- Главная
- О компании и продуктах КонсультантПлюс
- Некоммерческие проекты
- Участие в разработке концепции электронного распространения правовой информации
- Основные принципы построения эффективной СРПИ
- Приложение1
Приложение1
Приложение 1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
- 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
- 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
- а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
- б) круга должностных лиц;
- в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
- г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
- д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- — федеральных конституционных законов;
- — федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
- — ненормативные акты общего характера;
- — акты официального разъяснения;
- — правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.
2. Информация индивидуально — правового характера,
имеющая юридическое значение
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
- — договоры (сделки);
- — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
- — носят индивидуально — правовой характер;
- — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
- — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
- — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
- — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
- — образцы деловых бумаг;
- — комментарии законодательства;
- — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Ко мне за юридической помощью обратился военнослужащий, который приказом командования был привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Обжалование решения в гарнизонный военный суд, другие вышестоящие инстанции результатов не принесло, так как суды оценивали действия военнослужащего исключительно исходя из требований инструкции, определяющей порядок работы с ведомственными документами, утвержденной вышестоящим командованием.
Изучив содержание инструкции, я пришел к выводу о наличии оснований для признания ее недействующей в порядке гл. 21 КАС РФ. В частности, оспариваемый нормативный правовой акт (далее – НПА), затрагивающий права и свободы граждан, не прошел госрегистрацию в Минюсте России в соответствии с п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, а также не был опубликован согласно требованиям п. 8 и 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Кроме того, инструкция как НПА накладывала на неопределенный круг лиц обязательства, не предусмотренные отраслевыми законами, имеющими большую юридическую силу. При этом конкретные процедуры вообще не были урегулированы данными законами, а содержащиеся в последних положения, в отличие от инструкции, носили диспозитивный характер, т.е. являлись не абсолютными и не обязательными.
В связи с этим в рамках предусмотренной законом процедуры я обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании инструкции недействующей.
Позиция процессуального оппонента (военного ведомства) сводилась к следующему. Во-первых, оспариваемая инструкция является не НПА, а организационно-распорядительным актом должностного лица. Во-вторых, она адресована конкретным лицам – подчиненным должностных лиц военного ведомства – и не распространяет регулируемые ею правомочия на неопределенный круг лиц.
Ознакомившись с возражениями военного ведомства, я проанализировал, по каким критериям акты определяются в качестве нормативно-правовых.
Читайте также
Верховный Суд разъяснил порядок оспаривания НПА
Пленум ВС РФ принял доработанное постановление, касающееся рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
27 декабря 2018
Как указал Верховный Суд в п. 2 Постановления
Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками НПА являются: его издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В постановлении также пояснено, что признание акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы.
В связи с этим я проанализировал содержание инструкции, которая была издана органом государственной власти. В ней содержались правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, так как фамилии конкретных должностных лиц не указывались, а положения не ограничены периодом действия и рассчитаны на неоднократное использование в отношении не только лиц, проходящих военную службу в настоящее время, но и граждан, которые поступят на военную службу в будущем, – т.е. лиц, поименный состав которых невозможно заранее предвидеть применительно к любому отдельно взятому моменту времени и, следовательно, индивидуализировать – на что и было обращено внимание суда.
По такой категории дел в качестве заинтересованного лица привлекается Минюст, который при необходимости проводит правовую экспертизу НПА, оценивая названные признаки.
В ходе судебного заседания Минюст поддержал исковые требования о признании инструкции недействующей, поскольку из содержания документа следовало, что в нем содержатся правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, в Минюст инструкция на регистрацию не поступала, информация о ее опубликовании также не представлена.
Военный прокурор, в свою очередь, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы административного ответчика.
По результатам рассмотрения заявления ВС удовлетворил исковые требования, указав, что нормы оспариваемой инструкции, включая приложения к ней, обладают всеми существенными признаками НПА, от которых зависит возможность реализации определенных прав и свобод военнослужащих, а кроме того, документ издан неправомочным должностным лицом федерального государственного органа, не зарегистрирован и официально не опубликован в установленном порядке, в связи с чем инструкция подлежит признанию недействующей полностью со дня ее издания – независимо от иных оснований и доводов.
