СОГЛАСОВАНО Председатель Профкома ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык») ______________Р.Х. Гиниятуллина «___» __________ 20____ года |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАУСО РЦДПОВ «Радость» («Шатлык») _____________ З.Д. Ганеева «___» __________ 20____ года |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
специалиста по социальной работе
Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора и в соответствии с Положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Минтруда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».
- Общие положения
1.1. Специалист по социальной работе относится к категории специалистов.
1.2. Специалист по социальной работе принимается и освобождается от занимаемой должности на основании приказа директора.
1.3. Специалист по социальной работе непосредственно подчиняется заведующей отделением по работе с семьей и детьми, директору.
1.4. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.
1.5. Во время отсутствия по уважительным причинам на рабочем месте специалиста по социальной работе его обязанности выполняет другой специалист по социальной работе, который несет полную ответственность за невыполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей.
Специалист по социальной работе должен знать:
— Законодательство Российской Федерации, Республики Татарстан в сфере социальной защиты населения;
-Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
— Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
— Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;
— Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;
— Типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социально — медицинские, социально -психологические, социально — правовые и др.);
— Виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
— Теорию и технологию социальной работы и условия их применения;
— Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;
— Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
— Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг;
— Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в учреждение социального обслуживания;
— Правовые основы социальной работы;
— Основы психологии личности;
— Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
— Правила внутреннего трудового распорядка;
— Требования охраны труда и правила пожарной безопасности.
—
Специалист по социальной работе должен уметь:
- Осуществлять социальное консультирование;
- Хранить и обрабатывать персональные данные;
- Обеспечить проверку поступившей от гражданина информации;
- Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
- Проявлять чуткость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
- Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
- Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
- Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
- Взаимодействовать с другими специалистами, отделами социальной защиты Республики Татарстан при оказании социальных услуг;
- Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
- Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание;
- Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
- Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг.
1.6. Специалист по социальной работе в своей деятельности
- законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы.
- Уставом учреждения;
- настоящей должностной инструкцией;
- правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
- приказом руководителя учреждения.
2. Трудовая функция
Деятельность по реализации социальных услуг:
2.1. Ведение деятельности по реализации социальных услуг.
2.2. Анализ качества и ассортимента оказываемых услуг, прогнозирование их развития по социальным вопросам.
2.3. Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг.
2.4. Ведение необходимого документооборота, использование методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе глобальных сетях.
2.5. Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание.
2.6. Организация социального обслуживания граждан с учетом их индивидуальной потребности.
- Должностные обязанности
Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:
- Осуществляет организацию первичного приема граждан;
- Осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг;
- Выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;
- Ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации;
- Работает с государственными информационными системами и «Социальный регистр населения Республики Татарстан» (программа Социальное Обслуживание Населения); «База данных инвалидов Республики Татарстан»
- Рассчитывает сроки и периодичность предоставления социальных услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
- Осуществляет работу межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;
- Консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг, а также осуществляет консультации сопровождающим лицам получателей социальных услуг на государственном языке;
- В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя;
- При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе.
4.Права
Специалист по социальной работе имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников учреждения необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
5.Ответственность
Специалист по социальной работе несет ответственность за:
5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За конфиденциальность, полученную при обследовании материалов и сведений, необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком.
5.3. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5.4. За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
Последнее обновление: 12 января 2025 г., 13:14
УТВЕРЖДАЮ:
________________________
[Наименование должности]
________________________
________________________
[Наименование организации]
________________/[Ф.И.О.]/
«____» ____________ 20__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Специалиста по работе с семьей (организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность специалиста по работе с семьей [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Учреждение).
1.2. Специалист по работе с семьей назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Учреждения.
1.3. Специалист по работе с семьей относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].
1.4. Специалист по работе с семьей подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Учреждения.
1.5. На должность специалиста по работе с семьей назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки.
1.6. Требования к опыту практической работы специалиста по работе с семьей: отсутствуют.
1.7. Особые условия допуска специалиста по работе с семьей к работе:
-
к работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.8. Специалист по работе с семьей отвечает за:
- эффективное исполнение поручаемой ему работы;
- соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
- сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Учреждения.
