Инструкция по эксплуатации деревянных опор лэп

ПТЭЭП. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

Глава 2.3. Воздушные линии электропередачи и токопроводы

2.3.1. Настоящая глава распространяется на ВЛ напряжением (0,38÷220) кВ и воздушные токопроводы напряжением до 35 кВ включительно переменного и постоянного тока, обслуживаемые Потребителями.

Правила не распространяются на линии контактной сети, токопроводы для электролизных установок и другие воздушные специальные линии и сооружения, устройство и эксплуатация которых определяется специальными правилами и нормами.

2.3.2. Все вновь сооружаемые и реконструируемые ВЛ и токопроводы должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства электроустановок и действующими строительными нормами и правилами.

2.3.3. При согласовании технической документации на вновь проектируемые (реконструируемые) ВЛ и токопроводы Потребители должны предоставлять проектным организациям данные о фактических условиях в зоне проектируемой ВЛ, токопровода (климатические условия, характер и интенсивность загрязнения и др.) и требовать учета этих условий в проектах. Намечаемые проектные решения по новым и реконструируемым ВЛ (токопроводам), присоединяемым к электрической сети внешнего электроснабжения, должны быть согласованы с энергоснабжающей организацией.

2.3.4. Потребитель, которому подлежит сдача в эксплуатацию вновь сооружаемых ВЛ и токопроводов, должен организовать технический надзор за производством работ, проверку соответствия выполняемых работ утвержденной технической документации.

2.3.5. Приемка в эксплуатацию и допуск вновь сооруженных ВЛ и токопроводов должны производиться в соответствии со строительными нормами и правилами и установленным порядком допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, а также правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством линий электропередачи.

Перед приемкой должны быть проверены на соответствие проекту техническое состояние трассы, опор и других элементов ВЛ (токопровода), заземляющих и молниезащитных устройств, стрелы провеса и расстояния от проводов и тросов в пролетах и пересечениях до земли и объектов.

При сдаче в эксплуатацию токопроводов напряжением выше 1000 В кроме документации, предусмотренной правилами устройства электроустановок и строительными нормами и правилами, должны быть оформлены:

  • исполнительный чертеж трассы с указанием мест пересечений с различными коммуникациями;
  • чертеж профиля токопровода в местах пересечений с коммуникациями;
  • перечень отступлений от проекта;
  • протокол фазировки;
  • акт на монтаж натяжных зажимов для гибких токопроводов;
  • протоколы испытаний;
  • документы, подтверждающие наличие подготовленного персонала;
  • необходимые исполнительные схемы;
  • разработанные и утвержденные инструкции.

2.3.6. При эксплуатации ВЛ должны соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение.

Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен информировать других Потребителей, организации, находящихся в районе прохождения ВЛ, о требованиях указанных Правил.

Потребитель, которому принадлежит ВЛ, должен принимать меры к приостановлению работ в охранной зоне ВЛ, выполняемых с нарушением правил охраны электрических сетей.

2.3.7. При эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.

При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных ее элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики.

Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями — не реже 1 раза в 5 лет.

Капитальный ремонт токопроводов должен выполняться по мере необходимости по решению технического руководителя Потребителя.

Перечень работ, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту ВЛ и токопроводов, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ.

2.3.8. На ВЛ должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры.

Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя. Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Конкретные сроки в пределах, установленных настоящими Правилами, должны быть определены ответственным за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий эксплуатации. Кроме того, не реже 1 раза в год административно-технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки ВЛ, подлежащие ремонту.

Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 лет и более, или на их участках, и на ВЛ, проходящих по зонам интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 5 лет; на остальных ВЛ (участках) напряжением 35 кВ и выше — не реже 1 раза в 10 лет.

На ВЛ 0,38-20 кВ верховые осмотры должны осуществляться при необходимости.

2.3.9. Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны проводиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек, при пожарах в зоне трассы ВЛ, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бедствий, а также после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного автоматического повторного включения, а после успешного повторного включения — по мере необходимости.

2.3.10. Периодические осмотры токопроводов должны выполняться по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, с учетом местных условий их эксплуатации.

2.3.11. При осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять:

  • противопожарное состояние трассы: в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ;
  • состояние фундаментов, приставок: не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждений в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление;
  • состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности;
  • состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ:
    • состояние гибких шин токопроводов: не должно быть перекруток, расплеток и лопнувших проволок;
    • состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты;
    • состояние арматуры: не должно быть трещин в ней, перетирания или деформации отдельных деталей;
    • состояние разрядников, коммутационной аппаратуры на ВЛ и концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в болтовых соединениях молниезащитного троса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушения коррозией элементов заземляющего устройства.

2.3.12. Профилактические проверки и измерения на ВЛ и токопроводах выполняются в объемах и в сроки, предусмотренные нормами испытания электрооборудования (Приложение 3).

2.3.13. Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ и токопроводов и в процессе профилактических проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации (журнале или ведомости дефектов) и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство Потребителя устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания и ремонта.

Эксплуатационные допуски и нормы отбраковки деталей опор и других элементов ВЛ приведены в нормах испытания электрооборудования (Приложение 3).

2.3.14. Техническое обслуживание и ремонтные работы должны быть организованы, как правило, комплексно с минимальной продолжительностью отключения ВЛ. Они могут проводиться с отключением линии, одной фазы (пофазный ремонт) и без снятия напряжения. Работы на ВЛ с отключением одной фазы и без снятия напряжения должны производиться по специальным инструкциям.

2.3.15. При техническом обслуживании и ремонте ВЛ должны использоваться специальные машины, механизмы, транспортные средства, такелаж, оснастка, инструмент и приспособления.

Бригады, выполняющие работы на ВЛ, должны быть оснащены средствами связи с руководящими работниками Потребителя и диспетчерскими пунктами.

2.3.16. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ и токопроводов, а также способа закрепления опор в грунте, могут выполняться только при наличии технической документации (обоснования) и с письменного разрешения ответственного за электрохозяйство Потребителя.

Во всех случаях техническое обоснование конструктивных изменений должно соответствовать требованиям нормативно-технических документов по проектированию электроустановок (правилам устройства электроустановок, строительным нормам и правилам и т.п.).

2.3.17. Трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев.

Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ.

Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения.

2.3.18. Антикоррозионное покрытие неоцинкованных металлических опор и металлических элементов железобетонных и деревянных опор, а также стальных тросов и оттяжек проводов, должно восстанавливаться по распоряжению ответственного за электрохозяйство Потребителя.

2.3.19. На участках ВЛ и токопроводов, подверженных интенсивному загрязнению, должна применяться специальная или усиленная изоляция и при необходимости проводиться чистка (обмывка) изоляции, замена загрязненных изоляторов.

В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и в местах их массовых гнездований должны использоваться устройства, исключающие посадку птиц над гирляндами или отпугивающие их.

2.3.20. При эксплуатации ВЛ в пролетах пересечения действующей ВЛ с другими ВЛ на каждом проводе или тросе проходящей сверху ВЛ допускается не более одного соединения; в пролетах пересечения с линиями связи и сигнализации и линиями радиотрансляционных сетей соединения не допускаются. Количество соединений проводов и тросов на ВЛ до 1000 В, проходящей снизу, не регламентируется.

