Выдержки из инструкций контролеров
Выдержки из должностной инструкции специалиста (контролёра) отдела контроля правил пользования наземным
городским пассажирским транспортом Государственного казённого учреждения города Москвы «Организатор
перевозок»
2. Функции специалиста (контролера)
2.1. Основными функциями специалиста (контролёра) являются:
2.1.1. Контроль за соблюдением правил пользования наземным городским пассажирским транспортом.
2.1.2. Непосредственное выявление административных правонарушений, возбуждение и рассмотрение дел об
административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
2.1.4. Рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
статьями 10.1, 10.5 КоАП города Москвы.
3. Должностные обязанности
3.1. Специалист (контролер) обязан:
3.1.1. При исполнении должностных обязанностей по осуществлению контроля правил пользования наземным
городским пассажирским транспортом быть одетым в форменную одежду, утвержденную приказом руководителя
учреждения.
3.1.2. При исполнении должностных обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением правил пользования
наземным городским пассажирским транспортом представляться при обращении к пассажиру, иметь при себе и
предъявлять по требованию пассажира в развернутом виде удостоверение контролера на транспорте.
3.1.3. Проявлять тактичность, деликатность и выдержку в общении с пассажирами, сочетая эти качества с
требовательностью.
3.1.4. Возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в
строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, в полном объеме выполнять обязанности лиц,
наделенных правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. В установленном порядке
осуществлять хранение, направление и передачу материалов дел.
3.1.6. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, пожарной безопасности,
производственной санитарии и гигиены, установленные в Учреждении, строго выполнять требования локальных
нормативных актов Учреждения.
3.1.8. Соблюдать требования охраны труда.
3.1.9. Знать и соблюдать настоящую должностную инструкцию, локальные нормативные акты учреждения,
регламентирующие его трудовую деятельность.
3.1.10. Осуществлять сбор данных о социальной карте москвича (СКМ), социальной карте жителя Московской
области (СКМО), универсальной электронной карте (УЭК) или льготном билете для учащихся в случае их
использования для оплаты проезда в транспорте общего пользования лицами, не являющимися держателями
соответствующих социальных карт, или в случае их использования владельцем для обеспечения проезда иного лица
с использованием переносного устройства контролёра.
3.2. Специалисту (контролёру) Отдела запрещается:
3.2.1. Находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического (токсического) опьянения.
3.2.2. Брать в залог у пассажиров, допускающих нарушения Правил пользования городским транспортом деньги,
документы, личные вещи и другие ценности.
3.2.3. Выполнять должностные обязанности в нерабочее время, в том числе во время отпуска и при временной
нетрудоспособности.
4. Права специалиста (контролера)
4.1. Специалист (контролер) имеет право:
4.1.1. Запрашивать и получать от руководства отдела информацию и документы, необходимые для выполнения его
должностных обязанностей.
4.1.2. Давать разъяснения и рекомендации гражданам по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.1.3. Требовать от пассажиров, находящихся в салоне транспортного средства, предъявления для проверки
проездного документа.
4.1.4. Требовать от правонарушителя предъявления документа, удостоверяющего личность, для составления
протокола об административном правонарушении и (или) вынесения постановления по делу об административном
правонарушении.
4.1.5. Составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, выносить
постановления по делам об административных правонарушениях, в том числе в порядке, установленном статьей
28.6 КоАП РФ в пределах своей компетенции.
4.1.6. Требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения действующих правил пользования наземным городским
пассажирским транспортом, в пределах своей компетенции.
4.1.8. Осуществлять сбор данных о социальной карте москвича (СКМ), социальной карте жителя Московской
области (СКМО), универсальной электронной карте (УЭК) или льготном билете для учащихся в случае их
использования для оплаты проезда в транспорте общего пользования лицами, не являющимися держателями
соответствующих социальных карт, или в случае их использования владельцем для обеспечения проезда иного
лица.
Выдержки из должностной инструкции специалиста (контролёра) отдела контроля правил пользования
московским метрополитеном и московской монорельсовой транспортной системой Государственного казённого
учреждения города Москвы «Организатор перевозок»
2. Функции специалиста (контролера)
2.1. Основными функциями специалиста (контролера) являются:
2.1.1. Контроль за соблюдением правил пользования Московским метрополитеном (далее – метрополитен) и
Московской монорельсовой транспортной системой (далее – ММТС).
2.1.2. Непосредственное выявление административных правонарушений, возбуждение и рассмотрение дел об
административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
2.1.3. Рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
частями 2.1, 2.2 статьи 10.9 КоАП города Москвы.
3. Должностные обязанности
3.1. Специалист (контролер) обязан:
3.1.1. При исполнении должностных обязанностей по осуществлению контроля правил пользования метрополитеном и
ММТС быть одетым в форменную одежду, утвержденную приказом руководителя учреждения.
3.1.2. При исполнении должностных обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением правил пользования
метрополитеном и ММТС представляться при обращении к пассажиру, сообщать причину обращения, иметь при себе и
предъявлять по требованию пассажира в развернутом виде удостоверение контролера на транспорте.
3.1.3. Проявлять тактичность, деликатность и выдержку в общении с пассажирами, сочетая эти качества с
требовательностью.
3.1.4. Возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в
строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, в полном объеме выполнять обязанности лиц,
наделенных правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. В установленном порядке
осуществлять хранение, направление и передачу материалов дел.
3.1.7. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда, техники безопасности,
пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены, установленные в Учреждении, строго выполнять
требования локальных нормативных актов Учреждения.
3.1.9. Осуществлять сбор данных о социальной карте москвича (СКМ), социальной карте жителя Московской
области (СКМО), универсальной электронной карте (УЭК) или льготном билете для учащихся в случае их
использования для оплаты проезда в транспорте общего пользования лицами, не являющимися держателями
соответствующих социальных карт, или в случае их использования владельцем для обеспечения проезда иного лица
с использованием переносного устройства контролёра.
