Памятка для эксперта, оценивающего
качество речи обучающихся при проведении итогового собеседования по русскому
языку
Экспертом может быть только учитель русского языка и
литературы школы или привлеченный учитель русского языка и литературы из другой
образовательной организации.
Эксперт оценивает ответ ученика
непосредственно в аудитории в реальном времени по принципу «здесь и сейчас» без
учета его предыдущих достижений. Экзаменатор-эксперт
не может вмешиваться в беседу ученика и экзаменатора-собеседника (не
допускаются дополнительные вопросы, исправление ошибок ученика и т.д.).
Эксперт совместно с экзаменатором-собеседником
предварительно знакомится с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов
для обсуждения с обучающимися.
Эксперт получает протоколы эксперта для оценивания
ответов участников итогового собеседования (по количеству участников).
Эксперт, оценивающий качество речи участника
непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником, в режиме
реального времени заносит в протокол следующие сведения (см. таблица 1):
―
ФИО
участника;
―
класс;
―
номер
кабинета;
―
номер
варианта;
―
баллы
по каждому критерию оценивания;
―
общее
количество баллов;
―
метку
зачет/незачет;
―
ФИО,
подпись и дату проверки.
Каждый вариант КИМ состоит из
четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий. Все задания представляют
собой задания открытого типа с развёрнутым ответом. Задания, предлагаемые на
итоговом собеседовании по русскому языку, различны по способам предъявления
языкового материала.
Задание 1 – выразительное чтение
вслух текста научно-публицистического стиля о выдающихся людях России. Объем
текста – 150-170 слов. Контролируются
навыки осмысленного чтения, проверяется понимание экзаменуемым содержания
читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны
устной речи: темпе, соответствии интонации знакам препинания, соблюдении
орфоэпических и грамматических норм и т.д., а также проверяется чтение
графических символов (например, ударения), склонение сложных грамматических
форм (например, числительных) и т.д.
Задание 2 – подробный пересказ
текста с привлечением дополнительной информации. Высказывание должно быть
введено любым способом цитирования. При подготовке к заданию экзаменуемый
должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и
уместно. Обучающийся во время пересказа не может пользоваться исходным текстом,
но имеет право зачитывать высказывание. При этом жестких требований при
сохранении всех микротем к объему пересказанного текста не предъявляется.
Задание
3 – тематическое монологическое высказывание создается с опорой на вербальную и
визуальную информацию. Участнику предлагается выбрать один из трёх предложенных
вариантов: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение
по одной из сформулированных проблем. Темы монологов соответствуют знаниям,
жизненному опыту и интересам школьников, посвящены школе, семье, увлечениям
подростков. Объем монологического высказывания должен быть не менее 10
предложений. Если монолог ученика включает менее 10 предложений, то
высказывание оценивается по М-1 в 0 баллов, а монолог все равно оценивается по
другим критериям – М-2 и М-3.
В критерии оценивания
монологического высказывания включен критерий «учет условий речевой ситуации», то есть
подразумевается, что ученик понимает, что он находится в официальной
обстановке, проводит беседу с учителем-экзаменатором, сдает экзамен в форме
устного собеседования, отбирая при этом определенное содержание и выбирая для его
передачи адекватные речевые средства. Ученик может не использовать наводящие
вопросы под визуальной информацией и выбрать свою логику высказывания, на
количестве баллов это не должно отражаться. Зачитывать наводящие вопросы ученик
не обязан.
Задание 4 – участие в диалоге. По
окончании монологического высказывания экзаменатор-собеседник задает три
вопроса, которые даны в карточке собеседника. Вопросы подобраны таким образом,
что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспекты речи обучающегося,
стимулировать его к использованию разных типов речи и расширению языкового
материала. Диалог оценивается в целом по всем вопросам. Экзаменатор-собеседник в
зависимости от содержания монологического высказывания учащегося вправе менять
последовательность представленных в экзаменационных материалах вопросов,
уточнять и дополнять информацию с целью создания живой непринужденной беседы, в
т.ч. задавать дополнительные вопросы, если учащийся демонстрирует формальное
участие в диалоге и дает односложные ответы.
Распределение заданий работы по уровням
сложности
Задание |
Уровень |
Максимальный |
Процент первичного данного максимального за |
Задание1 |
Базовый |
2 |
10,5 |
Задание2 |
Базовый |
4 |
21 |
Задание3 |
Базовый |
3 |
16 |
Задание |
Базовый |
2 |
10,5 |
Соблюдение |
8 |
42 |
|
Итого |
19 |
100 |
При
оценивании ответов учеников эксперт выставляет баллы в форму протокола эксперта
по специально разработанным критериям, каждый из которых оценивается в 1 балл
(таблица 1).
Таблица 1
Форма протокола эксперта для оценивания ответов участников
итогового собеседования
Класс: |
Номер |
Номер |
№ |
Критерий |
Балл 1 // 0 |
|||||||||||
Задание 1. Чтение вслух |
|||||||||||||
ИЧ |
Интонация соответствует // не соответствует пунктуационному |
||||||||||||
ТЧ |
Темп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной |
||||||||||||
Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания |
|||||||||||||
П1 |
Все основные микротемы исходного текста сохранены // упущена или |
||||||||||||
П2 |
Фактических ошибок нет // допущены фактические ошибки (1 или |
||||||||||||
П3 |
Высказывание включено в текст уместно, логично // не включено |
||||||||||||
П4 |
Ошибок при цитировании нет //есть ошибки при цитировании (1 или |
||||||||||||
Грамотность речи (задания 1 и 2) |
|||||||||||||
Г |
Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 |
||||||||||||
О |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической |
||||||||||||
Р |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // |
||||||||||||
Иск |
Искажения слов нет // допущены искажения слов (1 или более) |
||||||||||||
Задание 3. Монолог |
|||||||||||||
М1 |
Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических |
||||||||||||
М2 |
Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена |
||||||||||||
М3 |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой |
||||||||||||
Задание 4. Диалог |
|||||||||||||
Д1 |
Даны ответы на все вопросы // ответы не даны или даны |
||||||||||||
Д2 |
Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена |
||||||||||||
Грамотность речи (задания 3 и 4) |
|||||||||||||
Г |
Грамматических ошибок нет // допущены (1 или более) |
||||||||||||
О |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // |
||||||||||||
Р |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // |
||||||||||||
РО |
Речь отличается богатством и точностью словаря, используются |
||||||||||||
Итого: |
|||||||||||||
Зачёт – от 10 баллов и более |
|||||||||||||
|
Не |
||||||||||||
/ |
/ |
||||||||||||
ФИО |
Подпись |
Дата |
|||||||||||
При этом экспертом после завершения
ответа участника собеседования могут повторно прослушиваться и оцениваться
записи ответов отдельных участников (при необходимости). Необходимость
повторного прослушивания записи ответов определяет эксперт, оценивший ответ
участника при проведении собеседования.