2.3.21. На ВЛ напряжением выше 1000 В, подверженных интенсивному гололедообразованию, следует осуществлять плавку гололеда электрическим током.

Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен контролировать процесс гололедообразования на ВЛ и обеспечивать своевременное включение схем плавки гололеда; ВЛ, на которых производится плавка гололеда, должны быть, как правило, оснащены устройствами автоматического контроля и сигнализации гололедообразования и процесса плавки, а также закорачивающими коммутационными аппаратами.

Выбор метода плавки определяется условиями работы ВЛ (схема сети, нагрузка потребителей, зона гололедообразования, возможность отключения линий и т.п.).

2.3.22. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен содержать в исправном состоянии:

  • сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ судоходной или сплавной реки, озера, водохранилища, канала, установленные в соответствии с уставом внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);
  • устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ в соответствии с требованиями правил маркировки и светоограждения высотных препятствий;
  • постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и требованиями нормативно-технических документов.

2.3.23. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен следить за исправностью габаритных знаков, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с шоссейными дорогами, и габаритных ворот в местах пересечения ВЛ с железнодорожными путями, по которым возможно передвижение негабаритных грузов и кранов. Установку и обслуживание габаритных ворот и знаков на пересечениях осуществляют организации, в ведении которых находятся железнодорожные пути и шоссейные дороги.

2.3.24. В электрических сетях 6¸35 кВ с малыми токами замыкания на землю допускается работа ВЛ с заземленной фазой до устранения замыкания; при этом персонал обязан отыскать место повреждения и устранить его в кратчайший срок (см. также п.2.7.18).

2.3.25. При ремонте ВЛ, имеющих высокочастотные каналы телемеханики и связи, в целях сохранения в работе этих каналов для заземления следует использовать переносные заземляющие заградители.

2.3.26. Для дистанционного определения мест повреждения ВЛ напряжением 110-220 кВ, а также мест междуфазных замыканий на ВЛ 6¸35 кВ, должны быть установлены специальные приборы. На ВЛ напряжением 6¸35 кВ с отпайками должны быть установлены указатели поврежденного участка.

Потребители должны быть оснащены переносными приборами для определения мест замыкания на землю на ВЛ 6¸35 кВ.

2.3.27. В целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ у Потребителей должен храниться аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

2.3.28. Плановый ремонт и реконструкция ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны проводиться по согласованию с землепользователями.

Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проводимых работах.

2.3.29. При совместной подвеске на опорах проводов ВЛ и линий другого назначения, принадлежащих другим Потребителям, плановые ремонты ВЛ должны проводиться в согласованные с этими Потребителями сроки. При авариях ремонтные работы должны проводиться с уведомлением этих Потребителей. Сторонний Потребитель, проводящий работы на принадлежащих ему проводах, обязан не позднее чем за 3 дня до начала работ согласовать их проведение с Потребителем, эксплуатирующим ВЛ.

2.3.30. Эксплуатация ВЛ и токопроводов должна осуществляться в соответствии с местными инструкциями, подготовленным и допущенным к обслуживанию ВЛ персоналом.

Автор(ы): В. Н. Андриевский

06.07.2021

Год изд.: 1962
Описание: Изложены вопросы эксплуатации и ремонта деревянных опор линий электропередачи высокого напряжения. Освещаются вопросы продления срока службы деревянных деталей опор и механизации ремонтных работ. Брошюра рассчитана на электромонтеров, бригадиров и мастеров, обслуживающих линии электропередачи высокого напряження. Разделы, посвященные предохранению опор от загнивания и отбраковке загнивших деталей, могут быть полезны также и для персонала, эксплуатирующего липин связи и линии низкого напряжения.
Оглавление:

Обложка книги.

Введение [3]
1. Общие сведения о деревянных опорах [4]
2. Повреждения деревянных опор [8]
3. Продление срока службы деревянных деталей [15]
4. Замена деталей деревянных опор [38]
5. Выправка опор [53]
6. Замена опор [56]
Литература [56]

Формат: djvu + ocr
Размер: 2271461 байт
Язык: РУС
Рейтинг: 69

Монтаж деревянных опор ЛЭП: профессиональные рекомендации для долговечности и безопасности

Ищете проверенные методы монтажа деревянных опор ЛЭП? Экспертные советы по выбору древесины, обработке и установке в соответствии с современными стандартами. Увеличьте срок службы линий на 20+ лет!

Введение

Деревянные опоры ЛЭП остаются популярными благодаря доступности, экологичности и высокой ремонтопригодности. Однако их долговечность напрямую зависит от соблюдения технологий монтажа и обработки. В этой статье — профессиональные рекомендации, которые помогут избежать распространенных ошибок и обеспечить надежность энергообъектов на десятилетия.

1. Выбор древесины: ключевые критерии

Деревянные опоры изготавливаются из хвойных и лиственных пород. Основные требования к материалу:

  • Порода древесины:
  • Сосна — оптимальна для умеренного климата благодаря смолистости, которая повышает устойчивость к влаге.
  • Лиственница — подходит для регионов с высокой влажностью и перепадами температур (например, болотистые местности).
  • Дуб — используется для магистральных ЛЭП с повышенными нагрузками.
  • Сортность:
  • 1-й сорт: отсутствие трещин, сучков и грибковых поражений.
  • 2-й сорт: допустимы незначительные дефекты, не влияющие на прочность.
  • Влажность: не более 20%. Пересушенная древесина склонна к растрескиванию, сырая — к деформации.

Совет: Требуйте у поставщика сертификаты соответствия ГОСТ 20022.0-2023 («Защита древесины»).

2. Обработка древесины: защита от внешних факторов

Без пропитки деревянные опоры подвержены гниению, поражению насекомыми и возгоранию. Современные методы обработки включают:

  • Антисептирование:
  • Составы на основе меди и бора предотвращают развитие грибка и плесени.
  • Глубокая пропитка в автоклавах обеспечивает проникновение защитных веществ на 5–7 см.
  • Антипирены:
  • Огнезащитные пропитки снижают риск возгорания, повышая температуру воспламенения древесины.
  • Гидрофобизаторы:
  • Покрытия на основе силикона или воска уменьшают водопоглощение, защищая от атмосферных осадков.

Важно! Обработку проводят до монтажа, чтобы избежать неравномерного нанесения.

3. Технология монтажа: этапы и нюансы

Правильная установка опор — залог их устойчивости. Пошаговая инструкция:

3.1. Подготовка участка

  • Проведите геодезическую разметку трассы ЛЭП.
  • Убедитесь, что грунт не относится к категории вечной мерзлоты или заболоченных почв.

3.2. Установка опор

  • Глубина заложения: 1/6 высоты опоры + 10 см (для 9-метровой — 1,6 м).
  • Укрепление основания:
  • В рыхлых грунтах используйте бетонные пасынки или металлические подпоры.
  • На скальных породах допустимо крепление анкерами.
  • Выверка вертикали: применяйте лазерные нивелиры. Отклонение не должно превышать 1 см на 1 м высоты.

3.3. Крепление проводов

  • Используйте изоляторы из армированного стеклопластика.
  • Натяжение проводов регулируйте динамометром, чтобы избежать провисания или обрыва.