3.2. Специалисту (контролёру) запрещается:
3.2.1. Находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического (токсического) опьянения.
3.2.2. Брать в залог у пассажиров, допускающих нарушения Правил пользования городским транспортом деньги,
документы, личные вещи и другие ценности.
3.2.3. Покидать пределы станции метрополитена или ММТС, указанной в задании (за исключением перерыва на
обед).
3.2.4. Выполнять должностные обязанности в нерабочее время, в том числе во время отпуска и при временной
нетрудоспособности.
3.3. Знать и соблюдать настоящую должностную инструкцию, локальные нормативные акты учреждения,
регламентирующие его трудовую деятельность.
4. Права специалиста (контролера)
4.1. Специалист (контролер) имеет право:
4.1.1. Запрашивать и получать от руководства отдела информацию и документы, необходимые для выполнения его
должностных обязанностей.
4.1.2. Требовать от пассажиров, проходящих через АКПП предъявления для проверки проездного документа.
4.1.3. Требовать от правонарушителя предъявления документа, удостоверяющего личность, для составления
протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном
правонарушении.
4.1.4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить постановления по делам об
административных правонарушениях, в том числе в порядке, установленном статьей 28.6 КоАП РФ в пределах своей
компетенции.
4.1.5. Осуществлять сбор данных о социальной карте москвича (СКМ), социальной карте жителя Московской
области (СКМО), универсальной электронной карте (УЭК) или льготном билете для учащихся в случае их
использования для оплаты проезда в транспорте общего пользования лицами, не являющимися держателями
соответствующих социальных карт, или в случае их использования владельцем для обеспечения проезда
иного лица.
Перейти на сайт ГУП “Мосгортранс”
Данные правила распространяются на наземный городской пассажирский транспорт общего пользования г.Москвы: трамваи, автобусы, троллейбусы.
1.1. Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (далее — Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее — Правила дорожного движения), Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
(п. 1.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
1.2. Настоящие Правила определяют порядок пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), оборудованным устройствами автоматизированной системы контроля проезда и осуществляющим перевозки пассажиров по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы.
(в ред. постановлений Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП, от 01.03.2016 N 62-ПП)
1.3. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП.
1.4. Настоящие Правила должны находиться в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).
1.5. Режим работы наземного городского транспорта общего пользования города Москвы устанавливается Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Информация о режиме работы маршрутов наземного городского транспорта общего пользования размещается на остановочных пунктах, расположенных по трассе следования маршрутов, и на официальном сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
(п. 1.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)
2 Предприятия пассажирского транспорта обязаны
2.1. Обеспечивать перевозку пассажиров всех категорий, в том числе лиц с ограничениями жизнедеятельности, в пункт назначения согласно установленному маршруту движения.
2.2. Обеспечить наличие на остановочных пунктах трафаретов с информацией о названии остановок, номерах и режиме работы проходящих маршрутов с указанием конечных остановок этих маршрутов, обеспечив доступ к информации для лиц с нарушениями зрения и слуха.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
2.3. Соблюдать установленные графики интервалов движения на маршрутах наземного городского транспорта общего пользования (трамваев, троллейбусов, автобусов).
2.4. В случае планового изменения или закрытия маршрутов оповещать население через средства массовой информации или путем размещения объявлений на остановочных пунктах.
2.5. При оперативном изменении маршрута оповещать население путем размещения объявлений на остановочных пунктах и с помощью оборудования подвижного состава информационными указателями.
2.6. Обеспечить перед выездом на линию надлежащее техническое и санитарное состояние салонов, экипировку, внутреннее и внешнее оформление подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.
(п. 2.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
2.7. Обеспечить безопасность перевозки пассажиров.
За ненадлежащее выполнение установленных соответствующими нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы условий перевозки ответственность перевозчика наступает в соответствии с действующим законодательством.
3 Обязанности водителя наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса)
3.1. Водитель обязан:
3.1.1. При обнаружении или получении от пассажиров информации о наличии в салоне подвижного состава предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, а также запаха гари, дыма, огня, воздействия электрического тока действовать согласно инструкциям.
3.1.2. Неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.
3.1.3. Обеспечивать перевозку пассажиров в строгом соответствии с требованиями эксплуатации подвижного состава, безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок.
3.1.4. Отправлять трамвай, троллейбус, автобус от остановочного пункта только при закрытых дверях после завершения посадки и высадки пассажиров.
3.1.5. Информировать пассажиров, в том числе с нарушениями зрения и слуха, о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним, передавать другую необходимую информацию с помощью диктофона и специальных средств.
3.1.6. В случае неисправности приборов оповещения, их отсутствия, а также при оперативном изменении маршрута объявлять информацию по микрофону на всем протяжении маршрута до устранения неисправности приборов или установки приборов оповещения и до восстановления трассы следования маршрута.
3.1.7. Осуществлять продажу проездных билетов только на остановках.
3.1.8. Выдавать проездные билеты пассажирам после получения оплаты за проезд по установленному тарифу.
3.1.9. Ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения салона трамвая, троллейбуса или автобуса после оповещения пассажиров об окончании посадки.
3.1.10. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП.
3.1.11. Соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения наземного городского пассажирского транспорта общего пользования.
3.1.12. Осуществлять посадку и высадку пассажиров на оборудованных остановочных пунктах, предусмотренных схемой маршрута, за исключением нештатных ситуаций.
3.1.13. При движении по установленному маршруту наземного городского транспорта общего пользования обеспечивать наличие на транспортном средстве информационных указателей о номере маршрута, а также о наименовании начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
(п. 3.1.13 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
3.1.14. Обеспечивать безопасную посадку и высадку, в том числе через вторую дверь, а также комфортные условия проезда инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц с нарушениями зрения и слуха.
