Инструкция к тестовым заданиям для самоподготовки

Методические рекомендации по составлению тестовых заданий

  1. При создании тестов для проверки остаточных знаний по соответствующей дисциплине или для проверки итоговых знаний обучающегося/студента на основании программы дисциплины определяется область содержания теста и цели тестирования.

План теста (Приложение 1) для промежуточного контроля знаний должен охватывать знания, умения и навыки по одной или нескольким дидактическим единицам, для итоговой аттестации – по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с программой дисциплины, для проверки остаточных знаний по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с ГОСом по профессии/специальности.

2.  Содержание теста должно соответствовать содержанию учебной дисциплины. Задания теста должны в правильной пропорции охватывать все важные аспекты области содержания.

3.   Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.

4.       Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.

  1. При разработке плана тестовых заданий по дисциплине делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий (но не менее 3-х) по каждому разделу дисциплины (по каждой дидактической единице) исходя из его важности и числа часов, отведенных на его изучение в программе.
  2. Общие рекомендации к тестовым заданиям

Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.

Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов по конкретной области знаний.

Тестовые задания должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений.

В содержании тестового задания определяющий признак должен быть необходимым и достаточным.

Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.

При конструировании тестовых ситуаций можно применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.

Среднее время  на тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты.

  1. Рекомендуется соблюдать следующие параметры тестов:

Соответствие содержания тестовых заданий государственному образовательному стандарту по учебной дисциплине (базовая часть тестовых заданий –70%- 85%), а также включение дополнительных тестовых заданий (вариативная часть  тестовых заданий – 15%-30%).

Необходимо проводить подбор заданий, комплексно отображающих основные темы учебной дисциплины.

Тестовые задания по конкретной учебной дисциплине должны наиболее полно отображать ее содержание и ключевые понятия, чтобы иметь качественную объективную оценку знаний студентов. Включение в тест второстепенных элементов содержания может привести к неоправданным выводам о знании или незнании учебной дисциплины.

Необходимо соблюдать пропорции в количестве тестовых заданий по темам учебной дисциплины.

Необходимо проверять соответствие  содержания тестовых заданий знаниям, навыкам и умениям, оцениваемым у студентов.

В каждом тестовом задании необходима определенность, логичность, отсутствие некорректных формулировок, выделение одного предмета измерения  (ключевого  понятия,  термина,  правила,  определения  и  т.д.).

  1. Спецификация теста включает:

Цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию,  описание возможных сфер его применения.

Перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.), используемых при планировании содержания теста.

Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям, общее число заданий в тесте.

Вес каждого задания, рекомендуемый автором теста.

Рекомендуемое время выполнения теста, среднее время выполнения одного задания с учетом специфики формы.

Охват требований государственных образовательных стандартов по дисциплине.

  1. Рекомендации к формулировкам тестовых заданий

Основными элементами тестового задания являются инструкция,  задание (содержательная часть), ответы к заданию.

Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий  при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»).

Используемая терминология не должна выходить за рамки основных учебников и нормативных документов.

Содержательная часть задания не должна включать элементы инструкции.

Содержательная часть задания формулируется в логической форме высказывания, а не в форме вопроса; в ней не должны быть двусмысленные и неясные формулировки, вводные фразы, двойное отрицание, оценочное суждение, выясняющее субъективное мнение испытуемого.

Все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания.

В содержательной части и в ответах необходимо исключить слова «большой, небольшой, много, мало, меньше, больше, часто, всегда, редко, никогда …».

Все варианты ответов должны быть грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре, равнопривлекательны. Между ответами необходимы четкие различия. Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.

Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.

В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны»,  так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.

Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.

  1.     Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов

Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

Задания закрытого типа

1. Задания альтернативных ответов.

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др. 

Форма задания

Текст задания (вопрос)

Ответ

Утверждение 1

да

нет

Утверждение 2         

да

нет

Утверждение 3         

да

нет

…        …        

Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Рекомендации к заданиям с выбором ответа

1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов;

3. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;

4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы;

5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других;

6. Из текста должны быть исключены все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

7. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова;

8. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст заданий;

9. В ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все перечисленные», т.к. в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа;

10. Из числа неправильных должны исключаться ответы, вытекающие один из другого;

11. Из числа тестовых должны исключаться задания, содержащие оценочные суждения или мнения испытуемого по какому-либо вопросу;

12. Все варианты ответов должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых;

13. Ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный;

14. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов;

15. Ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;

16. Если задание содержит среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;

17. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста.

Форма предоставления заданий множественного выбора:

Вопрос (утверждение):

A. Вариант ответа 1

B. Вариант ответа 2

C. Вариант ответа 3

Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (ие) варианту (ам) правильного (ых) ответа (ов). 

3. Задания на восстановление соответствия.

К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда. Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы) или 1:M (одному элементу первой группы соответствует М элементов второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно превышать количество элементов первой группы, но не более чем в 1,5 раза. Максимально допустимое количество элементов во второй группе не должно превышать 10. Количество элементов в первой группе должно быть не менее двух.

Форма представления заданий на восстановление соответствия:

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Вопрос:

Варианты ответа:

Столбец 1

Столбец 2

А.

1.

Б.

2.

В.

3.

Г.

4.

Д.

5.

Ответ: А. 3.  Б. 2.  В. 5.  Г. 1.  Д. 4.

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте. 

4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

Задание.

Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

Вопрос.

Варианты ответа.

1. А.

2. B.

3. С.       …….                             Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.

Преимущества заданий закрытого типа

Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.

Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.

Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.

Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.

Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.

Возможна машинная обработка ответов.

Низкая вероятность угадывания правильных ответов.

Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования

Задания открытого типа

Требует сформулированного самим тестируемым заключения на требования задания. Имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента, необходимо поставить прочерк или многоточие. Отсутствующий элемент (правильный вывод) в задании открытой формы вводит тестируемый  на месте прочерка и/или в специальном поле, хорошо видимом испытуемым.

К ним относятся задания двух видов:

1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

Пример задания дополнения.

Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

Вопрос: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это …

Ответ: провайдер.

2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).

Пример задания свободного изложения.

Инструкция: Закончите предложение.

Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это … …

Ответ: сетевой протокол.

Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) невозможность угадать ответ;

2) краткость и однозначность ответов;

3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

5) простота формулировки вопроса;

6) простота проверки.

  1.    Критерии выставления оценки

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся/студент ответил на от 55 до 70% вопросов. Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся/студент получил от 71 до 85%. Оценка «отлично» ставится, если обучающийся/студент получил 86% и более.

Приложение 1 Пример плана теста

Номер задания

Тема

Шифр темы

Вид задания*

А1  

Основные законы химии. Количество вещества. Молярная масса.(Задача)

1

2

А2

Молярный объем газа. (Задача)

1

2

А3

Число Авогадро (Задача)

1

1

А4

Основные типы химических реакций

3.2, 3.3

2

А5

Периодическая система Д.И.Менеделеева и свойства химических элементов

3.1

1

А6

Химическая связь и строение вещества

3.4

2

А7

Химическая  кинетика и катализ. Скорость реакций. Катализ. (Задача)

2. 2.3

1.3

2

А8

Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия.

2.1,

2.2

3

А9

Дисперсные системы. Общие свойства растворов. Энергетика растворения.

1.1

1.2

2

А10

Состав растворов. Массовая доля. Молярная концентрация.

1.1,

3

А11

Растворы электролитов. Диссоциация кислот, оснований, солей.

1.1

3.2

2

А12

Кислотно-основные реакции. Гидролиз солей.

3.2

2

А13

Реакции ионного обмена. Выпадение осадка, образование  газа.

3, 3.2

2

А14

Химические свойства простых веществ, оксидов, кислот, оснований

3

1

Шифр темы

Количество заданий

% от всего теста

1

1.1

..

Всего

*Примечание. Виды тестовых заданий:

1 — задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

2 — задания открытой формы, т. е. без указания ответов (дополнения и свободного изложения)

3 — задания на установление соответствия

4 — задания на установление правильной последовательности

5 – задания альтернативных ответов

Рекомендации учащимся 4-х классов

о правилах выполнения тестов

Ребята, Вам предстоит выполнение итоговых контрольных работ, я знаю, Вы все волнуетесь и переживаете по этому поводу. Уверена, что все Вы справитесь с этими заданиями и так как задания даны в форме теста, то хотелось бы рассказать о правилах выполнения теста, которые помогут Вам успешно выполнить все задания.

  • Пробегите глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.

  • Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

  • Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с лёгкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут долгие раздумья.

  • Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

  • Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте всё, что было в предыдущем. Помните, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решённом Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

  • Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключить те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание на одном, двух вариантах, а не на всех пяти-семи.

  • Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  • Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции.

  • И помните: самое главное – настройтесь на успех и успешное выполнение теста. Все у вас получится, успехов вам.

Педагог-психолог Чернова Н.П.

29.10.2019

Правила составления и оценивания тестовых заданий

учитель начальных классов

Цель данной работы является научить разрабатывать тест промежуточного контроля по предметам в начальной школе и не только.
В последнее время в школьной практике, наряду с традиционными формами контроля знаний, умений и навыков, все больше используются различные формы тестирования. Тесты являются наиболее эффективны, экономичны и информативны при проверке ЗУН учащихся. Периодически проводимое в течение учебного года тестирование решает ряд задач: позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов; подготовить учащихся к ЕГЭ; обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений; исключает субъективизм в оценивании результатов.

Оценить




3048

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65

Правила составления и оценивания тестовых заданий

Квасникова Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

2019

Методика составления теста промежуточного контроля

В последнее время в школьной практике, наряду с традиционными формами контроля знаний, умений и навыков, все больше используются различные формы тестирования. Тесты являются наиболее эффективны, экономичны и информативны при проверке ЗУН учащихся. Периодически проводимое в течение учебного года тестирование решает ряд задач: позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов; подготовить учащихся к ЕГЭ; обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений; исключает субъективизм в оценивании результатов.

Цель данной работы является научить разрабатывать тест промежуточного контроля по предметам в начальной школе и не только.

Минимальные требования к тестовому заданию состоят в наличии всех трех частей: 1.Инструкции 2.Теста задания (вопроса) 3.Правильного ответа

1. Инструкциядолжна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи, описывать то, что ученик должен «сделать руками», каким образом ему следует выполнять задание, где отмечать, как записывать и т. д.

2. Структура и состав вопроса определяется в большей степени содержанием учебного материала.

3. Правильный ответ или оценочная схема- обязательный атрибут любого тестового задания – без него задание, за исключением пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено. Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ. Это основное требование к тестовым заданиям.

Классификация тестовых заданий.

Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов. К этим шести видам может быть сведено всё многообразие существующих заданий без ущерба для их качества.

Задачи открытого типа

Задачи этого типа дают наиболее разностороннюю информацию. К ним относятся задания двух видов:

свободного изложения. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. В этом состоит основная трудность формулирования заданий этого типа;

дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а его формулировка должна дать один возможный вариант ответа.

Отличительной особенностью заданий дополнения и свободного изложения является то, что в заданиях дополнения требуется вместо каждого многоточия вписать только одно слово, символ, знак, т.е. один пропуск – одно слово, в то время как в задании свободного изложения вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Инструкция для заданий свободного изложения может быть, например, такой: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните определение, записывая ответ в бланке.

