или жалюзи.
  •  в кабинетах шириной более 6 метров необходимо предусмотреть дополнительную подсветку на стене, расположенной напротив окон, для балансировки света. Светильники следует устанавливать на высоте не менее 2,2 метра.
  •  для освещения допускается использование разрядных, люминесцентных или светодиодных ламп. Важно использовать однотипные лампы в каждом отдельном помещении.
  •  допустимо использование светильников с белым светом естественного или теплого оттенка. Не разрешается смешивание ламп с различными типами светоизлучения в одном классе.

Инструкции по осветительным системам в школьных учреждениях

Специфические требования к освещению предъявляются для различных типов помещений, с которыми можно ознакомиться в приведенной таблице ниже.


Помещение
Рекомендованные нормы/люкс
Классы/комната преподавателей 300
Помещения для вечернего обучения 500
Зона возле черной классной доски 500
Залы для лекций 500
Демонстрационные столы 500
Классы ИЗО 500
Классы для черчения 750
Кабинеты с лабораториями и классы трудов 500
Компьютерные классы и помещения для музыкальных занятий 300
 Вестибюли и холлы 200
Библиотеки в зоне с полками 200
Библиотеки в зонах для чтения 500
Спортзалы и бассейны 300

Типы освещения в образовательных учреждениях

 В связи с тем, что учебный процесс в школах часто проходит в две смены, необходимо обеспечить качественное освещение помещений не только днем, но и вечером. Освещение может быть естественным, искусственным или комбинированным, но в любом случае оно должно соответствовать требованиям к осуществлению учебной деятельности.

Основные параметры освещения:

  • освещенность – это величина светового потока, падающего на единицу поверхности, измеряется в люксах (лк). Для измерения освещенности используется прибор, называемый люксметром. Измерения проводятся на поверхностях, где обычно размещаются учебные столы или доска. Недостаточная освещенность может негативно сказаться на здоровье, вызывая быструю утомляемость и снижение концентрационной способности. Согласно СП 2.4.3648-20, минимальный уровень освещенности в классах должен составлять 300 люкс, а в мастерских — не менее 400 люкс.
  •  коэффициент пульсации – отражает изменения интенсивности светового излучения за определенный период времени, что влияет на частоту мерцания света.
  •  коэффициент естественного освещения (КЕО) – показывает отношение уровня освещенности внутри помещения к освещенности снаружи при ясной погоде.
  •  индекс цветопередачи – мера того, насколько точно источник света передает цвета освещаемого объекта. Индекс может варьироваться от 1 до 100, где 100 означает наилучшую цветопередачу.
  •  эти параметры критически важны для создания оптимальной учебной среды, способствующей как эффективному обучению, так и сохранению здоровья учащихся и преподавателей.


Естественное освещение в образовательных учреждениях

В образовательных зданиях естественный свет является основным источником освещения, обеспечиваемым солнечным излучением, которое проникает в помещения через окна. Архитектурное проектирование школ обычно включает предусмотрение больших оконных проемов, чтобы максимизировать доступ естественного света. Согласно нормативам, такое освещение должно быть организовано таким образом, чтобы не создавать резких теней или слепящих эффектов, которые могут вредить зрению.

СанПиН 1.2.3685-21 (таблица 5.59) устанавливает нормы для естественного освещения школьных помещений, включая длительность инсоляции – время, в течение которого помещение освещается прямыми солнечными лучами. Нормы варьируются в зависимости от географического положения:

  • В северных регионах (севернее 58° с. ш.) – минимум 2,5 часа освещения от 22 апреля до 22 августа;
  • В центральных регионах (от 48° до 58° с. ш.) – минимум 2 часа;
  • В южных регионах (южнее 48° с. ш.) – минимум 1,5 часа с 22 февраля по 22 октября.

Также документ определяет требования к коэффициенту естественного освещения (КЕО), который должен варьироваться от 1% до 4% в зависимости от типа зрительной работы, выполняемой в помещении.


Нормы искусственного освещения по СанПиН 1.2.3685-21

Для искусственного освещения в образовательных учреждениях СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает следующие требования:

  • Световая температура источника света должна находиться в диапазоне от 2400 до 6500 К, что позволяет создать комфортную среду для зрения.
  • Длина волны светового излучения должна быть от 320 до 440 нм, что подходит для безопасного и эффективного освещения.
  • Коэффициент естественного освещения (КЕО) устанавливается на уровне от 0.8 до 1.6 % в случае использования комбинированного освещения.

Освещение должно распределяться равномерно, особенно в зоне рабочих мест учащихся, чтобы минимизировать утомляемость глаз и повысить концентрацию внимания. Кроме того, осветительные приборы не должны создавать шума или мерцания в процессе работы, так как это может отвлекать и раздражать учеников.