3.2. Другие обязанности водителя определяются его должностной инструкцией.
4 Порядок входа и выхода
4.1. Вход и выход пассажиров разрешаются только на остановочных пунктах после полной остановки трамвая, троллейбуса, автобуса.
4.2. Пассажиры обязаны соблюдать очередность при входе в трамвай, троллейбус, автобус и при выходе из них.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
4.3. Вход в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, производится через переднюю дверь. При бестурникетной системе проезда вход пассажиров осуществляется через все двери транспортного средства с оплатой проезда посредством устройств контроля и погашения билетов, расположенных у соответствующих дверей.
(п. 4.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
4.4. Выход из трамвая, троллейбуса, автобуса, оборудованных турникетами, производится через все двери, кроме передней. При бестурникетной системе проезда выход из трамвая, троллейбуса, автобуса производится через все двери. Для выхода пассажирам необходимо заранее подать сигнал водителю нажатием кнопки звонка.
(п. 4.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
4.5. Вход пассажиров с детской коляской, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению с собакой-поводырем или имеющих белую трость, в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.
(п. 4.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
4.6. Вход в специально оборудованный для инвалидов трамвай, троллейбус, автобус разрешается инвалидам-колясочникам через вторую дверь после выхода пассажиров.
4.7. При входе, выходе из трамвая, троллейбуса, автобуса пассажир во избежание получения травм обязан держаться за поручни.
4.8. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус разрешается при возможности размещения велосипеда на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.
(п. 4.8 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5 Порядок оплаты проезда и провоза ручной клади
5.1. Оплата проезда в соответствии с действующими тарифами производится при входе в трамвай, троллейбус, автобус путем погашения проездного билета через устройство контроля и погашения билетов.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
Проездные билеты на носителе с магнитной полосой пропускаются через лоток устройства контроля и погашения билетов. Проездные билеты на носителе без магнитной полосы (далее — бесконтактные проездные билеты) подносятся к мишени устройства контроля и погашения билетов.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
Не рекомендуется хранить проездные билеты с источниками электромагнитного излучения в местах повышенной влажности и высоких температур, подвергать их химическому и механическому воздействию.
При реализации права на бесплатный проезд пассажиры при входе в трамвай, троллейбус, автобус регистрируют свою поездку путем поднесения социальной карты москвича (СКМ), социальной карты жителя Московской области (СКМО) к мишени устройства контроля и погашения билетов.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
Категории пассажиров, указанные в пунктах 4.5, 4.6 и 4.8 настоящих Правил, при входе в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, через вторую дверь оплачивают проезд (регистрируют поездку) в транспорте через устройство контроля и погашения билетов, установленное у второй двери, а при его отсутствии — через устройство контроля и погашения билетов, установленное у передней двери.
(п. 5.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.1(1). Для оплаты проезда (регистрации поездки) бесконтактный проездной билет, СКМ, СКМО необходимо поднести параллельно мишени устройства контроля и погашения билетов, приложить к ней и удерживать в этом положении не менее 2 секунд.
(п. 5.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП; в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
5.1(2). Оплата проезда (регистрация поездки) подтверждается зеленой индикацией световых элементов, расположенных на корпусах турникета и (или) устройства контроля и погашения билетов, и (или) соответствующим сообщением в информационной строке на дисплее устройства контроля и погашения билетов.
(п. 5.1(2) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.2. Оплата провоза ручной клади (размер которой в сумме измерений по длине, ширине, высоте превышает 120 см) производится путем погашения билета на провоз ручной клади, не дающего права на проезд пассажира.
При провозе оплачиваемой ручной клади пассажир должен сначала погасить через устройство контроля и погашения билетов билет на провоз ручной клади, а затем проездной билет для оплаты своего проезда.
Проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз ручной клади.
5.3. Проездные билеты для оплаты проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах приобретаются в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, у водителей, кондукторов, распространителей, а также в торговых объектах организаций, имеющих договоры на реализацию проездных билетов.
(п. 5.3 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.4. Действительными билетами являются только проездные билеты, предназначенные для проезда в наземном городском транспорте общего пользования в городе Москве.
5.5. Недействительными проездными билетами являются:
5.5.1. Билеты с истекшим сроком действия.
5.5.2. Билеты на ограниченное число поездок с исчерпанным лимитом поездок.
5.5.3. Неправомерно используемые СКМ, СКМО, льготный билет для учащихся и студентов на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования, в пригородном автобусе без лимита поездок (льготный билет для учащихся).
(в ред. постановлений Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП, от 30.08.2017 N 596-ПП)
5.5.4. Билеты, поставленные в стоп-лист.
Стоп-лист — список номеров и серий проездных билетов, СКМ, СКМО, льготных билетов для учащихся, действие которых остановлено перевозчиком в связи с получением от уполномоченного органа государственной власти или подведомственных организаций (государственных учреждений и унитарных предприятий) органов государственной власти сведений о выявленных фактах неправомерного выпуска или выхода из обращения этих проездных билетов, СКМ, СКМО, льготных билетов для учащихся.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
(п. 5.5.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.5.5. Неисправные билеты — проездные билеты, у которых нарушена магнитная полоса либо запись на магнитной полосе, билеты, имеющие механические повреждения, а также бесконтактные проездные билеты, чтение которых невозможно. Неисправный билет не принимается устройством контроля и погашения билетов.
5.6. Обмен неисправных проездных билетов производится в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в соответствии с действующей инструкцией по обмену проездных билетов, утверждаемой транспортным предприятием.
Обмену не подлежат проездные билеты, имеющие внешние повреждения, в том числе механические, термические, химические или иные.