4. Эксплуатация и обслуживание

  • Регулярный осмотр: 1–2 раза в год проверяйте опоры на наличие трещин, следов гниения или поражения насекомыми.
  • Ремонт:
  • При повреждении до 30% сечения установите металлические бандажи.
  • При разрушении свыше 50% замените опору.

Заключение: Почему важно сотрудничать с профессионалами?

Монтаж деревянных опор ЛЭП требует глубоких знаний в области материаловедения, строительных норм и экологических стандартов. Ошибки на этапе выбора древесины или установки приводят к авариям и многомиллионным убыткам.

Преимущества работы с проверенными поставщиками:

  • Гарантия соответствия ГОСТ и ТР ЕАЭС.
  • Помощь в расчете нагрузок и подборе материалов.
  • Поставка древесины с предварительной обработкой, сокращающей сроки монтажа.

А заказать качественные материалы можно у ТД «Монетный Лесозавод» Не рискуйте надежностью объектов! Закажите консультацию специалиста, чтобы подобрать оптимальное решение для вашего проекта.

Звоните прямо сейчас:

+7 (922) 122-12-05

Наши эксперты ответят на вопросы и помогут оформить заказ.

Ремонт воздушных линий электропередачи

Эксплуатация воздушных линий электропередачи включает техническое обслуживание (эксплуатационное обслуживание), капитальный ремонт и работы, связанные с ликвидацией аварийных повреждений на ВЛ.

Затраты труда по названным видам работ распределяются следующим образом: аварийно-восстановительные работы — 0,3 — 1,2 % (всех затрат труда), техническое обслуживание — 9,5 — 12,6%, капитальный ремонт 86,4 — 89,5%.

Техническое обслуживание и капитальный ремонт являются основными условиями, обеспечивающими нормальную, безаварийную работу воздушных линий электропередачи. Эти работы плановые и составляют приблизительно 99 % всех затрат труда ремонтно-эксплуатационного персонала. В структуре затрат труда по разделу капитальные ремонты основная доля приходится на расчистку трасс и замену дефектных изоляторов.

Доля затрат труда по расчистке трасс составляет около 45 % всего объема работ по капитальному ремонту. По объему затраты труда на эти работы растут быстрее, чем увеличивается протяженность обслуживаемых линий. Вызвано это тем, что трассы вновь введенных и вводимых в настоящее время в эксплуатацию ВЛ (около 30 %) проходят по лесистой местности.

Сроки проведения текущего и капитального ремонта ВЛ

Текущий ремонт воздушных линий электропередачи проводится ежегодно. Объем выполняемых работ включает: ремонт и выправку опор, замену поврежденных изоляторов, перетяжку отдельных участков сети, проверку трубчатых разрядников, вырубку разросшихся деревьев. При капитальном ремонте проводится плановая замена опор, перетяжка и выправка линий, замена неисправной арматуры. Капитальный ремонт низковольтных воздушных линий проводится один раз в 10 лет.

Для устранения дефектов, обнаруженных при осмотрах, составляется график отключения воздушных линий электропередачи для проведения ремонта.

Ремонт деревянных опор

При эксплуатации воздушных линий электропередачи наблюдаются отклонения опор от вертикального положения. С течением времени величина наклона увеличивается и опора может упасть. Для восстановления нормального положения опоры используется лебедка. После правки почву вокруг опоры хорошо утрамбовывают. Если опора наклонилась в результате ослабления бандажа, производят его подтяжку.

Расположенные в земле деревянные части пасынка (опоры) подвергаются сравнительно быстрому загниванию. Для продления срока службы в местах повреждения устанавливают антисептические бандажи. Перед наложением бандажа участок древесины очищают от гнили, затем кистью наносят антисептическую пасту слоем 3 — 5 мм и накладывают ленту из синтетической пленки или рубероида, которую фиксируют с помощью гвоздей, а верхний обрез обвязывают проволокой диаметром 1 — 2 мм.

Другая технология работ предусматривает заготовку гидроизоляционных листов с заранее наложенным антисептиком и последующую установку их на пораженное место.

В настоящее время часто практикуют замену поврежденных деревянных пасынков на железобетонные. Если меняют пасынок при хорошем состоянии остальной части опоры, то такую работу выполняют без снятия напряжения. Новый пасынок устанавливают с противоположной стороны (по отношению к старому пасынку), а старый удаляют.

Ремонт железобетонных опор

Выправку одностоечных железобетонных опор осуществляют с помощью телескопической вышки.

Различают следующие дефекты железобетонных опор: поперечные трещины, раковины, щели, пятна на бетоне.

При наличии поперечных трещин в зависимости от типа опоры производят окраску поверхности бетона в зоне трещин, заделку их полимерцементным раствором, установку бандажей и замену опор. Перед проведением покраски поверхность промывают растворителем, затем грунтуют слоем лака марки ХСЛ и покрывают смесью лака с цементом (в отношении 1:1 по массе).

После сушки наносят слой перхлорвиниловой эмали ХВ-1100. Для приготовления полимерцементного раствора первоначально смешивают цемент с песком (цемент марки 400 или 500 с песком в пропорции 1:2), затем добавляют 5 % полимерную эмульсию. Полученную массу перемешивают и вмазывают в поврежденное место. Через 1 час заплату смачивают водным раствором эмульсии.

При ширине трещины более 0,6 мм, наличии раковин или отверстий площадью до 25 см2 устанавливают бандаж. Поврежденное место зачищают, размещают вертикальный или горизонтальный стальной каркас (сталь диаметром до 16 мм), делают опалубку и заливают бетоном. Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона.

При наличии продольных трещин длиной более 3 м на всей поверхности бетона, раковин или отверстий площадью более 25 см 2 производится замена опоры.

Чистка и замена изоляторов при ремонте воздушных линий электропередачи

Чистка изоляторов может производиться на отключенной воздушной линии электропередачи протиркой вручную или на линии под напряжением путем обмыва изоляторов струей воды. Для обмыва изоляторов используется телескопическая вышка, в которой устанавливается вспомогательная стойка для ствола с насадкой, по которому под давлением поступает вода. Вода привозится в цистерне. Работу выполняют специально обученные лица.

Замена неисправных изоляторов осуществляется без опускания или с опусканием провода. На воздушной линии, где масса провода небольшая, используется телескопическая вышка и провод не опускают.

После демонтажа вязок специальным ключом старый изолятор снимают со штыря, заменяют полиэтиленовый колпачок. Перед установкой нового колпачка его предварительно нагревают в горячей воде при температуре 85 — 90° С. Затем ударами деревянного молотка насаживают на крюк, устанавливают изолятор, закрепляют провода.

Регулировка стрел провеса проводов

Указанная операция проводится путем вставки или вырезки части провода. Перед началом работы расчетом определяют длину вставки (вырезки). Затем отключают напряжение, на одной из анкерных опор провод отсоединяют и опускают на землю, разрезают, делают вставку, снова натягивают. Если длина вставки (вырезки) небольшая (0,2 — 0,6 м), регулировку стрел провеса производят за счет изменения крепления проводов на анкерных опорах.

В сетях 0,38 — 10 кВ такая работа обычно выполняется в летнее время, причем стрела провеса устанавливается «на глазок». Это нежелательно. Указанная регулировка может привести к обрыву проводов в зимнее время.

