Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Краснозаводский химико-механический колледж»
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании цикловой комиссии _______С.В.Тринитатова
специальных механических дисциплин
«___»__________2014г. «___»___________2014г.
Председатель комиссии
______________О.А.Солдатова
Методическая разработка
«Викторина по охране труда»
Разработал
Преподаватель комиссии специальных механических дисциплин
_____________Т.Г.Чемагина
Краснозаводск, 2014 г.
Викторина
по дисциплине «Охрана труда»
«Безопасный труд – право каждого человека»
Игра на звание «Лучшие знатоки охраны труда»
1. Общие положения.
Викторина по предмету «Охрана труда», проводится в рамках недели специальности.
2. Цель викторины.
- Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- Привлечение внимания обучающихся к истории и современным достижениям в области охраны труда;
- Создание условий для развития творческих способностей и эрудиции обучающихся.
«Бог создал человека, но не создал к нему запасных частей».
Поэтому, если хочешь быть здоровым, успешным и невредимым на работе и дома, то неукоснительно соблюдай требования безопасности.
На это и направлено изучение дисциплины «Охрана труда».
Ход мероприятия
- Конкурс: «Разминка» (вопросы викторины по Охране труда ко всем участникам).
Ответ на каждый вопрос – 1 балл
- Конкурс: «Первая помощь» (для команды, нужны ручки и бумага)
Время – 5 мин; Оценка – 5-10 баллов
- Конкурс капитанов: «Ответы на вопросы по очереди»
Ответ на каждый вопрос – 1 балл.
- Конкурс: «Ответить на вопросы теста» (для команды, нужны ручки)
Время – 5 мин; Ответ на каждый вопрос – 1 балл
- Конкурс: «Собери слова» (слова разрезаны на слоги)
Время – 5 мин; За каждое слово – 1 балл
- Конкурс: «Составь новые слова из заданного слова»
Время – 5 мин; За каждое слово – 1 балл. (Нужны ручка и бумага)
- Конкурс: «Физкультминутка» (необходимо придумать и провести 5 упражнений)
Время – 5 мин; Оценка 5-20 баллов. (Нужны ручка и бумага)
- Конкурс: «Разреши ситуацию» (для всех)
Ответ на каждый вопрос – 1 балл
- Конкурс: «Составь ребусы на слова»
Время – 10 мин; 1 слово – 1-3 балла. (Нужны ручка и бумага)
- Подведение итогов: по итогам всех конкурсов звание «Лучшие знатоки охраны труда» получают…
- Разминка.
Вопросы викторины по Охране труда
- Цель О.Т.?
- Составные части О.Т.
- Цель Т.Б.?
- Цель производственной санитарии?
- Цель противопожарной техники?
- Когда впервые были выдвинуты требования по О.Т.?
- Когда был принят 1 КЗоТ?
- Когда был принят 1 Декрет о труде?
- Как называется 1 Декрет о труде?
- Когда был принят 2 КЗоТ?
- Когда был принят 3 КЗоТ?
- Когда был принят ТКРФ?
- Увольнение – это какой вид ответственности?
- Штраф – это какой вид ответственности?
- Выговор – это какой вид ответственности?
- Лишение свободы – это какой вид ответственности?
- Исправительно-трудовые работы – это какой вид ответственности?
- Материальная ответственность – это …?
- Снятие с должности сроком на 5 лет – это какой вид ответственности?
- Когда была принята ССБТ?
- Сколько подсистем включает ССБТ?
- Какую группу стандартов включает подсистема №3?
- Какую группу стандартов включает подсистема №2?
- Какую группу стандартов включает подсистема №5?
- Какую группу стандартов включает подсистема №4?
- Какую группу стандартов включает подсистема №1?
- Вид инструктажа по ТБ и ОТ при переводе на другое оборудование?
- Вид инструктажа по ТБ и ОТ при поступлении на работу?
- Как часто проводится текущий инструктаж?
- Какой вид инструктажа проводится, если произошел несчастный случай?
- Когда проводится целевой инструктаж? Как он оформляется?
- Расторжение трудового договора по инициативе администрации – это статья ТКРФ №?
- Статья №81 п 1 – это…?
- Статья №81 п 2 – это…?
- Статья №81 п 6 (б) – это…?
- Статья №81 п 8– это…?
- Статья №81 п 14– это…?
- Статья №81 п 6(а) – это…?
- Статья №81 п 6(г) – это…?
- Статья №81 п 11– это…?
2 Конкурс: « Первая помощь»
Задание: рассказать про виды данных травм и способах оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
1 команда: При переломах; При обмороке и потере сознания;
2 команда: При поражении электрическим током; При ожогах.
3 Конкурс капитанов: «Ответы на вопросы» (по очереди)
- Каким огнетушителем можно тушить провода
- Какие огнетушители установлены в колледже
- Как привести в действие огнетушитель
- Где находятся пожарные краны
- Как воспользоваться пожарным краном
- Что нужно сделать в случае пожарной тревоги
- Как сообщить о пожаре
- Если пожар в квартире…, то ваши действия
- Можно ли наполнять сосуды с ГЖ или ЛВЖ «под горлышко», почему?
