Инструкция ответственного за антитеррористическую защищенность торгового объекта

В настоящей публикации руководителем компании «ТСБС Антитеррор» к.т.н. Рогожиным Александром Александровичем в инициативном порядке с учетом анализа действующего законодательства сформирована универсальная должностная инструкция ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (должностного лица или индивидуального предпринимателя). В тексте статьи достаточно заменить фрагменты, выделенные красным цветом для адаптации должностной инструкции под конкретный тип объекта. Настоящая должностная инструкция может быть дополнена в зависимости от особенностей объекта защиты и корпоративных требований, действующих внутри его организации-правообладателя.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель «Наименование организации»

П.П. Петров

«___»_____________ 2023 г.

Должностная инструкция

ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта – «Наименование объекта»,

расположенного по адресу: «Адрес объекта» (далее – объекта)

Иванова Ивана Ивановича

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (далее – ответственный за АТЗ):
1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
2. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
5. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
6. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
8. ГОСТ Р 50776-95. Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию.
9. ГОСТ Р 51241-2008. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
10. ГОСТ Р 53560-2009. Системы тревожной сигнализации. Источники электропитания. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
11. ГОСТ Р 53704-2009. Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования.
12. ГОСТ Р 57674-2017. Интегрированные системы безопасности. Общие положення.
13. ГОСТ Р 54126-2010. Оповещатели охранные. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний.
14. ГОСТ Р 51558-2014. Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
15. СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.
16. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности.

1. Общие положения

1.1. Ответственным за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (далее – ответственный за АТЗ) является Иванов Иван Иванович, заместителя директора по безопасности «Наименование организации» (далее – организация).
1.2. Ответственный за АТЗ назначается и освобождается от выполнения обязанностей приказом
организации.
1.3. Требования к квалификации: наличие среднего профессионального или высшего образования.
1.4. Требования к практическому опыту работы: без специальных требований.
1.5. Особые условия допуска к работе: знание требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий).
1.6. В случае отсутствия ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) исполнение его обязанностей возлагается на Сидорова Сидора Сидоровича, заместителя директора по административно-хозяйственной части организации.
1.7. Ответственный за АТЗ должен знать:
— законодательство Российской Федерации в области противодействия терроризму, нормативные правовые акты, регламентирующие антитеррористическую защищенность объектов (территорий), охранную деятельность и обеспечение пожарной безопасности;
— нормативные правовые акты, регламентирующие ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
— порядок и сроки разработки документов, издаваемых в ходе категорирования и паспортизации объекта (территории), формы акта обследования и категорирования и паспорта безопасности;
— порядок разработки документов, издаваемых в ходе выработки мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);
— порядок установления уровней террористической опасности, предусматривающий принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
— порядок обеспечения усиления охраны объекта (территории) и допуска на него при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте (территории);
— порядок подготовки помещений для работы штаба контртеррористической операции, оповещения и сбора специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих подразделений оперативных служб, представления необходимых документов;
— порядок организации эвакуации работников и посетителей объекта (территории) и вывода из работы основного технологического оборудования с последующей эвакуацией работающего персонала при угрозе влияния производственного процесса, осуществляемого на объекте (территории);
— порядок доведения полученной информации до территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории);
— порядок оказания первой помощи;
— способы защиты и действия в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта;
— способы защиты и действия в случае применения на объекте (территории) токсичных веществ, химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, других опасных предметов и веществ;
— режимы усиления противодействия терроризму;
— рекомендации по действиям при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством, и возникновении иных угроз террористического характера;
— потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;
— уязвимые места и критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению его функционирования в целом, повреждению или аварии на нем;
— критерии оценки способов и методов совершения террористических актов;
— положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории);
— план эвакуации находящихся на объекте (территории) лиц в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
— план взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и иными организациями по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
— основные виды и общие характеристики взрывных устройств, взрывоопасных предметов и взрывчатых веществ, оружия, способы их перемещения, маскировки и применения, критерии их выявления;
— основные виды и общие характеристики токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, критерии их выявления;
— основные программы работы с коммуникационной техникой, информационные системы;
— основные технические характеристики и принципы работы инженерно-технических средств обеспечения безопасности объекта (территории), правила их эксплуатации;
— сведения о форме собственности, владельце (руководителе) объекта (территории), видах деятельности организации, режиме работы объекта, о зонах свободного и ограниченного доступа, характеристика местности в районе расположения объекта (территории), конструктивные и технические характеристики объекта (территории);
— основания для актуализации паспорта безопасности объекта (территории);
— максимально возможное количество работников и посетителей на объекте (территории);
— методические рекомендации, своды правил, национальные стандарты по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
— перечень информации ограниченного распространения, порядок обращения с ней, а также ответственность за разглашение такой информации.