При сравнительно небольшом повреждении проводов (3 — 5 проволок из 19) оборванные жилы скручивают и накладывают бандаж, либо ремонтную муфту. При этом вырезка участка провода не производится.

Ремонтная муфта представляет собой разрезанный вдоль овальный соединитель. При монтаже края разреза разводят, муфту надевают на поврежденный участок и опрессовывают с помощью прессов МГП-12, МИ-2. Длина муфты зависит от размеров поврежденного участка.

При большом числе оборванных жил производится замена дефектных участков провода. Отрезок нового провода должен иметь то же направление свивки, что ремонтируемый. Длина вставки берется от 5 до 10 м в зависимости от сечения провода. При ремонте используется телескопическая вышка, провод опускается на землю.

Наиболее распространенные способы соединения вставок с основным проводом — использование овальных соединителей с последующим их обжатием или скручиванием.

Для ремонта проводов воздушной линии электропередачи применяется также сварка с помощью термитных патронов. К работам по сварке допускаются лица, прошедшие обучение и могущие выполнять эту операцию самостоятельно.

Очистка трассы воздушной линии

Очистка трассы выполняется с целью исключения аварий из-за падения деревьев на провода, перекрытия линий ветвями подрастающих деревьев, для защиты от пожаров. Кроме этого работы на трассе проводятся для защиты сельскохозяйственных угодий от сорной растительности.

Мероприятия по очистке трассы воздушной линии планируются. Используются ручная, механическая и химическая виды очистки. На трассах воздушных линий 0,38 — 10 кВ преимущественно проводится ручная очистка.

Работу выполняет специально подготовленная бригада. Лица моложе 18 лет к вырубке и валке деревьев не допускаются. Обычно на место работы при большом ее объеме вывозится передвижной вагончик.

Источник

Капитальный ремонт ЛЭП

ООО » Электроремонтная компания » осуществляет капитальный ремонт линий электропередач:

По регламенту осмотр воздушных линии электропередач проводят ежегодно в случае дефектов проводят ремонтные работы ЛЭП. Капитальный ремонт линий электропередач проводят раз в 10 лет, при капитальном ремонте заменяют опоры ЛЭП, или часть металлической решетчатой опоры. Производят перетяжку проводов ВЛ.

Ремонт деревянных опор ЛЭП

При ремонте деревянных опор ЛЭП используют лебедку для восстановления опор в вертикальное положение, так как со временем опоры отклоняются. После восстановления опоры, фундамент опоры укрепляют. Также подтягивают бандаж (усиление части опоры ЛЭП) в случае его присутствия. В случае отсутствия фундамента укрепляется грунт. Если часть опоры начало гнить, гнилье снимают, покрывают антисептической пастой, поверх накладывают рубероид или синтетическую пленку; после этого накладывают антисептические бандажи.

На сегодняшний день применяют технологию замены приставки железобетонными конструкциями (пасынок). Если состояние опоры хорошее, то при замене пасынка напряжение не снимается.

Ремонт железобетонных опор ЛЭП

При ремонте железобетонных опор ЛЭП используют телескопическую вышку для выпрямления в вертикальное положение. Дефекты бывают следующих видов:

В зависимости от толщины трещины, железобетонные опоры ремонтируют:

  • Если трещина менее 0,6 мм, то поврежденные места окрашивают или покрывают специальными растворами, устанавливают бандажи или вовсе меняют опору. Перед нанесением покрытия, поврежденные места тщательно обрабатывают растворителем, после этого наносят покрытие, затем наносят грунтовку химически стойким лаком и наносят лак с цементом в соотношении один к одному. После того как все высохнет, покрывают эмалью. Чтобы приготовить специальный раствор, смешивают с песком цемент по соотношению два к одному и добавляют 5% эмали полимерной.
  • Если трещина более 0,6 мм и до повреждений площадью 25 см 2 , то накладывают бандажи. Дефектное место зачищают, устанавливают каркасы из стали диаметром до 16 мм, устанавливают опалубку и заливают бетоном. Бандаж должен перекрывать края бетона на 20 см дефектную зону.

Железобетонную опору ЛЭП заменяют в случае повреждения бетона, отверстий, раковин площадью больше 25 см 2 и продольных трещин больше 3 метров.

Ремонт металлических опор ЛЭП

Ремонт металлических опор заключается в очистке опор от ржавчины и покраске. Также при сильных повреждениях опоры усиливают, заменяют отдельные конструкции или меняют ее. Также опоры на оттяжках регулируют, выправляют.

Зачистка от ржавчины и краски является самым трудоемким процессом. Для чистки используют шлифовальные машины или металлические щетки. Для хорошей чистки применяют кислоты, после чистки покрывают краской. Краску наносят краскораспылителем или малярной кистью. Все зачистные работы и работы покраски обычно проводят без отключения линии электропередач. Вблизи подвески проводов на гирляндах красят кистями. При проведении ремонтных работ с частичной заменой конструкции металлические опоры на оттяжках ослабляют. Болты поврежденные коррозией, погнутые срезают и устанавливают новые оцинкованные. При замене конструкций опоры, заранее заготавливают металлоконструкции того же профиля и марки стали, чаще всего оцинковывают. Поврежденную часть конструкции вырезают горелкой или бензорезом. Затем приготовленную металлоконструкцию соединяют и наносят определенные сварные швы.

Замена и чистка изоляторов

Изоляторы можно зачистить двумя способами:

  • под напряжением (чистка струей воды);
  • без напряжения (зачистка вручную);

Замену поврежденного изолятора производят:

  • без опускания провода (масса провода небольшая, применяют телескопические вышки);
  • с опусканием провода.

После демонтажа вязок с помощью спец. ключа изоляторы снимают со штыря и производят замену колпачка из полиэтилена, предварительно нагревают в воде при 85-90 градусов. Затем насаживают на крюк с помощью деревянного молотка, устанавливают изолятор и закрепляют провода.

Ремонт проводов ЛЭП

Регулировка стрел провеса проводов осуществляется за счет вырезки и вставки части провода. Заранее отмеряют провод для вставки, после этого убирают напряжение, после снимают провод с одной из опор, делают вставку и снова натягивают. В случае, если длина провода нужная для вырезки до 60 см, то провес убирают за счет изменения крепления провода на опоре.

Если провода повреждены незначительно 3-5 жил из 19, проволоки скручивают и накладывают бандаж или муфту ремонтируют, при этом провода не вырезают. Муфта — овальный соединитель разрезанный вдоль. Края разреза при монтаже убирают в стороны, затем муфту накладывают на место повреждения провода (длина зависит от повреждения) и опрессовывают прессом.

Если в проводе много поврежденных жил, то производится замена поврежденных частей. Если в проводе много поврежденных жил, то производится замена поврежденных частей в том же направлении скрутки провода. В зависимости от поврежденного участка выбирается длина вставки. При ремонте проводов высоковольтных линий используют сварку термическими патронами.

Чистка просек трассы ЛЭП

Чистка линий электропередач проводится, чтобы исключить повреждение линий деревьями: падения, возгорание. Данные работы планируются заранее. Читка просек бывает: механическая, ручная (0,38-10 кВ), химическая.