- Почему горящий керосин нельзя тушить водой
4. Конкурс: « Тест»
вопросы |
ответы |
1.Почему (а), если капнуть одеколон в колбу, мы ощущаем запах, а стоит насыпать в колбу угольных таблеток, запах исчезает. Придумайте (б,в,г) применение этому явлению |
а) |
б) |
|
в) |
|
г) |
|
2 .Что должен предпринять преподаватель, если студент неоднократно нарушал инструкцию по ОТ |
а) не допускать до занятий; |
б) вызвать родителей; |
|
в) провести внеплановый инструктаж по ОТ с последующим зачетом; * |
|
г) другие действия. |
|
3. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками |
а) будут пятна |
б) не будет работать |
|
в) ударит током * |
|
г) другое |
|
4. Как определить газ по запаху |
а) наклониться над сосудом и вдохнуть |
б) направить пары газа к себе движением ладони * |
|
в) попросить понюхать соседа |
|
г) другие действия. |
|
5. Что нужно сделать в первую очередь, если во время занятий в кабинете что-либо загорится |
а) действовать по указанию учителя |
б) быстро выбежать из кабинета * |
|
в) постараться потушить пожар |
|
г) другие действия. |
|
себя плохо во время занятий |
а) обратиться к преподавателю * |
б) обратиться к врачу, предупредив соседей |
|
в) дождаться конца занятий и пойти в больницу |
|
г) другие действия. |
|
7. Какое первое действие надо произвести, если на человеке воспламенилась одежда (халат) |
а) применить огнезащитную ткань * |
б) облить водой |
|
в) сорвать одежду |
|
г) другие действия. |
|
8. Как должен поступить студент, если получит травму |
а) не поднимать панику, но по окончании занятий обратиться к врачу |
б) немедленно обратиться к преподавателю* |
|
в) немедленно оказать себе помощь, а в конце урока сообщить преподавателю |
|
г) другие действия. |
|
9. Как надо останавливать сильное кровотечение |
а) зажать рану рукой |
б) пережать кровеносный сосуд * |
|
в) забинтовать рану |
|
г) другие действия. |
|
10. Порядок действий при обнаружении в транспорте или в помещении бесхозного свертка (сумки) |
а) открыть и посмотреть |
б) откинуть подальше |
|
в) не трогать и быстро уйти |
|
г) сообщить по 02 или 112 * |
5. Конкурс:
«Собери слова» (слова разрезаны на слоги)
- пожар
- огнетушитель
- вода
- пена
- договор
- статья
- ответственность
- дисциплинарная
- материальная
- уголовная
- административная
- инструктаж
- вводный
- первичный
- повторный
- внеплановый
- целевой
- декрет
- кодекс
- спецодежда
- электробезопасность
- травма
- освещение
- ультразвук
- вибрация
- заземление
- зануление
- излучение
- люксметр
- инструкция
- Конкурс:
«Составь новые слова из заданного слова»
Травма
(трава, там, вам, мат, рама, март, мавр, Марат, вар, врата, Марта, тара, трам, вата)
7. Конкурс:
«Необходимо придумать и провести «физкультминутку»
(Вращение головой, наклоны головы, массаж пальцев и кистей рук, упражнения для глаз, потягивание, ступни ног – на носок затем на пятку, подъем и опускание плеч,…) — пять упражнений, — оценка – 5-20 баллов
8. Конкурс: « Разреши ситуацию» (для всех)
- Ключ оставлен в патроне токарного станка. Что может произойти?
- Палец обрезан, забинтован. Можно работать на сверлильном станке? Как нужно поступить?
- Не застегнуты рукава халата. Что может произойти?
- Длинные распущенные волосы. Можно работать на станке?
- Можно переливать бензин шлангом из машины в канистру? В чем опасность?
- Машина поднята домкратом. Ремонт под машиной. Что может произойти?
- Можно заполнять канистру бензином «под завязку»? Почему? Что может произойти?
- Длинная деталь. Как ее обработать на токарном станке?
- Стружка «витая», накрутилась на резец. Что делать?
- Как убрать станок в конце работы?
- На токарном станке произошел несчастный случай, пострадал токарь. Мастер попросил Вас продолжить на нем работу. Он прав?
- Можно останавливать патрон рукой при измерении детали? Почему?
- Токарь при затачивании резца на заточном станке поднял защитный кожух. Что произойдет?
- Токарь остался подработать после смены один на участке. С целью экономии, выключил общее освещение. Правильно ли он поступил?
- При фрезеровании заготовки мелкая стружка разлеталась на большое расстояние и попала фрезеровщику в глаз и в волосы. Пострадали также другие рабочие. Что не предусмотрел фрезеровщик?
9. Конкурс: «Составь ребусы на слова»
- Закон
- Декрет
- Вибрация
- Радиация
- Ребусы
- Кодекс
- Травма
- Коррозия
9. Канат
10. Нагрузка
10. Итоги викторины.
Подведение итогов: по итогам всех конкурсов звание «Лучшие знатоки охраны труда» получают… Жюри объявляет итоги викторины и вручает призы.
