СОГЛАСОВАНО Председатель Профкома ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык») ______________Р.Х. Гиниятуллина |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык») _____________ З.Д. Ганеева «___» __________ 20____ года |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Воспитателя
- Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность воспитателя.
1.2. Должность воспитателя относится к категории педагогического персонала.
1.3. Воспитатель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора центра в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.4. Требования к образованию и обучению работника:
— Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
— Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
1.5. Воспитатель подчиняется непосредственно директору учреждения и зав. отделением социальной адаптации.
Воспитатель должен знать:
— Конституцию Российской Федерации и Республики Татарстан;
— Декларацию прав человека.
-.Конвенцию о правах ребенка.
— Основные международные документы о социальной политике в отношении детей, в том числе детей-инвалидов.
— Законодательство в области социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны труда, медицинского страхования.
— Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
— Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
— Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков;
— Возрастную физиологию;
— Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
— Педагогическую этику;
— Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
— Методы управления образовательными системами;
— Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения;
— Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— Правила внутреннего трудового распорядка учреждения;
— Правила по охране труда и пожарной безопасности.
Воспитатель должен уметь:
— Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
— Объективно оценивать знания получателей социальных услуг на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
— Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
— Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Организовывать различные виды деятельности: игровую, познавательную художественно-продуктивную, культурно-досуговую.
— Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
— Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
— Управлять группами с целью вовлечения получателей социальных услуг в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
— Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
— Защищать достоинство и интересы получателей социальных услуг, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
— Владеть методами организации экскурсий, походов и т.п.
— Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
— Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
— Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
— Понимать документацию специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и т.д.).
2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИЯ
2.1.Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.
2.2.Воспитательная деятельность.
2.3.Развивающая деятельность.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в учреждении;
3.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
3.3. Осуществляет изучение личности ребенка, его склонностей, интересов, содействует росту познавательной мотивации, формированию компетентностей;
3.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка;
3.5. Способствует развитию общения детей;
3.6. Помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями (лицами, их заменяющими);
3.7. Осуществляет помощь детям в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
3.8. Совершенствует жизнедеятельность коллектива детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными интересами;
3.9. Соблюдает права и свободы детей, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период прохождения реабилитации в учреждении;
3.10. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей;
3.11. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой детей;
3.12. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни;
3.13. Работает в тесном контакте с другими педагогическими работниками учреждения, родителями (лицами, их заменяющими);
3.14. На основе изучения индивидуальных особенностей, планирует и проводит с детьми с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающую работу (групповую, индивидуальную );
3.15. Координирует деятельность младшего воспитателя, няни;
3.16. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
3.17. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса;
3.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья получателей социальных услуг во время прохождения реабилитации;
3.19. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
4. ПРАВА
Воспитатель имеет право:
4.1. Участвовать в управлении учреждения, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
4.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной учреждением, методы оценки знаний получателей социальных услуг;
4.3. Представлять на рассмотрение заведующего отделением предложения по вопросам своей деятельности;
4.4. Получать от заведующей отделением информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
4.5. Требовать от заведующего отделением оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
4.6. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
4.7. Воспитатель также имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Воспитатель несет ответственность:
5.1. За жизнь и здоровье детей во время проведения воспитательно-образовательного процесса.
5.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За конфиденциальность, полученную при обследовании материалов и сведений, необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком.
5.4. За реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с планом и графиком.
5.5. За нарушение прав и свобод ребенка;
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов учреждения и законных распоряжений руководства.
5.8. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.9. За несоблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Последнее обновление: 12 января 2025 г., 13:13
Воспитатель (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя <*>, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.
———————————
<*> За исключением обязанностей по непосредственному воспитанию детей в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
Должностная инструкция воспитателя
Заполнить анкету
1. Квалификационные требования
1.1. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное или педагогическое образование, медицинскую книжку, опыт работы в детских организациях, а также в семьях на аналогичной должности не менее 1 года.
1.2. Воспитатель должен знать:
- методику и практику воспитательной работы;
- основы педагогики и психологии;
- основы иностранного языка;
- основы доврачебной медицинской помощи;
- правила и нормы техники безопасности и противопожарной безопасности;
- правила пользования бытовыми электроприборами;
- правила приготовления пищи.