Ответ на задание 1 (чтение
текста) работы оценивается по двум критериям. Максимальное количество баллов за
чтение – 2.
Соблюдение норм современного
русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно
после выполнения задания 2.
За верное выполнение задания 2 (пересказ
текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла.
Соблюдение норм современного
русского литературного языка во время пересказа оценивается отдельно. Оценивая правильность
речи заданий 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не должен
фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил. Максимальное
количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление
ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.
Максимальное
количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.
Оценка ответа на задание 3 работы
осуществляется по трем критериям. Максимальное количество баллов за монологическое
высказывание – 3.
Максимальное количество баллов,
которое может набрать ученик за выполнение задания 4, – 2.
Соблюдение норм современного
русского литературного языка при ответе на задания 3 и 4 оценивается отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое
оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла.
Максимальное
количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей
устной части, – 19.
Ученик получает зачёт в случае,
если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
Критерии оценивания выполнения заданий
Задание 1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух |
Баллы |
||
Интонация |
|||
ИЧ |
Интонация |
1 |
|
Интонация |
0 |
||
Темп |
|||
ТЧ |
Темп |
1 |
|
Темп |
0 |
||
Максимальное |
2 |
||
Задание 2. Пересказ текста с
включением приведённого высказывания
№ |
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого |
Баллы |
П 1 |
Сохранение при пересказе микротем теста |
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены |
1 |
|
Упущена или добавлена одна микротема или более |
0 |
|
П 2 |
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
|
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет |
1 |
|
Допущены фактические ошибки (одна и более) |
0 |
|
П 3 |
Работа с высказыванием |
|
Приведённое высказывание включено в текст во время |
1 |
|
Приведённое высказывание включено в текст во время или приведённое высказывание не включено в текст во время |
0 |
|
П 4 |
Способы цитирования |
|
Ошибок нет |
1 |
|
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Речевое оформление оценивается в целом по
заданиям 1 и 2.
№ |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р 1) |
Баллы |
Г |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет |
1 |
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
0 |
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной |
1 |
|
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) |
0 |
|
Р |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок |
1 |
|
Допущены речевые ошибки четыре и более |
0 |
|
Иск. |
Искажения слов |
|
Искажений слов нет |
1 |
|
Допущены искажения слов (одно и более) |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Максимальное количество баллов
за работу с текстом (задания 1 и 2) — 10.
Задание 3. Монологическое
высказывание
№ |
Критерии оценивания монологического высказывания (М) |
Баллы |
Выполнение |
||
М 1 |
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют |
1 |
Испытуемый предпринял попытку справиться с но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания |
0 |
|
М2 |
Учёт условий речевой ситуации |
|
Учтены условия речевой ситуации |
1 |
|
Условия речевой ситуации не учтены |
0 |
|
М3 |
Речевое оформление монологического высказывания (МР) |
|
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, |
1 |
|
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) |
0 |
|
Максимальное количество баллов —— |
3 |
Задание 4. Диалог
№ |
Критерии оценивания диалога |
Баллы |
Д 1 |
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге |
1 |
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы |
0 |
|
Д 2 |
Учёт условий речевой ситуации |
|
Учтены условия речевой ситуации |
1 |
|
Условия речевой ситуации не учтены |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
2 |
Речевое
оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
№ |
Критерии оценивания выполнение заданий 3 и 4 (Р2) |
Баллы |
|
Г |
Соблюдение грамматических норм |
||
Грамматических ошибок нет |
1 |
||
Допущены грамматические ошибки (одна и |
0 |
||
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
||
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух |
1 |
||
Допущены орфоэпические ошибки (три и |
0 |
||
Р |
Соблюдение речевых норм |
||
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых |
1 |
||
Допущены речевые ошибки (четыре и |
0 |
||
РО |
Речевое оформление |
||
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, разнообразные синтаксические конструкции |
1 |
||
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции |
0 |
||
Максимальное количество баллов |
4 |
||
Максимальное количество баллов
за монолог и диалог — 9.
Общее количество баллов за
выполнение всей работы — 19.
Экзаменуемый получает зачёт в
случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
1.
Порядок работы эксперта на итоговом собеседовании
(репетиционное собеседование)
Сокольницкая Т.Н., к.п.н., доцент кафедры филологического и
социально-гуманитарного образования образования ГАОУ ДПО
«ЛОИРО»
2.
НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ
Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018
189/1513 «Порядок проведения ГИА по образовательным программам
основного общего образования».
№
Распоряжение Комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от «28» октября 2021 года № 2953-р «О подготовке к
проведению итогового собеседования по русскому языку в Ленинградской
области в 2021-2021 учебном году.
Демоверсия, критерии оценивания итогового собеседования:
http://www.fipi.ru/.
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области 29.01.2021 №1.
«Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового собеседования по
русскому языку в Ленинградской области».
3.
4.
Проверка и оценивание ответов участников
итогового собеседования по русскому языку
завершается не позднее чем через пять календарных
дней с даты его проведения.
Результатом итогового собеседования по русскому
языку является «зачет» или «незачет».
5.
Процедура
Организатор приглашает участника в аудиторию проведения с урока
В
аудитори
и
подготовк
и:
1. Участник выбирает тему для собеседования.
2. Экзаменатор-собеседник задает вопросы и заполняет
ведомость учета проведения ИС в аудитории (время
начала и окончания собеседования).