2. Должностные обязанности

На ответственного за АТЗ возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Проведение обследования и категорирования и разработка (актуализация) паспорта безопасности объекта (территории), в том числе:
— определение нормативного правового акта, регламентирующего проведение категорирования и разработку (актуализацию) паспорта безопасности объекта;
— определение перечня организаций, представители (эксперты) которых подлежат включению в состав комиссии по категорированию объекта (территории), в том числе имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объекта (территории);
— подготовка запросов в организации по вопросам формирования комиссии по категорированию объекта (территории);
— рассмотрение поступивших заявлений и документов, обобщение и анализ полученной информации;
— подготовка организационно-распорядительной документации по формированию комиссии по категорированию и паспортизации объекта (территории) и ее представление руководителю (правообладателю) ведомственной принадлежности (сферы деятельности);
— взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, антитеррористической комиссией субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и иными организациями по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
— информирование представителей (экспертов), включенных в состав комиссии по категорированию объекта (территории), о порядке работы комиссии и сроках проведения категорирования;
— выявление потенциально опасных участков объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимых мест и критических элементов такого объекта (территории) или мест, совершение террористического акта на которых может привести к прекращению его функционирования в целом, повреждению или аварии на нем;
— работа в составе комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) на предмет антитеррористической защищенности;
— выработка предложений по присвоению категории или подтверждению (изменению) ранее присвоенной категории объекту (территории);
— определение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом присвоенной ему категории;
— оформление акта обследования и категорирования объекта (территории), организация его визирования и утверждения в установленном порядке;
— сбор (формирование) документации и разработка паспорта безопасности объекта (территории);
— подготовка сопроводительной документации о согласовании паспорта безопасности объекта (территории) для заинтересованных органов (организаций);
— корректировка паспорта безопасности при поступлении замечаний и рекомендаций, обеспечение его утверждения;
— контроль сроков и оснований, предусмотренных нормативным правовым актом, регламентирующим проведение категорирования и разработку (актуализацию) паспорта безопасности объекта (территории), для проведения актуализации паспорта безопасности объекта (территории);
— осуществление работ по актуализации паспорта безопасности объекта (территории);
— обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, сведений ограниченного распространения на каждом из этапов трудовых действий.

2.2. Осуществление мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности и безопасности объекта (территории), в том числе:
— формирование комплекса мероприятий, включающего в себя ряд организационно-практических и инженерно-технических мер по антитеррористической защищенности объекта (территории);
— представление предложений по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) его руководителю (правообладателю);
— исполнение решений руководителя (правообладателя) объекта (территории), направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории);
— осуществление периодических проверок (осмотров) зданий, строений, сооружений, помещений, территорий, а также потенциально опасных участков и критических элементов, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта и иных мест объекта (территории) в целях обеспечения мероприятий по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств, систем охраны, бесперебойной и устойчивой связи;
— взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, антитеррористической комиссией субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и иными организациями по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
— информирование работников объекта (территории) о требованиях к антитеррористической защищенности объекта (территории) и содержании организационно-распорядительных документов в отношении контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов (при их установлении) на объекте (территории);
— разработка порядка эвакуации лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта и обеспечение его утверждения руководителем (правообладателем) объекта (территории);
— разработка алгоритмов действий работников (посетителей объекта (территории)) при установлении уровней антитеррористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
— организация проведения инструктажей и тренировочных занятий с работниками объекта (территории) по способам защиты и действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта;
— обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений ограниченного распространения на каждом из этапов трудовых действий.

2.3. Реализация действий при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте (территории), в том числе:
— оценка угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) для работников и посетителей;
— информирование руководителя объекта (территории) либо лица, его замещающего, об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории);
— выполнение поручений руководителя объекта (территории), направленных на осуществление мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму, в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории);
— координация действий работников и посетителей объекта (территории) во время проведения эвакуации при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте (территории);
— оказание первой помощи при совершении террористического акта на объекте (территории);
— оказание содействия подразделениям оперативных служб, прибывающим на объект (территорию), выполнение поручений штаба контртеррористической операции.

3. Права
Ответственный за АТЗ имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством
Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Отдавать распоряжения сотрудникам по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории).
3.4. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.
3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.8. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории).
3.10. Требовать от руководства организации создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность
Ответственный за АТЗ несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. За обеспечение антитеррористической защищенности объекта согласно законодательству Российской Федерации – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Ознакомлен:
Ответственный за выполнение мероприятий по
обеспечению антитеррористической защищенности объекта И.И. Иванов

«____» ___________________20___г.

Инструкция собственнику объекта торговли (общественного питания, бытовых услуг) по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и покупателей (посетителей, клиентов)

В своей деятельности по обеспечению безопасности собственник объекта (руководитель предприятия) торговли (общественного питания, бытовых услуг) обязан руководствоваться следующими положениями:

1.Знать требования руководящих документов по предупреждению проявлений и борьбе с терроризмом и экстремизмом, а именно:

— Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
— Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»;
— другие нормативные правовые акты по подготовке и проведению массовых мероприятий, а также мероприятия по безопасному содержанию зданий и сооружений.

2. Организовать и лично руководить планированием мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и посетителей возглавляемого предприятия:

  • — руководить разработкой и внесением соответствующих дополнений, изменений в разделы Паспорта антитеррористической защищенности объекта торговли (объекта общественного питания, бытовых услуг), Плана профилактической работы по предотвращению террористических актов;
  • — издавать приказы по организации охраны и пропускного режима на объект торговли (общественного питания, бытовых услуг);
  • — руководить разработкой и утверждать планы проведения тренировок на объекте торговли (объекте общественного питания, бытовых услуг), по гражданской обороне, по эвакуации людей и имущества, проведения мероприятий на случай ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • — руководить разработкой инструкций, памяток по обеспечению безопасности, противодействию терроризма и экстремизма.

3. Определить порядок контроля и ответственных должностных лиц за проведением ежедневного осмотра состояния закрепленной территории, имеющихся и строящихся (находящихся в ремонте) зданий, сооружений и помещений, разгрузку товаров (продуктов, материалов).

4. Исключить прием на работу на предприятие в качестве обслуживающего и технического персонала для проведения ремонтов, какого-либо другого обслуживания, непроверенных и подозрительных лиц, лиц, не имеющих регистрации и разрешения на работу. Допущенных к проведению каких-либо работ, строго ограничивать сферой и территорией их деятельности.

5. Обязать сотрудников предприятия (арендаторов) проводить предварительную визуальную проверку мест торговли (залов, производственных и иных помещений) на предмет взрыво — и другой безопасности.

6. Для принятия мер по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, руководствоваться Паспортом антитеррористической защищенности объекта. Лично проводить инструктажи должностных лиц, ответственных за закрепленные участки деятельности, и лиц, обеспечивающих мероприятие.