1.9. Специалист по работе с семьей должен знать:
- законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми;
- основы законодательства в области защиты прав человека, международные нормативные документы;
- основы возрастной и социальной психологии;
- технологии разрешения семейных конфликтов;
- стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения;
- социальные риски и рискологию, кризисные состояния;
- цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации;
- сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.);
- регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне;
- особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом;
- теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования;
- консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- регламенты ведения документации;
- систему социальных служб на территории;
- правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям;
- инфраструктуру социальной защиты детства;
- современный российский и зарубежный опыт по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
- общую психологию и основы социальной психологии;
- основы профилактики асоциальных явлений в обществе;
- методы и технологии управления современными рисками;
- социально-психологическую технологию оказания помощи семьям и детям групп социального риска;
- методику и технологию социальной работы, специфики их использования;
- основы семейного консультирования;
- психологию зависимости, аддикций, девиантологии;
- теорию воспитания трудных детей и подростков;
- методики работы социального работника с семьей и ее специфики;
- инфраструктуру социальных служб на муниципальном уровне;
- виды замещающих семей и законодательные основы передачи в них детей, условий их создания;
- проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства;
- национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народные традиции;
- социокультурные и социально-психологические основы межличностного взаимодействия семей и детей в социокультурном окружении;
- социальную психологию, методы социальной психологии;
- проблемы социализации, социальную педагогику;
- формы защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях;
- психологию кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;
- основы и принципы развития институтов современного гражданского общества;
- технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования;
- технологии проведения мониторинга социальных проектов;
- консультирование семьи по проблемам поведения детей и подростков;
- особенности адаптации детей в разных социальных условиях;
- методы и технологии управления социальными рисками;
- стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения;
- специфику работы социозащитных организаций по защите прав несовершеннолетних;
- психологию малых групп, делового общения.
- основы реабилитационной работы (подходы, виды, организация).
1.10. Специалист по работе с семьей должен уметь:
- определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и подбирать виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- находить контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов;
- выявлять потенциал и ресурс разных типов семей с детьми;
- находить поддержку семей в социальном окружении;
- создавать межведомственную команду по оказанию помощи семье с ребенком, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
- разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов помощи;
- организовать команду специалистов и работать в команде, вносить и оценивать свой вклад в ее деятельность;
- адаптировать зарубежный опыт технологий оказания помощи семье и детям;
- оформлять документацию, деловые бумаги, запросы, в том числе в электронном виде, для оказания разных видов помощи семьям и детям, сохранять их в соответствии с требованиями;
- направлять семьи с детьми в специализированные учреждения или к профильным специалистам;
- влиять на мотивацию семей к изменению в положительную сторону;
- выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в ее жизненной ситуации;
- обеспечивать интеграцию деятельности разных ведомств для решения проблем семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- выявлять степень достоверности полученной информации;
- устанавливать контакты с другими специалистами, родительской общественностью;
- вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями;
- владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.);
- выбирать эффективные способы решения проблем семьи с детьми;
- мотивировать семью с детьми на использование собственного потенциала и ресурса для выхода из трудной жизненной ситуации;
- использовать правовые знания в оказании адресной помощи семье и детям;
- видеть перспективы и ориентироваться на положительный результат семьи;
- передавать ответственность семье за принятие решений и их выполнение, а также отдельным членам семьи;
- использовать сочетание различных форм и видов оказания помощи в профилактической деятельности;
- интегрировать деятельность специалистов разных ведомств в реализации оказания помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечить представление интересов семьи с детьми в разных учреждениях;
- создавать условия для установления контактов семьи с ребенком со специалистами или учреждениями, организациями;
- быть открытым к получению помощи от специалистов;
- прислушиваться к мнению других специалистов;
- устанавливать контакты с ребенком и семьей, общаться;
- организовать взаимодействие разных специалистов в восстановлении связей семьи и ребенка;
- оценивать ресурсы и риски при устройстве детей в семьи граждан;
- проводить оценку готовности семьи к приему ребенка и к переходу ребенка в семью;
- оценивать качество работы специалистов с семьей и ребенком, не нарушая этических норм;
- сопровождать разные типы семей, в том числе и замещающие семьи;
- консультировать, получать информацию и обобщать ее;
- разрабатывать рекомендации с учетом конкретных проблем и запросов семей;
- поддерживать положительные результаты в работе с семьей, полученные разными специалистами;
- использовать современные технологии работы с разными типами семей;
- применять социальную психологию и определять проблемы социализации;
- проводить мониторинговые исследования и обобщать результаты полученных данных;
- осуществлять все виды социального консультирования. Обеспечивать проверку поступившей информации;
- вносить полученную информацию в соответствующие базы данных;
- обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации семей с детьми;
- разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- устанавливать контакты с разными типами семей и детей;
- сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов по оказанию помощи семье и детям;
- разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований;
- проводить оценку качества работы специалистов, не нарушая этических норм;
- консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики;
- составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
- вести необходимую документацию в соответствии с требованиями;
- владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.);
- инструментария для проведения мониторинга социокультурного окружения;
- типологии проблем семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- проводить диагностику, оценку эффективности применяемых мер;
- обобщать результаты эффективных мер;
- организовать использование оригинальных, авторских приемов оказания помощи при нарушении социальных условий воспитания в семьях;
- проводить оценку качества социальных проектов, не нарушая этических норм, прав человека;
- консультироваться у специалистов;
- разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с разными типами семей;
- владеть инновационными технологиями оказания помощи семьям;
- привлекать группы родителей, оценивать их ресурс, видеть возможности для оказания взаимопомощи;
- владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать;
- устанавливать контакты, вести переговоры, договариваться;
- отстаивать свою точку зрения, саморегуляцию и толерантность;
- создавать команду взаимопомощи и защиты несовершеннолетних;
- сплачивать группу, находить общие интересы;
- разрабатывать регламент взаимодействия;
- устанавливать взаимоотношения с общественными и иными организациями, с гражданами, государственными и муниципальными органами, со средствами массовой информации по вопросам социализации разных типов семей, выявление нарушений прав несовершеннолетних, а также оказание помощи по защите прав несовершеннолетних;
- повышать профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
- отстаивать интересы несовершеннолетних в разных инстанциях;
- оказывать помощь начинающим специалистам по работе с семьей.
1.11. Специалист по работе с семьей обязан:
- демонстрировать профессиональную позицию, оптимизм, коммуникабельность, доброжелательность по отношению к разным типам семей и социальным группам, соблюдать профессиональную этику;
- предпринимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью;
- быть способным разрабатывать социальные проекты и внедрять их в работу с разными типами семей с привлечением специалистов на межведомственной основе;
- соблюдать этические нормы и правила, профессиональную этику;
- быть ответственным, исполнительным;
- обеспечивать представительство интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав;
- быть готовым постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы.
1.12. Специалист по работе с семьей в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Учреждения;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.13. В период временного отсутствия специалиста по работе с семьей (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Должностные обязанности
Специалист по работе с семьей в ходе организации и оказания адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценки их эффективности выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи, в том числе:
- проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми;
- анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации;
- определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми;
- разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми;
- создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи;
- координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям;
- подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи;
- организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами;
- использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме;
- организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем;
- выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации;
- отслеживание изменений в семье и их фиксирование;
- использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка;
- осуществление профилактики социального сиротства;
- использование возможностей оставления ребенка в кровной семье;
- оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону;
- проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям;
- обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем.
2.2. Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации, в том числе:
- определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми;
- владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи;
- привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов;
- применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия;
- включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии;
- применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье;
- организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми;
- сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми;
- организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей;
- разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности;
- подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации;
- обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации;
- обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми;
- проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми;
- содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации;
- проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами;
- оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье;
- повышение своей профессиональной квалификации;
- участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства.
2.3. Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью, в том числе:
- организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей;
- оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка;
- установление контакта ребенка с расширенной семьей;
- выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью;
- оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка;
- организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения;
- разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью;
- сопровождение различных типов семей с детьми;
- проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи;
- вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка;
- разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем;
- разработка программ сопровождения различных видов семей;
- организация сопровождения замещающей семьи;
- организация взаимодействия ребенка с семьей.