2. Должностные обязанности
2.1. Воспитатель обязан:
- оказывать помощь ребенку в выполнении школьных домашних уроков и отслеживать успеваемость ребенка;
- прививать ребенку навыки ответственного отношения к учебе, труду;
- изучать индивидуальные способности, интересы и склонности ребенка;
- формировать у ребенка навыки культурного поведения;
- укреплять здоровье ребенка;
- организовывать досуг ребенка, посещать музеи, театры, выставки, бассейн;
- проводить мероприятия, расширяющие кругозор ребенка и его познавательные интересы;
- развивать творческие наклонности ребенка в области музыки, танцев, рисования, иностранных языков;
- напоминать ребенку о мытье рук и других гигиенических процедурах;
- контролировать соблюдение правил личной гигиены;
- воспитывать у ребенка бережное отношение к личному имуществу;
- рассказывать ребенку о правилах поведения на улице и перехода проезжей части;
- обеспечивать безопасность ребенка дома и на улице;
- оказывать ребенку первую медицинскую помощь, в случае необходимости незамедлительно вызывать скорую помощь и сообщать об этом родителям;
- незамедлительно сообщать родителям ребенка обо всех чрезвычайных обстоятельствах, произошедших с ребенком, в том числе о травмах и отравлениях.
2.2. Воспитателю запрещается:
- нарушать режим дня и питания ребенка;
- оставлять ребенка одного, в том числе во время сна и прогулок, и перепоручать выполнение своих обязанностей третьим лицам;
- приводить на работу посторонних людей;
- наносить вред здоровью и психике ребенка;
- бить ребенка и применять к нему физическое или психологическое насилие;
- курить, употреблять спиртные напитки в присутствии ребенка и приходить на работу в состоянии алкогольного опьянения;
- иметь неаккуратный внешний вид.
3. Права
Воспитатель имеет право:
- информировать родителей о возникших трудностях и проблемах;
- получать у учителей сведения об успеваемости ребенка;
- присутствовать на дополнительных занятиях ребенка;
- обсуждать и анализировать с родителями ребенка процесс развития и воспитания ребенка;
- с согласия родителей привлекать для консультации специалистов (психологов, логопедов, педиатров) для решения практических проблемных ситуаций;
- самостоятельно выбирать одежду из гардероба для ребенка в зависимости от погодных условий и времени года;
- планировать воспитательную работу и педагогические мероприятия;
- использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;
- давать родителям рекомендации по поощрению или наказанию ребенка в порядке, установленном в семье;
- вносить предложения по улучшению своей работы;
- требовать от родителей ребенка обеспечения надлежащих условий для выполнения своих должностных обязанностей.
4. Ответственность
Воспитатель несет ответственность за:
- некачественное и несвоевременное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации;
- правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- несоблюдение конфиденциальной информации.
ПАМЯТКА
«Обязанности воспитателя детского дома
по организации режимных моментов».
1. общие положения.
-
1.1. Воспитатель работает по графику смен, утвержденному администрацией. Запрещается менять смены без согласования с администрацией.
1.2. Воспитателю запрещается отлучаться из детского дома по личным делам, а также, не поставив в известность администрацию и вахтера.
1.3. При временной нетрудоспособности (выход на больничный), воспитатель должен в тот же день поставить в известность администрацию для решения вопроса о его замещении.
1.4. Воспитатель может быть привлечен к работе в выездном лагере на каникулярный период (по его письменному согласию).
1.5. Воспитатель планирует свою работу в соответствии с требованиями, принятыми в детском доме. Ежемесячно предоставляет план работы группы и отчёт о проделанной работе заместителю директора по УВР.
1.6. Воспитатель несёт ответственность за организацию безопасной жизнедеятельности группы.
1.7. От воспитателя зависит успеваемость воспитанников группы. Воспитатель должен встречаться с классными руководителями и учителями-предметниками своих воспитанников, контролировать посещаемость, поведение воспитанников в школе, их успеваемость, своевременно принимать меры по предупреждению неуспеваемости и пропусков занятий.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
2.1. Принимая смену, воспитатель должен:
— получить информацию о поведении воспитанников своей группы (обо всех случаях нарушения дисциплины, заболевших и т.д.);
— проверить помещения группы с целью безопасной организации смены;
— пройти с обходом все комнаты, проверив аккуратность заправки кроватей, порядок в шкафах, тумбочках и т.д.;
— уточнить или изменить план работы на данный день.