3. Эксперт оценивает участника и заносит результаты в
протоколы эксперта для оценивания ответов участников
ИС.
Организатор провожает участника на урок. Приглашает другого
участника.
6.
Инструкция для эксперта
Не позднее чем за три дня до проведения итогового собеседования
ознакомиться:
под подпись у руководителя общеобразовательной организации с
инструкцией для эксперта при проведении итогового собеседования и
критериями оценивания итогового собеседования;
с демоверсиями материалов для проведения итогового
собеседования, размещенными на официальном сайте ФГБНУ
«ФИПИ».
настоящим Порядком.
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области 29.01.2021 №1.
«Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового собеседования по
русскому языку в Ленинградской области».
7.
В день проведения репетиционного
итогового собеседования:
не позднее 08.00 пройти инструктаж по проведению итогового
собеседования у ответственного организатора и получить следующие
материалы:
протокол эксперта
собеседования;
по
оцениванию
ответов
участников
итогового
КИМ итогового собеседования;
доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию
ответов участников итогового собеседования;
листы бумаги для черновиков для эксперта (при необходимости).
Ознакомиться с материалами для проведения итогового собеседования (КИМ
итогового собеседования, протоколом эксперта по оцениванию ответов
участников итогового собеседования).
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области 29.01.2021 №1.
«Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового собеседования по
русскому языку в Ленинградской области».
8.
Определить микротемы в тексте до
начала собеседования;
необходимо заранее определить общее
расположение в аудитории, место для
эксперта (всё слышно, но ни в коем
случае не на виду у выпускника);
нельзя вмешиваться в процесс (задавать
вопросы, переспрашивать, уточнять…);
заполнить протокол на выпускника нужно
до
того,
как
войдёт
следующий
экзаменуемый и начнёт отвечать;
продумать систему заполнения черновых
заметок и чистового протокола…
9.
Во время проведения итогового собеседования:
оценивает ответы участников итогового собеседования непосредственно в аудитории проведения
итогового собеседования во время проведения итогового собеседования с участниками или после
проведения собеседования, прослушивая аудиозапись;
вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие
сведения:
ФИО участника;
класс;
номер варианта;
номер аудитории;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку «зачет»/»незачет»;
отметку о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам (в случае
оценивания в присутствии участника итогового собеседования);
ФИО, подпись и дату проверки.
!!!Эксперт не должен вмешиваться в беседу участника и экзаменатора-собеседника.
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области 29.01.2021 №1.
«Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового собеседования по
русскому языку в Ленинградской области».
10.
В ходе анализа аудиозаписей выполнения
участниками заданий репетиционного
итогового собеседования (2020) не были
выявлены случаи нарушения
экспертами Ленинградской области инструкции эксперта не были выявлены случаи вмешательства в беседу
участника и экзаменатора-собеседника.
11.
Если эксперт находится в аудитории проведения итогового
собеседования, его рабочее место должно быть определено
так, чтобы участник итогового собеседования зрительно не
мог
наблюдать
процесс
оценивания
итогового
собеседования.
Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской
области 29.01.2021 №1.
«Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового собеседования по
русскому языку в Ленинградской области».
12.
Оборудование аудитории
В аудитории:
— участник, экзаменатор-собеседник и эксперт.
— рабочее место для аудиозаписи ответов (ПК с микрофоном или ноутбук).
Лучше: участник «под углом» от собеседника!
Важно: на расстоянии >1,5 м
13.
1. Оценивание работ участников итогового собеседования
осуществляется экспертом по критериям оценивания
итогового собеседования по системе «зачет»/»незачет».
1. Оценивание работ участников итогового собеседования может
быть проведено экспертом непосредственно в процессе ответа
участника итогового собеседования или после окончания
проведения итогового собеседования по аудиозаписям ответов
участников итогового собеседования.
2. В случае оценивания работ участников итогового
собеседования экспертом по аудиозаписям, технический
специалист записывает и передает записи на флеш-носителе
ответственному организатору образовательной организации,
который распределяет аудиофайлы между экспертами для
прослушивания и оценивания.
14.
Минимальное количество баллов
за выполнение заданий итогового собеседования по русскому языку,
необходимых для получения результата «зачет», и шкал оценивания
заданий итогового собеседования по русскому языку для отдельных
категорий участников в Ленинградской области в 2021 году
с расстройствами аутистического спектра — 3 балла;
глухие, позднооглохшие, слабослышащие, слепые, поздноослепшие
(не владеющих шрифтом Брайля), с тяжелыми нарушениями речи, с
задержкой психического развития — 5 баллов;
слепые, поздноослепшие (владеющих шрифтом Брайля), слабовидящие – 9
баллов;
с нарушениями опорно-двигательного
сопутствующих заболеваний – 10 баллов;
аппарата
при
отсутствии
с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата
при наличии
сопутствующего заболевания — в соответствии с установленным минимальным
количеством баллов сопутствующего заболевания.
15.
Минимальное количество баллов ИС-9 для зачета
участникам с ограниченными возможностями
здоровья, детям-инвалидам и инвалидам
Кол-во баллов
с расстройствами аутистического спектра
3
глухие, позднооглохшие,
слабослышащие, слепые, поздноослепшие (не владеющих шрифтом
Брайля),
с ТНР, с ЗПР
5
слепые, поздноослепшие (владеющих шрифтом Брайля),
слабовидящие
9
с нарушениями ОДА при отсутствии сопутствующих заболеваний
10
с нарушениями ОДА при наличии сопутствующего заболевания
По сопутствующему
заболеванию
16.
ШКАЛЫ
оценивания заданий ИС-9 для лиц с ОВЗ, детейинвалидов
Критерии, по которым рекомендуется проводить оценивание заданий итогового собеседования
/ максимальный балл по критерию
Категория
участников
Подкатегори
и участников
ИС
чтение текста
вслух
подробный пересказ
монологиче
текста с
правильность речи за
ское
включением
выполнение заданий 1 и
высказыван
2 (Р1)*
приведённого
ие
высказывания
диалог
правильность речи
за выполнение заданий 3 и 4
(Р2)*
Минимальное
количество
баллов для
получения зачета
ИЧ
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Г
О
Р
Иск.