Источник

Инструкция по обслуживанию и ремонту воздушных и воздушно-кабельных ЛЭП 0,4-10 кВ — Нормы браковки и замены деревянных деталей опор ВЛ

Содержание материала

Нормы браковки и периодичности замены деревянных деталей опор ВЛ 0,38-20 кВ.

1. Проверка загнивания древесины включает:

— осмотр и простукивание деталей по всей длине;

— измерения глубины загнивания в опасном сечении и в местах, наиболее подверженных загниванию.

2. Осмотром определяется наличие наружного кругового загнивания древесины и местного загнивания (отдельных очагов гнили и трещин, где может возникнуть глубокое и быстрое загнивание).

3. Простукиванием определяется наличие загнивания сердцевины: чистый, звонкий стук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие в ней загнивания. Простукивание следует производить в сухую погоду при положительной температуре воздуха.

4. Глубину загнивания древесины следует определять специальными приборами, в том числе щупом с полусантиметровыми делениями и полым буравчиком: щуп при измерении следует вводить в древесину нажатием руки. Запрещается забивать его молотком или каким-либо другим инструментом; глубину и характер загнивания определяют по извлекаемому столбику древесины. Все отверстия в древесине, произведенные при измерениях буравчиком, должны быть промазаны антисептиком и закрыты пробками для предотвращения распространения загнивания.

5. Измерения глубины загнивания следует производить: в трех точках окружности детали под углом 120° — для деталей, расположенных вертикально или наклонно (приставки, стойки, подкосы, раскосы), и в двух точках окружности (сверху в месте наибольшего загнивания и внизу против первого) — для деталей, расположенных горизонтально (траверсы, распорки и т.п.). Первое измерение по окружности вертикально расположенных деталей производят в месте предполагаемой (после осмотра и простукивания) наибольшей глубины загнивания.

6. Средняя глубина наружного загнивания определяется как среднее арифметическое из значений глубин загнивания, полученных при измерении в данном сечении.

Диаметр оставшейся здоровой части древесины определяется вычитанием удвоенного значения среднего наружного загнивания из значения фактического диаметра детали.

7. Глубину внутреннего загнивания определяют по методу, приведенному в приложении .

8. Одновременно с измерениями загнивания древесины следует проверить затяжку проволочных бандажей.

9. Осмотром определяется наличие наружного кругового загнивания древесины и местного загнивания (отдельных очагов гнили и трещин, где может возникнуть глубокое и быстрое загнивание).

10. Простукиванием определяется наличие загнивания сердцевины: чистый, звонкий стук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие в ней загнивания. Простукивание следует производить в сухую погоду при положительной температуре воздуха.

11. Норма браковки в расчетном (опасном) сечении определяется, исходя из значения диаметра здоровой части древесины D0, среднегодового снижения диаметра здоровой части загнившей древесины V (см/год) и времени Т (годы) до следующего ремонта с заменой древесины, по формуле:

12. Нормы браковки и периодичности замены деревянных деталей опор приведены в приложении .

13. Нормы браковки стоек и приставок опор для переходов через инженерные сооружения следует принимать на 3 см больше, чем указано в приложении .

14. Среднегодовое снижение диаметра здоровой части загнившей древесины должно определяться по опыту эксплуатации. При отсутствии данных опыта эксплуатации рекомендуется принимать в расчет 1 см/год в местах со среднегодовой температурой до 4°С и влажностью 75%, и 1, 5 см/год—в более теплых местах.

15. При наличии загнивания допустимый диаметр здоровой части древесины деталей опор в расчетном опасном сечении D0 определяется по формуле:

где Dрасч — расчетный диаметр в опасном сечении, принимаемый по чертежу опоры, см;

К0 — допустимый эксплуатационный запас прочности древесины (табл. 4);

Красч — расчетный запас прочности древесины, принимаемый, исходя из значения временного сопротивления, равного 420 даН/см 2 (420 кгс/см 2 );

С — коэффициент износа (см. табл. 4).

16. При отсутствии проектных данных опоры или применении типовых опор с параметрами, не соответствующими данной линии, величина Dрасч должна быть определена расчетным путем по действительным характеристикам линии (пролет, сечение проводов и грозозащитных тросов, климатические условия). Для промежуточных опор, расположенных на участках трассы ВЛ, проходящих по лесистой местности и ущельям, значение К0 для всех деталей опор, кроме траверс, может быть снижено до 1, значение коэффициента износа С может быть снижено в нормальном режиме до 0, 65. Для всех промежуточных опор с выпускающими поддерживающими зажимами, а также для опор с глухими поддерживающими зажимами (за исключением опор, установленных на пересечениях и в населенной местности) Dрасч и соответственно D0 определяются только по условиям нормального режима работы ВЛ. Для промежуточных опор с глухими поддерживающими зажимами, установленными на пересечениях и в населенной местности, а также для всех анкерных и угловых опор Dрасч и D0 определяются по условиям как нормального, так и аварийного режимов работы ВЛ и из полученных значений D0 принимается большее.

17. При наличии загнивания древесины не в расчетных опасных сечениях деталей опор допустимый диаметр следует определять следующим образом.

Эксплуатационные коэффициенты запаса прочности

Источник

Ремонт воздушных линий

При ремонтах ВЛ выполняется комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ путем ремонта или замены отдельных ее элементов.

Для ВЛ напряжением до 10 кВ структура ремонтного цикла предствляет собой чередование текущего и капитального ремонтов: Т-К- Т-К. Продолжительность ремонтного цикла для ВЛ на деревянных опорах составляет 5 лет, на железобетонных опорах – 10 лет.

Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше предусматриваются только капитальные ремонты с периодичностью:не реже 1 раза в 5 лет для ВЛ на деревянных опорах;не реже 1 раза в 10 лет для ВЛ на железобетонных и металлических опорах.

Перечень работ, относящихся к текущим и капитальным ремонтам ВЛ, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ [21].

Объем ремонтных работ определяется по результатам предшествующих осмотров, испытаний и измерений. Поэтому для планирования ремонтов ВЛ ведется следующая эксплуатационно-техническая документация:паспорта ВЛ;листки осмотров;ведомости проверки загнивания деревянных опор;ведомости проверки линейной изоляции;ведомости измерений габаритов и стрел провеса проводов и тросов; ведомости измерений сопротивлений заземляющих устройств; журналы неисправностей ВЛ;журналы учета работ на ВЛ и другие документы.

На основании этих документов составляется многолетний график работ, в котором указывается перечень всех ВЛ и годы их вывода в ремонт в соответствии с техническим состоянием. На основании многолетнего графика составляются годовые графики работ.

По форме организации капитальный ремонт ВЛ может выполняться децентрализованно, централизованно и по смешанной форме. При децентрализованной форме ремонт выполняется силами предприятия, эксплуатирующего ВЛ.

Наиболее прогрессивной формой капитального ремонта ВЛ является централизованный ремонт, выполняемый по договору подряда строительно-монтажной организацией, специализирующейся на строительстве ВЛ. Бригады централизованного ремонта могут быть комплексными, выполняющими все виды ремонтных работ, или специализированными, выполняющими определенные виды работ, например замену опор.

Основными преимуществами централизованного ремонта являются высокое качество и сокращение сроков ремонтных работ. Это достигается высокой квалификацией персонала, использованием передовых методов организации и проведения работ, высокой степенью их механизации.