7. Все запасные выходы содержать в исправном состоянии, закрытыми. Определить ответственных за их содержание и порядок хранения ключей на случай экстренной необходимости эвакуации людей и имущества.

8. При необходимости (на крупных объектах торговли, в торгово-развлекательных комплексах) иметь систему громкоговорящего оповещения сотрудников и покупателей (посетителей, клиентов) для доведения соответствующих сигналов и систему аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.

9. Определить ответственных лиц за исправное содержание противопожарных средств, порядок и периодичность проверок их исправности и работоспособности.

10. Оборудовать и содержать в местах широкого доступа покупателей (посетителей, клиентов) наглядную агитацию по противодействию терроризму и экстремизму.

11. Организовать и постоянно поддерживать взаимодействие с территориальными органами МВД, ФСБ, МЧС, органами местного самоуправления муниципальных образований по вопросам предупреждения (профилактики) терроризма.

12. О случаях обнаружения признаков подготовки или проведения возможных террористических актов, обо всех чрезвычайных происшествиях немедленно докладывать в дежурные службы территориальных органов МВД, ФСБ и МЧС, в органы местного самоуправления муниципальных образований.

Телефоны экстренных служб:

112 – единая служба спасения
01, 101 – единый телефон пожарных и спасателей
02, 102 – ОМВД
03, 103 – скорая медицинская помощь
8(3532) 77-41-71 – ФСБ по Оренбургской области
8(3532) 43-51-12 – единая дежурно-диспетчерская служба района

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N 1273

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) И ФОРМЫ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.03.2021 N 388, от 05.03.2022 N 289)

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий);

форму паспорта безопасности торгового объекта (территории).

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить форму перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 октября 2017 г. N 1273

ТРЕБОВАНИЯ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.03.2021 N 388, от 05.03.2022 N 289)

I. Общие положения

1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее — паспорт безопасности).

2. Для целей настоящих требований под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее — правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее — руководитель объекта).

4. Настоящие требования не распространяются на торговые объекты (территории), относящиеся к объектам (территориям), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации, а также на торговые объекты (территории), которые не включены в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.

5. Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2021 N 388)

Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Абзац третий. — утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2021 N 388)

Критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2021 N 388)

6. Решение о включении торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований, принимается:

а) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) торговых объектов (территорий) — в течение 30 дней со дня утверждения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации формы перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований;

б) при вводе в эксплуатацию нового торгового объекта (территории) — в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

7. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный перечень.

8. Антитеррористическая защищенность торговых объектов (территорий) должна соответствовать характеру террористических угроз и оперативной обстановке в районе расположения торговых объектов (территорий), а также обеспечивать наиболее эффективное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности торговых объектов (территорий).

Настоящие требования носят общий характер в отношении оснащения торговых объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны. Выбор и оснащение торговых объектов (территорий) конкретными типами средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны определяются в техническом задании на оснащение торговых объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны в зависимости от категории торговых объектов (территорий).

9. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.03.2021 N 388)

II. Категорирование торговых объектов (территорий)

10. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий). (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

11. Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

12. Устанавливаются следующие категории торговых объектов (территорий): (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

а) торговые объекты (территории) первой категории — торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью на таких торговых объектах (территориях), составляет более 1000 человек; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

б) торговые объекты (территории) второй категории — торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью на таких торговых объектах (территориях), составляет от 201 до 1000 человек (включительно); (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

в) торговые объекты (территории) третьей категории — торговые объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью на таких торговых объектах (территориях), составляет от 51 до 200 человек (включительно). (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

13. Торговые объекты (территории), включенные в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований, и не соответствующие ни одной из категорий торговых объектов (территорий), указанных в пункте 12 настоящих требований, подлежат исключению из указанного перечня. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

14. Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее — комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.

Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.

15. В состав комиссии включаются:

а) представители торгового объекта (территории), отвечающие за безопасность и инженерно-технические средства охраны, а также иные специалисты по решению правообладателя объекта (территории), в том числе представители организации, осуществляющие техническую эксплуатацию торгового объекта (территории);

б) представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории) (по согласованию);

в) представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).

16. К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности торговых объектов (территорий).

Комиссию возглавляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо (далее — председатель комиссии).

17. В ходе своей работы комиссия:

а) осуществляет сбор и анализ исходных данных о торговом объекте (территории);

б) изучает конструктивные и технические характеристики торгового объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования торгового объекта (территории);

в) определяет возможные последствия совершения террористического акта; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

г) выявляет потенциально опасные участки торгового объекта (территории) и (или) его критические элементы;

д) определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории;

е) проводит обследование торгового объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;

ж) определяет с учетом категории торгового объекта (территории) и оценки состояния его антитеррористической защищенности необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.

18. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями.

Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности.

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования торгового объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования торгового объекта (территории).

19. По решению правообладателя торгового объекта (территории) в соответствии с актом обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) с учетом степени его потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования.

Срок завершения указанных мероприятий, включая оборудование торгового объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны, не может превышать 2 лет со дня утверждения акта обследования и категорирования торгового объекта (территории).

Предусмотренные пунктом 19 мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) 1 и 2 категорий, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя завершаются в срок до 31.12.2022 (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 N 75).

20. Информация, содержащаяся в акте обследования и категорирования торгового объекта (территории), а также в перечне мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне.

III. Паспорт безопасности торгового объекта (территории)

21. На каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).

Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.

Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами.

22. Паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах.

Один экземпляр паспорта безопасности хранится в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен торговый объект (территория), второй — у правообладателя торгового объекта (территории).

Заверенные правообладателем копии (электронные копии) паспорта безопасности направляются в территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории).