М1
М2
М3
Д1
Д2
Г
О
Р
РО
владеющие и
Глухие,
не
позднооглохши владеющие
е
сурдоперево
дом
—
—
2
1
1
1
—
—
—
—
1
1
1
1
1
—
—
—
—
5
Слабослышащ
ие
—
—
2
1
1
1
—
—
—
—
1
1
1
1
1
—
—
—
—
5
1
—
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Слабовидящие
1
—
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Участники с
тяжелыми
нарушениями
речи
—
—
2
1
1
1
—
—
—
—
1
1
1
1
—
—
—
—
—
5
владеющие
шрифтом
Брайля
Слепые,
поздноослепш не
ие
владеющие
шрифтом
Брайля
17.
ШКАЛЫ
оценивания заданий ИС-9 для лиц с ОВЗ, детейинвалидов
Критерии, по которым рекомендуется проводить оценивание заданий итогового собеседования
/ максимальный балл по критерию
Категория
участников
Участники с
нарушениями
опорнодвигательного
аппарата
Подкатегории
участников ИС
При
отсутствии
сопутствующи
х заболеваний
чтение
текста
вслух
подробный
пересказ текста с
включением
приведённого
высказывания
правильность
речи за
выполнение
заданий 1 и 2
(Р1)*
монологическое
высказывание
диалог
правильность речи
за выполнение заданий 3 и 4
(Р2)*
Минимальное
количество
баллов для
получения
зачета
И
Ч
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Г
О
Р
Иск
.
М1
М2
М3
Д1
Д2
Г
О
Р
РО
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
При наличии
сопутствующи
х заболеваний
в соответствии с критериями оценивания сопутствующего заболевания
Участники с
расстройствам
и
аутистического
спектра
—
1
—
—
—
—
—
—
—
—
1
1
—
1
1
—
—
—
—
3
Участники с
задержкой
психического
развития
—
1
2
1
1
—
—
—
—
—
1
1
1
—
1
—
—
—
—
5
18.
Эксперт, оценивающий ответ участника,
заносит в протокол эксперта по оцениванию
ответов участников итогового собеседования
следующие сведения:
фамилия, имя, отчество участника;
номер варианта;
номер аудитории проведения итогового собеседования;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку «зачет»/»незачет»;
фамилия, имя, отчество, подпись эксперта и дата проверки.
Эксперт при необходимости
черновиков для эксперта.
может
пользоваться
листами
бумаги
для
1. При необходимости уточнения результатов оценивания эксперт проводит
повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников
после завершения итогового собеседования.
2. Зачет выставляется участникам, набравшим минимальное количество баллов,
определенное критериями оценивания итогового собеседования.
19.
Задание 1. Задание Задание
1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух
Баллы
Интонация
ИЧ
ТЧ
Интонация
соответствует
пунктуационному оформлению
текста.
Интонация не соответствует
пунктуационному оформлению
текста.
Темп чтения
Темп чтения соответствует
коммуникативной задаче.
1
Темп чтения не соответствует
коммуникативной задаче.
0
Максимальное количество баллов за всё задание
0
1
2
20.
Типичные ошибки учеников при выполнении этого
задания:
неумение пользоваться дополнительными графическими
обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в
словах, в которых стоит знак ударения;
искажения в чтении имён собственных (Вернонский
вместо
Вернадский),
терминов
(минералогия,
кристаллография), научной и публицистической лексики
(естествоиспытатель, генералиссимус);
наличие грамматических ошибок при склонении имён
числительных.
21.
Ошибки экспертов при проверке и
оценивании задания 1
1. — Критерии оценивания чтения вслух:
Снижение баллов по критерию — интонация
чтения — ИЧ
Интонация
соответствует
пунктуационному
оформлению текста.
1
Интонация не соответствует пунктуационному
оформлению текста.
0
Снижение баллов по
критерию — темп чтения — ТЧ
Темп
задаче.
чтения
соответствует
коммуникативной
1
Темп чтения не соответствует коммуникативной
задаче.
0
Результаты анализа выполнения
задания 1 показали:
умением интонационно
выражать знаки препинания
владеют 93,0%
девятиклассников,
Только 7,0% не выполнили
требование данного критерия.
Темп речи соответствовал
коммуникативной задаче у
96,3% участников,
не соответствовал у 3,7%.
22.
№
П1
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
Сохранение при пересказе микротем текста
Баллы
Все основные микротемы исходного текста сохранены.
2
Упущена или добавлена одна микротема
1
. Упущены или добавлены две и более микротем
Соблюдение фактологической точности при пересказе
0
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
1
Допущены фактические ошибки (одна и более)
0
П2
П3
П4
Работа с высказыванием
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно,
логично.
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не
уместно и/или не логично,
или
приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.
Способы цитирования
Ошибок нет.
Допущены ошибки при цитировании (одна и более)
Максимальное количество баллов за всё задание
1
0
1
0
5
23.
Если
участник
итогового
собеседования пересказал текст
не подробно, а СЖАТО, то общее
количество
баллов,
которое
получил
участник
итогового
собеседования по критериям П1–
П4, уменьшается на 1 балл.
24.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания
можно отнести:
неоправданно длинные паузы в речи;
искажения в произношении имён собственных и терминов;
фактические ошибки при пересказе;
сжатый пересказ вместо подробного;
пропуски важных микротем текста;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи.
25.
Ошибки экспертов при оценивании
задания 2 — пересказа
1. Необъективная проверка и оценивание устных ответов
участников по критерию П2
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
1
Допущены фактические ошибки (одна и более)
0
Высший
балл при оценивании пересказов с
допущенными
фактическими ошибками.
(более 35% участников допустили фактические ошибки).
26.
№
Г
Критерии оценивания правильности речи за выполнение
заданий 1 и 2 (Р1)
Соблюдение грамматических норм
О
Баллы
Грамматических ошибок нет.
Допущены грамматические ошибки (одна и более).
Соблюдение орфоэпических норм
1
0
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в
тексте с поставленным ударением).
1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) (исключая слово в
тексте с поставленным ударением).
0
Р
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более двух речевых ошибок.
Допущены речевые ошибки (две и более).