Инструкция для заданий дополнения может выглядеть так: вместо многоточия впишите нужное слово, выпишите на бланк слова, которые пропущены в тексте, вместо многоточия впишите нужный символ. Задачи дополнения относятся к наиболее ранним видам задач, применяемых при составлении тестов. При решении от испытуемого требуется, чтобы он с помощью нескольких слов, одного ключевого слова, символа или рисунка ответил на вопрос, закончил утверждение.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

— краткость и однозначность ответов;

— необходимость воспроизведения ответа по памяти;

— отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

— простота формулировки вопросов, простота проверки.

Для того, чтобы предотвратить возможные недочёты при формулировании вопросов дополнения, необходимо учитывать ряд правил, предложенных В.С. Аванесовым:

— использовать не более трёх пропусков подряд, лучше 1 – 2;

— дополнять нужно наиболее важное – то, знание чего нужно проверить;

— дополнение лучше ставить в конце предложения;

— вопрос должен быть сформулирован чётко;

— таким же чётким и однозначным должен быть ответ;

— следует чаще пользоваться количественными величинами. [1]

Трудность в применении этого вида задач заключается в формализации ответов. Их неоднозначность затрудняет стандартизацию. Громоздкость процедуры и большие затраты времени на обследование тоже не в пользу этого метода.

Задачи закрытого типа

Задания закрытого типа – тип тестовых заданий, предусматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предполагаемых выбирается один или несколько правильных ответов. Существует несколько видов таких задач.

1. Задания альтернативных ответов. К каждой задаче альтернативных ответов даётся только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – «да» — «нет», «правильно» – «не правильно». Инструкция для задания альтернативных ответов: Обведите кружком вариант ответа «да» или «нет», который вы считаете правильным; или обведите ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»).Задачи альтернативного ответа целесообразно применять в тех случаях, когда:

— тест должен быть разработан быстро;

— проведение теста не должно занимать много времени;

— тест не предполагает изучение творческих возможностей испытуемого;

— есть возможность разрабатывать большое число задач для теста;

— задачи просты по содержанию и легко доступны для понимания учащихся;

Большим недостатком заданий альтернативных ответов является высокая вероятность случайных правильных решений, не следует давать вопросы с подвохом, необходимо избегать двусмысленных утверждений.

2. Задания множественного выбора

Это основной вид заданий, применяемый в учебных тестах. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. Инструкции для заданий с множественным выбором: обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа; выбери правильные ответы из предложенных вариантов и подчеркни их, в каждом вопросе может быть один илидва правильных ответов.

3. Задания на восстановление соответствия (соответствие)

Задания соответствия (восстановления соответствия), в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. К этому же типу следует отнести и задания, в которых требуется восстановить порядок ряда, упорядочить. Эти задания могут рассматриваться как частный случай задания на восстановления соответствия, в которых только один ряд, а другим, предполагаемым, является время.Распространённой формой инструкции для учащихся при ответе на данный вопрос данного вида является вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму…, соединитестрелками соответствующие понятия и т.д.

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знания и экономичность размещения задач в тесте.

Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда. Инструкция: Расположите в правильной последовательности. (В столбце ответов поставь соответствующие буквы)

Правила составления тестовых заданий

Тестовые задания должны быть составлены с учётом определённых правил:

Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа. Этим сводится к минимуму возможность столкнуться с такой проблемой как наличие более одного правильного ответа.

Вопросы должны содержать одну законченную мысль. Тестовое задание должно проверять один элемент знания.

При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда». Они, с одной стороны сами по себе содержат неопределённость и могут пониматься субъективно, что может приводить к ошибочным ответам, а, с другой стороны, дают учащимся догадаться о правильном ответе.

Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше» и т.д.

Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связей с основной мыслью, и не следует прибегать к постоянным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.

Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

Не следует задавать вопросов с подвохом.

Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; в любом случае следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов.

Избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать?», «Почему будет не правильно не отвечать на этот вопрос?» и т.д.

Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов; применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

Не упрощайте вопросы.

Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей и давалось в случайном порядке.

Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

Проанализируйте задания с точки зрения возможности неверного ответа наиболее подготовленных учеников.

Правила, специфичные для заданий дополнения

Использовать не более 3 пропусков подряд, лучше 1 – 2, так как слишком большое количество пропусков увеличивает вероятность неоднозначности ответа.

Дополнять нужно наиболее важное, то, знание чего нужно проверить.

Дополнение лучше ставить в конце предложения.

Конструирование базы тестовых заданий

Создание любого теста начинается с разработки базы тестовых заданий.

При составлении базы тестовых заданий, нужно соблюдать ряд общих требований [5].

1. Соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся (требование соответствия содержанию и объёму полученной учащимися информации).

2. Задание должно требовать от учащегося решения только одного вопроса (требование простоты).

3. Формулировка задания должна в полном объёме разъяснять поставленную перед учащимися задачу, причём язык, термины, обозначения должны быть однозначно поняты всеми учащимися (требования однозначности задания).

Не допускается формулирование заданий, которые содержат некоторые недоговорённости, предположения, что учащийся, якобы, должен знать, о чём идёт речь. Тесты проверяют уровень знаний учеников, а не рассчитаны на «запутывание» их, проверку интеллектуального потенциала.

4. Подробности задания и лаконичность (краткость) вариантов ответа.

Это требование связано с тем, что учащийся должен иметь возможность удержать в памяти все варианты ответов, чтобы выбрать из них верные.

5. Идентичность вариантов ответов по форме, тематике, объёму, количеству представленных позиций.

6. Грамматическое и логическое соответствие вариантов ответов заданию.