Далее я обратился в гарнизонный военный суд в порядке ст. 350 КАС с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам в связи с признанием Верховным Судом НПА недействующим. В итоге решение было пересмотрено, а дисциплинарное взыскание, основанное на данной инструкции, в 2021 г. признано незаконным с его отменой и восстановлением военнослужащего в правах.
Основные доводы гарнизонного военного суда свелись к следующему: возникшие с военнослужащим правоотношения могли регулироваться исключительно НПА, который, в свою очередь, был признан недействующим. В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при разрешении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства. Согласно ст. 16 КАС вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории России.
Из заключения по материалам служебного разбирательства следовало, что военнослужащий, нарушив положения инструкции, совершил дисциплинарный проступок, за который подлежал привлечению к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Данных о других нарушениях заключение не содержало.
Хочу обратить внимание на следующее требование законодательства в данной сфере. Особенностью дел, подобных рассмотренному, является то, что проверка судом законности решений госоргана в порядке нормоконтроля (вне связи с защитой субъективных прав заявителя) недопустима. То есть в описательно-мотивировочной части судебного акта обязательно должна быть дана оценка примененному конкретному НПА, которая должна вытекать из заявленных стороной требований. Если решение суда будет принято без ссылки на положения НПА, в принятии административного искового заявления о признании данного НПА недействующим по изложенным причинам будет отказано.
Таким образом, обжалование НПА в порядке КАС может оказать существенное влияние на возникшие из данного акта общественные правоотношения в различных сферах, когда решения госоргана зависят от соответствующих инструкций, регламентов, правил и т.п.
Вернуть нельзя исключить
Арбитражный процесс
ВС указал, что финансовый управляющий не вправе распоряжаться единственным жильем гражданина-банкрота
23 апреля 2025
Ананичева Лилия
Профессиональный медиатор по досудебному урегулированию бизнес-споров (налоговых споров), частный детектив по экономическим (налоговым) вопросам
Проблема защиты репутации в Интернете
Гражданское право и процесс
Арбитражный суд признал информацию, размещенную по ссылкам из поисковой выдачи, недостоверной
22 апреля 2025
Что такое нормативно-правовой акт, какие виды бывают
. Классификация с примерами, какая иерархия в России
Обновлено 12 декабря 2024, 09:00
Фото: mapo_japan / Shutterstock / FOTODOM
Нормативно-правовой акт — это официальный документ, который устанавливает правила поведения для людей, организаций или государства
Мир права — это организованная система, где важен каждый элемент. В ее основе лежат нормативно-правовые акты — документы, которые регулируют общественные отношения, определяют права, обязанности и ответственность граждан, организаций и государства. Их делят на множество видов: одни акты регулируют базовые принципы права, другие уточняют их. Редакция РБК Life рассказывает, какие виды нормативно-правовых актов есть в России, чем они отличаются и по какой системе строятся.
Что такое нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт (НПА) — это официальный документ, который устанавливает правила поведения для людей, организаций или государства. Его выпускают в форме указа, постановления, приказа и так далее [1]. Некоторые считают, что нормативно-правовой акт — это то же самое, что и закон. На самом деле НПА включают в себя не только законы, но и, например, международные договоры [2].
Не только Госдума отвечает за создание и принятие нормативно-правовых актов. В России их вправе выпускать различные органы власти и должностные лица: президент, министерства, федеральные службы и другие инстанции [3]. В некоторых случаях НПА нужно согласовывать с отдельными федеральными органами власти. Например, проекты, которые касаются страхового дела, согласуют с Минюстом. Если проект связан с гражданской обороной, то его согласуют с МЧС России.
Существуют локальные нормативные правовые акты. Их относят к НПА, но они имеют свои отличия. Это правила, которые устанавливают внутри организаций, чтобы регулировать работу, права и обязанности сотрудников. Такие акты распространяются только на тех, кто связан с организацией. Это может быть коллективный договор или положение о премии.