И
Искажения слов
Искажений слов нет.
Допущены искажения слов (одно и более).
Максимальное количество баллов
1
0
1
0
4
27.
При оценивании правильности речи чтения текста особое внимание следует
обращать на соблюдение учениками
грамматических норм (Г) (склонение имени числительного),
орфоэпических норм (О)
и искажений слов (Иск.).
При оценивании правильности речи пересказа должно контролироваться
соблюдение учащимися
грамматических (Г),
орфоэпических (О)
!
и речевых (Р) норм.
Оценивая правильность речи заданий 1 и 2 итогового собеседования,
экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся
самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за работу с текстом
(задания1 и 2) – 11.
28.
Если участник итогового
собеседования не приступал к
выполнению задания 2, то по
критериям оценивания правильности
речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1)
ставится не более двух баллов.
Максимальное количество баллов за
работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.
29.
Типичная орфоэпическая ошибка неоправданно длинные паузы как между
предложениями, так и внутри одного предложения.
Около 35% участников ИС 2021 имели ошибки
при цитировании.
30.
Типичные речевые ошибки плеоназм; тавтология; речевые штампы; немотивированное использование
просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование
экспрессивных средств; канцелярит; неразличение (смешение) паронимов; ошибки
в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом
многозначность:
– неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в
«Философский словарь».
ошибки в выборе синонима:
Имя этого человека знакомо во многих странах. Вместо слова «известно» в
предложении ошибочно употреблен его синоним,
– ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы:
Во время представления в театре не веселый, но и не мажорный мотив мы
услышали.
– разрушение образной структуры фразеологизмов.
31.
неправильный выбор лексической единицы из-за
незнания лексического значения слова
(употребление «тщательно» вместо «тщетно»),
неправильная лексическая сочетаемость («было
поручено звание» вместо «присвоено звание»),
лексическая недостаточность («она
пробиралась» куда?).
32.
При пересказе девятиклассники используют
однотипные синтаксические конструкции:
«Также он был… Также он был… Также он был…»
33.
Грамматические ошибки
неправильный выбор падежной формы
существительного с предлогом и без предлога;
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им
двигает чувство
сострадания (норма: движет);
2) неправильное образование временны́х форм
глаголов: Эта книга
дает знания об истории календаря, научит делать
календарные расчеты
быстро и точно (следует: …даст…, научит… или
…дает…, учит…);
34.
3)
ошибки в образовании действительных и страдательных
причастий:
Научные труды, создавшие великими мыслителями, поразили
художника
(следует: созданные);
4) ошибки при образовании деепричастий: Вышев на сцену,
певец очень
волновался (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: Автор тута был не
прав
(норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было
бы, если
бы на картине стояла бы подпись художника.
35.
Грамматико-синтаксические ошибки:
– употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода)
независимо от рода и числа подлежащего (встречается обычно в
предложениях, где сказуемое стоит перед подлежащим):
Чтобы приносить пользу Родине, нужно …смелость, знания, честность (вместо:
…нужны смелость, знания, честность);
– отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится:
В жизни этого ученого всего было два главных события.
– неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего:
Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают;
– объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц
(простого и сложного предложений):
Ум этот человек понимает не только как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
36.
Ошибки в оценивании правильности речи
участников репетиционного итогового
собеседования 2020
1. Необъективное оценивание задания 2, задания 3 с точки зрения
правильности речи:
Завышение/занижение (единичные случаи) баллов по критериям
оценивания
Соблюдение грамматических норм ( не учтены грамматические ошибки в формах слов — свеч, ошибки в построении предложений с однородными
членами, в согласовании подлежащего и однородных сказуемых и др.).
37.
Соблюдение речевых норм
1) не учитываются речевые повторы– стал, стала, стал в
пересказе, на кухне, на кухне, на кухне – в монологе;
2) не учитываются слова-паразиты – это, ну, вот и др;
3)завышаются баллы при наличии речевых ошибок – при
наличии в ответах учащегося (задание 3, 4) 3 речевых ошибок
стоит высший балл;
4) занижаются баллы за речевое оформление при отсутствии
речевых ошибок в ответах учащихся.
38.
М1
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
Выполнение коммуникативной задачи*
Учащийся справился с коммуникативной задачей.
1
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.
Даны ответы на все вопросы.
Фактические ошибки отсутствуют.
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы,
и/или
допущены фактические ошибки,
и/или
приведено менее 10 фраз по теме высказывания.
М2
М3
Учет условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации.
Условия речевой ситуации не учтены.
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
0
1
0
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью
и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют,
последовательность изложения не нарушена.
1
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют
логические ошибки (1 или более).
0
Максимальное количество баллов
3
39.
Текст оценивается с точки зрения
качеств, которые выступают сущностными
характеристиками
текста: смысловая цельность, членимость и законченность.
Текст оценивается с точки зрения
речевого оформления: богатство
словаря, точность выражения мысли, разнообразие
грамматических
конструкций, рациональность и стилистическая
целесообразность
выбранных языковых ресурсов.
40.
К числу типичных ошибок при
выполнении экзаменуемыми задания 3
можно отнести:
ответы на вопросы, данные в задании, вместо
создания цельного текста;
маленький объём монологического высказывания (35 фраз);
большое количество неоправданных пауз в речи;
большое количество речевых и грамматических
ошибок.
41.
Перед экзаменуемым стоит задача
создать цельный текст
ошибки:
лишние факты или неуместные абстрактные
рассуждения;
неудачные смысловые переходы между фразами,
ненужные, не имеющие отношения к теме сведения,
непоследовательность, хаотичность высказывания,
смысловые повторы.
42.
Речевая ситуация задаѐтся тремя вопросами:
где?с кем? с какой целью? происходит
общение.
ситуация итогового собеседования:
официальная обстановка, беседа со взрослым учителем, контроль умений ученика.
Данная речевая ситуация требует от учащегося
соблюдений определѐнных правил официального
общения, адекватного отбора фактического
материала для монолога, использование
публицистического стиля.
43.
При оценивании монологического ответа
не учитывались
недостаточный объём монологического
высказывания (количество фраз менее 10 );
большое количество неоправданных пауз в речи.
