Должностная инструкция слесаря водопроводчика в снт

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для слесаря-сантехника?

Инструкции по охране труда фирма-работодатель обязана составлять для работников всех профессий — таковы предписания ст. 214 ТК РФ. Основой для составления внутрикорпоративных инструкций должны быть типовые инструкции по охране труда, утверждаемые компетентными ведомствами. Они являются источниками государственных нормативных требований, которым должны следовать все работодатели (ст. 212 ТК РФ, п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160).

ВНИМАНИЕ! Постановление № 1160 утрачивает силу с 1 сентября 2022 года. Его заменит новый норматив — постановление от 26.02.2022 № 255. Оно также предпишет работодателям следовать государственным нормативным требованиям.

ВАЖНО! С 1 марта 2022 года работодатели обязаны выполнять новые требования в сфере охраны труда.

Существует ряд особенностей, характеризующих разработку инструкции по охране труда, предназначенной для слесарей-сантехников.

Какие инструкции по охране труда действуют и какие утратили свою актуальность, описано в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и ознакомьтесь с перечнем устаревших документов.

Нюансы разработки инструкции по охране труда для сантехника

Долгое время на российских предприятиях использовалась типовая инструкция по охране труда слесаря-сантехника — документ ТОИ Р-15-044-97 от 15.12.1997, принятый Департаментом лесного комплекса при Министерстве экономики РФ и согласованный с профсоюзными структурами. Данная инструкция была отменена приказом Минэкономразвития России от 02.09.2020 № 566 и более не применяется начиная с 1 января 2021 года.

Соответствующее постановление было принято в рамках механизма «регуляторной гильотины», в соответствии с которым как раз с 1 января не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в федеральных нормативных актах, которые вступили в силу до 1 января 2020 года (пп. 2, 3 ст. 15 закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ).

Отменены и методрекомендации, утвержденные постановлением Минтрудсоцразвития России от 17.12.2002 № 80, по которым составлялись инструкции по охране труда.

Таким образом, инструкцию слесаря-сантехника можно составить фактически в свободной форме, поскольку обязательная пока что не утверждена, а за неиспользование указанной выше традиционной санкций не предусматривается. Рассматриваемая инструкция не входит в перечень нормативных актов, не подпадающих под «регуляторную гильотину», утвержденный постановлением Правительства России от 31.12.2020 № 2467.

Вместе с тем документ ТОИ Р-15-044-97 знаком российским кадровикам, и на его положения можно ориентироваться при составлении внутрикорпоративной инструкции для слесаря.

Готовая инструкция должна быть согласована:

  • с инженером службы охраны труда компании;
  • профсоюзом или иной организацией, которая представляет интересы работников.

Положения инструкции слесаря-сантехника работодатель должен пересматривать не реже, чем один раз в пять лет. Возможен и плановый пересмотр структуры и формулировок документа, если:

  • положения типовой инструкции, утвержденной законодательно, были изменены или введена в действие новая типовая инструкция;
  • значительно изменились условия труда слесарей-сантехников;
  • существенно изменились технологические процессы на производстве, влияющие на работу слесарей-сантехников;
  • получены предписания от компетентных государственных органов;
  • по завершении расследовании инцидента на производстве было установлено, что текущие положения инструкции недостаточны для обеспечения необходимого уровня безопасности труда работников.

Инструкции по охране труда для слесарей-сантехников могут выдаваться им на руки после прохождения инструктажа либо размещаться в удобных для работников местах. Учет соответствующих документов работодатель должен вести:

  • в журнале учета инструкций по охране труда;
  • журнале выдачи соответствующих инструкций.

Здесь вы можете ознакомиться с порядком ведения указанных журналов.

Получив на руки копию инструкции по охране труда, слесарь-сантехник должен удостоверить данный факт в журнале учета выдачи инструкций.

Работодателям рекомендуется не ограничиваться выдачей инструкций по охране труда на руки, но также уделить внимание разъяснению ключевых их положений слесарям-сантехникам. Для этого к инструкциям могут прилагаться дополнительные документы — памятки, схемы. Дополняющие инструкцию материалы также могут быть представлены сотрудникам в виде плакатов, информации на стендах или показаны посредством мультимедийных презентаций.

ВНИМАНИЕ! При разработке инструкций по охране труда вне зависимости от должности следует учитывать требования к процедуре такой разработки, утвержденные в нормативных актах. С 1 января 2023 года вступит в силу норматив соответствующего назначения — приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н.

Ознакомиться с экспертным комментарием к приказу № 772н вы можете в тематической публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Типовая инструкция ТОИ Р-15-044-97, утвержденная Департаментом лесного комплекса, включает разделы о:

  • общих требованиях по безопасности;
  • требованиях по безопасности перед началом работы, во время работы, по ее завершении, а также в аварийных ситуациях.

Рассмотрим специфику формулировок, которые следует фиксировать в указанных разделах.

Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о специфике составления инструкций по охране труда в соответствии с приказом № 772н в тематической публикации. Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Раздел «Общие требования по безопасности»

В данный раздел инструкции следует включить формулировки:

  • устанавливающие квалификационные требования к кандидату на должность слесаря-сантехника (возрастные, по уровню образования);
  • устанавливающие необходимость прохождения работником медосвидетельствования, необходимых инструктажей и обучения по охране труда;
  • регламентирующие выполнение слесарем-сантехником иных работ в сочетании с основной деятельностью;
  • регламентирующие выполнение слесарем-сантехником работ совместно с другими сотрудниками;
  • устанавливающие правила работы вблизи электрооборудования, правила допуска сотрудника к выполнению работы в опасных условиях;
  • устанавливающие требования к чистоте помещения, в котором осуществляется монтаж сантехники;
  • регламентирующие работу слесаря-сантехника в ночное время;
  • требования к системам вентиляции, площадкам для работы с вентиляционным оборудованием, крышкам люков;
  • устанавливающие обязанность работодателя предоставлять слесарям-сантехникам спецодежду;
  • устанавливающие обязанность слесаря-сантехника соблюдать нормы пожарной безопасности;
  • устанавливающие порядок работы слесаря с отдельными предметами и веществами, используемыми в работе;
  • обязывающие сантехника информировать руководство о выявляемых в ходе работы неисправностях механизмов или инструментов;
  • обязывающие сантехника соблюдать правила гигиены;
  • устанавливающие меры ответственности работника за нарушения положений инструкции.

О порядке организации обучения по охране труда для работников читайте в Путеводителе по кадровым вопросам системы «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Раздел «Безопасность перед работой»

В данном разделе следует зафиксировать формулировки:

  • обязывающие слесаря проверять инструменты перед работой;
  • устанавливающие требования к чистоте рабочего места;
  • обязывающие сантехника проходить инструктаж перед работой с электрооборудованием, а также проверять исправность соответствующего оборудования;
  • устанавливающие требования по напряжению в электродрелях в зависимости от влажности окружающей среды и уровня опасности условий работы, а если невозможно работать при заданном напряжении — обязывающие сантехника убедиться в наличии заземления корпуса инструмента, а также использовать резиновые перчатки и специальные галоши;
  • устанавливающие требования к комплектности пневматических инструментов, используемых в работе сантехника, а также критерии готовности данных инструментов к работе;
  • обязывающие сантехника проходить обучение перед началом работы с пневматическим оборудованием;
  • устанавливающие требования к хранению и упаковке материалов и оборудования на строительных площадках, а также вблизи строящихся объектов;
  • устанавливающие требования к укладке труб, с которыми работает слесарь-сантехник;
  • устанавливающие для слесаря-сантехника запрет на самостоятельное исправление электрооборудования, замену электроламп, монтаж проводов;
  • устанавливающие требования безопасности при чистке или осуществлении ремонта вентиляторов, электродвигателей слесарем-сантехником.

Читайте об организации безопасной работы с электрооборудованием на предприятии в специальном материале.

Раздел «Безопасность во время работы»

В данном разделе инструкции следует фиксировать формулировки:

  • обязывающие сантехника удостовериться в готовности объекта либо его отдельных элементов к монтажу непосредственно перед началом работы;
  • устанавливающие перечень недопустимых действий слесаря-сантехника в процессе работы (в частности, связанных с перемещением грузов, применением оборудования и вспомогательных приспособлений, работой вблизи электрооборудования);
  • устанавливающие перечень необходимых действий слесаря-сантехника в процессе работы, а также требования к использованию различных вспомогательных приспособлений;
  • регламентирующие работу слесаря-сантехника с различными типами станков — для сгибания, нарезки и накатки труб;
  • регламентирующие работу слесаря-сантехника с котельными установками, насосами и иными типами тяжелого оборудования;
  • регламентирующие работу слесаря-сантехника с калориферными, вентиляционными установками;
  • регламентирующие действия слесаря-сантехника в рамках испытания трубопроводов и ввода их в эксплуатацию;
  • устанавливающие перечень запретных действий слесаря-сантехника в процессе задействования электроинструмента;
  • устанавливающие порядок комплектования бригад для осмотра канализационных систем, а также правила оснащения каждого рабочего необходимыми приспособлениями;
  • устанавливающие ограничения на допуск к работам со сточными жидкостями для рабочих, имеющих повреждения на руках;
  • обязывающие рабочих пользоваться противогазом изолирующего типа со шлангом, бензиновыми лампами, ручным вентилятором, а также аккумуляторным фонарем с напряжением, не превышающим установленные нормы;
  • регламентирующие проведение работ слесарем-сантехником и другими работниками с колодцами, резервуарами;
  • регламентирующие удаление газа из колодцев с помощью проветривания или закачивания воды;
  • устанавливающие перечень запретных способов обнаружения газа в колодцах;
  • устанавливающие порядок работы с колодцами в случаях, когда полное удаление газа из них осуществить не представляется возможным;
  • устанавливающие порядок работы сантехника и других рабочих с колодцами с использованием выкидных шлангов.

Существует ряд требований по обеспечению безопасности рабочих мест. Ознакомьтесь с ними в тематической публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Можно получить бесплатный пробный доступ к данному документу.

Раздел «Безопасность по завершении работы»

В этом разделе инструкции следует зафиксировать положения, обязывающие слесаря-сантехника:

  • по завершении работы удалить инструменты с места проведения монтажа и перенести их в установленное место хранения;
  • произвести необходимую очистку рабочего места;
  • осуществить необходимые гигиенические процедуры;
  • информировать мастера о проблемах, выявленных в ходе работы.