Важно уметь различать эти понятия. Например, «Росатом» вправе выпускать разные нормативно-правовые акты. Если в документе речь идет о премии для сотрудников — это локальный акт. Если выпускают приказ об изменениях регламента работ с атомной энергией — это обычный нормативно-правовой акт. При этом, когда президент назначает главу «Росатома», нужно уже говорить об индивидуально-правовом акте (ИПА). Такой документ относят к ненормативным, так как он касается конкретного субъекта и применяется один раз.
Признаки нормативно-правового акта
У нормативно-правового акта есть ряд признаков, которые отличают его от ненормативного акта [4], [5]:
- Адресат. НПА касается групп граждан, организаций или органов власти. Например, Закон об образовании регулирует права и обязанности всех учащихся, преподавателей и образовательных учреждений. Ненормативный акт решает конкретный вопрос в отношении одного субъекта, например приказ о назначении человека на госдолжность.
- Официальная форма. НПА принимают в установленной форме: закон, указ, постановление. Также этот вид акта обязательно публикуют, чтобы он вступил в силу.
- Срок действия. Ненормативный акт обычно применяют однократно. Например, гражданину выписали штраф. Для нового нарушения оформят уже другой документ. НПА же может действовать годами, как принятые кодексы: Гражданский, Уголовный, Земельный, Лесной и другие.
- Правовая норма. НПА содержит правовую норму, в отличие от ненормативного акта. То есть нормативно-правовой акт предлагает определенные правила.
Классификации нормативно-правовых актов
Фото: michasekdzi / Shutterstock / FOTODOM
Закон и подзаконный акт — это разные виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты делят по разным признакам, соответственно, существует несколько классификаций. Они помогают понять, какие акты для чего нужны и как их использовать.
Важно отличать понятия, чтобы избежать путаницы. Например, нельзя сравнивать закон и федеральный НПА. Закон — это про юридическую силу документа, а федеральный НПА — это про территорию распространения документа.
По юридической силе
Закон и подзаконный акт — это разные виды нормативно-правовых актов. Оба регулируют общественные отношения, но их отличает сила и содержание.
- Закон имеет высшую силу, поэтому подзаконные акты не могут ему противоречить. Например, Конституция России — Основной закон страны [6]. Все указы или постановления должны соответствовать ее содержанию. Также к законам относят конституции всех республик: Адыгеи, Бурятии, Карелии, Татарстана и других. Уставы субъектов России также являются законами.
- Подзаконный акт подчиняется закону: уточняет или поясняет его. Например, закон устанавливает порядок получения пособий, а постановление правительства описывает, какие документы нужны для оформления.
Разберем на примере. Существует Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [7]. Он действует с 2003 года и содержит 13 глав, в которых раскрывают основные понятия, правила и полномочия органов. 18 ноября 2024 года появилось Постановление Правительства Российской Федерации № 1577 [8]. В нем утвердили правила лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
То есть в законе указали, что нужно лицензирование, а в подзаконном акте уже пояснили, кому выдают лицензию, на какой срок, как подать заявление и прочие нюансы. Это помогает не растягивать основной закон и избегать постоянных правок. Например, если правила выдачи лицензии изменят, то правительство подготовит новое постановление, а основной закон останется в первоначальном виде.
По территориальному признаку
Нормативно-правовые акты делят по территориальному признаку. Несмотря на то что все НПА не должны противоречить друг другу, часть из них будет действовать не на всю Россию, а, например, только в одном регионе.
- Федеральные НПА касаются всех регионов России. Например, Уголовный кодекс будет одинаково действовать и в Тверской области, и в Татарстане. Они стоят выше региональных актов, их создают высшие органы власти, такие как Госдума, Правительство РФ и так далее.
- Региональные НПА обязательны для выполнения в пределах одного субъекта России: области, края, республики и так далее. Например, это может быть постановление губернатора, закон от местного законодательного собрания, приказ местного министерства [9].