При конструировании базы тестовых заданий с несколькими правильными вариантами ответов формируется само задание, затем в левый столбик записывают правильные ответы, а в правый – неправильные.

Например:

Укажите какие буквы названы правильно:

+ _

бэ, ка, эль, эр, сэ, ре, ме, эл, лэ, ше,

пэ, жэ, пэ ще, эз, кэ

Найди однокоренное слово к слову ВОДА:

+ —

водичка водитель

подводный провод

водяной завод

Оценивание результатов тестирования

Одним из важных показателей успешности овладения знаниями и умениями при тестовом контроле является коэффициент усвоения.

р Р – количество заданий, выполненных учащимися;

К = —

п

n – общее количество заданий в тесте.

Определив коэффициент усвоения, можно перейти к оценке и выведению обучающемуся соответствующего балла (отметки).

При этом руководствуются следующими соотношениями:

отметка 5 – КУСВ = 0,9-1,0;

отметка 4 — КУСВ = 0,8-0,9;

отметка 3 — КУСВ = 0,7-0,8.

При КУСВ 0,7 положительную оценку выставлять нельзя.

Следует также иметь в виду, что указанные пределы коэффициента усвоения, при которых выставляются оценки «3», «4», «5», приняты условно. Однако даже при этой условности определение определения оценки производится более объективно и обоснованно, чем при интуитивном, чисто экспертном подходе к решению этого вопроса.

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Ассоциация инженеров – педагогов, 1996. – 191 с.

Виноградова Н.Ф., Петрова И.А. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М.: Дрофа, 2000. 128с.

Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 1982. – 234 с.

Гузеев В.В. Тест как измерительный инструмент // Школьные технологии – 1998. — № 3. – С. 20-25.

Клюева Г.А. Разработка тестов достижений в учебных заведениях профессионального образования. Методические рекомендации. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. – 40 с.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: «Интеллект – центр», 2001. – 296 с.

Матис Т.А.: Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.//Начальная школа №4, 1999.

Михайлычев Е.А. Требования к разработке стандартизированного дидактического теста // Специалист. – 1996. — № 3. – С. 31-33.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/378445-pravila-sostavlenija-i-ocenivanija-testovyh-z

Также вас может заинтересовать

  • Биль о правах личности
  • Программа внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
  • Учебная игра как средство повышения эффективности урока
  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
  • Эссе «Педагогическое мастерство»

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1. Контролирующую;
2. Обучающую;
3. Развивающую;
4. Воспитывающую;
5. Диагностическую;
6. Прогностическую.

Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении
нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.

При изучении нового материала тесты применяются для организации
самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только
опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь
поисковый, эвристический, проблемный характер.

При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки
рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.

При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты
охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение
рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего
курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира
в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в
течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.

Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной
работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще
подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его
развития, возрастным мотивационным особенностям.

Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве
домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить
тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет
способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания
применять их на практике.


Методика составления и проведения тестов.


Основными этапами любого тестирования являются:

  1. Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и
    понятных учащимся.
  2. Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей
    школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
  3. Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов
    тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
    надежность, точность, лаконичность;
    недопустимость применения двусмысленных вопросов;
    использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для
    составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных
    классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
  4. Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и
    тренинге.
  5. Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной
    деятельности учащихся.
  6. После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с
    помощью ключа
  7. Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
  8. Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с
    результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных
    работ и имеют право на апелляцию.

При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных
группы тестов:

  1. задание на выбор правильного ответа;
  2. приведение в соответствие или классификацию объектов;
  3. расположение объектов в определенном порядке;
  4. “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.


Виды тестов по форме.


Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых
заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.

1. Тесты – определители с одним правильным ответом.

Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных
ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в
которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу,
6. Фиджи.

Кооперирование – это:

а) выпуск предприятием соответствующей продукции;
6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных
производств;
в) сосредоточение предприятий на одной территории;
г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.

Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие.
Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:

1. специализация;
2. комбинирование;
3. кооперирование;
4. концентрация.


2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов,
причем обходимо назвать их максимальное количество.


Летом тропические ВМ господствуют:

1) в тропическом климатическом поясе;
2) в тропическом и субтропическом климатических поясах;
3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.

3. Тесты – определители, где все ответы правильные.

Крупными производителями автомобилей являются:

1) Япония;
2) Западная Европа;
3)США;
4 )все указанные регионы.


4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их
количество (один, два, три и т. д.).


В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов –
миллионеров:

  1. Центральный;
  2. Дальневосточный;
  3. Западно-Сибирский;
  4. Центрально-Черноземный;
  5. Волго-Вятский;
  6. Северо-Кавказский.


5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по
принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.


Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:

1) холм;
2) ветер;
3) песок;
4) равнина;
5) овраг;
6) гранит.


6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных
ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.


Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:

1) траппы;
2) Саяны;
3) Таймыр;
4) лиственница;
5) Путорана.


7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или
диаграмм.



На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на
Земле:

 


8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует
однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или
несколько заданий.


В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается
высоки естественный прирост населения.

1)да; 2)нет.


9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике,
где названы примеры объектов, один из которых правильный.


Определите физико-экономический район России по данной характеристике:
занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней
платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения
являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на
территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно –
таежные почвы и лиственничные леса.

1) Русская равнина;
2) Горы Южной Сибири;
3) 3аподно – Сибирская равнина;
4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.


10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать
самостоятельно.


По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная
страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного
нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.

———————————————————————————————————

Ответ: Австрия


11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты
ответов.


По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла,
шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):

1) влажные экваториальные леса;
2) средиземноморская;
3) саванны;
4) пустыни.