Проездной билет без лимита поездок, а также проездной билет «Кошелек», предоставляющий право на совершение поездок в пределах уплаченной суммы, имеющие механические, термические, химические или другие внешние повреждения, восстанавливаются транспортным предприятием после оплаты стоимости их изготовления (с восстановлением оплаченного срока действия) после сдачи их пассажиром в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 15.12.2015 N 880-ПП)
Утраченные проездные билеты (в том числе на бесконтактных носителях) восстановлению и блокировке не подлежат.
(п. 5.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
5.7. В случае несрабатывания в трамвае, троллейбусе, автобусе, оборудованных турникетами, СКМ или других документов, на основании которых предоставляется право бесплатного проезда или проезда с неполной оплатой, и не занесенных в стоп-лист, водитель обязан пропустить пассажира в салон транспортного средства через вторую дверь.
(п. 5.7 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.1. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или неполную оплату проезда в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах), определяется в соответствии с законами Российской Федерации и города Москвы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
6.2. Пассажир обязан:
6.2.1. Оплатить проезд (зарегистрировать поездку) в порядке, установленном в пункте 5.1 настоящих Правил.
Одно погашение проездного билета дает право пассажиру только на один проход для поездки в одном направлении.
(п. 6.2.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.2.1(1). При бестурникетной системе проезда убедиться в прохождении оплаты проезда (регистрации поездки) через устройство контроля и погашения билетов согласно пункту 5.1(2) настоящих Правил.
(п. 6.2.1(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.2.2. Сохранять до конца поездки проездные билеты, погашенные в устройстве контроля и погашения билетов.
6.2.3. Иметь при проезде документы, подтверждающие право пассажира на бесплатный проезд или на неполную оплату проезда.
6.2.4. Предъявлять для проверки (передавать в руки) контролерам наземного городского транспорта общего пользования и кондукторам все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда.
Контролерами наземного городского транспорта общего пользования в городе Москве являются должностные лица, уполномоченные перевозчиком (контролеры перевозчика), а также должностные лица ГКУ «Организатор перевозок» (контролеры ГКУ «Организатор перевозок»).
(п. 6.2.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.2.5. При выявлении контролерами перевозчика факта проезда без оплаты, провоза без оплаты оплачиваемой в соответствии с пунктом 5.2 настоящих Правил ручной клади, а также факта предъявления недействительных проездных билетов для подтверждения оплаты проезда, провоза оплачиваемой ручной клади пассажир обязан оплатить проезд, провоз оплачиваемой ручной клади путем приобретения проездного билета, реализуемого контролерами перевозчика по установленной цене, и погасить проездной билет через устройство контроля погашения билетов.
В случае отказа предъявить контролеру перевозчика для проверки в установленном пунктом 6.2.4 настоящих Правил порядке проездной документ (билет), оплатить проезд и (или) провоз оплачиваемой ручной клади пассажир обязан покинуть салон трамвая, троллейбуса или автобуса на ближайшем остановочном пункте.
(п. 6.2.5 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.2.6. Во избежание получения травм во время движения трамвая, троллейбуса, автобуса держаться за поручни.
6.2.7. Передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц.
6.2.8. Соблюдать в наземном городском транспорте общего пользования общественный порядок.
6.2.9. По прибытии на конечную остановку маршрута освободить салон трамвая, троллейбуса, автобуса.
6.2.10. При приобретении проездного билета у водителя готовить оплату проезда заранее, не задерживать и не затруднять движение других пассажиров.
(п. 6.2.10 введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.3. Пассажир имеет право:
6.3.1. Бесплатно провозить с собой:
6.3.1.1. Детей в возрасте до 7 лет.
6.3.1.2. Детскую коляску.
6.3.1.3. Детские санки.
6.3.1.4. Одно место ручной клади, не превышающее по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) 120 см.
6.3.1.5. Одну пару лыж в чехле или другой спортивный инвентарь в чехле или в сумке.
6.3.1.6. Животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробках, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробок, контейнеров и др.) не превышают размеры ручной клади, установленные в пункте 6.3.1.4 настоящих Правил.
(п. 6.3.1.6 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.3.1.7. Музыкальный инструмент в футляре или чехле.
6.3.1.8. Один велосипед на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса при соблюдении условий, исключающих неудобства для проезда пассажиров (велосипед должен удерживаться пассажиром во время движения, исключая его самопроизвольное передвижение по салону при соблюдении требований пункта 6.2.6 настоящих Правил).
(п. 6.3.1.8 введен постановлением Правительства Москвы от 18.02.2014 N 55-ПП)
6.3.2. Проезжать без дополнительной оплаты проезда в следующем за сошедшим с линии по неисправности трамвае, троллейбусе, автобусе при наличии проездного билета, погашенного в неисправном трамвае, троллейбусе, автобусе.
6.3.3. При выявлении неисправности проездного билета обратиться для его обмена в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.3.4. Провозить домашних животных, в том числе собак-поводырей инвалидов по зрению, при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке).
(п. 6.3.4 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.4. Пассажирам запрещается:
6.4.1. Проезжать в трамвае, троллейбусе, автобусе без оплаты проезда.
6.4.2. Проезжать в пачкающей одежде, провозить зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.
(п. 6.4.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.4.3. Курить в салоне.
6.4.4. Находиться в салоне в состоянии опьянения, распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, употреблять наркотические средства или психотропные вещества.
6.4.5. Повреждать подвижной состав и оборудование, находящееся в салоне.
6.4.6. Самовольно приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, рычаги аварийных люков, кольца аварийных выходов и другое оборудование, а также препятствовать закрытию и открытию дверей, если это не требуется для предотвращения несчастных случаев, связанных с угрозой жизни и здоровью пассажиров.
6.4.7. Высовываться из окон, помещать ручную кладь на сиденья и загрязнять сиденья.
6.4.8. Отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
6.4.9. Проезжать по недействительным проездным билетам.