При невозможности обеспечения правообладателем торгового объекта (территории) сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен торговый объект (территория).

23. Информация, содержащаяся в паспорте безопасности, является информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне.

Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. В случаях, когда земельный участок, здание, строение и сооружение используются для размещения торговых объектов (территорий), принадлежащих нескольким правообладателям торговых объектов (территорий), составление паспорта безопасности осуществляется совместно всеми руководителями объектов или по соглашению между правообладателями торговых объектов (территорий) одним из руководителей объекта.

Паспорт безопасности при его совместном составлении подлежит утверждению всеми правообладателями торговых объектов (территорий).

Паспорт безопасности при его составлении одним из руководителей объекта утверждается правообладателем торгового объекта (территории), руководителем объекта которого он составлен, по согласованию с другими правообладателям торговых объектов (территорий).

Количество копий (электронных копий) паспорта безопасности и их направление другим правообладателям торговых объектов (территорий) определяется по соглашению между правообладателями торговых объектов (территорий).

25. Актуализация паспорта безопасности торгового объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, в следующих случаях:

а) изменение основного предназначения торгового объекта (территории);

б) изменение общей площади и границ торгового объекта (территории);

в) изменение сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории).

IV. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)

26. В зависимости от установленной категории в отношении торгового объекта (территории) реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого расположен торговый объект (территория), или правообладателя торгового объекта (территории).

27. Антитеррористическая защищенность торгового объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем:

а) проведения необходимых организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории);

б) определения и устранения причин и условий, способствующих совершению на торговом объекте (территории) террористического акта;

в) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности торгового объекта (территории);

г) оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;

д) контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории);

е) обеспечения готовности подразделений охраны и работников торгового объекта (территории) к действиям при угрозе совершения и при совершении на нем террористического акта.

28. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) включают в себя:

а) разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на торговом объекте (территории);

б) определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность торгового объекта (территории) и его критических элементов;

в) проведение учений и (или) тренировок с работниками торгового объекта (территории) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте (территории);

г) контроль за выполнением требований к обеспечению охраны и защиты торгового объекта (территории), а также за уровнем подготовленности подразделения охраны торгового объекта (территории) (при их наличии) к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на торговом объекте (территории);

д) информирование работников торгового объекта (территории) о требованиях к антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов (при их установлении) на торговом объекте (территории).

29. Инженерная защита торгового объекта (территории) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт).

30. Торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется:

а) системой видеонаблюдения;

б) системой оповещения и управления эвакуацией;

в) системой освещения.

31. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории), архивирование и хранение данных.

32. Система оповещения на торговом объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении на торговом объекте (территории) террористического акта.

Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории торгового объекта (территории).

33. Торговый объект (территория) независимо от его категории оборудуется информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защиту торгового объекта (территории), номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Пути эвакуации на торговом объекте (территории) должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств.

34. В целях обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) первой или второй категории правообладателем торгового объекта (территории) организуется его физическая охрана.

К обеспечению физической охраны торгового объекта (территории) привлекаются специализированные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

35. Торговый объект (территория) первой категории оборудуется кнопками экстренного вызова (тревожной сигнализации) подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) подразделения физической охраны.

36. При получении информации об угрозе совершения террористического акта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения террористического акта на торговом объекте (территории) осуществляются мероприятия по усилению соответствующего режима противодействия терроризму.

Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

V. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на торговом объекте (территории) и реагирования на полученную информацию

37. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на торговом объекте (территории) или совершении террористического акта на торговом объекте (территории) руководитель объекта (лицо, его замещающее) либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом любыми доступными средствами связи территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения торгового объекта (территории), а также правообладателя торгового объекта (территории), уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и администрацию муниципального образования.

38. При передаче в соответствии с пунктом 37 настоящих требований информации с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:

а) свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность;

б) наименование торгового объекта (территории) и его точный адрес;

в) дату и время обнаружения угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получения информации об угрозе совершения террористического акта или совершения террористического акта;

г) количество находящихся на торговом объекте (территории) людей;

д) другие значимые сведения по запросу территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

39. Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения или о совершении террористического акта, фиксирует фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.

При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.

40. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на торговом объекте (территории), получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта руководитель объекта обеспечивает:

а) осуществление мероприятий по усилению противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы предупреждения совершения террористических актов, направленных против торгового объекта (территории);

б) оповещение находящихся на торговом объекте (территории) лиц об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

в) эвакуацию людей;

г) усиление охраны торгового объекта (территории);

д) организацию доступа на торговый объект (территорию) оперативных подразделений территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

VI. Контроль за обеспечением антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)

41. Контроль за обеспечением антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и выполнением настоящих требований осуществляется посредством организации и проведения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации плановых и внеплановых проверок торговых объектов (территорий) с докладом результатов высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

42. Плановая проверка осуществляется один раз в 3 года в соответствии с планом, утвержденным руководителем уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, и проводится в форме документарного контроля или выездного обследования торгового объекта (территории) на предмет определения состояния его антитеррористической защищенности и выработки мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок недостатков.

43. Внеплановые проверки проводятся в форме документарного контроля или выездного обследования торгового объекта (территории):

а) в целях контроля за устранением недостатков, выявленных в ходе плановых проверок;

б) в случае принятия руководителем уполномоченного органа субъекта Российской Федерации решения о необходимости выездного обследования торгового объекта (территории);

в) при поступлении обращений (заявлений) на несоблюдение требований к антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и бездействие должностных лиц, органов и организаций в отношении обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории).

44. Срок проведения плановых и внеплановых проверок не может превышать 10 рабочих дней.