12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа.
По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин,
Дакка, Катманду).Ответ:

———————————————————————————————————-

Ответ: Индия


13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого
столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.


Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:

1)Гималаи
2)Уральские горы
3)Кордильеры
а) древняя складчатость
б) средняя складчатость
в) новая складчатость

Ответ: 1-в; 2-а; З-б


14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не
совпадает количеством вариантов второго столбика.


Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:

1)Урал
2)Хибины
3)3аподно-Сибирская равнина
4)Сихоте-Алинь
а) щит
б) молодая платформа
в) герцинская складчатость
г) мезозойская складчатость

Ответ: 1-в;2-а;3-б;4-д

15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных
ответов.
Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:

1 .экваториальный
2. субэкваториальный
3. тропический
4. субтропический
а) тропические
б) умеренные
в) субэкваториальные
г) экваториальные

Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б

16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний”
вариант.
Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их
размещения:

1. гидроэнергетика
2. металлургия алюминия
3. судостроение
4. сахарная промышленность
а) потребительский
б) сырьевой
в) энергетический
 

Ответ: 1-б;2-г;3-а;4-б


17. “Открытые” (или перспективные) тесты.


В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно
вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним
верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим
названным требованиям.

Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как
правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова.
Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __
метров, (равнины, абсолютной, 2000.)

Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает
полную свободу действий тестируемого.

Назовите три основных государства Азии:

————————————————————————————————

—————————————————————————————————-

на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри –
Ланка, Филиппины, Япония.


18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.


Заполните таблицу:

Воздушные массы Район формирования Температура и влажность
    Жаркая и влажная
тропические    
  Умеренные широты над океаном Лето: Зима:
антарктические    


19. Тесты, связанные с заполнением таблицы с вариантами ответов.


Заполните таблицу, используя предложенные варианты ответов:

Страна Столица Форма правления Административно-территориальное устройство
Канада      
  Прага    
    Конституционная монархия  
Оман      
      Конфедерация

Варианты ответов: Чехия, Швейцария, Норвегия, Маскат, Оттава, Берн, Осло,
республика, абсолютная монархия, государство Британского Содружества, унитарное,
федеративное.


20. Тесты связанные с заполнением схемы с вариантами ответов.


Заполните схему, используя следующие слова:

1. Мировой океан;
2. болота;
3. ледники;
4. горные;
5. подземные воды;
6. реки;
7. покровные.
8. моря;
9. заливы.

21. Тесты, связанные с заполнением схемы без вариантов ответов.

Заполните схему:


22. Тестовые задания, требующие выполнение расчетов, с вариантами ответов.


Используя рисунок 60 на странице 96 (Суханов В.П. Физическая география. 6
класс.) или рисунок 80 на странице 144 (Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П.
География. Начальный курс.).
Определите, сколько выделится воды, если температура воздуха снизится с 20 С до
10 С при условии, что относительная влажность воздуха равнялась 100%: 1) 9 г; 2)
8 г; 3) 17 г.


23. Тесты, требующие выполнение расчетов без вариантов ответов.


Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Н испаряемость
равна 31 мм. и в течении года выпадает 488 мм. осадков:

Ответ 1,3


Тесты – классификаторы.


Тесты – классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов,
и тестируемый должен провести их классификацию по указанному критерию или
выбрать критерий классификации самостоятельно. Данный вид теста наиболее удобен
для установления внутрипредметных или межпредметных связей.


24. Тесты – классификаторы с указанием классификации.


Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы:
а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс;
з)галька; и) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит.

Осадочные:

—————
—————
—————

Метаморфические:

——————-
——————-
——————-

Магматические:

——————
——————
——————

Проклассифицируйте указанные объекты по природным зонам России и результаты
занесите в таблицу: Лиственница, лемминг, ковыль, бурундук, ягель, песец,
соболь, дрофа, кедр, кролик.

25. Тесты на самостоятельную классификацию.

Сгруппируйте по языковым семьям народы России:

Русские, карелы, татары, осетины, якуты, украинцы, коми, буряты, башкиры,
удмурты.

А Б  В Г
————
————
————
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-
———-


26. Тесты, проверяющие знания географической карты и географического
пространства построенные по принципу альтернативного теста.


В каждой паре подчеркните страну, расположенную севернее:

Норвегия – Дания;
Испания – Бельгия;
Чехия – Венгрия;
Швейцария – Германия.


27. Расставить по порядку.


Распределите горные страны по мере увеличения их высоты:

Гималаи – _____ 4
Уральские –____ 1
Альпы – ________2
Кордильеры – ____3


28. Тесты на установление причинно – следственных связей.


Укажите правильную последовательность причинно – следственных связей:

Развитие земледелия – __________ 4
Агроклиматические ресурсы – ___1
Географическая широта – _______2
Плодородие почв – ____________ 3


29. Тесты по нахождению “лишнего” объекта, где даны критерии ответа.


В данном списке выделите народ, отличающийся от остальных по религиозному
признаку: Русские, сербы, грузины, греки, поляки


30. “Лишний” объект – нет критериев ответа.


В данном списке выберите ответ отличающийся от остальных: Гранит, базальт,
пемза, обсидиан, мрамор.

Методические рекомендации к проведению самоподготовки

Выполнение домашнего задания является одной из форм самостоятельной учебной работы обучающихся. Основная задача, стоящая перед обучающимися: закрепить те знания, которые они получили на уроках, совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроках, подготовка к следующему рабочему дню, чтобы они чувствовали себя спокойно, уверенно, смогли достичь новых успехов в овладении знаний. Домашнее задание обучающиеся выполняют всегда самостоятельно под контролем учителя. От успешного проведения самоподготовки зависит решение самой главной задачи специальной школы – формирование у обучающихся умения трудиться самостоятельно.