6.4.10. Проезжать по льготному проездному документу или билету, выданному другому лицу.
6.4.11. Провозить ручную кладь, сумма измерений которой по длине, ширине и высоте превышает 180 сантиметров, а также длинномерные предметы свыше 190 сантиметров (кроме лыж в чехле).
(п. 6.4.11 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
6.4.12. Проезжать на подножках и других элементах кузова подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), не предназначенных для проезда.
6.4.13. Утратил силу. — Постановление Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП.
6.4.14. Брать в руки забытые или оставленные неустановленными лицами предметы и вещи. При обнаружении в наземном городском транспорте общего пользования (трамвае, троллейбусе, автобусе) забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких либо ценностей, а также почувствовав воздействие электрического тока, запаха гари, дыма или огня, пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю.
6.4.15. Производить профессиональную фото-, видеосъемку в салонах подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса) без разрешения администрации транспортных предприятий.
6.4.16. Нарушать порядок провоза домашних животных, изложенный в пунктах 6.3.1.6 и 6.3.4 настоящих Правил.
6.5. Запрещается наносить надписи, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешних и внутренних поверхностях наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также на объектах инфраструктуры городского транспорта общего пользования, кроме относящихся к порядку их эксплуатации и (или) наносимых (размещаемых) в рамках исполнения государственного контракта или иного договора, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, государственным унитарным предприятием города Москвы или государственным учреждением города Москвы.
(п. 6.5 введен постановлением Правительства Москвы от 01.03.2016 N 62-ПП)
7 Осуществление контроля за соблюдением настоящих Правил пассажирами, за оплатой проезда, провозом ручной клади и ответственность пассажиров
7.1. Контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, а также за наличием у пассажиров трамвая, троллейбуса, автобуса билетов, прошедших погашение в этих транспортных средствах, в течение всего времени работы наземного городского транспорта общего пользования осуществляется контролерами наземного городского транспорта общего пользования.
(п. 7.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
7.2. Безбилетным является проезд лица:
7.2.1. Обнаруженного при проверке в транспортном средстве без проездного билета, за исключением лиц, сопровождающих инвалидов первой группы и детей-инвалидов.
7.2.2. Предъявившего проездной билет без отметки о погашении.
7.2.3. Предъявившего поддельный проездной билет.
7.2.4. Предъявившего проездной билет, срок действия которого истек.
7.2.5. Предъявившего СКМ, СКМО или льготный билет для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 30.08.2017 N 596-ПП)
7.2.6. Предъявившего ранее использованный проездной билет.
7.2.7. Предъявившего проездной билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, не имеющего при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.
7.2.8. Отказавшегося предъявить проездной документ (билет), подтверждающий факт оплаты проезда.
(п. 7.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
7.3. Проверка оплаты проезда и провоза ручной клади осуществляется в салоне подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса).
7.3(1). При предъявлении пассажиром контролеру наземного городского транспорта общего пользования для подтверждения факта оплаты проезда проездного билета, указанного в пунктах 7.2.3, 7.2.4, 7.2.6, 7.2.7 настоящих Правил, а также СКМ или СКМО или льготного билета для учащихся, которые не принадлежат этому лицу или срок действия которых истек, данные документы подлежат изъятию в установленном порядке.
Изъятие проездного билета (документа) оформляется актом в двух экземплярах, первый экземпляр выдается пассажиру, предъявившему указанный проездной билет (документ), а второй экземпляр остается у контролера.
(п. 7.3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
7.4. За повреждение подвижного состава наземного городского транспорта общего пользования (трамвая, троллейбуса, автобуса), а также их оборудования и дорожно-эксплуатационного хозяйства (трамвайные пути, контактные линии и т.п.) ответственность наступает в соответствии с законодательством. С виновных также может быть произведено взыскание ущерба в установленном законом порядке.
7.5. Нарушение настоящих Правил влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Оплата стоимости проезда, провоза оплачиваемой ручной клади в порядке, предусмотренном пунктом 6.2.5 настоящих Правил, либо отказ от оплаты не освобождает пассажира от уплаты штрафов за безбилетный проезд и провоз неоплаченного багажа в наземном городском транспорте общего пользования, установленных законодательством города Москвы об административных правонарушениях.
(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
Полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.1, 10.5 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», возложены на контролеров ГКУ «Организатор перевозок».
(абзац введен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
8 Обязанности и права контролера наземного городского транспорта общего пользования
8.1. При работе на линии контролер наземного городского транспорта общего пользования обязан иметь служебное удостоверение и предъявлять его по первому требованию пассажира, называть свою фамилию.
(п. 8.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
8.2. При работе на линии контролер наземного городского транспорта общего пользования имеет право и обязан:
8.2.1. Осуществлять контроль за соблюдением пассажирами настоящих Правил, в том числе правильностью оплаты проезда и провоза ручной клади.
8.2.2. В случае установления фактов нарушения пассажирами требований настоящих Правил принимать в пределах своих полномочий в отношении лиц, допустивших нарушения, меры, предусмотренные законодательством и пунктами 6.2.5, 7.3(1) и 7.5 настоящих Правил.
(п. 8.2 в ред. постановления Правительства Москвы от 27.08.2014 N 483-ПП)
8.3. Другие права и обязанности контролера определяются его должностной инструкцией.
«Работа мечты»
Очередной случай нападения безбилетного пассажира на женщину-контролера в Москве взяли на контроль в СКР. По данным прокуратуры Тимирязевского района, подозреваемому 26 лет, он выходец из Узбекистана.
«Установлено, что злоумышленник, находясь в автобусе, не оплатив проезд и не желая быть привлеченным к административной ответственности, нанес старшему инспектору (контролеру) ГКУ «Организатор перевозок» удар кулаком в голову. После совершения преступных действий он скрылся», — говорится в сообщении надзорной инстанции в Telegram. Дело расследуется по статье о применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).