44.
Критерии оценивания диалога
(Д).
Д1
Д2
Выполнение коммуникативной задачи
Учащийся справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы в диалоге.
1
Ответы на вопросы не даны
или
даны односложные ответы.
Учет условий речевой ситуации
0
Учтены условия речевой ситуации.
1
Условия речевой ситуации не учтены.
0
Максимальное количество баллов за диалог
2
45.
№
Г
О
Р
РО
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
Соблюдение грамматических норм
Баллы
Грамматических ошибок нет.
1
Допущены грамматические ошибки (одна и более).
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки .
Допущены орфоэпические ошибки (две и более).
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более двух речевых ошибок.
1
0
1
Допущены речевые ошибки (две и более).
Речевое оформление
0
Речь в целом отличается богатством и точностью
словаря, используются разнообразные синтаксические
конструкции.
По этому критерию участник итогового
собеседования получает 1 балл только в случае, если
1 балл получен по критерию «Соблюдение речевых
норм»
1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря,
используются однотипные синтаксические конструкции.
Максимальное количество баллов
и/или
0
4
46.
Если участник итогового собеседования не
приступал к выполнению задания 3, то по
критериям оценивания правильности речи за
выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не
более двух баллов.
Максимальное количество баллов за монолог и
диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей
работы – 20.
Участник итогового собеседования получает
зачёт в случае, если за выполнение всей
работы он набрал 10 или более баллов.
47.
Акцент – это отклонение от стандартного
1. Влияет ли каким-либо образом на
оценивание результата ИС иностранный произношения, которое является следствием
влияния языковой среды. Особенности
акцент участника?
произношения участника с акцентом являются для
него типичными и не расцениваются экспертами
как ошибки — нарушения определённых норм речи.
2. Если во время ответа участник
итогового собеседования использовал
слова-паразиты, как это повлияет на
оценивание ИС?
3. Имеет ли право учащийся
переспросить экзаменаторасобеседника, уточнить вопрос?
Слова-паразиты – лишние и неоднократно
повторяющиеся слова, употребление которых
расценивается как речевая ошибка, что ведёт к
снижению баллов по критерию «Соблюдение
речевых норм».
На собеседовании рекомендовано создать
атмосферу непосредственного живого общения,
поэтому уточняющие вопросы участника
допускаются, баллы за это не снижаются.
48.
Демоверсия, спецификация, кодификатор итогового
собеседования
2022
г.
https://fipi.ru/
ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые
образцы: 20 вариантов /под. ред. И.П. Цыбулько. – М.:
Национальное образование, 2022
49.
Спасибо за внимание !
12 января 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Методические материалы для экспертов по проверке итогового собеседования
Материал ФИПИ.
Пособие нацелено на подготовку экспертов по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку и ориентировано на то, что в результате изучения учебных материалов эксперты будут владеть алгоритмами проверки и оценивания таких заданий.
Пособие содержит методические рекомендации по оцениванию выполнения всех заданий итогового собеседования, в нём анализируются ответы обучающихся, типичные ошибки участников итогового собеседования.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования – вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля.
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объёме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачёт» за итоговое собеседование по русскому языку.
→ Документ: m-is.pdf
→ Аудиофайлы: audio-is.zip
→ Демоверсия ИС: 4ege.ru/gia-in-9/60268-d…
→ Регламент проведения ИС: 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/68854-r…
→ Критерии оценивания ИС: 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/56974-o…
Слайд 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Дорожкина С.П., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Слайд 2
П.10. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования 10.1 Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования. Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать указанным ниже требованиям. Владение необходимой нормативной базой: — знание требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897); — нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования; — Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования. Владение необходимыми предметными компетенциями: наличие высшего образования по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы».
Слайд 3
Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования: умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования; умение применять установленные критерии оценивания; умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа; умение оформлять результаты проверки , соблюдая установленные требования; умение обобщать результаты.
Слайд 4
10.2. Оценивание работ участников итогового собеседования Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа. При этом возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответа. Эксперт в режиме реального времени вносит в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения: ФИО участника; н омер КИМа ; номер варианта; номер аудитории проведения итогового собеседования; баллы по каждому критерию оценивания; общее количество баллов; отметку «зачет»/ «незачет»; ФИО, подпись и дату проверки. Эксперт при необходимости может пользоваться листами бумаги для черновиков для эксперта .
Слайд 5
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования . после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны. В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования ответственный организатор образовательной организации составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам» (см. приложение 13), а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму ИС-02 «Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории». Такому участнику предоставляется возможность повторно сдать итоговое собеседование в дополнительные сроки проведения итогового собеседования, установленные Порядком.
Слайд 6
Оценка: «зачёт» — «незачёт» «Зачет» выставляется участникам итогового собеседования, набравшим минимальное количество баллов , определенное критериями оценивания выполнения заданий КИМ итогового собеседования. !!! На категории участников итогового собеседования с ОВЗ данное положение не распространяется. ОИВ определяет минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета» для данных категорий участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.
Слайд 7
10.3. Особые условия !!! Для участников с расстройствами аутистического спектра : привлечение в качестве экзаменатора-собеседника дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве экзаменатора-собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования (п. 10.2 Рекомендаций ): в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника . Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК.
Слайд 8
Приложение 4. Инструкция для эксперта Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования ознакомиться с: демоверсиями материалов для проведения итогового собеседования, критериями оценивания итогового собеседования, порядком проведения и проверки итогового собеседования; Рекомендациями.
Слайд 9
В день проведения итогового собеседования получить от ответственного организатора образовательной организации следующие материалы: протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования; КИМ итогового собеседования; доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования; черновики для эксперта (при необходимости).
Слайд 10
Во время проведения итогового собеседования: оценивать ответы участников итогового собеседования и вносить в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования следующие сведения: ФИО участника; класс; номер аудитории; номер варианта; баллы по каждому критерию оценивания; общее количество баллов; отметку «зачет»/ «незачет»; отметку о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам (в случае оценивания в присутствии участника итогового собеседования ); ФИО, подпись и дату проверки .