Раздел «Безопасность при нештатных ситуациях»

В этот раздел инструкции следует включить положения:

  • обязывающие слесаря-сантехника при любой нештатной ситуации, которая может привести к аварии или несчастному случаю, должным образом отреагировать на нее и предотвратить по мере возможности повреждение объекта и возникновение опасности для других работников и граждан;
  • обязывающие слесаря-сантехника информировать руководство о нештатной ситуации;
  • обязывающие слесаря-сантехника владеть основами оказания доврачебной помощи пострадавшим — немедленно, на месте нештатной ситуации и в установленной последовательности (сначала устранить непосредственную угрозу здоровью пострадавшего, затем наложить необходимые повязки, шины, жгуты для того, чтобы свести к минимуму последствия полученной травмы);
  • регламентирующие оказание помощи пострадавшим, которые, предположительно, получили травму позвоночника;
  • обязывающие оказать содействие направлению пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение после оказания первой помощи;
  • регламентирующие действия слесаря-сантехника при пожаре и обязывающие его оперативно проинформировать о возгорании специальные службы и работодателя.

Первая помощь сотруднику предприятия потребует использования специализированной аптечки.

Инструкция по охране труда для слесаря-сантехника (соответствующая при этом требованиям по приказу № 772н) приведена в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и скачайте образец.

Итоги

Инструкция по охране труда для слесаря-сантехника обязательно должна быть составлена работодателем в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ, а также в силу требований правительственных и ведомственных НПА в случае их принятия. Пока что инструкцию можно, с учетом действия механизма «регуляторной гильотины», составлять на основе типовой формы, утвержденной Департаментом лесного хозяйства Министерства экономики РФ. С 2023 года потребуется составлять инструкции с учетом положений приказа № 772н.

Изучить другие законодательные нюансы в области охраны труда вы можете в статьях:

  • «Порядок проведения специальной оценки условий труда»;
  • «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)».

Срок действия документа ограничен 1 сентября 2026 года.

IV. Организация и проведение обучения по оказанию первой

помощи пострадавшим

32. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим представляет собой процесс получения работниками знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.

33. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении следующих категорий работников:

а) работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;

б) работники рабочих профессий;

в) лица, обязанные оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;

г) работники, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;

д) работники, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

е) председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалисты по охране труда, а также члены комитетов (комиссий) по охране труда;

ж) иные работники по решению работодателя.

34. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим может проводиться как в рамках обучения требованиям охраны труда у работодателя, в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, так и в виде самостоятельного процесса обучения. В первом случае темы оказания первой помощи пострадавшим должны быть включены в программы обучения требованиям охраны труда, во втором случае должны быть разработаны отдельные программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим. Программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим должны быть разработаны с учетом примерных тем согласно приложению N 2. Председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, а также специалисты по охране труда, проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

35. Обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим проводится организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, или работодателями с привлечением работников или иных специалистов, имеющих подготовку по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и в соответствии с примерными перечнями тем, предусмотренными приложением N 2, и прошедших подготовку по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.

36. Продолжительность программы обучения работников по оказанию первой помощи пострадавшим составляет не менее 8 часов в случае организации самостоятельного процесса обучения по этому виду обучения. Программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим содержат практические занятия по формированию умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим в объеме не менее 50 процентов общего количества учебных часов. Практические занятия проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий. Актуализация программы обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим осуществляется в случаях, указанных в пунктах 50 и 51 настоящих Правил. Вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода на другую работу соответственно. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится не реже одного раза в 3 года.

37. Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим заканчивается проверкой знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, требования к проведению которой установлены положениями раздела VII настоящих Правил. В случае если темы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим включены в программы обучения требованиям охраны труда, проверка знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим может быть совмещена с проверкой знания требований охраны труда по окончании обучения требованиям охраны труда. Результаты проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим оформляются в соответствии с требованиями раздела VIII настоящих Правил.

Ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный Научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения России, член межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в Российской Федерации, доктор медицинских наук Леонид Игоревич Дежурный.

Актуальность.

Одной из важных медицинских и социальных проблем является внезапная смерть, что связано с ее большой частотой. По данным ВОЗ в настоящее время на один миллион населения в неделю внезапно умирает 30 человек. Важнейшими причинами внезапной смерти являются травмы  и “внезапная сердечная смерть”.

При травмах и клинической смерти, вызванной остановкой сердца, оказание первой помощи, включая проведение сердечно-легочной реанимации, в ряде случаев способно сохранить жизнь и здоровье пострадавших.

Большинство мероприятий первой помощи должно выполняться немедленно, т.к. остановка дыхания и сердечной деятельности, а также кровопотеря быстро приводят к выраженным нарушениям в организме и гибели пострадавшего либо на месте происшествия, либо в дальнейшем от поздних осложнений.

Выполнить мероприятия сердечно-легочной реанимации и остановку кровотечения могут очевидцы происшествия и сотрудники спасательных служб, т.к. никакая система оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе не в состоянии обеспечить мгновенное прибытие машины скорой медицинской помощи на место происшествия. Особое значение это имеет в России, где прибытие машины скорой медицинской помощи по ряду причин зачастую отсрочено на десятки минут.

Однако сложившаяся в России ситуация показывает, что в настоящее время первая помощь пострадавшим практически не оказывается.

Определения

Первая помощь – это вид помощи, оказываемый на месте происшествия при травмах и неотложных состояниях лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Цель оказания первой помощи заключается в поддержании жизненно важных функций пострадавшего путем временного устранения или уменьшения выраженности причин, угрожающих жизни, и в предупреждении развития тяжелых осложнений до прибытия медицинского работника. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о лечении пострадавшего, а о проведении мероприятий, позволяющих поддержать основные жизненные функции организма в этот критический для него момент и не дать пострадавшему умереть. Подразумевается проведение только тех мероприятий, без которых жизнь пострадавшего остается под угрозой.