— За применение насилия к контролерам предусмотрено наказание по ст. 318 УК РФ, так как контролеры при исполнении служебных обязанностей тоже являются представителями власти, — пояснил «Известиям» юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. — За применение насилия, опасного для жизни и здоровья представителя власти и его близких, предусмотрено до 10 лет лишения свободы. Неопасное для жизни и здоровья насилие, а также угроза применения насилия наказываются штрафом до 200 тыс. рублей, принудительными работами до пяти лет или же лишением свободы на срок до пяти лет. Под угрозой применения насилия понимаются любое высказывание, которое пострадавший расценивает как связанное с опасностью для жизни и здоровья, а также любые угрожающие жесты и демонстрация оружия.
Ранее в Подмосковье мигрант жестоко избил женщину-контролера у турникета на железнодорожной станции Баковка.
Справка «Известий»
В Санкт-Петербурге заработала интеллектуальная система, которая автоматически вычисляет количество безбилетников в автобусах. Таким образом определяются маршруты, на которых наиболее вольготно чувствуют себя зайцы. Для пресечения правонарушений в такой транспорт направляются ревизоры.
Без билета по жизни
«Хронические» безбилетники — это люди, которые имеют определенные акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера, отмечает психиатр Алексей Вилков. Они, как правило, изначально склонны к раздражительности, агрессивности, противоправному поведению.
— Такие люди считают, что им можно ехать без билета, а другим нельзя, что им везет, они выше закона и так далее. Они склонны к нарушению порядка и в других сферах, — разъясняет эксперт.
Любая встреча с контролером вызывает у зайцев гамму негативных эмоций: раздражение, ярость, агрессию и желание доказать свою правоту. В итоге это приводит к конфликту.
— Чаще всего оппонентами агрессивных безбилетников становятся пожилые люди или женщины. Агрессоры считают их более слабыми в моральном и психологическом плане, поэтому безопасно для себя вступают в конфликт и добиваются «победы», — продолжает врач.
Заяц с детства
По мнению Вилкова, подобный тип людей склонен к конфликтам не только в транспорте — они ведут себя так везде и всегда. Конфликт из-за безбилетного проезда — лишь один из вариантов агрессивного поведения. У такой личности есть установка, что он выше закона, ему все должны и ему всё можно.
— Эта точка зрения формируется в детстве, в подростковом возрасте и в дальнейшем реализуется в поведении. Любой запрет и любое ограничение воспринимаются в штыки как посягательство на их свободу. Отсюда и возникает негативное отношение к контролерам как к представителям власти, что приводит к агрессивной реакции, — комментирует Алексей Вилков.
Понимают силу
На практике на помощь женщинам-контролерам иногда приходят пассажиры, но заступнику всегда нужно просчитывать риски при контакте с агрессивным зайцем, предупреждает доктор.
— Неравнодушный гражданин может вызвать гнев уже в отношении себя, и последствия в этом случае спрогнозировать сложно. С другой стороны, безбилетники, как правило, понимают силу и при вмешательстве человека более крепкого могут спасовать. Однако правильнее всего при серьезном конфликте обратиться за помощью к сотрудникам полиции, — подсказывает эксперт.
Чувство власти
Впрочем, не всегда и контролеры ведут себя подобающим образом при исполнении. В октябре суд Екатеринбурга обязал кондуктора автобуса выплатить компенсацию за причиненный моральный вред пенсионеру. У потерпевшего оказался просроченным абонемент на проезд, и он попытался выйти, что помешал ему сделать кондуктор, а после еще и ударил по лицу.
«По иску прокуратуры в интересах пострадавшего суд обязал кондуктора заплатить пенсионеру 100 тыс. рублей в счет компенсации морального вреда. Перевозчик и пенсионер заключили мировое соглашение на сумму 50 тыс. рублей», — пояснили в прокуратуре Свердловской области.
Еще одна некрасивая история с ревизорами случилась в Перми. Там из-за технической проблемы с оплатой контролеры высадили женщину с грудным ребенком в коляске, несмотря на предложения других пассажиров заплатить за ее проезд.
Представитель власти без прав
В соцсетях «Известия» нашли сразу несколько пабликов, в которых объединились любители сэкономить на проезде. Там делятся приемами и техниками ухода от ответственности за безбилетный проезд. Также «корифеи» дают рекомендации и выкладывают мастер-классы по агрессивному общению с ревизорами (провокаторы на видео изматывают контролеров различными околоюридическими вопросами, отказываясь платить, хамят).
— Правовой статус контролера-ревизора не до конца определен, — рассказывает участковый полиции, который проводил проверки по подобным делам. — Да, он представитель власти. Но в то же время не может применять силу в отношении пассажира-нарушителя. Контролер не наделен правом задерживать. Он может только требовать от правонарушителя документ, удостоверяющий личность, для составления протокола. А безбилетник сейчас подкованный и знает свои права. Принудительно доставить в отделение, проверить документы могут, например, полицейский, росгвардеец. Но к каждому контролеру сотрудника [правоохранительных органов] не приставишь.
Согласно должностной инструкции контролеров ГКУ «Организатор перевозок», сотрудникам категорически запрещено «получать, забирать, а равно удерживать денежные средства, документы, личные вещи и другие ценности пассажиров, допускающих нарушения правил».
Контролёры
В наземном транспорте Москвы проводится постоянный контроль оплаты проезда.
В транспорте работают контролёры ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок».
Функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок».
Действия контролёра ГУП «Мосгортранс» при проверке
По первому требованию пассажиров контролёр обязан предъявить для ознакомления служебное удостоверение и назвать свою фамилию.
Контролёр должен проявлять выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами.
Проверка наличия проездных документов у пассажиров, их подлинности и срока действия осуществляется с использованием технических средств объективного контроля (переносное устройство контроля; магнитные технические тестирующие билеты).