45. После проведения проверки в случае выявления нарушений правообладателю торгового объекта (территории) и руководителю уполномоченного органа субъекта Российской Федерации направляются предложения о совершенствовании мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и устранению выявленных недостатков.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 октября 2017 г. N 1273

ФОРМА ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

      УТВЕРЖДАЮ
             
        (правообладатель торгового объекта (территории) либо уполномоченное им должностное лицо)
             
        (подпись)   (ф.и.о.)
        «____» ________________ 20_____ г.
             
СОГЛАСОВАНО   СОГЛАСОВАНО
             
(руководитель территориального органа безопасности либо уполномоченное им должностное лицо)   (руководитель территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации либо уполномоченное им должностное лицо)
             
(подпись)   (ф.и.о.)   (подпись)   (ф.и.о.)
«____» ________________ 20_____ г.   «____» ________________ 20_____ г.
             
СОГЛАСОВАНО   СОГЛАСОВАНО
             
(руководитель территориального органа МЧС России либо уполномоченное им должностное лицо)   (руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо уполномоченное им должностное лицо)
             
(подпись)   (ф.и.о.)   (подпись)   (ф.и.о.)
«____» ________________ 20_____ г.   «____» ________________ 20_____ г.

ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ

(наименование торгового объекта (территории)
     
  (наименование населенного пункта)  

20___ г.

1. Общие сведения о торговом объекте (территории)

1.  
  (адрес места расположения торгового объекта (территории)
   
(категория торгового объекта (территории)
   
(основное функциональное назначение, дата и реквизиты решения об отнесении к торговому объекту (территории)
   
(сведения о правообладателе торгового объекта (территории), фамилия, имя и отчество (при наличии), телефоны, адрес электронной почты)
   
(общая площадь (кв. метров), протяженность периметра (метров)
   
(результаты мониторинга количества людей (сотрудников, посетителей и др.), одновременно находящихся на торговом объекте (территории)
   
(характеристика территории, здания, сооружения и помещения (этажность, количество входов, возможность проникновения через другие здания, сооружения и помещения)
   
(организации, обеспечивающие охрану и правопорядок на торговом объекте (территории), фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителей, служебный, мобильный, домашний телефоны)
   
(краткая характеристика местности в районе расположения торгового объекта (территории), рельеф)

2. Сведения об объектах, расположенных на торговом объекте (территории)

N п/п Наименование объекта Характеристика объекта, сведения о форме собственности, владельце (руководителе), режим работы объекта Место расположения объекта Сведения о технической укрепленности и организации охраны объекта
         

3. Сведения об объектах, расположенных в непосредственной близости к торговому объекту (территории)

N п/п Наименование объекта Характеристика объекта по видам значимости и опасности Сторона расположения объекта Расстояние до объекта (метров)
         

4. Размещение торгового объекта (территории) по отношению к транспортным коммуникациям

N п/п Вид транспорта и транспортных коммуникаций Наименование объекта транспортной коммуникации Расстояние до транспортных коммуникаций (метров)
1. Автомобильный (магистрали, шоссе, дороги, автовокзалы, автостанции)    
2. Железнодорожный (железнодорожные пути, вокзалы, станции, платформы, переезды)    
3. Воздушный (аэропорты, аэровокзалы, военные аэродромы, вертолетные площадки, взлетно-посадочные полосы)    
4. Водный (морские и речные порты, причалы)    
5. Метрополитен (станции и вестибюли станций)    

5. Сведения об организациях, осуществляющих обслуживание торгового объекта (территории)

N п/п Наименование организации, адрес, телефоны, вид собственности, руководитель Вид деятельности по обслуживанию График проведения работ
       

6. Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах торгового объекта (территории)

Таблица 1

N п/п Наименование потенциально опасного участка Количество работающих человек Характер возможной чрезвычайной ситуации
       

Таблица 2

N п/п Наименование критического элемента Количество работающих человек Характер возможной чрезвычайной ситуации
       

7. Возможные противоправные действия на торговом объекте (территории):

а)   ;
  (описание возможных противоправных действий (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на причинение вреда жизни и здоровью людей, разрушение расположенных в торговом объекте (территории) сооружений или угроза совершения указанных действий, захват заложников, вывод из строя различных коммуникаций или несанкционированное вмешательство в их работу, иные ситуации)  
б)    
  (зафиксированные аварийные ситуации, происшествия и противоправные действия на торговом объекте (территории) или в районе его расположения, их краткая характеристика)  

8. Оценка социально-экономических последствий террористического акта на торговом объекте (территории) (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

N п/п Террористическая угроза Прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью на данных объектах (территориях) в результате террористического акта (человек) Последствия террористического акта
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 N 289)

9. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории):

а) состав сил  
  ;
(подразделение охраны, охранная организация, адрес, фамилия, имя и отчество (при наличии), телефон руководителя, телефоны подразделения охраны, номер, дата выдачи и срок действия лицензии на осуществление охранной деятельности (для частных охранных организаций)  
б) средства охраны  
  ;
(огнестрельное оружие и патроны к нему, количество отдельно по каждому виду, типу, модели, защитные средства, тип, количество, специальные средства, тип, количество)  
в) организация оповещения и связи  
   
(телефоны дежурных территориального органа безопасности, территориальных органов МВД России, МЧС России, Росгвардии)  
   
(телефоны исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по подведомственности)  
   
(телефоны диспетчерских и дежурных служб субъекта Российской Федерации, муниципального образования)  

10. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности торгового объекта (территории):

а) наличие и характеристика инженерно-технических средств  
  ;
(ограждение торгового объекта (территории), инженерные заградительные сооружения, камеры системы видеоконтроля, места их расположения, устойчивость функционирования системы видеоконтроля, наличие системы прямой связи с организациями, осуществляющими охрану торгового объекта (территории), опоры освещения, их количество, работоспособность, достаточность освещенности всей территории торгового объекта (территории)  
б) обеспечение пожарной безопасности  
  ;
(пожарная сигнализация, места расположения первичных средств пожаротушения)  
в) система оповещения и управления эвакуацией  
   