внеплановый целевой декрет кодекс спецодежда электробезопасность травма освещение ультразвук вибрация заземление зануление излучение люксметр инструкция |
пожар огнетушитель вода пена договор статья ответственность дисциплинарная материальная уголовная административная инструктаж вводный первичный повторный |
4. Конкурс: « Тест»
вопросы |
ответы |
1.Почему (а), если капнуть одеколон в колбу, мы ощущаем запах, а стоит насыпать в колбу угольных таблеток, запах исчезает. Придумайте (б,в,г) применение этому явлению |
а) |
б) |
|
в) |
|
г) |
|
2 .Что должен предпринять преподаватель, если студент неоднократно нарушал инструкцию по ОТ |
а) не допускать до занятий; |
б) вызвать родителей; |
|
в) провести внеплановый инструктаж по ОТ с последующим зачетом; |
|
г) другие действия. |
|
3. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками |
а) будут пятна |
б) не будет работать |
|
в) ударит током |
|
г) другое |
|
4. Как определить газ по запаху |
а) наклониться над сосудом и вдохнуть |
б) направить пары газа к себе движением ладони |
|
в) попросить понюхать соседа |
|
г) другие действия. |
|
5. Что нужно сделать в первую очередь, если во время занятий в кабинете что-либо загорится |
а) действовать по указанию учителя |
б) быстро выбежать из кабинета |
|
в) постараться потушить пожар |
|
г) другие действия. |
|
себя плохо во время занятий |
а) обратиться к преподавателю |
б) обратиться к врачу, предупредив соседей |
|
в) дождаться конца занятий и пойти в больницу |
|
г) другие действия. |
|
7. Какое первое действие надо произвести, если на человеке воспламенилась одежда (халат) |
а) применить огнезащитную ткань |
б) облить водой |
|
в) сорвать одежду |
|
г) другие действия. |
|
8. Как должен поступить студент, если получит травму |
а) не поднимать панику, но по окончании занятий обратиться к врачу |
б) немедленно обратиться к преподавателю |
|
в) немедленно оказать себе помощь, а в конце урока сообщить преподавателю |
|
г) другие действия. |
|
9. Как надо останавливать сильное кровотечение |
а) зажать рану рукой |
б) пережать кровеносный сосуд |
|
в) забинтовать рану |
|
г) другие действия. |
|
10. Порядок действий при обнаружении в транспорте или в помещении бесхозного свертка (сумки) |
а) открыть и посмотреть |
б) откинуть подальше |
|
в) не трогать и быстро уйти |
|
г) сообщить по 02 или 112. |
2 Конкурс: « Первая помощь»:
1 команда: При переломах; При обмороке и потере сознания;
2 команда: При поражении электрическим током; При ожогах.
9. Конкурс: «Составь ребусы на слова»
- Закон
- Декрет
- Вибрация
- Радиация
- Ребусы
- Кодекс
- Травма
- Коррозия
9. Канат
10. Нагрузка
Ответы на вопросы викторины по Охране труда
- Выявление опасных и вредных производственных факторов и исключение их вредного воздействия на человека.
- ТБ, производственная санитария, правовая охрана труда, противопожарная техника, охрана окружающей среды.
- Профилактика травматизма.
- Создание ЗБУТ.
- Профилактика пожаров.
- В 1903 г.
- В декабре 1918 г.
- 11 ноября 1917 г.
- Декрет о 8 часовом рабочем дне.
- В 1922 г.
- В 1971 г.
- В 2001 г.
- Дисциплинарная.
- Административная.
- Дисциплинарная.
- Уголовная.
- Уголовная.
- Штраф 50-100 МРОТ.
- Уголовная.
- В 1972 г.
- 6 подсистем (0-5).
- Общие требования безопасности к производственным процессам.
- Общие требования безопасности к производственному оборудованию.
- Общие требования безопасности к зданиям и сооружениям.
- Общие требования безопасности к средствам защиты.
- Опасные и вредные производственные факторы.
- Внеплановый.
- Вводный.
- Один раз в месяц (в 3 месяца).
- Внеплановый.
- В особо опасных случаях. С оформлением наряд-допуска.
- №81.
- Ликвидация предприятия.
- Сокращение штатов.
- Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
- Совершение аморальных действий работником, выполняющим воспитательные функции, не совместимых с продолжением данной работы.
- В других случаях, предусмотренных ТКРФ.
- Прогул (> 4 часов за смену).
- Хищение чужого имущества.
- Представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.
№ конкурса |
1 команда |
2 команда |
Результат в баллах |
||
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
||
6. |
||
7. |
||
8. |
||
9. |
||
итог |
№ конкурса |
1 команда |
2 команда |
Результат в баллах |
||
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
||
6. |
||
7. |
||
8. |
||
9. |
||
итог |
Тестовый контроль по теме:
Аппаратное и программное обеспечение современного ПК,
применяемое в профессиональной деятельности.
1.
Какое воздействие на человека оказывает ПК?
А) плохо влияет на зрение;
Б) вызывает усталость и снижение работоспособности;
В) человек получает определенную дозу излучения.
2.
Можно ли класть тетрадь, книги, диски на
монитор и клавиатуру?
А) можно;
Б) можно только на монитор;
В) нельзя.
3.
На каком расстоянии от монитора должен
работать студент на ПК?
А) на расстоянии 15 – 20 см;
Б) на расстоянии 60 – 70 см;
В) на расстоянии 40 см.
4.
При каких условиях можно работать на
компьютере?
А) при хорошем освещении и нормальном
самочувствии;
Б) при недостаточном освещении;
В) при плохом самочувствии.
5.
При появлении запаха гари, что нужно делать?
А) прекратить работу, выключить аппаратуру;
Б) сообщить преподавателю;
В) все данные ответы верны.
6.
Через какое время необходимо проходить
инструктаж по ТБ?
А) через год;
Б) через полгода;
В) через 4 месяца.
7.
Что нужно сделать, войдя в кабинет
вычислительной техники?
А) сразу сесть работать;
Б) суетиться, подходить к ЭВМ;
В) спокойно занять свое рабочее место, ничего
не трогая на столе.
8. Каким огнетушителем нужно пользоваться при загорании аппаратуры?
А) воздушно – пенный огнетушитель;
Б) пенный огнетушитель;
В) углекислотный огнетушитель;
Г) порошковый огнетушитель;
Д) бромэтиловый огнетушитель.