Слайд 11
По окончании проведения итогового собеседования пересчитать протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковать их в конверт и в запечатанном виде передать экзаменатору-собеседнику, + передать КИМ итогового собеседования, выданный эксперту, ответственному организатору образовательной организации, передать листы бумаги для черновиков
Слайд 12
Внимание!!! Экзамен Эксперт не должен вмешиваться в беседу участника и экзаменатора -собеседника! Если эксперт находится в аудитории проведения итогового собеседования, его рабочее место должно быть ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ ученика , чтобы тот не отвлекался на процесс оценивания итогового собеседования.
Слайд 13
Задания и критерии оценивания
Слайд 14
Задание 1. Чтение текста. В 1869 году , работая над учебником «Основы химии», Дмитрий Иванович Менделеев создал свою знаменитую Периодическую систему химических элементов. Учёный открыл, что свойства известных в его время 63 химических элементов периодически повторяются, если расположить элементы в порядке возрастания их атомного веса: от самого лёгкого – водорода, до самого тяжёлого – урана. Эта закономерность легла в основу Периодической системы, которая установила строгие закономерности, навела порядок в хаотичном до этого открытия мире химических элементов. Опираясь на свою систему, Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных ещё химических элементов и описал их важнейшие свойства. Впоследствии все эти элементы были открыты. Трудно назвать область человеческой деятельности, которая бы не интересовала Менделеева: он изучал нефтяные месторождения, в одиночку совершил полёт на воздушном шаре, интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола. Деятельность учёного свидетельствует о силе человеческого ума, способного проникать в тайны природы, о безграничных возможностях познания.
Слайд 15
Критерии оценивания Критерии оценивания чтения вслух Баллы Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0 Максимальное количество баллов за всё задание 2 Критерии оценивания задания 1. Чтение текста вслух Таблица 3
Слайд 16
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание химика и философа Б. Кедрова : «Жизнь Менделеева – это труд, труд и снова труд, вдохновляющий на научный подвиг и приносящий величайшую радость творчества…». Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.
Слайд 17
!!! Подробный пересказ Ученик должен пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст , высказывание должно быть введено любым из способов цитирования . Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание . Если пересказ СЖАТЫЙ, то ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ по критериям П1-П4 уменьшается на 1 балл.
Слайд 18
№ Критерии оценивания пересказа текста Баллы П1 Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста сохранены 2 Упущена или добавлена одна или более микротем 0 П2 Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 П3 Работа с высказыванием Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 П4 Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов за всё задание 5
Слайд 19
Способы цитирования 1) как прямая речь: М.Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей» . 2) как косвенная речь: М.Горький писал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей ». 3) с помощью вводных слов: Как писал М.Горький , «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».
Слайд 20
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания относятся: неоправданно длинные паузы в речи; искажения в произношении имён собственных и терминов; фактические ошибки при пересказе; сжатый пересказ вместо подробного; пропуски важных микротем текста; неумение логично включать высказывание в пересказ; неумение использовать способы цитирования в речи.
Слайд 21
Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно. № Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1) Г Соблюдение грамматических норм Баллы Грамматических ошибок нет. 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более). 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более). 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. 1 Допущены речевые ошибки (три и более). 0 Иск. Искажения слов Искажений слов нет. 1 Допущены искажения слов (одно и более). 0 Максимальное количество баллов 4 Максимальное количество баллов за работу с текстом (1-2 зад.) – 11баллов . Внимание!!! Если ученик не пересказывал текст , зад.2, то по критериям оценивания правильности речи ставим максимум 2 балла.
Слайд 22
При оценивании правильности речи чтения текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками: грамматических норм (Г) ( склонение числительных ), орфоэпических норм (О) ( ударение, произношение ) искажений слов (Иск.) ( кроме ошибок при нарушении речи ) При оценивании правильности речи пересказа должно контролироваться соблюдение учащимися: грамматических (Г) ( построение словосочетаний, предложений и др. ) орфоэпических (О) ( ударение, произношение ) речевых (Р) норм ( тавтология, повторы и др. ) !!! экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил . .
Слайд 23
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание М онолог – относительно редкий вид речевого высказывания. У чащемуся предлагается три темы, из которых он выбирает один вариант и строит свое высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типа текста: описание, повествование рассуждение. !!! Оцениваем умение ученика поставить перед собой коммуникативную задачу и выполнить её.
Слайд 24
Учащийся выбирает не тип речи, он выбирает коммуникативную цель повествование, целостность которому придает событие, проще строится, потому что его развертыванием управляет логико-хронологическая последовательность : однажды… сначала… потом … Но при этом повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью , вбирая в себя разные объекты реальности (место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована.
Слайд 25
В описании нет такого жесткого порядка , устанавливающего последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает сложно строить тексты этого типа речи. Но с другой стороны, там нет и того жесткого требования полноты , которую задает событийность повествованию. В рассуждении между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). С другой стороны, рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказыв ание.
Слайд 26
Типы заданий 1. Посещение музея Задание 3. Тема 1. Монологическое высказывание на основе описания фотографии. 1. Опишите фотографию. Не забудьте описать: время и место действия; занятие ребят; их внешний вид; общую атмосферу события и настроение участников.
Слайд 27
Тема 2. Монологическое высказывание — повествование на основе жизненного опыта. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что вы увидели; что понравилось и запомнилось больше
Слайд 28
Критерии оценивания монологического высказывания (М) Выполнение коммуникативной задачи М1 Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допущены фактические ошибки, и /или приведено менее 10 фраз по теме высказывания. 0 М2 Учет условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации. 1 Условия речевой ситуации не учтены. 0 М3 (МР) Речевое оформление монологического высказывания Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более). 0 Максимальное количество баллов 3
Слайд 29
Оценивание задания по критерию М1 « Выполнение коммуникативной задачи », 1) учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме ; !!! при ответе рекомендовано ответить на 4 вопроса, сформулированные в задании. Однако учащийся имеет право — дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла , т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.