Контролёр ГУП «Мосгортранс» имеет право
Требовать у пассажиров предъявления (передачи в руки) проездных документов и документов, подтверждающих преимущество по оплате проезда.
Изъять у пассажира проездные документы, предъявленные для подтверждения оплаты проезда контролёру во время проведения проверки:
– нелегитимные (поддельные) проездные документы;
– карты москвичей или карты жителей Московской области, а также иные льготные персонифицированные карты, не принадлежащих лицам, их предъявившим;
– временный единый билет у пассажира, не предъявившего документы, подтверждающие его личность и право на льготу;
– карту студента или учащегося (СКС, СКУ) у пассажира, не предъявившего студенческий билет, действительный на текущий учебный период.
Изъятие билета (документа) оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого выдается пассажиру, предъявившему указанный билет (документ).
Требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения действующих Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (автобусами, электробусами) в городе Москве.
В случае если пассажир, нарушивший Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (автобусами, электробусами) в городе Москве, отказывается оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), контролёр вправе потребовать от пассажира покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте.
В случае выявления грубого нарушения общественного порядка, выражающегося в явном неуважении к обществу, совершенного на транспорте общего пользования, сообщить о случившимся в правоохранительные органы.
При возникновении угрозы жизни и здоровью применить адекватные меры защиты в пределах допустимой самообороны.
Контролёру ГУП «Мосгортранс» категорически запрещено
Осуществлять контроль на маршрутах без служебного удостоверения.
Взыскивать штраф с граждан, допустивших нарушения административного законодательства РФ и города Москвы, Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (автобусами, электробусами) в городе Москве.
Функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок».
Изымать у пассажира проездные документы, в том числе карту москвича или карту жителя Московской области, а также именной студенческий проездной билет, без составления и выдачи первого экземпляра акта установленной формы.
По вопросам, связанным с деятельностью контролёров пассажирского транспорта, обращаться по телефонам:
8 (495) 950-42-93, доб. 18785, 18780.
Удостоверение контролёра
Временное удостоверение контролёра
Выдача изъятых карт москвича
Выдача изъятой карты москвича, а также временного билета осуществляется в сувенирном магазине «Московского метрополитена» по адресу Тверская улица, дом 30/2, строение 1, метро «Маяковская», южный вестибюль, выход 2, ежедневно с 8.00 до 20.00.
Перечень документов для получения изъятых карт москвича
Для студентов и учащихся:
- Акт об изъятии (при наличии);
- Студенческий билет или справка с места учебы при предъявлении документа, удостоверяющего личность;
- Если получает доверенное лицо, то нотариально заверенная доверенность, паспорт доверенного лица.
Для держателей карты москвича:
- Акт об изъятии (при наличии);
- Паспорт;
- Если получает доверенное лицо, то нотариально заверенная доверенность, доверенного лица.
Для держателей ВЕСБ:
- Акт об изъятии (при наличии);
- Документ подтверждающий право льготы (пенсионное удостоверение или справка МСЭ);
- Если получает доверенное лицо, то нотариально заверенная доверенность, пенсионное удостоверение или справка МСЭ держателя карты, паспорт доверенного лица.
Для держателей карты дружинника:
- Акт об изъятии (при наличии);
- Удостоверение дружинника;
- Документ, удостоверяющий личность.
Инструкция по обмену и восстановлению билетов и карт «Тройка»
Дорогие друзья!
С 1 января 2018 года в столичных автобусах и трамваях существенно увеличится количество контролеров, см. сюжет «Россия 1» https://www.youtube.com/watch?v=yoRMv4805FA
К сожалению, с увеличением числа контролеров неминуемо увеличится и число конфликтных ситуаций между контролерами и пассажирами. Нижеследующая статья поможет Вам не только избежать конфликтных ситуаций, но и развенчает многие мифы и прольет свет на реальные права контролеров и пассажиров.
Ниже наиболее часто задаваемые вопросы:
— Имеет ли право контролер отвести «зайца» в отделение полиции?
— «Автобус (трамвай) никуда дальше не поедет!». Имеет ли право контролер давать подобные указание водителю, пока пассажир не покинет салон или же не оплатит штраф?
— Имеет ли право контролер взыскать штраф на месте?
На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в нижеследующем материале. Мы рекомендуем ознакомиться с ним, чтобы Вы были в курсе своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей контролеров. Также мы подготовим для Вас короткую памятку с основными положениями и ссылками на нормативно-правовые акты, которую Вы сможете распечатать, чтобы, столкнувшись с контролером, Вы знали как действовать и некоторые нерадивые контролеры не могли ввести Вас в заблуждение, зная, что лишь 5% пассажиров «юридически подкованы» и знают свои права.
1 шаг
В качестве 1 шага Вам нужно понять, кто перед Вами — Контролер ГУП «Мосгортранс» или же контролер ГКУ «Организатор перевозок». Дело в том, что их права и обязанности существенно отличаются.
Все очень просто:
У каждого контролера ГКУ «Организатор перевозок» должен быть нагрудный значок, а также нарукавный знак следующего образца:
Ну а так должен выглядеть контролер ГУП «Мосгортранс».
Если Вы сомневаетесь, кто перед Вами, Вы можете попросить предъявить удостоверение, которое контролер обязан предъявить по первому требованию пассажира (согласно должностной инструкции, контролёру категорически запрещено осуществлять контроль не имея служебного удостоверения).
2 шаг
2 шаг – это скорее наша рекомендация. Мы рекомендуем фиксировать общение с контролером на камеру. Как правило, под видео-запись контролеры ведут себя иначе, не зная, где в итоге может оказаться данное видео. А препятствовать фиксации/съёмке они не имеют права. Просто включите запись и положите телефон, например, в нагрудный карман (порой даже аудио-запись может сыграть существенную роль).