9.
Если студент неоднократно нарушает
инструкцию по технике безопасности, то:
А) не допускать до занятий;
Б) вызвать с родителями на совет профилактики;
В) провести внеплановый инструктаж по технике безопасности.
10. Что обязан сделать студент, если в кабинете вычислительной техники
возникла чрезвычайная ситуация?
А) делать то же, что делают все;
Б) спокойно ожидать указания преподавателя;
В) немедленно покинуть кабинет.
11. Компьютер — это:
а)устройство для работы с
текстами;
б)электронное вычислительное
устройство для обработки чисел;
в)устройство для хранения
информации любого вида;
г)многофункциональное
электронное устройство для работы с информацией;
д)устройство для обработки аналоговых сигналов.
12. Скорость работы компьютера зависит от:
а)тактовой
частоты обработки информации в процессоре;
б)наличия или отсутствия
подключенного принтера;
в)организации интерфейса
операционной системы;
г)объема внешнего запоминающего
устройства;
д)объема обрабатываемой
информации.
13. Укажите наиболее полный перечень основных устройств персонального компьютера:
а)микропроцессор, сопроцессор,
монитор;
б)центральный
процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;
в)монитор, винчестер, принтер;
г)АЛУ, УУ, сопроцессор;
д)сканер, мышь монитор, принтер.
14. Назовите устройства, входящие в состав процессора:
а)оперативное запоминающее
устройство, принтер;
б)арифметико-логическое
устройство, устройство управления;
в)кэш-память, видеопамять;
г)сканер, ПЗУ;
д)дисплейный, процессор,
видеоадаптер.
15. Постоянное запоминающее устройство служит для:
а)хранения
программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов;
б)хранения программы пользователя
во время работы;
в)записи особо ценных прикладных
программ;
г)хранения постоянно используемых
программ;
д)постоянного хранения особо ценных документов.
16. Во время исполнения прикладная программа хранится:
а)в видеопамяти;
б)в процессоре;
в)в
оперативной памяти;
г)на жестком диске;
д)в ПЗУ.
17. Персональный компьютер не будет функционировать, если
отключить:
а)дисковод;
б)оперативную
память;
в)мышь;
г)принтер;
д)сканер.
18. Для долговременного хранения информации служит:
а)оперативная
память;
б)процессор;
в)внешний носитель;
г)дисковод;
д) блок
питания.
19. При отключении компьютера информация:
а)исчезает
из оперативной памяти;
б)исчезает из постоянного запоминающего
устройства;
в)стирается на “жестком диске”;
г)стирается на магнитном диске;
д)стирается на компакт-диске.
20. Дисковод — это устройство для:
а)обработки команд исполняемой
программы;
б)чтения/записи
данных с внешнего носителя;
в)хранения команд исполняемой
программы;
г)долговременного хранения
информации;
д)вывода информации на бумагу.
21. Какое из устройств предназначено для ввода
информации:
а)процессор;
б)принтер;
в)ПЗУ;
г)клавиатура;
д)монитор.
22. Манипулятор “мышь” — это устройство:
а)модуляции и демодуляции;
б)считывания информации;
в)долговременного хранения
информации;
г)ввода
информации;
д)для подключения принтера к компьютеру.
23. Для подключения компьютера к телефонной сети
используется:
а)модем;
б)факс;
в)сканер;
г)принтер;
д)монитор.
24. Файл — это:
а)именованный
набор однотипных элементов данных, называемых записями;
б)объект, характеризующийся
именем, значением и типом;
в)совокупность индексированных
переменных;
г)совокупность фактов и правил;
д)терм.
25. Расширение имени файла, как правило, характеризует:
а)время создания файла;
б)объем файла;
в)место, занимаемое файлом на
диске;
г)тип
информации, содержащейся в файле;
д)местосозданияфайла.
26. Операционные системы представляют собой программные
продукты, входящие в состав:
а)прикладного программного
обеспечения;
б)системного
программного обеспечения;
в)системы управления базами
данных;
г)систем программирования;
д)уникального программного обеспечения.
27. Операционная система — это:
а)совокупность основных устройств
компьютера;
б)система программирования на
языке низкого уровня;
в)набор
программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ
пользователя к ним;
г)совокупность программ,
используемых для операций с документами;
д)программа для уничтожения компьютерных вирусов.
28. Программы обслуживания устройств компьютера
называются:
а)загрузчиками;
б)драйверами;
в)трансляторами;
г)интерпретаторами;
д)компиляторами.
29. Программой архиватором называют:
а)программу для уменьшения
информационного объема (сжатия) файлов;
б)программу резервного копирования
файлов;
в)интерпретатор;
г)транслятор;
д)систему управления базами данных.
30. Архивный файл представляет собой:
а)файл, которым долго не
пользовались;
б)файл, защищенный от копирования;
в)файл, сжатый с
помощью архиватора;
г)файл, защищенный от
несанкционированного доступа;
д)файл, зараженный компьютерным вирусом.
31. Какое из названных действий можно произвести с
архивным файлом:
а)переформатировать;
б)распаковать;
в)просмотреть;
г)запустить на выполнение;
д)отредактировать.
32. Степень сжатия файла зависит:
а)только от типа файла;
б)только от программы-архиватора;
в)от типа
файла и программы-архиватора;
г)от производительности
компьютера;
д)от объема оперативной памяти
персонального компьютера, на котором производится архивация файла.