История

В Советском Союзе вопросы первой помощи развивались, прежде всего, в рамках военной медицины, где была разработана и апробирована в ходе учений и боевых действий система этапного лечения, основанная на принципах преемственности и последовательного наращивания мероприятий медицинской помощи. Оказание первой помощи путем само- и взаимопомощи стало одним из видов помощи раненым. Авторитет военной медицины был очень велик. Поэтому для условий мирного времени использовались отдельные элементы этой системы, которые некоторыми организациями копировались и внедрялись собственными силами, без какой-либо адаптации. Военные принципы оказания этапной помощи практически без изменений вошли в систему гражданской обороны и в медицину катастроф. Другие ведомства использовали принципы военной медицины, несколько видоизменяя их и адаптируя к собственным особенностям и условиям. Видимая простота проблемы приводила к тому, что это производилось без согласования с органами управления здравоохранением. В результате такого подхода было разработано, утверждено и издано большое число нормативных документов, программ обучения, учебной и методической литературы, которые не соответствуют друг другу, а зачастую и современным принципам оказания первой помощи и действующему законодательству.

В частности, даже в рамках одного министерства могут существовать различные подходы к преподаванию первой помощи. Так анализ учебно-методических материалов, рекомендуемых региональными подразделениями МЧС России, показал следующее:

  1. Отсутствие единообразия в методиках оказания первой помощи, рекомендованных в пособиях. Примером могут служить разные рекомендации по проведению сердечно-легочной реанимации, приведенные ниже.

В трех разных пособиях предлагаются разные соотношения надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственного дыхания (или указание на соотношение отсутствует), различающееся расположение рук и т.п. 

2. Использование в материалах различающихся, устаревших или не соответствующих современным нормативно-правовым актам терминов («доврачебная помощь», «первая медицинская помощь», «экстренная помощь», «неотложная помощь»), иногда даже в пределах одного документа. 

3. Наличие в пособиях устаревших, либо опасных для пострадавшего рекомендаций по оказанию первой помощи (например, «…Если больной без сознания, необходимо принять меры, предупреждающие западение корня языка. В этом случае нужно выдвинуть ему нижнюю челюсть вперед, пальцами захватить язык и прикрепить его металлической булавкой к коже подбородка…»).

4. Наличие рекомендаций по оказанию первой помощи, выходящих за пределы установленных соответствующими нормативно-правовыми актами объемов. Например, использование медикаментов («…Полезно вместе с питьем дать больному 2 таблетки анальгина или аспирина, бутадиена и 1 таблетку димедрола, а также 20 капель корвалола, валокордина или кордиамина, настойки валерианы, таблетку валидола под язык…»), использование алкоголя («…дать обезболивающее (…водка 100-150г)…»), и т.д.

5. Наличие рекомендаций по оказанию первой помощи, которые не являются общепринятыми и эффективность их является сомнительной.

6. Использование сложной медицинской терминологии («брадикардия», «цианоз», «пневмоторакс», «асептика») и т.д.

Наличие вышеперечисленных недостатков может уменьшить эффективность проводимых мероприятий, направленных на совершенствование системы первой помощи в России. Исходя из сказанного, можем рекомендовать авторам материалов следующее:

  1. Привести методические материалы в соответствие с современным российским законодательством, в частности с федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. и приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» № 477н от 4 мая 2012 г.
  2. Изучить практические пособия МЧС России по оказанию первой помощи (2015 г.) и памятку об экстренной допсихологической помощи (2012 г.); и привести пособия в соответствие с приведенными в них рекомендациями.

Другим примером может служить изучение школьной программы по обучению первой помощи. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам обучение школьников правилам оказания первой помощи должно проводиться в программах трех предметов: основы безопасности жизнедеятельности, физкультура и биология. Это уже создает предпосылки для отсутствия унифицированного подхода в обучении первой помощи, особенно при отсутствии системы подготовки  и повышения квалификации по первой помощи преподавателей данных дисциплин. Кроме того, анализ действующих в России 24 учебников по ОБЖ показал, что они не только не соответствуют действующему законодательству и современным правилам оказания первой помощи, но даже не соответствуют друг другу. Говорить об унифицированной подготовке правилам оказания первой помощи в школе, таким образом, не приходиться.

Поэтому необходимо создать единый учебно-методический комплекс для подготовки преподавателей школ правилам оказания первой помощи и ее преподавания, а также единый учебно-методический комплекс для обучения школьников. Это будет мощным ресурсом для повышения числа обученных правилам оказания первой помощи и, соответственно, частоте и качества ее оказания.

При всем этом большое число утвержденных нормативных документов и разработанных учебно-методических материалов приводило к уверенности, что все вопросы подготовки и оказания первой помощи полностью решены и регламентированы. В связи с видимой определенностью всех вопросов оказания первой помощи длительное время научные исследования, направленные на совершенствование ее оказания, не проводились, нормативно-правовая база первой помощи не совершенствовалась.

Состояние нормативной базы

 Действующая нормативная база содержит большое количество документов, как федерального, так и местного уровня, касающихся организации оказания первой помощи. Среди них важнейшие федеральные документы такие, как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и другие нормативно-правовые акты.