2.2. Воспитатель всегда должен знать, где находятся его воспитанники (уходить за пределы детского дома они могут только с разрешения воспитателя). Если воспитатель обнаружил исчезновение воспитанника, он должен провести первоначальные розыскные действия (проверить вместе с ребятами возможные места нахождения, обзвонить родственников, друзей) и поставить в известность администрацию.
2.3. При ухудшении самочувствия ребенка, получения им травмы воспитатель должен немедленно проинформировать об этом медицинских работников детского дома, при их отсутствии — самостоятельно вызвать «Скорую помощь».
2.4. Организуя питание, воспитатель:
— сопровождает воспитанников в столовую;
— во время приема пищи контролирует и обучает культуре поведения в столовой;
— после приема пищи организует и контролирует уборку (убрать за собой грязную посуду в установленное место, протереть стол).
2.5. Организуя самоподготовку, воспитатель:
— отвечает за выполнение всех домашних заданий воспитанниками, контролирует приготовление домашних заданий, оказывает необходимую помощь;
— во время самоподготовки контролирует выполнение гигиенических условий: заранее проветрить помещение, контроль осанки, проведение физкультурных пауз;
— обучает приемам рационального выполнения домашних заданий, учит учиться;
— должен заранее принять выполненные уроки, если на время самоподготовки у воспитанников приходится время занятий в кружках, секциях и т.д.;
— отвечает за готовность воспитанников к школе (внешний вид, подготовленность учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей и т.д.).
2.6. Организуя дежурство, воспитатель:
— контролирует качество уборки спальных комнат;
— убранную спальню вместе с дежурным сдает комиссии во главе с дежурным медицинским работником, который ежедневно выставляет оценку за качество уборки;
— один раз в неделю организует проведение генеральной уборки в группе;
— организует и контролирует уборку территории, закрепленной за группой.
2.7. При проведении текущих мероприятий (воспитательных часов, а также массовых мероприятий различной направленности) воспитатель:
— осуществляет планирование конкретных мероприятий на каждый день с указанием цели, охвата воспитанников и времени проведения этих мероприятий;
— определяет конкретные виды помощи в работе Актива группы;
— ежедневно проводит индивидуальную работу с учащимися;
— контролирует посещаемость кружков, секций, других объединений дополнительного образования — от воспитателя зависит сохранение контингента в кружках и спортивных секциях;
— привлекает к подготовке и проведению мероприятий специалистов разных уровней;
— определяет дни анкетирования, опросов, бесед. Полученные результаты воспитатель использует в групповой и индивидуальной работе с учащимися, в проведении мероприятий;
— при проведении обще детдомовских мероприятий организует сбор детей своей группы и контролирует культуру их поведения во время проведения мероприятия;
— занять воспитанников, не принимающих участие в основном мероприятии, можно путем вовлечения в чтение художественной литературы, рисование, просмотр телевизионных передач, организовать настольные или другие игры, самообслуживающий труд.
2.8. Воспитатель:
— ежедневно контролирует выполнение воспитанниками гигиенических процедур;
— контролирует внешний вид (опрятность, аккуратность), при необходимости выдает чистую одежду, гигиенические принадлежности;
— в банные дни организовывает и контролирует помывку детей в бане, смену грязного белья на чистое, наличие мыла и мочалки, учит правильно мыться, производит смену постельного белья.
2.9. Организуя отход воспитанников ко сну, воспитатель:
— проверяет наличие всех воспитанников, организует и контролирует выполнение гигиенических процедур, мытьё ног;
— контролирует порядок в спальнях.
2.10. Заканчивая смену, воспитатель:
— передает всех детей помощнику воспитателя. При обнаружении исчезнувших воспитанников действует в соответствии с Инструкцией «О порядке взаимодействия с полицией и прокуратурой при самовольных уходах воспитанников из детского дома»;
— записывает количество детей в табель учёта и в журнал установленной формы;
— сдаёт ключи на вахту под роспись.
2.11. В течение недели должно быть предусмотрено время на самообразование, участие в работе семинаров, педагогических советов, методических объединений, составление методических разработок.