Законченные работы по капитальному ремонту ВЛ должны приниматься техническим руководителем предприятия, о чем делается отметка в плане-графике работ. Все работы, произведенные на ВЛ, должны оформляться соответствующими актами с указанием объема выполненных работ, даты выполнения, фамилии производителя работ.

В паспорте ВЛ должны отражаться все основные выполненные работы (замена опор, проводов, изоляторов) и изменение характеристик ВЛ, например появление новых пересечений.

3.6.1.Ремонт воздушных линий электропередач.

Напряжением выше 1000В.При текущих ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют: верховые осмотры BЛ[24]; проверку состояния установки опор (отклонения, перекосы элементов и пр.), прочности соединительных мест (рис. 3.90, где а — траверсы со стойкой врубкой; б — стойки с приставкой; в — крепление гирлянды изоляторов к траверсе; г — затес верхних торцов стоек промежуточных опор; д — траверсы со стойкой без врубки; е — раскоса со стойкой; ж — верхней части AH-образной опоры), состояния противогнилостных мероприятий, бандажей, стрел провеса проводов, наличие опознавательных знаков и предупредительных плакатов; перетягивание отдельных участков сети, ремонт опор, поддерживающих конструкций; замена поврежденных изоляторов и сгнивших элементов отдельных опор; ревизию и ремонт разрядников; расчистку просек;измерение изоляции, определение падения напряжения, нагрева соединителей.

При капитальных ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют:ремонт фундаментов опор;плановую замену после многолетней работы до 50 % опор и их конструктивных элементов;ревизию и замену некондиционных проводов, полная перетяжка линии;частичную замену фарфоровых изоляторов (рис. 3.91, где:1-шапка; 2тарелка; 3-стержень; 4-цементная заделка; 5-замок изолятора); выправление опор;проверка наличия трещин в железобетонных опорах и приставках;восстановление противогнилостных обмазок; испытание ВЛ в соответствии с ПТЭ и ПТБ.

Крен железобетонных опор на трассе можно устранять, не снимая напряжения с линии, если величина крена не превышает 20°, а скорость ветра –10 м/с. Выправку как вдоль, так и поперек линии производят путем создания тяжения по тяговому тросу в сторону, противоположную крену опоры. Усилие в тяговом тросе а –траверсы со стойкой врубкой; б –стойки с приставкой; в –крепление гирлянды изоляторов к траверсе; г –затес верхних торцов стоек промежуточных опор; д –траверсы со стойкой без врубки; е –раскоса со стойкой; ж –верхней части AH-образной опоры увеличивают после откопки основания опоры на нужную глубину.

Рис.3.90. Примеры сочеленений деталей деоевянных опор при сборке.

Рис. 3.91. Подвесной изолятор

Котлован выправленной опоры засыпают землей с послойной трамбовкой. При обнаружении трещин в железобетонных опорах их промазывают битумом или цементным раствором (табл.3.34). Перед промазкой цементным раствором тщательно очищают поверхность старого бетона опоры и увлажняют его. Залитые трещины затирают, сколы наращивают.

Состав цементных растворов для ремонта железобетонных опор. Таблица 3.34.

Номер раство-­ ра Состав в частях На 1 м 3 раствора
цемент песок цемент, кг песок, м 3 вода, м 3
1,05 0,315 0,310

Ремонт проводов. При обнаружении повреждения провода на этом месте ставят метку и сообщают бригадиру, который определяет способ ремонта и организует его (табл.3.34).

При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения уста­навливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис.3.92, а) методом скручивания (можно применять термитную сварку). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также двумя соединителями должно быть не менее 15 м.

Количество соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.

Рис.3.92.Овальный соединитель с введенными в него проводами:овальный, монтируемый обжатием(а);овальный, монтируемый скручиванием(б);овальный, монтируемый для монометаллических проводов(в);то же для сталеалюминевых проводов(г)

Ремонт проводов. Таблица 3.34

Кол-во поврежденных проволок на длинедо 15м Метод ремонта Нормальное количество проволок в проводе
12 13 Поврежденные проволоки подогнать под один размер, а на концах установить ремонтные муфты 67
35 4—8 Поврежденные проволоки подогнать под один размер, на дефектном участке вплести проволоки, на одну меньше числа отсутствующих, после чего в местах обрыва установить ремонтные муфты 67
Поврежденный участок вырезать, установить соединительный зажим 67

Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности (см. рис.3.92): матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси, и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива, на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легким постукиванием мо­лотка через прокладку разведенные концы подгибают, материал прокладки должен соответствовать материалу муфты; производят опрессование муфты.

При установке овального соединителя его надвигают на один из концов соединяемых проводов. Второй конец провода вводят в соединитель внахлестку (см. рис. 3.92, б). Концы соединяемых проводов должны выходить из соединителя на 20—40 мм, на них надевают бандажи. Монтаж проводов овальными соединителями производят с помощью приспособлений (табл. 3.35).

Скручиваемые овальные соединители. Таблица 3.35.

Марка провода Тип соединителя Приспособление Число оборотов скручивания
АС-10 АС-16 АС-25 АС-35 АС-50 АС-70 АС-95 АС-120 АС-150 ССАС-10-2А СОАС-16-2А СОАС-25-2А СОАС-35-2А СОАС-50-2А СОАС-70-2А СОАС-95-2А СОАС-120-2А CОAC-150-2A МИ-189А МИ-230А 3,5 4,5 4,5 4,5 4,5

Скрутку проводов производят так: ослабляют гайку откидного болта 1 (рис.3.93); снимают верхнюю откидную лау2;соединитель с введенными в него проводами устанавливают в прорезь головки корпуса и, развернув на 90°, кладут плоской стороной один конец на ползушку, а другой конец –на нижнюю плашку 3 так, чтобы концы соединителя выступали на плашки не более чем на 5 мм;устанавливают верхнюю плашку на соединитель, крепят ее гайками до упора;вставляют рычаг 4 в отверстие головки и закручивают соединитель на 4—4,5 оборотов в любую сторону.При скручивании соединителей СОАС- 150-2А и СОАС-185-2А допускают применение дополнительного рычага. Скрученный соединитель (рис.3.92, б) освобождают от плашек или матриц и вынимают из приспособления через прорезь корпуса. Натяжку проводов, соединенных между собой и поднятых на опоры, производят с усилием, достаточным для удержания их на нужном расстоянии от земли. При помощи расчетных таблиц определяют стрелу провеса, откладывают полученную величину на двух рейках. Рейки с отметками подвешивают на двух соседних опорах на высоте мест крепления провода. Монтер располагается на одной опоре так, чтобы уровень его глаз находился у нижней отметки рейки, подвешенной на этой же опоре. Во время натяжки провода монтер «визирует» (смотрит через бинокль на отметку рейки, подвешенной на соседней опоре; и дает команду прекратить натяжку провода, когда нижняя точка поднимаемого провода будет расположена на прямой, соединяющей отметки на рейках.

Рис. 3.93. Заушные узлы приспособления МИ-189А:ползушка(а); поворотная часть(б)

Ремонт воздушных линий электропередач напряжением до 1000В.Сроки и объемы капитального ремонта линий электропередач устанавливают по результатам осмотров, измерений и испытаний[24]. В работы по капитальному ремонту входят смена опор, пасынков, траверс, проводов. При ремонтах нельзя изменять конструкцию опоры без соответствующего расчета.