На федеральном уровне было принято большое количество типовых инструкций для рабочих различных специальностей. По отношению к вопросам первой помощи их можно разделить на две части.

Первая часть — это нормы содержащие требования, предъявляемые к работникам для их допуска к соответствующим видам работ. Например, Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по обслуживанию подстанций ТИ Р М-068-2002 (утв. Минэнерго РФ и Минтруда РФ 25 июля, 2 августа 2002г.) предписывает:

«2.2. Работник при приеме на работу проходит вводный инструктаж. Перед допуском к самостоятельной работе он должен пройти: проверку знаний инструкций…по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве…

2.6. Работник в процессе работы обязан проходить…проверку знаний инструкции по охране труда и действующей инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве — один раз в год».

И больше никакой информации ни об объеме подготовки, ни о процедуре проверки знаний и т.д.

Вторая часть посвящена действиям работников в условиях аварийной ситуации. В инструкциях, как правило, содержатся рекомендации типа: «при несчастном случае необходимо немедленно освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора, оказать ему первую (доврачебную) медицинскую помощь и сообщить непосредственному руководителю о несчастном случае». Однако, в содержании этих положений не содержится алгоритма действий при оказании помощи пострадавшему, правил оказания первой помощи, перечней оснащения для ее оказания, а также отсутствуют ссылки на документы их содержащие.

Таким образом, вышеперечисленные упоминания об оказании первой помощи носят формальный декларативный характер и не регламентируют оказание первой помощи.

Вторую группу лиц, предпринимающих меры по оказанию первой помощи, составляют сотрудники немедицинских служб, которые прибывают к месту происшествия и участвуют в контроле над ситуацией, ликвидируют последствия и т.п. К ним, прежде всего, относятся сотрудники МЧС России и МВД России. Нормативные акты, содержащие пункты об оказании первой помощи сотрудниками экстренных служб, также носят формальный характер и не дают всесторонней регламентации оказания первой помощи.

В другой группе нормативных актов содержится указание на необходимость наличия аптечки первой помощи, без регламентации всех остальных вопросов оказания первой помощи.

Таким образом, нормативная база Российской Федерации содержит довольно много документов, регулирующих вопросы оказания первой помощи. Однако реальная картина ее организации не всегда соответствует массиву нормативных документов ее регулирующих.

Также до 2013 года в России не было специализированного органа, занимающегося вопросами регулирования и совершенствования первой помощи.

Ситуация начала меняться  с введением в Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статьи 31 «Первая помощь» вошла. Эта статья определила участников оказания помощи, закрепила роль Министерства здравоохранения Российской Федерации в разработке ключевых вопросов и нормативных актов, регламентирующих оказание первой помощи и, что важно, определила права граждан по оказанию первой помощи, тем самым, уполномочив их на оказание первой помощи.

В развитие ст. 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» утвердил перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий первой помощи. 28 января 2013 года приказом Министра здравоохранения Российской Федерации №30 была создана «Межведомственная рабочая группа по совершенствованию первой помощи в Российской Федерации», первое заседание которой состоялось 12 апреля 2013 года.

Принятие данных документов является очень важным мотивирующим фактором для участников оказания первой помощи, т.к. делает понятие первой помощи и необходимые мероприятия по ее оказанию конкретными и понятными.

Концепция создания системы первой помощи

В последние годы понимание важности оказания первой помощи привело к постоянно растущему интересу к проблеме. Комплексный подход позволил сформулировать концепцию развития системы первой помощи в России.

Система первой помощи включает следующие элементы:

  • Нормативная база и организация оказания первой помощи.
  • Пропаганда и формирование мотивации.
  • Обучение участников первой помощи.
  • Оснащение участников оказания первой помощи.
  • Учет и анализ эффективности.

Элементы системы являются одинаково важными. Выполнение отдельных элементов системы первой помощи или их несогласованное выполнение не даст ожидаемого результата, либо этот результат будет минимальным. Только комплексное выполнение всех составляющих позволит создать систему первой помощи и повысит частоту и качество оказания первой помощи на догоспитальном этапе.

Мотивирующие и демотивирующие факторы законодательства.

Одной из причин неоказания первой помощи широкими слоями населения является то, что большинство граждан не считают себя участниками оказания первой помощи.

Данные опроса 2310 респондентов на тему того, кто должен оказывать первую помощь пострадавшим, показал следующее (на вопрос можно было выбирать 2 и более ответа). 1262 (54,6%) считают, что первую помощь должна оказывать бригада скорой медицинской помощи. 1567 человек (67,8%) считают, что помощь могут оказывать граждане, не имеющие медицинского образования, но прошедшие специальную подготовку. И лишь 907 (39,3%) считают это делом всех, в том числе и себя лично. До недавнего времени права граждан действительно не были четко определены, что и привело к полученным данным опроса. Но теперь Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в п. 4 статьи 31 «Первая помощь» определил права граждан по оказанию первой помощи и, тем самым, уполномочил их на ее оказание. Согласно этой статье «Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков».