Также порой не лишне напомнить контролеру, что он должен проявлять выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами (прописано в должностной инструкции контролера). Также можете напомнить контролеру о статье 5.61 КоАП РФ — Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, ответственность для должностных лиц по данной статье предусмотрена в размере от 10 до 30 тыс. рублей (при средней зар. плате контролера в 30 тыс. рублей).
3 шаг (Если перед Вами Контролер ГУП «Мосгортранс»)
А теперь самое интересное.
Если перед Вами Контролер ГУП «Мосгортранс», то он имеет право обязать Вас при выявлении безбилетного проезда и (или) провоза ручной клади приобрести у него (контролера) или водителя посадочный талон. Если же пассажир отказывается оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), контролер вправе потребовать от него покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте. Только в случае отказа пассажира оплатить проезд и отказа покинуть салон транспортного средства на ближайшей остановке контролер ГУП «Мосгортранс» имеет право вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении.
Доставлять пассажира в органы внутренних дел Контролеры ГУП «Мосгортранс» имеют право лишь в случае угрозы расправы и (или) применения физической силы во время исполнения ими служебных обязанностей.
Т.о. если у Вас не оказалось билета и перед Вами Контролер ГУП «Мосгортранс», то он может лишь обязать Вас приобрести билет, а в случае Вашего отказа — потребовать покинуть салон. Доставлять Вас в ОВД он не имеет права.
* Здесь важно отметить, что ни Контролеры ГУП «Мосгортранс», ни Контролеры ГКУ «Организатор перевозок» не имеют права доставлять граждан в ОВД. «Лишь с согласия пассажира ему может быть предложено проследовать в отделение полиции для установления личности».
И ещё один важный момент, на который необходимо обратить внимание: при предъявлении контролеру ГУП «Мосгортранс» нелегитимных (поддельных) проездных документов, в том числе проездных билетов, не принадлежащих лицам, их предъявившим, а также в случае если пассажир не предъявил документ подтверждающий его личность и документ подтверждающий право на льготу, контролер имеет право на изъятие предъявляемых документов. Изъятие билета (документа) оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого выдается пассажиру, предъявившему указанный билет (документ).
* Заметим, что полномочиями по изъятию проездных документов обладают лишь Контролеры ГУП «Мосгортранс» у контролеров ГКУ «Организатор перевозок» таких полномочий нет.
Вот, по сути, и все права Контролеров ГУП «Мосгортранс».
Они не имеет права взыскивать штраф с граждан, т.к. функции по взысканию штрафов возложены на ГКУ «Организатор перевозок», также они не имеют права задерживать подвижной состав (любопытно, что данный пункт прописан отдельной строкой, видимо, потому, что некоторые нерадивые контролеры пользуются этим).
3 шаг (Если перед Вами Контролер ГКУ «Организатор перевозок»)
Что же делать, если перед Вами Контролер ГКУ «Организатор перевозок»? Здесь также все предельно просто.
Если контролер ГКУ «Организатор перевозок» выявил факт безбилетного проезда или проезд по чужой социальной карте, то он вправе выписать Вам штраф в размере 1000 рублей (при этом, на руки контролеру штраф не выплачивается, а оплачивается по квитанции через банк). Конечно, для этого ему потребуется документ, удостоверяющий личность. Однако даже если Вы заявите, что «забыли паспорт», то, как мы уже писали выше, Контролер лишь «с согласия пассажира» может предложить Вам проследовать в отделение полиции для установления личности. При этом ни о каком примении силы/доставлении не может быть и речи (это не полицейский), несмотря на то, что об этом можно прочитать во многих блогах, например: https://sopass.livejournal.com/19662.html
Контролер ГКУ «Организатор перевозок» не может изымать никакие документы, будь-то чужие социальные карты или что-то еще. Они уполномочены лишь выписывать постановления/протоколы.
* Напомним, что изымать карту (с соответствующим актом) на наземном транспорте могут только контролеры ГУП «Мосгортранс».
Практика показывает, что контролеры очень любят сразу составлять Постановления (документ, признающий вашу вину и накладывающий наказание). Однако если Вы не согласны с нарушением, то они обязаны составить Протокол (документ, фиксирующий нарушение. Не признает виновным и не накладывает никакого наказания).
* Теперь понимаете, почему мы Вам ранее рекомендовали фиксировать Ваше общение с контролерами на видео?)
Т.о. если Вы не согласны с вменяемым Вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола, в котором подробно опишите все причины Вашего несогласия и поставьте подпись.
Важно помнить: подпись в протоколе не означает признание Вами своей вины, а вот не подписанный протокол как раз оставляет массу вопросов. Так что смело описывайте свою версию событий в протоколе, подписывайте, берите себе копию и далее оспаривайте вмененное Вам правонарушение.
4 шаг
Если Вы считаете, что, контролер нарушил Ваши права, повел себя некорректно, то Вы можете обратиться к нам за помощью через наш сайт People-help.com, где Вы сможете рассказать о случившемся. Также мы готовы опубликовать Ваше видео, чтобы придать случаю огласку и, т.о. вызвать общественный резонанс. Мы не берем деньги за оказываемые услуги и содействие. Однако обращаем Ваше внимание на то, что оставляем за собой право не оказывать помощь, а также не публиковывать видео-материалы с откровенно провокационными и оскорбительными заявлениями в адрес Контролеров.
Помогайте, поддерживайте друг друга. Ведь в сложной ситуации Вам хочется, чтобы и Вам помогли.
С уважением,
Московская Общественная Организация «Содействие».
www.people-help.com
Фотографии Сергея Мухамедова, источник: http://loveopium.ru, а также Юрия Ридякина, источник: http://transport.mos.ru/mostrans/news/#!/page/news/?id=4165