Школьные помещения классифицируются по уровню зрительной нагрузки, что определяет требования к освещению. Учебные классы, компьютерные комнаты, библиотеки и мастерские относятся к категории А, что подразумевает более строгие стандарты освещения из-за повышенных зрительных нагрузок, связанных с длительной концентрацией внимания и необходимостью воспринимать большое количество визуальной информации.

Освещение в специализированных кабинетах школы

Освещение в кабинетах школы должно соответствовать их специфическому назначению. По требованиям СанПиН 1.2.3685-21, в учебных помещениях, предназначенных для занятий информатикой, черчением, рисованием, а также физикой и химией, не требуется инсоляция (прямое солнечное освещение). Нормы освещенности для таких кабинетов установлены следующим образом:

  • кабинеты для занятий на компьютерах – 300 люкс;
  •  общеобразовательные классы – от 300 до 500 люкс;
  •  кабинеты для черчения и рисования – 500 люкс;
  •  кабинеты с лабораториями – 500 люкс.


Кроме того, важно обеспечить, чтобы индекс цветопередачи в этих помещениях был не ниже 85. Это критически важно для правильного восприятия цветов учащимися, что особенно значимо в процессе обучения и выполнения лабораторных работ.

Нормативы освещения для спортивных залов в школах

Освещение в спортивных залах школьных учреждений должно обеспечиваться отдельными линиями электроснабжения, чтобы не пересекаться с освещением основных учебных аудиторий. Нормы освещенности для спортивных залов регламентированы в нескольких ключевых документах, включая ВСН 1-73, пособие к СНиП 2.08.02-89, СП 31-112-2004, а также СНиП 23-05 и СНиП 3.05.06. Основные требования к освещению включают:

  • достаточную освещенность для безопасности и комфорта занимающихся спортом.
  •  равномерное распределение света по площади спортивного зала.
  •  использование светильников, которые минимизируют возможность слепящих эффектов и отражений.
  •  адаптацию освещения под различные виды спортивных мероприятий, проводимых в зале.

Требования к светильникам в школе (нормативы,СанПиН)представленные в санитарных и строительных нормативных актах, направлены на обеспечение необходимого уровня психологической безопасности и охраны физического здоровья учащихся. Тема весьма актуальна. Распорядок академического дня построен так, что в зимнее время ученики приходят в школу в утренние сумерки, а заканчивают занятия и возвращаются домой, когда солнце уже заходит за пределы горизонта.

Требования к светильникам в школе

Недостаток естественного и несбалансированность искусственного света оказывает вредное воздействие, вызывать чрезмерную утомляемость, слезоточивость, покраснение и прочие болезненные ощущения. Много вопросов у общественности вызывают LED светильники для школыкоторые по мнению некоторых, якобы вырабатывают нежелательную для организма электромагнитную пульсацию, обостряющую нервозность и раздражительность. Давайте попробуем разобраться так ли это. 

Документы регламентирующие освещение в школьных помещениях

Основополагающие позиции здорового освещения в школах по нормам СанПиН отражены в документе № 2.2.I/2.1.1.1278-03, их уточнения даны в Письме ФС по надзору и защите прав потребителей от I.Х. 2012г. N 0I/11157-12-32, а рекомендации доступны в протоколе конференции Минстроя 19.01.2017 г. Представленные документы служат основой для проектирования уровня освещения в

  • классах,
  • коридорах и
  • залах учебных заведений.
  • Светильник для школьной доски А-СС-ШДРУ-1-S-28

    3,600.00

  • Светильник для школьной доски А-СС-ШДРУ-1-S-25

    3,600.00

  • Светильник для школьной доски А-СС-ШДРУ-1-S-19

    3,425.00

  • Светильник для школьной доски А-СС-ШДРУ-1-S-17

    3,420.00

  • Светильник для школьной доски А-СС-ШДРУ-1-Е-28о

    3,745.00

  • Светильник для школьной доски А-СС-ШДРУ-1-Е-25о

    3,715.00

  • Светильник для школьной доски А-СС-ШДРУ-1-Е-19о

    3,555.00

  • Светильник для школьной доски А-СС-ШДРУ-1-Е-17о

    3,535.00

  • Светильник для школьной доски А-СС-ШД-1-Е-28о

    3,455.00

Они же разъясняют и корректируют неоднозначные пункты  СП 256.1325800.2016 и СП 251.1325800.2016, касательно запрета на пользование некоторыми видами ламп в зданиях медицинского и образовательного назначения.

Эти документы подразумевают возможность использования в образовательных учреждения (LED) люминесцентных и ламп дневного света. Они обеспечивают нормативы принятые согласно СанПин.2821-10

  • На рабочих столах — от 250 до 750 лк.
  • Над доской — от 350 до 500 лк.
  • Нормы к светильникам для спортзала у пола — от 200 лк.
  • В рекреациях — от 150 лк.

 Слишком тусклое освещение напрягает органы зрения и приводит к потере зрения. При недостаточном освещении учащиеся ощущают:

  • усталость,
  • пассивность,
  • сонливость.