2.4. Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства, в том числе:
- обобщение полученных результатов мониторинга;
- описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения;
- предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми;
- выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства;
- предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения;
- организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей;
- способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи и социуме;
- разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми;
- разработка программ оказания помощи семьям с детьми;
- создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста;
- проведение профилактики негативных явлений в детской среде;
- разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей;
- разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства;
- привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми;
- повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции.
2.5. Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе, в том числе:
- диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях;
- оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации;
- обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми;
- организация встреч специалистов с родителями;
- разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми;
- создание конпедиума эффективных социальных проектов;
- создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми;
- привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения;
- проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей;
- разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля;
- создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении;
- организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации;
- предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам;
- организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей;
- договариваться, общаться с разными общественными организациями;
- организовать взаимопомощь специалистов при работе с разными типами семей.
2.6. Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав, в том числе:
- привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних;
- осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками;
- проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних;
- обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании;
- обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей;
- осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей;
- проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних;
- представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях;
- ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями;
- оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях;
- владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.).
В случае служебной необходимости специалист по работе с семьей может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Специалист по работе с семьей имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности предприятия от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.6. Взаимодействовать с другими подразделениями предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.7. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы отдела.
3.8. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Специалист по работе с семьей несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности учреждения и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы специалиста по работе с семьей осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы специалиста по работе с семьей является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы специалиста по работе с семьей определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Учреждении.
6. Право подписи
6.1. Специалисту по работе с семьей для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.
(подпись)
Главная » Документы » Должностные инструкции » Должностная инструкция
специалиста по социальной работе
стационарного отделения для престарелых и инвалидов
Должностная инструкция
специалиста по социальной работе
стационарного отделения для престарелых и инвалидов
28.6 Кб
скачать
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБУ «Комплексный центр
социального обслуживания населения»
Лихославльского района
_____________ М.А.Евдокимова
«__» ___________ 201__ г.
Должностная инструкция
специалиста по социальной работе
стационарного отделения для престарелых и инвалидов
1. Общие положения
1.1 На должность специалиста по социальной работе назначается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности.
1.2 Особые условия допуска к работе: отсутствие медицинских противопоказаний.
1.3 Специалист по социальной работе назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения.
1.4 Специалист по социальной работе подчиняется заведующему отделения, а также непосредственно директору учреждения.
1.5 На время отсутствия специалиста по социальной работе его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.6 Специалист по социальной работе должен быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе.
2. Знания и умения специалиста по социальной работе.
2.1 Специалист по социальной работе должен знать:
Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг
Возрастная психология
Инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
Методы диагностики трудной жизненной ситуации
Методы и технологии самоактуализации граждан-получателей социальных услуг
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции
Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания
Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения
Основные направления политики в сфере социальной защиты населения
Основные типы проблем, возникающих у граждан — получателей социальных услуг
Основные формы и виды социального обслуживания
Основы валеологии, социальной медицины
Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе
Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе
Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе
Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг
Особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом
Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения
Правовые основы социальной работы
Психологические и социально-педагогические основы социальной работы
Психология личности
Регламент межведомственного взаимодействия
Регламенты ведения документации
Система социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции
Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности
Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения
Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.)
Теорию социальной работы
Технологию социальной работы и условия их применения
Типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.)
Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой
Функции и технологии деятельности службы занятости населения
Цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения
Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан — получателей социальных услуг и решения его социальных проблем
Экономические основы социальной работы
2.2 Специалист по социальной работе должен уметь:
Анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения
Быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг
Взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки
Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения
Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций
Выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений)
Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.
Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях
Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки
Конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов
Мотивировать граждан — получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации
Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам
Обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
Обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.)
Обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан
Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг
Обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации
Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления
Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая
Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг
Осуществлять социальное консультирование
Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки
Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции
Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи
Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации
Прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении
Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности
Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
Соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями
Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина
Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг
Фиксировать полученную от гражданина информацию
Хранить и обрабатывать персональные данные
3. Функции и должностные обязанности
3.1 Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
Организация первичного приема граждан
Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки
Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки
Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки
Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера
Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки
Консультирование граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки
Консультирование граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки
Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения
Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации
3.2 Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения:
Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели
Согласование с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки
Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией
Разработка и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки
Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину
Определение необходимого объема услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки
Установление сроков и периодичности предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг
Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.
3.3 Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности:
Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки
Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки
Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем
Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг
Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки
Выявление и оценка личностных ресурсов граждан-получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения
Содействие активизации потенциала и собственных возможностей граждан-получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи
Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения
Организация работы по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества
Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.
3.4. Другие обязанности:
3.4.1. Осуществляет и проводит работу непосредственно связанную с проживающими.
3.4.2. Планирует трудовую деятельность, спортивные и культурно-массовые мероприятия.
3.4.3. Осуществляет контроль за поведением проживающих, соблюдением правил внутреннего распорядка. О нарушениях правил проживания проживающими: распития спиртных напитков, самолечения, самовольного выхода из учреждения – докладывать руководителю.
3.4.5. Организует ритуальные услуги, при необходимости организует погребение. О смерти проживающего незамедлительно сообщает руководителю, родственникам.
3.4.6. Ведёт переписку с родственниками проживающих.
3.4.7.Ведёт регистрацию входящей и исходящей переписки.
3.4.8. Составляет проект приказов по проживающим и ведёт журнал регистрации приказов.
3.4.9. При необходимости готовит справки по проживающим.
3.4.10.При оформлении проживающего в другой дом-интернат занимается снятием его с учета и оформлением соответствующих документов (заполнения листка убытия, заявления, оформления договора о стационарном обслуживании, оформлении медкарты, оформления личного дела).
3.4.11. Чтение газет, журналов с проживающими и обсуждение прочитанного. Подшивка газет.
3.4.12. Подготовка и проведение праздничных концертов, оформление зала к праздникам. Составление квартального и годового плана мероприятий. Оформление праздничных стенгазет.
3.4.13.Снабжение проживающих продуктами питания и лекарственными препаратами по их просьбе.
3.4.14. Оформление стенда о жизни проживающих.
3.4.15. Подготовка отчётов и необходимой информации по проживающим в вышестоящие органы.
3.4.16. Организация в поздравлении с Днём рождения каждого проживающего.
3.4.17. Формирует библиотечный фонд отделения, занимается выдачей книг и иной литературы, ведёт учёт. Поддерживает связь с сельской библиотекой. Организует проведение встреч с сельским библиотекарем для проживающих о новинках в мире книг и т.д.
4. Права специалиста по социальной работе
Специалист по социальной работе имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности. Действовать от имени учреждения, представлять интересы учреждения во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти по вопросам относящимся к его компетенции.
4.2. Самостоятельно вести переписку с внешними организациями по вопросам, входящим в его компетенцию и не требующим решения вышестоящего руководства.
4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.5. Повышать свою квалификацию.
5. Ответственность специалиста по социальной работе
Специалист по социальной работе несет ответственность:
5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений
5.3. За сохранение конфиденциальной информации.
5.4. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получен:
______________ ____________ ______________ «___»________ 20__г.
(должность) (подпись) (расшифровка) (дата)
С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получен::
______________ ____________ ______________ «___»________ 20__г.
(должность) (подпись) (расшифровка) (дата)
С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получен::
______________ ____________ ______________ «___»________ 20__г.
(должность) (подпись) (расшифровка) (дата)
Дата создания: 25-06-2019
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОВСКОГО РАЙОНА
Наш адрес: 307910 Курской область, Беловский район., сл. Белая, Советская площадь д.8
Понедельник-Пятница: с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00
Суббота, воскресенье: выходной
- Главная
- Документы
- Должностные инструкции работников КЦСОН
- Должностная инструкция социального работника отделения социального обслуживания на дому
Должностная инструкция социального работника отделения социального обслуживания на дому
Должностные инструкции работников КЦСОН
Скачать файлы
Должностная инструкция | 153 Кб |
Печать