Распространенной причиной, снижающей частоту оказания первой помощи пострадавшим, является боязнь ответственности в случае гибели пострадавшего или возникновения у него осложнений в процессе оказания первой помощи. Однако эта боязнь не имеет под собой основы и базируется на низком уровне знания действующего законодательства. В Российском законодательстве существует понятие «Крайняя необходимость», которое закреплено ст. 39 Уголовного Кодекса Российской Федерации, ст. 2.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 1067 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно этим статьям, неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи пострадавшим при травмах и неотложных состояниях подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости и, следовательно, не является правонарушением и не влечет привлечения к юридической ответственности. Связано это с тем, что, в данном случае оказание первой помощи направлено на спасение охраняемых законом интересов — жизни или здоровья человека, которые согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации признаются высшей ценностью. При этом угроза жизни или здоровью пострадавшего не может быть устранена другими средствами. Поэтому требуется широкая пропаганда знаний законодательства, защищающего гражданина, оказывающего первую помощь, от дальнейшего юридического преследования в случае нанесения им неумышленного вреда пострадавшему.

Действующее законодательство предусматривает для граждан, оказавших первую помощь и «поощрения» о которых население практически не информировано. В случае решения в суде вопроса о привлечении гражданина к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью другого гражданина (например, в результате ДТП), оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного Кодекса РФ). В свете вышеуказанных норм граждане должны понимать, что оказание первой помощи приносит пользу не только пострадавшему, снижая медицинские последствия травмы, но и работает в пользу самого причинителя вреда при дальнейшей юридической оценке последствий травмы.

Также в России существует распространенное мнение, что оказание первой помощи это большой и очень сложный объем знаний и умений. Научится этому трудно, и выполнять мероприятия первой помощи могут лишь профессионалы. Однако утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечень мероприятий первой помощи показали, что первая помощь – это просто и доступно практически для любого гражданина. Приказом определены всего 8 состояний и 11 мероприятий первой помощи, научиться выполнять которые сможет каждый. Все мероприятия первой помощи укладываются в простой, четкий и легко запоминаемый алгоритм действий.

Расширение объемов первой помощи

Приказ от 04 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», который имеет большое значение для дальнейшего нормативного регулирования организации оказания первой помощи. Легитимное закрепление этим приказом исчерпывающего перечня мероприятий по оказанию первой помощи позволило установить объем первой помощи и отграничить мероприятия первой помощи от всех других видов помощи, в том числе от ошибочно включаемых в учебно-методическую литературу по первой помощи знаний по медицине, самолечению, уходу за больными, выполнению медицинских процедур. Вышеуказанный перечень мероприятий предусматривает равный объем оказания первой помощи для всех категорий участников оказания первой помощи, и может рассматриваться как базовый, рассчитанный на всех граждан Российской Федерации. Однако существуют категории участников оказания первой помощи, которые могут и должны оказывать помощь пострадавшим в большем объеме, например, при воздействии специфических факторов риска, в условиях невозможности своевременного оказания медицинской помощи и др. При этом и действующая редакция ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предусматривает в рамках полномочий Минздрава России возможность расширения объема первой помощи для участников оказания первой помощи, которые сталкиваются с необходимостью оказания первой помощи в большем объеме.

В связи с этим дальнейшая работа Минздрава России в сфере расширения объемов первой помощи производилась в основном в соответствии с п. 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, устанавливающим полномочие по утверждению требований к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи. При этом было разработано и утверждено оснащение для ряда участников оказания первой помощи, которое уже предполагает оказание первой помощи в большем объеме по сравнению с Приказом Минздравсоцразвития России от 04 мая 2012 г. № 477н: укладка для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками ГИБДД МВД России (Приказ Минздравсоцразвития России от 10 августа 2011 г. № 905н); набор для оказания первой помощи для оснащения пожарных автомобилей (Приказ Минздрава России от 10 октября 2012 г. № 408н); комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи (Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. № 70н); набор для оказания первой помощи сотрудниками федеральных органов исполнительной власти, ведомственной охраны и народными дружинниками (Приказ Минздрава России от 27 июня 2014 г. № 333н).

Среди категорий участников оказания первой помощи в наиболее сложном организационно-правовом положении оказались профессиональные контингенты МЧС России. Спасатели в ходе проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций оказывают первую помощь, при этом зачастую действуют в условиях отсутствия возможности получения пострадавшим медицинской помощи в необходимые сроки. Ранее данная проблема решалась в рамках МЧС России преимущественно включением в штат в качестве спасателей врачей и фельдшеров, оказывающих медицинскую помощь. Однако в настоящее время в соответствии ст. 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь оказывается только медицинскими организациями. Под медицинской организацией ст. 2 указанного закона понимает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, имеющих соответствующую лицензию. Таким образом, штатные врачи и фельдшеры структур МЧС России не имеют на данный момент права оказывать медицинскую помощь в связи с отсутствием лицензии, и могут действовать только в объеме оказания первой помощи. При этом для спасения жизни и сохранения здоровья людей в вышеназванных ситуациях требуются такие расширенные мероприятия как, например, обезболивание, иммобилизация, транспортировка и другие. В связи с вышеизложенным, законодательное закрепление возможности расширения объема оказания первой помощи для профессиональных контингентов МЧС России является крайне актуальным. Данные вопросы обсуждались и вошли в итоговые резолюции Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (Санкт-Петербург, 25-26 сентября 2014 г.) и Первого общероссийского форума по вопросам развития системы оказания первой помощи (Москва, 26-28 февраля 2015 г.). Таким образом, в настоящее время расширение объема для определенных контингентов участников оказания первой помощи является насущной проблемой для дальнейшего развития вопросов организации оказания первой помощи. В связи с этим Минздравом России ведется работа по разработке подходов к определению объемов оказания первой помощи, и разработана следующая концепция расширения объемов оказания первой помощи. Предлагается ввести понятия расширенной первой помощи и оказание первой помощи в особых случаях (рабочие названия).