33. Архивный файл отличается от исходного тем, что:
а)доступ к нему занимает меньше
времени;
б)он в большей степени удобен для
редактирования;
в)он легче защищается от вирусов;
г)он легче защищается от
несанкционированного доступа;
д)он занимает меньше места на диске.
34. Компьютерные вирусы:
а)возникают в связи со сбоями в
аппаратных средствах компьютера;
б)пишутся
людьми специально для нанесения ущерба пользователям ПК;
в)зарождаются при работе неверно
написанных программных продуктов;
г)являются следствием ошибок в
операционной системе;
д)имеютбиологическоепроисхождение.
35. Отличительными особенностями компьютерного вируса являются:
а)значительный объем программного
кода;
б)необходимость запуска со стороны
пользователя;
в)способность к повышению
помехоустойчивости операционной системы;
г)маленький
объем; способность к самостоятельному запуску и многократному копированию кода, к созданию помех корректной работе
компьютера;
д)легкостьраспознавания.
36. Создание компьютерных вирусов является:
а)последствием сбоев операционной
системы;
б)развлечением программистов;
в)побочным эффектом при разработке
программного обеспечения;
г)преступлением;
д)необходимым компонентом подготовки программистов.
37. Загрузочные вирусы характеризуются тем, что:
а)поражают
загрузочные сектора дисков;
б)поражают программы в начале их
работы;
в)запускаются при загрузке
компьютера;
г)изменяют весь код заражаемого
файла;
д)всегда меняют начало и длину файла.
38. Файловый вирус:
а)поражает загрузочные сектора
дисков;
б)всегда
изменяет код заражаемого файла;
в)всегда меняет длину файла;
г)всегда меняет начало файла;
д)всегда меняет начало и длину файла.
39. Назначение антивирусных программ под названием
детекторы:
а)обнаружение и уничтожение
вирусов;
б)контроль возможных путей
распространения компьютерных вирусов;
в)обнаружение компьютерных
вирусов;
г)“излечение”
зараженных файлов;
д)уничтожениезараженныхфайлов.
40. К антивирусным программам не относится:
а)сторожа;
б)фаги;
в)ревизоры;
г)интерпретаторы;
д)вакцины.
7.2. Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин;
Выполнение 1 час 15 мин;
Оформление и сдача 10 мин;
Всего 1 час 30 мин.
Вопрос №
1
Какое воздействие на человека оказывают компьютеры?
Вызывают усталость и снижение работоспособности.
Человек получает определенную дозу излучения.
Вызывает расстройство памяти.
Плохо влияет на зрение.
Вопрос №
2
Дисплей должен находиться от глаз на расстоянии не менее
30 см
40 см
50 см
60 см
70 см
Вопрос №
3
Можно ли класть тетради, книги, диски на монитор и клавиатуру?
Можно.
Можно только на клавиатуру.
Можно только на монитор.
Нельзя.
Вопрос №
4
При каких условиях можно работать за компьютером?
При плохом самочувствии.
При хорошем освещении и нормальном самочувствии.
При недостаточном освещении и нормальном самочувствии.
При хорошем освещении и плохом самочувствии.
Вопрос №
5
При появлении запаха гари нужно…
Бежать за водой и огнетушителем чтобы предотвратить дальнейшее возгорание.
Прекратить работу, немедленно сообщить преподавателю.
Не обращать внимания.
Быстро выбежать из кабинета.
Вопрос №
6
Каким огнетушителем нужно пользоваться при загорании аппаратуры?
Воздушно-пенный огнетушитель.
Пенный огнетушитель.
Порошковый огнетушитель.
Углекислотный огнетушитель.
Вопрос №
7
Что нужно сделать, войдя в кабинет информатики?
Сразу сесть работать.
Спокойно занять свое рабочее место, ничего не трогая на столе.
Включить компьютер
Приготовиться к уроку и выйти за пределы кабинета до звонка.
Вопрос №
8
Что обязан сделать ученик, если в кабинете вычислительной техники возникла чрезвычайная ситуация?
Делать то же, что все делают.
Выключить компьютер, выдернув из розетки шнур питания
Медленно покинуть кабинет.
Немедленно сообщить учителю о ситуации.
Вопрос №
9
Если студент неоднократно нарушает инструкцию по технике безопасности, то…
Не допускается до занятий.
Должен пройти снова инструктаж.
Получает двойку.
Восстанавливает ущерб, если таковой был причинён его действиями
Вопрос №
10
Студентам запрещается:
Трогать устройства сигнализации.
Медленно передвигаться по кабинету.
Самостоятельно устранять неисправность работы.
Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера.
Вопрос №
11
При входе посетителей учащиеся работающие за компьютером должны…
Не обращать на это внимания
Подняться и поприветствовать гостя.
Крикнуть «Здравствуйте!!!»
Спокойно поздороваться с гостем, не вставая со своих мест
Вопрос №
12
Студент не имеет права в кабинете информатики…
Самостоятельно включать и выключать компьютер, монитор.
Начинать работу по указанию учителя.
Пользоваться преподавательским компьютером.
Пить чай-кофе на рабочем месте.
Вопрос №
13
Студент при работе за компьютером должен …
Обращаться бережно с техникой.
Сильно бить по клавишам клавиатуры.
Сообщать учителю о неисправностях техники.
Периодически разбирать системный блок.
Работать чистыми руками.
Вопрос №
14
Физические упражнения при работе за компьютером рекомендуется делать через каждые…
25 минут
45 минут
1 час
Можно не делать
Вопрос №
15
В кабинете информатики строго запрещается:
Находиться во время перемены в компьютерном классе без разрешения преподавателя.