(характеристика, пути эвакуации)  

11. Оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов торгового объекта (территории)

N п/п Наименование критического элемента Выполнение установленных требований Выполнение задачи по физической защите Выполнение задачи по предотвращению террористического акта Вывод о достаточности мероприятий по защите Компенсационные мероприятия
             

12. Выводы о надежности охраны торгового объекта (территории) и рекомендации по укреплению его антитеррористической защищенности:

а)   ;
  (выводы о надежности охраны и способности противостоять попыткам совершения террористических актов и иных противоправных действий)  
б)   ;
  (первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности, устранение выявленных недостатков)  
в)    
  (требуемое финансирование обеспечения мероприятий по антитеррористической защищенности торгового объекта (территории)  

13. Дополнительная информация

(дополнительная информация с учетом особенностей торгового объекта (территории)

Приложения: 1. Акт обследования торгового объекта (территории).
  2. План-схема торгового объекта (территории) с привязкой к местности и с указанием расположения объектов, находящихся на территории торгового объекта (территории) и в непосредственной близости к нему, а также мусорных контейнеров.
  3. Схемы коммуникаций торгового объекта (территории) (водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и др.).
  4. Инструкция по эвакуации людей.
  5. Лист учета корректировок.
(должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников торгового объекта (территории)
     
(подпись)   (ф.и.о.)

Составлен «______» ____________________ 20____ г.

Актуализирован «______» ____________________ 20____ г.

Причина актуализации    
     
(должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников торгового объекта (территории)
     
(подпись)   (ф.и.о.)

Организация антитеррористической защищенности объектов

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма. В данном руководстве предложен список мер по антитеррористической защищенности в организациях.
Наиболее типичные способы террористической деятельности:
— применение взрывчатых и отравляющих веществ;
— минирование объекта;
— нападение;
— вооруженный захват заложников;
— применение элементов компьютерных и информационных технологий – кибератаки.

Ответственный за антитеррористическую защищенность в организации

Во-первых, необходимо назначить одного сотрудника или создать антитеррористическую группу для распределения обязанностей и ответственности за антитеррористическую защищенность. При численности сотрудников организации до 100 человек, можно назначить одного сотрудника. В организациях численностью более 100 человек рекомендуем создать антитеррористическую группу. Между включенными в группу сотрудниками разделите ответственность по блокам:
— хранение документов;
— антитеррористические мероприятия;
— пропускной режим;
— инструктаж.

Место массового пребывания людей – это территория общего пользования, место общего пользования в здании, на которых при определённых условиях может находиться более пятидесяти человек. Это прописано в пункте 6 статьи 3 закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – закон № 35-ФЗ).
Руководитель обязан назначить ответственного за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности, если его учреждение относится к месту массового пребывания людей, определённому исполнительными органами государственной власти субъектов.
Для ответственного за террористическую защищенность нет профессионального стандарта. Рекомендуем назначить ответственным работника, который имеет навыки обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, а также опыт взаимодействия с территориальными органами безопасности. Это могут быть инспектор по ГО и ЧС или специалист по пожарной безопасности.
Назначьте ответственного приказом и ознакомьте с ним работника под подпись. Его обязанности закрепите в приложении к приказу, в должностной инструкции, в дополнительном соглашении к трудовому договору.
Антитеррористическая группа совместно с федеральными органами исполнительной власти, например ФСБ, МЧС, МВД, в чьём ведомстве находится организация, должна:
— провести оценку защищённости организации,
— составить акт обследования;
— категорировать объект защиты;
— составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
— отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Утвердите приказ о назначении ответственных за учет, хранение и использование документов с грифом «Для служебного пользования». Определите перечень лиц, допущенных к информации ограниченного доступа. Разработайте инструкцию о порядке обращения со служебной информацией ограниченного доступа. Инструктируйте по ней ответственный персонал не реже 1 раза в полугодие. Определите сейф или запирающийся шкаф для хранения документов ограниченного доступа. Заведите журнал выдачи документов в котором ответственный будет отмечать, кто и когда взял документ, когда документ возвращен.

Меры АТЗ

Важно исключить доступ посторонних лиц и автотранспорта, для этого назначьте ответственных лиц за пропускной режим работников и автотранспорта на территории организации и допуск к служебным помещениям.
Утвердите приказ о назначении ответственного за пропускной режим. В нем обозначьте время, возможное для посещений, пропишите обязанности: проверять документы посетителей, осматривать их на наличие запрещенных к вносу предметов – их также утвердите перечнем в свободной форме. Все это поручите фиксировать в журнале учета посетителей. Утвердите в свободной форме список автомобилей с указанием марки и номера, которые имеют право на въезд. Для машин подрядчиков согласовывайте разовый пропуск по служебной записке. Поручите ответственным осматривать автотранспорт и груз до въезда на территорию учреждения, а данные об автомобиле – фиксировать в журнале регистрации автотранспорта. Пропишите каким работникам и от каких помещений разрешено выдавать ключи. Выдачу и сдачу ключей поручите фиксировать в журнале учета выдачи ключей под роспись работников.

Инструкция антитеррористической защите

Довести до работников информацию о способах защиты и действиях в условиях угрозы или при совершении террористического акта при помощи инструктажа с устной проверкой знаний. Ответственный за проведение инструктажа назначается приказом.
Поручите ответственному за проведение инструктажа разработать инструкцию о порядке действий в условиях угрозы или при совершении террористического акта. Она должна содержать:
— общие сведения об организации;
— нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации в области антитеррористической защищённости;
— виды угроз и инструменты их пресечения, рекомендации по действиям при угрозе, порядок оповещения и информирования в чрезвычайной ситуации.

