Должностная инструкция воспитателя в доме ребенка

СОГЛАСОВАНО

Председатель Профкома

ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Воспитателя

  1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность воспитателя.

1.2. Должность воспитателя относится к категории педагогического персонала.

1.3. Воспитатель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.4. Требования к образованию и обучению работника:

— Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»

— Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации 

1.5. Воспитатель подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.

Воспитатель должен знать:

— Конституцию Российской Федерации и Республики Татарстан;

— Декларацию прав человека.

-.Конвенцию о правах ребенка.

— Основные международные  документы о социальной политике в отношении детей, в том числе детей-инвалидов.

— Законодательство в области социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны труда, медицинского страхования.

— Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

— Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

— Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков;

— Возрастную физиологию;

— Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;

— Педагогическую этику;

— Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;

— Методы управления образовательными системами;

— Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения;

— Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— Правила внутреннего трудового распорядка учреждения;

— Правила по охране труда и пожарной безопасности.

Воспитатель должен уметь:

— Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

— Объективно оценивать знания получателей социальных услуг на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

— Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

— Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Организовывать различные виды  деятельности: игровую, познавательную художественно-продуктивную, культурно-досуговую.

— Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

— Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

— Управлять группами с целью вовлечения получателей социальных услуг в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

— Анализировать реальное состояние дел в  группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

— Защищать достоинство и интересы получателей социальных услуг, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

— Владеть методами организации экскурсий, походов и т.п.

— Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

— Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

— Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

— Понимать документацию специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и т.д.).

2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИЯ

2.1.Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.

2.2.Воспитательная деятельность.

2.3.Развивающая деятельность.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:

         3.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в учреждении;

         3.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;

         3.3. Осуществляет изучение личности ребенка, его склонностей, интересов, содействует росту познавательной мотивации, формированию компетентностей;

3.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка;

3.5. Способствует развитию общения детей;

3.6. Помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями (лицами, их заменяющими);

3.7. Осуществляет помощь детям в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

3.8. Совершенствует жизнедеятельность коллектива детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными интересами;

3.9. Соблюдает права и свободы детей, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период  прохождения реабилитации в учреждении;

3.10. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей;

3.11. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой детей;

3.12. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни;

3.13. Работает в тесном контакте с другими педагогическими работниками учреждения, родителями (лицами, их заменяющими);

3.14. На основе изучения индивидуальных особенностей, планирует и проводит с детьми с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающую работу (групповую, индивидуальную );

3.15. Координирует деятельность младшего воспитателя, няни;

3.16. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

3.17. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса;

3.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья получателей социальных услуг во время прохождения реабилитации;

3.19. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;

4. ПРАВА

Воспитатель имеет право:

4.1. Участвовать в управлении учреждения, защищать свою профессиональную честь и достоинство;

4.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной учреждением, методы оценки знаний получателей социальных услуг;

4.3. Представлять на рассмотрение заведующего отделением предложения по вопросам своей деятельности;

4.4. Получать от заведующей отделением информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

4.5. Требовать от заведующего отделением оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

4.6. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

4.7. Воспитатель также имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Воспитатель несет ответственность:

         5.1. За жизнь и здоровье детей во время проведения воспитательно-образовательного процесса.

5.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За конфиденциальность, полученную при обследовании материалов и сведений, необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком.

5.4. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.

5.5. За нарушение прав и свобод ребенка;

5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

  1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов учреждения и законных распоряжений руководства.

5.8. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.9. За несоблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Последнее обновление: 12 января 2025 г., 13:13

Воспитатель (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя <*>, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

———————————

<*> За исключением обязанностей по непосредственному воспитанию детей в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Должностная инструкция воспитателя

Заполнить анкету

Воспитателям

1. Квалификационные требования

1.1. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное или педагогическое образование, медицинскую книжку, опыт работы в детских организациях, а также в семьях на аналогичной должности не менее 1 года.

1.2. Воспитатель должен знать:

  • методику и практику воспитательной работы;
  • основы педагогики и психологии;
  • основы иностранного языка;
  • основы доврачебной медицинской помощи;
  • правила и нормы техники безопасности и противопожарной безопасности;
  • правила пользования бытовыми электроприборами;
  • правила приготовления пищи.