Включать без разрешения оборудование;
Прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
Подключать к компьютеру свои устройства (сот. телефоны, плееры).
Находиться с едой и напитками;
При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, выключите аппаратуру и сообщить об этом преподавателю.
Вопрос №
16
В кабинете информатики во время работы на компьютере разрешается:
Строго выполнять указания преподавателя;
Следить за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры;
Пить чай или кофе, есть бутерброды и громко разговаривать
Не вставать со своих рабочих мест, когда в кабинет входят посетители.
Никогда не пытаться самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
Вопрос №
17
Рекомендуемая непрерывная длительность работы на уроке ,связанной с фиксацией взора на мониторе, не должна превышать:
15 мин
25 мин
35 мин
45 мин
Вопрос №
18
Во время уроков звуковой сигнал мобильного телефона должен быть:
выключен
стоять в режиме «вибро»
стоять на минимальной громкости
Вопрос №
19
Что нужно сделать по окончании работы за компьютером?
привести в порядок рабочее место, закрыть окна всех программ, задвинуть кресло, сдать учителю все материалы, при необходимости выключить компьютер.
покинуть кабинет.
выключить компьютер.
Вопрос №
20
Если компьютер не включается, необходимо:
Самостоятельно проверить питание.
Самостоятельно проверить все переключатели.
Сообщить об этом учителю.
Включить питание.
1. Ученик не имеет права…
1. Отключать и подключать провода питания.
2. Касаться пальцами экрана монитора.
3. Работать чистыми руками.
4. Работать влажными руками.
2.Обязанности ученика, если в кабинете вычислительной техники возникла чрезвычайная ситуация.
1. Делать то же, что все делают.
2. Спокойно ожидать указания преподавателя.
3. Медленно покинуть кабинет.
4. Сообщить учителю о ситуации.
3. Ученик не имеет права в кабинете информатики…
1. Самостоятельно включать и выключать компьютер, монитор.
2. Пользоваться преподавательским компьютером.
3. Пользоваться интерактивной указкой при ответах у доски.
4. Начинать работу по указанию учителя.
5. Пить чай-кофе на рабочем месте.
4. При появлении запаха гари нужно…
1. Бежать за водой и огнетушителем чтобы предотвратить дальнейшее возгорание.
2. Прекратить работу, сообщить преподавателю.
3. Не обращать внимания.
4. Быстро убежать из кабинета.
5. действия ученика, при входе в кабинет информатики.
1. Сразу сесть работать.
2. Спокойно занять свое рабочее место ничего, не трогая на столе.
3. Суетиться, бегать по кабинету.
4. Приготовиться к уроку и выйти за пределы кабинета до звонка.
6. Если ученик неоднократно нарушает инструкцию по технике безопасности, то…
1. Не допускается до занятий.
2. Должен пройти снова инструктаж.
3. Получает двойку.
4. Восстанавливает ущерб, который он причинил.
7. Расстояние от ученика до монитора компьютера.
1. 15-20 см
2. 50-70 см
3. Меньше 40 см
4. 90-110 см
8. При входе посетителей учащиеся должны…
1. Сидеть на месте.
2. Подняться и поприветствовать гостя.
3. Крикнуть «Здравствуйте!!!».
4. Спокойно поздороваться с гостем.
9. Физические упражнения при работе за компьютером рекомендуется делать через каждые…
1. 25 минут
2. 45 минут
3. 1 час
4. Можно не делать
10. Во время работы ученик должен…
1. Обращаться бережно с техникой.
2. Сильно бить по клавишам клавиатуры.
3. Сообщать учителю о неисправностях техники.
4. Периодически разбирать системный блок.
11.Условия учащихся при работе за компьютером.
1. При плохом самочувствии.
2. При хорошем освещении и нормальном самочувствии.
3. При недостаточном освещении и нормальном самочувствии.
4. При хорошем освещении и плохом самочувствии.
12. Огнетушитель используемый при загорании аппаратуры.
1. Воздушно-пенный огнетушитель.
2. Пенный огнетушитель.
3. Углекислотный огнетушитель.
4. Порошковый огнетушитель.
13. Учащимся запрещается:
1. Трогать устройства сигнализации.
2. Медленно передвигаться по кабинету.
3. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.
4. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера.
1.) 1, 2, 4.
2.) 2,4.
3.) 1,2.
4.) 2.
5.) 2,4.
6.) 1, 4.
7.) 2.
8.) 4.
9.) 1.
10.) 1, 3.
11.) 2.
12.) 3, 4.
13.) 1, 3, 4.
I. Общие требования охраны труда
1.1. К самостоятельной работе в качестве учителя допускаются лица, имеющие соответствующее образование и подготовку по специальности, обладающие теоретическими знаниями и профессиональными навыками в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов (профессиональных стандартов, квалификационных характеристик и др.), не имеющие противопоказаний к работе по данной профессии (специальности) по состоянию здоровья, прошедшие в установленном порядке предварительный (при поступлении на работу) и периодический (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры, прошедшие обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, при необходимости стажировку на рабочем месте.
1.2. Проведение всех видов инструктажей должно регистрироваться в Журнале инструктажей с обязательными подписями получившего и проводившего инструктаж. Повторные инструктажи по охране труда должны проводиться не реже одного раза в год. В случае необходимости (разовое выполнение работ, не связанных с основной работой, или при выполнении работ, на которые требуется оформление наряда-допуска) проводится целевой инструктаж, а при изменении условий труда, нормативно-правовых актов по охране труда, а также при несчастном случае — внеплановый инструктаж. Лица, не прошедшие соответствующие инструктажи по охране труда, к работе не допускаются.