При текущем ремонте производят выправку опор, подтяжку и смену бандажей, подтяжку и регулирование провеса проводов, смену изоляторов и др.

На промышленных предприятиях для охранного освещения широко применяют деревянные опоры. Для продления срока их службы при ремонтных работах производят диффузионную пропитку древесины опор. Технологический процесс дополнительной пропитки состоит в следующем: подземную часть опоры отрывают на всю зону загнивания, очищают от гнили до здоровой древесины и определяют диаметр здоровой части в наиболее опасной по гниению зоне с целью установления пригодности столбов для дополнительной пропитки.

В зависимости от зоны распространения гнили на столб надевают один, два или три бандажа (рис.3.94).В загнивших и опасных по гниению надземных участках опор расчищают трещины до здоровой древесины и заполняют антисептической пастой при помощи масленки или другого приспособления. Пасту предварительно разбавляют водой из расчета на 100 частей пасты 20 частей воды.После заполнения трещин на пасту и прилегающую к трещине поверхность опоры наносят слой гидроизоляции при помощи кисти или распылителя. Антисептической пастой одновременно с обработкой трещин заливают все места сопряжения между деталями опор.

Рис. 3.94. Расположение бандажей на столбах при летнем уровне грунтовых вод ниже уровня земли: до 120 см(а);на 120—200 см(б);на 250 и более(в)

При обнаружении загнившей заболони в столбах, имеющих неглубокую (5—10 мм) пропитку, на опасную по гниению зону надевают антисептический бандаж.Обработку деталей опор начинают с верхних, наиболее удаленных деталей, чтобы избежать соприкосновения работающего с обработанными деталями. Работы по дополнительной пропитке опор производят сразу после весеннего осмотра.

Изготовление антисептических бандажей. Антисептический бандаж состоит из двух слоев: наружного водонепроницаемого слоя, изготовляемого из толя, рубероида или пергамина; внутреннего, соприкасающегося с древесиной слоя из антисептической пасты.

Ширину бандажа принимают 50 см, длину в зависимости от толщины столба в месте установки бандажа (табл.3.36). На поверность водонепроницаемого слоя наносят антисептические пасты, составы которых приведены в табл.3.37.

Для регулирования расхода пасты на бандажи различной длины применяют мерные ковши, объем которых соответствует норме пасты для нужного размера бандажа. Пасту, взятую ковшом, накладывают на заранее отрезанный кусок толя и при помощи шпателя равномерно наносят по поверхности толя, причем на кромки бандажа шириной 1 см и полосу 5 см (которая при надевании бандажа будет перекрывать бандаж на стыке) пасту не наносят.

Нормы расхода антисептика на бандаж. Таблица 3.36.

Диаметр столба в месте надевания бандажа, мм Длина бандажа, см Количество антисептика в пасте, наносимого на один бандаж, г
фтористый натрий уралит
До 20 21-25 26-30 31-35 36-40

Весовые соотношения составных частей паст (в %). Таблица 3.37.

Антисептик Пасты на экстракте сульфитных щелоков Паста-концентрат на угольном лаке Б с каолином
Анти- септик Экс- тракт Вода Анти- септик Лак Б и глина Вода
Уралит или технический фтористый натрий Фтористый натрий технический

Ремонт воздушных линий электропередачи до 1000В.Сроки и объемы капитального ремонта воздушной линии электропередачи устанавливают по результатам осмотров, измерений и испытаний[24]. В работы по капитальному ремонту входит смена опор, пасынков, траверс, проводов. При ремонтах нельзя изменять конструкцию опоры без соответствующего расчета.При текущем ремонте выполняют выправку опор, подтяжку и смену бандажей, подтяжку и регулирование провеса проводов, смену изоляторов и др.Для продления срока службы деревянных опор производят диффузионную пропитку древесины. Технологический процесс пропитки состоит в следующем. Подземную часть опоры отрывают на всю длину зоны загнивания, очищают от гнили до здоровой древесины и определяют диаметр здоровой части в наиболее опасной по гниению зоне в целях установления пригодности опоры для дополнительной пропитки. В зависимости от зоны рас­пространения гнили на опору надевают один, два или три антисептических бандажа (рис.3.95 где1 –бандаж; 2 –битум).В загнивших и опасных по гниению надземных участках опор расчищают трещины до здоровой древесины и заполняют их ан­тисептической пастой с помощью масленки или другого приспособления. Пасту предварительно разбавляют водой из расчета одна часть воды на пять частей пасты.

Рис.3.95. Наложение антисептических бандажей на опоры при уровне грунтовых вод выше уровня земли (а), ниже уровня земли на 1,2 м (б),1,4. 2 м (в), 2,5 м (г) и при отсутствии грунтовых вод (д).

После заполнения трещин на пасту и прилегающую к трещине поверхность опоры наносят кистью или распылителем слой гидроизоляции. Одновременно с обработкой трещин антисептической пастой заливают все места сопряжения между деталями опор. При обнаружении загнившей заболони в опорах, имеющих неглубокую (5. 10 мм) пропитку, на опасный по гниению участок надевают антисептический бандаж. Обработку опор начинают с верхних, наиболее удаленных деталей, чтобы избежать дальнейшего соприкосновения работающего с ними. Дополнительную про­питку опор производят после весеннего осмотра.

Антисептический бандаж состоит из двух слоев: наружного водонепроницаемого слоя из толя, рубероида или пергамина; внутреннего слоя из антисептической пасты, соприкасающегося с древесиной. Ширина бандажа 50 см, длина зависит от толщины столба в месте установки бандажа (табл.3.37).

Для регулирования расхода пасты, наносимой на бандажи различной длины, применяют мерные ковши, объем которых соответствует требуемому количеству пасты для того или иного размера бандажа. Пасту, взятую ковшом, накладывают на заранее отрезанный кусок толя и с помощью шпателя равномерно распределяют по поверхности, причем на кромки бандажа шириной 1 см и полосу 5 см (которая при надевании бандажа будет перекрывать его в месте стыке) пасту не наносят.

Нормы расхода антисептика на бандаж. Таблица 3.37.

Диаметр столба вместе надевания бандажа, мм Длина бандажа, см Количество антисептика в пасте, наносимой на один бандаж, г
Фтористый натрий Уралит
До 20 21. 25 26. 30 31. 35 36. 40 400 500 600 700 800 350 400 500 600 700

Ремонт воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В.При текущих ремонтах ВЛ напряжением выше 1000 В выполняют следующие работы: верховые осмотры ВЛ; проверка установки опор (отклонения, перекосы элементов и пр.), прочности соединительных мест, состояния бандажей, стрел провеса проводов, наличия опознавательных знаков и предупредительных плакатов; перетягивание отдельных участков сети, ремонт опор, поддерживающих конструкций; замена поврежденных изоляторов и сгнивших элементов отдельных опор; ревизия и ремонт разрядников; расчистка просек; измерение изоляции, определение падения напряжения в линии, нагрева соединителей.