Расширенная первая помощь оказывается при состояниях, утвержденных Приложением № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 04 мая 2012 г. № 477н, и предполагает в дополнение к базовому объему первой помощи выполнение дополнительных мероприятий по оказанию первой помощи, в том числе с использованием дополнительных медицинских изделий. Лекарственные препараты, в том числе антидоты, для оказания расширенной первой помощи не применяются.

Оказание помощи в особых случаях предполагает оказание помощи, в том числе, при состояниях, не входящих в «Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь», утвержденных Приложением № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 04 мая 2012 г. № 477н. В особых случаях, когда оказание медицинской помощи невозможно или отсрочено на длительное время, может потребоваться проведение мероприятий, включающих применение лекарственных препаратов, в том числе антидотов, и инвазивных методик, в условиях отсутствия медицинского работника.

В целях совершенствования нормативной правовой базы по оказанию первой помощи Минздравом России совместно с МВД России, МЧС России и Общественной молодежной палатой (Молодежным парламентом) разработаны изменения в статью 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», дифференцирующих первую по помощь на 3 вида: базовую первую помощь, расширенную первую помощь и первую помощь в особых случаях.

15 сентября 2015 года законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы депутатом Н.Ф.Герасименко.

Законодательное закрепление расширения объема оказания первой помощи позволит преодолеть разрыв между видами помощи на догоспитальном этапе и повысить шансы на выживание пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи путем оказания первой помощи в расширенном объеме сотрудниками специальных служб, лицами находящимися на удалении от возможности оказания медицинской помощи, работающими со специфическими факторами риска и др.

Создание системы мотивации к обучению и оказанию первой помощи

До недавнего времени система мотивации к обучению и оказанию первой помощи в России практически отсутствовала. Средства массовой информации не уделяли этому никакого внимания.

На этом фоне очень ярким событием является стартовавший в 2015 году по инициативе Центра экстренной психологической помощи МЧС России проект «Научись спасать жизнь!». 

Создание системы обучения

На сегодняшний день в России существуют большие проблемы с обучением первой помощи. Бесплатно обучиться гражданам практически негде. Организации, проводящие платные курсы, существуют даже не во всех регионах, подходы к преподаванию в них очень различаются. В некоторых их них качество обучения сомнительное.

Потому создание доступной системы обучения первой помощи является важной государственной задачей.

Учитывая то, что обучение оказанию первой помощи касается практически всего населения Российской Федерации, система обучения должна быть простой, экономичной, массовой, унифицированной и эффективной.

Одним из направлений унификации обучения первой помощи является создание штата инструкторов первой помощи, интегрированных в систему профессиональной подготовки. В конце августа – начале сентября 2015 года был проведен первый курс подготовки инструкторов первой помощи из числа лиц, проводящих обучение профессиональных контингентов МЧС России по правилам и навыкам оказания первой помощи.

Цель курса: подготовка штата инструкторов, которые в дальнейшем будут осуществлять единообразную подготовку профессиональных контингентов МЧС России по оказанию первой помощи в объемах, утвержденных актуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с целью и задачами курса была разработана его программа. Программа была составлена таким образом, чтобы при ее освоении участники курса могли получить максимум информации, как о современных методиках оказания первой помощи, так и об особенностях подготовки обучаемых по указанному предмету. Важнейшей частью программы, отличающей ее от подобных образовательных продуктов по первой помощи, стало проведение практических занятий, посвященных отработке навыков обучения правилам оказания первой помощи, и, в том числе, способам мотивации к оказанию этой помощи. При подготовке программы были использованы материалы курсов TEACH-VIP Всемирной организации здравоохранения (курс по подготовке преподавателей, проводящих занятия по совершенствованию различных видов помощи при травмах), адаптированные для преподавания первой помощи. Также были учтены рекомендации Европейского и Российского Национального советов по реанимации, Международной Федерации Красного Креста по проведению занятий по первой помощи и по подготовке инструкторов (преподавателей) первой помощи. На основании разработанной программы было подготовлено расписание, в соответствии с которым курс подготовки занял 40 часов (5 дней по 8 часов, включая заключительное испытание).

На основании согласованной программы было разработано пособие, предназначенное для подготовки и проведения занятий по первой помощи. По структуре пособие состоит из 2-х основных разделов. Первый из них посвящен оптимальным педагогическим приемам, которые можно использовать для подготовки по первой помощи, методикам успешного обучения и контроля освоения соответствующих навыков. В этой же части описаны основные принципы проведения различных занятий (лекционных и практических). Второй раздел состоит из 4-х тем и посвящен преподаванию основ оказания первой помощи. Пособие было дополнено примерами оценочных листов и рекомендациями по проведению занятий. Информация по первой помощи, представленная в пособии, проиллюстрирована большим количеством информативных изображений (около 100 иллюстраций). В добавление к пособию был разработан и помещен на электронный носитель (DVD-диск) комплект учебно-методических материалов, который включил в себя пособие в электронном виде, презентацию лекции (в формате PowerPoint), образцы тестов, ситуационных задач и т.п., а также учебные фильмы. Данный комплект позволит инструкторам первой помощи проводить соответствующие занятия.