- Муниципальные акты действуют только в границах конкретного муниципального образования: города, села, района и прочих. Их принимают органы местного самоуправления [10]. Муниципальные НПА касаются задач, которые решают на уровне муниципалитета: благоустройство, управление муниципальным имуществом, организация транспорта и другое.
По сфере регулируемых отношений
- Специальные акты устанавливают правила для организаций, государственных органов, местного самоуправления и других учреждений. Это могут быть положения, уставы, инструкции, регламенты, порядки и перечни [11]. Например, закон «О статусе военнослужащих» регулирует права и обязанности только военнослужащих.
- Общие НПА устанавливают правила, которые применяют ко всем. Так, кодексы РФ распространяются на всех граждан, вне зависимости от их места жительства, специальности и прочих особенностей.
Иерархия нормативно-правовых актов
Иерархия нормативно-правовых актов помогает избежать путаницы, если НПА будут противоречить друг другу. Перечислим нормативно-правовые акты, начиная с самого главного:
- Конституция РФ — главный закон России.
- Международные договоры — это соглашения, заключенные между Россией и другими государствами или международными организациями. Такие договоры регулируют взаимные права и обязанности сторон в различных сферах: торговля, безопасность, экология и права человека. В России международные договоры входят в общую систему права страны.
- Федеральные конституционные законы и федеральные законы развивают положения Конституции и регулируют основные сферы общественной жизни.
- Федеральные подзаконные правовые акты — указы президента, постановления правительства и приказы министерств, которые распространяются на всю территорию РФ.
- Конституции или уставы субъектов РФ — Конституция субъекта РФ для республик или устав субъекта РФ для краев, областей, городов федерального значения — это основной закон конкретного региона России, который при этом не может противоречить федеральным НПА.
- Законы субъектов РФ регулируют вопросы в пределах субъекта РФ и должны соответствовать уставу или Конституции.
- Подзаконные правовые акты субъектов РФ — документы, издаваемые региональными органами власти для конкретизации и реализации законов на территории субъекта РФ.
Ответы на частые вопросы
Когда акт вступает в силу?
Нормативно-правовой акт вступает в силу после официальной публикации [12]. Для этого используют издания «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» и портал pravo.gov.ru (с июля 2022 года) [13]. Также играет роль дата, которую указали в документе. Например, закон вступает в силу спустя десять дней с момента обнародования.
Что такое официальное опубликование
Чтобы нормативно-правовой акт вступил в законную силу, его полный текст нужно разместить на общедоступных ресурсах, то есть обнародовать. Источники для публикации НПА закреплены законом.
Где найти любой нормативно-правовой акт?
Найти любой нормативно-правовой акт Российской Федерации можно найти на портале pravo.gov.ru. Также тексты большинства НПА доступны в системах «КонсультантПлюс» и «Гарант».
- Словарик
- Нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт — это официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы.
Нормативно-правовые акты (НПА) регулируют общественные отношения. Все граждане, компании и государственные органы обязаны соответствовать этим нормам.
Отличия нормативно-правового акта от ненормативного
Нормативный акт:
•
содержит общие правила поведения, которые распространяются на неопределённый круг лиц;
•
действует многократно (например, закон или постановление).
Пример
Налоговый кодекс РФ регулирует налогообложение для всех физических и юридических лиц в стране.
Ненормативный акт:
•
направлен на конкретных лиц или ситуации;
Пример
Приказ о премировании сотрудника в компании.
Классификация нормативно-правовых актов
НПА бывают несколько видов в зависимости от их юридической силы и органа, который их принял. Вот основные категории:
Законы
- Конституция. Главный закон государства, который имеет высшую юридическую силу.
- Федеральные конституционные законы. Регулируют ключевые вопросы государственного устройства (например, о судебной системе).
- Федеральные законы. Принимаются по основным вопросам общественной жизни (например, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» 115-ФЗ).
- Законы субъектов РФ. Действуют на территории конкретного региона (например, законы о налогах в Москве).
Подзаконные акты
- Указы Президента. Регулируют вопросы, отнесённые к компетенции главы государства.
- Постановления Правительства. Принимаются для исполнения законов и регулирования конкретных сфер (например, постановления о тарифах).