2. Должностные обязанности

2.1. Воспитатель обязан:

  • оказывать помощь ребенку в выполнении школьных домашних уроков и отслеживать успеваемость ребенка;
  • прививать ребенку навыки ответственного отношения к учебе, труду;
  • изучать индивидуальные способности, интересы и склонности ребенка;
  • формировать у ребенка навыки культурного поведения;
  • укреплять здоровье ребенка;
  • организовывать досуг ребенка, посещать музеи, театры, выставки, бассейн;
  • проводить мероприятия, расширяющие кругозор ребенка и его познавательные интересы;
  • развивать творческие наклонности ребенка в области музыки, танцев, рисования, иностранных языков;
  • напоминать ребенку о мытье рук и других гигиенических процедурах;
  • контролировать соблюдение правил личной гигиены;
  • воспитывать у ребенка бережное отношение к личному имуществу;
  • рассказывать ребенку о правилах поведения на улице и перехода проезжей части;
  • обеспечивать безопасность ребенка дома и на улице;
  • оказывать ребенку первую медицинскую помощь, в случае необходимости незамедлительно вызывать скорую помощь и сообщать об этом родителям;
  • незамедлительно сообщать родителям ребенка обо всех чрезвычайных обстоятельствах, произошедших с ребенком, в том числе о травмах и отравлениях.

2.2. Воспитателю запрещается:

  • нарушать режим дня и питания ребенка;
  • оставлять ребенка одного, в том числе во время сна и прогулок, и перепоручать выполнение своих обязанностей третьим лицам;
  • приводить на работу посторонних людей;
  • наносить вред здоровью и психике ребенка;
  • бить ребенка и применять к нему физическое или психологическое насилие;
  • курить, употреблять спиртные напитки в присутствии ребенка и приходить на работу в состоянии алкогольного опьянения;
  • иметь неаккуратный внешний вид.

3. Права

Воспитатель имеет право:

  • информировать родителей о возникших трудностях и проблемах;
  • получать у учителей сведения об успеваемости ребенка;
  • присутствовать на дополнительных занятиях ребенка;
  • обсуждать и анализировать с родителями ребенка процесс развития и воспитания ребенка;
  • с согласия родителей привлекать для консультации специалистов (психологов, логопедов, педиатров) для решения практических проблемных ситуаций;
  • самостоятельно выбирать одежду из гардероба для ребенка в зависимости от погодных условий и времени года;
  • планировать воспитательную работу и педагогические мероприятия;
  • использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;
  • давать родителям рекомендации по поощрению или наказанию ребенка в порядке, установленном в семье;
  • вносить предложения по улучшению своей работы;
  • требовать от родителей ребенка обеспечения надлежащих условий для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность

Воспитатель несет ответственность за:

  • некачественное и несвоевременное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации;
  • правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • несоблюдение конфиденциальной информации.

ПАМЯТКА

«Обязанности воспитателя детского дома

по организации режимных моментов».

1. общие положения.

    1. 1.1. Воспитатель работает по графику смен, утвержденному администрацией. Запрещается менять смены без согласования с администрацией.

1.2. Воспитателю запрещается отлучаться из детского дома по личным делам, а также, не поставив в известность администрацию и вахтера.

1.3. При временной нетрудоспособности (выход на больничный), воспитатель должен в тот же день поставить в известность администрацию для решения вопроса о его замещении.

1.4. Воспитатель может быть привлечен к работе в выездном лагере на каникулярный период (по его письменному согласию).

1.5. Воспитатель планирует свою работу в соответствии с требованиями, принятыми в детском доме. Ежемесячно предоставляет план работы группы и отчёт о проделанной работе заместителю директора по УВР.

1.6. Воспитатель несёт ответственность за организацию безопасной жизнедеятельности группы.

1.7. От воспитателя зависит успеваемость воспитанников группы. Воспитатель должен встречаться с классными руководителями и учителями-предметниками своих воспитанников, контролировать посещаемость, поведение воспитанников в школе, их успеваемость, своевременно принимать меры по предупреждению неуспеваемости и пропусков занятий.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

2.1. Принимая смену, воспитатель должен:

— получить информацию о поведении воспитанников своей группы (обо всех случаях нарушения дисциплины, заболевших и т.д.);

— проверить помещения группы с целью безопасной организации смены;

— пройти с обходом все комнаты, проверив аккуратность заправки кроватей, порядок в шкафах, тумбочках и т.д.;

— уточнить или изменить план работы на данный день.