Перед самоподготовкой воспитатель напоминает дежурным о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок. Все учебники, необходимые для выполнения домашнего задания и дневник ученика находятся на столе.

Воспитатель настраивает ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.

В коррекционной школе самоподготовка — одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция — самоподготовка способствует появлению у обучающихся навыков планирования своей учебной работы, формированию умения распределять время отведенное на самоподготовку и определять порядок выполнения домашних заданий, умения распределять силы и соразмерять возможности..

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у обучающихся правильного отношения к знаниям, как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у обучающихся вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у обучающихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению, усердие, целеустремленность, воля, развивается интерес к выполненной работе.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности обучающихся в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

Чистота оконных стекол.

Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

Поддержание нормального температурного режима.

Регулярное проветривание классных комнат.

Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

Поддержание чистоты и порядка в классе.

Соблюдение обучающимися личной гигиены.

Сохранение у детей правильной позы во время работы.

Проведение «физкультминуток».

Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

Устранение шумовых раздражителей.

Предоставление обучающимися при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

Задания обучающие выполняют самостоятельно.

Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.

Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

Отказ от применения каких-либо мер наказания.

Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

Содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе.

Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с обучающимися, замечаний, отвлекающих их от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

Терпимое отношение к промахам обучающихся во время работы.

Привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости обучающихся.

Воспитатель класса, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.

Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Организация и проведение физкульминуток.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Виды физкультминуток:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

гимнастика для улучшения слуха;

упражнения для профилактики плоскостопия;

упражнения, корректирующие осанку;

дыхательная гимнастика.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

Рекомендация по проведению самоподготовки в коррекционной школе.

Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи, которая ведется учителем и воспитателем.

I. Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой.

Беседа воспитателя с учителем начальных классов или учителями предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу.

Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего задания на следующий день.

3. Беседа воспитателя с обучающимися класса по итогам дня.

а) поощрения обучающихся, получивших «4» и «5»;

б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это требуется);

в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки (технические средства, раздаточный и демонстративный материал).

4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс, приготовить мел, тряпку).

II. Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания.

1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством воспитателя.

2. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую обстановку.

3. Дифференцированный подход к обучающимся.

4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках (взаимопосещение)

Продуманная работа с логопедами.

III. Организационная часть.

1. Приготовление рабочего места.

2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется домашнее задание по каждому предмету.

3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени, установить регламент по предметам.

IV. Выполнение домашнего задания по старшим классам.

1. Русский язык:

а) предлагается выучить и повторить правило;

б) опрос правил с приведением примеров;

в) воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от начала до конца;

г) вопрос воспитателя «Кому не ясна цель упражнения?». Объяснить индивидуально.

В процессе самостоятельной работы воспитатель контролирует работу обучающихся, следит за рациональным использованием времени, за аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы.

Математика: предлагается выучить и повторить правило.

2. Опрос правил.

3. Самостоятельное выполнение письменного домашнего задания.

Воспитатель контролирует работу обучающихся и проводит индивидуальную работу со слабыми обучающимися (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль).

По чтению, истории, географии, естествознанию предлагается учить самостоятельно, а затем сильные проверяют средних обучающихся. Слабых обучающихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим.

V. По начальным классам.

Русский язык: повторение правил;

выяснение цели упражнения и разбор (2 примера);

остальное выполняют самостоятельно.

Математика: устный счет задачи или примеров; самостоятельная работа по выполнению примеров и задач.

Чтение: читать вслух обязательно на каждом занятии самоподготовки; отрабатывать технику чтения.

Воспитатель на самоподготовке:

1. Учит детей правильному процессу запоминания.

а) запомнить главное;

б) запомнить не слова, а предложения и цепочку мыслей;

в) правильно формулировать свои мысли.

2. На самоподготовке воспитатель использует наглядность, рекомендуемую учителем.

а) произведения изобразительного искусства;

о) дидактический материал;

в) исторические и географические карты.

Индивидуальная работа проводится через дифференцированные задания, составленные учителем.

Воспитатель чутко, внимательно следит за обучающимися, проводит физкультминутку.

5. Методы проверки выполнения домашнего задания.

а) просмотр письменного задания;

б) устный опрос по вопросам учебника или по вопросам,

рекомендованным учителем;

в) опрос парно — коллективным методом;

г) игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина).

6. Подведение итогов самоподготовки.

а) анализ самоподготовки детей (поощрение обучающихся за аккуратно правильно выполненные задания и хорошие устные ответы).

Демонстрация лучших тетрадей;

б) запись в тетрадь взаимосвязи о степени усвоения домашнего задания.

Требования

Помещение — чистое, проветренное.

Рассаживать обучающихся: слабоуспевающих, неусидчивых  ближе к себе, имеющих слабое зрение — ближе к свету.

3. Координировать поведение детей, возбудимых — сдерживать от поспешности;

медлительных — побуждать к деятельности;

неуверенных — подбадривать.

Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы обучающихся.

В условиях школы — интерната домашние задания выполняются обучающимися самостоятельно под контролем педагога.

По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке.

Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы-интерната формированию у обучающихся умения трудиться.

С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки.

1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.

2. Формирование у обучающихся устойчивого желания самостоятельно трудиться, побуждение у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы, к учителю и воспитателю.

3. Воспитание у детей упорства, усердия, целеустремлённости, воли и любви к учению.

4. Развитие у обучающихся активности и интереса к выполненной работе.

5. Воспитание чувства ответственности, формирование умения работать в коллективе.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Формирование у обучающихся умения распределять время, отведенное на самоподготовку; определять порядок выполнения домашних заданий, воспитание чувства взаимопомощи и доброжелательного отношения к товарищам.