- Акты министерств и ведомств. Приказы, инструкции и распоряжения, которые регулируют узкие вопросы (например, приказы Минфина).
- Локальные акты. Принимаются организациями для регулирования внутренних процессов (например, устав компании).
Международные акты
- Договоры и соглашения, которые Россия подписывает с другими странами или международными организациями. Они имеют приоритет над национальным законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией.
Оглавление
Что такое нормативно-правовой акт
Нормативно-правовой акт (нпа) — это документ, принятый уполномоченным государственным органом или другими социальными структурами в соответствии с установленными законодательством процедурами. Этот документ содержит общеобязательные правила поведения, предназначенные для широкого круга лиц и подлежащие многократному применению.
Нормативно-правовые акты могут быть изданы федеральными органами исполнительной власти в различных формах, таких как постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.
Важно отметить, что издание нормативно-правовых актов в форме писем и телеграмм не допускается, и структурные подразделения или территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не имеют права издавать такие акты.
Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание, которое обладает постоянным или временным характером и предназначено для многократного использования (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-II ГД).
Справочно:
- Что такое правовые нормы.
- Что такое законодательный акт.
Виды нормативно-правовых актов
В России существует множество видов нормативно-правовых актов, которые регулируют различные сферы жизни общества. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных видов нормативно-правовых актов:
- Федеральные законы: Это основные нормативные акты, принимаемые Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральные законы регулируют основные аспекты организации государства, гражданские и уголовные отношения, экономическую и социальную политику.
- Постановления Правительства Российской Федерации: Эти акты принимаются Правительством РФ и содержат нормы и положения, связанные с исполнением федеральных законов. Они регулируют вопросы управления и административного устройства государства.
- Приказы и распоряжения: Приказы и распоряжения являются подзаконными актами, издаваемыми министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти на основе законов и постановлений Правительства РФ. Они могут содержать более детальные инструкции и рекомендации по применению законов.
- Постановления органов местного самоуправления: Муниципальные органы могут принимать постановления, регулирующие вопросы на местном уровне, такие как бюджет, земельные вопросы и организацию местных служб.
- Нормативные акты Президента Российской Федерации: Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения, которые имеют большую юридическую силу и могут регулировать важные вопросы государственной политики.
- Кодексы: В России существуют различные кодексы, такие как Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс и другие. Кодексы объединяют законы по определенным областям права и содержат систематизированные нормы.
- Международные договоры: Ратифицированные международные договоры, вступившие в силу в России, также имеют юридическую силу и могут регулировать множество вопросов.
Это лишь небольшой перечень видов нормативно-правовых актов в России. Каждый из них имеет свою юридическую силу и область применения в соответствии с законодательством.
Признаки нормативно-правовых актов
Пленум ВС в 2018 году выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт.
- Первый – издание его в установленном порядке управомоченным органом гос. власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом.
- Второй – наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права – судья откажет в принятии заявления к производству.
Признаки НПА выделенные законодателями
- Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.
- Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.
- В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.
- В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.
- В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.
Юридическая сила акта
Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Требования, предъявляемые к нормативным актам
- Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.
- Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.
- Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.
- Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.
Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу.
Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства, но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).
Отличие от предписаний
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
- Неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
- неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
- круга государственных органов, организаций, учреждений;
- круга должностных лиц;
- всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
- того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
- конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Что такое нормативный и ненормативный правовой акт
- Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение.
- Ненормативный (индивидуальный) правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц и (или) рассчитанный на однократное применение.
Примеры ненормативных правовых актов
Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п. Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта.
Оспаривание нормативного акта
Оспаривание НПА и актов с нормативными свойствами — это самостоятельный способ защиты прав граждан и организаций. Оно осуществляется по правилам гл. 21 КАС РФ и гл. 23 АПК РФ.
Например, НПА можно оспорить, если он противоречит федеральному закону или иному НПА с большей юридической силой и поэтому не подлежит применению для регулирования тех или иных отношений.
Нюансы рассмотрения и правоприменения разъесняны в Пленему ВС РФ №50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами«.