Слайд 30
Вторым критерием М2 оценивания задания 3 является учет учеником речевой ситуации . Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения. Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими цели, задачи речевых действий, речевых поступков . речевая ситуация задаётся тремя вопросами: где? с кем? с какой целью? происходит общение. !!! речевая ситуация итогового собеседования : официальная обстановка — беседа со взрослым — учителем, контроль умений ученика. Это требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения , адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля .
Слайд 31
По третьему критерию М3 оценивается речевое оформление монологического высказывания . Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Требования завершенности и логичности в применении к устному высказыванию являются вполне обоснованными, т.к. учащемуся предлагается план ответа. !!! Важно , что перед экзаменуемым стоит задача создать цельный текст , а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
Слайд 32
типичные ошибки при выполнении экзаменуемыми задания 3: ответы на вопросы , данные в задании, вместо создания цельного текста ; маленький объём монологического высказывания ( 3-5 фраз ); большое количество неоправданных пауз в речи; большое количество речевых и грамматических ошибок .
Слайд 33
Задание 4. Участие в диалоге. В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (экзаменатор – экзаменуемый), это и определяет заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. ХОРОШО, когда диалог не превращается в допрос , а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение ученика . Дефицит специалистов, способных эмоционально расположить ученика к беседе, является одной из важных проблем в проведении экзамена в форме беседы с экзаменатором в аудитории.
Слайд 34
Экзаменатор задаёт три вопроса вопросы помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. К примеру, если учащийся в монологе описывал фото (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании экзаменуемый рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем. Посмотрим на конкретном примере: Учащийся выбрал тему для монологического высказывания на основе личного опыта (ведущий тип речи – повествование). Тема 2. Посещение музея Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать, в каком музее Вы были; когда и с кем; что Вы увидели; что понравилось и запомнилось больше всего. Карточка собеседника-экзаменатора Тема 2. Посещение музея Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные? Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему? 3) Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают? Вопросы собеседника-экзаменатора носят расширяющий характер: заставляют учащегося задуматься над ролью музеев в образовании, организации досуга школьников, использовать лексику публицистического стиля (« научно-технические, естественнонаучные »), терминологию (« виртуальный музей» ).
Слайд 35
Критерии оценивания диалога (Д) Д1 Учащийся справился с коммуникативной задачей . Даны ответы на все вопросы в диалоге. 1 Ответы на вопросы не даны Или даны односложные ответы. 0 Д2 Учет условий речевой ситуации 1 Учтены условия речевой ситуации. 0 Условия речевой ситуации не учтены. Максимальное количество баллов за диалог 2 По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы в целом. На один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации. Учёт речевой ситуации, критерий Д2 , позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.
Слайд 36
!!! ПОДСКАЖЕМ экзаменаторам: Во-первых, необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 (« Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы »). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика. Экзаменатору не следует зачитывать вопрос по бумажке, необходимо создавать ситуацию естественного общения. Во-вторых, цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его речевую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся.
Слайд 37
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно. № Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Г Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет. 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более). 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, Или допущено не более одной орфоэпической ошибки . 1 Допущены орфоэпические ошибки (три и более). 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, Или допущено не более трёх речевых ошибок. 1 Допущены речевые ошибки (три и более). 0 РО Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1 Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. 0 Максимальное количество баллов 4 Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20 . Внимание!!! Если ученик не выполнял задани 3, то по критериям оценивания правильности речи ставим максимум 2 балла.
Слайд 38
Что понимается под языковым оформлением высказывания? (РО) Точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение норм русского языка; запас слов и разнообразие лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы); точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств. Оценивая правильность речи заданий 3 и 4, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил. Внимание!!! По этому критерию 1 балл ставим, если ученик получил 1 балл по критерию Р (соблюдение речевых норм)
Слайд 39
типичные ошибки при выполнении экзаменуемыми задания 4 односложные ответы на вопросы собеседника , к сожалению, из-за типичных ошибок экзаменаторов-собеседников при организации диалога задания 4: неумение создать атмосферу «живой» беседы; отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика; вопросы задаются формально, читаются по бумажке; неумение стимулировать речь учащегося; неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.
Слайд 40
Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. Внимание!!! Уменьшение минимального количества баллов для зачёта для детей с ОВЗ КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКА Форма провед -я Критерии, по которым может проводиться оценивание (в скобках максимальный балл по критерию) МАКСИМ баллы МИНИМ баллы Слабовидящие устная ИЧ(1), П1(2), П2(1), П3(1), П4(1), Г(1), О(1), Р(1), Иск(1), М1(1), М2(1), М3(1), Д1(1), Д2(1), Г(1), О(1), Р(1), РО(1) 19 9 с тяжелыми нарушениями речи Письм . П1(2), П2(1), П3(1), П4(1), М1(1), М2(1), М3(1), Д1(1) 9 5 Участники с НОДА устная ИЧ(1), ТЧ(1), П1(2), П2(1), П3(1), П4(1), Г(1), О(1), Р(1), Иск(1), М1(1), М2(1), М3(1), Д1(1), Д2(1), Г(1), О(1), Р(1), РО(1) 20 10 Участники с ЗПР устная ТЧ(1), П1(2), П2(1), П3(1), М1(1), М2(1), М3(1), Д2(1) 9 5 Участники с РАС Устная ТЧ(1), М1(1), М2(1), Д1(1), Д2(1) 5 3 Иные категории участников ИС устная ИЧ(1), ТЧ(1), П1(2), П2(1), П3(1), П4(1), Г(1), О(1), Р(1), 20 10
Слайд 41
категории I. Чтение текста II.Пересказ текста III. Монолог IV. Диалог Слабовидя-щие чтение текста про себя + вслух устный пересказ устный монолог устный диалог с тяжелыми нарушениями речи без оценивания по критериям к заданию № 1 пересказ текста в письм . форме монолог в письм . форме диалог в письменной форме , допускается использование участником ИС карточки экзаменатора-собеседника для формулирования письменных ответов на вопрос Участники с НОДА чтение текста про себя + вслух устный пересказ устный монолог устный диалог Участники с ЗПР чтение текста про себя + вслух устный пересказ устный монолог устный диалог Участники с РАС чтение текста про себя + вслух ————— устный монолог устный диалог Иные категории участников ИС чтение текста про себя + вслух устный пересказ текста устный монолог устный диалог