Первичный инструктаж для новых работников проводится в день приема на работу. Повторные – не реже одного раза в полгода. Целевой – перед проведением массового мероприятия. Внеплановый – при изменении законодательства или выявленном нарушении требований инструкции по антитеррористической защищённости.
Допускается совмещать антитеррористический инструктаж с инструктажем по охране труда.
Проводите инструктаж в рабочее время в групповой или индивидуальной форме. Рекомендуем организовать специализированное помещение, например, учебный класс с проектором и плакатами с тематической информацией.
Результаты инструктажа фиксируйте в журнале.
Чтобы проверить знания работников, воспользуйтесь чек-листом проверки знаний работников после антитеррористического инструктажа.

Антитеррористическая проверка организации

Если в организацию нагрянет проверка по антитеррористической защищённости, то комиссия проверит не только наличие документов по антитеррору, но и условия их хранения. Например, документы с пометкой «Для служебного пользования» храните в надёжно запираемых служебных помещениях в сейфах или надежно запираемых и опечатываемых шкафах. Иначе грозит штраф от 40 до 50 тыс. руб. по статье 13.14 КоАП.

Утверждайте план по обеспечению антитеррористической защищённости не более чем на 12 месяцев.
Как составить. Внесите в план мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости. Закрепите за каждым пунктом ответственного сотрудника, установите срок исполнения, спрогнозируйте расходы. Отчитывайтесь согласно установленным срокам и форме в ведомство.
Где разместить. Храните вместе со всеми документами, которые находятся в закрытом доступе.

Паспорт антитеррористической защищенности оформляйте на каждый объект или территорию в течение 30 дней с момента обследования и категорирования. Порядок разработки и форму паспорта устанавливает Правительство (п. 4 ст. 5 закона № 35-ФЗ).
Для каждого типа объекта разработаны соответствующие мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности территорий. Например, для торговых объектов форма паспорта и требования к категорированию установлены Требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства от 19.10.2017 № 1273.
Паспорт антитеррористической защищенности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования объекта. В зависимости от типа объекта, срок паспорта может составлять от одного года до пяти лет. Вносите поправки, если:
— изменили площадь, периметр или предназначение объекта;
— объект отремонтировали или реконструировали;
— прилегающую территорию застроили;
— изменили средства антитеррористической и инженерно-технической защиты объекта.

Паспорт антитеррористической защищенности и акт обследования и категорирования объекта относятся к документам с пометкой «Для служебного пользования». Храните их в служебных помещениях в надежно запираемых и опечатываемых шкафах.

В организации должен быть утверждён и размещён поэтажный план эвакуации. Это указано в пункте 5 Правил противопожарного режима, утв. постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР).

После утверждения плана эвакуации проведите тренировку персонала по эвакуации людей. Периодичность тренировок – не реже одного раза в полугодие (п. 9 ППР).

Мероприятия антитеррористической защиты

Необходимо провести мероприятия по оснащению здания средствами защиты, обучению работников и информированию посетителей.

Обязательство оснастить здание и территорию средствами защиты в течение двух лет со дня его утверждения возлагается на руководителя (таблица 1 к СП 132.13330.2011).
На основании акта обследования поручите ответственному лицу разработать технико-экономическое обоснование и техническое задание на закупку и установку технических средств защиты.
Проведите тендер по выбору подрядчика на установку, заключите договор на разработку проектно-сметной документации и договор на выполнение работ.
Выбирайте организации, которые имеют свидетельство о допуске к таким видам работ (ч. 1 ст. 49 ГК).
Для поддержания систем в исправном состоянии заключите договор на техническое обслуживание.
После сдачи систем в эксплуатацию разработайте памятки и инструкции, проведите обучение ответственных работников с правилами пользования техническими средствами.

Приказом поручите ответственным сотрудникам ежедневно в дневное и ночное время проверять подвалы, подземные коммуникации, чердаки, подсобные и складские помещения. Необходимо прописать маршрут, в который включите осмотр решеток на окнах, контроль закрытия и опечатывания помещений, стоянки автотранспорта, периметра ограждения, исправности замков и запоров на въездных и запасных воротах, состояния эвакуационных выходов и путей возможной эвакуации.
Внесите обязанности ответственного в должностную инструкцию ответственных работников.
Чтобы осмотр территории и здания был регулярным, составьте график дежурств. Разместите его на посту охраны. Результаты обходов поручите фиксировать в журнале осмотра.

Каждой организации, у которой есть объекты, где находится больше 50 человек, нужно организовать и провести тренировки персонала по эвакуации людей (п. 9 ППР). Тренировки нужно организовать на каждом таком объекте. Для этого составьте годовой график тренировок.
В нем укажите ориентировочное количество и категории участников, даты проведения и темы тренировок. Например: «Эвакуация при обнаружении подозрительных предметов», «Действия при захвате в заложники в здании и на территории учреждения». Привлекайте к тренировкам территориальные органы безопасности.
Как оформить. Оформите акт-отчет в свободной форме о проведении тренировки. Он подтвердит, что вы проводите тренировки не реже одного раза в полугодие.

Пособия по антитеррористической защите размещайте на информационном стенде.

Инспекторы МЧС рекомендуют разместить на нем пособия с информацией о порядке действий работников и посетителей, если:
— увидели подозрительных лиц или предметы;
— поступил сигнал об угрозе совершения или о совершении террористического акта по телефону.
— совершено нападение;
— схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, МВД и Росгвардии.
Чтобы проверить, все ли мероприятия по защите от терроризма проведены в учреждении, воспользуйтесь чек-листом антитеррористических мероприятий.