1.3. Учитель обязан:
— соблюдать требования охраны труда, изложенные в настоящей инструкции и иных нормативно-правовых актах в области охраны труда, включая требования электробезопасности и пожарной безопасности;
— соблюдать правила внутреннего распорядка, режим труда и отдыха, правила личной гигиены;
— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем в процессе образовательного процесса, а также об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами;
— выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную руководителем работу;
— применять безопасные приемы выполнения работ;
— использовать учебное, лабораторное и иное оборудование и инструменты в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
— поддерживать порядок на своем рабочем месте;
— быть внимательным во время работы, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать от работы других;
— не использовать поврежденные кабели, неисправные электрические розетки, рубильники, электроприборы и электрооборудование;
— уметь действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, в т.ч. знать пути и порядок эвакуации учащихся и персонала при ЧС; места нахождения первичных средств пожаротушения и правила их применения; номера телефонов для вызова экстренных служб (пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газового хозяйства и т.д.) и срочного информирования непосредственного руководителя и вышестоящего руководства; место хранения аптечки;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим от несчастных случаев).
1.4. Перед допуском к самостоятельной работе учитель должен быть проинструктирован:
— по пожарной безопасности в объеме инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении. Учитель должен знать требования правил противопожарного режима и особенности пожарной безопасности в образовательных организациях, при проведении массовых мероприятий, порядок действий при возникновении пожара, порядок и пути эвакуации персонала и учащихся, правила пользования первичными средствами пожаротушения и т.д. Не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей при пожаре. Лица, не прошедшие обучение пожарной безопасности, к работе не допускаются;
— по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции по первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. Учитель должен иметь практические навыки оказания первой помощи, знать местонахождения аптечки с медикаментами и перевязочным материалом. Аптечка должна находиться в местах, недоступных для обучающихся.
1.5. Если при проведении занятий или при самостоятельной работе учитель использует электрооборудование (учебное и лабораторное оборудование, приборы, приспособления, устройства, станки, компьютеры и т.д.), он должен пройти соответствующее обучение с последующей сдачей экзамена и присвоением соответствующей квалификационной группы по электробезопасности.
1.6. При выполнении должностных обязанностей на учителя могут действовать следующие опасные и вредные факторы:
— психофизологические (нервно-психические перегрузки; повышенные зрительные нагрузки при работе в течение длительного времени на компьютере, с книгами, документами и т.д.);
— биологические факторы (потенциальная опасность заражения при общении с большим количеством людей (учащихся, коллег, посетителей), особенно в период эпидемии гриппа, ОРВИ и других инфекционных заболеваний; повышенное содержание в воздухе патогенной микрофлоры, особенно зимой при повышенной температуре в помещении, плохом проветривании, пониженной влажности и нарушении аэроионного состава воздуха);
— химические (при использовании химических реактивов, красок, растворителей и т.д.);
— возможный контакт с аллергенами химического или биологического происхождения;
— физические (опасность поражения электрическим током при использовании электрооборудования, электроприборов и т.д.);
— другие опасные и вредные производственные факторы, связанные со спецификой трудовой деятельности и профилем образовательной организации, используемыми в работе оборудованием, инструментами и материалами (перечислить).
1.7. Знание и выполнение требований настоящей инструкции по охране труда является должностной обязанностью учителя, а их несоблюдение — нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
1.8. Контроль выполнения требований настоящей инструкции возлагается на руководителя образовательной организации, руководителей ее структурных подразделений и инженера по охране труда либо иного уполномоченного на это должностного лица.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Осмотреть рабочее место (помещение для занятий), используемое оборудование, инструменты и материалы. Убрать лишние предметы. При необходимости привести в порядок и надеть рабочую одежду, которая должна быть чистой и не стеснять движений. При необходимости проветрить помещение.
2.2. Проверить:
— рабочее место (помещение для занятий) на соответствие требованиям безопасности труда и требованиям к условиям труда;
— исправность применяемого оборудования (учебного и лабораторного оборудования, компьютеров, множительной техники и т.д.), инструментов, качество используемых материалов;
— пути эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях;
— наличие первичных средств пожаротушения.
2.3. Подготовить к работе используемые оборудование, инструменты, материалы, включающие и выключающие устройства, светильники, электропроводку и т.д.
2.4. Отрегулировать уровень освещенности рабочего места (помещения для занятий), рабочее кресло по высоте, при наличии компьютера высоту и угол наклона монитора.
2.5. Обнаруженные перед началом работы нарушения требований безопасности устранить собственными силами, а при невозможности сделать это самостоятельно, сообщить об этом непосредственному или вышестоящему руководителю, представителям технических и (или) административно-хозяйственных служб для принятия соответствующих мер. До устранения неполадок к работе не приступать.
2.6. Самостоятельное устранение нарушений требований безопасности труда, особенно связанное с ремонтом и наладкой оборудования, производится только при наличии соответствующей подготовки и допуска к подобным видам работ при условии соблюдения правил безопасности труда.
2.7. При необходимости перед началом работы учитель должен надеть полагающиеся средства индивидуальной защиты.
2.8. Перед началом занятий в учебном помещении учитель должен проверить рабочие (учебные) места для обучающихся на соответствие требованиям охраны труда, санитарных правил, правил пожарной безопасности и электробезопасности.
2.9. Перед допуском обучающихся в помещение для занятий учитель должен внешним осмотром проверить корпуса и крышки электрических выключателей и розеток на отсутствие сколов и трещин, а также оголенных контактов проводов.