2.2. Воспитатель всегда должен знать, где находятся его воспитанники (уходить за пределы детского дома они могут только с разрешения воспитателя). Если воспитатель обнаружил исчезновение воспитанника, он должен провести первоначальные розыскные действия (проверить вместе с ребятами возможные места нахождения, обзвонить родственников, друзей) и поставить в известность администрацию.

2.3. При ухудшении самочувствия ребенка, получения им травмы воспитатель должен немедленно проинформировать об этом медицинских работников детского дома, при их отсутствии — самостоятельно вызвать «Скорую помощь».

2.4. Организуя питание, воспитатель:

сопровождает воспитанников в столовую;

во время приема пищи контролирует и обучает культуре поведения в столовой;

— после приема пищи организует и контролирует уборку (убрать за собой грязную посуду в установленное место, протереть стол).

2.5. Организуя самоподготовку, воспитатель:

— отвечает за выполнение всех домашних заданий воспитанниками, контролирует приготовление домашних заданий, оказывает необходимую помощь;

— во время самоподготовки контролирует выполнение гигиенических условий: заранее проветрить помещение, контроль осанки, проведение физкультурных пауз;

— обучает приемам рационального выполнения домашних заданий, учит учиться;

— должен заранее принять выполненные уроки, если на время самоподготовки у воспитанников приходится время занятий в кружках, секциях и т.д.;

— отвечает за готовность воспитанников к школе (внешний вид, подготовленность учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей и т.д.).

2.6. Организуя дежурство, воспитатель:

— контролирует качество уборки спальных комнат;

— убранную спальню вместе с дежурным сдает комиссии во главе с дежурным медицинским работником, который ежедневно выставляет оценку за качество уборки;

— один раз в неделю организует проведение генеральной уборки в группе;

— организует и контролирует уборку территории, закрепленной за группой.

2.7. При проведении текущих мероприятий (воспитательных часов, а также массовых мероприятий различной направленности) воспитатель:

— осуществляет планирование конкретных мероприятий на каждый день с указанием цели, охвата воспитанников и времени проведения этих мероприятий;

— определяет конкретные виды помощи в работе Актива группы;

— ежедневно проводит индивидуальную работу с учащимися;

— контролирует посещаемость кружков, секций, других объединений дополнительного образования — от воспитателя зависит сохранение контингента в кружках и спортивных секциях;

— привлекает к подготовке и проведению мероприятий специалистов разных уровней;

— определяет дни анкетирования, опросов, бесед. Полученные результаты воспитатель использует в групповой и индивидуальной работе с учащимися, в проведении мероприятий;

— при проведении обще детдомовских мероприятий организует сбор детей своей группы и контролирует культуру их поведения во время проведения мероприятия;

— занять воспитанников, не принимающих участие в основном мероприятии, можно путем вовлечения в чтение художественной литературы, рисование, просмотр телевизионных передач, организовать настольные или другие игры, самообслуживающий труд.

2.8. Воспитатель:

— ежедневно контролирует выполнение воспитанниками гигиенических процедур;

— контролирует внешний вид (опрятность, аккуратность), при необходимости выдает чистую одежду, гигиенические принадлежности;

— в банные дни организовывает и контролирует помывку детей в бане, смену грязного белья на чистое, наличие мыла и мочалки, учит правильно мыться, производит смену постельного белья.

2.9. Организуя отход воспитанников ко сну, воспитатель:

— проверяет наличие всех воспитанников, организует и контролирует выполнение гигиенических процедур, мытьё ног;

— контролирует порядок в спальнях.

2.10. Заканчивая смену, воспитатель:

— передает всех детей помощнику воспитателя. При обнаружении исчезнувших воспитанников действует в соответствии с Инструкцией «О порядке взаимодействия с полицией и прокуратурой при самовольных уходах воспитанников из детского дома»;

— записывает количество детей в табель учёта и в журнал установленной формы;

— сдаёт ключи на вахту под роспись.

2.11. В течение недели должно быть предусмотрено время на самообразование, участие в работе семинаров, педагогических советов, методических объединений, составление методических разработок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Йодомарин инструкция по применению взрослым для профилактики после 60 лет дозировка в таблетках
  • Вакцина против пневмококковой инфекции взрослым инструкция по применению
  • Препарат 30 инструкция по применению как разводить
  • Должностная инструкция изолировщика на термоизоляции 6 разряда
  • Пылесос самсунг 2200w с контейнером инструкция по применению