Получить консультацию по организации антитеррористической защите и узнать цену, а также получить дополнительную информацию, Вы можете, заполнив форму обратной связи ниже, по телефону +7(812)441-34-54 или отправить заявку на электронную почту rbp@rbpspb.ru. Мы будем рады сотрудничеству!

Сопровождение деятельности коммерческих объектов с массовым пребыванием людей, особенно в свете трагических событий в «Крокус Сити Холле», требует особого внимания. О чем следует помнить при оценке антитеррористической защищенности торговых и бизнес-центров, иных объектов коммерческого назначения с массовым пребыванием людей — рассказывает Наталия Поправко, канд. юрид. наук, руководитель юридического отдела управляющей компании «Манхэттен Риал Эстейт Менеджмент» (сеть ТРЦ «Парк Хаус»), создатель телеграм-канала «Поправка бизнеса».

Согласно действующему законодательству антитеррористическая защищенность объекта (территории) — это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению теракта. Применительно к коммерческой недвижимости можно сделать однозначный вывод, что под местом массового пребывания людей понимается место общего пользования в здании (строении, сооружении, на ином объекте), где при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек. Поэтому торговые и бизнес-центры относятся к объектам коммерческой недвижимости, где обеспечение безопасности людей со стороны владельца должно быть на высоком уровне. 

Требования к антитеррористической защищенности 

Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований определяется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с различными силовыми ведомствами. Это закреплено в требованиях, утвержденных Постановлением Правительства от 25.03.2015 № 272 (далее — Требования).

Например, в Москве на соответствующую управу района возложена функция определять перечень мест массового пребывания людей для учета объектов, находящихся в собственности юридических лиц. Зачастую из-за большого числа таких мест на территории района в этот перечень включают объекты, где может находиться свыше тысячи человек.

Но для юриста возможность одновременного нахождения 50 и более человек в объекте коммерческой недвижимости — это уже сигнал, что необходимо подготовить документы. 

Хотя в Требованиях нет четких критериев для категорирования объекта, межведомственная комиссия оценивает степень потенциальной опасности и угрозы совершения терактов и их возможных последствий для конкретного объекта. В итоге выделяют следующие категории мест массового пребывания людей:

  • 1-я категория — при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
  • 2-я категория — при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
  • 3-я категория — при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

В расчете количества посетителей торгового или бизнес-центров помогают установленные внутри коммерческих объектов системы подсчета. Но в соответствии с Требованиями количество людей нужно рассчитывать путем мониторинга одновременного пребывания или передвижения людей в месте массового пребывания людей в течение трех дней, включая рабочие и выходные. 

С учетом прогнозируемого максимального числа людей в месте массового пребывания и при отсутствии соответствующих положений в технических регламентах, национальных стандартах, сводах правил, строительных нормах и правилах площадь на одного человека принимается равной 0,5 м².

Документы для антитеррористической защищенности
  • Приказ о создании межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта.
  • Паспорт безопасности объекта.
  • Приказ о назначении должностного лица, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
  • Приказ и должностная инструкция об утверждении функциональных обязанностей лица, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта.
  • Приказ о назначении должностного лица, ответственного за выполнение мероприятий при ситуации чрезвычайного характера.
  • Распорядительный документ об осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов.
  • Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам, в том числе по организации стоянки автотранспорта на территории объекта или на прилегающей территории.
  • Инструкция по действиям персонала объекта при угрозе совершения или совершения террористического акта и документы, подтверждающие проведение соответствующих инструктажей.
  • Подтверждение, что на территории объекта есть информационный стенд со списком телефонов правоохранительных органов, органов безопасности и аварийно-спасательных служб для их информирования при необходимости.
  • Журнал проведения учений и тренировок с персоналом и охраной по практической отработке действий в чрезвычайных ситуациях.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с территориальными органами безопасности, МВД, Росгвардией.
  • Договор на охрану объекта с лицензируемой компанией.

Важно отслеживать актуальность этих документов, так как могут меняться данные о сотрудниках и информация об объектах.

Практические меры

Помимо ведения необходимой юридической документации, владельцу коммерческой недвижимости с массовым пребыванием людей имеет смысл принимать превентивные меры, чтобы обеспечить безопасность. Для защиты от терактов следует как минимум: 

  • проверить достаточность охраны, эффективность ее размещения и распределения внутри объекта коммерческой недвижимости, реальный график дежурств и обхода;
  • проверить действующий договор с Росгвардией, когда она приезжает при вызове через кнопку;
  • поставить металлоискатели на всех входах в объект коммерческой недвижимости и проверить, что охрана у входов реально проверяет сумки;
  • удостовериться, что все установленные на объекте камеры в рабочем состоянии, определить их достаточность и эффективность распределения внутри здания;
  • проверить, закрыт ли доступ в здание посторонним лицам через неосновные (подсобные) помещения;
  • проверить, работает ли система оповещения об эвакуации и как сотрудники выполняют требования при эвакуации, и желательно провести дополнительные тренировки;
  • удостовериться, что около эвакуационных и запасных выходов нет посторонних вещей, препятствующих их свободному использованию;
  • проверить работоспособность навигации о проходе к эвакуационным и иным выходам из здания, горит ли она на выход, если объект обесточен.

Антитеррористическая защищенность объектов коммерческого назначения с массовым пребыванием людей — комплексная тема. Не надо игнорировать обязательные и рекомендованные мероприятия, относящиеся и к юридической деятельности.

Текст отражает личную позицию и не связан ни с опытом, ни с деятельностью работодателя автора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Инструкция по эксплуатации discovery sport 2020
  • Должностная инструкция водителя экспедитора в транспортной компании
  • Аламинол инструкция по применению как разводить для маникюра инструменты
  • Инструкции по охране труда в стоматологической клинике
  • Мини печь panasonic nt gt1wtq инструкция