Работы, выполняемые при капитальных ремонтах ВЛ напряжением вьппе 1000 В, включают в себя: ремонт фундаментов опор; плановую замену после многолетней работы до 50 % опор и их конструктивных элементов; ревизию и замену некондиционных проводов, полную перетяжку линии; частичную замену фарфоровых изоляторов; выправление опор; проверку наличия трещин в железобетонных опорах и приставках; восстановление про­тивогнилостных обмазок; испытание ВЛ в соответствии с ПТЭ.

Крен железобетонных опор на трассе можно устранить, не сни­мая напряжения с линии, если угол крена не превышает 20°, а скорость ветра – 10 м/с. Выправку как вдоль, так и поперек линии производят путем создания тяжения по тяговому тросу в сторону, противоположную крену опоры. Усилие в тяговом тросе увеличивают после откапывания основания опоры на нужную глубину. Котлован выправленной опоры засыпают землей с послойным трамбованием. При обнаружении трещин в железобетонных опорах их промазывают битумом или цементным раствором. Перед промазыванием цементным раствором тщательно очищают поверхность старого бетона опоры и увлажняют его. Залитые трещины затирают, места сколов наращивают овальными соединителями

Методы ремонта проводов. Таблица 3.38.

Нормальное число проволок в проводе Число поврежденных проволок на длине до 15 м Метод ремонта
6 или 7 19 28 1 или 2 1-3 Поврежденные проволоки подогнать под один размер, а на концах установить ремонтные муфты
6 или 7 19 28 2 3-5 4-8 Поврежденные проволоки подогнать под один размер, на дефектном участке вплести проволоки, число которых должно быть на единицу меньше числа отсутствующих, после чего в местах обрыва установить ремонтные муфты
6 или 7 19 28 3 6 9 Поврежденный участок вырезать, установить соединительный зажим

Рис.3.96. Соединение проводов обжатым (а) и скрученным (б)

При обнаружении повреждения провода на месте дефекта ставят метку и сообщают об этом бригадиру, который определяет метод ремонта (табл.3.38).

При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения устанавливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис.3.96). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также между двумя соединителями должно быть не менее 15 м.

Число соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.

Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности: матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива; на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легкими ударами молотка через прокладку, материал которой должен соответствовать материалу муфты, подгибают разведенные концы, производят спрессовывание муфты.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях применяют воздушные линии электропередачи?

2. Какие показатели характеризуют ВЛ?

3. Какие виды опор применяют для сооружения ВЛ?

4. Каковы особенности монтажа линий электропередачи напряжением до 1000 В?

5. От чего зависит глубина котлованов для опор ВЛ напряжением до 10 кВ?

6. Какие допуски на выверку деревянных и железобетонных опор учи­тывают при монтаже ВЛ напряжением до 10 кВ?

7. Как заделывают в грунт железобетонные опоры?

8. Как обслуживают ВЛ напряжением до 10 кВ?

9. Перечислите основные ремонтные операции, выполняемые на ВЛ напряжением до 10 кВ.

Эксплуатация и ремонт проводов,тросов и их соединительных зажимов.Для воздушных линий применяются неизолированные провода сталеалюминиевые алюминиевые, из алюминиевых сплавов и др[20]. По конструкции провода делят на многопроволочные и полые. Грозозащитные тросы применяются для защиты ВЛ от атмосферных перенапряжений. В качестве грозозащитных тросов используются стальные канаты, стальные и стале-алюминиевые провода.Концы проводов и тросов в пролетах линий и петлях анкерных опор соединяются при помощи соединительных зажимов.

В связи с этим контактные соединения проводов и тросов должны иметь механическую прочность ие менее 90 % временного сопротивления на разрыв целого провода (или троса). Электрическое переходное сопротивление контактного зажима доллшо быть примерно равны сопротивлению целого участка провода такой же длины. Соединения проводов в пролетах ВЛ выполняются при помощи соединительных зажимов, обжатием, скручиванием, опрессовкой (рис.3.97, где1 –алюминиевый корпус; 2 –стальная трубка для соединения стальной части провода; I –прессуемый участок корпусашо, как и провода). Болтовые зажимы для соединения проводов и тросов в пролетах не применяются.При соединении проводов способом обжатия очищенные от грязи концы проводов смазывают смазкой ЗЭС и вводят внахлестку в соединитель. Обжатие соединителей (рис.3.97, б) производят монтажными клещами или гидравлическим прессом, например типа МГП-12, развивающим рабочее усилие 12 т.

Соединение проводов способом скручивания овального соединительного зажима (типа СОАС или СОС) выполняют при помощи специального приспособления МИ-190, МИ-230. При этом соединитель с введенным в него проводом скручивается на 2—4,5 оборота. Для соединения стале-алюминиевых проводов применяют соедините чи фасонного сечения (рис.3.97, г). После соответствующей подготовки соединяемых концов провода сначала впрессовывается его стальная часть стальной трубкой, а затем алюминиевый корпус надвигается на стальную трубку и опрессовывается. Опрессование производится гидравлическим прессом.

Рис.3.97. Контактные соединения проводов и тросов:овальный соединительный зажим(а); соединение способом обжатия(б); соединение способом скручивания(в); прессуемый соединительный зажим для ста-леалюминиевых проводов(г).

Для защиты контактных зажимов от агрессивных сред в процессе монтажа применяется смазка ЗЭС или технический вазелин, заполняющие свободное пространство между жилами провода и зажимом.

Достаточно надежным способом соединения проводов ВЛ является термитная сварка. Сварка выполняется с применением термитных патронов при помощи специальных сварочных приспособлений, подающих провода навстречу друг другу внутри термитного патрона во время сварки. Сварка происходит благодаря сгоранию термитной массы, поджигаемой термитной спичкой.Сварные соединения в пролетах проводов ВЛ выполняются совместно с установкой прессуемых соединительных зажимов (рис. 3.98). При таком сочетании сварное соединение создает хороший переходной электрический контакт, а прессуемый соединительный зажим воспринимает механическую нагрузку. Соединительные зажимы не подвергаются никаким механическим испытаниям. Электрические характеристики их определяют измерением переходного сопротивления (см. § 2.7). Периодичность контроля переходного сопротивлния болтовых зажимов установлена 1 раз в 6 лет. Электрические измерения соединительных зажимов, выполненных обжатием, скруткой, опрессованием и сваркой, во время эксплуатации не производятся.

Часто встречающимися в эксплуатации повреждениями проводов и тросов являются частичные обрывы проволок. Если число поврежденных или оборванных проволок не более четырех, их закрепляют бандажами, при большем числе устанавливают ремонтные муфты способом опрессова-ния. При значительном уменьшении площади поперечного сечения (более 34%) поврежденный участок провода или троса вырезается и заменяется новым.

Рис. 3.98. Сварные соединения проводов в пролете ВЛ:в виде петли(а);с шунтом(б)

При эксплуатации проводов и тросов ведется наблюдение за стрелами их провеса, которые не должны отличаться более чем на +5 % от проектных. Для предотвращения коррозии стальных тросов их покрывают антикорозионными покрытиями.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Элгон краска для волос инструкция по применению
  • Встраиваемая посудомоечная машина bosch silence plus инструкция по эксплуатации на русском
  • Кагоцел детям для профилактики инструкция по применению
  • Экстракт солодки в таблетках инструкция по применению
  • Great guard g 367r инструкция по установке