2.10. При необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования учитель должен проверить их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.
2.11. Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты, в том числе рабочую одежду, учитель обязан проследить за их обязательным и правильным использованием.
2.12. Перед началом занятий по новому курсу, а также в начале нового учебного года учитель должен провести с обучающимися инструктаж по охране труда при проведении занятий. При проведении любых занятий учитель должен активно пропагандировать правильное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
2.13. Учитель должен ознакомить обучающихся с правилами безопасной эксплуатации используемых в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений и материалов.
2.14. При любых нарушениях по охране труда в помещении для занятий учитель не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих их жизни и здоровью.
2.15. Учитель должен оперативно поставить в известность руководителя или иное соответствующее должностное лицо образовательной организации о причинах отмены занятий в кабинете из-за нарушений правил безопасности.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Учитель должен контролировать обстановку во время занятий, соблюдать требования техники безопасности, правил пожарной и электробезопасности, санитарных правил и гигиенических нормативов, обеспечивая безопасное проведение образовательного процесса.
3.2. Соблюдать требования безопасности и правила эксплуатации оборудования, использования инструментов и материалов, изложенные в технических паспортах, эксплуатационной, ремонтной и иной документации, разработанной организациями-изготовителями.
3.3. Соблюдать регламентированные перерывы в течение рабочего дня для проведения общей производственной гимнастики, массажа пальцев и кистей рук и упражнений для глаз.
3.4. Работать при недостаточном освещении и при одном местном освещении запрещается.
3.5. Следить за чистотой воздуха в помещении. При проветривании не допускать образования сквозняков. Содержать рабочее место в порядке и чистоте. Мусор следует собирать в специальные емкости и каждый день удалять из помещения. Облицовку стен, потолков, ковры и портьеры следует чистить пылесосом или другими способами, предупреждающими пылеобразование, не реже 1 раза в месяц.
3.6. Для предотвращения аварийных ситуаций и производственных травм запрещается:
— курить в помещениях образовательной организации;
— прикасаться к оголенным электропроводам;
— работать на неисправном оборудовании;
— оставлять без присмотра электронагревательные приборы;
— использовать электронагревательные приборы с открытой спиралью.
3.7. Постоянно следить за исправностью оборудования, инструментов, блокировочных, включающих и выключающих устройств, сигнализации, электропроводки, штепсельных вилок, розеток и заземления.
3.8. Запрещается проведение занятий и любых работ в помещениях, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.
3.9. Во время занятий в помещении (кабинете) должна выполняться только та работа и те виды обучения, которые предусмотрены расписанием и планом занятий. Все виды дополнительных занятий могут проводиться только с разрешения руководителя или соответствующего должностного лица образовательной организации.
3.10. При проведении демонстрационных работ, лабораторных и практических занятий в помощь учителю должен быть назначен помощник (лаборант, ассистент, инженер). Функции помощника запрещается выполнять обучающимся.
3.11. Учителю запрещается выполнять ремонтные работы во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал организации (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).
3.12. При проведении занятий, во время которых возможно общее или местное загрязнение кожи обучающегося, учитель должен особенно тщательно соблюдать гигиену труда.
3.13. Если обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя плохо (головокружение, обморок, кровотечение из носа, головная боль, боли в области живота и др.), необходимо оказать ему необходимую первую помощь, вызвать медработника или проводить заболевшего в медпункт образовательной организации. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;
3.14. При внезапном ухудшении здоровья самого учителя поставить в известность через одного из учащихся руководителя организации о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему учителю и руководству учебной группой в течение времени занятий.
3.15. Учитель должен применять меры дисциплинарного воздействия на обучающихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.
3.16. Учитель обязан незамедлительно доводить до сведения руководителя образовательной организации о всех недостатках обеспечения охраны труда работников и безопасности обучающихся.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Особенностью действий учителя в аварийных и иных чрезвычайных ситуациях является защита не только собственной жизни и здоровья, но и жизни и здоровья учащихся. В соответствии с действующим законодательством учитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
4.2. При возникновении аварийной ситуации, предпосылок или признаков ее возникновения (появление запаха гари и дыма, повышенное тепловыделение от оборудования, повышенный уровень шума при его работе, неисправность заземления, загорание материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии, появление запаха газа и т.п.) немедленно прекратить работу, выключить оборудование, вызвать представителей аварийной и (или) технической служб, сообщить о происшедшем непосредственному или вышестоящему руководству.
4.3. При пожаре, задымлении или загазованности помещения (появлении запаха газа) необходимо немедленно организовать эвакуацию людей из помещения в соответствии с утвержденным планом эвакуации.
4.4. При обнаружении загазованности помещения (запаха газа) следует немедленно приостановить работу, выключить электроприборы и электроинструменты, открыть окно или форточку, покинуть помещение, сообщить о происшедшем непосредственному или вышестоящему руководству, вызвать аварийную службу газового хозяйства.
4.5. В случае возгорания или пожара немедленно вызвать пожарную охрану, проинформировать своего непосредственного или вышестоящего руководителя и приступить к ликвидации очага пожара имеющимися средствами огнетушения (с соблюдением мер личной безопасности) и эвакуации людей. При загорании электросетей и электрооборудования необходимо их обесточить.
4.6. При несчастном случае (травме) оказать первую медицинскую помощь. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. О произошедшем несчастном случае (травме, отравлении) незамедлительно доложить своему непосредственному или вышестоящему руководителю.