Слишком яркое свечение может действовать возбуждающе, приводить к нервным напряжениям.

Нормы освещения в школьных классах и коридорах

Нормы освещения в школьных классах и коридорах

Освещение в школе, по нормам СанПин должно иметь левостороннюю направленность и обеспечивать коэфициент естественной освещенности КЕО (еm = (Евм / Ен) × 100% ) на поверхности парт крайнего правого ряда 1,3-1,5 единиц. Если помещение имеет длинну более 10 м, то его дополнительно подсвечивают с правой стороны, установив световое оборудование на высоте 2,2 м. и выше от уровня пола с таким расчётом, чтобы KEO на местах, расположенных в центральном ряду также оставалось в заданных пределах. Запрещено рассаживать обучающихся перед или позади основного пучка светового потока.

Направление левого угла падения лучей выбрано не случайно. При правильном их распространение в пространстве создаются условия для нормального течения физиологических процессов у человека и условия для энергичной умственной работы и усвоения материала. Специальные светильники над доской принято крепить на высоте 0,3 м от верхнего края. 

Наиболее эффективную систему общего освещения классных комнат и коридоров обеспечивают школьные Led светильники потолочные Армстронг со спектрами светоизлучения:

  • белым,
  • тепло-белым,
  • естественно-белым.

Схему их расположения составляют с учётом «лимита дискомфорта», определяющего, как будет освещаться все помещение. Его оптимальное значение – не ниже 150 люкс. Использование в кабинетах и коридорах разных видов ламп не допускается.

В компьютерных классах приходится сочетать ведение записей в блокноте с восприятием информации с монитора, требования к мощности светильников повышаются, начиная от 300 лк и выше. При этом потолочные LED светильники армстронг,  располагают рядами, параллельно по отношению к окнам. Последний из них монтируют в удалении 1,6 м. до дальней стены кабинета.

Нормы освещения в спортивных залах

нормы освещения в спортзалах школ

Нормы освещения в спортивных залах
  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-П2-1-Е-80ЗРо

    9,355.00

  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-П2-1-Е-64ЗРо

    6,205.00

  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-П2-1-Е-50ЗРо

    5,390.00

  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-П2-1-Е-34ЗРо

    4,785.00

  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-ОЗР-2-Е-38о

    3,605.00

  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-ОЗР-2-Е-34о

    3,560.00

  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-ОЗР-1-Е-29о

    4,165.00

  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-ОЗР-1-Е-38о

    4,360.00

  • Светильник светодиодный для спортзала А-СС-ОЗР-1-Е-34о

    4,315.00

В школьных помещениях освещение спортзалов и основных аудиторий должно подключаться  по разным линиям передачи электроэнергии.  Основные нормы прописаны в следующих документах: ВСН 1-73 , пособии к СНиП 2.08.02-89, СП 31-112-2004, СНиП 23-05, СНиП 3.05.06.  В целом, принято выделять следующие нормативы:

Вид спорта Уровень соревнований Минимальная освещенность, Лк (крытый спортзал)Е гор.
Футбол Тренировка 300
Соревнования на стадионе с трибунами вместимостью от 1500 до 10000 зрителей 300
От 10 000 до 25 000 зрителей 500
Свыше 25 000 зрителей 500
Хоккей с шайбой Тренировка 500
Соревнования 500
Хоккей с мячом, скоростной бег на коньках Тренировка 150
Соревнования 500
Бадминтон, баскетбол, волейбол Тренировка 300
Соревнования 500
Теннис Тренировка 300
Соревнования 500
Легкая атлетика Тренировка 150
Соревнования 200
Плавание Тренировка 150
Соревнования 200-400²
Фигурное катание на коньках Тренировка 500
Соревнования 500
Сани, бобслей Тренировка 500
Соревнования 300

 Для более рационального и равномерного распределения отражающего света, для финишной окраски пола применяют следующие тона:

  • белый цвет с коэффициентом 0,7 — 0,9.
  • темно-коричневый или темно-зеленый с К — от 0,4 до 0,55.
  • Снаряды и мебель с оттенками К — 0,45.
  • светло-желтого и бежевого с К от 0,6 до 0,8.

Школьные светодиодные светильники

В заключение следует упомянуть об уходе за светодиодными светильниками. Чистку приборов персонал обязан производить с регулярностью не реже 2-ух раз в течение года, а также, по мере их загрязнения или при необходимости производить их замену.

Ознакомились с данным материалом и решили, купить школьные светодиодные светильники по лучшей цене, тогда перейдите по ссылке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Глифошанс супер гербицид инструкция по применению
  • Набор для выращивания незабудка голубая инструкция
  • Silvercrest весы кухонные инструкция на русском
  • Анвимакс порошок инструкция по применению взрослым противопоказания
  • Тразограф инструкция по применению внутрь при кт