Самоподготовка — продолжение учебного процесса. Однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя дать обучающимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя — закрепление знаний, полученных на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдая режим работы (во время начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий.

Успех выполнения домашних заданий зависит от качества его объяснения на уроке. Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий должна быть для более доступного умственно отсталым детям, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и не велико по объёму

При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, при этом нервничают, приучаются к небрежности и безответственности.

ЭТАПЫ САМОПОДГОТОВКИ

Подготовительный этап.

( Подготовка класса, доски и рабочего места).

1. Организационный момент.

( Проверить подготовку рабочих мест к занятию, подготовку к занятию учебных принадлежностей).

2. Психологический настрой на занятия.

(Настроить детей на самостоятельное выполнение домашнего задания, работать аккуратно).

3. Планирование предстоящей работы.

4. Постановка задач перед обучающимися, которые им необходимо выполнить на занятии.

Основной этап.

1. Дидактические игры и упражнения, логопедическая минутка.

(Предшествует соответствующему предмету).

2. Самостоятельная работа обучающихся:

(Индивидуальная работа со слабыми обучающимися, работа над выразительным чтением, над развитием речи. Просмотр работ обучающихся).

3. Выполняется первым тот предмет, который наиболее сложный:

(Чаще с математики, либо с русского языка, либо с чтения, если задано наизусть стихотворение).

4. Физкультминутка.

5. Устные предметы:

(Чтение тихим голосом, ответы на вопросы должен дать воспитатель или учитель).

6. Проверка домашнего задания:

(У одной группы обучающихся), для письменных работ можно организовать самопроверку, взаимопроверку.

Если большинство детей не поняли материал, то он не выполняется.

Заключительный этап.

1. Итог самоподготовки.

2. Рефлексия.

3. Воспитатель проводит оценку деятельности обучающихся (Элементы соревнования, оценка за прилежание).

Сложность домашних заданий не должна превышать сложности заданий, выполненных в классе под руководством учителя, а объём задания должен составлять одну треть объёма учебной работы на уроке.

1 класс — домашнее задание не задаётся.

2-4 классы — до 1 часа

5-9 классы — до 1,5 часов

Это максимальные сроки. В школе-интернате домашнее задание выполняют в тех же самых классах, где проходят уроки, за своей партой. Класс должен быть чистым, проветренным. Дежурные протирают парты, подметают пол, развешивают карты, другие наглядные пособия, которые подбирают учитель и воспитатель, На столе воспитателя раскладывают дидактический материал, книги для дополнительного чтения. Постепенно обучающиеся привыкают ежедневно перед началом самоподготовки просматривать расписание уроков и заранее подготовить всё необходимое для выполнения домашних заданий. Учебники, тетради и пособия раскладывают в нужной последовательности; в соответствии с порядком выполнения задания по плану.

Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя создать условия для самостоятельной работы детей. Воспитатель не должен проводить фронтальное объяснение, но это не означает что, он только присутствует при самоподготовке. Воспитатель создаёт рабочую обстановку. Закрепляет умение детей работать с учебниками, пособиями, рационально распределять время, планирует работу, учит их работать, не мешая товарищам, аккуратно и добросовестно выполнять домашнее задания, следить за их посадкой, приучать детей организованно садиться на свои места, быстро включаться в работу. Если многие не справились с домашним заданием, то выполнение этого задания надо приостановить и сообщить об этом учителю.

ТРЕБОВАНИЯ К САМОПОДГОТОВКЕ

1. Обязательная связь воспитателя и учителя (Взаимопосещение раз в месяц)

2. Объём домашнего задания (1/3 от классной работы)

3. Разумное чередование предметов при выполнении домашнего задания.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся в ходе работы.

5. Соблюдение охранительного педагогического режима.

6. Требование методики

1 класс нет самоподготовки. Коррекционно-развивающие игры, ролевые игры.

2 — 4 классы:

1 час с физкультминутками.

5 — 9 классы:

1,5 часа с физкультминутками и переменой.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ:

ЧТЕНИЕ

1. Старайся читать целыми предложениями, а не словами.

2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.

3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному рассказу или составленному учителем. Если не сможешь ответить прочитай рассказ снова.

ПИСЬМО

1. Прочитай внимательно задание.

2. Вспомните на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или тетради и повтори.

3. Сначала прочитай всё предложение, а затем запиши его в тетрадь.

4. Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её, зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши верную букву (слово).

МАТЕМАТИКА

1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решились задачи в классе.

2. Прочитай 2 раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3. Повтори про себя условие задачи, если что либо забыл прочитай ещё раз.

4. Запиши сокращенное условие задачи.

5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформируй вопрос к действию, а потом его выполняй.

7. Перед решением примеров повтори необходимое правило, посмотри в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.

8. Закончив выполнение задания, проверьте правильно ли оно выполнено.

9. Найденную ошибку зачеркни и сверху напиши правильный ответ.

Макеевская специальная общеобразовательная школа — интернат №36

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Методические рекомендации к проведению самоподготовки в специальной общеобразовательной школе

Подготовила

воспитатель Коваленко Т.И.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ

2. Объём домашней работы и доступность детям (1/3 содержания урока по сложности не должны превышать, даются подобные задания и выполняются на уроке).

3. Приёмы работы воспитателя, настраивающие детей на самостоятельное выполнение домашнего задания.

4. Отношение к выполнению домашнего задания (по предметам).

5. Занятость обучающихся на самоподготовке (тем кто успел выполнить домашнее задание либо игра, либо чтение книг).

6. Самостоятельность обучающихся при выполнении домашнего задания.

7. Работа воспитателя по предупреждению ошибок. (повторить правила, игра и т.д.)

8. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

9. Особенности работы с отдельными детьми и её результативность.

10. Коррекционная направленность методов и приёмов работы воспитателя, используемых в ходе работы.

11. Качество выполнения домашнего задания ребятами.

12. Соблюдение охранительного режима (Физкультминутка).

13. Роль личности воспитателя (Внешний вид, отношение с детьми, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, владение дисциплиной).

14. Выводы и общие оценки.

15. Замечания и рекомендации.

4.2 Примерная структура этической беседы

1 вариант

1. Объявление темы.

2. Чтение подобранного к беседе материала.

3. Постановка вопросов, направленных на анализ прочитанного материала, на вскрытие ими морального понятия.

4. Самостоятельные попытки обучающихся определить содержание, основные признаки того или иного морального понятия.

Обобщение воспитателя.

5. Обсуждения с обучающимися того, как они в своей жизни и поведении следуют данной моральной норме.

6. Обсуждение практических дел по закреплению моральных норм жизни.

2 вариант

1. Объявление темы.

2. Рассказ о конкретном факте, с предложением к обучающимся высказать своё мнение.

3. Обсуждение обучающимися факта, сообщённого воспитателем определённого понятия.

4. Определение практических дел на будущее.

Требование к этической беседе

1. Соответствие темы беседы уровню психологического развития обучающихся (возрастные) к вопросам, волнующим данный класс.

2. Научность (правильность) раскрытия существенных признаков этических понятий и представлений.

3. Убедительность и яркость примеров, которые привлекаются для раскрытия этических понятий.

4. Эмоциональность воздействия беседы.

5. Корректность обсуждения случаев из жизни, в частности из жизни данного класса.

6. Правильность и доказательность личных мнений спорящих.

7. Заинтересованность обучающихся беседой, активность их в обсуждении поднятых вопросов.

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

9. Степень соответствия замысла бесед: её фактические результаты.

4.3 Методика проведения часа здоровья

Дата, класс.

1. Тема, цель, задачи (обучающая, коррекционно-развивающая, воспитательная) связь с учебной программой, связь с работой по коррекционному развитию обучающихся с нарушением интеллекта.

2. Структура занятия

Обязательно соблюдение охранительного педагогического режима (проветривание перед занятием, возможна влажная уборка, соблюдение техники безопасности (инструктаж), тактичное поведение воспитателя, предупреждение конфликтных ситуаций между детьми, организация окончания занятия)

а) подготовка рабочего места

3. Формы проведение часа здоровья (беседа, работа с книгой, спортивные игры, сюжетно — ролевые игры, эстафеты, соревнования, практикумы, викторины и т.д.)

4. Подведение итогов.

5. Продолжительность занятия

мл. классы — 20 — 35 минут.

ст. классы — 35 минут.

4.4 Методика проведения часа культуры

1. Дата, класс, тема.

2. Цель___

Задачи:

1. Обучающая (связь с учебной программой);

2. Развивающая (связь с работой по коррекционному развитию детей с нарушением интеллекта);

3. Воспитательная (учить детей выполнять правила культурного поведения в школе, на улице, в общественных местах, уметь анализировать свои поступки и делать выводы).

3. Доступность материала. Учесть возрастные и психофизические особенности школьников.

4. Обязательное соблюдение охранительного — педагогического режима (проветривание комнаты, влажная уборка, тактичное поведение воспитателя).

5. Формы проведения занятия: беседа, литературно — музыкальная композиция, сюжетно-ролевая игра, инсценирование, практикумы.

6. Основные методы работы над правилами по культуре поведения — разъяснение и приучение, организация жизни детей в соответствии с требованиями правил.

7. Проводить поэтапную работу по культуре поведения:

I этап — подготовка к занятию,

2 этап проведение занятия,

3 этап — повседневная работа.

8. Проводить индивидуальную работу с обучающимися.

9. Воспитатель должен быть образцом поведения для обучающихся.

10. Воспитание культуры поведения проходит успешнее, если родители и школа осуществляют единые требования к поведению детей.

11. При анализе и планировании необходимо знать, какими навыками, умениями и новыми знаниями обогатятся дети.

12. Подвести итог.

4.5 Методика проведения творческого часа

(при работе с различными материалами)

При подготовке творческого часа очень важны:

1/ Предварительная работа:

1. Воспитатель подбирает темы согласно способностям обучающихся данного возраста.

2. Подбирает иллюстрации, готовит образцы для показа обучающимся.

3. Выбор темы учащимися и беседы с каждым обучающимся по выбранной теме об особенностях работы с материалом данного вида.

4. Выполнение заготовок для основной работы, которая выполняется на предшествующем творческом часе или в свободное время.

2/ Ход творческого часа,

1. Сообщение темы, вступительная беседа.

2. Словарная работа.

3. Каждый обучающийся или подгруппа называет свою работу, из какого материала будет она выполняться.

4. Инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами.

5. Соблюдение первого правила рабочего человека:

» Содержи рабочее место в порядке. «

6. Выполнение работы обучающимися (индивидуальная помощь воспитателя).

7. Анализ работ: отмечается аккуратность выполнения, соблюдения пропорции предмета, композиция.

8. Ценность работы: применение в жизни сделанного изделия.

9. Итог выполнения работы.

4.6 Методика проведения прогулки

Прогулка одна из форм активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности обучающихся. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.

Но было бы не верно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственной последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе.

Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Колонка speaker zqs8210 инструкция на русском языке
  • Маалокс 400 мг инструкция по применению
  • Как перейти на эдо с контрагентами пошаговая инструкция
  • Инструкция языка sql delete используется для
  • Драмина инструкция по применению взрослым как принимать таблетки