Участниками курса стали преподаватели учебных заведений и подразделений МЧС России из Москвы, Тулы, Санкт-Петербурга, Сургута, Омска, Тюмени, Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Волгодонска, Краснодара, Махачкалы, Пятигорска, Вытегры, Подольска, Брянска, Симферополя, Иваново, Екатеринбурга, Воронежа. Общее количество участников курса составило 25 человек.

Первые 2 дня были посвящены изучению и отработке навыков оказания первой помощи пострадавшим. Участники курса изучали правила оказания первой помощи в соответствие с современными рекомендациями и получали наглядную информацию о том, как должны проводиться занятия по первой помощи. Это было сделано с целью дальнейшего распространения полученного ими опыта в ходе последующей подготовки профессиональных контингентов. Начиная с третьего дня, участники курса стали получать знания, позволяющие им успешно преподавать первую помощь. Вначале ими были изучены пути повышения мотивации граждан к обучению и оказанию первой помощи пострадавшим. Далее в ходе занятий были определены основные принципы успешного обучения взрослых, которые имеют некоторые отличия от обучения детей. После изучения основ обучения взрослых, участникам курса было предложено отработать навык начала проведения занятий и мотивации обучающихся. После выступления каждого участника курса оно обсуждались другими участниками с определением сильных сторон выступления, а также пунктов, которые можно было бы улучшить. Для объективизации оценки и упрощения этой процедуры участникам выдавались специально разработанные оценочные листы.

В ходе четвертого дня участниками курса с помощью преподавателей обсуждались различные формы проведения занятий. Участники получили сведения о методике и особенностях проведения лекций, практических занятий, решения ситуационных задач по первой помощи. После изучения обучающиеся делились на подгруппы. Ставилась задача провести занятие по определенной теме в различной форме (лекция, практическое занятие и т.п.) с помощью выданного им пособия «Оказание первой помощи сотрудниками МЧС России: пособие для преподавателей и инструкторов» и имеющихся в наличии учебно-методических материалов. По окончании выступления каждой подгруппы производилось его обсуждение, после которого участникам курса давались рекомендации по совершенствованию их преподавательских навыков.

Заключительный день был посвящен изучению и отработке методики контроля полученных знаний и приобретенных навыков. После практического занятия, во время которого участники курса проводили прием «условного» практического экзамена, были отработаны способы достижения качественной и объективной оценки успешности проводимого обучения, а также приемы дополнительной мотивации обучающихся к обучению и оказанию первой помощи.

Основным испытанием стало проведение участниками курса краткого занятия по первой помощи продолжительностью 20 минут в формате «открытого урока». За указанное время участники должны были продемонстрировать владение навыками использования различных форм проведения занятий по первой помощи.

После окончания курса была проведена супервизия (проведение самостоятельного занятия под контролем действующего инструктора), по результатам которой сделаны выводы и даны рекомендации.

Еще одной проблемой является традиция обучать первой помощи только теоретически. Несмотря на большое число публикаций и разговоров о значимости практических навыков, как правило, обучение правилам оказания первой помощи сводится к чтению лекций, а экзамен к теоретическому тестированию. Так при изучении первой помощи в автошколах в настоящее время, как правило, занятия сводятся к чтению одной лекции, а также к заучиванию правильных ответов на вопросы в тестах ГИБДД. При экзамене же на получение водительского удостоверения в настоящее время проверяются только теоретические знания по первой помощи. Однако оценить качество подготовки только по теоретическим тестам невозможно и введение практического экзамена по первой помощи является необходимым инструментом для повышения качества подготовки.

Заключение

Для преодоления сложившейся негативной ситуации с оказанием первой помощи в российской Федерации возникла необходимость построения системы первой помощи, о чем было сделано заключение в докладе рабочей группы Государственного совета Российской Федерации «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации». Создание системы первой помощи позволит повысить частоту и качество оказания первой помощи, что в свою очередь снизит смертность, инвалидность, сроки временной утраты трудоспособности и экономические потери от травм и неотложных состояний. 

Перечень мероприятий по оказанию первой помощи (приложение № 1 к Приказу Минздрава РФ № 477н)

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;

2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;

4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

5) оценка количества пострадавших;

6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

7) перемещение пострадавшего.

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

3. Определение наличия сознания у пострадавшего.

4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

1) запрокидывание головы с подъемом подбородка;

2) выдвижение нижней челюсти;

3) определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

4) определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.

5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

1) давление руками на грудину пострадавшего;

2) искусственное дыхание «Рот ко рту»;

3) искусственное дыхание «Рот к носу»;

4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

1) придание устойчивого бокового положения;

2) запрокидывание головы с подъемом подбородка;

3) выдвижение нижней челюсти.

7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

1) обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

2) пальцевое прижатие артерии;

3) наложение жгута;

4) максимальное сгибание конечности в суставе;

5) прямое давление на рану;

6) наложение давящей повязки.

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

1) проведение осмотра головы;

2) проведение осмотра шеи;

3) проведение осмотра груди;

4) проведение осмотра спины;

5) проведение осмотра живота и таза;

6) проведение осмотра конечностей;

7) наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;

8) проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения);

9) фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения);

10) прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);

11) местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

12) термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.

10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Успокоительный сбор 3 инструкция по применению отзывы
  • Инструкция аппарат нагревательный пк 1б инструкция по применению
  • Как торговать на вайлдберриз со своего склада пошаговая инструкция
  • Инструкция по эксплуатации автомобиля ваз 21099
  • Кулер хотфрост с холодильником инструкция по применению